Свобода деятельности человека свобода и ответственность: Решутест. Продвинутый тренажёр тестов

Лекция 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Расскажите о сайте на своей странице в соцсети:

Видеозанятия по обществознанию:

Деятельность человека предполагает выбор средств способов, приёмов, желаемых результатов деятельности. В этом праве – проявление свободы человека. Свобода- способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

В философской науке проблема свободы обсуждается давно. Чаще всего она сводится к вопросу о том, обладает человек свободной волей или большинство его поступков обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, роком, судьбой и т.п.).

Необходимо отметить, что абсолютной свободы не существует в принципе. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно – эти два положения просто противоречат друг другу. Человека, который систематически нарушает общественные установления, общество просто отторгнет.

В древности такие люди подвергались остракизму – изгнанию из общины. Сегодня чаще применяются моральные (осуждение, общественное порицание и т.п.) или юридические методы воздействия (административные, уголовные наказания и т.п.).

Поэтому следует понимать, что под свободой чаще понимают не «свободу от», а «свободу для» — для саморазвития, самосовершенствования, помощи другим и т.п. Тем не менее, в обществе пока понимание свободы не устоялось. Можно выделить две крайности в понимании этого термина:
— фатализм– представление о подчинении всех процессов в мире необходимости; свобода в этом понимании иллюзорна, в реальности не существует;
— волюнтаризм– представление об абсолютности свободы, основанной на воле человека; воля в этом понимании – первооснова всего сущего; свобода абсолютна и изначально границ не имеет.

Часто человек вынужден совершать действия по необходимости – т.е. в силу внешних причин (требования законодательства, указания вышестоящих, родителей, учителей и т.

п.) Противоречит ли это свободе? На первый взгляд да. Ведь человек совершает эти действия ввиду внешних требований. Между тем, человек же по своему нравственному выбору, понимая сущность возможных последствий, выбирает путь исполнить волю других. В этом тоже проявляется свобода – в выборе альтернативы следовать требованиям.

Сущностное ядро свободы — выбор. Он всегда связан с интеллектуальным и волевым напряжением человека — это т.н. бремя выбора. Ответственный и продуманный выбор часто даётся нелегко. Известна немецкая пословица — «Wer die Wahl hat, hat die Qual» («Кто стоит перед выбором, тот испытывает мучения»). Основа этого выбора — ответственность. Ответственность- субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также их последствия; определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. Без свободы ответственности быть не может, а свобода без ответственности превращается во вседозволенность.

Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:


Свобода и ответственность — Психологос

01 октября 2022 г., 21:49

Свобода и ответственность — это две стороны одной медали. Это два понятия, которые тесно переплетены между собой. Свобода и ответственность — две стороны одного целого — сознательной человеческой деятельности. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Чем больше свободы, тем больше ответственности.

Тот, кто признает несвободу, полную детерминированность личности, снимает с нее личную ответственность за ее поведение и ее жизнь. Так, вор может заявить: «Яблоко украл не я, а мой голод. Я не мог не украсть, потому что мой голод заставлял меня украсть яблоко, а мои реакции на мой голод определялись моим воспитанием».

Высказывания о свободе и ответственности

Зигмунд Фрейд как-то сказал: «Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит».

Другой известный афоризм гласит: «Есть памятник свободе (статуя свободы), но, увы, нет памятника ответственности».

Г.Л. Тульчинский: «Границы свободы и ответственности совпадают, как две стороны одного листа бумаги. Только там, где я свободен, где мною свободно приняты решения, свободно совершены действия, я и отвечаю за них и их последствия. И наоборот — я могу быть ответствен только за то, в чем проявилась моя свобода».

Виктор Франкл: «Свобода может вылиться в простой произвол, если она не проживается с точки зрения ответственности».

Леонид Мартынов в рифме:

«Я уяснил,

Что значит быть свободным.

Я разобрался в этом чувстве трудном,

Одном из самых личных чувств на свете.

И знаете, что значит быть свободным?

Ведь это значит быть за все в ответе!»

Ролло Мэй о свободе и ответственности:

Согласно одному из основных постулатов психотерапии, пациент должен рано или поздно научиться отвечать за свои поступки. Вот почему детерминированность, которая снимает с личности всякую ответственность, в конечном итоге просто мешает душевному выздоровлению. Причинно-следственная предопределенность годится только для весьма ограниченной области неврозов, вызванных комплексом подавления. Освободившись от комплекса, пациент принимает на себя ответственность за творческое созидание собственного будущего.

Как говорит мой опыт, страдающие неврозами пациенты чаще всего придерживаются предопределенности в отношении к жизни. Они всегда ищут, на кого бы переложить вину за собственные трудности – на родителей, на несчастливое детство, на коллег. Для них все сгодится, «лишь бы только я был не виноват» – вот их лейтмотив. Объяснить это легко: стоит такому пациенту взять ответственность на себя, как ему придется предпринять какие-то шаги, чтобы справиться со своим неврозом. Безусловно, в любой произошедшей с человеком беде наличествует бессчетное количество предопределяющих факторов, но в основе основ личностной автономии лежит момент собственной ответственности и возможность творческого развития. См.→

  • Жизненные ценности
  • Ответственность
  • Свобода

Комментарии (2):

Гость, 03 октября 2017 г., 22:50

Как это возможно??? Я — продукт воспитания родителями. Я сформировался такой, какой есть и во многом не такой, каким бы я хотел быть. И как исправить ситуацию — я не знаю. Определённые процессы я не могу контролировать сознательно, так как бессознательное выдавливает мысли, мозг отключается и я начинаю себя вести автоматически. Это страх. Вопрос: я виноват? Да, потому что веду себя так. Это ж я себя так веду. Но если по-другому не выходит, то как быть? Я и не виноват, потому что не мог в детстве выбирать воспитание, идеи, которые транслировались родителями. Что делать? Чёрт с ним, я соглашусь, что я перекладываю ответственность. Как её не перекладывать? Как перестать обвинять во всём «родителей, несчастливое детство, коллег»?

1

ответ

Гость, 13 мая 2018 г., 16:15

Взять ответственность на себя.

Изменить прошлое невозможно, изменить поступки родителей — невозможно. То, что есть сейчас у вас — это настоящее, это то, что есть в действительности. И у вас два решения: дальше ныть и ничего не делать, либо с текущей секунды улучшать всё, что вокруг вас. Постоянно думая, переваривая мысли, события вы никогда ни к чему не придете, по личному опыту знаю. Разбираясь в проблеме вы тоже ни к чему не придете. Действуйте, и не завтра, не через час, не через десять минут — сейчас. Прямо сейчас делайте всё, что можете. И никогда не оправдывайтесь ни в чём.

Жизнь очень проста, ты либо делаешь что-то, либо нет. И результаты в данном случае не нужно долго угадывать) Проблемы в общении? Меняйся, проблемы не с людьми, а с тобой. Ведь посмотри вокруг, другие «ведь как-то» находят общий язык, значит это возможно. Не могут все быть плохими, а ты хороший. Если кажется, что со всеми людьми что-то не так, значит не так что-то с тобой.

Припомню одну фразу из сериала «Мистер Робот», посмотрел уже давно всего 3 серии, но одна фраза многое изменила в моей голове. Сериал о программисте, я, к слову, тоже программистом работаю, поэтому понимаю многое, о чем шлось в этом сериале. Многие знают, что компьютер оперирует сигналами «1» и «0». Т. е. истина и ложь. Главная фраза была, приблизительно, такова: «В жизни всё, как в программировании. Ты либо 1, либо 0. Чего-то среднего нету. Ты либо действуешь, либо умираешь. Кем быть, единицей или нулем, выбирать тебе.»

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Что такое ответственность и ответственный подход

Ответственность – это способность субъекта (человека, группы людей или организации) адекватно ответить за то, что ему поручено либо за то, что он взял на себя сам.

8Подробнее

01 окт. 2022 г.

Ролло Мэй о свободе и ответственности

Признавая, что объективная наука помогает нам в значительной мере познать отдельные фазы и явления умственной деятельности человека, было бы непростительной ошибкой воображать, что можно свести к причинно-следственным механистическим принципам понимание человеческого разума во всех его творческих, часто непредсказуемых, подчас неуловимых проявлениях. В итоге, фрейдовская, по выражению Ранка, «естественно-научная психология» пошла по ложному пути признания абсолютной детерминированности личности.

3Подробнее

01 янв. 2006 г.

Свобода

Свобода — неотъемлемый признак человеческого образа жизни. Человек только тот, кто свободен. Настолько Человек, насколько — свободен.

0Подробнее

01 янв. 2010 г.

Воспитание и развитие ответственности

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

0Подробнее

свобод и обязанностей | Education World

Советник для новых учителей

 

Вы знаете, что вам нужна сбалансированная среда в классе. Вы хотите, чтобы у студентов был голос, но вы не хотите, чтобы они воспользовались вашей доброй волей. Цель – создать атмосферу взаимного уважения. Но как вы можете это сделать?

Берите пример с наших предков, которые разработали уникальное правительство для новообразованных Соединенных Штатов Америки. Эти великие люди предусмотрительно наделили людей свободами и смягчили эти свободы обязанностями. Это же решение будет работать для вас в классе.

Когда люди угнетены, они склонны быть угрюмыми, пока, наконец, не восстанут. Говорим ли мы о стране или классе, это простой факт человеческой природы. Если вы решите управлять своим классом как диктатура, управляя со страхом и угнетая учеников, вы создадите в классе атмосферу негодования. Будут ли ученики слушаться? Неохотно, да, но только из страха возмездия. В конце концов, студенты начнут бунтовать в мелочах. Эти маленькие бунты усилят их, и вскоре вы обнаружите, что контроль ускользает из ваших рук.

С другой стороны, когда людям предоставляется полная свобода действий, возникает хаос.

Без ответственности любое поведение становится приемлемым. К лидеру относятся так же, как к любому другому члену группы. На самом деле любое первоначальное уважение вскоре теряется, поскольку люди видят, что их лидер не может сохранять контроль. Это происходит слишком часто в классе, когда ученики устанавливают все правила или учитель не требует от учеников ответственности за свои действия. Какими бы веселыми и интересными ни были ваши уроки, без структуры ваш класс будет в постоянном хаосе. Вы даже можете умолять студентов вести себя прилично. Будьте в курсе; в этот момент они несут ответственность за ваш класс.

Ваша цель должна заключаться в том, чтобы дать учащимся возможность участвовать в собственном обучении, неся ответственность за свое поведение и результаты работы. Это можно развить с помощью системы последовательности и гибкости в классе.

Вы можете задаться вопросом: какими должны быть эти свободы? Какие обязанности я должен возложить на своих учеников? И Последовательность, и Гибкость должны естественным образом развиваться из ваших ожиданий (см. «Закладка фундамента»). Также подумайте о том, как вы ожидает лечения — например, на семинаре по повышению квалификации персонала. Вы бы обиделись, если бы вам пришлось спрашивать разрешения на посещение туалета у другого взрослого? Насколько бы вы разозлились, если бы забыли ручку и были вынуждены сидеть за пределами комнаты в качестве наказания за свою забывчивость? Запомните золотое правило: относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам.

В моем классе учащиеся могут свободно пользоваться туалетом (с пропуском), получать материалы, советоваться с другими учащимися, делать небольшой перерыв и пить воду или перекусывать по мере необходимости. В их обязанности входит своевременное и аккуратное выполнение своей работы, уважение к другим и поддержание чистоты на своем участке.

Теперь вы можете задаться вопросом, как вы удерживаете студентов на своих местах для обучения, если у них есть такие свободы. Я использую концепцию, которую я называю «Мое время/Ваше время», которая обеспечивает структуру для взаимного уважения.

Во-первых, я проявляю уважение к ученикам, предоставляя им возможность заботиться о своих потребностях, не чувствуя себя в тюрьме. В свою очередь, я ожидаю, что они будут уважать мое время в качестве учителя. Мое время — это любое время, когда я даю прямые инструкции, даю указания или обращаюсь к классу в целом. (Это относится к любому взрослому в комнате.) В течение мое время, я прошу, чтобы студенты проявляли уважение, тихо слушая, делая записи по мере необходимости, задавая вопросы по мере необходимости, участвуя и оставаясь на своих местах. Я всегда даю мини-уроки, поэтому мое время обычно длится не более 15 или 20 минут.

Серия управления классом

Обязательно ознакомьтесь со всеми статьями из серии «Управление классом» Эммы Макдональд:

* Создание основы
* Формирование хороших привычек
* Задание тона
* Свободы и обязанности
* Последовательность и гибкость
* Инструменты мотивации

Ваше время — это любое время, когда учащиеся индивидуально или вместе работают над заданием или заданием в классе. В это время учащиеся могут выйти в туалет (по одному), выпить воды, перекусить, если необходимо, получить материалы, посоветоваться с другими учащимися (по поводу работы в классе) и т. д.

В свою очередь, каждый учащийся несет ответственность за своевременное выполнение задания/задания, уважение к другим и поддержание чистоты в своих помещениях, чтобы класс остался таким, каким он его видел.

В моем классе мы подробно говорим о концепции «Мое/Ваше время» и обсуждаем, что она значит для меня и для учеников. Я не тороплюсь, чтобы объяснить студентам, что наличие свободы не означает, что ею можно воспользоваться. Если свободой злоупотребляют, то последствием является то, что свободу отнимут на день или два. По истечении этого времени мы попробуем еще раз.

Мы также говорим о том, что каждый ученик индивидуален и что иногда то, что нужно одному ученику, не нужно другому. Справедливость не всегда одинакова, вот что я говорю своим ученикам. Если один ученик не позавтракал перед приходом в школу, ему или ей, вероятно, понадобится перекусить в самом начале. Это не значит, что всем в классе нужно перекусить. Я прошу всех своих учеников действовать по своему усмотрению и помнить, что, когда нарушаются свободы, они будут удалены.

Любая свобода, которую вы предлагаете студентам, должна сопровождаться соответствующей ответственностью. И убедитесь, что вы предоставляете некоторую структуру этим свободам. Например, у вас может быть процедура выхода из класса на время посещения туалета и разрешение покидать класс только одному учащемуся за раз.

Со структурой приходит ответственность. Что произойдет, если студенты злоупотребят своими свободами? Сразу сообщайте о последствиях, чтобы учащиеся заранее знали, чего ожидать. Как только следствие будет выполнено, снова разрешите свободы. Это помогает учащимся учиться на своих ошибках и позволяет им демонстрировать рост своей зрелости и ответственности.

Благодаря балансу свобод и обязанностей у вас есть возможность развить уважение между собой и вашими учениками. Вы также обучаете их навыкам, которые им понадобятся в рабочем мире, когда они взаимодействуют со своими коллегами, начальниками и сообществом. Я думаю, вы обнаружите, что, пока вы создаете структуру, ученики положительно реагируют на такую ​​сбалансированную классную среду. Расширение прав и возможностей учащихся открывает дверь к взаимному уважению, позитивному отношению и хорошему поведению в классе.

С четырьмя свободами, четырьмя обязанностями / Фонд Форда

Защита демократических ценностей

Даррен Уокер, президент Фонда Форда

 

Примечание автора ценности и институты сталкиваются с прямыми и ужасными угрозами.

Неисчислимые миллионы боятся преследований за свои религиозные убеждения, сексуальную ориентацию и гендерную идентичность. Другие просто боятся за свою жизнь. В некоторых странах авторитарные правительства стремятся подавить демократические свободы, такие как право на протест или свободу прессы. Даже демократически избранные правительства ограничивают эти свободы на фоне роста трайбализма и ксенофобии. Моральное лидерство Соединенных Штатов почти исчезло из поля зрения.

Учитывая изнурительный темп новостей в течение последних восемнадцати месяцев — среди постоянного хаоса — окна для медленных и постоянных размышлений кажутся редкими и редкими. Действительно, в наши дни хаос стал чем-то вроде окружающего шума, и трудно разобраться во всем этом — трудно понять, как двигаться вперед. Ведь мы на всех парах несемся вперед, в неизвестность. Нет ничего легкомысленного или наивного в том, чтобы остановиться и задуматься над тем фактом, что сама демократия впервые, по крайней мере, за поколение, находится под угрозой.

Когда я пишу это, я остро осознаю, что все эти сливающиеся кризисы имеют одну и ту же многообразную причину: неравенство. Они требуют и для себя подобных, часто родственных жертв: вежливости, сочувствия и справедливости. И не только экономическое или расовое неравенство, но и географическое и культурное неравенство заставляет целые сообщества и регионы чувствовать себя игнорируемыми и брошенными, если не открытыми преследованиями.

На основании бесчисленных исторических примеров мы знаем, что наибольшую опасность для демократии представляет не терроризм, не экологический кризис, не распространение ядерного оружия и не результаты каких-либо выборов. Величайшей опасностью для демократии является безнадежность: безнадежность многих миллионов, которые выражают свое мнение с помощью своих бюллетеней, и безнадежность еще многих миллионов, которые выражают свое мнение, вообще не голосуя. Эта безнадежность — еще один симптом неравенства, которое разъедает наши нормы и разрушает мосты общего дела — те самые узы доброй воли, которые должны сплотить нас и помочь нам противостоять нашим общим вызовам.

Несмотря на кажущиеся совершенно беспрецедентными обстоятельства, демократия не чужда испытаниям изнутри и снаружи. И поэтому в последнее время меня успокаивает то, как другое великое американское поколение отреагировало на величайшую угрозу демократии прошлого века: Вторую мировую войну.

Мудрость из прошлого

Представьте первые дни 1941 года, еще один момент, когда царил хаос.

Последствия финансового кризиса десятилетней давности продолжали сказываться на Соединенных Штатах и ​​поражать американский народ. Через Атлантику к власти демократическим путем пришел ненавистный демагог, и его возвышение и расистская политика угрожали безопасности его народа. Соединенные Штаты замкнулись — многие их граждане не желали признавать, что происходит в мире. В некоторых уголках нашей страны фракции призывали к изоляции, в то время как другие поддерживали более опасные проявления национализма — и все это как союзники, умоляющие об американском лидерстве и помощи.

В этих довольно знакомых обстоятельствах президент Франклин Д. Рузвельт составил свое ежегодное послание Конгрессу США. В этом обращении он изложил Четыре свободы, которые гласили:


В грядущие дни, которые мы стремимся обеспечить безопасностью, мы с нетерпением ждем мира, основанного на четырех основных человеческих свободах.

Во-первых, свобода слова и самовыражения —
во всем мире.

Второе — это свобода каждого человека поклоняться Богу по-своему — в любой точке мира.

Третье — свобода от нужды, что в переводе на мировые термины означает экономическое взаимопонимание, которое обеспечит каждой нации здоровую жизнь в мирное время для ее жителей — во всем мире.

Четвертое — свобода от страха, что, в переводе на мировые термины, означает всемирное сокращение вооружений до такой степени и таким тщательным образом, что ни одна нация не будет в состоянии совершить акт физической агрессии против любой сосед — в любой точке мира. 1

С этой идеей президент Рузвельт сделал то, что в то время было весьма примечательно, — он попросил американцев принять участие в борьбе своих собратьев.


За прошедшие десятилетия эти четыре свободы и эта формулировка основных демократических ценностей стали культовыми. Они вдохновили Нормана Роквелла на четыре самые известные картины. Их влияние также простирается далеко за пределы Соединенных Штатов или американской культуры; эти же свободы открывают Всеобщую декларацию прав человека Организации Объединенных Наций. Эти четыре свободы отражают безотлагательность их особого момента в истории, а также вневременные ценности и стремления, которым должно следовать наше общество.

Почему сейчас?

Хотя в январе 2016 года исполнилось семьдесят пятую годовщину речи президента Рузвельта о четырех свободах, события с января 2017 по январь 2018 года заставили меня пересмотреть ее, отчасти потому, что пропасть между этим обнадеживающим видением и нашей реальностью кажется особенно огромной.

То, что, по-видимому, неявно подразумевается в «Четырех свободах» Рузвельта и необходимо для нашей сегодняшней демократии, — это понимание нашей ответственности за защиту и расширение этих свобод — повсюду в мире и друг для друга.

Мы знаем, что эти свободы не возникают сами по себе. В Соединенных Штатах они являются продуктом революции и протеста, разговоров и компромиссов, постоянного спотыкающегося продвижения к исключительному идеалу. И как граждане и участники нашего общества, мы все должны сыграть свою роль не только в реализации своей собственной свободы, но и в создании условий — и страны — где каждый может в равной степени пользоваться этими свободами.

Другими словами, «Мы, народ» означает, что моя свобода зависит от твоя свобода. Точно так же, если свобода для одного из нас лишена или ограничена, это ставит под угрозу свободу для всех нас — и для более широких демократических принципов, которыми мы все дорожим. Вот почему, когда мы живем в свободном обществе, мы обязаны защищать свободу для друг друга через наши обязанности друг перед другом.

Наши четыре обязанности

Таким образом, в случае с четырьмя свободами я утверждаю, что каждая свобода содержит в себе соответствующую ответственность — действие, которое требуется от нас как от создателей и управляющих нашим демократическим обществом. Их можно резюмировать просто:

 

Со свободой слова
приходит ответственность слушать .

Со свободой веры
приходит ответственность принять .

Со свободой от нужды
приходит ответственность служить .

И со свободой от страха
приходит ответственность действовать .

 

Более того, эти четыре обязанности не существуют в вакууме или независимо друг от друга. Точно так же, как каждая из четырех свобод имеет свое дополнение, каждая из наших обязанностей дополняет другие. Если мы обязуемся слушать, мы с большей вероятностью примем других. Если мы обязуемся принимать других, у нас будет больше шансов служить тем, кто в нас нуждается. И если мы посвятим себя служению, мы поймем, как мы должны действовать.

И если мы собираемся действовать, мы должны действовать сейчас.

Далее

Весной 2017 года, когда я размышлял о наших свободах и соответствующих им обязанностях, мне выпала честь произнести вступительные речи в четырех уважаемых высших учебных заведениях: Мичиганском государственном университете, Симмонс-колледже, Оберлин-колледже и Школа перспективных международных исследований Джона Хопкинса.

Представляется особенно уместным рассказать о демократических ценностях в этих четырех великих кампусах, потому что колледжи и университеты являются важнейшими институтами нашей демократии, местом, где проявляются наши самые высокие устремления и идеалы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *