Абстрактно логическое мышление это: Абстрактное логическое мышление

Знакомство с абстрактно-логическим мышлением. Ступени развития мышления

Мышлением в психологии называют познавательный процесс, при котором обобщённо и опосредованно отражается действительность. Опосредованно – значит, познавая одни свойства через другие, неведомое – через известное.

В процессе развития психики человек проходит сложный путь, продвигаясь от конкретного мышления ко все более абстрактному, от предметного ко внутреннему, классифицируя мышление по форме. В психологии различают:

  • Наглядно-действенное
  • Наглядно-образное
  • Образное
  • Абстрактно-логическое мышление.

Это своего рода ступени развития человека.

  • Ребёнок познаёт мир, исследуя предметы на ощупь, на вкус, разбирая, ломая, рассыпая, бросая, наблюдая и т.д., то есть через практические действия. Это – проявления наглядно-действенного мышления, его период примерно от 1 года и до 3 лет.
  • В дальнейшем подключается наглядно-образное мышление, которое все ещё основано на практическом исследовании реальности, но уже использует образы, которые и создаёт, и хранит. Эти образы могут не опираться на конкретные ощущения (например, сказочные герои). Это – мышление, представленное в виде образов и представлений, основанных на зрительном, тактильном, слуховом восприятии. Пик наглядно-образного мышления приходится на возраст примерно от 4 до 7 лет, но сохраняется он и у взрослых людей.
  • Следующая ступень – образное мышление. На этом этапе образы рождаются с помощью воображения или извлекаются из памяти. В случае использования образного мышления задействуется правое полушарие мозга. В отличие от наглядно-образного мышления, в образном широко используются словесные конструкции и отвлечённые понятия.
  • Наконец, при абстрактно-логическом мышлении используются символы, цифры и отвлечённые понятия, которые не воспринимаются органами наших чувств.

Абстрактное мышление занимается поиском и установлением общих закономерностей, присущих природе и человеческому обществу. Его цель – отражение через понятия и широкие категории неких общих связей и отношений. В этом процессе образы и представления второстепенны, они лишь помогают более точному отражению.

Благодаря развитию абстрактного мышления мы можем воспринимать общую, целостную картину явлений и событий, не зацикливаясь на деталях, абстрагируясь от них. Идя этим путём, можно выйти за границы привычных правил и совершить прорыв, открыв нечто новое.

Развитию абстрактного мышления во многом способствовало создание языковой системы. Слова закреплялись за предметами, абстракциями и явлениями. Смысл, заложенный в словах, становилось возможным воспроизводить независимо от ситуаций, связанных с этими предметами и их свойствами. Речь позволяла включать воображение, представлять в сознании то или иное и закреплять навыки воспроизведения.

Абстрактное мышление отражает реальность в форме понятий, суждений и умозаключений.

  • Понятие отражает и объединяет предметы, явления и процессы через какие-либо существенные признаки. Оно стало первичной и преобладающей формой мысленного абстрактного отображения событий. Примеры понятий: «волк», «студент 1 курса», «высокий юноша».
  • Суждения либо отрицают, либо подтверждают явления, предметы, ситуации и т.д., раскрывают наличие или отсутствие между ними каких-либо связей, взаимодействий. Они бывают простыми и сложными. Пример простого: «девочка играет в мяч», сложного – «луна вышла из-за туч, поляна осветилась».
  • Умозаключения – мыслительный процесс, позволяющий сделать совершенно новые выводы из существующего суждения (или из суждений). Например: «Всё березы осенью сбрасывают листву, я посадил березу, следовательно, она тоже осенью будет сбрасывать листву». Или классическое: «Все люди умирают, я – человек, следовательно, я тоже умру».

Абстрактно-логическое мышление через логические операции с понятиями отражает взаимосвязи, отношения между предметами и явлениями в мире, который нас окружает. Оно благоприятствует поиску необычных решений самых разных задач, адаптации к постоянно меняющимся условиям.

Существуют некоторые особенности, присущие абстрактно-логическому мышлению:

  • Знание понятий и критериев, как существующих, так и лишь предположительно существующих в реальном мире и умение ими пользоваться.
  • Умение анализировать, обобщать и систематизировать информацию.
  • Умение выявлять закономерности окружающего мира даже без непосредственного взаимодействия с ним.
  • Умение формировать причинно-следственные связи.

Абстрактно-логическое мышление – основа процесса обучения, и оно применимо в любой осознанной деятельности, как в науке, так и в быту.

Развитие абстрактного мышления происходит в детстве, и очень важно уделять ему должное внимание. Более подробно читайте в нашей статье — Как развивать абстрактное мышление у детей..

Гибкий ум и восприимчивость ребёнка в раннем возрасте делают этот период наиболее оптимальным для занятий. Однако, и взрослый человек может развивать свои способности, логические навыки, совершенствовать смекалку и сообразительность. Абстрактно-логическое мышление помогают развивать упражнения на выявление закономерностей, объединение слов на основе общего признака, любые логические задачи.

Доказано, что до глубокой старости мы можем развивать способности своего мозга, улучшая его познавательные функции в том числе мышление. Развитие мышления онлайн в увлекательной форме мы рекомендуем Вам проводить с помощью игровых тренажёров Битрейники.

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

Абстрактное мышление (рациональное или абстрактно-логическое познание)

Оно представляет собой более высокий уровень и позволяет проникнуть в сущность объектов познания, открывать их качественные характеристики, закономерности. Это, как правило, опосредованное познание, не предполагающее прямого воздействия с объектом познания. Только с помощью мышления можно понять закономерности, «увидеть» причинно-следственные связи.

Формы абстрактного мышления:

а) понятия;

б) суждения;

в) умозаключения.

Понятие- исходная и ведущая форма логического мышления, в которой отражены существенные признаки и связи объекта познания. Понятия могут выражать качественную определенность, уникальность объекта познания, а также характеристики, которые являются общими для сходных объектов. Оперирование понятиями позволяет находить общие, особенные, частные, существенные признаки и на основе их осуществлять классификацию объекта познания. Формирование понятий осуществляется вне непосредственного взаимодействия с объектом познания, когда субъект познания как бы «со стороны» осмысливает информацию о познаваемом объекте. При этом активно используются такие приемы мышления, как абстрагирование, идеализация, сравнение, обобщение, определение.

Суждение — представляет всякую завершенную мысль об объекте познания. Суждение выражается обычно предложением, хотя вопросительные, большинство побудительных предложений, не считаются суждениями. Нельзя относить к суждениям мысли и предложения как грамматическую их форму, если они выглядят неопределенными по смыслу, когда отсутствует логическая связь между основными понятиями. В суждении всегда должны быть понятия – такие слова, которые имеют объем и содержание, несут важную информацию об объекте познания.

Умозаключение – представляет форму мышления, когда на основе одного или нескольких суждений получается новое знание. Суждения в умозаключении могут нести новые знания о существенных признаках и связях изучаемого объекта.

Абстрактно-логическое или рациональное познание сегодня является основным способом глубокого и всестороннего познания бытия. Но оно с необходимостью опирается на чувственное познание и через него реализует теоретические знания.

Особенность абстрактно-логического познания:

а) способность к отражению общего в предметах;

б) способность к отражению существенного в предметах;

в) способность к конструированию;

г) способность к опосредованному познанию действительности.

Следовательно, абстрактно-логическое познание характеризуется способностью создания абстракций.

3. Интуиция (от лат. intuition – рассматривание) – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью доказательств.

Интересно характеризует эту способность Луи де Бройль ( 1892-1972) французский физик, создатель квантовой механики, академик, лауреат Нобелевской премии. Воображение, пишет он, позволяет нам представить себе сразу часть физической картины мира в виде наглядной картины, выявляющей некоторые ее детали. Интуиция же, неожиданно раскрывает нам в каком-то внутреннем прозрении, не имеющем ничего общего с тяжеловесным силлогизмом, глубины реальности, является возможностями органически присущими человеческому уму; они играли и повседневно играют существенную роль в создании науки. Человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжких оков строгого рассуждения.

Условия проявления интуиции.

1. Основательная профессиональная подготовка, глубокое знание изучаемой проблемы.

2. Наличие поисковой ситуации, состояние проблемности.

3. Наличие у субъекта поисковой доминанты – стойкого очага возбуждения в коре головного мозга.

4.Наличие «подсказки», как «пускового механизма» для интуиции.

Свойства интуиции.

1. Неожиданность решения проблемы.

2. Неосознанность путей, средств решения проблемы.

3. Непосредственность постижения истины на сущностном уровне.

4. Вероятностный характер

Виды интуиции.

Соответствуют видам предметно-практической деятельности людей:

— техническая;

— научная;

— врачебная;

— художественная;

— обыденная и др.

Природа интуитивного знания (озарения) скрыта в процессах перехода от чувственных образов к понятиям и от понятий к чувственным образам, а также в быстрых мыслительных процессах, развертываемых в подсознании.

Так что же на самом деле ТАКОЕ абстрактное мышление и почему оно важно?

Так что же на самом деле ТАКОЕ абстрактное мышление и почему оно важно?

Оценки вербального, числового и механического мышления говорят сами за себя с точки зрения того, что они измеряют, и типов вопросов, которые мы можем ожидать. Абстрактные рассуждения, однако, могут быть немного более сложными для понимания (потому что… они абстрактны!). Чтобы прояснить любую путаницу, давайте посмотрим, что это такое и почему это полезно.

ЧТО ТАКОЕ РЕЗЮМЕ?

Резюме Рассуждение наиболее тесно связано с текучим интеллектом: нашей способностью быстро рассуждать на основе информации для решения новых незнакомых задач, независимо от каких-либо предварительных знаний. Он включает в себя нестандартное и гибкое мышление, логические рассуждения и поиск решений, выходящих за рамки самых очевидных. Тот, кто силен в абстрактном мышлении, сможет использовать логику для экстраполяции правил или отношений на другие возможные сценарии.

Может быть полезно думать об этом как о противоположности конкретному рассуждению, которое включает в себя работу с буквальной информацией, которая находится прямо перед вами, и не думая ЗА ПРЕДЕЛАМИ этого.

Подвижный интеллект отличается от кристаллизованного интеллекта , который относится к нашей способности использовать навыки, знания и опыт и включает доступ к полученной информации из долговременной памяти. Кристаллизованный интеллект зависит от предшествующих знаний, и элементы, затрагивающие эту область, могут включать словарный запас, арифметику или общие знания. Викторины по пустякам требуют от нас использования кристаллизованного интеллекта.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТЕСТ РЕЗЮМЕ?

Абстрактные Элементы рассуждений включают в себя формы и шаблоны. Вы также можете услышать, что эти тесты называются «логическими» или «индуктивными» оценками рассуждений.

 Обычно они включают в себя определение «основного правила» в данной последовательности или шаблоне, а затем применение этого правила для решения проблемы. (Это сложнее, чем схематическое рассуждение, где правило уже при наличии , и человеку просто нужно применить правило.) На самом деле не имеет значения, состоит ли данный шаблон из символов, форм или чисел; это просто «новые данные», которые нужно интерпретировать.

Оценки вербального, числового и механического мышления не требуют пояснений с точки зрения того, что они измеряют, и типов вопросов, которые мы можем ожидать. Абстрактные рассуждения, однако, могут быть немного более сложными для понимания (потому что… они абстрактны!). Чтобы прояснить любую путаницу, давайте посмотрим, что это такое и почему это полезно.

ПОЧЕМУ РЕФЕРАТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВАЖНО?

Резюме Рассуждения важны на большинстве рабочих мест, где от нас требуется быстро мыслить, быстро усваивать новую информацию и приобретать новые навыки, формировать новые стратегии и регулярно решать новые проблемы. Мы не всегда можем полагаться на прошлый опыт, особенно в нашей постоянно меняющейся рабочей среде.

Кандидат, набравший очень низкий балл по абстрактному мышлению, может с трудом видеть «общую картину», осмысливать сложные проблемы, определять взаимосвязь между идеями или быстро осваивать новые навыки. По этим причинам у нас есть клиенты, которые считают Абстрактное Рассуждение самым важным из различных когнитивных тестов.

Резюме Оценки рассуждений также набирают популярность в качестве когнитивных тестов, ориентированных на разнообразие, поскольку они не зависят от языка (и акультурны) и, следовательно, не могут проводить дискриминацию на основе английского языка. Результаты этих тестов также в меньшей степени зависят от социально-экономических факторов и условий обучения.

Чтобы узнать больше об оценках абстрактного мышления и других тестах, перейдите на нашу страницу психометрических оценок или свяжитесь с нашей командой!

ПРОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ
Похожие блоги

| 13 апреля 2023 г.

Тестирование когнитивных способностей – полное руководство для рекрутеров

ПОДРОБНЕЕ

| 24 января 2023 г.

Влияние ChatGPT на набор персонала

ПОДРОБНЕЕ

| 9 января 2023 г.

Тенденции и вызовы, с которыми столкнется австралийский бизнес в 2023 г.

ПОДРОБНЕЕ

| 27 сентября 2022 г.

Идеальный шторм набора выпускников в 2022 г.

ПОДРОБНЕЕ

| 15 сентября 2022 г.

5 вещей, которые вы не знали о психометрическом тестировании

ПОДРОБНЕЕ

Мы всегда рады неформальному общению и делимся своими мыслями о том, как улучшить ваш набор, развитие сотрудников и вовлеченность.

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

Понимание абстрактного мышления: развитие, преимущества и многое другое

Сегодня мы одержимы данными. Эксперты в каждой отрасли находят оригинальные способы измерения и отображения миллионов точек данных каждый день.

Но данные практически бесполезны, если кто-то не может посмотреть на числа, обнаружить закономерности, проанализировать, что эти закономерности означают, и разработать нарративы, чтобы объяснить их всем остальным.

Разница между сбором данных и пониманием их смысла — это разница между конкретным и абстрактным мышлением.

Абстрактное мышление — это способность понимать реальные понятия, такие как свобода или уязвимость, но которые не связаны напрямую с конкретными физическими объектами и переживаниями.

Абстрактное мышление — это способность усваивать информацию, поступающую от наших органов чувств, и устанавливать связи с окружающим миром.

Отличным примером абстрактного мышления в действии является юмор.

Юмористы — мастера абстрактного мышления. Они наблюдают за окружающим миром. Они выявляют несоответствия, абсурдности и оскорбления. И они строят шутки из неожиданных связей.

Как вы используете абстрактное мышление

Абстрактное мышление считается навыком рассуждения более высокого порядка. Вы используете его, когда вы:

  • создавать вещи
  • говорить образно
  • решать проблемы
  • понимать концепции
  • анализировать ситуации
  • формировать теории
  • рассматривать вещи в перспективе

Абстрактное мышление обычно определяется вместе с его противоположностью: конкретным мышлением. Конкретное мышление тесно связано с объектами и переживаниями, которые можно непосредственно наблюдать.

Примером задачи, требующей конкретного мышления, является разбивка проекта на конкретные этапы в хронологическом порядке. Связанная с этим задача абстрактного мышления — понять причины важности проекта.

Большинству из нас необходимо сочетать конкретное и абстрактное мышление, чтобы хорошо функционировать в повседневной жизни.

Навыки абстрактного мышления развиваются по мере нашего роста и взросления. Швейцарский психолог Жан Пиаже объяснил, как меняются мыслительные способности детей по мере взросления.

Пиаже сказал, что с рождения и примерно до 2 лет младенцы и малыши обычно мыслят конкретно. Они наблюдают и исследуют окружающий мир, используя свои пять чувств и двигательные навыки.

Увидьте Cheerio на полу, сожмите его кончиками пальцев и положите в рот. Решите, что вам это нравится. Повторите процесс .

В возрасте от 2 до 7 лет у детей развивается способность мыслить символически, что может быть основой абстрактного мышления. Они узнают, что символы, такие как буквы, изображения и звуки, могут представлять реальные объекты в реальном мире.

В возрасте от 7 до 11 лет у детей развивается логическое мышление, но их мышление остается в значительной степени конкретным, привязанным к тому, что они непосредственно наблюдают.

В возрасте около 12 лет и во взрослом возрасте большинство людей основывается на своих конкретных рассуждениях и переходит к абстрактному мышлению.

Этот этап включает в себя растущую способность ставить себя на место других людей (используя метафору абстрактного мышления), обучение сопереживанию. Осуществление эмпатии считается способностью к абстрактному мышлению.

Многие школьные задания связаны с абстрактным мышлением. Математические навыки часто абстрактны. Они полагаются на способность концептуализировать числа и операции, не прикасаясь постоянно к физическим объектам.

Изучение языка часто включает анализ и выражение абстрактных идей, обобщение человеческой природы и конфликтов, а также обучение написанию образных сравнений, таких как метафоры и сравнения.

История, социальные науки, философия и политика требуют способности мыслить в общих чертах о социальных проблемах и использовать этические суждения. Наука требует от студентов предлагать, проверять и пересматривать гипотезы и теории.

Помимо академических аспектов школьной жизни, преодоление сложных социальных ситуаций, возникающих в течение обычного школьного дня, также требует абстрактного мышления.

Люди, способные мыслить абстрактно, часто хороши в:

  • прохождении тестов интеллекта
  • решении сложных задач
  • создании искусства всех типов
  • поиске новых вариантов и направлений (дивергентное мышление)

Если вы хотите улучшить свои навыки абстрактного мышления, вот несколько вещей, которые вы можете попробовать:

простые способы улучшить свое абстрактное мышление
  • Импровизируйте. Если в вашем районе есть импровизационная театральная группа, подумайте о том, чтобы пройти семинар, который позволит вам изучить эту открытую форму перформанса.
  • Решайте головоломки. Трехмерные, визуальные и словесные головоломки научат вас думать об альтернативах, помимо тех, которые сразу приходят вам в голову.
  • Создание 3D-моделей. Исследования показали, что люди, занимающиеся наукой, технологиями, инженерией и математикой, улучшают свои способности к абстрактному мышлению, занимаясь декоративно-прикладным искусством.
  • Исследуйте оптические иллюзии. Некоторые исследователи используют искусство и фотографии с оптическими иллюзиями, чтобы научить студентов видеть вещи разными способами, что является отличительной чертой абстрактного мышления.
  • Игра с образным языком. Способность писать сравнения, метафоры, аналогии и даже олицетворения может стимулировать абстрактное мышление. Подумайте о чем-то конкретном и свяжите это с чем-то абстрактным: «В тот день, когда его приговорили, дождь лил непрерывно, как будто Справедливость плакала». Или «Психолог сделал сексистское замечание, сказав, что женские умы похожи на тарелки со спагетти».

Некоторые неврологические заболевания могут нарушать вашу способность мыслить абстрактно.

  • Расстройство аутистического спектра.
    Исследователи обнаружили, что у некоторых людей с расстройствами аутистического спектра могут быть проблемы с понятиями и решением проблем.
  • Шизофрения. Некоторые формы абстрактного мышления, особенно связанные с интерпретацией социальных ситуаций, могут быть ограничены шизофренией.
  • Травматические или органические повреждения головного мозга . Травмы в результате несчастных случаев и внутриутробного воздействия, в том числе расстройства алкогольного спектра плода, могут повлиять на области мозга, которые делают возможным абстрактное мышление.
  • Интеллектуальные нарушения. Лица с нарушениями интеллекта часто испытывают трудности с использованием и пониманием навыков абстрактного мышления.
  • Деменция. Часто части мозга, участвующие во многих типах слабоумия, являются теми же частями, которые контролируют навыки абстрактного мышления.

Иногда способность воображать, предсказывать и устанавливать связи мешает здоровому функционированию.

Возьмем, к примеру, когнитивное искажение, известное как катастрофизация. Если вы обычно воображаете худшие сценарии, вы можете повысить уровень тревоги или усугубить симптомы депрессии.

Чрезмерное обобщение — еще один пример. Если вы воспринимаете неудачу как доказательство того, что вы неудачник, ваша способность обобщать приводит к неточным и контрпродуктивным выводам. Исследования показали, что такого рода абстракции характерны для тревоги и депрессии.

Если у вас есть одно из этих состояний, вы можете обнаружить, что абстрактное мышление иногда вызывает проблемы:

  • тревога
  • депрессия
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Хорошая новость заключается в том, что исследователи обнаружили, что вы можете практиковать навыки конкретного мышления и использовать их для улучшения симптомов депрессии и даже для помощи в принятии решений в периоды депрессии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *