Фото правильные психологические установки помогают – Правильная внутренняя установка — Психология человека

Содержание

Правильная внутренняя установка — Психология человека

Любой человек может управлять своим психическим состоянием посредством внутренней установки, которую он сам себе задаст. Это дает ряд преимуществ перед другими людьми, которые могут испытывать сомнения, страх, иметь низкую самооценку и прочие негативные установки, которые мешают им жить полноценной жизнью. Человек должен чувствовать себя победителем, самым сильным, самым умным и самым лучшим. Это даст ему колоссальный приток энергии, если конечно не ослепит его. Единственное что при этом надо держать в голове, это понимание того, что совершенства нет, но к нему надо стремиться, и следовательно нельзя быть полностью довольным собой. Но быть недовольным собой, не значит признавать других лучше себя, надо просто иметь трезвость взгляда и не более. Нельзя бояться, нельзя сомневаться в своих силах, надо верить в себя, это самое главное. Возможно, вы знаете, что вера обладает колоссальной силой, верующий человек непобедим, потому что он не сдается. Вопрос заключается только в одном – во что он верит. Я не отрицаю ничего и никого в этой жизни, во что бы вы ни верили, это ваше личное дело. Но я рекомендую вам верить в себя прежде всего, верьте в кого угодно, в зеленых человечков, в Лохнесское чудовище, это все неважно, главное прежде всего, верьте в себя.

Вера в себя, дает вам особую внутреннюю установку, которая делает вас непобедимым сверхчеловеком, открывает перед вами безграничные возможности. Вы не будете знать таких слов, как не могу или невозможно, вы либо не хотите, либо не знаете как. А то что вы не знаете, всегда можно узнать, и следовательно, вы можете все, все, на что найдете ответ. Я не представляю себе спортсмена, который выходит например, на беговую дорожку и собирается попасть хотя бы в десятку лучших. Я никогда не пойму этого спортсмена, зачем он вообще пришел в спорт в таком случае? Я пойму только того, кто выходит, чтобы победить, и ему неважно насколько сильны его соперники, ему важно насколько силен он, и как он выложится в конкретный момент. Я знаю психологов, которые работали со спортсменами, и знаю тренеров, которые выполняли аналогичную работу. Так вот, от того, насколько хорошо тренер или психолог подготовят своего подопечного психологически, зависит как минимум пятьдесят процентов успеха его выступления. Я лучший, вот во что должен верить каждый из вас. С детства в нас подавляют все зачатки самоуверенности и веры в себя, которые природа дала нам не зря.

Нам говорят, что мы далеко не самые умные, не самые красивые, не самые сильные и так далее. Потому потом и наблюдаешь подавленных психологически людей, когда скажем очень красивая с виду девушка, комплексует по поводу своей внешности, чем в полной мере пользуются окружающие. У людей постоянно сидит в подсознании ощущение, что есть кто-то лучше них, и это сковывает их на психическом уровне. Им дали такую установку, и она их держит, мы все отчасти страдаем этим. Если кто-то учится лучше вас, это не значит, что он лучше вас вообще, если кто-то пробежал стометровку быстрее вас, это тоже ни о чем не говорит. Если кто-то зарабатывает больше чем вы и имеет больше власти, это не значит, что он лучше вас, это значит только одно, вы это видите именно так. Каждый из нас имеет свои преимущества и недостатки, а главное каждый из нас имеет равные возможности в этой жизни, их надо видеть и использовать.

Нельзя признавать роль слабака, которую вам присвоит общество, оно бы с удовольствием присвоило ее каждому, так как никто в обществе не хочет признавать себя слабаком, все только ищут или делают слабаками других. Если вам скажут типа – ты что, самый умный? Скажите – да, я самый умный и самый лучший, и вы меня не переубедите в обратном. Пусть объективно это и не так, но об этом должны знать только вы, но не окружающие, иначе их игра на вашем чувстве вины и чувстве неуверенности, будет очень долгой. Люди испугаются вашего ответа, показывающего вашу уверенность в себе, и это не плохо, ведь в этой жизни уважением пользуется сила и характер, без них вы обречены на неудачи. В моем личном жизненном опыте, часто случалось так, что я постоянно повторял про себя – что я смогу, я не сдамся, я самый лучший и самый сильный, я все равно одержу победу, я выиграю в игру под названием жизнь. И такая внутренняя установка всегда со мной, я не собираюсь останавливаться на достигнутом, и буду стремиться к тому, чтобы стать еще лучше, пока смерть не остановит меня.

Ни в коем случае не думайте об этой жизни, что она ужасна и несправедлива, я сам когда-то так думал и такую установку нам опять-таки навязывает наше общество, с целью подавить нашу психику. Жизнь друзья мои, чудесна и прекрасна, неважно что и кто вокруг вас, вы все можете поменять, если только узнаете как и сделаете это. Возможность влиять на любое событие в этой жизни делает ее главным чудом в нашей жизни. Когда вы что-то делаете, вы совершаете чудо, ибо вы созидаете, даже когда вы просто думаете и мечтаете, вы творите чудо, рождая мысли. Понимая это, живя этим, имея подобную внутреннюю установку, вы просто не можете не любить эту жизнь, не можете видеть ограничения для себя, коих на самом деле нет.

Я рекомендую вам каждое утро смотреть на себя в зеркало, и говорить себе что вы победитель, вы должны сказать себе — что сегодня очередной день моих побед, сегодня я достигну еще большего, ведь я лучший. Но не забывайте, что играя скажем в футбол, можно первым пропустить и не один гол, но пока игра не закончена, победителя объявлять рано. Потому даже если у вас начнется череда неудач, не сдавайтесь, это просто судьба проверяет ваш характер, дабы определить , достойны ли вы высшей награды. Говорят, Эго мешает человеку, но это только тому, кто не умеет правильно его использовать. Как и все что в нас есть, нам определенно нужно, иначе мы бы это не имели, потому и ЭГО я считаю не лишним, просто это тот инструмент, с которым очень сложно справиться.

Себя надо любить друзья мои, эгоистом конечно становиться не стоит, это глупая и примитивная любовь к себе, которая скорее навредит чем поможет, но любить себя вы должны. Если вы будете себя любить и верить в себя, то и окружающие будут вас любить и верить в вас, вам просто-напросто надо самим нацепить на себя ту роль, которую вы хотите играть. Ваша внутренняя установка, должна быть самой, что ни на есть положительной и целеустремленной, верьте в то, что вы лучше всех, что вы можете все и что вы победитель, и поверьте, так оно и будет. Чем сильнее ваша вера в самих себя, тем сильнее вы в этой жизни, и тем больше к вам уважения со стороны окружающих.

psichel.ru

Психологические установки, помогающие жить

 

Советует психолог

Психологические установки, помогающие жить

Что есть наша повседневная жизнь? Высокий ритм, спешка, страстное стремление сделать то, успеть это. Масса проблем, которые и отложить, кажется, нельзя.

Ах, если бы еще не мешали! Но межличностные контакты (дома, на службе, в транспорте или магазине), к сожалению, не всегда способствуют нашим личным интересам, интересам дела. И мы бросаемся преодолевать препятствия. В добрый путь! Только всегда ли сохранив здравый рассудок? Горячая голова, как известно, не лучший советчик. Кроме того, чрезмерные эмоциональные напряжения неблагоприятны для здоровья.

А если вооружиться некоторыми психологическими установками, которые помогают снизить нервно-психические нагрузки и успешнее преодолевать возни-кающие в жизни трудности?

Одна из важнейших установок, пожалуй, — максимальная концентрация внимания на выполняемом деле. Постарайтесь отключиться от прошлых воспоминаний и будущих забот, сосредоточившись на том, что происходит сейчас. Убедите себя — это самое главное. Самообман? Возможно, но самообман… во благо эффективности текущей деятельности. Перестаньте анализировать прошлые успехи и неудачи, мечтать и планировать. Мысли об этом отвлекают. Наши психические силы не беспредельны, их важно умело распределять. Всему свое время: время — мечтать и время — делать дело. Кажется, для дела порой уже нет сил. Особенно если тебя постигла неудача. Без воли — искусства и техники управления вниманием — в таком случае не обойтись.

А как относиться к настоящему, когда оно корнями уходит в прошлое? Особенно неудачное. Если кратко, «как к прошлому». Почему? Жизненные невзгоды очень часто порождают внутриличностный конфликт. Важно умело на них реагировать. Помните чеховского Ивана Дмитриевича Червякова? Он чихнул в театре во время спектакля. И что же? Переживания по поводу случившегося подкосили силы сконфузившегося от происшествия столь серьезного Ивана Дмитриевича. До смерти его замучили. А он, в свою очередь, замучил (хоть и не до смерти) своими извинениями генерала. Поучительная история.

К сожалению, часто внутриличностные конфликты — это своего рода «реакция на прошлое». Произошло что-то, с чем человек не хочет, не может согласиться. Но и изменить невозможно. Реакция же его столь сильная, что не дает покоя. Прокручивая бесконечно в памяти детали драматического эпизода, он все более и более мучит себя, а подчас и окружающих. Здесь, пожалуй, уместно напомнить правило, которое рекомендует Д. Карнеги: «Не пилите опилки!»

Вы удивлены: какой смысл пилить опилки? Они уже распилены. То же самое можно сказать о прошлом: «Оно прошло…» Проанализировать причины неудачи и сделать соответствующие выводы себе на будущее, безусловно, нужно. Анализ… выводы… Не более… Не занимайтесь мазохизмом, многократно пережевывая прошедшее.

Но бывает, поражение духа настолько сильно, что нет сил бороться. В такие минуты подумайте: «Бывает и хуже». Представьте что-то худшее, чем своя неудача.

Чтобы не поддаться унынию от безвыходности некоторых ситуаций, обрести самообладание, обратимся к советам А. П. Чехова.

«Жизнь пренеприятная штука, но сделать ее прекрасной очень нетрудно…»
Для этого нужно:
  • «а) уметь довольствоваться настоящим и
  • б) радоваться сознанию, что «могло бы быть и хуже».
Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: «Хорошо, что не в глаз!»
Радуйся, что ты не хромой, не слепой, не глухой, не немой, не холерный…
Если ты живешь в не столь отдаленных местах, то разве нельзя быть счастливым от мысли, что тебя не угораздило попасть в столь отдаленные?
Если у тебя болит один зуб, то ликуй, что болят не все зубы.
Если жена тебе изменила, то радуйся, что изменила тебе, а не отечеству».

И так далее…

Человеку присуща поразительная способность обращать минусы в плюсы. Как часто бывает справедлива поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»! Безусловно, не из всего можно сделать конфетку. Но в любом случае нужно помнить золотое правило психотерапии: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним». Если знаешь, что можно сделать в трудной ситуации или надеешься найти из нее выход, действуй! А если нет? Зачем биться «головой об стенку»? Посмотри на нее с другой стороны!

Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями. Хорошо, если есть кому «поплакаться в жилетку». Это может быть муж или жена, отец или мать, учитель или врач и даже сосед по купе, случайный попутчик, человек рассудительный, уравновешенный. К такому магнитом тянет.

Снять хроническое конфликтное напряжение помогают спорт с его соревновательностью, путешествия. Такой же эффект дают действия типа «созидание с разрушением» (рубка дров, мытье посуды, вязание). Может принести пользу и просмотр приключенческих фильмов, спортивных состязаний.

«Печаль, не выплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы». Поневоле приходят на ум эти слова известного советского психиатра К. М. Быкова: все чаще и чаще медицина указывает на психогенный характер многих заболеваний. Спасти от негативного влияния грусти по прошлому может будущее. Правда, если к нему относиться оптимистически.

Давайте попробуем определить, кто вы — оптимист или пессимист.

1. Как вы будете реагировать, если совершенно неожиданно вам придется пережить финансовый крах:

  • а) не станете слишком беспокоиться, поскольку уверены, что удача вновь улыбнется вам:
  • б) почувствуете себя в полной неуверенности:
  • в) начнете экономить и приспосабливаться к изменившейся ситуации:
  • г) окажетесь во власти сильной депрессии.

2. Если вас преследуют неудачи:

  • а) переживаете, но вовсе этому не удивлены:
  • б) бросаетесь действовать. стараясь скорее исправить положение:
  • в) обеспокоены тем, что подумают окружающие;
  • г) не расстраиваетесь слишком сильно, поскольку нет худа без добра.

3. С какими настроениями вы участвуете в спортивных состязаниях:

  • а) считаете, что у вас есть все шансы на победу;
  • б) делаете все чтобы выиграть, и боретесь до победного конца;
  • в) особенно не стремитесь к победе;
  • г) считаете, что у вас нет никаких шансов на выигрыш, но все равно вступаете в борьбу.

4. Если кто-то поссорился с вами или разошелся во мнениях:

  • а) избегаете этого человека:
  • б) считаете, что были не правы;
  • в) уверены, что могли бы не доводить до такой ситуации:
  • г) при ближайшей же встрече с этим человеком попытаетесь уладить конфликт.

5. Вы один из четырех претендентов на занятие вакансии. Какие чувства вы испытываете перед тем, как вас должны пригласить для собеседования:

  • а) нервничаете, поскольку три других кандидата кажутся вам слишком уверенными в себе;
  • б) уверены в себе, поскольку трое других в общем-то вас не интересуют:
  • в) счастливы, что вас внесли в список претендентов, и рады тому, что в вашей анкете что-то, видимо, привлекло к себе внимание;
  • г) полны решимости обменяться мнениями во время собеседования, чтобы выяснить, насколько предлагаемая работа устраивает вас.
6. Как вы относитесь к тому, что кто-то пользуется вашей щедростью:
  • а) вам приятно приносить людям радость;
  • б) слегка раздражаетесь, так как некоторые склонны поживиться за чужой счет:
  • в) вам это безразлично, поскольку вы твердо верите в перераспределение благ во всем мире;
  • г) не возражаете, но надеетесь, что когда-нибудь вам воздается сторицей.

7. Что. по-вашему, важнее:

  • а) делать деньги:
  • б) жить счастливо:
  • в) добиваться успеха во всем, чем бы вы ни занимались:
  • г) раскрыть таланты, которыми вы обладаете.

8. Завидуете ли вы тем, кому, как может показаться, в жизни повезло больше, чем вам — богатым и знаменитым, молодым, целеустремленно добивающимся успеха:

  • а) никогда;
  • б) иногда;
  • в) завидуете, но задаетесь вопросом о проблемах, с которыми они, возможно, сталкиваются;
  • г) завидуете и готовы поменяться местами хоть завтра.

9. Если исходить из того, что вы практически здоровы и живете в нормальных условиях, действительно ли вы верите, что:

  • а) личный успех зависит от удачи:
  • б) успех скорее определяется вашими связями, а не знаниями:
  • в) способность к достижению успеха заложена в каждом человеке:
  • г) скорого успеха не бывает.

10. Если бы вам предоставили возможность выбора, где и когда вы предпочли бы жить:

  • а) в прошлом;
  • б) в настоящем;
  • в) в будущем:
  • г) на другой планете.

Каждому из четырех (а, б, в. г) вариантов ответа припишите определенное количество баллов согласно специальному ключу, приводимому ниже:

  а б в г
1 4 1 3 2
2 1 4 2 3
3 4 3 1 2
4 2 1 3 4
5 1 2 3 4
6 3 1 4 2
7 1 4 2 3
8 4 2 3 1
9 1 2 4 3
10 1 3 4 2

Подсчитайте общее их количество.

Если вы набрали более 35 баллов то вы — неизменный оптимист: моментально подавляете в себе любые признаки депрессии. Какие бы удары ни готовила вам судьба, вы стремительно отражаете их.

, Набрали от 25 до 35? Вы скорее оптимист, чем пессимист. Ваши сомнения рассеиваются довольно быстро по мере того, как вы взвешиваете все «за» и «против» в любой ситуации, которая выглядит угрожающей.

Если сумма набранных баллов от 15 до 25, вы скорее пессимист, чем оптимист. Вам неплохо бы вспомнить, что наполовину налитый водой стакан пессимист видит полупустым, а оптимист — наполовину полным.

Менее 15… Неужели, действительно, жизнь представляется вам только в черном цвете? Не отчаивайтесь, постарайтесь находить в ней и приятные стороны, не поддавайтесь унынию, поверьте в свои силы и способности. Они есть, надо только их выявить и развить.

Все мы чуть ли не с детства знаем, что наша жизнь полосатая. Как правило, оптимисты больше обращают внимание на светлые ее полосы, а пессимисты — на темные. Помните у Шекспира: «Веселое сердце идет и поет, печальное — скоро устанет…». Вдумайтесь в истинную мудрость этих строк.

Не позволяйте себе расстраиваться по мелочам. Гоните прочь переживания по поводу тех неприятностей, которые могут произойти. А ведь могут и не произойти! Не ищите себе повод для тревоги. И не мечтайте о невозможном: завышенные потребности — источник многих разочарований.

Для того чтобы не страдать от нервно-психического напряжения, важно сформировать у себя определенную психологическую установку на критику. Не озлобляйтесь, даже если критикующий позволяет бестактные, грубые выпады в ваш адрес. Спокойной реакцией на критику можно добиться большего, чем запальчивой самозащитой.

Важно учитывать и мотивы критики. Критика со стороны людей, желающих продемонстрировать собственную эрудицию, жизненный опыт, подчеркнуть свою значимость в глазах окружающих, часто бывает несправедливой. А если и справедливой, то односторонней, половинчатой. Из-за несправедливой критики никогда не нужно расстраиваться. Она, как скрытый комплимент, означает, что вы вызвали у критикующего ревность или зависть.

Поучителен в этом отношении анекдот о художнике, который на каждом своем полотне в уголке рисовал маленькую беленькую собачку. На вопрос, зачем он это делает, следовал ответ: «Художественный совет должен найти в картине какие-то недостатки для того, чтобы утвердить свою значимость в глазах окружающих и в своих собственных. Если я не нарисую белую собачку, они найдут что-нибудь другое. А другим жертвовать жаль, потому что придется «отрывать от сердца». Когда вам станет очень обидной несправедливость в оценке вашей работы, вспомните, что вы просто забыли «нарисовать белую собачку».

А как же реагировать на справедливую критику? К сожалению, при восприятии чужих оценок мы скорее эмоциональны, чем логичны. Склонны с удовольствием принимать похвалу, не всегда задумываясь над ее справедливостью. Слыша же критику, часто непроизвольно, подчиняясь какому-то внутреннему неосознанному чувству, начинаем защищаться. Даже не всегда успеваем как следует понять суть претензий. Сопротивляется одно из самых уязвимых мест человеческой психики — самолюбие. Попробуйте быть строгим к себе. И когда вас начнут в очередной раз критиковать, скажите себе потихоньку: «Если бы они знали все о моих промахах, то критиковали бы еще суровее». Самокритика возвысится над критикой и даст пищу самоуважению.

Но бывают еще и скрытые конфликты, когда у людей возникает недовольство друг другом, но в реальное взаимодействие оно не выливается, лишь в клевету и слухи.

Коварство слухов в том, что против них исключительно трудно бороться. Во-первых, всех не обойдешь и перед всеми не оправдаешься. А во-вторых, многие считают: «Нет дыма без огня». И потому подумают: «Он горячится, возбужден, страстно отвергает слух — значит, слух этот действительно верен».

Старайтесь не обращать внимания на досужие вымыслы, не пытайтесь оправдываться. Завистники, клеветники всегда найдутся. И если вы будете стараться им отомстить, на это могут уйти ваши силы, здоровье, годы.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на подобные мелочи. Думается, что психологические установки, о которых мы с вами говорили, помогут вам легче переносить тяготы повседневной действительности, раскрепостят душу, а значит — вместе с вами войдут в каждый дом улыбка и радость общения.

В. Н. КАРАНДАШЕВ. кандидат психологических наук Ленинград

 

 

spravpit.liferus.ru

Поиск работы: правильные психологические установки

Вы удивитесь, но мы порой сами себе создаем препятствия при поисках работы – неверно поставленными целями, неконструктивными установками. Проверьте, не идете ли вы по ложному пути: когда кажется, что для поисков работы прилагаешь максимум усилий, а результат нулевой, и по-другому быть не может из-за ваших собственных убеждений.

1) «Сойдет любая работа. Лишь бы другая»

На текущей работе вам плохо: все сидит в печенках; лица коллег раздражают; у шефа такое самодовольное лицо; и печеньки на кухне закончились.

На фоне ультра-негативного отношения к нынешней работе легко возникает намерение – найти любую другую. Кажется, что стоит изменить место работы, и изменится все: и задачи, и отношения с коллегами, и перспективы новые появятся, само собой.

На эту тему есть хорошая цитата:

Применительно к работе, ее можно истолковать так: вы можете перейти в другое место, но свои проблемы заберете с собой.

Например, если вам больше не интересна работа по специальности, бесполезно менять работу – нужно менять профессию.

Если есть причины, по которым  человеку сложно строить отношения с коллегами (например, он слишком критичен к окружающим, или ведет себя безответственно), менять коллектив бесполезно: проблемы коммуникативного характера прорастут и на новой работе.

Есть и другая плоскость проблемы. Малопродуктивно – менять работу, не имея цели, не понимая, чего вы хотите. Поиск просто другой работы с большой вероятностью приведет к тому, что спустя три месяца (или полгода) вы снова будете искать работу, и опять с сомнительным результатом.

Ищите прицельно. Определите важные параметры новой работы:

Найдите ответы на эти вопросы ДО того, как начнете рассылать резюме. Стоит хотя бы попытаться найти именно такую работу, какую вы хотите – раз уж все равно ищете. Согласны?

2) «Подучусь в процессе работы»

Конечно. Работодатель мечтает вложить деньги в ваше обучение. Причем нет гарантий, что, подучившись, вы не найдете место получше, захватив с собой знания и опыт, который успеете получить.

Работодатели не торопятся вкладывать деньги и время новичков – проще найти специалиста, достаточно квалифицированного для конкретной работы.

Если вам не хватает навыков, решайте эту проблему сами. Учитесь, повышайте квалификацию. Благо, доступных способов для этого достаточно.

3) «Важно найти стабильную компанию»

Времена, когда специалист по 10 лет и больше работал на одного работодателя, в прошлом. Сегодня не имеет смысла фокусироваться на поиске стабильности. Важно другое: место работы, на котором вы сможете повысить свою квалификацию, получить ценный опыт, благодаря которому растет ваша ценность на рынке труда.

Рост, безусловно, сложнее, нежели выполнение одних и тех же заданных функций, но сегодня это единственное, что может обеспечить относительную финансовую безопасность и занятость без перерывов.

4) «Я слишком молод (стар) для этой работы»

Возрастная дискриминация – вещь жесткая, потому что затрагивает обе стороны спектра. Трудности в поисках работы испытывают как очень молодые специалисты, так и зрелые. Первые недостаточно опытны; вторых подозревают в том, что их знания и методы работы устарели.

При этом, так или иначе, стоит пытаться получить работу, которая соответствует вашему опыту и возможностям.

Попробуйте убедить работодателя в сопроводительном письме, что вы проявите себя на данной работе лучшим образом, поспособствуете решению конкретных задач. Сделайте хорошее резюме. Если речь идет о зрелых соискателях, их задача – показать не ВЕСЬ опыт и достижения, а именно то, что интересно данному конкретному работодателю. Что ему интересно? Читайте объявление о вакансии – в нем есть ответ на этот вопрос.

5) «Мне бы еще лет пять продержаться»

Иногда так думают специалисты, которые вскоре планируют уйти на пенсию; или женщины, планирующие поработать чуть-чуть и уйти в декрет.

Каждый имеет право на личные планы, но точно не стоит в них посвящать работодателя.

«Я и не собираюсь».

Вы не собираетесь рассказывать на собеседовании о своих намерениях – поработать годик-другой и найти другую работу или прервать карьеру, само собой. Но если вы идете на встречу с работодателем с такой установкой, она будет заметна.

Работодатель хочет блеска в глазах. Ему приятна мысль, что вы связываете работу в этой компании со своими планами на будущее. Это значит, что вы будете стараться. Если же станет ясно, что данная работа для вас – временное пристанище, работодатель может засомневаться и предложением о сотрудничестве, скорее всего, не осчастливит.

Подумайте вот о чем. Возможно, в этой компании вам так понравится, что вы не захотите уходить. Или изменятся жизненные планы. Все может быть, так какой смысл идти на собеседование с мыслью, что эта работа нужна на время, а потом от нее можно избавиться, как от балласта? Всем, что вы делаете – КАК говорите, ЧТО говорите – вы выдаете отношение к вакансии на собеседовании. Так постарайтесь отправиться на встречу с работодателем с исключительно позитивными намерениями.

hr-portal.ru

Уроки самопознания. 4 ошибочные психологические установки.

Предлагаю Вам пройти простые уроки самопознания в 4 сферах своей жизни и определить ошибочные психологические установки, которые мешают Вам жить. Самопознание начните с рассмотрения примеров других людей.

Психологические уроки самопознания

Уроки самопознания — это психологический практикум, направленный на познание своих заблуждений, внутренних конфликтов и своей личности.

Любой психологический практикум невозможен без самопознания и самоанализа. Пропустите этот важный этап и психотерапия превратится в болтовню двух давних подружек о том и о сём. Психолог Счастья.

Урок самопознания в этой статье мы начнем с осознания своих ограничивающих и ошибочных психологических установок в 4-х сферах жизни.

Запостите цветок в социальную сеть и получите любой лепесток на выбор



4 жизненные сферы для самоанализа установок

  • Ошибочные психологические установки о РАБОТЕ
  • Ошибочные психологические установки об ОТНОШЕНИЯХ
  • Ошибочные психологические установки о ЗДОРОВЬЕ
  • Ошибочные психологические установки о СЧАСТЬЕ

Примеры ошибочных психологических установок

Давайте посмотрим ошибочные установки в 4 сферах жизни Клиентов автора этого блога.

Читая эти высказывания, задумайтесь, какие из них относятся и к Вам, самоанализ начинается прямо с новой строки!

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья о работе

— Большая часть моих проблем в жизни происходит из-за моей ответственной работы.

— Только работая дольше и усерднее, я смогу соответствовать требованиям своей должности.

— Я потеряю работу, если мой мобильный телефон не будет всегда включен.

—  Моя работа управляет мной, а не наоборот. Я — не начальник!

— То, что я вкладываю львиную долю своей энергии в работу, а не в семью будет стоить того в будущем. Я делаю это для своей семьи.

— Моя работа — это я. Без моей работы и денег я никто.

—  Если я получу прибавку к зарплате, я стану счастливее и буду считать себя лучше.

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья об отношениях

— Моя семья понимает, что я так много работаю ради них.

— Моя жена нормально относится к тому, что я прихожу с работы обессиленным, ведь я стараюсь ради нее.

— Как только я стану партнером, мои шансы обрести семью и любовь повысятся.

—  Я приношу домой деньги, а моя жена воспитывает детей. Так и должно быть сейчас.

— Мы просто не можем прожить на меньшие деньги и поэтому я тружусь как раб.

— Нет ничего неожиданного, что фотки моих любимых у меня в паспорте, ведь я так мало вижу свою семью из-за работы и командировок.

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья о здоровье

— Сердечный приступ случается с людьми, которые едят как я, не занимаются спортом и имеют лишний вес, как и я. Но со мной этого не произойдет.

— Я чувствую себя хорошо, поэтому мое здоровье, вероятно, в порядке.

— Я еще молодая, поэтому могу себе позволить…. А пока у меня еще есть время.

— У меня нет ни времени, ни сил на занятия спортом.

— Заниматься собой — это роскошь, которую я не могу себе позволить.

— Все время, которое у меня есть я посвящаю своей семье и своей работе.

— Тратить время на занятия спортом — эгоистично.

— Если во всем остальном я веду правильный образ жизни, то я могу себе позволить курить (вставьте свое слово), и со мной ничего не случиться.

— -Мы все когда-нибудь умрем, поэтому если я немного нарушаю режим питания и сна, это того стоит.

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья о счастье

— Я никогда в жизни не найду настоящего счастья. Я знаю это.

— Я не могу быть счастливой и одновременно находиться в таком постоянном напряжении. Счастье — это свобода от напряжения.

— Никто в моем положении не мог бы быть счастлив.

— Мое счастье настанет, когда я достигну финансовой свободы. Знаю, это звучит смешно, но для меня это именно так.

— Я жертвую своим счастьем ради семьи (вставьте свое слово).

— Успех и счастье идут рука об руку.

Психологический Практикум самопознания ошибочных психологических установок

Найдите 3 потенциальные ошибочные установки, которым Вы сейчас следуете в каждой из этих 4-х сфер жизни.

Работа (например: я потеряю работу, если буду тратить время на занятие спортом в течение или если уйду пораньше, чтобы посмотреть, как мой ребенок играет в школьном спектакле):

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

Семья (например: хотя я совершенно не в состоянии общаться с семьей, когда возвращаюсь домой с работы, они знают, что я люблю их):

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

Здоровье (например: заниматься собой — это роскошь, которую я не могу себе сейчас позволить):

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

Счастье (например: я буду более счастливой, когда финансовые трудности останутся позади):

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

Все эти ошибочные психологические установки отражаются на наших историях о нашей жизни, которым мы следуем.

Какую историю о здоровье Вы написали?
Какую историю о счастье Вы придумали?
Каким мифам о работе  Вы следуете?
Какие мысли у Вас о семейных отношениях?

Поделитесь Вашими установками в комментариях к этой статье!

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Функциональный анализ личности. Как Ваши эго-состояния проявляются в поведении. Мы с Вами уже рассмотрели структурную составляющую Вашей личности. Вы умеете составлять эгограмму. Сегодня обратим внимание на функциональный анализ […]
  • Бизнес в интернет. Открываемся? Стараюсь угодить всем посетителям моего блога, поэтому как «лебедь, рак и щука» пишу статьи на тему психологии счастья, здорового сна, […]
  • Самовнушение для похудения. Худеем по формуле 5 шагов. Самовнушение работает во многих сферах. Самовнушение сработает и для похудения. Худеем по формуле 5 шагов. Задействуем силу мысли, закон притяжения, […]
  • Душевное равновесие и негативные слова. Управление стрессом. Как управлять стрессом после услышанных негативных слов. Как восстановить душевное равновесие и энергию. Как быстро выйти из стресса — ответ на […]
  • Подсознание человека как внутренний ресурс: активируйте свое подсознание! Подсознание человека участвует во всех процессах, связанных с приспособлением человека к социуму и саморазвитием. Активация подсознания как мощного […]
  • Самовнушение новой жизни. Формула самовнушения. Вчера состоялся вебинар психолога счастья:  «Как составить эффективную формулу самовнушения». Итак, самовнушение новой жизни, как внушить себе новые […]
  • Самогипноз повседневности. Самообман и негативная мотивация. Мы постоянно подвергаемся самогипнозу в повседневности. Жалко, что неуправляемый транс является часто самообманом и негативной само мотивацией. Что […]

psymanblog.ru

Семинар для педагогов «Роль психологической установки в жизни человека»

Цель занятия: Ознакомить учителей с возможностью изменения жизненного сценария, объяснить значимость различных установок в жизни и психологическое содержание сказок как установок на будущее. Дать установку на успешное взаимодействие с учащимися.

Оборудование:

  1. Фотография ученика (незнакомого учителям) – 3 экземпляра.

  2. Листочки, авторучки.

  3. Схема “Успешный ученик”

— Под установкой понимается готовность воспринимать и действовать, понимать и трактовать объект восприятия, мышления или будущих событий определенным образом. 
— Это особое видение в свою очередь является основой целесообразной или нецелесообразной избирательной активности человека, его поведения. Установка регулирует широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности. Несмотря на то, что эта установка действует на уровне бессознательного, она формируется по законам, которые вполне доступны сознанию человека. Психологические установки складываются в результате прошлого жизненного опыта человека и создают ему как колоссальные преимущества, так и большие ограничения. 

Психологические установки играют положительную роль, так как они:

  • определяют устойчивый, последовательный и целенаправленный характер деятельности, позволяющий сохранить эту направленность в непрерывно меняющейся ситуации.

Психологические установки играют и отрицательную роль, потому что они:

Жизненные установки человека — это базовые представления о мире и окружающих людях, которые влияют на ощущение полноценного счастья. Казалось бы, мир един, тем не менее, у каждого человека есть свой мир, наполненный переживаниями и собственными ценностями. И они могут как сделать нас счастливыми, так и разрушить наше счастье. Войти же в гармонию с миром, имея неправильные жизненные установки, невозможно. 

Ниже описаны 4 позиции жизненных установок. Какая из позиций вам ближе?

1. Вам кажется, что в целом вас окружают благополучные люди. Вам легко идти на контакт, принимать недостатки других.  Вас не раздражают оплошности и ошибки других людей. Вы не имеете желания вступать в какой-либо конфликт. Вы чувствуете себя вполне самодостаточным, внутренне свободным и счастливым. Кроме того, вы не думаете о том, что вы лучше или хуже других.  Вы разделяете лозунг: «Жизнь стоит того, чтобы жить».

2. Окружение воспринимается в негативном ключе. Жизнь полна разочарований. Ощущение полной беспомощности и рока. Нет сил и желания что-то менять, кажется, что лучше уже никогда не будет. Вокруг заметны серьезные несовершенства окружающего мира, которые вызывают страдания. Также огорчает своя персона.  Вам ближе лозунг: «Жизнь не стоит того, чтобы жить».

3. Вам кажется, что все вокруг счастливы, довольны жизнью, но вот что-то с вами не так. Ну не везет вам. Сколько ни пытаетесь — бьетесь, как рыба об лед. Вы чувствуете неуверенность в своих силах, склонны впадать в зависимость от других людей, которые обладают властью, признанием и в целом благополучны. Вас порой может терзать зависть к чужим успехам и чувство собственной несостоятельности. Вам кажется правильным лозунг: «Жизнь других стоит того, чтобы им жить, а вот моя жизнь того не особо стоит».

4. Вы уверены, что стоите очень дорого. Вам очень повезло в жизни. Большинство людей не так успешны, как вы. Кроме того, все их недостатки у вас под прицелом, и это рождает глубокое понимание того, как несовершенен мир. У вас есть небольшое ощущение надменности и превосходства над другими людьми, потому что, если честно, пороков у вас нет. А если и есть, то у кого их нет? Это не повод винить себя за ошибки. Однако другие люди могли бы и последить за своими ошибками, которые забыть не так-то просто. Чтобы указать на чужие промахи, вы любите доказать свою правоту во что бы то ни стало, показав, что вы как бы выше других. Вы любите самоутвердиться за чужой счет. Вам нравится лозунг: «Моя жизнь гораздо ценнее, чем жизнь остальных».

 Жизненные установки соответствуют 4 основным позициям:

Я благополучен — ты благополучен Я неблагополучен — ты неблагополучен Я неблагополучен — ты благополучен Я благополучен — ты неблагополучен

«Я благополучен — ты благополучен» — самая здоровая жизненная установка, которая дает возможность пребывать в гармоничном состоянии с самим собой и окружающим миром. Это и есть основа для нашего счастья. Правильное отношение родителей, которое подразумевает воспитание свободной, гармоничной и целостной личности без потакания слабостям, а также их собственный положительный пример способствует развитию этой  установки.

Вторая позиция «Я неблагополучен — ты неблагополучен» характерна для отъявленных пессимистов. Она может сформироваться в условиях острой нужды и/или при слабом здоровье. Также эта позиция характерна для людей с серьезными психологическими травмами, скорее всего, родом из детства.

Позиция «Я неблагополучен — ты благополучен» также  возникает в отягощенных жизненных обстоятельствах, когда человек боится проявиться, раскрыть свое Я. Здесь может сыграть роль неправильное воспитание родителей, которые всячески подавляли инициативу ребенка.

И последняя жизненная установка «Я благополучен — ты неблагополучен» свидетельствует о скрытой мании величия. Скорее всего, формирование чувства надменности произошло еще в детстве. В этом случае родители наоборот не подавляли ребенка, а всячески превозносили его. Также она может возникнуть от другой крайности — явного унижения, жестокого обращения.

Таким образом, формирование жизненных установок нередко берет начало в детские годы. В течение жизни могут происходить их трансформации, однако то,  что мы усвоили на глубинном, подсознательном уровне, влияет всю жизнь.

Упражнение №1

— Перед вами фото, ваша задача назвать личностные качества человека изображенного на фотографии. (добрый, злой, умный, дружелюбный, лживый, щедрый, скупой и т.п.) Фото №1 – Успехи в обучении у этого ребенка не достаточно хорошие, друзей не имеет, единственный ребенок в семье; фото №2 – Живет в неполной семье, ухаживает за больной матерью, имеет много друзей и т.п.)

— Почему вы выбрали именно эти качества? — Что повлияло на ваше мнение?

Следовательно – эта надпись явилась для вас установкой.

На самом деле 1 юноша, серебряный призер международной олимпиады школьников, а 2 мальчик – малообщительный и не очень успевающий ученик.

Установки окружают нас везде. Это и характеристики, написанные учителями из других школ на вновь пришедших и отзывы о ребенке других людей.

Как вы считаете, установки даются только в школе? Где еще вы с ними встречались?

Они окружают нас везде – телевидение, радио, газеты (рекламы).

Оказывается, что установки мы получаем и в раннем детстве.

От кого? В какой форме?

Конечно, это сказки. У каждого из вас в детстве была любимая сказка. Какую сказку вы любили? Психологи считают, что сказки имеют свое психологическое содержание.

Каждая сказка нас на что-то программирует. Давайте попробуем извлечь из нее все вымыслы. Чему учит сказка? Как можно сформулировать уроки, преподносимые нам этой сказкой?

Упражнение №2 Я предлагаю представить сказки и выбрать из них какая вам ближе.

Аленький цветочек”. С одной стороны, прекрасная история, учит доброте и самопожертвованию. С другой стороны, в нашем подсознании откладывается установка — путь к счастью лежит через страдания, самоотречение, проблемы.

Красная шапочка”. Замечательная сказка. Однако психологи обнаружили в ней обратный эффект – ребенка она учит излишней наивности (где это видано, Красная Шапочка, увидев пасть волка, не убежала, а наоборот, начала расспрашивать, почему у него такие большие уши, зубы).

Колобок”. Сказка учит быть гибким, решительным в различных ситуациях. Быстрая реакция – залог успеха. Хитростью можно добиться многого.

Золушка”. Влюбившиеся в эту героиню девочки навсегда для себя усвоили: для того, чтобы стать счастливой, нужно много и кропотливо работать. Практика показывает, что юные золушки оканчивают школу с медалью, а спустя некоторое количество времени становятся бизнес-вумен. Как правило, у них образцовый дом.

Василиса Премудрая”. Любительницы это сказки всю жизнь вынуждены входить в чье-то положение. Они всегда дадут совет, поддержат, утешат в нужную минуту. Из них получаются заботливые и мудрые матери. Один нюанс – порой мужья садятся им на шею, увлекаясь игровыми автоматами, жена посердится, а потом приласкает. Все-таки Премудрая!

Задумывались ли мы, уже взрослые, какие установки давали нам наши родители, не являются ли они внутренними указателями на нашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите ссылки: «негативные установки», «позитивные установки» и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите детям того, чего бы вы им на самом деле не желали.

Негативные установки:

  • Сильные люди не плачут».

  • «Думай только о себе, не жалей никого».

  • «Ты всегда, как твой (я) папа (мама)».

  • «Не будешь слушаться — заболеешь!».

  • «Яблоко от яблоньки недалеко падает»

  • Не твоего ума дело…»

  • «Не верь никому,обманут!..»

  • «Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!»

  • «Ты всегда это делаешь хуже других…»

  • «Ты всегда будешь грязнулей!»

  • «Женщина глупее мужчины…»

  • «Ты плохой!»

  • «Будешь букой — один останешься».

  • «Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфетки…»

Позитивные установки:

  • «Поплачь — легче будет».

  • «Сколько отдашь — столько и получишь».

  • «Каждый сам выбирает свой путь».

  • «Ты всегда будешь здоров!»

  • «Что посеешь, то и пожнешь».

  • «Твое мнение всем интересно».

  • «Выбирай себе друзей сам…»

  • «Как ты относишься к людям, так и они к тебе».

  • «Как аукнется, так и откликнется».

  • » Каждый может ошибаться! Попробуй еще!»

  • «Чистота — залог здоровья».

  • «Все зависит от человека…» ,

  • «Люби себя и другие тебя полюбят».

  • «Все в этой жизни зависит от тебя»

Если ребенка часто критикуют, он учится ненавидеть.

Если его часто упрекают, у него возникает комплекс вины.

Если высмеивают – становится замкнутым.

Ваша невежливость выращивает его грубость.

Ваша несправедливость – его нечестность.

Ничто так не подрывает уважение к старшим как невыполненное обещание или обман.

Если ребенок растет в терпимости, он учится быть терпимым к другим и ему не грозит одиночество и беззащитность.

Если его часто подбадривают, учится верить в себя.

Если не забывают одобрять его хорошие поступки и мысли, учится ценить себя и быть благодарным.

Если растет в дружелюбии, научится находить дружбу и любовь.

Упражнение №3

Психологи советуют попробовать переписать финал любимой сказки. Попробуйте сделать, скажем, из Карлсона правдивого надежного персонажа, который не бросит Малыша в трудную минуту. Загрузите Карлсона общественной работой и всю беспечность как рукой снимет. Заставьте старуху из “Золотой рыбки” самой сделать что-нибудь, избавьте ее от вредности.

Сказка положительно настраивает. Учите детей сочинять сказки. Выход есть всегда.

Только тогда мы будем успешным учителем, а ученик успешным учеником, когда будет идти ориентировка на наши и его позитивные качества личности.

Этим я хотела вам дать установку на удачное сотрудничество и взаимопонимание.

infourok.ru

10 психологических приемов, которые помогут вам в жизни :: Инфониак

Невероятные факты

Общение с другими людьми временами может быть довольно трудным занятием.

Независимо от того, нужно ли вам это по работе, эти психологические приемы помогут вам сгладить какие-то шероховатости в общении.

Читайте также: 20 психологических фактов, которые вы не знали о себе

Не стоит путать их с методами манипулирования другими, чтобы получить то, что вам нужно, так как эти советы помогут вам улучшить взаимоотношения с другими людьми.

Психологические приемы влияния

1. Смотрите кому-то в глаза, когда получаете неудовлетворительный ответ.

priemi-1.jpg

Иногда нам не нравится ответ на вопрос, который мы получаем, а порой мы его просто не понимаем. Вместо того, чтобы повторять вопрос или задавать другой, посмотрите собеседнику в глаза. Это заставит его почувствовать себя загнанным в угол, и заставит его разъяснить свои мысли.

2. Оставайтесь спокойным, когда кто-то повышает на вас голос.

priemi-2.jpg

Приложите большие усилия, чтобы сохранить спокойствие. Когда человек повышает голос, он обычно злится, а наше поведение может невольно провоцировать его. Если вы остаетесь спокойным, чувство гнева собеседника быстро затухает, наступает чувство вины, и человек обычно первый начинает просить прощения.

3. Придвиньтесь к зачинщику, чтобы избежать нападения.

priemi-3.jpg

Если вы отправляетесь на встречу, и знаете, что среди присутствующих будут агрессивные люди, а разговор может накалиться, или вы можете подвергнуться негативной критике, сядьте рядом с этим человеком.

Вы можете чувствовать себя неуютно или неловко, но непосредственная близость обычно снижает уровень агрессии, которую обидчик пытался применить.

4. Запоминайте имена других людей.

priemi-4.jpg

Если хотите пользоваться популярностью среди своих коллег и сверстников, возьмите привычку называть людей по именам, когда вы с ними разговариваете. Человек невольно чувствует себя особенным, когда его называют по имени.

Читайте также: 10 интересных психологических фактов, которые стоит знать

5. Напишите свои мысли, когда вы испытываете стресс или тревогу.

priemi-5.jpg

Мы все в какой-то момент чувствуем стресс или тревогу. Напишите свои мысли в этот момент в дневник и закройте его. Хотите верьте, хотите нет, нам вам будет намного легче сконцентрироваться на других вещах, когда вы поделились своими чувствами. Когда вы делитесь, вы снимаете часть нагрузки со своей психики.

Психологические приемы общения

6. Давайте себе меньше выбора, когда не можете принять решение.

priemi-6.jpg

Некоторые люди считают, что лучше иметь большой выбор и больше информации, и, как правило, они предпочитают иметь больше. Однако слишком большой выбор может парализовать вас.

Существуют свидетельства того, что максимальное число вариантов, которое мы можем рассмотреть за один раз, равно четырем.

Чтобы лучше принимать решения, давайте себе меньше выбора. Это даст вам время, чтобы рассмотреть каждый из них и достаточно пространства для поиска новых вариантов.

7. Правильная осанка повышает уверенность.

priemi-7.jpg

Этот психологический прием применим как в работе, так и в повседневной жизни. Как стать увереннее в себе? Лучший способ – это начать с осанки. Таким образом, вы расширяете свое пространство. 

8. Надежный способ выиграть в «Камень, ножницы, бумага».

priemi-8.jpg

Когда вы начинаете играть в игру, задайте вашему оппоненту любой вопрос перед игрой. Это как правило, собьет с толку вашего соперника и, скорее всего, он выкинет «ножницы».

9. Заставьте человека чувствовать себя нужным, когда просите о помощи.

priemi-9.jpg

Если вам нужна чья-то помощь, начните с фразы: «Мне нужна ваша помощь…» Нам нравится чувствовать себя нужными, и мы не любим чувство вины. Когда вы начинаете разговор с этой фразы, вы вероятнее получите помощь, в которой нуждаетесь.

10. Согрейте руки перед рукопожатием.

priemi-10.jpg

Знаете ли вы, что холодные руки ассоциируются с недоверием? Если вы собираетесь пожать руки или прикоснуться к кому-то, согрейте их. Это способствует дружелюбной атмосфере.

Другие приемы психологического воздействия:

priemi-11.jpg

· Если вам кажется что кому-то нет до вас дела, попросите его о какой-то мелочи, например, одолжите у него ручку или карандаш.

· Если вы не может выкинуть песню из головы, постарайтесь запомнить ее концовку.

· Если вам нужно помочь что-то донести, разговаривайте с человеком, когда вручаете ему пакеты или сумки. Скорее всего, человек даже не заметит, что вы ему что-то вручили, и просто возьмет это.

· Когда вас кому-то представляют, постарайтесь запомнить цвет глаз собеседника. Вам не обязательно использовать эту информацию, просто этот прием помогает достичь оптимального зрительного контакта. Люди воспринимают такой взгляд дружелюбным и уверенным.

www.infoniac.ru

Психологические установки

Джеймс Спрингер и Джеймс Льюис – однояйцевые близнецы, которых разлучили вскоре после рождения. До определённого момента они не знали о существовании друг друга. Первых жен обоих братьев звали Линда, а вторых – Бетти. У братьев были схожие интересы. Первый Джеймс увлекался плотницким делом, а второй – механическим черчением. Оба были общительны, обладали примерно одинаковым уровнем гибкости и саморегуляции.

Когда Барбара Херберт и Дафна Гудшип, близнецы, разлученные при рождении, встретились в возрасте 39 лет, обе были одеты в бежевое платье и коричневый вельветовый жакет.

Эти невероятные примеры могут заставить нас верить в то, что личность человека – это что-то, вписанное в гены, что-то, неподвластное изменению. Если такие вещи, как выбор одежды или общительность запрограммированы, можно предположить, что все остальное тоже предрешено заранее. Тем не менее, все больше исследований подтверждают, что это не так. Личность и характер человека не были раз и навсегда заожены в гены человека, большая часть личности каждого человека – это гибкая и динамичная система (Mischel & Shoda, 1995), которая может меняться в течение жизни под воздействием опыта (Roberts, Walton, & Viechtbauer, 2006).

Кроме того, ученые начинают понимать, как изменить характер и способности человека. Говоря о личности человека, мы оперируем не только чертами характера, но и такими понятиями, как цели, стремления, интерпретация событий, копинг-стратегии. Кэрол Дуэк, профессор Стэндфордского Университета в своем исследовании «Управление восприятием – как установки влияют на способность меняться» фокусируется на установках и их влиянии на цели и устремления человека, а также на том, как эти установки влияют на эмоциональные реакции и поступки человека.

Олпорт (1964) определил личность в терминах устойчивых паттернов поведения и образа действий, которые присутствуют в различных ситуациях и областях жизни. Установки с их способностью изменять поведение и действия человека становятся ключевым понятием в определении личности.

Установки способны менять устойчивые образцы поведения и образа действий, изменяя характер и личность человека. Психологические установки человека включают в себя его представления о мире, о самом себе и о взаимоотношениях с другими людьми. Обычно они закладываются еще в детском возрасте. Многие специалисты в области личности уверены, что именно установки являются основой личности. Например, исследователь темперамента Мэри Ротбарт утверждает, что личность и характер человека состоят не только из темперамента и привычных паттернов поведения, но и из того, как человек воспринимает себя, окружающих людей и события.

Фокусирование на установках человека позволяет более точно ответить на следующие вопросы: какие личные факторы позволяют человеку быть успешным – расти над собой и учиться, строить благополучные отношения с другими, показывать хорошие результаты в школе и на работе, уметь заботиться о других и восстанавливаться после неудач? Психологические установки человека поддаются определению, измерению и преобразованию с целью изменения их влияния на жизнь человека. Определение черт характера также не представляет большого труда, однако данное определение не содержит в себе указаний на то, как человек может их изменить. Изменить психологические установки может быть нелегко, но они сообщают нам о том, с чего нужно начать.

Чтобы подтвердить данную теорию, Кэрол Дуэк проверила две базовые установки: первая – о том, может ли человек и его черты характера развиваться, а вторая – как установки влияют на отношения с другими людьми. Автор подчеркивает, что психологические установки и их влияние на жизнь человека содержат в себе важнейшие аспекты адаптивного функционирования и отражаются на всех областях жизни человека.

УСТАНОВКА НА РОСТ

Исследования Кэрол Дуэк показывают, что приобретенные психологические установки влияют на успех человека в жизни. Люди с установкой на данность уверены, что их качества, например, интеллект раз и навсегда заложены в них и не подлежат изменению. Люди с установкой на рост убеждены, что большинство их качеств можно развивать и что многое зависит от приложенных ими усилий и готовности обучаться.

Раннее исследование показывает, что люди с установкой на рост более открыты к обучению, готовы к сложным задачам и легче восстанавливаются после неудач (Dweck, 1999). Данная установка позволяет успешно справляться с такими событиями, как переход в другую школу (Blackwell, Trzesniewski, & Dweck, 2007), сложные деловые переговоры (Kray, 2007), разрешение конфликтов в романтических отношениях (Kammrath & Dweck, 2006). То есть установка на рост позитивно влияет на ключевые стороны жизни (учеба, карьера, личная жизнь) человека.

Любой человек может развить в себе установку на рост, которая позволяет увеличить мотивацию и лучше справляться со сложными задачами. В исследовании Аронсона, Фрида и Гуда (2002) студентам одного престижного университета показывали фильм о работе мозга, в котором обозначалось, что новые нейронные связи образуются в течение всей жизни в ответ на обучение. Кроме того, каждый студент из экспериментальной группы писал письмо студентам младшего курса о том, что мозг человека – это гибкая система, которая может развиваться на протяжении всей жизни в ответ на интеллектуальные усилия и упорную работу. В конце семестра студенты колледжа, которые узнали о способности мозга развиваться в течение всей жизни, показали  академические результаты, интерес к учебе и готовность упорно трудиться значительно выше, чем студенты, которым не был показан данный фильм.

Люди приобретают ту или иную установку в ответ на то, как их хвалят (Mueller & Dweck, 1998). Удивительно, но когда учеников хвалят за их интеллект, они приобретают установку на данность. Подобная похвала не только не повышает самооценку, но и делает их уязвимыми и заставляет избегать сложных задач. Как только ученики с установкой на данность встречаются с препятствием на своем пути, они теряют уверенность в себе, интерес к учебе и демонстрируют более слабые академические результаты. Когда учащихся хвалят за их усилие или выбор верной стратегии, они приобретают установку на рост: им хочется учиться, и они не пасуют перед первой же трудностью.

Таким образом, психологическая установка играет важную роль в стратегии решения сложных задач, саморегуляции и умению смиряться с неудачей и идти дальше. Изменение установки способно коренным образом изменить всю жизнь человека.

УСТАНОВКИ И ОТНОШЕНИЯ: ОЖИДАНИЯ ПРИНЯТИЯ ИЛИ ОТВЕРЖЕНИЯ

Почти шестьдесят лет назад Джон Боулби предположил, что дети еще в младенчестве усваивают ту ли иную модель привязанности. Именно эта модель ключевым образом влияет на представления человека об отношениях с другими людьми. Если привязанность ребенка со значимым взрослым была надежной, то у него больше шансов построить гармоничные отношения с другими людьми во взрослом возрасте. Если привязанность была ненадежной, велика вероятность того, что в будущем человек не сможет распознать и ответить на привязанность другого человека к себе.

Ожидания относительно положительных или отрицательных ответов со стороны других людей лежат в основе взаимоотношений взрослых людей. Джеральдин Доуни и ее коллеги доказали, что люди, которые тревожно ожидают отрицательных реакций со стороны других, строят ненадежные отношения, видят отвержение и угрозу привязанности даже там, где их нет, и в целом преуменьшают значимость отношений в жизни человека (Pietrzak, Downey, Ayduk, 2005). Психологическая установка влияет на то, насколько удовлетворяющими будут отношения человека с окружающими его людьми.

МИНИМАЛЬНЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА, ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Изменение установок относительно собственного развития или отношений с другими людьми показало весьма значительные результаты при минимальных усилиях со стороны психотерапевта и клиента. Психотерапия, направленная на изменение установок, заключается в переосмыслении событий и в изменении собственных реакций на них. Данные вмешательства направлены на изменение установки человека, которая оказывает влияние на мотивационные, регуляторные и коммуникативные паттерны.

Кроме того, в ходе такой работы изменяются и черты характера, которые нередко рассматриваются как «относительно стабильные»: открытость к новому, тщательность, общительность, негативные реакции в ответ на ситуацию неуспеха.

Подводя итог, еще раз отметим, что психологические установки оказывают влияние на все области жизни. Изменение установок означает изменение характера человека, что, в свою очередь, означает изменение его жизни.

Оригинальная статья:  Carol S. Dweck . Modulating emotion perception – Can Personality Be Changed? The Role of Beliefs in Personality and Change. Current Directions in Psychological Science, December, 2008

Перевод: Елисеева Маргарита  Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: психологическая установка, саморазвитие, самореализация, мотивация, изменения

Источник фото: powerthoughtsmeditationclub.com

Доступно для скачивания:

  • О роли установок в способности человека меняться

xn--90aennpco.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *