Урок самопознания самостоятельность и ответственность 4 класс – Урок самопознания в 4 классе на тему « Самостоятельность и ответственность».

Урок самопознания в 4 классе на тему « Самостоятельность и ответственность».

Самопознание 4 класс

Тема: Самостоятельность и ответственность.

Цель: расширять и углублять представление об ответственности как нравственном качестве человека.

Задачи:

—       формировать умение находить верное решение в ситуациях, требующих проявления ответственности;

—       развивать способность анализировать и делать выводы;

—       воспитывать ответственность перед собой и другими.

Минутка тишины.

Сядьте удобно. Если хотите, можете закрыть глаза. (Звучит спокойная музыка).

– Представьте, что вы гуляете в заброшенном саду, в который никто не входил много лет. Вы решили позаботиться о саде.

Сначала постарайтесь освободить его от старых листьев и упавших веток. Вы берёте грабли и начинаете приводить сад в порядок, заглядывая в каждый уголок, стараетесь придать всем растениям правильную форму. Потом вы начинаете сажать новые цветы и кусты, чтобы украсить сад яркими красками и необычными формами…

В минуты отдыха  вы слышите пение птиц, жужжание насекомых, журчание ручейка и наслаждаетесь тишиной. Вы чувствуете запах хвои, чистого воздуха, запах роз, жасмина, сирени… своих любимых цветов.

В этом саду вы могли бы находиться еще долго, потому что вам  здесь легко и спокойно. И вот пришла пора прощаться с садом, но вы знаете, что всегда сможете сюда вернуться. Вдохните еще раз воздух этого сада и скажите ему: «До свидания». Потянитесь и медленно откройте глаза.

 

·         Понравилось ли вам это путешествие? Расскажите о своих ощущениях.

·         Чувствовали ли вы ответственность за растения, которые сажали?

·         В какой момент вы почувствовали ответственность за то, чтобы сад снова «ожил», зацвел

 

– Наверное, у каждого из вас есть такой уголок природы, где вы любите отдыхать; есть цветы и растения, за которыми вы ухаживаете и животные, о которых заботитесь.

–Расскажите о животных или растениях, за которых  вы несёте ответственность?

 Ответственно ли вы относитесь к выполнению домашних обязанностей?

Размышление над ситуацией

Учитель поручил двум ученикам подобрать интересный материал о животных и растениях Казахстана к уроку «Познание мира» и выступить перед остальными учениками. Ребята решили, что один из них будет искать материал о животных, а другой – о растениях. И вот сегодня урок! Но выяснилось, что один из мальчиков готов, а другой – нет.

– Как вы думаете, можно ли мальчика, который не выполнил задание, назвать ответственным? Почему?

Сегодня мы с вами будем говорить об ответственности и безответственности.

Упражнение

– Ребята, знаете ли вы, что означают слова «ответственность» и «безответственность»?

Ученики делятся на группы. Каждая группа обсуждает свой вариант определения «ответственности» и «безответственности». Затем представитель от каждой группы зачитывает определение.

Учитель, обобщая ответы детей, дает определение из толкового словаря:

Ответственность – высокоразвитое чувство долга, умение ответить за свои дела, поступки, слова, хорошее выполнение своих обязанностей.

Безответственность— неумение отвечать за свои слова, поступки, действия.

 

 Цитата урока.

Учитель обращает внимание детей  на цитату, которая записана на доске: «Стать ответственным, значит сделать первый шаг к успеху», – так считает Адам Смит, шотландский философ.

– Как вы понимаете эти слова?

(Ответы детей).

– Действительно, ребята, ответственность, а вместе с ней и трудолюбие, терпение, настойчивость обязательно приведут вас к успеху.

 

 

Упражнение

Продолжите предложение:

«Ответственность — это …»

.

– Как вы думаете, нужно ли быть ответственным? Почему?

 

Рассказ учителя

(изложение содержания эпизода из произведения Л.Н. Толстого «Птичка»

Посадил Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду. Мать ему и говорит:

– Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.

– Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку. Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик испугался, бьётся о клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.

Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:

– Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка! Не успела оңа сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался,распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив; но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать.

– Мама! Что мне теперь делать?

–Теперь ничего не сделаешь.

 

·         Как вы думаете, виновен ли Сережа в смерти птички? Почему вы так думаете?

(Ответы детей).

 

Размышление над ситуацией.

Учитель предлагает детям ряд ситуаций, размышления над которыми покажут, к чему может привести безответственность.

– Вы пошли на прогулку в лес вместе с ребятами своего класса. На полянке разводили костёр, пекли картошку, играли, пели песни. Было очень весело! Но вот пришло время отправляться домой. Все стали собирать мусор, а тебе поручили потушить костёр. Ты  начал присыпать костер землей, но, увидев красивую бабочку, побежал за ней…

Дети на неделю уехали на дачу и забыли оставить еду для своей кошки…

Вы пригласили друга в гости, но, узнав, что в кинотеатре идет новый фильм, отправились в кино, забыв предупредить об этом друга…

 

Обобщение

– Безответственность человека иногда может привести к непоправимым последствиям: к пожару, к гибели людей, животных, природы. Обида, нанесенная безответственным поступком, оставляет неизгладимый след в душе. Когда же мы имеем дело с ответственным человеком, то уверены – все будет в порядке. У нас нет оснований для беспокойства. Ответственный человек помнит, что он в ответе перед людьми, природой, прирученными животными. Он не делает ничего такого, что может навредить кому-то или чему-то.

 

Круг от сердца к сердцу

Ответственным быть очень нужно любому.

Важно это и в школе, и дома!

Забыл, что ответственен, – будет беда!

Ты помни все время, дружочек, об этом!

С другим поделись этим важным секретом!

Домашнее задание

– Ребята! Давайте объявим эту неделю «Неделей Ответственности». Сегодня мы увидели, к чему приводит безответственное отношение к любому делу. Проследите и оцените, как вы исполняете взятые на себя обязанности. Через неделю мы посмотрим, что у вас получится. Я верю в вас!

infourok.ru

Самопознание » Самостоятельность и ответственность» 4 класс

План урока самопознания

Школа Тогузакская средняя Дата___15.01.2015____№__

Тема_______ «Самостоятельность и ответственность»_______

Ценность____ Праведное поведение _____________________

Качества__ говорить правду, не нарушать обещание.________

Педагог Степунина Л.В.

Класс___4_________ Кол-во уч-ся_______

Цель:

содействовать раскрытию ценности праведное поведение

.

Задачи: -формировать понимание , что значит «не нарушать обещание»;

— развивать умение говорить правду;

— воспитывать ответственность за данное обещание.

Ресурсы: Рассказ Н.Носова «Мишкина каша», музыка для позитивного настроя, песня»Пусть зажгутся в мире звезды»,видеоролик.

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный Свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами Света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что Свет начинает всё более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите Свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются Светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются Светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие добрые слова. Направьте Свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась Светом, и в вашей голове только добрые, Светлые мысли.

Свет становится всё интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте Свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите Свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть Свет наполнит их сердца. Пусть этот Свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на всё живое, повсюду… посылайте Свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

  1. Проверка домашнего задания.

Анализ хода урока

  1. Позитивное высказывание (цитата).

Человек несёт ответственность за всё, что он делает.

(Жан Батист Мольер)

-Как вы понимаете столь мудрое изречение?

-Какими качествами должен обладать человек, который несёт ответственность за то, что он делает?

— Что такое «ответственность»?

Ответственность — обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

Ответственный человек – это человек, который осознает, что он является, по выражению одного философа, «неоспоримым автором события или вещи» .

Он осознает, что творит свою жизнь сам, что никто, кроме него, не виновен в том, что его жизнь именно такова.

  1. Рассказывание истории (беседа).

«Мишкина каша». Н.Носов.

Коля жил летом на даче, и к нему приехал его друг Мишка. Колина мама очень обрадовалась его приезду. Ей на несколько дней нужно было уехать в город. А оставлять Колю одного дома она не решалась.Её очень беспокоило, кто будет им варить обед. Но Коля сказал, что он видел как мама варит и суп и кашу, поэтому он сварит такую кашу, что пальчики оближешь. После отъезда мамы ребята весь день провели на речке – ловили рыбу. Вечером они вернулись голодные и решили сварить кашу. Мишка насыпал крупы в кастрюлю, налил воды и поставил на плиту кастрюлю. Через некоторое время каша закипела и стала лезть наружу. Мишка схватил ложку и стал впихивать кашу обратно. А каша всё лезет и лезет. Тогда он отложил половину каши в тарелки и долил воды.Коля не вытерпел взял кастрюлю и вытряхнул из неё половины каши. Он хотел долить воды, но ведро было пустое. Днём они забыли принести воды с колодца. Пришлось им идти за водой. На улице было очень темно и они утопили ведро в колодце. Пришлось им привязать к леске кружку и таким образом набрать немного воды. Когда каша сварилась, она оказалась горькой, несолённой и пахла гарью. Поэтому ребятам пришлось лечь спать голодными. А утром они проснулись и пошли к соседке тёте Наташе просить, чтобы она их накормила. После завтрака мальчики вырвали в её огороде все сорняки. Мишка сказал, что сорняки – это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!

Беседа:

-Какие действия совершали главные герои?

-Почему ребятам пришлось лечь спать голодными?

-Подумайте какую ошибку совершили мальчики?

-Что они сделали, чтобы исправить свою ошибку?

— Что значит говорить правду?

-Были ли в вашей жизни подобные случаи?

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа рассматривает предложенные ситуации. Обсуждают, как бы они поступили в подобной ситуации. Презентация работ .

  1. Групповое пение.

Исполнение песни «Пусть зажгутся в мире звёзды» на сл. О.Сазоновой, муз. А.Варламова.

Пусть зажгутся в небе звёзды
И на сцене вспыхнет свет .
Пусть оставит память в сердце
Этот день на много лет.
Лучик радости на лицах,

И слезы счастливый след,
Этот праздник будет длится
Будет длиться много лет.

Припев:
Подари улыбку миру
Звёзды новые зажги,
Песню радости и счастья
Всей планете подари.
Подари улыбку миру
Радугу цветных огней,
Улыбнись улыбкой счастья
Сердце каждого согрей.

Пусть танцует вся планета,
Пусть уйдут печаль и грусть
Верю я что мы с тобою
Встретимся когда нибудь
Ты подаришь мне улыбку
И помашешь мне рукой
Этот праздник повториться
И подружит нас с тобой.

Пусть летят года как птицы
Во все страны города
Этот праздник повториться
Веришь ты и верю я.
Всё однажды повториться
Мы споём с тобой опять.
Музыкой добра и света
Будем над землёй звучать.

  1. Домашнее задание.

  1. Заключительная минута тишины.

А сейчас мои дорогие закройте глаза и подумайте о том, что нового и хорошего узнали на уроке. Возьмите это с собой в дорогу. Пусть эти знания помогут вам по жизни нести ответственность за всё, что вы делаете. Удачи вам! До свидания!

infourok.ru

Самопознание 4 класс.Тема «Самостоятельность и ответственность»

  1. Новая тема.

Позитивное высказывание (цитата).

Человек несёт ответственность за всё, что он делает (Жан Батист Мольер)

-Как вы понимаете столь мудрое изречение?

-Какими качествами должен обладать человек, который несёт ответственность за то, что он делает?

4.Рассказывание истории (беседа). «Мишкина каша». Н.Носов.

Коля жил летом на даче, и к нему приехал его друг Мишка. Колина мама очень обрадовалась его приезду. Ей на несколько дней нужно было уехать в город. А оставлять Колю одного дома она не решалась.Её очень беспокоило, кто будет им варить обед. Но Коля сказал, что он видел как мама варит и суп и кашу, поэтому он сварит такую кашу, что пальчики оближешь. После отъезда мамы ребята весь день провели на речке – ловили рыбу. Вечером они вернулись голодные и решили сварить кашу. Мишка насыпал крупы в кастрюлю, налил воды и поставил на плиту кастрюлю. Через некоторое время каша закипела и стала лезть наружу. Мишка схватил ложку и стал впихивать кашу обратно. А каша всё лезет и лезет. Тогда он отложил половину каши в тарелки и долил воды.Коля не вытерпел взял кастрюлю и вытряхнул из неё половины каши. Он хотел долить воды, но ведро было пустое. Днём они забыли принести воды с колодца. Пришлось им идти за водой. На улице было очень темно и они утопили ведро в колодце. Пришлось им привязать к леске кружку и таким образом набрать немного воды. Когда каша сварилась, она оказалась горькой, несолённой и пахла гарью. Поэтому ребятам пришлось лечь спать голодными. А утром они проснулись и пошли к соседке тёте Наташе просить, чтобы она их накормила. После завтрака мальчики вырвали в её огороде все сорняки. Мишка сказал, что сорняки – это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!

Беседа:

-Какие действия совершали главные герои?

-Почему ребятам пришлось лечь спать голодными?

-Подумайте какую ошибку совершили мальчики?

-Что они сделали, чтобы исправить свою ошибку?

— Что значит говорить правду?

-Были ли в вашей жизни подобные случаи?

5.Творческая деятельность, групповая работа. Работа в тетради с.47 2 задание.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа рассматривает предложенные ситуации. Обсуждают, как бы они поступили в подобной ситуации. Презентация работ .

6.Групповое пение.

Исполнение песни «Пусть зажгутся в мире звёзды» на сл. О.Сазоновой, муз. А.Варламова.

Пусть зажгутся в небе звёзды
И на сцене вспыхнет свет .
Пусть оставит память в сердце
Этот день на много лет.
Лучик радости на лицах,

И слезы счастливый след,
Этот праздник будет длится
Будет длиться много лет.

Припев:
Подари улыбку миру
Звёзды новые зажги,
Песню радости и счастья
Всей планете подари.
Подари улыбку миру
Радугу цветных огней,
Улыбнись улыбкой счастья
Сердце каждого согрей.

Пусть танцует вся планета,
Пусть уйдут печаль и грусть
Верю я что мы с тобою
Встретимся когда нибудь
Ты подаришь мне улыбку
И помашешь мне рукой
Этот праздник повториться
И подружит нас с тобой.

Пусть летят года как птицы
Во все страны города
Этот праздник повториться
Веришь ты и верю я.
Всё однажды повториться
Мы споём с тобой опять.
Музыкой добра и света
Будем над землёй звучать.

7.Домашнее задание.

Прочитать рассказ в учебнике с.70-71 «Даурен и Асет»

8.Заключительная минута тишины.

А сейчас мои дорогие закройте глаза и подумайте о том, что нового и хорошего узнали на уроке. Возьмите это с собой в дорогу. Пусть эти знания помогут вам по жизни нести ответственность за всё, что вы делаете. Удачи вам! До свидания!

multiurok.ru

Разработка урока по самопознанию на тему «Самостоятельность и ответственность» (4 класс)

План урока по самопознанию.

Дата:  урок №17

Тема: Самостоятельность и ответственность.

Ценность: праведное поведение.

Качества: говорить правду, не нарушать обещание.

Класс: 4

Цель: содействовать раскрытию ценности праведное поведение.

Задачи:

-формировать понимание , что значит «не нарушать обещание»;

— развивать умение говорить правду;

— воспитывать ответственность за данное обещание.

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

  1. Проверка домашнего задания.

3.Позитивное высказывание (цитата).

Человек несёт ответственность за всё, что он делает (Жан Батист Мольер)

-Как вы понимаете столь мудрое изречение?

-Какими качествами должен обладать человек, который несёт ответственность за то, что он делает?

4.Рассказывание истории (беседа). «Мишкина каша». Н.Носов.

Коля жил летом на даче, и к нему приехал его друг Мишка. Колина мама очень обрадовалась его приезду. Ей на несколько дней нужно было уехать в город. А оставлять Колю одного дома она не решалась.Её очень беспокоило, кто будет им варить обед. Но Коля сказал, что он видел как мама варит и суп и кашу, поэтому он сварит такую кашу, что пальчики оближешь. После отъезда мамы ребята весь день провели на речке – ловили рыбу. Вечером они вернулись голодные и решили сварить кашу. Мишка насыпал крупы в кастрюлю, налил воды и поставил на плиту кастрюлю. Через некоторое время каша закипела и стала лезть наружу. Мишка схватил ложку и стал впихивать кашу обратно. А каша всё лезет и лезет. Тогда он отложил половину каши в тарелки и долил воды.Коля не вытерпел взял кастрюлю и вытряхнул из неё половины каши. Он хотел долить воды, но ведро было пустое. Днём они забыли принести воды с колодца. Пришлось им идти за водой. На улице было очень темно и они утопили ведро в колодце. Пришлось им привязать к леске кружку и таким образом набрать немного воды. Когда каша сварилась, она оказалась горькой, несолённой и пахла гарью. Поэтому ребятам пришлось лечь спать голодными. А утром они проснулись и пошли к соседке тёте Наташе просить, чтобы она их накормила. После завтрака мальчики вырвали в её огороде все сорняки. Мишка сказал, что сорняки – это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!

Беседа:

-Какие действия совершали главные герои?

-Почему ребятам пришлось лечь спать голодными?

-Подумайте какую ошибку совершили мальчики?

-Что они сделали, чтобы исправить свою ошибку?

— Что значит говорить правду?

-Были ли в вашей жизни подобные случаи?

5.Творческая деятельность, групповая работа. Работа в тетради с.47 2 задание.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа рассматривает предложенные ситуации. Обсуждают, как бы они поступили в подобной ситуации. Презентация работ .

6.Групповое пение.

Исполнение песни «Пусть зажгутся в мире звёзды» на сл. О.Сазоновой, муз. А.Варламова.

7.Домашнее задание.

Прочитать рассказ в учебнике с.72-73 «Даурен и Асет»

8.Заключительная минута тишины.

А сейчас мои дорогие закройте глаза и подумайте о том, что нового и хорошего узнали на уроке. Возьмите это с собой в дорогу. Пусть эти знания помогут вам по жизни нести ответственность за всё, что вы делаете. Удачи вам! До свидания!

infourok.ru

Открытый урок по самопознанию на тему: «Самостоятельность и ответственность»

Урок по самопознанию

в 4 классе

Тема: «Самостоятельность и ответственность»

Приготовила: учитель самопознания КГУ

«Школы-гимназии г. Макинска»

Лигостаева Н.В.

2015 г.

Школа: КГУ «Школа-гимназия г. Макинска»

Дата:

Тема: «Самостоятельность и ответственность»

урока: 17

Ценность: праведное поведение

Качества: говорить правду, не нарушать обещание.

Педагог: Лигостаева Н.В.

Класс: 4 Количество: 26человек

Ресурсы: учебник, видео Н.Носов «Мишкина каша», музыка для позитивного настроя, песня «Пусть зажгутся в мире звезды», тетрадь.

Цель: развивать умение учащихся принимать самостоятельные и ответственные решения, содействовать раскрытию ценности праведное поведение.

Задачи:

— раскрывать значение понятий «самостоятельный человек» и «ответственный человек»;

— развивать стремление к самостоятельности, ответственности, умение говорить правду

— воспитывать ответственность за свои поступки и готовность оказывать помощь окружающим.

Ход урока:

1. Орг. момент. Позитивный настрой

Поприветствовать друг друга рукопожатием, при этом каждый говорит соседу теплое, приятное пожелание.

Минутка тишины

Сядьте как Вам удобно. Закройте глаза. Мы выходим с Вами из класса. Берём за руку своего однаклассника и идём с ним на берег речки. Через речку перекинут красивый мостик. Мы останавливаемся с вами на мостике и вглядываемся в чистую, прозрачную воду. Видим как весело резвятся рыбки в воде, видна каждая травинка, каждый камешек. От воды веет прохладой и спокойствием. Нам спокойно в этом мире. Но пора возвращаться. Входим в наш класс, открываем глаза. Я рада видеть вас всех здесь и сейчас!

2. Проверка домашнего задания

Дома Вы должны были прочитать рассказ «Честное слово» и подобрать к нему одну из пословиц?

-О чём этот рассказ?

-Какой поступок совершил Вася?

— Какие чувства испытывали ребята?

— Что значит быть верным слову?

-Какая пословица по вашему подходит к этому рассказу? Почему? (Не давши слова – крепись, а давши – держись.)

Беседа

-Вспомните и расскажите случаи, когда вам пришлось принимать самостоятельное решение?

-Приходилось ли вам брать не себя ответственность за что-то?

Вывод: Самостоятельный человек – человек, умеющий принимать решение и осознающий ответственность за свои поступки.

3. Позитивное высказывание( цитата)

«Человек несёт ответственность за всё, что он делает» (Жан Батист Мольер)

-Как вы понимаете столь мудрое изречение?

-Человек несёт ответственность за всё, значит за что?

-Какими качествами должен обладать человек, который несёт ответственность за то, что он делает?

4. Рассказывание истории

Рассказывание истории (беседа). «Мишкина каша». Н.Носов.

Коля жил летом на даче, и к нему приехал его друг Мишка. Колина мама очень обрадовалась его приезду. Ей на несколько дней нужно было уехать в город. А оставлять Колю одного дома она не решалась.Её очень беспокоило, кто будет им варить обед. Но Коля сказал, что он видел как мама варит и суп и кашу, поэтому он сварит такую кашу, что пальчики оближешь. После отъезда мамы ребята весь день провели на речке – ловили рыбу. Вечером они вернулись голодные и решили сварить кашу. Мишка насыпал крупы в кастрюлю, налил воды и поставил на плиту кастрюлю. Через некоторое время каша закипела и стала лезть наружу. Мишка схватил ложку и стал впихивать кашу обратно. А каша всё лезет и лезет. Тогда он отложил половину каши в тарелки и долил воды.Коля не вытерпел взял кастрюлю и вытряхнул из неё половины каши. Он хотел долить воды, но ведро было пустое. Днём они забыли принести воды с колодца. Пришлось им идти за водой. На улице было очень темно и они утопили ведро в колодце. Пришлось им привязать к леске кружку и таким образом набрать немного воды. Когда каша сварилась, она оказалась горькой, несолённой и пахла гарью. Поэтому ребятам пришлось лечь спать голодными. А утром они проснулись и пошли к соседке тёте Наташе просить, чтобы она их накормила. После завтрака мальчики вырвали в её огороде все сорняки. Мишка сказал, что сорняки – это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!

Беседа:

-О чём этот рассказ?

-Какие действия совершали главные герои?

-Почему ребятам пришлось лечь спать голодными?

-Подумайте какую ошибку совершили мальчики?

-Что они сделали, чтобы исправить свою ошибку?

— Что значит говорить правду?

Просмотр видео « Мишкина каша»

-Были ли в вашей жизни подобные случаи?

5. Творческая деятельность, групповая работа.

Работа в тетради с. 47 2 задание.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа рассматривает предложенные ситуации. Обсуждают, как бы они поступили в подобной ситуации. Презентация работ .

Вывод: Самостоятельный и ответственный человек принимает решение, добивается намеченного собственными силами, добросовестно и осознанно относиться к любому делу. На такого человек всегда можно положиться.

6. Домашнее задание

Прочитать рассказ в учебнике с.70-71 «Даурен и Асет»

Закончить предложение: «Сегодня я понял, что самостоятельный и ответственный человек готов…»

7. Групповое пение

Исполнение песни «Пусть зажгутся в мире звёзды» на сл. О.Сазоновой, муз. А.Варламова.

Пусть зажгутся в небе звёзды
И на сцене вспыхнет свет .
Пусть оставит память в сердце
Этот день на много лет.
Лучик радости на лицах,

И слезы счастливый след,
Этот праздник будет длится
Будет длиться много лет.
Припев:
Подари улыбку миру
Звёзды новые зажги,
Песню радости и счастья
Всей планете подари.
Подари улыбку миру
Радугу цветных огней,
Улыбнись улыбкой счастья
Сердце каждого согрей.
Пусть танцует вся планета,
Пусть уйдут печаль и грусть
Верю я что мы с тобою
Встретимся когда нибудь
Ты подаришь мне улыбку
И помашешь мне рукой
Этот праздник повториться
И подружит нас с тобой.
Пусть летят года как птицы
Во все страны города
Этот праздник повториться
Веришь ты и верю я.
Всё однажды повториться
Мы споём с тобой опять.
Музыкой добра и света
Будем над землёй звучат

8. Заключительная минута тишины

А сейчас мои дорогие закройте глаза и подумайте о том, что нового и хорошего узнали на уроке. Возьмите это с собой в дорогу. Пусть эти знания помогут вам по жизни нести ответственность за всё, что вы делаете. Удачи вам! До свидания!

infourok.ru

Урок по самопознанию. Тема:Самостоятельность и ответственность

Тема: Самостоятельность и ответственность

Ценность: истина

Качества: единство мысли, слова и действия.

Педагог: Силаева Г. Г.

Класс:4класс

Количество учащихся: 7

Цель: развивать умение принимать самостоятельные и ответственные решения.

Задачи:

-раскрывать значение понятий «самостоятельный человек» и «ответственный человек»;

-развивать стремление к самостоятельности, ответственности;

-воспитывать ответственность за свои поступки и готовность оказывать помощь окружающим.

Ресурсы:(слайды, карточки к разминке, фонограмма)

Ход урока:

Вступительный этап урока: 10 минут

  • Орг. момент.

  • Позитивный настрой:

  • Ребята, я хочу пригласить вас совершить путешествие в «минутку тишины». Вы согласны?! (Ответы детей). Очень хорошо. Наше путешествие будет сопровождать красивая, волшебная музыка. Давайте послушаем ее (пауза).

  • Представьте, что перед нами раскрывается сказочная картина: дивный лес, удивительные животные, звери и птицы. Все они – дети Земли. Куланы, олени, лоси, зайцы, белочки доверчиво подходят к нам. В их глазах вера и надежда, что человек – это друг, который никогда их не обидит (пауза). Земля наполнена светом чудесного сияющего солнышка. Лучи солнца согревают всех детей Земли. Свет солнца дарит мир всему окружающему (пауза). От лучиков солнышка все становится ласковым и дружелюбным (пауза). Свет солнца соединяется с нашими самыми добрыми и нежными чувствами (пауза). Эти чувства мы посылаем своим близким и родным, своим друзьям и знакомым (пауза). Мы спешим делать добро (пауза). Все близкие и родные, друзья и знакомые сказали нам «спасибо». От этого нам становится приятно и легко. Запомним это чувство (пауза). Улыбнемся миру (пауза). Улыбнемся друг другу и пожелаем мира, добра, согласия себе и другим. Молодцы!

-Что важнее: добрые мысли или добрые дела?

-Какие добрые дела вы совершили за последнюю неделю?

  • Проверка домашнего задания:

  • Рисунок имени.

  • Что значит мое имя.

Анализ хода урока

Основной этап урока — 32 минуты

  • Объявление темы урока:

  • Самостоятельность и ответственность

  • Позитивное высказывание (цитата): «Человек несет ответственность за все, что он делает» Жан Батист Мольер

  • О как вы понимаете эту цитату?

  • ПОСЛОВИЦЫ:

-Прочитайте и объясните, приведите пример из жизниНе давши слова – крепись, а давши держись!

Нет большего позора, ка не выполнить уговора.

Сначала: «Помогу!», а потом «Не могу!»

-Самостоятельный и ответственный человек принимает решение, добивается намеченного собственными силами, добросовестно и осознанно относится к любому делу. На такого человека всегда можно положиться.

-Кого вы в своем окружении считаете ответственным или самостоятельным?

Рассказ учителя (Б Искаков «Даурен и Асет»):

  • Как вы думаете, кто из ребят проявил самостоятельность?

  • Кого из ребят можно назвать ответственным человеком?

  • В чём проявилась ответственность Асета?

(Ответы учащихся.)

Игра «Я ответственный»

– Я предлагаю вам поиграть и заодно поразмышлять над вопросом: «За что мы ответственны?»

Учитель зачитывает фразу. Если учащиеся с ней согласны, они хором произносят: «Это я, это я, это все мои друзья».

  • Кто несет ответственность

  • за свои знания,

  • за домашних животных,

  • за свое здоровье,

  • за порядок в своей комнате,

  • за погоду на улице,

  • за выполнение своих обязанностей по дому,

  • за порядок в квартире соседа,

  • за деревья, травы и цветы,

  • за сохранность автомобиля дяди Коли,

  • за настроение товарища?


Творческая работа:

  • Учитель предлагает учащимся поразмыслить над следующими ситуациями .

  • Ситуация 1. К вам на улице подошел малыш и со слезами на глазах сказал, что потерялся. Ваши действия?

  • Ситуация 2. В автобусе стало плохо пожилому человеку. Ваши действия?

  • Ситуация 3. Вы не умеете плавать, но видите, что тонет человек. Ваши действия?

  • (Ответы учащихся.)

— Перечислите дела, которые требуют ответственности.

Домашнее задание: — Поговорите со взрослыми о том, были ли в их жизни случаи, когда пришлось самостоятельно принимать ответственное решение. Придумайте историю, где было бы единство мысли, слова и дела.

  • Заключительный этап — 3 минуты

  • Представьте красивый искрящийся водопад прямо над вашей головой. Это – чистый водопад, вода которого проходит через все ваше тело (пауза). Слейтесь с этим водопадом (пауза). Теперь каждый из вас – водопад. Почувствуйте, как очищающая вода проходит от макушки через тело вниз, по рукам, до кончиков пальцев (пауза), дальше по животу (пауза) и доходит до пальцев ног. А затем впитывается в землю, унося с собой всю негативную энергию. Поблагодарим Матушку-Землю за то, что она помогает нам очищаться. Дает силы и здоровье.

  • Учитель читает медленно. Включает звуковой эффект – журчание или шум воды.

  • Спасибо вам всем, я вас люблю, до следующей встречи, до свидания.

infourok.ru

Поурочный план по предмету самопознание «Самостоятельность и ответственность» (4 класс)

Поурочный план по предмету самопознание

Школа: № 50 им. А. Байтурсынова Дата: 18.01.2018 г 18

Тема: Самостоятельность т и ответственность

Ценность: праведное поведение

Качества: уважение к родителям, старшим, послушание, выполнение своего долга в семье;

Преподаватель: Сатыбалдиева А. К

Класс: 4 з и Кол-во уч-ся:

Цель: развивать умение учащихся принимать самостоятельные и ответственные решения.

Задачи: — раскрывать значение понятий «самостоятельный человек » и «ответственный человек»;

-развивать стремление к самостоятельности, ответственности;

-воспитывать ответственность за свои поступки и готовность оказывать помощь окружающим.

Ресурсы: (учебник, рабочая тетрадь, доска, аудиозапись тихой, гармоничной мелодии, фонограмма песни)

Ход урока:

1.Орг.момент. Позитивный настрой.

Мысленное путешествие в подводное царство.

Учитель: Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете по берегу моря (вдоль берега). Послушайте (прислушайтесь) к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых, рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда … это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите как следует вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

Примечание: дети должны вспомнить и помнить духовно- нравственные позиции про 5 «Д» дисциплина, долг, доброта, дружба и доверие.

3.Проверка домашнего задания.

Вопросы для обсуждения:

1. Какого человека можно назвать ответственным?

2. А какого человека можно назвать самостоятельным?

3. Что значит быть верным слову?

4. Принимали ли вы самостоятельное решение ?

5. Кого можно сказать из вашего класса ответственным человеком?

3. Позитивное высказывание (цитата)

«Мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то, что не делаем».

Жан Батист Мольер, французский драматург

Учащиеся все хором повторяют за учителем цитату урока.

Как вы понимаете смысл этого изречения?

4. Подарок учителя. Рассказ истории (беседа).

Даурен и Асет

По дороге в школу Даурен встретил своего одноклассника Асета и очень обрадовался.

-Ты задачу решил? Дай списать!

Асет достал из портфеля тетрадь по математике, но списывать не дал:

— Пока не выслушаешь мое объяснение, как решить задачу, тетрадь не получишь.

Высокий и сильный Даурен послушно сел на бордюр и внимательно выслушал Асета, который подробно объяснил решение задачи.

На уроке Даурен получил свою первую пятерку по математике.

На другой день, увидев Асета, он снова попросил товарища:

— Объясни мне задачу и дай списать.

— Нет, — ответил Асет. – Сам решай, а я послушаю.

Так Даурен самостоятельно решил задачу.

А Асет выполнил обещание, данное одноклассникам – научить Даурена самостоятельно решать задачи по математике.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы думаете, кто из ребят проявил самостоятельность?

  2. Кого из ребят можно назвать ответственным человеком?

5. Творческая деятельность, групповая работа.

— Прочитайте и запомните пословицы.

1. Не давши слова – крепись, а давши – держись!

2. Нет большего позора, как не выполнить уговора.

3. Сначала: «Помогу!», а потом: «Не могу!»

6. Групповое пение.

Пусть зажгутся в небе звезды

Сл. О. Сазоновой

Муз. А. Варламова

Пусть зажгутся в небе звезды,

И на сцене вспыхнет свет,

Пусть оставит память в сердце

Этот день на много лет.

Лучик радости на лицах,

И слезы счастливой след,

Этот праздник будет длиться,

Будет длиться много лет!

Припев:

Подари улыбку миру,

Звезды новые зажги,

Песню радости и счастья

Всей планете подари!

Подари улыбку миру,

Радугу цветных огней,

Улыбнись улыбкой счастья,

Сердце каждого согрей!

Пусть танцует вся планета ,

Пусть уйдут печаль и грусть,

Верю я, что мы с тобою

Встретимся когда — ни будь !

Ты подаришь мне улыбку,

Ты помашешь мне рукой,

Этот праздник повторится

И подружит нас с тобой!

Припев:

7. Домашнее задание.

Урок № 19 прочитать и пересказать рассказ Н. Артюхова «Трусиха ».

8.Заключительная минута тишины.

А теперь сядьте удобно, закройте глаза, вспомните все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о котором мы говорили, поместите это доброе в свое сердце и живите с ним!

Откройте глаза. Спасибо вам за работу, урок окончен.

Использованная литература: Методическое пособие для учителя 4-го класса «Бөбек» 2010 год

Учебник для 4-го класса «Бөбек» 2010 год

Великие мысли великих людей / Сост : Кондрашов А.П., Комарова И.И М.: РИПОЛ классик, 2005 г

Сборник притч и афоризмов

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *