Абсолютная идея в философии: АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ | это… Что такое АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ?

Содержание

10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа». Шпаргалки по философии

10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа»

Георг Гегель

завершил логическое разворачивание концепций Канта-Фихте-Шеллинга и, опираясь на идею Абсолютного Тождества Шеллинга, создал философскую систему Абсолютного Идеализма, построенную на следующих положениях:

1. Если Абсолютный Разум является тождеством субъекта и объекта, то есть тождеством мышления и природы, то Он содержит в себе всё, что существует в этом мире. Таким образом, Абсолютный Разум есть сам этот мир. Но, ведь, Абсолютный Разум есть не только этот мир, Он при этом есть всегда еще и то, что Он есть непосредственно сам по себе.

А что же такое Абсолютный Разум сам по себе? Абсолютный Разум сам по себе — это есть некая идея его самоочевидного существования, идея о том, что Абсолютный Разум вообще существует, безотносительно того, что такое есть при этом Абсолютный Разум.

Но если эта идея содержит в себе самоочевидное существование Абсолютного Разума как такового, то она же содержит в себе и то, каков есть этот Абсолютный Разум по своей природе. Потому что, если идея определяет, что Абсолютный Разум есть, то она же, эта самая же идея, определяет и то, что такое есть Абсолютный Разум полностью однозначно и безо всяких вариантов этому. Ведь, другие варианты предполагали бы для себя другую идею, но других вариантов быть не может, поскольку нечто абсолютное может быть только единственным вообще и в принципе.

Таким образом, Абсолютный Разум — это Абсолютная Идея, потому что нечто абсолютное содержать в себе может также только абсолютное.

Итак, самоочевидно существует некая Абсолютная Идея, содержащая в себе как само существование Абсолютного Разума, так и, соответственно этому, то, что такое есть этот Абсолютный Разум по своей природе.

То есть некая Абсолютная Идея определяет собой, что такое Абсолютный Разум, и, следовательно, эта Идея является первоосновой Абсолютного Разума.

2. Таким образом, получается, что эта Абсолютная Идея, определяющая Абсолютный Разум, необходимо сохраняется и в составе вещественного мира, который разворачивается из Абсолютного Разума в результате его дифференциации на дух и на природу, так как мир вещей — это всего лишь инобытийное состояние самого Абсолютного Разума.

А если это так, то Абсолютная Идея является устойчивым и неизменным первоэлементом, как мира духовного в составе Абсолютного Разума, так и мира природного, исшедшего из того же Абсолютного Разума.

Следовательно, Абсолютная Идея, определяющая Абсолютный Разум — это первооснова и сущность вообще всего и духовного и материального в мире.

Таким образом,

первым принципом правильного познания, правильной философии, должен быть принцип абсолютного идеализма — источником и первоосновой мира является его всеобщее духовное начало в виде Абсолютной Идеи.

3. Таким образом, Абсолютная Идея есть основа всякого бытия, и, следовательно, Она есть само бытие, как таковое, Она есть Бытие Всего.

Но, ведь, в бытии Абсолютной Идеи нет содержания, поскольку в нём тождественны и качественно неразличимы абсолютно все духовные и природные явления. То есть, по своему содержательному потенциалу бытие Абсолютной Идеи становится равным понятию бытия Ничего, то есть бытия не подлинного.

Таким образом, бытие всего, бытие Абсолютной Идеи становится Ничем, неподлинным бытием.

Но, при этом, это Ничто, это мнимое, неподлинное бытие Абсолютной Идеи, мыслится нами, когда мы определяем бескачественную природу этого бытия, его первосущность и т. д. Мы определяем его как необходимый элемент рассуждений, мыслим, и, следовательно, как мыслимое, оно становится тут же бытием подлинным.

Итак, Бытие Всего, бытие Абсолютной Идеи, нельзя назвать подлинным, поскольку оно бессодержательно и бескачественно. Но, одновременно с этим, Бытие Всего, бытие Абсолютной Идеи, нельзя назвать не подлинным, поскольку оно мыслится и тут же в силу этого становится подлинным.

Так, всё-таки, подлинно Бытие Абсолютной Идеи, и вместе с ней Бытие Всего в мире, или не подлинно? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что однозначно здесь ясно только одно — самоочевидно имеет право и тот вариант, и этот. Следовательно, что самоочевидно и однозначно ясно, то и подлинно.

То есть:

подлинны оба этих противоположных варианта, но не каждый из них по отдельности друг от друга, а только оба вместе в противоречивом взаимодействии друг с другом и в постоянном столкновении друг с другом, в течение которого один вариант переходит в другой и наоборот.

Таким образом, получается, что всё подлинное не может быть подлинным без чего-либо противоположного себе, в которое оно может перейти.

И вся подлинность чего-либо состоит только в том, что есть еще нечто противоположное, с чем оно не может разделиться, но при этом борется с ним же. А когда борется, то само становится своей противоположностью.

Итак,

нет ничего однозначно подлинного в Бытии, кроме одного — процесса перехода противоположностей друг в друга.

Следовательно,

вторым принципом правильного познания, правильной философии,

должен быть

принцип диалектики — принцип постоянного становления Бытия Всего в результате столкновения и перехода друг в друга противоположностей.

4. Если, таким образом, Бытие Всего, Бытие Абсолютной Идеи, постоянно находится в становлении, то это становление, со всей очевидностью, должно с чего-то начаться. А начаться становление Бытия Всего должно с акта самопознания, потому что Абсолютная Идея — это прежде всего Разум, а любой Разум начинает свою деятельность, свое становление, с акта самоопределения, с акта самопознания.

Итак, становление Бытия Всего начинается с того, что Абсолютная Идея должна сначала самопознаться и самоопределиться сама в себе. То есть — она должна распознаться и раскрыться сама для себя в системе связанных понятий, для чего Ей необходима логика.

Ведь только логика может непосредственно связать внутренние определения Абсолютной Идеи в систему Её самоидентификации, в систему Её самоузнавания и самоопределения.

Таким образом,

третьим принципом правильного познания является

принцип системности, то есть строгий и неукоснительный логицизм теоретических построений разума.

5. Поскольку такое системное явление, как Абсолютная Идея, в своем становлении всегда будет далее действовать системно, в соответствии с законами логики, то развитие Абсолютной Идеи, согласно законам логики, должно происходить в серии необходимых и закономерно вытекающих друг из друга переходов от одного состояния к другому.

Отсюда заявляется

четвертый принцип правильного познания, правильной философии — принцип историзма, подразумевающий рассмотрение познаваемого явления во всей последовательности всех этапов его изменения и развития.

6. Поскольку Абсолютная Идея есть непосредственно сам этот мир, то правильное познание Абсолютной Идеи есть, таким образом, правильное познание и духа этого мира, и его материи.

Следовательно, познание мира во всей совокупности его элементов и связей в их развитии через познание Абсолютной Идеи, это есть познание мира, некогда задуманного Абсолютной Идеей, возникшего из Неё и развивающегося через Неё к какой-то цели, Ею же поставленной.

Из этого проистекает

пятый принцип правильного познания, принцип теологизма — то есть принцип того, что философия должна пониматься как основа религиозного сознания, решающего всеобщие проблемы возникновения мира, развития мира и общей цели существования мира.

Таким образом, в окончательной концепции Гегеля Абсолютная Идея — это саморазвивающаяся духовная первооснова мира, которая существует вечно и содержит в скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений

, и саморазвивается в направлении к определенной цели.

В процессе саморазвития Абсолютная Идея проходит несколько стадий:

1. Формирование системы теоретических категорий чистого разума. На этой стадии происходит самопознание Абсолютной Идеи и заложение Ею принципов создания природного мира в виде умственных категорий, содержащих характеристики будущего природного мира — пространство, время, материя, движение, взаимодействие, субстанция, сила, вещь, единичное, множественное, причинность и т. д.

2. Отчуждение от себя своего же природного инобытия для формирования из него мира конечных вещей. Это — стадия самореализации Абсолютной Идеи в вещественном мире. В этом вещественном мире Она реализуется в категориях чистого разума, которые придумала для природы на первой стадии самопознания — мир будет существовать во времени и пространстве, материально, вещественно, в постоянном движении, в причинном взаимодействии и т. д.

На этой, второй стадии, всё также делается для самопознания, ибо Абсолютная Идея, как Разум, с самого начала и всегда будет делать одно и тоже: только и только познавать. Он будет делать это в соответствии со своей природой, поскольку он — Разум. А поскольку этот Разум есть всё, что есть вообще в бытии, то Он будет с самого начала и всегда познавать только и только самого себя.

И вот здесь, на этой стадии, Абсолютная Идея создает из себя новый объект познания для собственного самопознания — материальную природу.

3. Возникновение в мире конечных вещей человека и вместе с ним человеческого духа. Здесь начинается самореализация Абсолютной Идеи в процессе познания и усвоения результатов Своей духовной деятельности, осуществленной в форме духовной деятельности человека.

По замыслу Абсолютной Идеи, на второй стадии отчуждения от Себя природного инобытия, природа создавалась не только для того, чтобы стать объектом познания для собственного самопознания. Служебное назначение природы с самого начала состояло еще в и том, что в ней должен будет появиться человек. Через человека Абсолютная Идея осуществляет Свою духовную деятельность в созданном мире, и эта духовная деятельность также становится объектом познания для собственного самопознания.

4. Высшая форма самореализации Абсолютной Идеи, формирование из неё Абсолютного Духа, понимаемого как совокупность духовной деятельности человечества, накопленной на протяжении тысячелетий. Это завершающий этап и конец развития Абсолютной Идеи, где она осознает самою себя и весь пройденный путь, и становится Абсолютным Духом.

Такова философская система Гегеля.

Основным же методом философии Гегеля является диалектический метод: рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи и во взаимообусловленности их развития.

Диалектический метод Гегеля включал в себя несколько принципов анализа действительности:

1. Восхождение от абстрактного к действительности, то есть переход от общих теоретических концепций действительности, к практическим фактам действительности.

2. Соответствие исторического и логического, то есть усмотрение в непрерывной истории развития логически необходимых по своей последовательности этапов.

3. Принцип всесторонности, то есть понимание действительности, как результата всеобщей закономерной связи всех элементов.

История по Гегелю носит строго закономерный характер, в котором проявляется целенаправленная деятельность Абсолютной Идеи, или Мирового Разума. Люди, преследуя свои цели, на самом деле реализуют в тоже время историческую необходимость, определенную замыслом Абсолютной Идеи.

Общая мировая история есть не что иное, как процесс самосознания Абсолютной Идеи, которая для этого заставляет отдельных людей и целые народы выполнять ту или иную историческую миссию в точности со Своим планом, для чего представляет детали этого плана людям таким образом, что те воспринимают их как собственные цели, устремления и желания. Так Абсолютная Идея творит ежеминутно историю, направленную на достижение Ею состояния Абсолютного Духа.

Основные термины

АБСОЛЮТ — ничем не обусловленный и ни от чего не зависящий объект, который содержит в себе определения и возможности творения всего существующего.

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — концепция, признающая источником и первоосновой мира всеобщее духовное начало.

АБСТРАКТНОЕ — идеальная модель явления или группы явлений, не связанная индивидуально ни с одним из фактов предметного мира.

БЫТИЕ — всё то, что действительно существует.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — то, что есть в наличии.

ДИАЛЕКТИКА — метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.

ДУХ — неприродная сфера бытия.

ИДЕЯ (в мышлении) — мысленное представление о чём-либо.

ЛОГИКА — наука о формах правильного мышления.

ОБЪЕКТ — то, что познается.

ОТЧУЖДЕНИЕ — обособление целым от себя какой-то своей части и превращение её в независимое от себя самостоятельное целое.

ПОДЛИННОЕ — действительно существующее.

ПРИРОДА — совокупность всех внешних естественных условий существования человека.

СУБЪЕКТ — тот, кто познает.

СТАНОВЛЕНИЕ — непрерывная изменчивость вещей и явлений.

ТЕОЛОГИЯ — религиозная философия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

6. Философско-этическая система Сократа. Назначение философии. Метод сократической беседы

6. Философско-этическая система Сократа. Назначение философии. Метод сократической беседы Вся этическая концепция Сократа построена на стремлении понять истинное назначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства.

2. ПОНИМАНИЕ КАТЕГОРИЙ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ, И. КАНТА, Г. ГЕГЕЛЯ

2.  ПОНИМАНИЕ КАТЕГОРИЙ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ, И. КАНТА, Г. ГЕГЕЛЯ Мыслители античности в поисках первоначала бытия столкнулись с трудностями не только определения его оснований, но и с проблемой, как выразить эти основания.По Гераклиту, мир — это «река, в которую нельзя

66. Абсолютный идеализм Г. Гегеля

66. Абсолютный идеализм Г. Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) пытается разрешить проблему тождества субъекта и объекта, мышления и бытия на основе обоснования тождества индивидуального и абсолютного «Я». Это возможно лишь путем поступательного развития

67. Диалектика Гегеля

67. Диалектика Гегеля Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона.1.  Закон перехода количественных изменений в качественные . Категории: качество, количество, мера. Качество – это внутренняя

§ 5. Диалектический идеализм Гегеля

§ 5. Диалектический идеализм Гегеля Наиболее выдающимся представителем немецкой классической философии является Гегель.Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в 1770 г. в Штутгарте в семье крупного чиновника небольшого немецкого государства — герцогства Вюртемберг. С

К.А.Сергеев, Я.А.Слинин «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания

К.А.Сергеев, Я.А.Слинин «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания «Феноменология духа» — одно из самых фундаментальных произведений в истории философской мысли и, быть может, поэтому одно из наиболее трудных для понимания. Вводные замечания не могут

Третий отдел философии духа. Абсолютный дух

Третий отдел философии духа. Абсолютный дух {§ 553}Понятие духа имеет в духе свою реальность. То, что эта последняя в тождестве с понятием духа существует как знание абсолютной идеи, — есть необходимая сторона того, что свободная в себе интеллигенция, в своей

Эпоха Гегеля

Эпоха Гегеля 1770,27 августа — родился в Штутгарте.1781 — как и другие члены семьи, перенес тяжелую лихорадку.Смерть матери.1788 — изучает богословие в Тюбингенском университете, где знакомится с Гельдерлином и Шеллингом.1793 — окончив Тюбингенский университет, поступает на

4. Абсолютный идеализм Гегеля

4. Абсолютный идеализм Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель был сыном финансового чиновника. Он родился в 1770 г., получил образование в штутгартской гимназии и Тюбингенском теологическом институте, где учился вместе с Шеллингом, который оказал на него большое влияние,

Глава 1.

6 От философии Гегеля к диалектическому материализму

Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму Философия ГегеляКантовская философия дала мощный импульс развитию немецкой философии. Кант исходил из противопоставления субъекта внешнему миру, объекту. Уже Фихте стремился преодолеть эту двойственность,

Развитие в системе Гегеля | Скрытый смысл

Мы продолжаем наше исследование понятий развития и отпадения и в этом видео мы рассмотрим, как эти идеи представлены в учении Гегеля.

Свои основные работы Гегель написал в начале 19 века, когда парадигма Модерна с ее идеей прогресса как бесконечного развития уже прочно укоренилась в сознании европейцев.

Напомню, что парадигма Модерна отличается от парадигмы Традиции в том, что в ней отрицается вечное бытие и существующим признаётся лишь становящийся чувственный мир. Конечно, люди, живущие в эпоху Модерна, могут верить в Бога, вечность или абсолютную истину, однако мировоззренческая парадигма данной эпохи всё равно будет оставлять свой отпечаток на их мышлении. Идея прогресса так или иначе будет проявляться в их взглядах, построениях и выводах.

Поэтому, хотя в системе Гегеля и присутствует вечная Абсолютная идея, тем не менее, в основе его философии лежит идея прогресса и развития человеческого разума, понятого как абсолютный субъект, Абсолютный дух. Вечное и совершенное бытие уже не является чем-то трансцендентным для человека. Такое бытие Гегель вполне по-модернистски отрицает. И всё достоинство божественного бытия приписывает человеческому духу, который трактует как Абсолютный дух.

Итак, Гегель следующим образом формулирует понятие развития:

«Чтобы понять, что такое развитие, мы должны различать, так сказать, двоякого рода состояния: одно есть то, что известно как задаток, способность, в-себе-бытие (как я это называю), potentia, δυναμις, второе есть для-себя-бытие, действительность (actus, ενέργεια).» [Гегель. Ист.филос., с.26].

То есть Гегель выделяет в понятии развития те же самые моменты, о которых говорили в прошлых видео: 1) потенциал как способность живого существа стать кем-то и 2) реализация потенциала как движение к цели.

Согласно Гегелю, действительность в целом имеет следующую структуру.

Роль вечной смысловой сферы здесь выполняет Абсолютная идея. Переходя в своё инобытие, Абсолютная идея становится природой. Возвращаясь из природы к самой себе через сознание и познание, Абсолютная идея становится Абсолютным духом.

Структура, как видим, очень похожая на платоническую, только здесь отсутствует Первоединое. Поскольку Гегель был рационалистом, для него абсолютом был Разум, тогда как Первоединое — это нечто иррациональное, выходящее за пределы мышления и потому абсолютно непознаваемое. Соответственно, учить об иррациональном и сверхлогическом истоке всего сущего Гегель не мог.

Следующее отличие гегелевского космоса от античного: надкосмический Ум, который понимался платониками как полнота бытия и самосознания, у Гегеля становится абстрактной идеей, логической формой, пустым логическим понятием, которое еще только нуждается в своём конкретном содержательном наполнении.

Соответственно, переход идеи в инобытие расценивается Гегелем не как отпадение от полноты бытия, а как закономерный процесс, необходимый для саморазвития идеи. А Мировая душа, которая неоплатониками мыслилась как убывающая полнота Ума, у Гегеля становится прогрессирующим в своём самопознании Абсолютным духом.

Таким образом, природа и человек в системе Гегеля — это, так сказать, «части» познающего самого себя Абсолюта. Абсолют здесь не является чем-то трансцендентным по отношению к человеку, независимым и самодостаточным. Напротив, он является имманентным человеку, а человек — имманентным Абсолюту. По Гегелю, Абсолютная идея есть не что иное как Бог-Отец христианской религии, природа — это Бог-Сын, а коллективное сознание человечества — Бог-Дух святой. По его словам,

«Бог как абстракция не есть истинный бог, истинным богом он является лишь как живой процесс полагания своего другого — мира; этот мир, постигаемый в божественной форме, есть сын божий, и лишь в единстве со своим иным, лишь в духе бог есть субъект.» [Энц., т.2, с. 24]

Понятно, что эта система вообще никоим образом не соответствует христианскому учению, где Бог является живым и истинным Богом совершенно независимо от сотворенного мира.

Интересно, что в отношении природы Гегель остался свободен от влияния эволюционистских идей. В природе, согласно Гегелю, не происходит никакого развития и никакой эволюции. Он говорит, что эволюция или эманация — это лишь два разных способа рассмотрения многообразия и иерархичности природы. И дело вовсе не обстоит таким образом, что из низшего происходит высшее или из высшего низшее. Ни хронологически, ни по смыслу. Поэтому, в богословских терминах, «мир сотворен, сотворяется теперь и будет вечно твориться» [Энц., т.2, с. 27].

Итак, природа, по Гегелю, не развивается. Прогресс происходит в Духе, т.е. в сознании и самосознании человека.

между духовным и природным миром существует, … еще и то различие, что последний постоянно лишь возвращается в самое себя, между тем как в первом, безусловно, имеет место также прогресс». [Энц., т.1, с. 418]

В природе мы видим, что живой организм начинается с зародыша, который содержит в себе организм в синкретической форме, затем переходит в свою противоположность, становится взрослой особью, и вновь возвращается к самому себе, создавая новый зародыш [Гегель. Ист.филос., с.26]. Здесь диалектический этап возвращения происходит лишь в новой особи, потому что конечное и ограниченное природное существо не может вернуться к самому себе в полной мере. Другое дело дух.

«он есть сознание, он свободен, потому что в нем начало и конец совпадают. … дух, после того как он сделал себя иным, снова концентрируется в себя, снова возвращается в единство. Однако существующее в себе становится существующим для духа, и таким образом он становится для самого себя» [Гегель. Ист.филос., с.28].

То есть, мы, когда рождаемся, не осознаём, что мы суть воплотившийся дух, дух, в состоянии вне-себя-бытия. И только в процессе образования мы как бы «вспоминаем» себя, обнаруживаем, что мы — это не тело, что наша сущность лишь осуществляет себя в материи, но сама находится за ее пределами. И таким образом, наш дух достигает ступени для-себя-бытия, возвращается к себе, приходит к самосознанию себя как свободного существа.

«Развитие духа состоит, следовательно, в том, что его выход из себя и самораскрытие есть вместе с тем его возврат к себе» [Гегель. Ист.филос., с.28].

Тот же процесс происходит, по Гегелю, и в глобальном масштабе. Абсолютный дух осознаёт себя в самосознании человечества, опредмечивая себя в искусстве, религии и философии — а также проявляет себя в различных формах государственного устройства, наивысшей из которых Гегель считает прусскую монархию. Таким образом, философская система Гегеля, по его мнению, являлась высшей точкой самосознания Абсолютного духа. В ней дух полностью возвращался к самому себе, достигая своего максимального развития.

«Это нахождение духа у себя, этот возврат его к себе, можно признать его высшей абсолютной целью. Все то, что совершается — вечно совершается — на небе и на земле, жизнь бога и все, что происходит во времени, стремится лишь к тому, чтобы дух себя познал, сделал себя самого предметом, нашел себя, стал для самого себя, объединился с собой» [Гегель. Ист.филос., с.28].

Моменты развития

Таким образом, развитие в системе Гегеля происходит, 1) в Абсолютной идее. Здесь происходит вневременное развитие как дифференциация — Абсолютная идея полностью различена внутри себя на всё множество необходимых категорий. Правда, как мы уже говорили, у Гегеля отсутствует необходимый момент единства, который обнимал бы собой все моменты идеального множества.

Далее, Абсолютная идея нуждается в реализации, и потому переходит в свою противоположность и становится природой. Традиционные учения о творении природы Богом или об эманации природы из надкосмического Ума Гегель считает не вполне верными и заменяет их на своё учение о том, что идея с необходимостью переходит в природу.

«Божественная идея именно и состоит в том, что она решается положить из себя это иное и снова вобрать его в себя, чтобы стать субъективностью и духом. … Идея определяет самое себя, т.е. полагает в самой себе различие, некое иное, но полагает его таким образом, что она в своей неделимости является бесконечной благостью и сообщает, дарит инобытию всю свою благость» [Энц. , т.2, с. 25].

И уже в человеческом сознании Абсолютная идея познаёт саму себя, становясь, таким образом, Абсолютным Духом. Идея возвращается к самой себе как к своей цели. Все необходимые диалектические моменты развития здесь налицо. Понятно, что ни о каком отпадении здесь речи не идёт, поскольку, по мнению Гегеля, Абсолютный дух через человека способен полностью и адекватно познать самого себя. То есть, логический этап возвращения здесь происходит без потерь и полное самозабвение духа в материи и его свободный отказ возвращаться в лоно Абсолютной идеи здесь невозможны.

В этом и заключается логическое ядро модернистской идеи прогресса. Для традиционного мировоззрения очевидно, что в сфере природно-психической, т.е. в становящемся мире триада развития не может осуществиться в полной мере: моменты исхождения и возвращения реализуют исходный потенциал лишь в очень малой мере. Ведь даже если бы мы жили бесконечно долго, мы всё равно не смогли бы реализовать весь свой потенциал, потому что актуализировали бы только одну из возможных для нас ветвей развития. А значит, в природном инобытии возможна лишь постепенная деградация, отпадение от полноты бытия.

Модернистское же мировоззрение полагает, что в материальном мире триада развития полностью реализуема: перешедшая в инобытие идея может полностью вернуться к себе, т.е. абсолютно полностью познать и осознать себя. Т.е. фактически, на материальный мир здесь переносятся свойства мира идеального и потому исхождение и возвращение трактуются как движение к идеалу, т.е. как прогресс.

Статья об абсолютной+идее из The Free Dictionary

Абсолютная+идея | Статья об абсолютной+идее от The Free Dictionary

Абсолют+идея | Статья об абсолютной+идее из The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

абсолютный идея

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • Абсолютная визуальная величина
  • Абсолютная визуальная величина
  • Абсолютная визуальная величина
  • абсолютный объем
  • Динамическая емкость на основе абсолютного объема
  • абсолютная завихренность
  • Абсолютная война
  • Абсолютная точность длины волны
  • абсолютный волномер
  • Абсолютный архив веб-графики
  • абсолютное взвешивание
  • Абсолютная весовая прочность
  • Абсолют с изюминкой
  • Абсолютные решения для работы на дому
  • Абсолютный мир
  • абсолютный ноль
  • абсолютный ноль
  • абсолютный ноль
  • абсолютный ноль
  • абсолютный ноль
  • абсолютный ноль
  • абсолютный ноль
  • Абсолютный ноль (аудио компакт-диск)
  • Абсолютный ноль (значения)
  • Абсолютный ноль (роман)
  • Абсолютный ноль (видеоигра)
  • абсолютные нули
  • абсолютные нули
  • абсолютные нули
  • абсолютные нули
  • абсолют+идея
  • Абсолют, сэр Энтони
  • Замена абсолютной скорости
  • Свопы по абсолютной ставке
  • вычислитель абсолютного значения
  • Абсолютго
  • абсолютно
  • абсолютно
  • абсолютно
  • абсолютно
  • абсолютно
  • абсолютно
  • Абсолютно (альбом ABC)
  • Абсолютно (альбом)
  • Абсолютно (альбом сестры Хейзел)
  • Абсолютно (скетч-шоу)
  • Абсолютно (сериал)
  • Абсолютно канадский
  • Абсолютно достоверное знание
  • Абсолютно достоверное знание
  • Абсолютно достоверное знание
  • Абсолютно непрерывная функция
  • Абсолютно непрерывная мера
  • абсолютно сходится
  • абсолютно сходится
  • абсолютно сходится
  • Абсолютно сходящийся несобственный интеграл
  • Абсолютно сходящийся несобственный интеграл
  • Абсолютно сходящийся ряд
  • Абсолютно сходящийся ряд
  • Абсолютно выпуклая

Сайт: Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

Абсолютный идеализм | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Абсолютный идеализм — онтологически монистическая философия, приписываемая Г. В. Ф. Гегелю. Это объяснение Гегеля о том, как бытие в конечном счете постижимо как всеобъемлющее целое. Гегель утверждал, что для того, чтобы мыслящий субъект (человеческий разум или сознание) мог вообще познать свой объект (мир), необходимо в каком-то смысле тождество мысли и бытия. В противном случае субъект никогда не имел бы доступа к объекту, и у нас не было бы уверенности ни в одном из наших знаний о мире. Однако для объяснения различий между мыслью и бытием, а также богатства и разнообразия каждого из них единство мысли и бытия не может быть выражено как абстрактное тождество «А=А». Абсолютный идеализм есть попытка продемонстрировать это единство с помощью нового «спекулятивного» философского метода, требующего новых понятий и правил логики. По Гегелю, абсолютное основание бытия есть по существу динамический, исторический процесс необходимости, развертывающийся сам собой в виде все более сложных форм бытия и сознания, порождающий в конце концов все многообразие в мире и в понятиях с что мы думаем и понимаем мир.

Абсолютно идеалистическая позиция господствовала в девятнадцатом веке в Германии, Великобритании и, тем более, в Соединенных Штатах, породив движения, известные как немецкий идеализм , британский идеализм и объективный идеализм Джозия Ройс. Абсолютно-идеалистическую позицию следует отличать от субъективного идеализма Беркли, трансцендентального идеализма Канта или идеализмов Фихте и Шеллинга.

Содержание

  • 1 Учения
    • 1.1 Отношение к религии
    • 1.2 Отношение к науке
  • 2 Неогегельянство
    • 2.1 Гегельянство после Гегеля
    • 2.2 Немецкие неогегельянцы двадцатого века
    • 2.3 Другие известные неогегельянцы
  • 3 Критика
    • 3.1 Шопенгауэр
    • 3.2 Мур и Рассел
    • 3.3 Прагматизм
  • 4 источника

Учения

Для Гегеля взаимодействие противоположностей диалектическим образом порождает все понятия, которые мы используем для понимания мира. Причем это развитие происходит не только в индивидуальном сознании, но и через историю. Например, в «Феноменологии духа » Гегель представляет историю человеческого сознания как путешествие по этапам объяснения мира. Каждое последующее объяснение создавало проблемы и оппозиции внутри себя, приводя к напряженности, которую можно было преодолеть, только приняв точку зрения, которая могла бы объединить эти оппозиции в более высоком единстве. В основе духа лежит рациональное развитие. Это значит, что сам абсолют и есть такое рациональное развитие. Утверждение, что «вся реальность есть дух», означает, что вся реальность рационально упорядочивает себя и при этом создает противоположности, которые мы в ней находим. Даже природа не отлична от духа, так как она сама упорядочивается определениями, данными нам духом. Природа, как то, что не есть дух, так определяется духом, отсюда следует, что природа не есть нечто абсолютно иное, но понимаемое как иное и потому не чуждое по существу.

Целью Гегеля было показать, что мы не относимся к миру так, как будто он отличен от нас, но что мы продолжаем находить себя снова в этом мире. С осознанием того, что и мой разум, и мир упорядочены в соответствии с одними и теми же рациональными принципами, наш доступ к миру стал безопасным, безопасность, которая была утрачена после того, как Кант провозгласил «Ding an sich» окончательно недоступным.

Отношение к религии

Некоторая форма идеализма, связанная с абсолютным идеализмом, всегда была любимой точкой зрения ранних религиозных мыслителей и философов. Он присутствует в мышлении многих важных христианских теологов, таких как Мейстер Экхарт. Это также основа индуизма адвайты и нескольких форм буддизма, включая дзен, йогачару и некоторые интерпретации Чистой земли, а также несколько школ исламского суфизма. Однако классифицировать эти направления под общим знаменателем «абсолютный идеализм» было бы неправильно, ибо это стерло бы различия, необходимые для понимания этих традиций как таковых.

Отношение к науке

Абсолютный идеализм или гегельянство в значительной степени повлияли на гуманитарные науки. По-немецки они называются «Geisteswissenschaften», а по-голландски «Geesteswetenschappen», что является прямым влиянием гегелевского понятия духа (Geist). В социологии, например, позиция известного социолога Ральфа Дарендорфа вдохновлена ​​Гегелем.

В последнее время американский историк Фрэнсис Фукуяма был вдохновлен предполагаемым тезисом Гегеля, а именно «Конец истории», на написание чрезвычайно популярной книги. Однако то, что Гегель провозгласил конец истории, является мифом, популяризированным французским интерпретатором Гегеля Александром Кожевом.

Во многих философских кругах принято считать, что предлагаемая Гегелем натурфилософия устарела, хотя в то время, когда он ее предлагал, она была самой современной. Целую треть библиотеки Гегеля составляли справочники по естествознанию. В настоящее время такие авторы, как Ульгейт, утверждают, что гегелевская философия природы заслуживает более пристального внимания и была несправедливо отправлена ​​на свалку философии.

Неогегельянство

Неогегельянство — это школа (или школы) мысли, связанные и вдохновленные работами Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, немецкого философа-идеалиста, работавшего около 1800 года.

Оно относится в основном к доктринам идеалистической школы философов, которые были видными в Великобритании и Соединенных Штатах между 1870 и 1920 годами. Это название также иногда применяется для обозначения других философий того периода, вдохновленных Гегелем — ибо например, Бенедетто Кроче и Джованни Джентиле.

Гегельянство после Гегеля

Хотя Гегель умер в 1831 году, его философия жила. В политике еще до его смерти назревал раскол между правыми гегельянцами и левыми гегельянцами.

В философии религии влияние Гегеля вскоре стало очень сильным в англоязычном мире. Британская школа, называемая британским идеализмом и отчасти гегелевской по вдохновению, включала Томаса Хилла Грина, Уильяма Уоллеса, Ф. Х. Брэдли и Эдварда Кэрда. В первую очередь он был направлен на политическую философию.

В Америке развитие школы гегелевской мысли двигалось в сторону прагматизма.

Немецкие неогегельянцы ХХ века

В Германии существовало неогегельянство ( Neuhegelianismus ) начала ХХ века, отчасти развившееся из неокантианцев. Рихард Кронер написал одну из ее ведущих работ, историю немецкого идеализма с гегелевской точки зрения.

Другие известные неогегельянцы

  • Фрэнсис Герберт Брэдли (1846–1924), британский абсолютный идеалист, адаптировавший «Метафизику» Гегеля.
  • Джозайя Ройс (1855 — 1916), американский защитник абсолютного идеализма.
  • Бенедетто Кроче (1866–1952), итальянский философ, отстаивавший точку зрения Гегеля о том, как мы понимаем историю. Кроче писал в основном на темы эстетики, такие как художественное вдохновение / интуиция и личное выражение.
  • Бертран Рассел (1872–1970), влиятельный британский математик, философ и логик, работавший в основном в 20 веке. Рассел, однако, в ранние годы избавился от своего неогегельянства.
  • Джованни Джентиле (1875-1944), видный философ фашистского движения. Призрак написал «Доктрину фашизма»
  • Александр Кожев (1902–1968) породил новое понимание Гегеля во Франции в 1930-е годы.

Критика

Представители аналитической философии, которая была доминирующей формой англо-американской философии на протяжении большей части прошлого века, критиковали работу Гегеля как безнадежно темную. Экзистенциалисты также критикуют Гегеля за то, что он в конечном итоге предпочел эссенциалистское целое частностям существования. С эпистемологической точки зрения одна из основных проблем, преследующих систему Гегеля, заключается в том, как эти мыслительные определения влияют на реальность как таковую. Извечной проблемой его метафизики, по-видимому, является вопрос о том, как дух проявляет себя и как порождаемые им понятия могут сказать что-либо верное о природе. В то же время придется, ибо иначе гегелевские системные понятия ничего не говорили бы о том, что само понятием не является, и система свелась бы лишь к замысловатой игре с пустыми понятиями.

Шопенгауэр

Шопенгауэр отмечал, что Гегель создал свой абсолютный идеализм после того, как Кант дискредитировал все доказательства существования Бога. Абсолют есть безличная замена концепции Бога. Это единственный субъект, который воспринимает вселенную как единый объект. Люди частично разделяют это восприятие. Поскольку вселенная существует как идея в сознании Абсолюта, абсолютный идеализм копирует панентеизм Спинозы, в котором все находится в Боге или Природе.

Мур и Рассел

Как известно, Г.Е. Восстание Мура против абсолютизма нашло выражение в его защите здравого смысла от радикально противоречащих интуиции выводов абсолютизма (например, время нереально, изменение нереально, разделение нереально, несовершенство нереально и т. д.). Г.Э. Мур также первым применил логический анализ против абсолютистов, который провозгласил Бертран Рассел, и положил начало всей традиции аналитической философии с ее использованием против философий своих непосредственных предшественников. Рассказывая о своем собственном умственном развитии, Рассел сообщает: «В течение нескольких лет после отказа от [абсолютизма] у меня был оптимистический бунт противоположных убеждений. Я думал, что все, что отрицал Гегель, должно быть правдой». (Рассел в Барретт и Адкинс 1962, с.477) Также:

Г.Э. Мур возглавил восстание, а я с чувством эмансипации последовал за ним. [Абсолютизм] утверждал, что все, во что верит здравый смысл, — это просто видимость. Мы впали в противоположную крайность и подумали, что реально все, что здравый смысл, не подверженный влиянию философии или теологии, считает реальным.

— Бертран Рассел; цитируется по Клемке 2000, стр. 28

Прагматизм

В частности, работы Уильяма Джеймса и Ф.К.С. Шиллер, оба основатели прагматизма, всю жизнь нападали на абсолютный идеализм. Джеймса особенно интересовал монизм, порождаемый абсолютным идеализмом, и его последствия для проблемы зла, свободы воли и морального действия. Шиллер скорее атаковал абсолютный идеализм за то, что он слишком оторван от нашей практической жизни и что его сторонники не смогли понять, что мышление — это просто инструмент для действия, а не для открытия абстрактного мира, который не может оказать на нас никакого влияния.


Абсолютный идеализм сильно изменил философский ландшафт. Парадоксально (хотя с гегелевской точки зрения, может быть, и вовсе не парадоксально) это влияние больше всего ощущается в порожденной им сильной оппозиции. И логический позитивизм, и вырос из восстания против гегельянства, распространенного в Англии в 19 веке. Континентальная феноменология, экзистенциализм и постмодернизм также стремятся «освободиться от мысли Гегеля». Мартин Хайдеггер, один из ведущих деятелей континентальной философии 20 века, стремился дистанцироваться от творчества Гегеля. Одной из философских тем Хайдеггера было «преодоление метафизики».

Источники

  • Фундаментальная мудрость срединного пути (Гарфилд)
  • Оксфордский философский словарь (Блэкберн)
  • История христианской мысли (Тиллих)
  • От Сократа до Сартра (Лавин)
  • Гегель: Een inleiding (изд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *