Как правильно реагировать на критику – Как правильно реагировать на критику

Содержание

Как правильно реагировать на критику

«Критики можно легко избежать, если ничего не говорить, ничего не делать и быть ничем» ~ Аристотель

Люди реагируют на критику по-разному. Кто-то извлекает из нее уроки и относится к ней спокойно. Но для кого-то она является проблемой, которая вызывает гнев, оправдания, сомнения в себе и падение самооценки. Как же этого не допустить этой проблемы? Как правильно реагировать на критику? Как сделать так, чтобы критика приносила нам пользу, а не горечь и страдания?


Правило 1 — Успокаивайтесь и наблюдайте

Не поддавайтесь первой же реакции, которую рождает ваш ум и эмоции. Да, критика может быть неприятной, и я это знаю. Иногда, услышав такую критику, мы чувствуем, что наши труды не получили адекватной оценки, что наши личностные качества были поставлены под сомнения. Различия между собственными ожиданиями и мнением других людей порождает неприятный диссонанс: обида, раздражение, горечь и гнев провоцируют реакцию отчаянной защиты или агрессивной атаки на критикующего человека. В этом нет ничего странного и удивительного, так нас вынуждают действовать скрытые в нас природой защитные психологические механизмы.

Когда мы слышим отрицательную критику, мы бессознательно видим угрозу не только в отношении своего социального положения, но мы также чувствуем опасность для представлений о своем «Я», которые успели укорениться в нас. В общем, нам не нравится, когда о нас говорят то, что мы сами не привыкли о себе думать.

Поэтому бывает, что мы страстно и бурно реагируем на критику. Это, можно сказать, автоматическая психическая реакция. Но там, где есть автоматизм, не всегда есть место для здравого смысла и понимания. Гнев и обида сужают поле вашего восприятия, они приковывают все ваше внимание только к себе: вы намного больше думаете о том, как защититься от критики или как найти в этой критике слабые стороны, чем о том, насколько она может вам помочь.

Но если вы успокоитесь и расслабитесь, переждете первую бурную волну эмоций, то тогда ваше восприятие станет свободным от оглушающих его чувств, и вы увидите еще много того, что не видели до этого. Например, то, что в критической оценке, пусть и слишком субъективной, есть доля истины. И если вы примите ее во внимание, то в будущем это поможет вам избежать многих ошибок. Или, наоборот, вы поймете, что замечание было совершенно несправедливо, и человек, высказавший его, находился в дурном расположении духа, что спровоцировало его на недоброжелательную оценку вас и вашего труда.

Спокойный ум может видеть намного больше и мыслить намного более конструктивно, чем ум, подверженный сильным эмоциям.

Поэтому, прежде чем вдаваться в полемику или отвечать на электронное письмо, содержащее неприятную информацию о вашей работе, постарайтесь успокоиться. Существует много разных техник, которые помогут вам быстро взять себя в руки и восстановить душевный баланс:

  • Медленно сосчитать в уме до десяти
  • Cделать несколько глубоких медленных вдохов и выдохов животом
  • Записать все свои мысли и описать все свои чувства на бумаге, прежде чем отвечать. Что вы чувствуете? Что вы думаете? Выплеснете это на бумагу, а не на человека

Это хорошие и эффективные техники, которые помогут вам «переждать» первую реакцию и расслабиться.

Но мне нравится в этом случае (если позволяет время) просто понаблюдать за своим умом. Увидеть, как он беспокоится и мечется под жаром огня моего уязвленного самомнения. Как он становится предвзятым, перестает понимать, и застывает в воинственной стойке, чтобы кинуться на обидчика. Как он осыпает меня ворохом лести и самооправданий, чтобы сделать критику менее болезненной…

Вместо того, чтобы поддаваться первой реакции, просто спокойно понаблюдайте за ней. Как только вы замечаете, что ваш ум стал опять придумывать хитрые способы защититься от нападок критики, переводите внимание опять обратно к наблюдению. Так вы не только увидите, как бурная реакция постепенно ослабевает и сходит на нет, вы также узнаете много нового о себе, о том, как ведет себя ваш ум, как работает ваша психика. Из бесстрастного наблюдения за собой вы узнаете намного больше, чем из всех учебников психологии вместе взятых!

Но не нужно как-то осуждать эту реакцию вашего ума. Помните, в ней нет ничего плохого, ведь она естественная. Мы так устроены природой, что можем реагировать на критику подобным образом. Поэтому отнеситесь к этой реакции с любовью и пониманием, но, в то же время, старайтесь не поддаваться ей, а оставаться зрителем, не вовлеченным в представление.

Если вы этому научитесь, то вам будет намного легче не поддаваться любым эмоциям (злоба, раздражение), вы сможете не реагировать на них сразу же, а использовать время, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы, с которой вы столкнулись. Этот навык очень полезен в жизни. Он поможет вам избежать множества ссор, скандалов и просто сложных ситуаций. Вы увидите, что первая реакция наиболее сильна всего-лишь несколько секунд: стоит выдержать это время, не поддаваться первой волне, как вам будет уже намного легче взять себя в руки.

Правило 2 — Используйте критику как возможность стать лучше

Критика – это не всегда повод уронить ваше достоинство или обидеть вас. Она может послужить надежным помощником, который укажет вам на ваши слабости или слабости проекта, над которым вы работаете. Не очень правильно затыкать уши и сопротивляться, когда с вами разговаривает такой помощник. Но именно это делают люди, которые бурно реагируют на критику в свой адрес.

Если вы будете слушать этого помощника, то вы узнаете много нового о себе и, возможно, станете лучшим человеком! Если критика указывает вам на ваши слабые стороны, которые вы можете улучшить, то это совсем не повод расстраиваться! Ведь вы, скорее всего, скажете спасибо тому человеку, который вовремя скажет вам, что у вашего автомобиля неисправны тормоза. Вы немедленно отвезете машину в сервис и, возможно, сохраните себе здоровье или жизнь. Почему же нам так трудно принимать неодобрительную критику о себе?

Принимайте ее с благодарностью и применяйте с пользой для себя! И будьте уверены, практически любые качества личности можно развить. Поэтому не воспринимайте критику как приговор и укор себе!

Но, что если критика нацелена на те качества, которые вы не можете изменить? Тем более нет повода из-за нее переживать! Какой толк горевать о том, что не исправишь? Учитесь принимать обстоятельства такими, какие они есть.

Правило 3 — Просите детализировать

Иногда стоит уточнить критику. Прежде всего, поблагодарите человека за его критический комментарий. Далее следует убедиться, что вы его правильно поняли: вы можете уточнить какие-нибудь аспекты его замечания. Например: «что вы имеете в виду под отсутствием ссылок на источники», «приведите пример, пожалуйста!»

Это поможет не только выиграть время, но и уточнить, детализировать критику и изменить вашу реакцию на нее. Например, сначала вам казалось, что сомнению подвергается качество вашей работы вообще, но после уточнения критического замечания вы убедились, что говорилось только об отдельном аспекте вашего труда: «Хорошо, я приведу пример. В разделе «программное обеспечение» у вас отсутствует анализ источников, на которые вы опирались. В разделе «технические решения» я также не увидел подробного анализа. Что касается остальных 12 разделов, то там анализа достаточно».

Согласитесь, такую критику намного легче принять, чем обобщенное утверждение «в своей работе вы не ссылаетесь на источники». Люди имеют склонность обобщать, поэтому просите их уточнять свои замечания и подтверждать конкретными примерами. То же самое касается жизненных ситуаций, а не только рабочих. Вместо того, чтобы ругаться с женой из-за того, что она назвала вас безответственным, спросите ее, в каких ситуациях вы бываете безответственным, и как часто происходят такие ситуации. Попросите ее привести примеры. С примерами всегда легче согласиться, чем с абстрактными обвинениями. С фактами не поспоришь, они помогают расставить точки над i. Может вы выясните, что вы действительно не проявляете большой ответственности в отношении своей жизни, и нужно что-то менять. Или вы придете к тому, что факты безответственного поведения преувеличены вашей супругой, они являются единичными. И во многих ситуациях вы остаетесь серьезным и решительным.

Эта тактика поможет не только уточнить то, что имел в виду критикующий, но позволит также взять тайм-аут, чтобы не поддаваться первой реакции, которая может оказаться самой разрушительной, когда у вас нет времени и возможности расслабляться и успокаиваться.

Правило 4 — Слушайте критику

Когда вы слушаете чью-то критику, старайтесь только слушать ее! Не следует сразу же после первых слов придумывать, что ответить, и как защититься. Так вы можете упустить некоторые важные детали в словах критикующего и выглядеть глупо, отвечая ему. И, конечно же, не следует перебивать собеседника, стараясь дать ему свой ответ. Слушайте его внимательно до конца, это поможет вам лучше понять слова другого человека, а также самому собраться с мыслями, чтобы ответить наиболее подходящим образом. Возьмите небольшую паузу, чтобы обдумать его слова. Никто вас за это не будит судить, наоборот, так вы продемонстрируете уважение к чужой точке зрения. Вы уделили ей время, обдумали ее, а не просто сказали то, что первое пришло вам в голову.

И чем более спокойно и вдумчиво вы ответите, тем меньше неадекватной критики вы услышите в ответ, и вам легче будет критику принять. Обуздывайте свое эго, но также не оскорбляйте эго того, кто вас критикует, относитесь к критике уважительно. Если два эго сцепятся в поединке, то здесь катастрофы не избежать. Взаимное уважение, умение слушать не дают этому столкновению произойти.

Правило 5 — Убедитесь, что критика соответствует своему предмету

Иногда следует убедиться, что тот, кто вас критикует, хорошо понял предмет и цель вашей работы. Например, часто на этом сайте я получаю критические отзывы о своих статьях. Многие из них действительно помогают мне писать лучше. Но другие как будто нацелены не на мою статью, а на другую, которую я не писал. Например, человек может критиковать то, что я в статье не указывал. Это может происходить в силу разных причин. Я мог не очень хорошо объяснить свою точку зрения. Или читатель не очень хорошо понял ее. Возможно, он просто поленился прочитать статью до конца, но покритиковать ее у него желание появилось. Я реагирую на такую критику по-разному. Иногда я пытаюсь выяснить, чем она вызвана. Может я действительно что-то плохо объяснил, и мне следует переформулировать свои мысли. Иногда я просто прохожу мимо, не отвечая, потому что не вижу смысла переделывать устойчивый образ, который сформировался у читателя, переиначившему мою работу на свой лад.

Поэтому, прежде чем реагировать на критику, следует убедиться, что она адресована именно вашей работе, а не искаженному образу этой работы в голове критика. Не нужно вовлекаться в спор о работе, которую вы не делали и реагировать на такую критику обидой. Ведь она адресована не вашей работе, а какому-то искаженному представлению ее в голове критикующего. И этот образ может иметь мало отношения к действительному предмету: не принимайте на свой счет. Человек мог сам что-то придумать, а потом критиковать то, что сам придумал, думая, что он осуждает вашу работу. Не поддавайтесь этой иллюзии.

Также эта критика должна учитывать цели данной работы. Например, не очень умно критиковать стиральную машину за то, что с нее нельзя отправлять СМС.

Правило 6 — Избавьтесь от установки, что вы должны быть идеальным

Избавьтесь от убеждения, что вы должны быть идеальны, а ваша работа должна получаться с первого раза наилучшим образом. Если бы все люди выполняли свою работу идеально, то не было бы необходимости в коллективном труде, совещаниях и обмене идеями. Люди вынуждены поддерживать друг друга, обсуждать результаты совместной работы, вносить предложения и указывать на ошибки. Даже самые высшие руководители не принимают важные решения в одиночку. Потому что они знают, что каждый человек ошибается.

Учитесь спокойно относиться к своим промахам и недостаткам. Как бы вы ни старались что-то делать, какие бы амбициозные цели ни ставили перед собой, как бы трепетно ни относились к своим задачам, всегда останется место для ошибки, несовершенства. Все мы люди и все мы ограничены своими знаниями, опытом, убеждениями. И чем больше мы думаем о том, что должны быть идеальны, тем дальше отодвигаем от себя совершенство! То, чего мы боимся, со временем становится нашей реальностью! Отвергая критику, отвергая все, что не соответствует нашим идеализированным представлениям о себе, о своей работе, мы отказываемся учиться. Мы отказываемся становиться лучше. Мы отказываемся двигаться к совершенству. Жизнестойкость наших иллюзий и шатких представлений о сами себе для нас становится важнее любого развития.

О том, насколько могут быть губительными эти установки, я расскажу в следующем пункте, приведя пример из жизни.

Правило 7 — Не спорьте с чужим впечатлением, прислушивайтесь к нему

Несколько лет назад на одном форуме я увидел просьбу одного участника оценить его онлайн-проект. Задумка сайта была любопытная. Но реализация была совсем на низком уровне: мелкий шрифт, отсутствие абзацев, путаный стиль изложения информации, трудность с навигацией, совершенно неприглядный дизайн, отсутствие оптимизации.

Критикующие озвучили все эти недостатки, показали примеры успешных сайтов и внесли предложения, как и что нужно исправить, чтобы сайт стал популярным. То есть критика была нацелена больше на помощь, чем на очернение работы этого человека.

Но автор сайта упорно не соглашался с критикой. Он говорил, что шрифт и навигация на самом деле нормальные, и сайт не нуждается в доработке. А критика, по его мнению, просто ошибалась в своих оценках.

Но в своем впечатлении никогда нельзя ошибиться! Если на кого-то ваша работа производит отталкивающий эффект, то этот эффект такой, какой он есть. Если кто-то говорит, что ему неудобно читать текст на вашей презентации или его глаз напрягают цвета разработанного вами дизайна, то он, скорее всего вас не обманывает. Да, это впечатление может измениться со временем, но сейчас оно именно такое и, скорее всего, не просто так. Если вы делаете работу для людей, а не для того, чтобы любоваться ей в одиночестве, то, тем более, имеет смысл прислушаться к мнению людей.

Автор сайта, о котором я говорил, мог прислушаться к мнению тех, кто пытался ему помочь сделать сайт лучше для публики и, возможно, завоевать своих преданных читателей. Но, чтобы это сделать, ему нужно было избавиться от установки, что результат его многомесячного труда должен был быть совершенным. Но он был убежден в правильности своей оценки, в том, что он все знает лучше других людей, впечатления которых «неправильные», и никто кроме него не может оценивать его работу. С самого начала он не желал критики, несмотря на свою просьбу. Он хотел получить лишь похвалу проделанной работе. И в жертву своему самомнению и упрямству он принес потенциально успешный проект. Его сайта больше не существует.

Правило 8 — Используйте чужое мнение, чтобы дополнить перспективу

Разные люди мыслят по-разному. Они видят ситуацию по-разному. Они замечают то, что не замечают другие и, наоборот, не видят того, что видите вы. Именно поэтому мы вынуждены сотрудничать: наши точки зрения дополняют друг друга, даже если, на первый взгляд кажется, что они находятся в противоречии.

Это похоже на взгляд на одну и ту же точку на ландшафте, но с разных сторон. Вы стоите на холме с севера, а ваш коллега обозревает точку с равнины на юге. Вы видите ландшафт сверху: крыши домов, пики вышек, но не осознаете действительную высоту построек. Тогда как, если смотреть на них снизу, ваш глаз точнее заметит, насколько одни постройки отличаются по высоте от других. И противоречие, порожденное взглядом с разных перспектив только мнимое.

Открытое сотрудничество, готовность принять чужую точку зрения придают объем, глубину и завершенность рассматриваемой проблеме, будь это ваши отношения, ваша работа или вы сами.

Правило 9 — Оцените обстановку

Спросите себя: кто вас критикует? Может, это человек, который с самого начала был настроен против вас? Или тот, кто чувствует себя важным, когда критикует других? Или это ваш друг, который любит вас и желает вам помочь? В зависимости от ответов на эти вопросы изменится ваша реакция на критику.

Также задайте себе вопросы: почему меня критикуют? Справедливая критика или нет? Поняли ли меня правильно? Дал ли я какой-то повод для того, чтобы меня критиковали? Возможно, вы поймете, что неясно донесли свою мысль, чем и вызвали неблагожелательную реакцию. Или ваша работа действительно содержит какие-то недостатки, которые вы сможете исправить, вместо того, чтобы убеждать всех, что она идеальна.

Правило 10 — Благодарите за критику. Используйте ее как тренажер для Эго

Прежде чем бросаться в полемику, мысленно благодарите человека, который вас критикует. Ведь критика помогает вам стать лучше! Я уже писал, что она указывает на ваши ошибки и помогает вам их избежать. Но не только правдивые и вежливые критические замечания могут стать полезными для вас! Как бы это странно ни звучало, но самая полезная для вас критика может быть самой несправедливой и оскорбительной!


На моем сайте некоторые люди порой оставляют невежливые, обидные и несправедливые замечания о моих статьях, иногда переходящие на мою личность. Но именно такие комментарии закаляют мою способность спокойно реагировать на нелестную критику, не поддаваться своим эмоциям. Я называю такие комментарии: «тренажер для Эго». Только самая нелестная критика способна пробудить мое Эго и оставить меня наедине с ним, увидеть его в высшей точке страсти и обуздать его. Это тяжело и не всегда получается. Бывает, эта борьба оставляет тяжелые эмоциональные раны. Но если эти раны оставить в покое, дать им зажить, а огню, бушующему внутри, — потухнуть, то рано или поздно на их месте появятся цветы опыта, развития и знания.

«Натренированное», имеющее иммунитет к оскорблениям Эго – залог уверенности в себе, непоколебимой самооценки и твердого характера!

Мне бывает неприятно слышать отзывы тех, кто не ценит мой труд, как и любому другому человеку. Особенно если в этот труд вкладывается много энергии и моральных сил. Но часто именно из этих отзывов у меня рождался какой-нибудь прорыв в понимании: сильные эмоции не давали мне забыть о том, что мне сказали, и я вновь и вновь возвращался к этим обидным словам. Но постепенно покров эмоций спадал, и обнажалась истина. Я видел, что даже самая оскорбительная критика может содержать какое-то здравое зерно. Гневная реакция человека может быть следствием его личных проблем, но, в то же время, она может быть вызвана чем-нибудь во мне и указывать на что-то. Пускай его личное восприятие сильно исказило то, что он пытался рассказать. Но я могу взять его сообщение и расшифровать его, убрать из него все лишнее и использовать для себя!

Поэтому помните, что какой бы критика ни была: мягкой или агрессивной, правдивой или неадекватной, мотивированной любовью или ненавистью, она вся может стать для вас полезной! Вы можете найти в ней крупицы истины. А даже если не найдете, она закалит и укрепит ваше эго. Поэтому всегда благодарите людей за критику (не обязательно словами, можно сделать это в уме), ведь они оказывают вам неоценимую услугу, даже если сами об этом не догадываются!

Правило 11 — Обращайтесь к статистике

Часто критика бывает субъективной. Вместо того, чтобы терять душевное равновесие из-за мнения отдельно взятого человека, подумайте, что думают о предмете критики другие люди? Если кто-то раскритиковал вашу работу, то узнайте, как ее оценили другие ваши коллеги. Если кто-то раскритиковал лично вас, вспомните, что думают о вас ваши друзья. Они общаются с вами, любят и уважают вас несмотря на все ваши недостатки. Вы также можете спросить себя, что вы сами думаете о себе и своей работе? Вы также имеете большое право на голос и на участие в этой статистике! Часто мы настолько сильно переживаем из-за мнения другого человека, что забываем спросить у себя, что на самом деле думаем об этом мы.

Мнения бывают субъективными, мы все об этом прекрасно знаем, но не используем это знание. Тысячи хвалебных отзывов о нас и о нашей работе могут пройти мимо нас, нами незамеченные. Но один единственный негативный отзыв способен лишить нас настроения на целые дни! Но такие отзывы неминуемо возникнут, особенно, если вашу работу оценивает множество людей. (Помните афоризм Аристотеля в начале статьи?) Это естественно. Нельзя быть идеальным. Всем не угодишь.

Правило 12 — Не ввязывайтесь в бессмысленные споры

Старайтесь слушать критику, если она разумная, и просто проходить мимо нее, если она не соответствует действительности. Это сэкономит вам время и нервы. В своей статье «как перестать спорить» я писал следующее. Когда человек спорит, его ум полностью нацелен на проведение атаки на оппонента или на осуществлении защиты собственной точки зрения. Его не интересует истина, он либо защищается, либо атакует, будучи не в состоянии понимать и воспринимать. Это мешает получать пользу из критики и совершенствоваться, а также рождает много неприятных эмоций.

Конечно, следует избегать бессмысленных споров, но это не значит, что в тех ситуациях, когда публика ждет вашего ответа, следует молча принимать любую, даже самую несправедливую критику. Иногда все же следует обратить внимание на недостатки критики или на несоответствие ее своему предмету.

Правило 13 — Реагируйте, когда это необходимо

В этой статье я писал, как важно принимать чужую критику, прислушиваться к ней, проявлять уважение. Но бывают ситуации, когда критика переходит в хамство и оскорбление. И реагировать на это нужно в соответствии с ситуацией. Если кто-то вас оскорбил в интернете – проходите мимо. Если же в реальной жизни кто-то регулярно обижает вас, то нельзя это просто молча терпеть. Надеюсь, что о том, как поступить в этой ситуации, вам подскажет ваша мудрость.

*****

Мнение других людей о вас не всегда проистекает из реальных фактов. Иногда оно является лишь результатом их личных домыслов, проекции своих страхов на вас. Бывает, что негативное впечатление о вашей личности или о вашей работе сложилось у людей в результате беглого впечатления, их склонности обобщать и не видеть целое. Часто мнение человека о вас, выражающееся в критике – это только его личная проблема, а не ваша, даже если в этом мнении есть какая-то истина.

Смело берите эту истину, используйте ее ради своих нужд. А всю горечь и злобу оставьте самому критикующему, пускай они останутся с ним!

Помните, мнение касательно вас существует только в головах других людей и, чаще всего, там и остается, если вы не впускаете его в себя. Дайте людям право носить в своей голове любые мысли и любые мнения, какие они хотят! Не делайте большое дело из того, что это мнение именно такое, а не какое-то другое.

Но, тем не менее, не следует избегать реагировать на всякую критику. Иногда вас могут критиковать, чтобы просто вызвать ваше раздражение, или просто из желания вас обидеть. Такая критика может быть навязчивой и надоедливой, и нельзя оставлять это как есть, а реагировать.

Во многих ситуациях вам все равно придется отстаивать свое мнение, отсекать несправедливые нападки и защищаться. Если вам пришлось это делать, то делайте это со спокойным сердцем, без лишнего негодования. Будьте настойчивы в защите своего мнения, там где ситуация требует настойчивости, при этом не теряя такта и умения слушать.

nperov.ru

Как спокойно реагировать на критику?

Каждому из нас время от времени приходится слышать критику в свой адрес. На работе, в учебе, в семье… Трудно представить себе человека, которого никто не критикует. Но когда это происходит постоянно — это становится большой проблемой. В этой статье мы подробно разберем, почему у людей возникает желание кого-то критиковать? Как понять, является ли критика обоснованной и как научиться спокойно на неё реагировать? Не медлим, поехали!

Почему люди склонны критиковать?

Желание критиковать окружающих не появляется у людей на пустом месте – все это следствие определенных внутренних установок, которые зачастую являются ошибочными.

В первую очередь, желание критиковать наблюдается у определенного типа личности, назовем его «токсичная личность», которому присуща завышенная самооценка, уверенность в собственной правоте и переоценка важности собственного мнения. Критика от таких людей чаще всего необоснованная, и направлена на то, чтобы самоутверждаться за счет других и психологически подавлять собеседника. Такие люди критикуют окружающих постоянно, и спокойно реагировать на них — задача не из простых.

Нередко критика встречается в отношениях начальника и его подчиненных. Это связано с убежденностью в положительном влиянии таких методов на рабочий процесс. Такое возможно, однако чаще всего постоянная критика в отношении подчиненных оказывает отрицательный эффект.

Критика в отношениях – также часто встречающийся случай. При этом исходит она чаще всего только со стороны одного из супругов. Причина заключается в желании изменить что-то в своем партнере. Но в ответ на критику люди редко меняются, и ситуация может продолжаться бесконечно, и спокойно реагировать с каждым разом все сложнее и сложнее.

Подобных примеров может быть множество, однако у всех этих ситуаций есть общее – источник критики, это чаще всего личность с имеющимися внутренними противоречиями, нерешенными проблемами, и недостатком самореализации. Но помните, что нет дыма без огня, и всегда есть вероятность, что Вы сами даете повод Вас критиковать, и Вам необходимо поработать над собой.

Как Вы обычно реагируете на критику?

Существует 4 наиболее распространенные способа реагировать на критику – это огорчение, агрессия, безразличие и спор. Не зависимо от реакции, в большинстве случаев критика оставляется негативные чувства у адресата. Важно понимать, что правильное отношение и правильные действия дадут Вам возможность избавиться от негативных эмоций в тот момент, когда Вас критикуют. Чтобы выработать правильный алгоритм действий, необходимо разобраться, как Вы чаще всего реагируете в ответ на критику.

Огорчение

Если Ваша привычная реакция на критику – огорчение, расстройство, испорченное настроение, значит Вы чрезмерно подвержены мнению окружающих, не подвергаете сомнению сказанную Вам информацию; возможно у Вас заниженная самооценка или Вы не работаете над своими ошибками. Негативная реакция на критику разрушает Вас, и поэтому от этого нужно избавляться.

Во-первых, задумайтесь, почему для Вас так много значат слова окружающих. Возможно Вы забываете простую истину: Ваш собеседник может быть категорически не прав, однако настолько убедителен, что Вы склонны ему верить. Верить в то, что что-то делаете не правильно. Запомните, единственный, кто вправе решать, правильно Вы поступаете или нет — только Вы сами.

На критику Вам следует реагировать как на возможность оценить правильность своих действий, найти недочеты, возможно исправить их. Или же убедиться в правильности своих действий, и воспринять критику как шанс проанализировать свое поведение, взглянуть на себя со стороны. Только будьте максимально объективны, не убеждайте себя в собственной правоте, не обдумав ситуацию во всех подробностях.

Агрессия

Если на критику Вы реагируете агрессивно, т.е. пытаетесь в ответ преподнести собеседнику нанесенную Вам порцию негатива, значит у Вас все в порядке с уверенностью в себе, но вы, возможно, не пытаетесь разобраться в обоснованности критики и лишаете себя возможности вынести из сказанного хоть какой-либо урок. Вы тратите нервы пытаясь доказать что-то, хотя никому доказывать ничего не обязаны. Таким образом Вы портите отношения с окружающими, что особенно плохо, если критика была обоснованной.

Наилучшим решением для Вас будет учиться себя контролировать. Не рубить с плеча, а дать себе хотя бы пару мгновений подумать, почему Вам это говорят, и не правы ли они? Дайте себе время, спокойно задав собеседнику универсальный вопрос в ответ на любую критику: «в чем это проявляется?» и пока собеседник конкретизирует свою претензию, у Вас будет возможность оценить замечание.

Спор

Если в ответ на критику Вы всегда начинаете спорить, то, возможно Вы считаете, что доказать что-то людям – это очень сверхважная задача. Однако, это совершенно не так. Единственный, кому Вы должны что-то доказать – это Вы сами, а остальные вас должны волновать гораздо меньше.

Не забывайте: спор – это, возможно, именно то, чего ждал Ваш оппонент, если он является «токсичной личностью». Так зачем же нервничать, давать ему то, чего он хочет? Лучше поберечь время и нервы, отреагировать максимально спокойно и заняться внутренним анализом сказанного. Это гораздо лучше, чем пытаться доказать что-то человеку, который в любом случае останется при своем мнении.

Безразличие

Если Вы реагируете на критику безразлично, значит Вы вполне спокойны и сосредоточены, что весьма неплохо. Однако безразличное отношение к критике, во-первых, лишает вас возможности поработать над ошибками, если они действительно есть. А во-вторых, если и дальше будете реагировать таким образом, это будет порождать дальнейшую критику в Ваш адрес, что также не является лучшим вариантом развития событий.

Итак, в зависимости от типа личности, Ваша привычная реакция может быть совершенно различной. Но в следующий раз, когда вновь услышите критику, не спешите как-то реагировать, остановитесь. Сделайте очень Важный шаг, который поможет Вам избрать дальнейшую стратегию – оцените уровень обоснованности критики.

Определите, является ли критика обоснованной

Очевидно, что круг общению любого из нас не так широк, чтобы каждый раз критика в наш адрес звучала от нового человека. Скорее всего источник критики – это наше ближайшее окружение, с которым мы контактируем постоянно. Поэтому не бойтесь взять перерыв на обдумывание – ведь в скором времени ситуация повторится, но уже будете точно знать, насколько объективно это по отношению к Вам.

Как мы уже говорили, что причин чтобы критиковать Вас, может быть множество. Сделанные Вам замечания или претензии могут быть как «пустышками» так и вполне конструктивными. Существует 2 простых способа определения обоснованности критики:

  • Мозговой штурм

Итак, если Вы объективны и честны к себе, то Вы вполне в силах самостоятельно определить насколько обосновано Вас критикуют. Для этого ситуацию необходимо досконально разобрать:

— попытаться понять, с какой целью собеседник высказывает Вам претензии;

— взвесить свои действия, дать им объективную и независимую оценку;

— дать объективную оценку «критику», определить, является ли он «токсичной личностью» или же объективно желает Вам помочь;

Для проведения подобного анализа, Вам потребуется время. Поэтому не спешите реагировать как обычно – спорить или расстраиваться, а дайте себе время подумать. Можете прямо ответить: «я подумаю над этим». Главное, даже если Вы на 100% уверены в своей правоте, всегда допускайте хоть маленький шанс, что это может оказаться не так. И с таким настроем, подвергните ситуацию глубокому анализу.

Вторым действующим способом, который поможет Вам понять объективно Вас критикуют или нет – это сторонний взгляд близкого Вам человека, например, друга. Если между Вами доверительные отношения, изложите ему ситуацию и пусть выразит свое мнение. Возможно, оно поможет Вам осознать свои ошибки, или убедиться в необъективности претензий.

Как спокойно реагировать на необоснованную критику

Наиболее распространенная и неприятная разновидность критики – необоснованная. В данном случае Вашим главным оружием должны стать спокойствие и рассудительность. Помните, что переживания, споры и агрессия не помогут Вам справиться с ситуацией. А поможет – правильная установка, тотальное спокойствие и грамотный ответ.

Когда Вы слышите необоснованную критику, не забывайте с какой целью это делается. Повысить собственную самооценку, блеснуть умом, вывести Вас из равновесия… В любом случае, необъективное мнение не должно иметь для Вас никакого значения, будьте спокойны, как удав.

Также, будьте снисходительны, ведь скорее всего, имеете дело с личностью, испытывающей внутренние противоречия, недостаток самооценки, недостаток самореализации и т.д. Научитесь прощать собеседника, но не давайте ему критиковать Вас безнаказанно. Ваше оружие – спокойствие и острый как бритва ответ. Никаких споров и доказывания. Рубите с плеча:

«Ваше мнение по этому вопросу меня не интересует» — универсальная фраза, которая не оставляет даже шансов на дальнейшую критику в Ваш адрес. Однако будьте готовы к тому, что собеседник затаит на Вас обиду или перестанет общаться. Может и к лучшему?

«Вы вообще кто (чтобы меня учить)?» — резонный вопрос для ситуаций, в которых собеседник находится не в том положении, чтобы Вас критиковать. Он Вам не босс и не тренер. Спокойно напомните эму об этом и наслаждайтесь реакцией.

«Странно слышать это от человека, который…» и продолжите фразу, указав собеседнику на то, что сам он также не проявляет компетенции в поднятом вопросе. Отличный ответ для случаев, когда критику в своем огороде бревна не видно, а Вашем он к соломинке придирается.

«Вам надо сперва разобраться в ситуации» — очень деликатный ответ, подходящий для случаев, когда критика в Ваш адрес основана на необъективных фактах. И Вы не обязаны объяснять, в чем конкретно критик не прав, пусть сам разбирается.

Как спокойно реагировать на конструктивную критику

Если Вы сделали вывод о том, что критика в отношении Вас обоснована, поздравляю! Вы мудрый и рассудительный человек. А значит, Вы очень быстро научитесь реагировать спокойно на любую критику. Вы должны помнить, что замечания в Ваш адрес – это шанс поработать над своими ошибками, стать лучше, и в следующий раз не допустить повода для критики. Поэтому, разумно будет сказать:

«Вы правы, спасибо» — благодарность в данному случае покажет собеседнику, что Вы прислушались к его мнению, и ситуация, возможно, будет исчерпана. Если же полезность сказанного Вам не столь очевидна, то уместной фразой будет:

«Я подумаю над этим» — таким образом, Вы не даете собеседнику согласия с его словами, но и не отрицаете возможную его правоту. Как правило, ситуация в таком случае исчерпана.

Бывают случаи, когда даже обоснованная критика преподносится в не очень деликатной форме. В данном случае не лишним будет указать на это собеседнику: «Ты прав, но это можно было сказать и повежливее».

Заключение

Как и в любом непростом деле, для того чтобы научиться спокойно реагировать на критику нужно время. Причем 80% зависит от правильного внутреннего отношения и лишь 20% от правильного ответа. Научитесь больше прислушиваться к себе, анализировать сказанное в Ваш адрес, делать правильные выводы и не придавать значения словам окружающих. Вам потребуется время, но у Вас все получится!

dnevnik-znaniy.ru

Как реагировать на замечания и критику

​​​​​​​​​​​​​​

Фильм «Семнадцать мгновений весны»

У меня нет оправданий и не может быть. Я солдат, война есть война, и я не жду себе никаких поблажек.
скачать видео

Фильм «Топ модель»

Сильные люди критику умеют позитивно воспринимать критику в свой адрес.
скачать видео

Фильм «Школа разума»

​​​​​​​Все зависит от того, кто, зачем и как делает замечания или критикует. Критика бывает справедливой, несправедливой и мутной: когда неясно, что в критике обосновано, а что нет.

С мутной критикой, когда замечания формулируются неясно, нечетко и где разумное перепутано с глупым и обидным, разбираться сложно. В таких случаях нежелательно вступать в разборы и препирательства, лучше подумать над происшедшим самому (самой) или хотя бы перенести разговор на другое время и в другие обстоятельства, где можно поговорить более разумно и не торопясь.

Справедливая критика бывает больна, но относиться к ней нужно с вниманием и благодарностью. Нам сложно увидеть свои недостатки так же ярко и выпукло, как видят их люди, которые общаются с нами на работе, дома, в дружеской неформальной обстановке. Справедливая критика подсказывает нам, где мы и в чем неправы, дает возможность поправить ситуацию, сделать дело лучше.

Поддерживайте справедливую критику в свою сторону: реагируйте на нее позитивно. Если критика справедлива, лучше согласиться с нею сразу и в категоричной форме. Если вы свои ошибки признаете быстро и решительно, обычно это обезоруживает собеседника.

Редко, но это может и не произойти. Некоторым людям кажется важным, чтобы виновный пострадал и попереживал подольше, и быстрое признание своей вины им покажется слишком легким. Они успокаиваются только тогда, когда будут свидетелем длящихся душевных мучений. Объяснять им, что они не правы, не всегда реально, и проще бывает продемонстрировать им то, что они так ждут.

Культура свойственна не всем, и от многих людей и не раз вы когда-то услышите и глупые, и обидные замечания. Такую мусорную критику по возможности лучше пропускать мимо, даже не обсуждая. «Собаки лают, караван идет». Делайте свое дело наилучшим образом, и не тратьте время на препирательства с теми, кто критикует вас не по делу, не разбираясь, или занимаясь просто сведением счетов.

Гораздо сложнее ситуация, когда несправедливая и обидная критика звучит в ваш адрес от шефа или старших. Как реагировать на это? — В любом случае начните с того, что сделайте так, как вам сказано, тем более вполне вероятно, что это не критика не справедлива, а вы не всё понимаете в происходящем. Шефу или старшим часто — виднее. Другое дело, обидная форма замечаний к вам — да, это не дело. Если отношения с ними хорошие, после всего можно попросить делать вам замечания в более приемлемой для вас форме. Часто бывает очень полезно сформулировать прямым текстом, как вас можно критиковать, чтобы вы воспринимали это нормально. А если отношения у вас проблемные, то вместо того, чтобы обижаться на неприятную для вас форму критики в вашу сторону, задумайтесь в главном: можно ли отношения изменить? Или — что предпринять еще, чтобы изменить ситуацию в целом?

И совсем особая ситуация, когда несправедливая критика в обидной форме звучит от близкого человека. Понятно, что эмоции бывают у всех, что это не характеризует ваши отношения в целом, но поощрять это всё равно не стоит. Если человек рядом с вами всё-таки адекватен, как реагировать на обидную и не справедливую критику в вашу сторону?


Разберем ситуацию:

В автомобиле: муж попросил жену посмотреть карту пробок на дороге. Жена посмотрела и сообщила, что дороги свободны. Через 5 минут семья все-таки попадает в пробку, и выясняется, что жена изучила карту недостаточно внимательно. Муж расстроен и критикует жену. Она чувствует себя несправедливо обиженной, т.к. искренне старалась сделать все хорошо.

Если жена начнет говорить о своей обиде – напряженность будет возрастать. Лучше, если она сначала обозначит свои чувства для себя (мысленно): «Да, мне обидно, что он меня критикует. Это очень неприятно. Нужно подумать, что можно сделать, чтобы в следующий раз он высказывал свое мнение в другой форме». Затем ей будет несложно переключиться на конструктив: сколько времени отнимет эта пробка, можно ли найти пути объезда, какими словами вернуть радостную атмосферу в машине и т.п. И, когда пробки и проблемы станут позади, уже можно (и нужно) вернуться к той ситуации. А именно,

— У меня есть просьба к моему любимому мужчине! Можно любимой женщине обратиться к любимому мужчине?
— Да, можно!
— А он меня сразу поцелует в знак любви и самых теплых чувств?
— С удовольствием! (целуются).
— У меня к тебе просьба на меня ругаться не сразу. На любимую женщину сразу ругаться — нельзя. Надо делать это неторопясь, вначале разобраться, подумать о происшедшем вместе с нею, и уже если она совсем неадекватная — тогда на нее ругаться. В эту ужасную пробку на дороге направила нас я, на это конечно поругаться можно, но все таки — не сразу. Я предложу в следующий раз не торопиться и о любимых заботиться. Я бы тоже со своей стороны взяла бы такое обязательство, и когда захочу на тебя поругаться, себя остановлю и сразу делать это не буду. А вначале постараюсь разобраться. Любимый мужчина, как тебе такая моя просьба?


Пример достойного ответа на не вполне обоснованную критику.

На несправедливую критику можно ответить весело и по-доброму.
скачать видео

​​​​​​​

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

www.psychologos.ru

Как реагировать на критику со стороны и вынести из нее полезный урок

Один мудрец отметил, что критику можно избежать, но для этого человек не должен не дышать, не говорить и ничего не делать. То есть никак! Мы живем в социуме, в окружении разных людей. И конечно, мы не представляем собой совершенство. У нас масса недостатков, негативных сторон, которые оцениваются людьми со стороны. И когда они нам указывают на наши проблемы, то мы воспринимаем их слова в штыки. Как правильно реагировать на критику и извлечь из нее урок, как не поругаться с теми, кто желает нам добра и пытается помочь разобраться в своих недостатках?

Этот вопрос беспокоит каждого из нас. Ведь большинство болезненно относится к оценкам, более того, готов чуть ли не с кулаками требовать извинений. Постойте, не делайте глупостей! Человек, который вас критикует, стремится указать на то, чего мы не хотим в себе видеть. Или, у него действительно есть желание обидеть вас. В любом случае нужно реагировать в соответствии с обстановкой. Но для начала давайте узнаем, что такое критика.

Что такое критика и какой она бывает

Критика – это оценочное суждение, которое может касаться всех сфер деятельности человека, а также его внешнего вида, привычек. Существует три вида критики: справедливая, несправедливая и абсолютно несправедливая.

  1. Справедливая – негативная оценка действия, поступка или внешности сформулирована на основе объективных данных.
  2. Несправедливая частично – здесь критикуют такие моменты, как привычки человека, его личностные качества, черты характера, особенности его поведения. Некоторая доля правды в оценке присутствует, но её можно оспорить, ссылаясь на субъективное мнение критика.
  3. Абсолютно несправедливая критика представляет собой скорее оскорбления, унижение достоинства человека. Обычно, в ход идут некрасивые выражения, а то и прямые обзывательства. Как правило, под такого вида оценок нет никаких оснований, а больше замешано предвзятое отношение к определенному человеку и его поступков. Лучше поступим по-другому, научимся извлекать пользу от его слов.

Успокойтесь

Когда мы слышим в свой адрес критику, то тут же напрягаемся, начинаем возмущаться. То есть, выражаем негативную эмоцию, взрыв нервов, несдержанность, агрессию и злость. И, в какой-то степени нас можно понять. Ну, кому приятно слышать нелицеприятные слова после наших трудов и стараний сделать как можно лучше? То есть между нашими ожиданиями и оценками со стороны возникает пропасть недопонимания. И наша агрессивная реакция ничто иное, как способ защиты от несправедливой атаки. Это обусловлено нашей психикой и физиологией, ничего не поделаешь.

А также слыша критику в свой адрес, мы ощущаем угрожающий момент не только своему социальному статусу, но и нашему «Я». Мы уже имеем определенное представление о собственном «Я», а тут пытаются его нарушить и сказать то, что мы не привыкли говорить сами себе.

Бурная, агрессивная реакция на критику – это автоматическое явление, а, значит, места для здравого смысла и рассуждения не остается. Мы сужаем поле собственного восприятия оценки, хотя следует поступить иначе – успокоиться и слушать оценку до конца. Расслабьтесь, обсудите тему вопроса, дайте вашему оппоненту договорить.

Большинство из нас во время критики ищет в ней слабые места, пытается защититься, но не стремится найти в ней зерно правды.

Необходимо переждать стартовую волну бурной реакции, свои эмоции. Только так вы освободите пространство для рассуждения и восприятия слов оппонента. Поверьте, это простое действо позволит увидеть в рассуждении с человеком много больше, чем вам изначально казалось. Благодаря этому, в будущем сможете обойти острые углы и ошибки. Но бывает и так, что вы слышите несправедливую критику. Тем более хорошо! Вы сможете остановить человека или понять причины его поведения. Итак, что нужно делать, когда происходит описываемое нами явление – критика в ваш адрес.

  1. Посчитайте в своей голове до десяти.
  2. Нужно сделать до шести глубоких вдохов и выдохов (дышите животом).
  3. Возьмите чистый лист бумаги и опишите на нем все то, что ощущаете. Прочитайте – стоит ли отвечать? Нет, конечно! Свою бурную реакцию вы уже «выпалили» на бумаге, теперь нервы успокоились.

Воспользуйтесь критикой для улучшения самого себя

Не всегда критические замечания нацелены на то, чтобы унизить, оскорбить вас? Нет, ими можно воспользоваться для совершенствования своего характера, способностей, поведения. Если вам говорят о том, что что-то не так ваши друзья, родные, любимые которым доверяете – прислушайтесь. Также не стоит игнорировать слова опытных наставников, обучающих вас новому мастерству, профессионализму. И очень глупо отказываться слушать, затыкать уши и не идти навстречу к тому, кто желает вам добра. Но, к сожалению, именно так мы и поступаем чаще всего!

Остановитесь, умерьте свой пыл и амбиции. Посмотрите на себя со стороны – лучший оценщик наших возможностей – это мы сами. Каждому из нас известно, что мы делаем правильно, а что нет. Поэтому, важно дослушать до конца слова того, кто хочет дать оценку вашим действиям, причем в любой сфере. Поверьте, если это конструктивная критика, то вы сможете ею воспользоваться с выгодой для себя. Не забудьте потом сказать своему критикану большое спасибо!

Бывает так, что даже мудрый человек ошибается и критикует даже то, что мы не в состоянии изменить. Ничего страшного – слушали, кивнули головой и пошли дальше. Спорить и возмущаться нет никакого смысла, только нервы себе портите.

Требуйте конкретики

Не всегда мы понимаем во время критических замечаний, о чем идет речь. Чтобы понять, что хочет сказать ваш оппонент, попросите его быть более детальным, точным. И дальше вы должны понять его правильно, иначе диалог не заладится. К примеру, вы создаете сайты, и после сдачи работы, заказчик не совсем доволен. Вы, в свою очередь, возмущаетесь, ведь все сделано правильно. Поэтому уточните его замечания, что именно ему не подходит. Возможно, где-то вы указали не ту ссылку, плохо прописали теги и т.д.

Таким образом, вы сэкономите время, и сохраните отношения с критиканом. В любой ситуации необходима конкретика, благодаря которой все останутся довольны.

Учитесь слушать и слышать

Если в ваш адрес звучит критика – послушайте её до конца! И не делайте вид, а на самом деле внимайте каждому слову. Не нужно во время разговора крутить в мыслях то, как вы будете защищаться, какие есть слабые стороны у того, кто оппонирует вам. Ваше внимание не даст шансов упустить каждое слово, которое может быть для вас значимым. Не перебивайте своего критикана, пусть говорит. Возможно, вам дают ценнейший совет причем бесплатно, с добром и уважением.

После того, как он закончит, подумайте, не выпаливайте моментально. Нужно собраться с мыслями, все детально обдумать, и как отвечать. Если переживаете, что вас осудят за молчание, спокойный ответ – сильно ошибаетесь. Напротив, вы будете выглядеть в глазах других мудрым, сдержанным, дисциплинированным и эмоционально сильным человеком. Ваша пауза также «говорит» о том, что не отнеслись к критике легкомысленно, а с уважением, поэтому перед тем как ответить, вы думаете что сказать.

Уточните – правильно ли вас критикуют

Бывает так, что человек, еще не зная, о чем идет речь, не дождавшись окончания процесса, уже начинает давать оценку. Спросите у него, понимает ли он, о чем он судит? Может, есть смысл набраться терпения и подождать, когда уже можно будет критиковать? Например, вы написали статью, а тут уже ставят негативные оценки. Все ли понял критикан? Или, может, вы не довели до его слуха свою точку зрения? В любом случае нужно выяснить момент.

Не стремитесь быть идеальным

В мире нет совершенных людей. Ни у кого не получается сразу создать идеальную скульптуру. На все нужны годы и опыт. Поверьте, если бы все получалось с первого раза, то никакой надобности в совместном труде, обсуждении работы не было бы. Поэтому относитесь к своим недостаткам и неудачам снисходительно. Повремените, все будет, и с каждым годом у вас будет получаться лучше и лучше.

Знаете, а ведь руководители предприятий, боссы офисов тоже начинали так же, как и вы. И у них тоже изначально не все выходило так, как хотелось бы. Поэтому, они привыкли все делать сообща, учитывать мнение работников, партнеров, помощников. Но нередко мы себя идеализируем, и если кто-то пытается указать на наше несовершенство, для нас это сравнимо с оскорблением, унижением и именно поэтому мы воспринимаем критику в штыки, словно ежики выпускаем свои колючки.

С чужим впечатлением спорить нельзя, нужно к нему прислушаться. К примеру, вы написали статью, и она вам очень нравится. Показав её друзьям, другим авторам, вы нарвались на плохую оценку. Не то, чтобы все ругали вас и обижали. Каждый из них наперебой указывал на недостаток фактов, плохой стиль изложения, канцеляризм и т.д. Что обычно делают обидчивые товарищи в таких случаях? Конечно, возмущаются, и даже могут вступить в спор, защищая свои позиции.

Во-первых, сделайте то, о чем мы уже говорили. Остановитесь, успокойтесь, сделайте дыхательную гимнастику, напишите на листке свои эмоции. Во-вторых, подумайте, если вам большинство указывает на недостатки, значит, они действительно есть. Ведь со стороны виднее! Стоит вам её выпустить, как еще больший шквал обрушится на вашу голову! И что вы будете делать? Ведь исправлять уже поздно!

Используйте критику для улучшения перспективы

Каждый из нас на все смотрит по-разному. Один и тот же предмет видится для одного в одном ракурсе, для другого – в другом. К примеру, та же роза, кто-то любуется её формами, а кто-то потрясающим ароматом. Или красивая горка – вы стоите на её вершине и любуетесь тем, что снизу. Другой человек стоит у её подножия, он может рассказать, как она выглядит снизу. То есть, слушая критику, вы можете дополнить свои знания и использовать их как трамплин в карьерной лестнице.

А судьи кто?

Даже критические замечания должны делать те, кто на это имеет право. Обратите, пожалуйста, внимание, кто дает оценку вашей деятельности, жизни, поступкам и поведению. Нередко, замечания мы то и дело слышим от того, кто относится к вам слишком предвзято, настроен против вас.

А может, этот человек слишком много на себя «берет», ощущает себя важной «птицей», которой можно всех и вся критиковать, причем как справедливо, так и не справедливо! Или, оценку вашим действиям дает ваш близкий товарищ, желающий вам только всего хорошего? Так что оценивайте, кто выступает в роли критика. Если позитивный человек, слушайте, негативный – ничего не отвечайте, просто прекратите беседу или уйдите.

Научитесь говорить спасибо своим критикам

Чтобы чему-то обучиться, получить оценку, нам приходиться обращаться к более опытным людям и платить за это. А тут все бесплатно – слушай критику, воспользуйся ею и совершенствуйся. Не нужно вступать в полемику, тем более, если вам слова наставления дает опытный человек, внимание которого к вашей персоне дорогого стоит. Слушайте и внимайте каждой фразе, слову, букве, междометию.

Самая лучшая критика – грубая. Не стоит сразу возмущаться написанному, но в этом есть доля правды. Мы не говорим о том, что они правильные. Просто именно благодаря грубости, оскорбления на наши действия, делают нас мудрее, крепче. Ведь трудно отвечать на каждое неприятное слово.

Что мы в таких случаях делаем – промалчиваем, стараемся не ввязываться в спор. Так воспитывается наш характер. Да и чего ради лукавить, и после таких слов мы можем еще раз просмотреть свое творение, пересмотреть свою деятельность, личную жизнь. А вдруг тот, кто грубо отозвался действительно прав?! Это бесплатный, удобный и весьма стимулирующий тренажер нашего «Эго», создающий мотивацию работать, жить, поступать лучше.

Так что, какой бы ни была критика – грубой, доброй, справедливой или несправедливой – из любой извлекайте выгоду. Даже ваши недруги, уверенные в том, что делают вам плохо, не понимают, что оказывают для вас неоценимую услугу!

Изучайте весь объем критики

Не забывайте о том, что зачастую критика представляет собой субъективное мнение. И прежде чем посыпать голову пеплом, расстраиваться, огорчаться, изучите и другие мнения о вашем действии. Не имеет значения, чему дают оценку. В крайнем случае, наслушавшись или начитавшись негатива в свой адрес от определенного лица, поговорите и с другими, обсудите эту тему.

Скорее всего, вы изначально наткнулись на тех, кто просто не может не обидеть, не расстроить другого человека. А если это конструктивное мнение и его поддерживают и те, к кому вы обратились с просьбой поставить оценку, воспринимайте как благо. Совершенствуйтесь.

И еще, мы очень чувствительны к такого рода критике. И это несмотря на то, что нашей работой восторгаются тысячи читателей. Но стоит появиться одному негативному отзыву, как у нас все выпадает из рук, и мы огорчаемся. Не стоит так переживать – сколько людей, столько и мнений.

Не нужно вступать в споры, которые ни к чему не приведут

У Тургенева есть прекрасное выражение: «Спорь с умным – наберешься ума, спорь с равным себе – поделитесь знаниями, спорь с дураком – отчего бы не позабавиться!». Мне нравится все, кроме последней фразы. Все же с дураками нет смысла спорить – зачем тратить на них свое время и нервы. Возможно, если бы Иван Сергеевич знал, что на сегодняшний день люди потеряли чувство такта и меру приличия, то и сам бы удалил последнюю позицию.

Не нужно спорить впустую, не обращайте внимания на критиканов, которые только и знают, что давать оценку, но в ответ ничего. Таким людям истина не нужна, нужна только встряска, конфликт, негатив. А для вас это то, что мешает двигаться дальше и совершенствоваться.

Стоит понимать, что не всегда удается смолчать в ответ глупому критикану. Допустим, вы находитесь в компании и кто-то, то и дело пытается дать оценку вашим действиям. Тут уж придется ответить, причем мудро. Задайте вопрос, который поставит этого «оценщика» в тупик. Пусть выглядит глупо он, а не вы!

Не всегда реагируйте на критику

Да, мы уже говорили о том, что оценку другого человека чаще всего полезно послушать. А что делать, если вам в лицо открыто хамят, унижают, оскорбляют? В наше время, к большому сожалению, люди ведут себя зачастую слишком беспардонно, особенно молодые люди склонны к хамскому поведению. Как реагировать, отвечать или нет?

Все зависит от самой ситуации. Если вас хотят оскорбить при людях – нужно держать удар и «красиво» ответить. Слушаете или читаете оскорбления в социальной сети – даже не думайте отвечать, вас троллят. Прекратите общение и выкиньте хама из списка контактов, блокируйте его!

Как отвечать на критику внешности

Одно дело, если тебе ставят оценки за твои труды, поступки. Но как же быть, если человек критикует за внешний вид? Неужели это можно допустить и стерпеть?

  1. Не будьте столь эмоциональны и не нужно все слова, обращенные в адрес вашей внешности принимать слишком близко к сердцу. На этой земле около 7 миллиардов людей, и столько же мнений. Категорически не слушайте тех, кто пытается критиковать вашу одежду и навязывает свой вкус. Подумайте, как к вам относится тот, кого вы любите. Любит ли он вас? Делает ли комплименты? Вот на что нужно обращать внимание. К тому же, унизить вас, таким образом, может тот (та), кто завидует вам. Во всяком случае, вы можете спросить мнение тех, кому действительно доверяете.
  2. Вам дали оценку в весьма грубом и некрасивом тоне? Не слушайте и идите дальше. Как говорится: «Собака лает – караван идет!». Будьте умнее и не оглядывайтесь по сторонам. Разве что кинуть напоследок: «Фу, как некрасиво!», или «Надо же, какая невежа!». Поверьте, такой лаконичный и воспитанный ответ сделает дураком того, кто хотел вас обидеть.
  3. Вам грубо указали на вашу некрасивость? Можно, конечно, ответить так же по-хамски, а стоит ли это делать? Можно промолчать, или ответить: «Вы тоже никогда не отличались привлекательностью». А моя внешность вполне устраивает моего молодого человека (жену).
  4. В случае, когда вас постоянно обижает один и тот же критикан, перестаньте с ним общаться и скажите, что вас меньше всего волнует его мнение.

Чтобы понять, как реагировать на нелестные отзывы о вашем внешнем виде, вспомните поведение телезвезд. Для них критика их одежды, мейк-ап, и вообще их негативное поведение – это пиар. Благодаря этому они и являются главными гостями разного рода ток-шоу. То есть, они продолжают быть на слуху. Для многих из них это единственный способ, чтобы о них вспомнили зрители. Так что не переживайте, сейчас даже негативная оценка тоже оценка.

Главное – что она есть! Значит, на вас все же обращают внимание! А иногда, критикующий вашу внешность человек просто не умеет ухаживать, говорить комплименты, скрывать свое стеснение и таким образом хочет привлечь к себе внимание, посмотрите, как он будет действовать дальше.

Не всегда оценка людей всплывает из реальных факторов. К примеру, человек может судить о вас, по словам другого человека, или он плохо знаком с вашей деятельностью, поведением. Также, критика человека – это его личное мнение о вас, а не ваша проблема.

В любом случае, не пренебрегайте ею, послушайте, а если нужно, воспользуйтесь. И если у вас формируется обида, горечь – не поддавайтесь этим и другим негативным эмоциям. Важно понимать, что мы не должны позволять контролировать свои чувства другим человеком. Пусть критиканы возмущаются, бесятся и раздражаются от того, что мы не стали жертвой их оценки, а смогли мудро применить её или не обращать внимание. Ведь мнение, которое составили о вашей персоне сформировано в голове конкретных людей. А они не в состоянии влиять на мнение общественности, тем более на мнение любимых вами людей.

Пусть они думают что хотят. Давайте не таить правды – мы ведь тоже не без греха. Как же мы любим ставить оценки всем, кого знаем.. Человеческая сущность такова, что ей просто необходимо поговорить о недостатках. Кто становится объектом беседы? Мы сами? Нет, конечно. Уж мы-то найдем «жертву», косточки которой «промоем» с большим удовольствием. Ох как же ей там «икается!». Но ничего, несмотря на нашу критику, наша «жертва» жива и здорова! То же самое и с нами. Пусть нас судят, ставят несправедливые оценки. Главное, чтобы этот процесс не влиял на нашу жизнь, а все остальное не важно!

kosarev39.ru

Без обид: как реагировать на критику?

Поверните неприятную ситуацию в свою пользу и дайте достойный ответ недовольной стороне

«Прости, но платье этого цвета тебе категорически не идет». «Разве можно прислушиваться к твоим советам?! Ты всегда говоришь какую-то чепуху!» «И что только он в ней нашел…» «Работа на троечку» Так уж сложилось, что в нашем обществе привыкли обращать больше внимания на негативные, чем положительные стороны личности — замечать недостатки других гораздо проще, чем приятные качества или счастливые возможности.

Никто не любит критику в свой адрес, как бы деликатно она не звучала. Развитие социальных сетей и явление троллинга лишь усугубили ситуацию — высказать свое «фи» или устроить настоящую травлю в Сети стало гораздо проще.

Сколько бы мы вас не убеждали в обратном, все прекрасно знают, что любые замечания — относительно внешности, работы, поведения и даже кулинарных способностей — отражаются на нашем эмоциональном здоровье и самооценке. Так почему бы не научиться давать вездесущим критикам корректный отпор? Это поможет сохранить уверенность в себе и доказать, что вы не ведитесь на провокацию, в состоянии сделать правильные выводы и можете уверенно двигаться вперед. Никакой обиды, комплексов или разочарований.

Чего делать нельзя, если вас критикуют?

1. Полностью отрицать, избегать или игнорировать замечание другого человека. Другими словами, делать вид будто ничего не произошло или «сменить тему». Замалчивание ситуации, как правило, гарантирует еще больше нерешенных проблем в будущем, риск вернуться к той же «закрытой теме» позднее и накопление негативных эмоций.

2. Самая распространенная реакция на критику — не просто обида, а довольно агрессивная ответная реакция. Что, по объективным причинам, не лучшая тактика.

3. Еще одна форма неприятия критики других людей — отговорки по поводу того, что произошло. Чаще всего, это еще больше раздражает — другой человек решает: вы игнорируете его точку зрения, не придавая ей значение, или намеренно не хотите просить прощения.

Как реагировать на критику?

#1. Самый простой способ выяснить, что имел ввиду суровый или язвительный критик — спросить его об этом. Смело задавайте вопросы! Что именно тебе не нравится? Почему ты думаешь, что мне не стоит это делать? То, что я сказал, тебя обидело? Почему ты так говоришь? Таким образом вы будете иметь лучшее представление о жалобах и причинах недовольства другого. Часто оказывается, что за критикой скрываются сильные переживания и обида, а само замечание — не конечная цель, и в действительно человека беспокоит нечто иное. Например, кого-то может рассердить, не тот факт, что вы пришли на десять минут позже, а переживание, что вы не воспринимаете его всерьез.

#2. Отбросьте все эмоции и подумайте — есть ли хоть какая-то доля правды в критике в ваш адрес? Может это вполне конструктивные замечания? Трудно согласиться с тем, что ты делаешь что-то неправильно или твой образ жизни — не самый подходящий… Но это важный шаг для преодоления ситуации. Почувствуйте разницу: слова были сказаны только для того, чтобы вас ранить? Или из них можно извлечь какую-то пользу? Возможно, вы действительно одеты или ведете себя неподобающе ситуации или статусу, и своим замечанием другой человек сделал большое одолжение, и вы получили возможность стать лучше.

#3. Учитесь принимать мнение другого человека, даже если не разделяете его. Пусть вы и не измените ваше поведение, потому что не согласны с критикой, но по крайней мере признайте, что существует иное, допустимое мнение, и избегайте нападок.

#4. Если вы понимаете, что в замечаниях есть доля истины, и критика заслушивает внимание — работайте над собой. Например: «Ты права, я регулярно сильно опаздываю, похоже, что пора завести два будильника, чтобы не проспать».

#5. Не бойтесь говорит правду и устанавливать границы. Смело расскажите о своих чувствах — вам неприятно слышать комментарии в свой адрес, поясните, что именно задело вас за живое и расстроило. Таким образом вы обезопасите себя от колкостей в будущем и обозначите, какое общение считаете неприемлемым.

#6. Критика как источник информации о человеке. Или нет худа без добра. Напомните себе простую истину — замечания в адрес других чаще говорят больше о самом комментаторе нежели о человеке, подвергшемуся критике. Используйте отзыв как источник информации о том, кто его дал. Сохраняйте спокойствие и вы узнаете о человеке много нового. Заметим, что тот, кто привык расстраивать других, а не приободрять или поддерживать, сам по себе несчастливый человек. Не стоит воспринимать его слова близко к сердцу.

Деконструктивная критика

Стоит признать, очень часто критика звучит некорректно, а рассерженный «обвинитель» прибегает к унижениям, оскорблениям и использует слова, которые преувеличивают и искажают реальность. В этих случаях можно признать долю истины, но не согласиться с раздутыми фактами. Например: «Ты забыла забрать пакет. Ты всегда все портишь!» «Это правда, что я его забыла, но есть множество вещей, которые я делаю прекрасно!» Таким образом, вы признаетесь в проступке, но и не занижаете самооценку.

www.elle.ru

Как реагировать на критику?

ФОТО Getty Images 

«Несправедливая критика очень обидна. Она может заставить человека не спать полночи, озлобиться, строить планы изощренной мести. Иногда из-за нее взрослый человек превращается в подростка или даже ребенка… И поскольку избежать несправедливой критики у нас вряд ли получится, нам стоит позаботиться о том, чтобы найти культурные способы обхождения с ней.

Чтобы противостоять критике, не разрушая себя, есть несколько интересных решений. Я бы назвала их жемчужинами психотерапевтической и социальной культуры. Рассмотрим некоторые из них.

пройдите тесты

Есть ли у вас склонность критиковать?

Представьте ситуацию. На работе вы слышите в свой адрес обидное замечание, туманный намек: «Как к вам ни зайдешь, вы все чай пьете, вот бы у нас в отделе было так же». Язвительное замечание, которое кто-то бросил, зайдя к вам в кабинет, несправедливо хотя бы потом, что вы не все время пьете чай. Что вы можете ответить? Есть такой замечательный прием, который полностью исключает попытки объяснить, что это не так, «вы неправильно поняли, мы работаем». Неожиданное и парадоксальное решение – согласитесь. «Да, такое впечатление может сложиться». Ваш ответ подчеркнет, что человек имеет право заблуждаться, он не знает правды и, похоже, не очень ею интересуется. Вы соглашаетесь и одновременно ставите человека на место.

читайте также

Как критиковать других?

Второй прием: начните задавать уточняющие вопросы. Например, в ситуации, когда вы слышите нелестное замечание в свой адрес: «Согласитесь, среди блондинок нет умных женщин», говорит мужчина. А вы блондинка. Как вы будете реагировать? Конечно, можно сделать недоуменное лицо и промолчать, но есть прием, который тут же поставит человека на место. «Вы имеет в виде натуральных блондинок или крашеные тоже подходят?»

И в первом и во втором случае вы даете понять, что ничего из того, что было сказано, не заставило вас обидеться, не стало толчком к тому, чтобы начать защищаться. Вы, скорее, восприняли это как импульс к некоторой игре: «Вот как? Интересно, давайте посмотрим на это повнимательнее». Вы не обижаетесь, а с интересом начинаете рассматривать собственно обидчика! И тогда у него выбивается почва из-под ног: ведь он не достиг своей цели, не выбил вас из центра, не сделал менее сильным, более управляемым, более уязвимым.

читайте также

Заставить умолкнуть своего внутреннего критика

Эти стратегии при несправедливой критике является наиболее эффективными. Вы не торопитесь обижаться, а начинаете разбираться с тем, почему человек так думает, что он знает, что произошло на самом деле, о чем идет речь, что именно он хочет вас сказать. Здесь подходит любой прием уточнения, перефразирования, чтобы яснее понять собеседника.

Иногда это очень трудно сделать, потому что человек кричит, он агрессивен, подавляет своей энергетикой, и тогда хорошо сказать – «Я очень серьезно отношусь к вашим словам, мне будет проще вас понять, если вы будете говорить немножко потише».

Читайте также

www.psychologies.ru

Как реагировать на критику? | Секреты успеха!

Путь к успеху в любом случае будет лежать через сложности и критику со стороны. То, как именно мы будем воспринимать критику имеет большое значение. Неправильная реакция на критику может стать причиной ухудшения отноешний с коллегами и начальством. Не беря во внимание разумную критику, когда нам указывают на наши ошибки и промахи мы теряем возможность саморазвиваться за счет собственных ошибок. Если не учиться на своих ошибках, то ты будешь допускать снова и снова. При этом их бывает их сложно увидеть, т.к. со стороны все всегда виднее. Хотя и принято говорить, что дураки учатся на своих ошибках, но на самом деле обучение на своих ошибках наиболее эффективно. А критика со стороны помогает увидеть твои промашки. в некотором смысле мы должны быть благодарны людям, которые нас критикуют по делу. Они помогают нам стать лучше. Хорошая критика бывает полезна.

Однако далеко не каждая критика является действительно хорошей.

Как правильно реагировать на критику

Итак, многие из нас порой не могут определить, хвалят тебя за дело или льстят и занимаются лизоблюдством, но при этом мы воспринимаем критику в штыки. Это естественная защитная реакция. Тем не менее не бывает роста и развития без боли. Поэтому критику нужно учитывать и принимать во внимание. Критика — может стать еще одним стимулом для развития, а также может указать вектор, куда именно развиваться. Цените хорошую критику, которая помогает вам стать лучше.

Если ты опоздал, а тебе на это указывают, то не нужно оправдываться, а лучше задуматься о том, как больше не допускать такого в будущем, чтобы не терять свою репутацию. Ведь точность — это вежливость королей.

Правильная реакция на критику — это восприятиее ее без эмоций и по существу вопроса. Ты не должен раздувать из мухи слона. И второе — не следует воспринимать ее в свой адрес. Напротив нужно слышать факты, которые явно указывают на то, что где и как ты накосячил. Самая хорошая критика — это не только та, которая констатирует, что все плохо, но которая помогает понять, что делать с этим дальше. Я поэтому всегда говорю — «критикуешь — предлагай!». В случае же если ты будешь воспринимать критику на свой личный счет, то это может даже нанести вред твоему здоровью. Если ты будешь чрезмерно грузиться по поводу критики, то это неизбежно станет причиной ухудшения памяти. Позитивный настрой и позвитивное настроение имеют немалое значение. Даже неприятную и правдивую критику можно воспринять с юмором, иронией и принять ее к сведению, чтобы завтра стать лучше.

Если же ты вообще не воспринимаешь критику когда она идет по делу, то о тебе могут подумать, что ты дурак или у тебя есть неприятная черта характера такая как высокомерное поведение. Некоторые назло други могут сделать все наоборот относительно того, что им советуют другие когда критикуют. Такое необычное поведение свойственно многим, особенно когда их особенно больно критикуют. Подобный феномен изучается направлением, которое называется «Реверсивная психология».

Относиться к критике нужно с умом. То, что действительно справедливо в критике — необходимо признать и предпринять какие-то меры, чтобы исправить ситуацию. А вот то, что объективно несправедливо или имеет явную цель манипулятивного воздействия над тобой — тут нужно уметь читать все между строк и понять мотивы того, кто тебя критикует. Психопаты и другие любители манипуляирвоать готовы на все даже на деструктивную критику, лишь бы ты сделал то, что они от тебя ожидают. Критика может быть ложной, деструктивной и безосновательной. Это нужно иметь в виду и быть готовым отстаивать свою позицию, если потребуется.

Выслушивая критику или любое другое нытье, нужно обязательно спросить конкретные идеи относительно того, как исправить ситуацию. И в зависимости от разумности того, что тебе предлагают — принять это или предложить что-то другое. При этом у тебя не должна падать самооценка, т.к. всегда будут люди, которым что-то не нравится. Кажется, Дейл Карнеги говорил, что никто не будет пинать мертвую собаку. Смысл этой поговорки в том, что даже негативная реакция зачастую лучше, чем полное отсутствие эмоций. А если твоя самооценка  страдает даже от явно несправедливой критики, то возможно настало время подумать о том, как обрести уверенность в себе. Воспринимать критику лучше, когда твоя самооценка адекватна ситуации, а сам ты нацелен на успех и исправление ситуации.

Когда тебя критикуют на повышенных тонах, то во-первых, не следует позволять разговаривать с собой в таком тоне. Во-вторых, нужно различать эмоции и агрессию от того, что же тебе именно хотел донести собеседник.

Говорят, что начальство не выбирают. На самом деле ты волен выбирать себе начальство. И если тебя не устраивает манера общения твоего начальника, то ты можешь найти новую работу или вовсе открыть свое дело. В любом случае адекватный руководитель никогда не будет критиковать без наличия объективных причин для критики. В случае же, если критика исходит от коллег или вообще посторонних людей, то можно вспомнить несколько интересных цитат:

  • «Волк слушает и кушает»
  • «Собака лает, караван идет»
  • «Если несколько человек сделают замечание по одному и тому же поводу — я приму это во внимание»

В любом случае нужно оставаться адекватным человеком к критике и в целом в любых ситуациях не стоит позволять эмоциям завладеть тобою. Особенно, когда речь идет о деловых вопросах. Да и в личной жизни лучше попытаться понять, что стало причиной критики и постараться обойтись без повышенных тонов.

Импульсивным людям со вспыльчивым характером возможно очень тяжело адекватно реагировать на критику. В некоторых случаях возможно не следует реагировать на критику сразу, а стоит немного остыть, чтобы не наломать дров. В то же самое время копить обиды в себе также может быть вредно для морального здоровья и может стать причиной вспышки ярости в будущем.

Реакция на критику

Итак, вот несколько тезисов.

  • Конструктивная критика всегда несет пользу.
  • Не обращать внимание на критику — не лучшая идея, т.к. это избегание проблем и откладывание их решения напотом.
  • Критика должна содержательно быть справедливой, вней должна быть корректно указана суть твоего косяка, недосмотра или ошибки.
  • Критику нужно принимать во внимание, но не всегда критика — истина в последней инстанции. И это нужно хорошо понимать.
  • Пойми суть, что вызывало критику по существу и предприми меры, чтобы поправить ситуацию, если это требуется.
  • Имей свою голову. Даже если тебя никто открыто не критикует по тем или иным причинам, ты должен выработать критическое отношение к себе и окружающим. Это позволит тебе продолжать развиваться, даже если окружающим кажется, что все с тобой ок, а также позволит не попасться на чужие манипуляции.

Как отмечают американские психологи, критика может влиять на здоровье. Большую роль здесь играет ваше отношение к критике. То есть стакан наполовину полон или наполовину пуст? Успешные люди критику воспринимают как шанс выйти на новую траекторию развития, стать на уровень выше. Другие же приходят в уныние. Более спокойным людям легче понять суть критики и выработать адекватную реакцию. А тем, кто воспринимают критику близко к сердцу — следует меньше волноваться по пустякам и стараться вникать в суть критики.

Советы тому, кто критикует

  • Критикой по делу
  • Критикуя — предлагай
  • Критикуй без истерик и эмоций

Если твоя критика будет агульной, основанной на эмоциях, а не на фактах, это будет не профессионально и неконструктивно. Не говоря уже о том, что о тебе может сложиться неверное первое впечатление как о человеке и как о профессионале. Если ты встал не с той ноги, сильно не выспался и чувствуешь, что тебя все бесят, воздержись от общения с людьми и отдохни.

qobiz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *