Свобода и необходимость в человеческой деятельности свобода и ответственность: Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность — 4ЕГЭ

Содержание

Свобода и необходимость в деятельности человека — что это, определение и ответ

Свобода ― это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать модель поведения и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.). В связи с решением данных вопросов существуют две идеи:

  1. Фатализм (лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены судьбе и року. Трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности.

Например, к представителям фатализма относится Печорин, герой М.Ю. Лермонтова — в “Герое нашего времени” есть даже глава с соответствующим названием (“Фаталист”).

  1. Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего. Пренебрежение объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями.

К волюнтаристам можно отнести известных исторических персонажей, которые стремились переломить ход событий по своему желанию: например, Наполеона Бонапарта.

Свобода есть там, где есть выбор. Есть понимание свободы как вседозволенности, но оно неверно. Ведь свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием.

Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу и предполагает определенные обязанности.

Ответственность — это социально-философское понятие, характеризующее возможность субъекта (человека, социальной группы и др.) ответить за свои действия, поступки, последствия своих поступков.

Ответственность порождает обязанности.

Ответственность во многом определяет нравственную позицию личности в обществе, и ложится в основу поведения человека, становится фундаментом его мотивации.

Выделяют следующие виды ответственности:

Например, за вырубку лесов на текущем поколении Земли лежит ответственность перед будущим поколением.

  • Политическая ответственность — ответственность государства за выполнение международных договоров, ответственность выборных органов власти перед народом, ответственность органов гос. власти перед друг другом.

Например, ответственность правительства перед парламентом.

Например, помощь больным детям или старикам, сочувствие и участие в жизни окружающих.

Например, за кражу в крупном размере на гражданина К. возлагается юридическая ответственность в виде лишения свободы.

Например, на гражданине Н. лежит индивидуальная ответственность за правильное воспитание дочери.

Например, за загрязнение окружающей среды на россиянах лежит коллективная ответственность.

Регулятором ответственного поведения является совесть.

Совесть — способность субъекта самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать самоконтроль.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Лекция по теме «Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

Свобода и ответственность»

Теория:

1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Свобода – установленная законодательно возможность совершать поступки, не наносящие вреда окружающим.
Необходимость – неизбежное выполнение законов и соответствие определенным нравственным нормам в поведении

Ответственность — это отношение человека и общества, подразумевающее осуществление взаимных требований к поведению.

Свобода и необходимость

Человек рождается свободным, и никто не вправе обратить его в раба. Мы часто слышим о свободе, понимаем её, как важную ценность в жизни. Каждый человек стремится к ней. И это стремление возникает в нём с самого раннего детства. Ребёнок, провозглашая «Я сам!», хочет надеть одежду, поесть суп, построить пирамиду из кубиков или выполнить другие действия самостоятельно. 

Каково же значение и смысл свободы? На этот вопрос люди отвечают по-разному. Вот, что говорили древние мудрецы о свободе:  

Зенон (философ Др. Греции) — состояние особой мудрости.

Демонакт (философ Др. Греции) — свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.

Платон(философ Др. Греции) — власть над жизнью.

Цицерон (философ Др. Рима) — зависимость от законов.

Вольтер (французский философ 18 века) — делать то, что доставляет удовольствие, — значит быть свободным.

Ш.Монтескьё (франц. философ Нового Времени) — это право делать все, что разрешено законом.

Ж.Ж. Руссо (франц. философ Нового Времени) — состояние человека с первого момента своего рождения, которое затем пытаются у него отнять.

И.Ф.Шиллер (немецкий поэт 1759 – 1805) — свободен лишь тот, кто владеет собой.

Л.Н.Толстой (1828 – 1910) — хочешь быть свободным — приучай себя воздерживаться в своих желаниях.

Древняя китайская мудрость — если бы люди стремились совершенствовать себя вместо того, чтобы спасать весь мир, если бы они пытались добиться внутренней свободы вместо того, чтобы освобождать все человечество, — как много они сделали бы для действительного освобождения человечества!

Г. Гегель (немецкий философ 1770 – 1831) — свобода – это осознанная необходимость.

Остановимся на высказывании Гегеля, оно больше остальных связано с темой нашего урока. Разберем, что означает данное высказывание. Если свобода, как возможность поступать так, как хочется, предполагает наличие выбора, а необходимость, как то, что должно быть сделано человеком обязательно, предполагает отсутствие выбора, то какова связь между этими понятиями?

Важное значение этой связи заключается в понимании того, что необходимость осознается человеком. Человек, как существо разумное, должен понимать, что жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Существуют ограничители человеческой свободы, это право и закон, моральные нормы, традиции и обычаи, да и уровень развития, и характер общества в котором человек живет. Я перечислила внешние обстоятельства необходимости, которые человек должен осознать, принять и действовать согласно. Почему должен? Легко ответить! Потому что знает: «Нарушение установленных норм и правил влечёт к ответственности!». Но эти внешние обстоятельства не единственные ограничители человеческой свободы. Есть и другие, не менее важные – совесть, моральный долг, чувство справедливости, то есть внутренние ограничители человека. 

Нормальные человеческие отношения в обществе строятся на единстве свободы, необходимости и ответственности!

Свобода и ответственность

Важной стороной свободы человека в обществе служит возможность выбора. В жизни каждого человека наступает этап, когда перед ним со всей остротой встает вопрос: «Какой путь избрать в дальнейшем?». Сделанный выбор предполагает, прежде всего, собственную ответственность. Помните, что, принимая решения необходимо идти на затраты своих сил, энергии, эмоций. Без самоотдачи ни один из намеченных планов не будет осуществлён. Нельзя прожить жизнь за чужой счёт – ни за счёт родителей, ни за счёт учителей, ни за счёт друзей. Только осмыслив и приняв это, можно стать самостоятельным человеком и пользоваться уважением окружающих. Таким образом, свобода человека связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением сделать правильный выбор.

Запомните определение свободы, которое формулирует наука:

Свобода — это самостоятельность личности, выражающаяся в ее способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Фатализм и волюнтаризм

По отношению к человеческой свободе сложились две мировоззренческие концепции: фатализм и волюнтаризм.

Фатализм исторически возник раньше волюнтаризма. Он рассматривает каждый человеческий поступок, как неотвратимую реализацию предопределения.  Это означает, что свободный выбор человека исключается. Таким образом, фатализм – это убежденность в том, что всё предрешено и своими силами человек ничего не может изменить. Любое неравенство между людьми рассматривается просто – у людей разные судьбы. Кто-то рожден стать царём, а кто-то слугой. Опасность фатализма заключается в том, что она делает человека пассивным. Человек думает: «Что толку что-то делать, когда кому-то предрешено сидеть на дне, а кому-то править миром…». Но дело ведь в том, что человек не может знать, какая ему уготована судьба. Не может ли его бездействие и смирение с тем что есть привести к упущенным возможностям? Может! Тогда почему бы не стремиться к большему?

Волюнтаризм – концепция противоположная фатализму, абсолютизирует свободу человеческой воли. Говоря проще, волюнтаризм основан на вере в то, что всё на свете происходит потому, что кто-то из людей так захотел. Добившись прогресса общественного развития человек стал осознавать свою всесильность и всемогущество. Человек волюнтаристских взглядов считает, что его возможности безграничны. В своём поведении он пренебрегает возможными последствиями. Опасность волюнтаризма заключается в том, что человек переоценивает себя и недооценивает реальные объективные условия.

Какому направлению отдать предпочтение, дело личное. Но в жизни лучше во всём придерживаться «золотой середины»!

В. Шекспир писал:

Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.  

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

План по теме Свобода и необходимость в человеческой деятельности

1. Свобода как общечеловеческая ценность
2. Свобода и необходимость
2.1 Ограничители человеческой свободы: право и мораль
2.2 Свобода – осознанная необходимость
3. Свобода и ответственность
3.1 Свобода выбора в деятельности человека
3.2 Ответственность за сделанный выбор
4. Мировоззренческие концепции по отношению к человеческой свободе
4.1 Фатализм
4.2 Волюнтаризм
5. Значение и смысл свободы в изречениях мудрецов

Почему важна свобода (полное объяснение)

Что такое свобода и почему она так важна? Короче говоря, свобода — это способность принимать решения самостоятельно. Мы свободны думать и высказывать свое мнение, выбирать свой собственный жизненный путь и общаться с кем угодно. Это позволяет нам быть индивидуальными и создавать свою неповторимую жизнь. Вот почему свобода является таким основным правом человека — без нее мы не могли бы по-настоящему быть собой. И это был бы действительно довольно мрачный мир.

Преимущества свободы

Свобода — одна из самых важных вещей в мире. Это делает нас людьми, и это то, что мы все должны ценить как человеческие существа.

Если вам интересно, почему свобода так важна, вот некоторые преимущества, которые дает свобода :

  • У вас есть естественное основное право быть тем, кем вы хотите жизнь
  • Свобода позволяет вам делать собственный выбор
  • Свобода дает вам право на свободное выражение мнений
  • Вы имеете право не подвергаться дискриминации

Свобода — это доверие

Свобода воли — это способность действовать интуитивно или, другими словами, действовать без внешнего принуждения. Люди свободны, когда они могут развиваться так, как им лучше всего.

Почему это так важно?

Ну, на самом деле все просто: нужно, чтобы доверять. Доверие является ключевым элементом лидерства и жизни в целом.

Например, вам нужно доверие вашей команды, если вы хотите, чтобы они верили в вас как в лидера и, что более важно, если вы хотите, чтобы они стремились к целям, которые вы ставите перед собой и компанией в целом. Вы можете лучше всего завоевать доверие своих сотрудников, предоставив им свободу (при условии, что с ней хорошо обращаются).

То же самое относится и к вам: чтобы доверять себе, вам нужна свобода. Свобода позволяет нам пробовать что-то новое и совершать ошибки, чтобы мы могли учиться и расти на собственном опыте.

Мы свободны следовать своему собственному пути

Мы свободны делать свой собственный выбор и идти своим путем в жизни. Именно эта свобода выбора делает нас теми, кто мы есть сегодня.

У каждого человека есть свой уникальный личный путь, и мы несем личную ответственность за его следование. Вам решать, что вы хотите делать, кем вы хотите быть, куда вы хотите пойти и как вы хотите прожить свою жизнь.

Самое главное, чтобы ВЫ сами принимали эти решения; их не должен делать кто-то другой! У вас есть свобода выбора!

У вас есть свобода выбора, потому что у всех нас разные интересы и желания; поэтому никто не может указывать другому человеку, что ему делать со своей жизнью или как ее прожить! Для того чтобы общество в целом не только выживало, но и процветало, ему необходимо разнообразие взглядов и мнений по таким вопросам, как религия, политика, экономика и т. д.

Так что не позволяйте никому давить на вас. Помните также, что только потому, что у кого-то другое мировоззрение, чем у вас, не означает, что их мировоззрение недействительно!

Свобода важна для счастья

Свобода важна для нашего счастья, потому что она позволяет нам делать выбор, который делает нас счастливыми, и дает нам возможность совершать ошибки и учиться на них.

Итак, наше счастье зависит от того, как мы относимся к выбору, который сделали и продолжаем делать в жизни.

Свобода позволяет людям делать выбор, которым они гордятся. Это делает их счастливее, потому что они знают, что заработали свое счастье по собственной воле. Для одних важнее всего будет экономическая свобода, для других важнее свобода слова.

Каждый хочет гордиться своим выбором в жизни. Это обнадеживающее чувство, когда вы понимаете, что именно там, где вы хотите быть в жизни, благодаря выбору, который вы сделали для себя на этом пути.

Вещи, дающие чувство собственного достоинства и свободы

Близкие друзья вокруг вас, работа, которую вы любите делать каждый день, продвижение по службе или награды на работе — все это дает вам чувство собственного достоинства и гордости, потому что вы добились их своими руками.

Эти чувства невозможно воспроизвести, если вы ведете контролируемый образ жизни, в котором почти все диктуется другими. Это не оставляет места для личного роста или выбора, что может привести к неудовлетворенности, потому что в жизни всегда будет чего-то не хватать, если у вас никогда не было возможности создать это самостоятельно.

Более того, свобода дает людям возможность не только делать выбор, но и совершать ошибки. Нам нужно, чтобы они выросли зрелыми взрослыми, способными успешно справляться с трудными ситуациями благодаря новым знаниям и опыту, полученным в результате прошлых ошибок.

Если бы не ошибки, мы бы никогда не научились на них и поэтому ничего не делали бы для их исправления. Это означает, что то, что было сделано неправильно, будет продолжаться до тех пор, пока либо кто-то другой не вмешается, либо пока оно не самоуничтожится (например, бизнес-модель) из-за своих непрекращающихся ошибок.

Суть в том, что свобода делает нас счастливее, потому что позволяет делать выбор, который делает нас счастливыми.

Социальная и несоциальная свобода

В социальном или коллективном смысле свобода означает, что человек свободен участвовать в построении и формировании своего собственного мира. Это могут быть политические, религиозные, профессиональные, художественные и любые другие группы, организации и институты.

Свобода в данном контексте является синонимом личной свободы:

  • Право решать, принадлежать или нет.
  • Способность быть собой без страха исключения.
  • Способность выражать себя так, как считает нужным.
  • Способность добиваться счастья на своих условиях, когда у других есть такие же возможности.

Свободы, которые мы считаем само собой разумеющимися

С чисто личной точки зрения, есть ряд свобод, которые мы часто принимаем как должное. У вас есть свобода выбора, где вы живете, что вы едите и кто ваши друзья. У вас также есть свобода быть собой и выражать себя так, как считаете нужным.

Вы можете следовать своим жизненным увлечениям и быть независимыми от других.

Вы можете делать все, что хотите, в любой день или вечер, в разумных пределах, конечно. Вы можете рано вставать или спать; приготовить завтрак или пропустить его; тренироваться или вообще ничего не делать; гуляйте с друзьями или оставайтесь дома в одиночестве и смотрите телевизор; быть серьезным или вести себя глупо — и все это без уступок требованиям других. Такая социальная свобода помогает людям чувствовать себя подлинными в своей жизни.

Свобода творчества также относится к категории несоциальных свобод, поскольку обычно не требует участия других людей.

Как правило, это индивидуальная деятельность, ценность которой, по мнению большинства людей, выходит за рамки денег, поскольку она способствует самореализации и вносит положительный вклад в жизнь общества.

Свобода — это вопрос честности

Как говорится, «свобода не бесплатна».

Нигде это так не очевидно, как в человеческом духе. У каждого из нас есть глубокое желание быть тем, кем он или она является уникально. Это наше право по рождению, и мы никогда не должны скомпрометировать его ни другими, ни собой.

Одно дело иметь право на свободу; совсем другое — осознать, что свобода приходит с ответственностью: ответственностью знать и уважать свою индивидуальность, не обращая внимания на то, что говорят или делают другие люди.

По теме: Как свобода и ответственность идут рука об руку.

Свобода начинается дома

Это стремление к свободе начинается дома, где нас учат думать о себе и других и как себя вести, если мы хотим продолжать получать любовь и признание от самых близких нам людей.

В детстве мы рано узнаём, что безопасность требует послушания, что может означать только отказ от личной власти и подчинение воле кого-то другого (обычно авторитетной фигуры). Таким образом, нас с раннего возраста можно приучить верить, что свобода означает делать то, что делает других людей счастливыми, и избегать всего, что делает их несчастными.

Мы растем, учимся жить в определенных допустимых границах, а затем тратим свою жизнь, пытаясь не вписаться в эти рамки, будучи взрослыми!

Почему важно право на свободу?

Право на свободу важно, потому что оно позволяет нам распоряжаться собственной жизнью и стремиться к лучшей жизни. Это одно из основных прав, которое мы все заслуживаем как люди, независимо от того, где мы живем и каковы наши обстоятельства.

Политическая свобода является основным конституционным правом, например, в Соединенных Штатах. Хотя в мире есть много стран, граждане которых не обладают теми же свободами, что и люди в Соединенных Штатах, правительство США было основано на идее личной свободы и свободы самовыражения.

Такие люди, как Мартин Лютер Кинг-младший, Сьюзен Б. Энтони и Малкольм Икс в афроамериканском сообществе, были поборниками свободы и гражданских прав, которые неустанно работали над тем, чтобы больше людей в американском обществе имели доступ к свободе и гражданским свободам.

Право на мирный протест, мирные собрания и публичные дебаты являются очень важными составляющими любой демократии и необходимыми для любого демократического общества.

Свобода в национальных государствах

Свобода является неотъемлемой частью идентичности Америки как нации. На протяжении всей истории американцы и граждане других стран с аналогичной верой в свободу боролись за это основное право. Формально это закреплено в Конституции США.

В Соединенном Королевстве, несмотря на отсутствие писаной конституции, свободное общество основано на прецедентном праве, установленном в судах, и на системе управления и общества, которая берет свое начало в Великой хартии вольностей 1215 года.

Свобода прессы является одним из наиболее важных признаков прогрессивных и свободных наций, поскольку позволяет гражданам нации требовать от управляющих ими ответственности перед фундаментальными ценностями свободы и надлежащего управления.

Свобода позволяет нам делать ошибки и учиться на них

В идеальном мире мы все совершали бы одну и ту же ошибку в одно и то же время, поэтому не было бы опасности сильного дежа вю!

Но в реальном мире многие из нас расходятся во мнениях относительно того, что считается ошибкой, а что считается обучением на своих ошибках. Некоторые люди считают, что вы не должны делать ошибок. Они говорят вам избегать ошибок, потому что они «приводят только к неприятностям». Те, кто больше заботится о безопасности, могут подумать, что лучше избегать ошибок, потому что они могут нанести вам вред и навредить вам, что, вероятно, также приведет к эмоциональному и финансовому ущербу.

Другие считают, что мы не должны бояться совершать ошибки, если верим, что это поможет нам узнать что-то новое и стать лучше.

Большинство людей, вероятно, думают где-то между этими двумя крайностями — что нет ничего плохого в том, чтобы делать несколько ошибок здесь и там, но мы также не причиняем себе большого вреда, не учась на них.

Очень важно, чтобы у нас была фундаментальная свобода совершать ошибки и учиться на них, не опасаясь наказания за них или предстать перед разъяренной толпой, требуя от них ответов или даже смерти. Этот принцип одинаково применим как в профессиональной, так и в личной жизни.

Личная свобода означает быть тем, кем вы хотите быть

Истинная свобода — это право делать со своей жизнью, свободой и имуществом то, что вы хотите. Однако большинство из нас понятия не имеют, как использовать свои свободы так, чтобы это работало на нас.

Вместо этого мы иногда позволяем себе управлять людьми, которые не заинтересованы в том, чтобы помочь нам расти как личности.

  • Свобода означает возможность делать то, что вы хотите, а не то, что другие люди говорят вам, что вы должны делать. Это также означает брать на себя ответственность за свои действия и не обвинять других в том, что находится вне вашего контроля.
  • Свобода важна, потому что она позволяет нам жить без страха и угнетения со стороны тех, кто хочет поработить нас силой или принуждением.
  • Свобода дает нам возможность стремиться к счастью, обеспечивая постоянную защиту наших прав; это включает в себя такие вещи, как свобода вероисповедания и право на свободу слова, а также многие другие, которые были предоставлены законом на протяжении всей истории (например, право голоса).

Свобода человека – это право, а не привилегия, мы все этого заслуживаем

Свобода — это право, а не привилегия. Это самое важное право человека, потому что если вы лишаете кого-то возможности определять свои действия или лишаете его автономии, вы коренным образом меняете то, что значит быть человеком.

Права человека, связанные со свободой:

  • Вы имеете право на свободу.
  • Вы заслуживаете право на свободу, потому что это необходимо для вашего психического здоровья и благополучия.
  • Вы заслуживаете права на свободу, потому что это неотъемлемая часть человека: мы существа, способные делать собственный выбор и формировать свою жизнь посредством рациональных действий.
  • Вы также имеете право на свободу, потому что каждый заслуживает одинакового человеческого достоинства.

Каждый заслуживает права быть свободным от угнетения, рабства и репрессий. Никто не должен становиться рабом или принуждаться к рабству или нищете против его или ее воли человеком или группой, которые более могущественны, чем он или она; Вот почему на каждом континенте существуют законы против всего, от похищения до порабощения.

Takeaway

Короче говоря, свобода важна для всех нас, как для отдельных людей, как для общества, так и для нации.

  • Как личности, вы можете свободно выбирать себе друзей и преследовать свои образовательные цели.
  • Как общество, мы имеем право принимать законы, защищающие наши личные права и свободы.
  • Как нация, мы пользуемся свободой независимого правительства, которое позволяет нам принимать собственные решения в области внешней политики.

Свобода от страха и ответственность за действие / Фонд Форда

Если «здоровая жизнь в мирное время» завладела надеждой президента Рузвельта на будущее, она не отражала того, что маячило прямо на горизонте. В 19В 41 году, когда он впервые представил Четыре свободы, он понял, что Соединенные Штаты столкнулись с единственной угрозой: мировой войной.

Франция недавно сдалась нацистским войскам. Европа, казалось, была готова пасть перед объединенной мощью Германии, Италии и, в конечном счете, Японии. Всего за несколько недель до введения «Четырех свобод» в американский лексикон, обсуждая перспективу предоставления Соединенными Штатами боеприпасов и оборудования Великобритании, президент Рузвельт предложил образ «соседского дома, который загорелся». 34  Европа горела, и Рузвельт опасался распространения огня.

В этом контексте свобода от страха имеет особое значение. В то время идея заключалась в том, что никто не должен жить в страхе перед военной агрессией со стороны других стран — мира, для достижения которого, по иронии судьбы, могут потребоваться военные действия. В долгосрочной перспективе Рузвельт представлял себе «всемирное сокращение вооружений» как часть своего послания о четырех свободах и, по-видимому, представлял себе мир, в котором инструменты глобального конфликта не будут существовать в таком массовом масштабе.

Страх и опасность

Когда мы рассматриваем современный мир, легко увидеть различные угрозы «здоровой жизни в мирное время» и распространение страха на многих фронтах. Некоторые из этих угроз по-прежнему относятся к военной категории, но другие носят экологический, идеологический или политический характер. Вспоминается картина Нормана Роквелла о свободе от страха — двое родителей укладывают детей спать. В руках у отца газета. Из заголовка можно только разобрать слова «Бомбежки» и «Ужас».

Каждое утро просматривая заголовки, я вижу призраки опасности на каждой странице. Изменение климата и его грядущие последствия. Рост национализма в Европе и белого национализма в США. Политическая нестабильность в Южной Америке и на Ближнем Востоке. Голод на Африканском Роге. Массовые расстрелы происходят не реже одного раза в месяц, в то время как кибератаки и терроризм остаются постоянной угрозой.

Конечно, бомбёжки и ужасы остаются в центре внимания, поскольку возможность ядерного конфликта с Северной Кореей безответственно отодвинута на второй план, а распространение этого оружия продолжается. Действительно, многие вещи должны не давать нам спать по ночам.

Страх является результатом, а иногда и причиной уязвимости. А неравенство во всех его формах заставляет нас чувствовать себя еще более уязвимыми.

На индивидуальном уровне присутствует страх неспособности оплатить счета или поставить еду на стол. Каждый день люди опасаются того, как с ними будут обращаться из-за их способностей или цвета кожи, их веры или сексуальной ориентации, их гендерной или кастовой принадлежности. Есть опасение, что вам откажут в праве определять свое будущее — подняться настолько высоко, насколько позволят вам ваш талант и упорный труд.

Как страх угрожает нашим демократическим ценностям

Нас не должно удивлять, что сам по себе страх — вторя президенту Рузвельту — может использоваться как оружие и даже как угроза демократическим ценностям.

Часто мы связываем вооруженный страх с терроризмом. Действительно, именно отсюда терроризм получил свое название и то, как террористы верят, что они придут к власти или известности. Либо из-за страха во время и после конкретных случаев, либо путем создания надвигающейся постоянной угрозы воинствующие экстремисты пытаются манипулировать более широким повествованием и влиять на действия — или реакцию — других.

Террористы далеко не единственные действующие лица, которые используют страх для достижения желаемого результата. Страх уже давно используется теми, кто находится у власти, для подавления участия в политической жизни и сдерживания гражданских действий. Представьте себе солдат штата Алабама, ожидающих по другую сторону моста Эдмунда Петтуса, ожидающих нападения на конгрессмена Льюиса и его товарищей по маршу, когда они отправляются из Сельмы в Монтгомери. Вспомните множество способов запугивания или подавления протестующих в борьбе за справедливость на протяжении всей истории, включая толпы, описанные Фредериком Дугласом в «Призыве к свободе слова в Бостоне».

Тогда и сейчас страх перед тюремным заключением или физической расправой предназначен для того, чтобы удерживать людей от организации и высказываний, от того, чтобы быть собой, от борьбы за то, что правильно. И эти угрозы продолжают нарастать.

Например, в Гондурасе за последние восемь лет было убито более 120 активистов-экологов, которые пытались бороться за свои права и свою землю. 35   Тем временем по всему миру авторитарные правительства попирают основные права человека и демократические свободы, подавляя демонстрантов или прессу, и даже некоторые демократии начали следовать их примеру.

Хотя страх сдерживает общественные движения, он также может парализовать благонамеренных лидеров. Слишком часто это мешает тем, у кого есть власть и привилегии, делать то, что правильно, когда это означает идти на риск, который может поставить под угрозу их организации, бизнес или индивидуальную карьеру. Иногда это может подтолкнуть их к принятию необдуманных решений, которые во имя защиты демократических прав и свобод для некоторых из нас подрывают те самые свободы для всех нас.

В этих случаях страх используется для оправдания определенных действий, таких как усиление государственного надзора или реформы политики жесткой борьбы с преступностью, которые в основном служат криминализации цветных людей. Между тем, глубинные причины этого страха — будь то расизм, сексизм, эйблизм, эффективное использование пропаганды или стойкий культурный нарратив — остаются без изучения, не говоря уже о том, чтобы их устранить.

Это потому, что страх захватывает наши различия и преувеличивает их, и почти всегда вынуждает общество разделяться по принципу «нас» и «их». Он соблазняет отчаявшихся, разочарованных или разъяренных. Он дает силы демагогам и силачам, которые используют вполне реальные тревоги простых людей, накапливая власть для себя и своих приспешников. Это побуждает правительства — даже избранные — принимать решения, направленные на сохранение «закона и порядка» в ущерб свободе и достоинству.

Другими словами, страх ядовит для нашего общества, потому что он отбивает у людей охоту совершать действия, которые могли бы помочь нам почувствовать себя в большей безопасности, сделать нас свободнее или позволить нам исцелиться, — и вместо этого он разделяет нас.

Страх в действии, или действие на страхе

Даже президент Рузвельт, человек, который добивался освобождения от страха для каждого человека во всем мире, поддался его искушениям. Всего через год после того, как Рузвельт представил четыре свободы, он санкционировал переселение 120 000 американцев японского происхождения, более двух третей из которых были гражданами США, в концентрационные лагеря. 36

Тысячи людей в этой стране — женщины, мужчины и дети — были вынуждены покинуть свои дома и подвергнуться принудительному заключению из-за страха своих сограждан.

В 1980-х Соединенные Штаты, наконец, принесли извинения за это злодеяние и признали масштабы своих ошибок — извинения, которые, к сожалению, как мы знаем, случаются редко. Согласно отчету Конгресса Комиссии по переселению и интернированию гражданских лиц во время войны под названием В личном правосудии отказано ,

Издание Исполнительного указа 9066 не было оправдано военной необходимостью, а вытекающие из него решения — задержание, прекращение содержания под стражей и прекращение исключения — не были продиктованы анализом военных условий. Общими историческими причинами, сформировавшими эти решения, были расовые предрассудки, военная истерия и несостоятельность политического руководства. Широко распространенное невежество американцев японского происхождения способствовало тому, что политика была задумана в спешке и проводилась в атмосфере страха и гнева по отношению к Японии. Серьезная несправедливость была совершена по отношению к американским гражданам и иностранцам-резидентам японского происхождения, которые без индивидуального рассмотрения или каких-либо доказательных доказательств против них были исключены, высланы и задержаны Соединенными Штатами во время Второй мировой войны. 37

То, что президент Рузвельт и американский народ поддались страху, является полезным напоминанием о силе страха менять общества, даже те, которые претендуют на звание образцов свободы. Эта реальность заставляет нас признать нашу сложную историю и признать, что даже эти Четыре Свободы — безусловно, важные идеалы — не лишены недостатков и пороков.

И эта борьба со страхом и его разрушительным воздействием на свободу и демократию так же актуальна сейчас, как и в 19 веке.42. Если бы только это был последний раз, когда указ, основанный на «страхе и гневе» или окрашенный «расовыми предрассудками, военной истерией и несостоятельностью политического руководства», произвел фурор в нашем обществе.

Вот почему, самое главное, эта неспособность защитить свободу перед лицом страха напоминает нам, что наши слова в защиту свободы ничего не значат — и ничего не будут значить, — если мы не будем действовать.

Императив действия

Если одним из предполагаемых эффектов страха является то, что он душит действие, то, чтобы противостоять страху, мы должны быть готовы действовать. Это особенно верно, когда требуемые действия неудобны, неудобны или рискованны — когда такие действия могут считаться опасными для нашей репутации или даже опасными для нашей карьеры.

Мы должны быть готовы действовать не только от себя, но и от имени других, особенно тех, кто живет в страхе. Наши действия могут поддержать тех, кто в противном случае мог бы оказаться уязвимым, и могут обеспечить прикрытие для тех, кто часто становится мишенью из-за их личности или принадлежности.

В самом деле, если белый человек не боится, что на него повлияет жестокость полиции или агрессивные сторонники превосходства белой расы, но знает, как этот страх влияет на его собратьев, тогда этот белый человек может действовать от имени черных жизней и против страха. Если гражданин по рождению не боится преследований так называемого запрета на выезд и не чувствует угрозы депортации, ее действия от имени пострадавших имеют огромное влияние. В этих и других случаях мы можем встать на сторону и поддержать тех, кто знает страх и угнетение, отстаивая при этом собственную свободу.

Конечно, эта обязанность действовать не требует от нас безответственности. Наша безопасность и забота о себе остаются превыше всего, особенно в эти опасные времена. Но если у нас есть привилегия действовать или если наша привилегия дает нам некоторую передышку от страха, мы должны сделать все возможное, чтобы создать у других чувство безопасности и ощущение того, что их увидят.

Потребность в гражданском обществе

На протяжении всей истории не было лучшего защитника свободы от страха — лучшего защитника уязвимых — чем гражданское общество: группы сострадательных, вовлеченных граждан, которые продолжают организовываться и мобилизовать других для работать от имени сообщества. Они являются иммунной системой нашего демократического общества против чумы несправедливости.

Одной из самых тревожных тенденций в современном мире является открытое нападение и продолжающееся наступление на гражданское общество. Это эпидемия. В странах, где работает Фонд Форда, мы видели законы, ограничивающие финансирование НПО и свободу собраний, и узнали о нападениях на активистов и мирных демонстрантов, а также о более серьезных случаях.

Тем не менее, организации гражданского общества по всему миру продолжают бороться со страхом и бороться за права и свободы нуждающихся.

В бразильских фавелах, где полицейские регулярно убивают чернокожих, такие организации, как Redes da Maré, объединяют общественность, чтобы осудить насилие и поднять свой коллективный голос.

В залах судебных заседаний Зимбабве, где несправедливо заключенные в тюрьму демонстранты сталкиваются с преследованием и судебным преследованием, Зимбабвийские юристы по правам человека оказывают экстренную юридическую помощь.

На улицах Уганды, где ЛГБТ-сообщество подвергается притеснениям со стороны правительства, такие организации, как «Сексуальные меньшинства Уганды», поднялись, чтобы бросить вызов несправедливым законам и защитить права человека, несмотря на личный риск. То же самое и с Planned Parenthood прямо здесь, дома.

И после года нарастания ядерной угрозы и в духе первоначального намерения президента Рузвельта — «всеобщего сокращения вооружений» — Нобелевская премия мира 2017 года была присуждена Международной кампании за уничтожение ядерного оружия, группе более ста организаций гражданского общества, выступающих против страха.

Все эти храбрые мужчины и женщины говорят правду власти. Они налаживают отношения с местными сообществами и понимают их проблемы. Принимая меры, они заставляют людей чувствовать себя менее уязвимыми. Вместо того, чтобы поддаться страху, они действуют вопреки ему и создают условия, чтобы другие могли быть свободны от него.

Наш выбор: Действие или альтернатива

Без защиты наши свободы и права будут сокращаться, а не расширяться.

Конечно, одна из проблем с эрозией наших свобод заключается в том, что это происходит постепенно — или в наши дни почти постоянно, в виде непрерывного хаотического размытия.

По мере того, как некоторые демократические нормы и ценности отпадают, становится все труднее мотивировать себя к действию. Мы устаем, даже привыкаем к ежедневному натиску. Есть часто используемый образ лягушки в кастрюле с кипящей водой, которая не знает, как спасти себя, потому что проблема — температура — медленно увеличивается с течением времени. Смертельный момент наступает неожиданно и неизбежно, встречая не активное сопротивление, а пассивное принятие.

Как всегда, это наш выбор: действовать или быть пассивным. И быть пассивным в этот момент значит накликать катастрофы, столь же непредвиденные, но более немыслимые.

В 1933 году Мартин Нимёллер был счастлив видеть приход к власти Адольфа Гитлера. 38
Будучи лютеранским пастором и национальным консерватором, Нимеллер верил, что Гитлер поможет положить конец растущему атеистическому движению в Германии.

Во время правления Гитлера Нимёллер видел, что его страна движется в темном направлении. Но он верил, что он и церковь в безопасности. Затем нацистское правительство начало издавать законы, непосредственно касающиеся церкви. Только после того, как он подвергся личной угрозе, Нимёллер решился на протест. Его быстро арестовали и судили за преступления против государства.

Его опыт воплощен в его вневременной поэме:

Сначала они пришли за социалистами, и я не
высказался—
Потому что я не был социалистом.
Потом пришли за профсоюзниками, а я
не высказался—

Потому что я не был профсоюзным деятелем.
Потом пришли за евреями, а я промолчал —
Потому что я не был евреем.
Потом пришли за мной — и некому было говорить за меня. 39


Нимёллер провел восемь лет в заключении в Заксенхаузене и Дахау. После этого он посвятил свою жизнь тому, чтобы предупредить будущие поколения о нашей обязанности действовать, даже и особенно тогда, когда мы чувствуем, что этот вопрос нас не касается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *