2 функции группы референтные группы: Референтная группа — понятие, функции, классификация

Содержание

Две функции референтных групп1


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Келли Г. Две функции референтных групп // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 197-203.

Г. Келли

ДВЕ ФУНКЦИИ РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУПП

1
Значительное число социальных установок каждого человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или тесно связано с ними. Характер этой связи вовсе не является простым и ясным. С одной стороны, очевидно, что социальные установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит (в его членских группах). С другой стороны, изучение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми, кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с нечленскими группами.

Как признание этого факта, термин «референтная группа», впервые употребленный Хайманом (1942), стал использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит свои установки.

Вместе с такого рода использованием данного термина стала развиваться общая теория референтных групп, главным образом в работах Шерифа (1948), Ньюкома (1950), Мэртона и Китт (1950), в которых учитывалась связь социальных установок как с членскими, так и с нечленскими группами. Хотя данная теория находится еще в начальной стадии развития, благодаря своей проблематике она обещает приобрести важнейшее значение в социальной психологии. Она особенно важна для тех социальных психологов, которые хотят найти интерпретацию развития социальных установок, предсказывать их проявление в различных социальных условиях, понять социальную базу их стабильности или сопротивления изменению, выработать средства для усиления или преодоления этого сопротивления.

Цель данной статьи — уяснить некоторые аспекты «теории референтной группы» путем выделения двух основных функций, которые выполняют референтные группы в формировании социальных установок. Выделение этих двух различных функций необходимо потому, что термин

«референтная группа» до сих пор использовался для обозначения двух достаточно различных феноменов, каждый из которых ставит свои собственные теоретические и исследовательские проблемы. Однако основная целесообразность такого выделения двух функций референтной группы должна заключаться в том, чтобы показать, что более полная теория референтной группы должна объединять в одно целое ряд перцептивных и мотивационных феноменов, и, во-вторых, выделить те понятия и исследовательские проблемы, которые необходимы для анализа референтных групп.

1. СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА»


Понятие «референтная группа» используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой. Во-первых, это понятие используется для обозначения группы, которая мотивирует индивида быть принятым в ней. Для этого он поддерживает свои социальные установки в соответствии с тем, что, на его взгляд, считается общепринятым в группе. Здесь подразумевается, что члены референтной группы наблюдают за этим индивидом и оценивают его.

Пример такого использования понятия «референтная группа» можно найти у Мертона в его новой интерпретации соответствующего материала, который содержится в двух томах исследования «Американский солдат», подготовленного исследовательским сектором отдела информации и образования Военного департамента (Стауффер и др. , 1949).

Пример 1. Был проведен опрос трех выборок солдат, в ходе которого выяснилось их желание участвовать в боевых действиях. Первая группа состояла из новичков, служивших в подразделениях, целиком состоявших из новобранцев. Вторая группа состояла из новичков, явившихся пополнением в подразделениях фронтовиков, уже участвовавших в боевых действиях. Третью группу составляли сами фронтовики в вышеуказанных подразделениях. Согласно ранее полученным данным, фронтовики считали, что «бой — это ад», у них было ярко выражено групповое чувство против тенденции восхваления боя. При сравнении этих групп выяснилось, что если в первой группе подразделений новобранцев 45% всего состава были «готовы вступить в зону непосредственных боевых действий», то в группе фронтовиков таких людей насчитывалось лишь 15%. Важным фактом для наших целей явилось то, что новобранцы, попавшие в подразделение фронтовиков, заняли промежуточное положение между двумя вышеупомянутыми группами. 28% из них выразили готовность участвовать в боевых действиях.

Выяснилось, что в этом и других вопросах новобранцы восприняли в определенной мере социальные установки фронтовиков. Мертон следующим образом интерпретирует эти результаты.

«Наша гипотеза, основанная на теории референтной группы, должна была сводиться к ожиданию того, что новобранцы, стремившиеся присоединиться к авторитетному и влиятельному слою фронтовиков, изменяют свои гражданские оценки в сторону приближения к более суровым ценностным установкам фронтовиков. Для новобранцев предполагаемая функция

усвоения ими ценностных установок, фронтовиков заключается в том, чтобы их с большей готовностью приняла группа с более высоким статусом в ситуации, когда пополнение из новобранцев является подчиненной группой и не может претендовать на признанный престиж» (Мертон и Китт, 1950, с. 76).

Использование понятия «референтная группа» у Ньюкома попадает под эту категорию. Считается, что другие люди составляют для индивида референтную группу, если на его установки воздействует набор норм, которые он воспринимает от них. Моти-вационные аспекты данного употребления термина «референтная группа» подчеркивается тем, что Ньюком выделяет различие между позитивными и негативными референтными группами. Под позитивной референтной группой понимается такая группа, которая мотивирует индивида быть принятым в этой группе и добиться к себе отношения как к члену группы. Негативной референтной группой называется такая группа, которая мотивирует индивида выступать против нее или в которой он не хочет отношения к себе как к члену группы. Шериф также использует термин «референтная группа» в этом смысле. Он подчеркивает стремление индивида сохранить свое положение в референтной группе и указывает, что нормы референтной группы превращаются в социальные установки индивида.

Второе употребление термина «референтная группа» связано с обозначением группы, которую индивид использует как точку соотнесения (эталон) при оценке себя и других. Примеры такого употребления термина можно найти в работе Хаймана, посвященной «психологин статуса».

Пример II. Определяя статус как относительную позицию индивидов, Хайман указывает, что представление индивида о своей собственной позиции зависит от того, с кем он себя при этом соотносит. Эти лица, с которыми индивид сравнивает себя, оценивая свой собственный статус, составляют для него референтную группу. Хайман показывает, как изменения в оценке собственного статуса могут быть вызваны качественным изменением референтной группы, которую он использует. Например, испытуемых вначале просили назвать, какая часть всего взрослого населения США занимает более низкий экономический статус, чем испытуемые. Эта оценка была затем сравнена с оценкой тех же испытуемых по вопросу, какая часть людей их профессии занимает более низкий экономический статус, чем испытуемые.

В подобного рода примерах любая оценка индивида самой референтной группой совершенно не имеет значения. Группа может стать референтной потому, что

другие лица сравнивают с ней индивида. Хайман приводит следующий пример.

Пример III. Если женщина идет работать манекенщицей и решающим является ее физическая привлекательность, то здесь не имеет значения, как воспринимают эту внешнюю привлека- тельность ее друзья, африканские женщины и т. д. Референтная группа в данной ситуации будет состоять из уже имеющихся манекенщиц. Иначе говоря, референтной группой в данном случае будет та группа, с которой эту женщину будут сравнивать ее наниматели.

Если в предыдущих примерах референтная группа — это группа людей, к которой индивид принадлежит сам, то в одном из примеров Мертона дело обстоит по другому.

Пример IV. Опрос американских солдат, находившихся за границей, которые не участвовали в боях, показал более высокую удовлетворенность своей судьбой, чем это ожидалось. В данном случае, вероятно, внешняя, нечленская, труппа являлась референтной.

Как у Хаймана, так и у Мертона референтная группа используется для самооценки. Однако, вероятно, нет оснований для того, чтобы не считать референтными группами и те группы, которые используются для оценки других людей. Фактически, по всей вероятности, референтная группа, используемая для самооценки, будет часто использоваться и для оценки других.


2. ДВЕ ФУНКЦИИ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ


Из вышесказанного становится ясным, что термин «референтная группа» используется для описания двух типов совершенно различных групп. В первом случае (пример I) группа может наградить индивида признанием или не признавать его. Во втором случае (пример II, III, IV) группа служит лишь эталоном, отправной точкой для сравнения, который индивид использует в формировании своих оценок. Это двойное использование термина говорит о том, что референтная группа может выполнять различные функции в формировании социальных установок индивида.

Первая функция заключается в том, чтобы устанавливать и навязывать стандарты для индивида. Подобные стандарты обычно называют групповыми нормами, поэтому мы называем это нормативной функцией референтной группы. Группа может принять на себя эту функцию установления и навязывания норм, если она в состоянии вознаграждать за конформность или наказывать за неконформность. Группа будет действовать как нормативная референтная группа в том случае, если ее оценки индивида основываются на степени его соответствия некоторым стандартам поведения и установок и если от этого зависит вознаграждение или наказание со стороны группы. В примере I, который приводился выше, ветераны в сражающихся подразделениях, вероятно, считая некоторые установки «правильными», оценивали, насколько каждый человек из пополнения принимал эти стандарты, и соответственно либо вознаграждали его своим признанием, либо наказывали тем, что отказывали в нем.

Вторая функция референтной группы заключается в том, что она служит или является эталоном, стандартом или отправной точкой для сравнения, при помощи которой индивид может оценивать себя или других. Мы называем это функцией сравнения референтной группы. Группа будет действовать как референтная группа сравнения для индивида в том случае, если поведение, установки и другие характеристики ее членов служат индивиду стандартом, отправной точкой для сравнения, которыми он пользуется в формировании своих оценок. В вышеприведенном примере II та конкретная группа сравнения, которую Хайман предложил своим испытуемым (например, все взрослое население США, лица одной профессии), была той отправной точкой для сравнения, которой они пользовались при определении собственного статуса. В примере IV солдаты боевых подразделений служили референтной группой для тех солдат, которые служили за границей и не принимали участия в боевых действиях, при оценке ими своего собственного положения.

Обе функции, нормативную и сравнительную, часто выполняет одна и та же группа. Так обычно обстоит дело с членскими группами. В примере I социальные установки боевых ветеранов служили новичкам отправной точкой для сравнения при формировании их самооценок (сравнительная функция). В то же время ветераны считали эти установки «правильными», и они одобряли новичков, если последние принимали эти установки (нормативная функция). Данный пример хорошо иллюстрирует интегрированный характер этих функций: социальные установки ветеранов служили отправной точкой для сравнения, главным образом, потому, что ветераны выступали также в нормативной роли и могли применять соответствующие санкции. Обе эти функции часто осуществляют и те нечленские группы, членом которых индивид хотел бы стать. Для студентов младших курсов, которые надеются быть принятыми в члены студенческой организации старших курсов, данная группа является одновременно и эталоном, стандартом (поведение и установки членов организации служат примером для желающего стать ее членом), и источником санкций, имеющих отношение к соблюдению этих стандартов поведения (поскольку группа может пригласить вступить в члены своей организации или отказать в этом). С другой стороны, нормативные и сравнительные функции референтной группы не надо связывать лишь с одной и той же группой. Членская группа может выбрать внешнюю группу как эталон поведения (родители могут настаивать, чтобы их ребенок вел себя так же, как и другие дети, живущие по соседству), или членская группа может подразделять своих членов таким образом, что одни и те же нормы не будут относиться ко всем членам группы (кандидаты в члены студенческой организации и члены организации с полными правами).


3. ВЫВОДЫ


Предлагаемое выделение двух функций референтной группы является важным, потому что это делает эксплицитными два основных аспекта теории референтной группы: мотивационный и перцептивный. Более полная теория референтной группы должна состоять по крайней мере из двух частей, одна должна быть посвящена референтной группе как источнику стандартов поведения и принудителю следования этим стандартам, другая — референтной группе, которая сама служит стандартом для сравнения. Эти две части теории референтной группы должны стать частными случаями более общих теорий об источниках и характере стандартов, которые в конечном итоге будут выведены из фундаментальных теорий мотивации и перцепции. Нормативные функции референтных групп могут стать частью общей теории целеобразова-ния и мотивации.

Функции сравнения референтных групп станут частью общей теории перцепции и оценивания. Группы сравнения, в конце концов, являются лишь одной из отправных точек или стандартов для сравнений. Хайман обнаружил, что отдельные индивиды (а также группы) часто служат стандартом, с которыми люди сравнивают себя при оценке собственного статуса. В качестве других стандартов могут выступать неодушевленные предметы и меры измерений (например, ребенок может использовать стол или палку для оценки собственного роста) и безличные описания желаемого поведения (например, юридические определения групповых норм).

Наконец, выделение нормативной и сравнительной функций референтных групп ведет к выделению двух основных областей исследования для тех, кто изучает воздействие референтных групп на поведение. При изучении нормативной функции референтных групп выдвигаются следующие проблемы: какова мотивационная зависимость между индивидом и каждой из его референтных групп? Насколько он ценит свое членство в данной группе или насколько стремится стать членом группы, в состав которой еще не введен? Какого рода мотивы движут его стремлением стать членом группы? Каковы последствия различных по характеру и степени мотивов? Какие факторы дают возможность члену группы сопротивляться давлению группы и в то же время не быть отвергнутым группой? По каким проблемам развиваются в группе нормы поведения? Какие конкретные стандарты и нормы связываются с различными ролями и обязанностями внутри группы? Какие санкции применяются в группе для достижения конформности и каковы различные последствия этого? Как эти санкции связаны с уровнем неконформности? Какие факторы в отношении индивида к группе содействуют интериозации групповых норм?

Изучение сравнительной функции референтных групп должно включать различные вопросы, относящиеся главным образом к процессам перцепции и оценивания. Вот некоторые из них: каким стимулом для индивида является группа сравнения? Обеспечивает ли эта группа хорошо структурированный и определенный стандарт для сравнения или это неясный стимул, допускающий различные интерпретации? Каковы последствия этих различных случаев? Какие факторы воздействуют в процессе самооценки на воспринимаемый индивидом уровень расхождения между ним и групповыми нормами? Как воздействуют чрезвычайно высокие или чрезвычайно низкие стандарты? Каков характер тех шкал, по которым проводится сравнение?

Теория референтных групп будет развиваться по мере получения ответов на эти и подобные вопросы. При помощи исследований и развития концепций, необходимых для нахождения ответов на эти вопросы, можно ожидать, что будут сделаны большие шаги в понимании социальной основы установок личности.


1 Кеllу Н. Н. Two functions of Reference groups. In: G, E. Swanson, Т. М. New-comb and E. L. Hartly (eds.). Readings in Social Psychology. N. Y., 1952.

Каталог: data
data -> «высшая школа экономики»
data -> Программа дисциплины «Российский и мировой рынок pr»
data -> Программа дисциплины «Методы исследований в психологии и образовании»
data -> «высшая школа экономики»
data -> Методическая работа по аспектам Business English и Banking Transactions Список учебно-методических материалов 2007г
data -> «высшая школа экономики»
data -> Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
data -> Программа дисциплины теории личности для направления 030300. 62 «Психология»
data -> Программа дисциплины «Современные концепции личности»


Скачать 103.28 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

30. Теории и функции референтной группы. Социальная психология

30. Теории и функции референтной группы. Социальная психология

ВикиЧтение

Социальная психология
Мельникова Надежда Анатольевна

Содержание

30. Теории и функции референтной группы

Референтная группа – группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит системой отсчета для оценки себя и других.

В основе теорий референтной группы лежат идеи Дж. Мида об «обобщенном другом», через которое осуществляется воздействие общества на индивида.

Термин «референтная группа» был введен американским социальным психологом Г. Хайманом в 1942 г. в исследовании представлений личности о собственном имущественном статусе по сравнению со статусом других людей.

Позже понятие «референтная группа» было использовано Т. Ньюкомом для обозначения группы, «к которой индивид причисляет себя психологически», и поэтому разделяет ее цели и нормы. Т. Ньюком выделил позитивные и негативные референтные группы. Под первыми понимаются такие группы, нормы и ориентации которых вызывают у него стремление быть принятым этими группами. Отрицательной референтной группой считается такая, которая вызывает стремление выступить против нее.

В качестве референтной группы могут выступать самые разнообразные группы: внешние группы и группы членства, реальные и идеальные группы, большие и малые группы и т.  д.

Каждый индивид имеет несколько референтных групп, на которые он ориентируется.

В 1952 г. Г. Келли выделил функции референтной группы: нормативную и сравнительно-оценочную. Первая функция определяет стандарты поведения (групповые нормы) и заставляет индивидов следовать им.

Вторая функция является тем эталоном для сравнения, с помощью которого индивид может оценивать себя и других. Обе функции могут выполняться одной и той же группой: как группой членства, так и внешней группой.

Нормативная функция вызывает желание у индивида знать отношение нормативной референтной группы к себе.

Сравнительная референтная группа вообще может не иметь об индивиде никакого представления – индивид сам дает оценку себе и другим на основе эталона. Р. Мертон выделил условия, при которых индивид скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а внешнюю группу:

1) если группа не обеспечивает достаточного престижа своим членам;

2) если индивид изолирован в своей группе, и имеет низкий статус в ней;

3) чем больше социальная мобильность в обществе и, следовательно, больше возможностей у индивида изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Группы игр

Группы игр Игры маленьких детей Обратимся к описанию отдельных групп игр. Начнем с важной разновидности игр, которую можно назвать игры маленьких детей. Можно спросить — насколько маленьких? Мы наблюдали первую игру у ребенка 3,5 месяцев от роду. Опишем ее.Как только Катя

ЛЕКЦИЯ № 13. Теория и функции референтной группы

ЛЕКЦИЯ № 13. Теория и функции референтной группы Референтная группа – группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также

Балинт–группы

Балинт–группы Возникновение и развитие психодинамического подхода в групповой работе привело не только к появлению новых психотерапевтических методов, но и к изменению точки зрения на взаимоотношения между людьми, складывающиеся в условиях лечебных учреждений. Любая

1.6. Диагностика группы

1.6. Диагностика группы Руководитель обычно знает о существовании неформальных групп. Увы, часто он еще и в курсе интриг в них, а вот расстановка сил ему не очень ясна. Если это так, не исключено, что он подвергнется давлению той или иной неформальной группы. И фактически

«Группы поддержки»

«Группы поддержки» В процессе решения задач, связанных с осознанным выстраиванием отношений с людьми и конструированием ситуаций для удовлетворения своих потребностей, часто оказывается необходимым, не полагаясь на собственные силы, создать «группу поддержки».Для

«Группы риска»

«Группы риска» «Подруга недавно поведала типичную историю. Устраивалась она секретаршей к шефу частной фирмы. Они уж было договорились об условиях. А напоследок будущий начальник фривольно приобнял ее за наиболее дамские места и проговорил: “Вы девушка взрослая,

Ядро группы

Ядро группы Носители группового интеллекта составляют ядро группы. Это те люди, которые ясно видят цели группы и имеют представление о том, как эти цели необходимо достигать. Они формируют групповые ценности и планы.Главная особенность членов ядра состоит в том, что они

Культура группы

Культура группы Групповые идеи, понятия и ценности с ростом группы превращаются в целостное образование – культуру. Культура – это способ интерпретации явлений окружающего мира с позиций групповых целей. Основной задачей культуры является воспроизводство групповых

Формализация группы

Формализация группы Когда группа существует долго и ее члены постоянно сменяются, то она становится формализованной. Ее групповые роли четко прописываются в различных документах и получают свои названия: король, гонец, полководец, наследник престола.Успешность

Группы самопомощи

Группы самопомощи Группы самопомощи предоставляют застенчивым людям возможность безбоязненно встречаться друг с другом. Оптимальной формой организации такой группы, по моему мнению, является объединение по интересам (спортивные, религиозные, литературные кружки,

Возрастные группы

Возрастные группы После определения «воспитания» зададим следующий вопрос. А для всех ли возрастных групп должен быть один и тот же педагогический подход, ведь дети в процессе роста очень меняются?Для ответа снова обратимся к нашим источникам. Царь Давид в своих

типов групп | Введение в социологию

Результаты обучения

  • Описать функции различных групп (т. е. первичные/вторичные, свои/чужие группы и референтные группы)

Большинство из нас чувствует себя комфортно, употребляя слово «группа», не задумываясь над ним. В повседневном использовании это может быть общий термин, хотя он имеет важное клиническое и научное значение. Более того, концепция группы играет центральную роль в том, как мы думаем об обществе и человеческих взаимодействиях. Часто мы можем иметь в виду разные вещи, используя это слово. Можно сказать, что собаку видела группа детей, и это может означать 250 студентов в лекционном зале или четверо братьев и сестер, играющих на лужайке перед домом. В повседневном разговоре нет четкого различительного использования. Итак, как мы можем более точно сфокусировать значение для социологических целей?

Определение группы

Термин группа является аморфным и может относиться к широкому кругу собраний, состоящих всего из двух человек (подумайте о «групповом проекте» в школе, когда вы сотрудничаете с другим учеником), клуба, регулярного собрания друзей , или люди, которые работают вместе или имеют общее хобби. Короче говоря, этот термин относится к любой группе, состоящей как минимум из двух человек, которые взаимодействуют с определенной частотой и разделяют ощущение, что их идентичность каким-то образом связана с группой. Конечно, каждый раз, когда собираются люди, это не обязательно группа. Например, митинг — это, как правило, разовое мероприятие, и принадлежность к политической партии не предполагает взаимодействия с другими. Люди, находящиеся в одном и том же месте в одно и то же время, но не взаимодействующие друг с другом и не разделяющие чувство идентичности (например, группа людей, стоящих в очереди в Starbucks), считаются совокупность или толпа. Другой пример негруппы — это люди, которые имеют схожие характеристики, но никак не связаны друг с другом. Этих людей относят к категории , и, например, всех детей, родившихся примерно в 1980–2000 годах, называют «миллениалами». Почему миллениалы — это категория, а не группа? Потому что, хотя некоторые из них могут разделять чувство идентичности, в целом они не часто взаимодействуют друг с другом.

Интересно, что люди внутри агрегата или категории могут стать группой. Во время стихийных бедствий люди по соседству (совокупность), которые не знали друг друга, могли стать дружелюбными и зависеть друг от друга в местном приюте. После того, как катастрофа закончилась и люди вернулись к простому проживанию рядом друг с другом, чувство сплоченности может сохраняться, поскольку все они разделяли опыт. Они могут оставаться группой, готовясь к чрезвычайным ситуациям, координируя поставки в следующий раз или по очереди заботясь о соседях, которым нужна дополнительная помощь. Точно так же может быть много групп внутри одной категории. Возьмем, к примеру, учителей. В рамках этой категории могут существовать такие группы, как профсоюзы учителей, учителя-инструкторы или сотрудники, участвующие в PTA.

Типы групп

Социолог Чарльз Хортон Кули (1864–1929) предположил, что группы можно условно разделить на две категории: первичных групп и вторичных групп (Cooley 1909). Согласно Кули, первичные группы играют наиболее важную роль в нашей жизни. Первичная группа обычно довольно мала и состоит из людей, которые обычно общаются лицом к лицу в долгосрочной, эмоционально значимой форме. Эти взаимодействия, происходящие в первичной группе и удовлетворяющие эмоциональные потребности, называются экспрессивных функций , которые отличаются от чисто прагматических. Первичную группу обычно составляют значимые другие, те люди, которые оказывают наибольшее влияние на нашу социализацию. Лучшим примером первичной группы является семья.

Вторичные группы часто бывают более крупными и безличными. Они также могут быть сфокусированы на задаче и ограничены во времени. Эти группы выполняют инструментальную функцию , а не экспрессивную, а это означает, что их роль больше ориентирована на цель или задачу, чем на эмоциональную. Однокурсники или коллеги могут быть примерами вторичной группы. Ни первичные, ни вторичные группы не связаны строгими определениями или установленными ограничениями. На самом деле люди могут переходить из одной группы в другую. Семинар для выпускников, например, может начаться как вторичная группа, сосредоточенная на текущем классе, но по мере совместной работы студентов на протяжении всей программы они могут найти общие интересы и прочные связи, которые превратят их в более прочную основную группу.

Лучшие друзья, которых она никогда не встречала

Писательница Эллисон Леви работала одна. Хотя ей нравилась свобода и гибкость работы из дома, ей иногда не хватало сообщества коллег, как для практических целей мозгового штурма, так и для более социального аспекта «кулера с водой». Леви сделала то, что делают многие в эпоху Интернета: она нашла группу других писателей в Интернете через веб-форум. Со временем группа примерно из двадцати писателей, которые все писали для одной и той же аудитории, отделилась от более крупного форума и начала частный форум только по приглашению. В то время как писатели в целом представляют все гендеры, возрасты и интересы, в итоге новый форум стал собранием двадцати-тридцатилетних женщин; все они писали художественную литературу для детей и молодежи.

Поначалу форум писателей был явно второстепенной группой, объединенной профессиями участников и рабочими ситуациями. Как объяснил Леви, «в Интернете вы можете присутствовать или отсутствовать так часто, как хотите. Никто не ждет твоего появления». Это было полезное место для поиска информации о различных издателях и о том, кто что недавно продал, а также для отслеживания отраслевых тенденций. Но со временем Леви обнаружил, что это служит другой цели. Поскольку группа разделяла и другие характеристики помимо того, что они писали (например, возраст и пол), онлайн-разговор, естественно, перешел к таким вопросам, как воспитание детей, старение родителей, здоровье и физические упражнения. Леви нашел, что это было приятное место для разговоров на любые темы, а не только для письма. Кроме того, когда люди не публиковали сообщения в течение нескольких дней, другие выражали беспокойство, спрашивая, слышал ли кто-нибудь о пропавших без вести писателях. Дошло до того, что большинство участников сообщали группе, если они путешествовали или им нужно было какое-то время не в сети.

Группа продолжала делиться. Один из участников сайта, который переживал тяжелую семейную болезнь, написал: «Я не знаю, где бы я был без вас, женщины. Так здорово иметь место, где можно выговориться, и я знаю, что это никому не повредит». Аналогичные чувства разделяли и другие.

Так это основная группа? Большинство из этих людей никогда не встречались друг с другом. Они живут на Гавайях, в Австралии, Миннесоте и по всему миру. Они могут никогда не встретиться. Леви недавно написал группе, сказав: «Большинство моих «реальных» друзей и даже мой муж на самом деле не понимают, что такое писать. Я не знаю, что бы я делал без тебя». Несмотря на расстояние и отсутствие физического контакта, группа явно выполняет экспрессивную функцию.

Попробуйте

Внутренние и внешние группы

Рисунок 1 . Этот водитель и фанат Yankees делает четкое заявление о своей группе.

Одним из способов, которым группы могут быть влиятельными, является включение и, наоборот, исключение. Чувство, что мы принадлежим к элите или избранной группе, является пьянящим, в то время как чувство того, что нас не пускают внутрь или что мы соревнуемся с группой, может мотивировать по-другому. Социолог Уильям Самнер (1840–1819 гг.).10) разработал концепции внутренней группы и внешней группы для объяснения этого явления (Sumner 1906). Короче говоря, мы-группа — это группа, к которой человек чувствует себя принадлежащей и которую он считает неотъемлемой частью себя. И наоборот, чужая группа — это группа, к которой кто-то не принадлежит. Часто мы можем чувствовать презрение или конкуренцию по отношению к чужой группе. Спортивные команды, союзы и женские клубы являются примерами своих и чужих групп. Люди могут принадлежать к любой из них или быть посторонними. Первичные группы состоят как из своих, так и из чужих групп, как и вторичные группы.

В то время как групповая принадлежность может быть нейтральной или даже положительной, например, в случае командных спортивных соревнований, концепция «своих» и «чужих» групп также может объяснить некоторые негативные проявления человеческого поведения, такие как движения сторонников превосходства белой расы, такие как Ку-клукс. Клан, или издевательства над студентами-геями или лесбиянками. Определяя других как «не таких, как мы» и/или низших, ин-группы могут в конечном итоге практиковать этноцентризм, расизм, сексизм, эйджизм и гетеросексизм — манеры отрицательно оценивать других на основе их культуры, расы, пола, возраста или сексуальной ориентации. . Часто внутренние группы могут формироваться внутри вторичной группы. Например, на рабочем месте могут быть группы людей, от топ-менеджеров, которые вместе играют в гольф, до инженеров, которые вместе пишут код, до молодых одиноких людей, которые общаются в нерабочее время. Хотя эти внутренние группы могут проявлять фаворитизм и близость к другим членам своей группы, организация в целом может быть неспособна или не желает признать это. Следовательно, стоит опасаться политики ин-групп, поскольку члены могут исключать других как средство получения статуса в группе.

Попробуйте

Киберзапугивание

В январе 2018 года 12-летняя Габриэлла Грин («Габби») покончила жизнь самоубийством, повесившись в своем доме в Панама-Сити, штат Флорида. Двум 12-летним ученицам было предъявлено обвинение в киберпреследовании после того, как расследование изучило ее учетные записи в социальных сетях и текстовые сообщения с мобильных телефонов. Киберзапугивание — это использование интерактивных медиа одним человеком для мучения другого, и оно набирает обороты. Киберзапугивание может означать отправку сообщений с угрозами, оскорбление кого-либо на общедоступном форуме (например, в Facebook), взлом чьей-либо учетной записи и выдачу себя за него или ее, размещение в Интернете постыдных изображений и так далее. Киберзапугивание может иметь  способствовал самоубийству Габби, и ее случай является одним из тех, которые привели к общенациональным разговорам о необходимости образования, профилактики и эффективных мер реагирования на молодых людей, которые активно подвергаются киберзапугиванию.

Исследование, проведенное Исследовательским центром киберзапугивания, показало, что 20 процентов учащихся средних школ признались, что «серьезно думают о самоубийстве» в результате травли в Интернете (Hinduja and Patchin 2010). В то время как запугивание лицом к лицу требует готовности напрямую взаимодействовать с вашей жертвой, киберзапугивание позволяет хулиганам преследовать других, не выходя из дома, не свидетельствуя о нанесенном ущербе. Эта форма издевательств особенно опасна, потому что она широко доступна и, следовательно, ее легче осуществить.

Согласно отчету, опубликованному в 2013 году Национальным центром образовательной статистики, почти каждый третий (27,8%) ученик сообщает, что подвергается издевательствам со стороны своих одноклассников. Семнадцать процентов студентов сообщили, что стали жертвами киберзапугивания.

Измерение киберзапугивания и его целей довольно сложно. Исследователи показали, что то, как задаются вопросы, может привести к гендерно-специфическим ответам. Например, если в опросе спрашивается о «распространении слухов или оскорбительном поведении в комментариях», женщины с большей вероятностью будут вовлечены, но если опрос спрашивает о «жестоком обращении в видео или онлайн-играх», с большей вероятностью будут вовлечены мужчины. [1] При опросе 5000 респондентов киберзапугивание за последние 30 дней чаще всего случалось с многорасовыми девочками средней школы, затем с многорасовыми девочками средней школы и белыми девочками средней школы на третьем месте (Patchin 2019). Группами, которые с наименьшей вероятностью станут жертвами киберзапугивания, были азиатские мальчики средней школы, чернокожие старшеклассницы и азиатские старшеклассницы.

Рисунок 2 . На этой диаграмме показано количество людей из каждой группы, сообщивших о киберзапугивании.

Изучение этого вопроса является областью, созревшей для социологических исследований, и имеет очевидные последствия для политики. Когда мы рассматриваем демографические переменные, такие как раса/этническая принадлежность, пол и возраст, как это помогает нам понять этот феномен? Как понимание групп раскрывает поведение киберзапугивателей (которые также сообщают о большей вероятности совершения самоубийства) и тех, кто подвергается киберзапугиванию? Какие еще методы социологического исследования можно использовать, кроме опросов?

Референтные группы

Рисунок 2. Спортсмены часто рассматриваются как референтная группа для молодежи. (Фото предоставлено Джонни Бивера/ВМС США/Викисклад)

Референтная группа — это группа, с которой люди сравнивают себя, — она обеспечивает стандарт измерения. В американском обществе группы сверстников являются обычными референтными группами. Дети и взрослые обращают внимание на то, что носят их сверстники, какую музыку они любят, чем занимаются в свободное время, и сравнивают себя с тем, что видят. У большинства людей более одной референтной группы, поэтому ученик средней школы может посмотреть не только на своих одноклассников, но и на друзей своего старшего брата и увидеть другой набор норм. И он мог бы наблюдать за выходками своих любимых спортсменов для еще одного набора поведения.

Некоторыми другими примерами референтных групп могут быть культурный центр, рабочее место, семейное собрание и даже родители. Часто референтные группы передают конкурирующие сообщения. Например, на телевидении и в кино молодые люди часто имеют замечательные квартиры и автомобили и ведут активную социальную жизнь, несмотря на отсутствие работы. В музыкальных клипах молодые женщины могут танцевать и петь в сексуально агрессивной манере, что свидетельствует об опыте не по годам. В любом возрасте мы используем референтные группы, чтобы направлять наше поведение и показывать нам социальные нормы. Итак, насколько важно окружить себя положительными референтными группами? Вы можете не признавать референтную группу, но она все равно влияет на то, как вы действуете. Определение референтных групп может помочь вам понять источник социальной идентичности, к которой вы стремитесь или от которой хотите дистанцироваться.

Типы групп, групповая динамика и лидерство

Посмотрите это видео, чтобы ознакомиться с различными типами групп и просмотреть то, о чем вы узнаете на следующих страницах — групповая динамика и лидерство.

Колледж: мир своих, чужих и референтных групп

f Рисунок 3. В какое братство или женское общество вы бы вписались, если таковые имеются? День набора в женский клуб предлагает студентам возможность узнать об этих различных группах. (Фото предоставлено Murray State/flickr)

Для студента, поступающего в колледж, социологическое изучение групп приобретает непосредственное практическое значение. В конце концов, когда мы приезжаем в новое место, большинство из нас оглядывается, чтобы увидеть, насколько хорошо мы вписываемся или выделяемся так, как хотим. Это естественная реакция на референтную группу, а в большом кампусе может быть много конкурирующих групп. Скажем, вы сильный спортсмен, который хочет заниматься очным спортом, а ваши любимые музыканты — местная панк-группа. Вы можете обнаружить, что взаимодействуете с двумя очень разными референтными группами.

Эти референтные группы также могут стать вашими внутренними или внешними группами. Например, различные группы в кампусе могут предложить вам присоединиться. Есть ли в вашей школе братства и женские клубы? Если да, то, скорее всего, они попытаются убедить студентов — то есть студентов, которых они считают достойными, — присоединиться к ним. И если вы любите играть в футбол и хотите играть в команде кампуса, но вы носите рваные джинсы, армейские ботинки и футболку местной группы, вам может быть трудно убедить футбольную команду дать вам шанс. В то время как большинство студенческих групп воздерживаются от оскорблений конкурирующих групп, существует определенное чувство противопоставления своей группы чужой. «Их?» может сказать член. «С ними все в порядке, но их вечеринки далеко не такие классные, как наши». Или: «Только серьезные инженеры присоединяются к этой группе». Эта немедленная категоризация на свои и чужие группы означает, что учащиеся должны тщательно выбирать, поскольку любая группа, с которой они связаны, не только определяет их друзей, но и может определять их врагов.

Дополнительные исследования

Для получения дополнительной информации о причинах и статистике киберзапугивания посетите сайт Cyberbullying.org.

Подумай об этом

  • Составьте список всех различных групп в вашем социальном мире. Затем пометьте каждую группу, убедившись, что у вас есть хотя бы один пример первичной группы, вторичной группы, внутренней группы, внешней группы и контрольной группы. Теперь напишите рядом с группой инструментальные и выразительные функции каждой группы. Наконец, просмотрев этот список и функции каждой группы, какие из них наиболее важны для вас? Почему?
  • Как технологии изменили ваши первичные и вторичные группы? Есть ли у вас больше (и отдельных) основных групп из-за подключения к Интернету? Верите ли вы, что кто-то вроде Леви может иметь настоящую первичную группу, состоящую из людей, которых она никогда не встречала? Почему или почему нет?
  • Группы могут формироваться на основе исключающих критериев и/или могут трансформироваться во ингруппы с четко определенными аутгруппами. Уличные банды и мотоклубы — крайние примеры, но как насчет братств и женских клубов или спортивного соперничества (например, Янки/Ред Сокс, Селтикс/Лейкерс, Реал Мадрид/Барселона, Дьюк/Северная Каролина)? Каковы инструментальные и выразительные функции таких внутригрупповых групп? Какие дисфункции? Как это строится на дюркгеймовской теории общества, основанной на социальной солидарности?

Попробуйте

Глоссарий

совокупность:
группа людей, которые существуют в одном и том же месте в одно и то же время, но не взаимодействуют друг с другом и не разделяют чувство идентичности
категория:
человек со схожими характеристиками, но никак не связанными между собой
выразительная функция:
групповая функция, которая служит эмоциональной потребности
группа:
любое собрание по крайней мере двух человек, которые взаимодействуют с определенной частотой и имеют некоторое общее чувство единой идентичности
в группе:
группа, к которой принадлежит человек и которую он считает неотъемлемой частью своей идентичности
инструментальная функция:
ориентироваться на задачу или цель
вне группы:
группа, членом которой человек не является и может даже конкурировать с
первичные группы:
небольшие неформальные группы самых близких нам людей
референтные группы:
группы, с которыми индивид сравнивает себя
вторичные группы:
более крупные и обезличенные группы, ориентированные на задачи и ограниченные во времени

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее


  1. Патчин, Дж. 2019. «Показатели киберзапугивания по расе, полу и возрасту». Центр исследования киберзапугивания. https://cyberbullying.org/cyberbullying-victimization-rates-2016 ↵

Референтная группа в социологии: определение, типы и примеры

Ключевые выводы

  • сравнения их жизни. Они могут быть положительными или отрицательными, охватывая соответствующее поведение, к которому стремятся, и поведение, которое отвергается как неуместное.
  • Референтные группы, которые есть у кого-либо, также могут меняться со временем по мере развития взглядов и убеждений.
    Антропологи и социологи выявили несколько различных типов референтных групп.
  • Первое из этих различий проводится между нормативными и сравнительными эталонными группами. Нормативные референтные группы являются источником норм и ценностей человека, а сравнительные референтные группы — те, с которыми индивид сравнивает себя.
  • Другие социологи проводят различие между негативными и позитивными референтными группами. Положительные референтные группы — те, которым люди хотят подражать, — можно классифицировать как договорные или желательные, в зависимости от того, имеет ли человек контакт с этой группой. Между тем, негативные референтные группы могут быть точно так же классифицированы как дискламантные или избегающие.
  • Референтные группы существуют, чтобы обеспечить точку сравнения, которая помогает человеку интегрироваться в свою социальную среду. Маркетологи могут использовать референтные группы как способ прогнозирования и управления поведением потребителей. Эти вызванные референтные группы могут быть как знакомыми, так и желательными.

Содержание

Определения, функции и примеры

Термин «референтная группа», впервые введенный социологом Хебертом Хайманом (1942), относится к любой группе, которую кто-то использует в качестве точки сравнения в процессе своей самооценки.

Референтные группы могут быть созданы как модели поведения или как представляющие цели или достижения.
У людей может быть много разных референтных групп в разных сферах жизни, друзей, сверстников и семьи.

Кто-то может посмотреть на нормы, отношения или ценности членов референтной группы. Например, кто-то, кто присоединяется к новому рабочему месту, может смотреть на более старших сотрудников компании в поисках подсказок относительно того, как одеваться, говорить и вести себя так, как это принято социальной референтной группой их офиса.

Для этого человек может выбирать из нескольких существующих социальных групп (Barkan, 2011).

Люди могут одновременно обращаться к нескольким референтным группам в поисках поведенческих сигналов, и эти референтные группы не имеют ни установленного размера, ни требуют, чтобы человек явно идентифицировал себя с этой группой.

Как правило, референтные группы являются неформальными, что означает, что они неструктурированы и не работают для достижения конкретных целей. Вместо этого членство в группе основано на общих интересах и ценностях.

И наоборот, существуют формальные референтные группы, в которых члены коллектива имеют определенные цели и жесткую структуру и иерархию. К ним могут относиться, например, профсоюзы и религиозные группы.

Справочные группы выполняют несколько функций:

  • Они могут предоставить людям основу для справки, чтобы они могли оценить свое отношение и убеждения;
  • Установить эталон меры, позволяющий людям определять свою самоидентификацию и поведение в социальной среде;
  • Действовать как источник вдохновения или устремлений для людей, которым нужно жить или работать; формировать ценности с точки зрения того, что кто-то считает правильным или неправильным, позволяя кому-то решать, какие ценности они хотят подражать, а какие отвергать;
  • Позвольте людям погрузиться в новую среду, предоставив им стандарт, которому они должны следовать, чтобы они могли лучше интегрироваться (Barkan, 2011).

Музафер Шериф (1953) предположил, что люди уникальны в том, как они демонстрируют поведение референтной группы, изменяя свое поведение на основе того, что они узнают из своего социального окружения.

Этого можно добиться либо путем ассимиляции ценностей других людей или групп, либо путем действий, противоречащих социальным стандартам других людей или групп.

Например, подросток может активно отказываться становиться похожим на своих родителей, участвуя в поведении, которое его родители не демонстрируют, например, злоупотребляя алкоголем и поздно гуляя.

Этот процесс поведенческой адаптации означает, что референтные группы становятся источниками индивидуального понимания самоидентификации, познания и восприятия. Они также позволяют людям оценивать свое поведение и работу в социальной или профессиональной ситуации.

Наконец, изучение поведения референтной группы может дать ключ к пониманию социальных отношений и установок.

Типы референтных групп

Гарольд Келли (1952) определил, что существует два различных типа референтных групп в зависимости от функций, которые они выполняют. Это нормативная и сравнительная референтные группы.

Нормативные референтные группы служат источником индивидуальных норм, ценностей и установок. Люди смотрят на эти группы, чтобы понять, как вести себя в окружающей среде. Например, ребенок в новой школе может смотреть на своих более старших сверстников, чтобы понять приемлемые способы одеваться и вести себя в группах.

Сравнительные референтные группы — это те, которые люди могут использовать в качестве стандарта, с которым они сравнивают себя во время самооценки. Например, в том же школьном сценарии учащийся может сравнить себя с теми, кто получает высокие оценки и результаты тестов, чтобы оценить свои навыки и успеваемость.

Американский социальный психолог Теадор Ньюкомб (1953) создал еще две категории референтных групп на основе характера сравнения между ними. Это положительные и отрицательные референтные группы.

Типы позитивных референтных групп: договорные и желаемые

Положительные референтные группы — это группы, членами которых люди стремятся стать. Как правило, люди восхищаются социализацией, поведенческими моделями и отношениями группы и хотят подражать им.

Например, технический работник может принять необычные привычки, такие как чрезвычайно раннее пробуждение или употребление алкоголя, чтобы подражать техническим миллиардерам.

Существует два типа позитивных референтных групп: договорные и желаемые. Контракционная группа — это положительная референтная группа, с которой кто-то имеет контакты лицом к лицу и чью идеологию они одобряют.

Например, кто-то может считать некоторых наставников в своем офисе положительными ценностями и поведением и в результате стремиться подражать им (Merton, 1968).

Между тем, желательные референтные группы – это те, с которыми человек не имеет контакта, но тем не менее вдохновляет кого-то принять их нормы. Например, молодой спортсмен может копировать привычки профессиональных баскетболистов, даже если никогда с ними не встречался.

Типы негативных референтных групп: отрицательные и избегающие

Негативные референтные группы — это группы, которые люди не одобряют и используют свои модели поведения, мнения и отношения в качестве стандарта, которого следует избегать.

Например, кто-то может избегать одеваться или говорить так же, как группа, связанная с низким криминальным статусом (Merton, 1968).

Группа отказа от ответственности — это негативная референтная группа, с которой кто-то контактирует лицом к лицу, но не одобряет идеологию их группы. Это контрастирует с группами избегания, с которыми люди не вступают в личный контакт (Barkan, 2011).

Возьмем, к примеру, политического агитатора. Агитатор может считать, что у членов местного отделения оппозиционной политической партии есть ценности и поведение, которым они пренебрегают и которым они не желают подражать.

Они также могут регулярно контактировать с членами этой референтной группы внутри сообщества. Эти члены политической партии могут считаться частью группы, отказывающейся от ответственности.

Между тем, этот агитатор может возмущаться группой людей, возглавляющих политическую партию. Хотя они могут пренебрегать высшим руководством партии по тем же причинам, по которым они не любят членов группы, отказывающейся от ответственности, они, вероятно, не имеют с ними никаких контактов. В этом случае политическая верхушка представляет собой группу избегания (Barkan, 2011).

Референтные группы имеют несколько важных характеристик (Barkan, 2011):

  1. Они устанавливают идеалы поведения и отношения, ценности и идеологии для тех, кто на них ссылается;

  2. Они не являются группами или людьми, сознательно или преднамеренно организованными для представления определенных социальных ценностей. Это концептуальные группы, к которым часто нельзя присоединиться формально;

  3. Чтобы стать членом референтной группы, нужно принять образ жизни и ценности группы. Например, иммигранту во Франции может потребоваться научиться включать французскую культуру в свой образ жизни, чтобы воспитать в себе чувство принятия и принадлежности. Они могут быть протестированы на эту интеграцию формально или неформально;

  4. Наконец, чья-то референтная группа находится в почти постоянном движении. По мере того, как люди попадают в новую социальную среду и на новые этапы жизни, они обращаются к референтным группам как к способу самооценки. Кто-то, кто стремился присоединиться к «крутым ребятам» в подростковом возрасте, может стремиться вести образ жизни, подобный тому, который они видят в социальных сетях своих друзей во взрослом возрасте.

Применение в маркетинге

Концепция референтных групп важна для понимания социализации, соответствия и того, как люди воспринимают и оценивают себя (Ньюкомб, 19 лет). 53).

Референтные группы можно использовать для продвижения товаров или услуг. Одна из категорий референтных групп, используемых маркетологами, — это группы, релевантные для потребителей. Некоторые группы, такие как семья и друзья, могут оказывать большое влияние на поведение потребителей, оказывая давление на человека, чтобы он соблюдал групповые нормы.

Идея релевантных для потребителей групп использовалась в рекламе, обращаясь к группам, с которыми аудитория может общаться. Индивидуум может быть вдохновлен вести себя как индивидуумы в группе, принимая их потребительское поведение.

Часто эта форма маркетинга может принимать форму отзывов и рекомендаций. В качестве альтернативы маркетологи могут вызвать воображаемую фигуру — например, знаменитость — для того, чтобы обратиться к ценностям, которым потребитель хочет подражать (Newcomb, 1953).

Ссылки

Barkan, SE (2011). Социология: Понимание и изменение социального мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *