Адаптация это определение в психологии: Адаптация. Что такое «Адаптация»? Понятие и определение термина «Адаптация» – Глоссарий

Содержание

что это за процесс у человека, значение способности кратко

Содержание:

  • Что это такое
  • Определение в психологии
  • Факторы развития
  • Основные виды
  • Биологическая
  • Социальная
  • Этническая
  • Психологическая
  • Нарушения
  • Видео

Адаптация – это способность живого организма приспосабливаться под меняющиеся условия внешнего мира. С помощью этого процесса регулируется поведение человека. Антропологи и психологи считают, что именно благодаря такому механизму общество смогло достичь высокого уровня развития.

Выделяют несколько видов адаптации: биологическую, этническую, психологическую, социальную

Что это такое

Еще в Древней Греции люди пытались понять, как именно работает механизм приспособляемости. Над этим размышляли Гиппократ и Демокрит. Они пришли к выводу, что от условий жизни меняется внешний вид человека. В дальнейшем подобные идеи поддержал Ламарк, позже и Дарвин.

Изначально господствовала идея, что понятие адаптации связано только с физиологическим уровнем. Все изменилось с появлением теории Г. Селье.

Определение в психологии

Г. Селье смог ввести новое понятие – психологическая адаптация. Он также выделил три этапа развития процесса: тревога, сопротивление, истощение. Его идею дополнил физиолог Н. Фомин: с одной стороны, в организме происходят изменения, с другой – все системы стараются работать по-старому. Именно это противоречие порождает адаптацию.

А. Маслоу под этим термином понимал взаимодействие человека  и окружающей среды, в результате которого появляется духовное здоровье. В случае несоответствия моральных ценностей и ситуации происходит конфликт, который индивид стремится быстро решить.

Адаптация термин в психологии, который рассматривается с разных точек зрения. Р. Ласаруса имел следующее мнение по этому вопросу: в процессе познания мира человек получает информацию, которая не всегда соответствует его установкам. В итоге происходит конфликт. От адаптированности зависит то, насколько быстро индивид решит противоречие.

Адаптация – это в психологии ключевое понятие. Под ней в психоанализе понимают работу защитных механизмов личности. Они работают для того, чтобы человек решал конфликтные ситуации с  наименьшими потерями для психики.

Адаптация – это в психологии неоднозначное определение. У многих ученых были свои мнения на его значение. И. Милославский считал, что, благодаря приспособляемости, человек усваивает принятые модели поведения.

Жмет руку

Впервые термин рассматривался еще в древнем мире. За это время взгляды ученых уже не раз сменились.

Факторы развития

Социальная перцепция — что это такое в психологии

Приспособляемость человека зависит не только от его способностей и внутренних резервов организма. Внешние условия тоже влияют на процесс. В материальной среде выделяют такие факторы – искусственные предметы (техника). В социальной – общественный прогресс, этнос, условия жизни и т. п.

Важно! Природные факторы – это климат, катаклизмы, растительный и животный мир, который окружает индивида.

Каждый день человек сталкивается с негативными факторами. Он даже не задумывается о том, что такое адаптация, и как она проявляется. Ему приходится дышать грязным воздухом, испытывать электромагнитное излучение и т.п. Все это отрицательно влияет на здоровье.

Каждый может в разном состоянии войти в процесс приспособления. Один человек быстро справляется со стрессом, привыкает к новым условиям, другому – на это потребуется больше времени.

Среди терминологии можно встретить слово «адаптивность», оно означает способность индивида приспосабливаться к условиям среды. Ученые считают, что на скорость влияют средовые и субъективные факторы.

К первой группе относят характер деятельности, условия проживания, социальную среду. Вторая группа – это пол, возраст, психофизиологические особенности. В научном обществе нет единого мнения о том, какая группа оказывает большее влияние на развитие адаптивности.

Существует еще одна теория. В ней выделяют всего четыре психологических фактора приспособляемости: когнитивный, эмоциональный, мотивационный, практический. Все они важные в равной мере. Например, при положительной мотивации индивид лучше приспосабливается. Адаптация происходит только при осуществлении деятельности, так как в процессе вырабатывается новая модель поведения.

Основные виды

Архетип — это что такое в психологии и философии

Термин «адаптация» означает разные процессы, которые могут затрагивать как физиологический, так и психологический уровень. Такое разделение позволяет лучше понять особенности каждого вида приспособляемости, это важно для понимания развития общества.

Биологическая

Ее ярчайшее проявление – это эволюция. Она обозначает то, что виды, которые не смогли приспособиться к окружающей среде, вымерли. В популяции появляются животные с разными признаками. В ходе естественного отбора выживают сильнейшие, которые начинают размножаться.

Несмотря на свой размер, динозавры не смогли адаптироваться к изменениям окружающей среды, поэтому они все вымерли

Для того чтобы понять, что такое адаптация определение знать совсем необязательно, важно понимать особенности процесса. В ходе приспособления виды выработали механизмы выживания, например, защитную окраску.

Социальная

Узнать, что такое адаптация человека, сложнее, так как у него проявляются не только биологические особенности. В жизни ему приходится приспосабливаться к требованиям общества. Он привыкает ходить на учебу, работать, следовать определенным ритуалам.

Важно! В случае изгнания из социальной группы индивид испытывает отрицательные эмоции.

В ходе взаимодействия человек понимает, как относится к персоналу организации или что делать в разных ситуациях. Чем выше его приспособляемость, тем легче ему достичь успеха во всех сферах. Сложно понять, что именно значит адаптация. Для каждого индивида этот процесс проходит индивидуально.

Этническая

Приспособляемость национальных групп тоже протекает по-разному. Основная сложность состоит в том, что процессу мешают расовые конфликты.

В обиходе отдельному этносу могут придумывать обидные прозвища, его притесняют в социальном плане, не дают работать и учиться. Несмотря на современное развитие мира, данная проблема все еще не решена до конца.

Этическая проблема – это грань допустимого влияния. Если этнос переехал жить на территорию другой страны, обязан ли он отказываться от своих традиций и полностью перенять чужие? В такой ситуации нельзя однозначно определить, будет ли благом адаптация, что это такое в каждом конкретном случае рассматривают отдельно.

Психологическая

Это важная разновидность, которая определяет социальную жизнь индивида. В нее входит подстройка под определенные требования общества. Например, в России принято уважительно называть человека на «Вы», тот, кто не следует этому правилу, считается нарушителем.

Адаптация – это определение из социальной психологии. Термин означает способность индивида понимать требования других людей и меняться под них.

Умение переключаться на социальные роли тоже относится к приспособляемости

В организации могут быть свои правила поведения. Если новичок сможет их перенять быстро, то у него высокий уровень адаптации. В современной педагогике этот термин тоже имеет большое значение – для учеников привыкание к образовательному процессу проходит в стрессе.

Особенности приспособляемости людей, с точки зрения социальных наук, рассматриваются в рамках обществознания. Эта информация имеет большое значение для понимания особенностей развития социума.

Знания о приспособляемости пригодятся в профессиональной сфере. Новичку бывает сложно влиться в коллектив, но некоторые быстро осваиваются, другие медленно. Руководителю важно понимать, как грамотно проводить управление коллективом, чтобы снизить уровень стресса.

Нарушения

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

При неблагоприятном стечении обстоятельств возникает дезадаптация. Происходить она может по разным причинам. При девиантной форме поведения человек выбирает пути достижения цели, которые не одобряются социальной группой.

Неконформисткий тип проявляется в отказе следовать принятым установкам, а новаторский – направлен на поиск новых решений. Оба варианта могут появиться в разном возрасте.

Благодаря девиантной форме поведения, человечество смогло активно развиваться

Патологическая дезадаптация может трактоваться как серьезное нарушение психики. Она развивается на фоне органических поражений, отклонений в физическом здоровье. От такой личности не стоит ждать адекватных поступков.

Необходимо различать девиантную и патологическую форму поведения, так как это разные процессы. Они, связанные между собой, оказывают влияние на индивида. Легкая дезадаптация появляется в момент конфликта между внутренними ценностями и условиями окружающей среды.

Человек либо преодолевает проблему, либо получает депрессию, апатию, неврозы. В психологическом плане противостояние приносит серьезный дискомфорт, но после решения конфликта индивид получает качественные преобразования в психике.

Определить вид, способность к адаптации, что это такое кратко, может не каждый человек. Под термином понимают важные механизмы, которые обеспечивают нормальное существование социума в мире.

Видео

Автор:

Aннa Kyлинич

Адаптация детей к условиям дошкольной образовательной организации: научный анализ проблемы

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №3(8) Март, 2017

УДК 373.2

Дата публикации 20.03.2017

Ежкова Нина Сергеевна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, РФ, г.Тула
Киреева Юлия Константиновна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, РФ, г. Тула

Аннотация: В статье раскрываются научные подходы к понятию «адаптация», содержательно описываются особенности социально-психологической адаптации детей к условиям дошкольных организаций.
Ключевые слова: адаптация, дошкольники, дошкольная образовательная организация

Adaptation of children to conditions of preschool educational organizations: the scientific analysis of the problem

Ezhkova Nina Sergeevna
Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy», Russia, Tula
Kireeva Julija Konstantinovna
Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy», Russia, Tula

Abstract: In the article scientific approaches to the concept of «adaptation» that is meaningful and describes the features of socio-psychological adaptation of children to conditions of preschool institutions.
Keywords: adaptation, preschoolers, preschool educational organization

Адаптация детей к условиям дошкольной образовательной организации являлась объектом исследования целого ряда наук: социологии, психологии, психофизиологии, дошкольной педагогики и др. Поступление ребенка – новый период, сопряженный с новыми, не всегда положительными переживаниями, которые сопровождаются изменениями поведенческих реакций ребенка, функционирования органов и систем и др. Адаптация является сложным процессом приспособления организма, который происходит на нескольких уровнях: физиологическом, психологическом и социальном.

Впервые термин «адаптация» был введен в XIX веке немецким физиологом Аубертом Г., поначалу употреблялся в рамках биологической науки и определял приспособления функций организма, его организмов и клеток к условиям среды. Позже термином «адаптация» стали обозначать процесс и результат приспособления индивида к условиям социальной среды. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: адаптация (от лат. adapta-tio – приспособление, прилаживание), способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. В основе адаптации лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды. Адаптация обеспечивает адекватное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в разнообразных условиях окружающей среды [8].

Согласно точке зрения А.В. Брушлинского, в результате процесса адаптации «достигается оптимизация функционирования всех систем организма и сбалансированность в системе «человек-среда». Механизмы, выработанные в процессе адаптации, обеспечивают возможность человека, существовать в постоянно меняющихся условия среды» [6, с. 3].

Анализ научной литературы позволяет выделить два подхода к адаптации человека: биологический и социальный. Первичные изучения проблемы функционирования живого организма как целостной системы, были представлены в трудах К.Бернара. В дальнейшем идея Бернара была поддержана У. Кэнноном (свойство гомеостаза) [7]. Понятие адаптация также основывается на трудах отечественных ученых, таких как П.К. Анохина, И.П. Павлова, И.М. Сеченова и др. Основные аспекты адаптации разработаны в трудах отечественных ученых Л. В Белкиной, Ф.Б. Березина, Л.И. Божовича, А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева и др., в зарубежных — Э. Брена, У. Джеймса, Ж.Пиаже, Г. Селье, Л. Филипса и др.

Существенный вклад в развитие концепции адаптации сделал Жан Пиаже. Его исследования показали, что адаптация обеспечивает баланс между воздействием организма на окружающую среду и обратного влияния окружающей среды. Ж.Пиаже впервые проанализировал отношения между человеком и социальной микросреды как гомеостатическое уравновешивание, перенося понятие гомеостаза организма на личность [4].

В работах отечественных ученых концепция адаптации находит свое дальнейшее развитие. Обращаясь к трудам Ж.Пиаже, А.Н. Леонтьев выражал свое несогласие против «безоговорочного, без надлежащего анализа» распространения понятия гомеостаза, в значении «приспособления», на онтогенетическое развитие человека. По мнению, А.Н. Леонтьева, в адаптации человека ведущей стороной выступает активность человека, которая имеет не приспособительный характер, адаптивный, а преобразующий, деятельный. Несомненно, человеческая адаптация к условиям существования принципиально отличается от адаптивного поведения животных, она имеет большую гибкость и изобретательность. Процесс адаптации человека находится под контролем сознания [5]. Проблемы биологической адаптации разработаны в исследовании Г. Селье, в так называемой «Теория общего адаптивного синдрома». Согласно этой теории процесс адаптации личности – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Особенность ответа заключается в необходимости приспособительных реакций в соответствии с возникшими требованиями. Агентом неспецифических реакций, как указывает Г. Селье, является стресс, то есть состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в наиболее трудных, сложных условиях. В качестве условия возникновения общего адаптационного синдрома автор указывает наличие стресс-факторов, вызывающих сам стресс, и, как следствие, неспецифические приспособительные реакции человека. Согласно данной концепции общий адаптационный синдром имеет фазы. Первая фаза – это реакция тревоги, которая является собственно сигналом о каком-либо неблагоприятном воздействии, вызывая своеобразную мобилизацию всех резервов организма, необходимых для перестройки его деятельности в соответствии с новыми внешними требованиями. Вторая фаза – фаза сопротивления (резистентности) как закономерное следствие реакций тревоги, когда организм адаптировался к стрессовому воздействию и функционирует в относительно сбалансированном режиме за счет мобилизированных ресурсов в соответствии с предъявляемыми ему требованиями. И третья фаза – фаза истощения, которая вызывает нарушения функций систем организма и состояние дезадаптации [9].

При рассмотрении теоретических вопросов, связанных с психологией и педагогикой личностного развития, Д.И.Фельдштейн рассматривает адаптацию, как фазу личностного становления человека, который входит в относительно стабильную социальную общность. Развитие личности представляется как процесс вхождения в новую социальную среду, адаптацию и, наконец, интеграцию с ней.

Процесс адаптации детей раннего возраста к новым условиям стал предметом изучения отечественных ученых таких, как В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, Е.О. Смирнова и др. Исследователи указывают на необратимое нарушение личного развития ребенка, когда он не имеет психологической готовности к переходу к новым социальным условиям. Выделяются три аспекта адаптация детей раннего возраста:

— медико-биологический аспект включает в себя адаптацию организма к изменяющимися условиям окружающей среды, такими как: температура, влажность, атмосферное давление и другие физические факторы. А так же изменениями в организме: болезнь, дисфункциональность любого органа. Процессы адаптации в целом направлены на поддержание функций гомеостаза;

— социальная адаптация подразделяется на два аспекта: социальный и педагогический. Социальная адаптация – это процесс приспособления ребенка к условиям макросоциальной среды, при этом есть конкретные факторы, к которым ему необходимо приспособиться: новая обстановка, присутствия взрослых, режим дня. Педагогическая адаптация представляется как явление, которое характеризует наибольшую приспособленность ребенка к обучению и воспитанию. Педагогическая адаптация означает, что ребенок находится в наиболее оптимальных условиях для социализации;

— психологический аспект в отношении ребенка раннего возраста условно разделяют на социально-психологическую и собственно-психологическую адаптацию. Социально-психологическая адаптация трактуется как приспособление ребенка к определенным социальным требованиям, нормам, условиям, принимая во внимание его личные, индивидуальные качества, особенности психики. Собственно-психологическая адаптация (общение, контакт) – это коммуникация человека с окружающими его людьми, его активная деятельность среди других людей [7].

В.Г. Крысько рассматривает социально-психологическую адаптацию, как процесс приобретения определенного статуса, овладение социально-психологическими ролевыми функциями. Статус представляется как положение личности в системе межличностных отношений, определяющих их права, обязанности и привилегии. В процессе социально-психологической адаптации личность стремиться достичь гармонии между внутренними и внешними условиями жизни.

Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. определяют социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей отдельных лиц и группы. В процессе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, развивается ее индивидуальность, личность является частью новой социальной среды, она становиться полноправным членом общества. По мнению Ф.Б. Березина социально-психологическая адаптация- это адекватное взаимодействие с другими участниками деятельности, особенности микросоциального взаимодействия, достижение значимых целей. Также автор связывает с социально-психологической адаптацией, особенности социальных установок, представлений о социальных ролях и собственной личности, адекватное межличностное взаимодействие.

В ходе исследования, проведенными учеными разных стран были выделены фазы процесса социально-психологической адаптации:

  1. Острая фаза, которая сопровождается своего рода колебаниями в соматическом и психическом состоянии, что приводит к потере веса, частым заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, проблемам в речевом развитии. Длительность фазы в среднем один месяц.

Выделяют три степени тяжести прохождения острой фазы адаптации:

— Легкая адаптация. Поведение восстанавливается в течении 10-15 дней, ребенок согласно норме, набирает вес, поведение в коллективе адекватное, в течении первого месяца посещения ДОО болеет не чаще обычного. Далее по двадцатый день нормализуется сон. Настроение бодрое, отношения с семьей и взрослыми не нарушаются. Интерес к окружающим восстанавливается в течение двух недель. Речь затормаживается, но ребенок реагирует и следует указаниям взрослого. Невротические признаки реакции и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

— Адаптация средней тяжести. Сдвиги нормализуются в течение месяца. Нарушения в состоянии, как правило, более выражены и продолжительны. Сон и аппетит восстанавливается более месяца, настроение неустойчивое. У ребенка проявляется эмоционально-возбужденное отношение к близким ему людям, которое выражается в плаче, крике при расставании и встрече. Речевая активность замедляется, либо речь не используется. Болезни до двух раз, за период, не превышающий десяти дней, без осложнений. Есть признаки невротических реакций: избирательность в общении со взрослыми и детьми, общаясь только при определенных обстоятельствах. Изменение вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, шелушение кожи (диатез) в течение 1,5-2 недель.

— Тяжелая адаптация. Продолжительность от двух до шести месяцев. Ребенок плохо спит, сон короткий, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть отказ от еды, функциональное нарушение стула. Настроение безразлично, ребенок много плачет и в течение длительного времени, поведенческие реакции нормализуются на 60-й день пребывания в ДОО. Отношение к близким эмоционально-возбужденное. Речь не использует или есть задержка речевого развития в период 2-3 недели.

2. Подострая фаза. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть, сдвиги уменьшаются и фиксируются по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средней возрастной нормой длиться 3-5 месяцев.

3. Фаза компенсации — характеризуется ускорением темпа развития, и дети к концу года могут преодолеть указанную выше задержку развития [2].

Посещение ДОО – новый период в жизни ребенка, первый опыт коллективного общения. Одним из условий для эффективного прохождения процесса социально-психологической адаптации, выступают факторы развития. К основным факторам развития человека, по мнению И. Шванцара, можно отнести:

— наследственность как совокупность заданных характеристик;

— среда как совокупность объектов и предметов социального окружения ребенка;

— воспитание как организованное, выстроенное взаимодействие педагога, ребенка, родителей [1].

Итак, социально-психологическая адаптация – это процесс приспособление ребенка к определенным социальным требованиям и нормам, условиям дошкольной образовательной организации, в ходе, которого необходимо принимать во внимание его личные, индивидуальные качества, особенности психики, учитывать состояние здоровья. Таким образом, вопрос социально-психологической адаптации детей раннего возраста к ДОО представляет важную область научных изысканий, разрабатываемый представителями различных направлений психологии и педагогики. Период адаптации к дошкольной образовательной организации – сложный и активный процесс, проходящий у каждого ребенка по-разному. Его успех обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, таких как возраст ребенка, состояние здоровья, уровень развития, умение общаться со сверстниками и взрослыми, сформированность предметной и игровой деятельности. Трудности, возникающие у детей раннего возраста в процессе социально-психологической адаптации, могут привести к нарушению его физического и психического развития, повлиять на дальнейшее благополучное пребывание в дошкольной образовательной организации и в семье. Для успешной социально- психологической адаптации детей раннего возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.


Список литературы

1. Жадинец, М. Ребенок идет в детский сад. // Дошкольное воспитание. — 1990. — №9. – С. 21-29.
2. Костина, В.П. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. // Дошкольное воспитание, 2006. — №. — С. 34-37.
3. Морозова, Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста. // Ж-л Альманах института коррекционной педагогики РАО. — № 4. — 2008. С. 17-26.
4. Пахоменкова, Е. А. Психолого-педагогическая коррекция адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 201–205. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95084.htm.
5. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. — М.: Владос, 2010. — 176 с.
6. Поршнева Ю.В. Проблема адаптации в разрезе фундаментальных наук // Адаптация к ДОУ: ее сущность и закономерности. Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. — № 20. – С. 1-6.
7. Тонкова-Ямпольская, Р. В. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. /Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой и др. – М., 1980.- 232 с.
8. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: т.1 (А-Л) / под ред. В. Г. Панова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 790 с.
9. Селье Г. Стресс жизни. / Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия// Под. ред. Сельчёнок К., Тарас А. — М., АСТ: Харвест, 2001. – 480 с.

← Предыдущая статьяСюжетно-ролевые игры дошкольников: взгляд на проблему руководства

Следующая статья →Профилактика стресса и самосовершенствование через медитацию

Расскажите о нас своим друзьям:

Перцептивная адаптация (Определение + примеры)

Как узнать, что находится перед вами? Простой ответ на этот вопрос: «Вы видите это». Но, как показывают некоторые исследования и предполагают некоторые психологи, ответ на самом деле не так прост. На этой странице вы узнаете об адаптации восприятия. Такие психологи, как Анри Бергсон, предполагают, что восприятие окружающего мира на самом деле требует некоторой работы, которую мы не осознаем, включая запоминание всего, что мы когда-либо знали.

Адаптация восприятия охватывает множество различных процессов, и психологи по-разному подходят к этому вопросу. Это имеет смысл — то, как мы воспринимаем наш мир, влияет на все, что мы делаем!

Что такое адаптация восприятия?

Адаптация к восприятию — это процесс, посредством которого мы воспринимаем сенсорную информацию и соединяем ее с предыдущими воспоминаниями, чтобы воспринимать окружающий мир. Эта идея впервые была высказана французским философом Анри Бергсоном в конце 1800-х годов. Эта теория бросила вызов прежним представлениям о сенсорике и восприятии.

Сегодня перцептивная адаптация напоминает теорию, называемую нисходящей обработкой, хотя эта теория не обсуждалась в психологии до 1970-х годов.

Чем сенсорная адаптация отличается от перцептивной?

Сенсорная адаптация — это процесс фильтрации или привыкания к определенной сенсорной информации, которую наш мозг считает несущественной. Адаптация восприятия — это процесс, в котором мы воспринимаем эту сенсорную информацию, а наш разум «заполняет пробелы» воспоминаниями.

Молодые студенты, изучающие психологию, часто путают сенсорное и восприятие или используют их взаимозаменяемо, но это совершенно разные понятия. Вот один из способов понять разницу. Только с помощью сенсорной информации вы можете смотреть на лицо перед собой. Вы видите формы, которые составляют то, что вы в конечном итоге идентифицируете как глаза, нос и рот. Но что происходит между палочками и колбочками ваших глаз, которые видят это лицо, и вашим мозгом, думающим: «это мой друг» или «это моя мама»? Происходит восприятие.

Исследования Бергсона на пациентах с афазией дают некоторое представление о том, почему человек может принимать информацию и правильно ее воспринимать, но не может передавать эту информацию другим.

Бергсон и адаптация восприятия

Анри Бергсон был французским философом, мыслившим нестандартно. Когда он начал свои занятия философией, большинство его коллег считали, что внешний мир — это именно внешний мир. Мир был создан для того, чтобы люди могли видеть, слышать, обонять, осязать и пробовать на вкус.

Бергсон в своей книге 1896 года « Материя и память, » предположил, что в этом процессе есть нечто большее. Он определил разные типы двух разных типов памяти, которые оставались в уме до тех пор, пока не пришло время их использовать. Воспоминания «заполнили пробелы» внешнего мира.

В то время, когда Бергсон написал « Материя и память» и выступил с речами о том, что мы теперь знаем как перцептивная адаптация, другой психолог начал предлагать идеи, которые изменили мир психологии. Свет Зигмунда Фрейда сиял немного ярче, чем свет Бергсона в 20-м веке, но, возможно, это потому, что Бергсон опередил свое время. Идея перцептивных наборов и нисходящей обработки была введена несколькими веками позже, но во многом напоминала идеи, которые Бергсон представил в 9. 0029 Материя и память.

Примеры адаптации восприятия

Память имеет решающее значение для восприятия, предположил Берсон. К счастью, он считал, что мы помним все наши переживания. Независимо от того, были ли эти воспоминания подавленными или недавними, они вступают в игру, когда мы получаем информацию об окружающем нас мире. Исследования, проведенные Бергсоном и более поздними психологами, показали, насколько важной может быть память для понимания того, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем на вкус и обоняем.

Это квадрат или треугольник?

В 1932 году Мариус фон Зенден писал о пациентах, которые обрели зрение после многих лет (или целой жизни) слепоты. Как только их зрение восстановится, они смогут нормально передвигаться по миру, верно? Не так много. У них были проблемы с определением того, что было перед ними, потому что они просто никогда раньше не сталкивались с предметами своим зрением. Они не знали разницы между сферой и кубом. Один больной воспринимал стакан лимонада как квадрат, потому что воспоминания о кислом напитке, «покалывающем» язык, напоминали прикосновение острого кубика к руке. Странно, да? Исследования показывают, насколько мы полагаемся на прошлый опыт и контекст, чтобы понять мир вокруг нас.

Работа Анри Бергсона с пациентами с афазией

Бергсон провел годы, изучая людей, страдающих афазией, или потерей способности общаться. Человек с афазией может слышать другого человека и понимать, о чем он говорит, но он физически не может высказать свое мнение. Что это говорит об уме и теле? Бергсон утверждал, что они разделены. Когда человек воспринимает информацию, которую он говорит, он соединяет звуки с памятью, чтобы понять сообщение. Это тело, а не разум, мешает им общаться.

Перцептивная адаптация, перцептивные наборы и нисходящая обработка

На этой странице представлено упрощенное введение в идеи Бергсона о памяти и восприятии. Есть еще много вещей, о которых можно было бы погрузиться в его идеи о различных типах памяти, намерениях ума для движения и внимания. Опять же, поскольку Фрейд штурмом взял мир психологии примерно в то же время, когда писал Бергсон, Бергсона в значительной степени упускают из виду в истории психологии. Но идеи, подобные его, возникли около 1970, когда Ричард Грегори представил концепцию нисходящей обработки в 1970 году.

Что такое нисходящая обработка?

Нисходящая обработка происходит, когда человек использует предыдущий опыт и знания для интерпретации сенсорной информации. Используя термины, которые Бергсон оценил бы, нисходящая обработка происходит, когда мы используем воспоминания, чтобы понять и заполнить пробелы в том, что мы видим перед собой.

Классическим примером этого является видение изображения, похожего на B или 13. Используя нисходящую обработку, ваш мозг видит изображение, и ваш разум «заполняет пробелы» на основе памяти и предыдущей информации. Может быть, шрифт и место, где размещено изображение, означают, что оно предназначено для представления B. Или вы видели изображение в контексте, где оно представляет 13.

Допустим, сейчас ночь, и к вам идет человек. Все, что вы можете видеть, это то, что они, вероятно, 6 футов 3 дюйма. Прежде чем вы сможете увидеть его лицо или услышать его голос, у вас может сложиться представление о том, кто этот человек, потому что высокий рост ассоциируется у вас с определенными людьми в вашей жизни. Когда человек появляется на свет, и вы понимаете, что это , а не человек, которого вы ожидали, вы можете почувствовать себя ошеломленным, и вам придется скорректировать свои чувства или то, что вы собирались им сказать.

Что такое наборы восприятия?

Как мы организуем наши воспоминания, чтобы они помогали нам правильно понимать мир? Бергсон считал, что все воспоминания как бы «натыкаются» друг на друга в нашем сознании, готовые всплыть на поверхность, когда они будут актуальны. Другие психологи в современной истории придерживаются других теорий. Работа Пиаже, Ястроу и других психологов привела к теории перцептивных множеств. Наборы восприятия — это то, как мы смотрим на мир. Мы применяем наборы восприятия к сенсорной информации, чтобы понять мир вокруг нас.

Эта концепция тесно связана с идеей схемы или структур, которые мы используем для организации информации. Когда мы узнаем новую информацию о мире, мы выстраиваем схему, которая помогает нам связать ее с информацией, которую мы узнали в прошлом. Таким образом, когда мы сталкиваемся с чем-то новым, мы можем легко воспользоваться разработанной нами схемой и понять, что мы видим.

Конечно, схемы несовершенны. Наше восприятие мира и наши воспоминания могут ввести нас в заблуждение.

Допустим, вы выросли в культуре, в которой женщины ассоциировались с платьями. Вы построили схему, по которой платья носили только женщины. Когда вы видите фигуру в платье, вы предполагаете, что это женщина, пока не получите информацию, которая изменит ваше представление о человеке перед вами.

Восходящая обработка

Восходящая обработка и перцептивные наборы больше соответствуют идеям Бергсона, чем восходящая обработка. Восходящая обработка происходит, когда вы сначала воспринимаете сенсорную информацию, а затем используете ее, чтобы делать выводы. В случае с мужчиной в платье вы можете не так сильно вернуться назад при использовании восходящей обработки: сначала вы видите платье, затем человека, который его носит, а затем формируете представление о том, кто что носит. Любой, кто делал поспешные выводы, знает, что так бывает не всегда. Более вероятно, что это произойдет, как предлагает Бергсон в своей теории перцептивной адаптации: мы воспринимаем столько сенсорной информации, сколько можем, затем наш разум заполняет пробелы. Однако на незнакомой территории мы чаще используем восходящую обработку, чем нисходящую.

Адаптивность: ключевая способность, время которой пришло

Реакция на изменения, новизну, изменчивость и неопределенность

В ближайшие годы мир претерпит существенные изменения. В той или иной степени и по-разному, промышленность будет перестраиваться в соответствии с требованиями и давлением окружающей среды, достижения в области медицины будут увеличивать продолжительность жизни человека, разработки в области фармацевтики откроют новые возможности для человеческого функционирования, коммуникационные технологии будут преобразованы в соответствии с повышенной скоростью и экстремальной пропускной способностью. глобализированные компьютерные сети высокого уровня ускорят создание и распространение информации, а расширение электронных баз данных и ресурсов изменит образование и обучение. Способность человека успешно реагировать на эти контекстуальные изменения будет иметь решающее значение для его здоровья и благополучия.

Наряду с этими драматическими контекстуальными сдвигами на протяжении всей жизни человека будут происходить значительные личностные изменения и переходы. К ним относятся начало и окончание школы, начало послешкольного образования и/или работы, переезд из дома, начало и смена работы, брак/партнерство, воспитание/уход за детьми и уход с работы.

Действительно, детство характеризуется частыми состояниями перемен. Например, дети попадают в какую-либо форму дошкольного образования или ухода, переходят в школу, приспосабливаются к новым учебным группам по мере продвижения в школе, начинают какую-либо форму внеклассной деятельности, знакомятся с новыми школьными предметами и внеклассными занятиями и, возможно, меняются. школы в какой-то момент путешествия. Каждый учебный день преподносит детям перемены, новизну, изменчивость и неопределенность; каждый день дети будут менять задания, знакомиться с новыми темами, общаться с разными учениками, встречаться с новыми или меняющимися учителями и уроками.

На все это накладываются и подкрепляются личностные изменения, происходящие в детстве и юности. Они включают существенные когнитивные, физические, эмоциональные и социальные сдвиги, являющиеся частью обычного хода развития.

Принимая во внимание все эти контекстуальные и личностные изменения, Гераклит хорошо подытожил, заметив, что «ни один человек никогда не ступает в одну и ту же реку дважды, потому что это не одна и та же река и не один и тот же человек».

Для поддержания оптимального здоровья и благополучия в этих постоянно меняющихся обстоятельствах и условиях детства (и мира за его пределами) важна способность эффективно реагировать на изменения, неопределенность, новизну и переходный период. Адаптивность была определена как одна из таких способностей (Martin, 2017).

В то время как много исследований и практического внимания было направлено на то, чтобы понять, как дети справляются с невзгодами, относительно меньше было направлено на то, как дети справляются с временами меняющимися, новыми и неопределенными ситуациями, с которыми они сталкиваются. Таким образом, наряду с постоянной необходимостью уделять внимание устойчивости (которая имеет отношение к невзгодам), пришло время уделить больше внимания приспособляемости. Философское рассмотрение перемен (и того, как мы с ними справляемся) часто связано с такими фигурами, как Лао-цзы и Будда. В последние годы адаптивность все больше привлекает внимание эмпирической психологии.

Что такое адаптивность?

Американская психологическая ассоциация (АПА) определяет адаптивность как «способность адекватно реагировать на изменяющиеся или меняющиеся ситуации; способность изменять или корректировать свое поведение при встрече с разными обстоятельствами или с разными людьми» (ВанденБос, 2015, стр. 18). Наша исследовательская группа расширила это определение, включив в него не только когнитивную и поведенческую регуляцию, но и эмоциональную регуляцию в ответ на изменения, новизну, изменчивость и неопределенность (Martin, Nejad, Colmar, & Liem, 2013). Мы называем это «трехсторонним» взглядом на адаптивность (Martin, 2017; Martin et al. , 2013).

Когнитивная регуляция относится к способности корректировать мысли и мышление, чтобы справляться с меняющимися, новыми, переменными и неопределенными ситуациями. Поведенческая регуляция относится к способности человека регулировать характер, уровень и степень поведения или действия, чтобы успешно справляться с меняющимися, новыми, переменными и неопределенными ситуациями. Эмоциональная регуляция относится к способности корректировать обычные или типичные эмоциональные реакции, чтобы успешно взаимодействовать с меняющимися, новыми, переменными и неопределенными ситуациями (Martin, 2017; Martin et al., 2013).

Что мы нашли?

Значительная часть наших недавних исследований была посвящена приспособляемости. В рамках этой программы обучения была разработана и подтверждена шкала адаптивности (Martin et al., 2013), выявлены положительные последствия адаптивности для личного благополучия (Martin et al., 2013), обнаружены различия в адаптивности среди учащихся из групп риска (Burns & Martin , 2014), продемонстрировал положительную связь между адаптивностью, вовлеченностью и достижениями (Collie, Holliman, & Martin, 2016), определил роль адаптивности в снижении динамики неудач учащихся (Martin, Nejad, Colmar, Liem, & Collie, 2015). ) и показали, как положительное восприятие другими людьми адаптивности детей может положительно повлиять на результаты достижений этих детей (Collie & Martin, 2017a).

Мы также провели крупномасштабное межнациональное исследование, определяющее академические результаты адаптивности среди детей в Соединенных Штатах, Великобритании и Китае (Martin, Yu, Ginns, & Papworth, 2016). Недавние исследования адаптивности также распространились на учителей в школах, показав, что рабочее место, поддерживающее автономию, связано с более высоким уровнем адаптивности учителей и что это связано с благополучием учителей и успеваемостью учащихся (Collie & Martin, 2017b).

Таким образом, существует сильная, появляющаяся доказательная база, подтверждающая важность адаптации для академического и личного благополучия детей. Также следует отметить, что мы включили показатели устойчивости в наше исследование и показали, что адаптивность и устойчивость коррелируют, но влияют на разные результаты благополучия и по-разному (Martin et al. , 2013).

Повышение адаптивности

Есть два способа повысить адаптивность детей (см. также Martin, 2014). Первый — на общем уровне, когда детей учат циклу адаптации и тому, как это поддерживает их реакцию на различные обстоятельства. Второй — на более детальном, ситуативном уровне, где детей учат, как приспосабливаться к определенным познаниям, поведению и эмоциям перед лицом изменений, новизны, изменчивости и неопределенности.

На общем уровне важно, чтобы дети осознавали цикл адаптации и знали свою роль в каждой части цикла. Это может включать:

  1. Обучение ребенка тому, как распознавать перемены и неопределенность в жизни
  2. Поощрение ребенка к корректировке своих мыслей, поведения и/или эмоций (см. уровень детализации ниже)
  3. Указание на преимущества этих корректировок в мыслях, действиях и эмоциях
  4. Помогая ребенку продолжать осуществлять эти корректировки, когда он ориентируется на будущие изменения.

На детальном уровне детям помогают понять три аспекта, в которые можно вносить коррективы: когнитивный, поведенческий и эмоциональный.

Затем им предлагается определить конкретные способы корректировки каждого из этих трех параметров, чтобы помочь им успешно ориентироваться в возникающих новых и незнакомых ситуациях.

Корректировка 
думаю  включает:
  • думать о новой или неопределенной ситуации по-другому (например, поощрять ребенка думать о возможностях, доступных в этой новой ситуации)
  • корректировка предположений или ожиданий в переходный период (например, побуждайте ребенка видеть положительные стороны изменений, а не видеть в них что-то «плохое» или нежелательное).
Корректировки
поведения  включают:
  • поиск новой или дополнительной информации, помощи или ресурсов для работы в новой ситуации или деятельности (например, побудите ребенка попросить у учителя дополнительную литературу или веб-сайты для новой темы)
  • принять другой курс действий или разработать новый график (например, показать ребенку, как реорганизовать его послешкольный распорядок после объявления о непредвиденном тесте или задании).
Корректировка 
эмоций  включает:
  • сведение к минимуму разочарования, фрустрации, страха или гнева при изменении обстоятельств (например, помощь ребенку свести к минимуму разочарование, если веселое занятие отменяется)
  • использование или максимизация веселья, удовольствия и любопытства при изменении обстоятельств (например, побуждение ребенка сосредоточиться на стимулирующих и веселых аспектах новой деятельности)
  • , сводя к минимуму волнение в некоторых ситуациях (например, поощряя ребенка сохранять «хладнокровие», если он находится в выигрышной позиции в задании или событии).
 

Дети и будущее адаптивности

В последние несколько десятилетий значительное внимание справедливо уделялось тому, чтобы помочь детям справиться с невзгодами, неудачами и проблемами в их жизни. Большая часть этого была сосредоточена на таких способностях, как устойчивость, умение справляться с трудностями, психологическая устойчивость, мужество и тому подобное. Гораздо меньше внимания уделялось пониманию того, как дети реагируют и приспосабливаются к изменениям, новизне, изменчивости и неопределенности в их жизни (которые отличаются от невзгод и т. д.). В сегодняшнем быстро меняющемся мире успешное реагирование и адаптация к изменениям будет иметь жизненно важное значение для детей, чтобы достичь и поддерживать благополучие на протяжении всей своей жизни. Способность успешно реагировать на изменения и приспосабливаться к ним называется «адаптивностью». Недавние исследования показали, что адаптивность в значительной степени связана с личным и академическим благополучием. Кроме того, есть практические идеи о том, как способствовать адаптации детей. В то время как акцент на устойчивости является и будет оставаться критическим для благополучия, в то же время жизненно важно, чтобы достаточное внимание также было направлено на способность к адаптации — ключевую способность, время которой пришло.

Отказ от ответственности: Опубликовано в InPsych в декабре 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *