Психическая адаптация и микросоциальное взаимодействие
Исследования изменений в системе человек — среда, приводящих к ухудшению ее сбалансированности как фактора, вызывающего эмоциональный стресс и повышающего риск нарушений психической адаптации, позволяют поставить вопрос о том, какие именно изменения наиболее значимы и оказывают наибольшее влияние на процесс психической адаптации. При изучении психической адаптации человека в новой, необычной или даже экстремальной среде воздействие климато-географических условий традиционно выдвигалось на первый план (особенно если они оценивались как суровые, неблагоприятные). Это побуждало рассматривать процесс адаптации человека преимущественно с точки зрения влияния природной среды нередко без достаточного учета того обстоятельства, что для психической адаптации особое значение может приобретать соответствие адаптивных механизмов индивидуума социальным условиям (в частности, тому микросоциальному окружению, в котором протекает повседневная деятельность человека и с которым наиболее тесно связаны его взаимоотношения и интересы).
Это тем более существенно, что миграционные перемещения в регионы, характеризующиеся необычной природной средой, в то же время приводят к значительным изменениям межличностных контактов, социального статуса, жизненного стереотипа, сложившейся системы взаимодействия с окружением и неизбежно требуют пересмотра установок, отношений, представлений о социальных ролях таким образом, чтобы они были адекватны вновь сложившимся условиям. Оценка роли этого процесса в достижении сбалансированности системы человек —среда дала основание рассматривать социально-психологическую адаптацию как самостоятельный аспект психической адаптации наряду с собственно психической и психофизиологической [Березин, 1983б], а на популяционном уровне выделять социально-психологическое напряжение как особый вид антропоэкологического напряжения [Казначеев, 1983].
Поскольку установки, отношения, ролевые структуры представляют собой важные уровни интеграции поведения, нарушение их адекватности при изменениях в системе человек — среда неизбежно сопровождается ухудшением качества психической адаптации.
Наконец, указанные изменения могут неблагоприятно влиять на целостность сложившихся представлений индивидуума о собственной личности, т. е. на «Я-концепцию», сохранение или целесообразное изменение которой является существенной предпосылкой построения интегрированного адаптивного поведения.Важные данные для сравнительной оценки влияния на психическую адаптацию в экстремальных условиях психологических, социально-психологических факторов и воздействия природной среды получены при исследовании участников полярных экспедиций [Деряпа, Рябинин, 1977; Матусов, 1979; Панин, Соколов, 1981]. Для рассмотрения проблемы психической адаптации наибольший интерес представляют результаты, свидетельствующие о различной динамике психического состояния и микросоциального взаимодействия в группах, находящихся в одинаковых природных условиях, о связи характера этого взаимодействия с определенными особенностями личности и актуального психического состояния членов обследованных групп. Кроме того, для сопоставления значения экстремальных природных условий и микросоциального взаимодействия могут быть использованы данные сравнительного изучения контингентов, характеризующихся однотипными микросоциальными параметрами, в различных климато-географических зонах.
В рассмотренных исследованиях изучали более или менее узкие группы, находящиеся в специфических условиях полярных станций, и экспедиционные коллективы. Экстраполяция результатов на другие контингенты затрудняется ограниченной численностью этих групп, их специфическим характером и комплектованием на основе предварительного отбора. Помимо этого, даже значительное изменение условий на относительно короткий и заранее определенный срок в составе сложившейся группы обеспечивает большее или меньшее сохранение постоянства микросоциальной среды, в связи с чем уменьшается риск нарушений психической адаптации. Это подтверждено, в частности, при сопоставлении эффективности психической адаптации в крупных научных коллективах и в сформированных этими коллективами сезонных экспедиционных группах. По-видимому, оценка общих закономерностей требует изучения более широких и менее специфичных контингентов, а также использования методов, дающих представление о состоянии и динамике микросоциального взаимодействия.
Внимание к этому аспекту нарушения сбалансированности в системе человек — среда значимо увеличилось в связи с исследованиями влияния жизненных изменений, касающихся различных аспектов микросоциального взаимодействия и общего жизненного стереотипа, на адаптацию индивидуума. Была показана роль такого рода перемен в возрастании эмоционального стресса и учащении нарушений адаптации, проявляющихся психическими и психосоматическими расстройствами [Paukel et аl., 1969; Wiler et al., 1971; Holmes, 1979]. При этом наибольшее значение придавалось самой адаптационной перестройке, а не желательности или нежелательности происшедших событий [Ralie, 1975].
Подобный подход к оценке зависимости частоты нарушений эффективности психической адаптации, изменений жизненного стереотипа и микросоциального взаимодействия (с которым тесно связан социально-психологический аспект психической адаптации) был применен для изучения контингентов, в которых нарушения сбалансированности системы человек — среда обусловливались миграционными перемещениями.
В ходе этих исследований использовали перечень жизненных событий, представляющий собой разработанный в нашей лаборатории модифицированный вариант шкалы социальной адаптации Холмса, адекватность которого была подтверждена при изучении психосоматических нарушений [Михайлов, Березин, 1983]. Методика предусматривает оценку фиксируемых испытуемым значимых жизненных событий и сфер взаимодействия, которых касаются эти события.В отличие от шкалы Холмса при применении данной методики оценивается число фиксируемых жизненных событий без придания им определенного, количественного, градуированного в условных баллах значения, поскольку индивидуальные и групповые различия делают затруднительной единую для всех испытуемых и контингентов градацию значимости фрустрирующих ситуаций и адаптационных перестроек. Разница в индивидуальной чувствительности к стрессорам может быть одной из причин того, что оценка в баллах не обнаруживает преимуществ перед простым учетом числа фиксируемых событий для предсказания адаптационных нарушений, выражающихся расстройствами здоровья [Rahe, Arthur, 1978].
Полученные результаты подтвердили зависимость между увеличением числа жизненных событий, изменяющих микросоциальное взаимодействие, и частотой нарушений психической адаптации: при большом числе таких событий стабильная психическая адаптация отмечалась достоверно реже, а ее нарушения — чаще, чем при малом. Это касалось как общего количества фиксируемых событий, так и числа событий, расцениваемых как нежелательные, хотя в последнем случае различия были выражены сильнее. Наконец, контингенты с большим числом событий достоверно отличались но эффективности психической адаптации от находящихся в относительно стабильных условиях (контроль), тогда как для групп с малым числом событий, несмотря на перемещение в регион с необычными условиями, таких различий не наблюдалось (табл. 23). Последнее обстоятельство дает основание полагать, что повышение риска нарушений психической адаптации в регионах с необычными природными условиями может быть поставлено в зависимость главным образом от выраженности изменений микросоциального взаимодействия и жизненного стереотипа.
Таблица 23. Удельный вес, %, лиц с различной эффективностью психической адаптации в условиях адаптационного напряжения при разном числе фиксируемых жизненных событий |
Примечание. Разделение групп проведено из расчета их среднего для контингента в целом числа (М) ±0. 674 среднеквадратичного отклонения (σ). Соответственно в группах с большим количеством событий их число больше чем М±0.674 σ, а с малым — меньше чем М — 0.674 σ. |
Различия между группами с большим и малым числом событий, между контингентами, находящимися в необычной среде, и контролем касались таких важных аспектов микросоциального взаимодействия, как межличностные взаимодействия (их гармоничность или конфликтность), контролируемость или неконтролируемость ситуации, сохранение или изменение не только условий, определяющих общий характер жизненного стереотипа, но и положения в группе, «включение» в микросоциальный контекст или «выключение» из него.
Зависимость между организацией микросоциального взаимодействия и эффективностью психической адаптации находит свое отражение также при анализе данных о связи стабильной адаптации или адаптационных нарушений, с одной стороны, и особенностями взаимоотношений в сферах семейной, производственной, неформального общения, а также системы отношений и ценностных ориентаций (которая отражается в оценке испытуемыми преимуществ или недостатков изменившейся среды и своего положения в группе) — с другой.
Рис. 7. Эффективность психической адаптации при адекватном микросоциальном взаимодействии (I), нарушении отношений в производственной (II) и семейной (III) сферах. 1 — эффективная психическая адаптация, 2 — неустойчивая, 3 — стойкие нарушения ее. |
Организация микросоциального взаимодействия в условиях адаптационного напряжения, вызванного миграционными перемещениями, в значительной степени зависит от опыта микросоциальных взаимосвязей, от способности к целесообразному изменению межличностной трансакции в соответствии с особенностями системы человек —среда. Нарушения межличностных отношений, неспособность адекватно строить их в новой среде возникали или усиливались при резком изменении условий (особенно в тех случаях, когда микросоциальное взаимодействие было затруднено уже в относительно стабильной среде). Нарушения взаимодействия в семейной или производственной сфере в период, предшествующий миграции, достоверно чаще отмечались в группе, обнаруживающей при изменении условий неустойчивость психической адаптации или стойкие ее нарушения.
Преимущественное значение адекватности межличностных взаимодействий подтверждалось и при анализе оценки испытуемыми достоинств и недостатков новой среды, факторов, которые в этой среде привлекают или отталкивают. Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией (рис. 8), а оценка таких качеств как фактора отталкивающего — с ее нарушениями. Вторым по значению признаком, дифференцирующим группы, различающиеся по качеству психической адаптации, было отношение к микросоциальным условиям, обеспечивающим поддержание желаемого жизненного стереотипа.
Рис. 8. Эффективность психической адаптации в зависимости от положительного (I) или отрицательного (II) отношения к микросоциальному окружению (а) и к микросоциальным условиям (б). 1 — эффективная психическая адаптация, 2 — неустойчивая, 3 — стойкие нарушения ее. |
Отнесение характера этих условий к факторам отталкивающим сочеталось с увеличением частоты адаптационных нарушений. Отношение к условиям природной среды (оценка этих условий как привлекающих или отталкивающих) не различало группы с эффективной и нарушенной психической адаптацией. Хотя эти результаты не исключают воздействия климато-географических факторов на эффективность психической адаптации, они позволяют утверждать, что влияние природных условий менее значимо, чем социально-психологических факторов.
При анализе роли социально-психологического аспекта в общем адаптационном процессе необходимо принимать во внимание еще два обстоятельства: индивидуальные качества лиц, составляющих непосредственное окружение, и особенности группы, в которой осуществляется микросоциальное взаимодействие. Влияние первого возрастает в мобильных популяциях, где из-за рассматриваемой ниже селективности миграционного процесса может увеличиваться доля лиц, обнаруживающих тенденцию к адаптационным нарушениям и затрудняющих микросоциальное взаимодействие. Значение характера группы проявляется, в частности, в большей напряженности адаптационного процесса в ограниченных, относительно изолированных контингентах по сравнению с крупными коллективами в том же регионе. Более высокая адаптационная напряженность в изолированных группах (которая отражается в повышении усредненного профиля методики многостороннего исследования личности) сохраняется и в том случае, если изолированные группы по другим параметрам (тину деятельности, интенсивности нагрузок, профессиональной принадлежности) не отличаются от крупного коллектива (рис. 9). При этом характер групп существеннее, чем природная среда. Усредненный профиль методики многостороннего исследования личности практически совпадает для расположенных в разных природных условиях стационаров, достоверно превышая по большинству основных шкал профиль, полученный для базового коллектива.
Рис. 9. Усредненные профили методики многостороннего исследования личности для крупного научного коллектива (1) и изолированных малых групп в тех же (2) и иных (3) климато-географических условиях. |
Вероятность нарушений психической адаптации увеличивается параллельно усилению изменений стереотипов микросоциального взаимодействия. Максимально полная смена микросоциальной среды (миграционные перемещения, осуществляемые вне семейной или иной ранее сложившейся и обеспечивающей социальную поддержку группы) сопровождается при отсутствии новых тесных микросоциальных связей нарушениями психической адаптации у подавляющего большинства испытуемых. Влияние адекватных внутрисемейных отношений на адаптацию во внесемейном окружении, по-видимому, реализуется через приобретаемый в этих взаимоотношениях опыт социального взаимодействия: учащиеся с устойчивыми семейными связями обнаруживали лучшую способность к восприятию принятых в среде критериев поведения и к адекватной перестройке поведенческих стереотипов.
Другим фактором, через который осуществляется такое влияние, является феномен социальной поддержки. Роль социальной поддержки семейной среды сохраняется и при ограничении непосредственных контактов. В контингентах учащейся молодежи, проживающей в общежитии, наиболее эффективная психическая адаптация наблюдалась в том случае, если испытуемые поддерживали частые контакты с близкими и проводили с ними каникулы. Наибольшее число нарушений адаптации, выражавшихся невротическими и психопатическими реакциями, отмечалось в группе испытуемых, которые в силу тех или иных причин не поддерживали регулярных контактов с родными.
Социальная поддержка может быть реализована и во внесемейном окружении. В группах учащихся увеличение социальной поддержки, выявляемое социометрическими исследованиями, сопровождалось уменьшением доли лиц с нарушениями психической адаптации в форме заострения акцентированных личностных черт и невротических явлений. В условиях адаптационной напряженности выраженное улучшение психической адаптации при повторном исследовании отмечалось у личностей популярных, имеющих высокий социометрический статус, тогда как у непопулярных наблюдалась тенденция к появлению или углублению адаптационных нарушений.
В условиях производственного коллектива сопоставление положения испытуемого в группе (отражающегося в оценках компетентных судей) с эффективностью психической адаптации позволило обнаружить большую частоту неустойчивой психической адаптации у лиц с менее успешным микросоциальным взаимодействием и меньшей социальной поддержкой. Значение социальной поддержки, позволяющей сохранить стереотипы микросоциального взаимодействия среды для успешной адаптации мигрантов, показано в исследованиях, проводимых в разных регионах [Prior, 1977]. Различия в эффективности психической адаптации на урбанизированном и неурбанизированном Севере [Панин, Соколов, 1981] можно отнести за счет аналогичных особенностей микросоциальных факторов.
Снижение эффективности психической адаптации при ухудшении микросоциального взаимодействия приводит не только к увеличению частоты адаптационных нарушений, но и к изменениям психодиагностических характеристик, свидетельствующих о неблагоприятной динамике психического состояния, о нарастании эмоционального стресса. Указанная зависимость проявляется в достоверном повышении профиля методики многостороннего исследования личности в группе с большим количеством фиксируемых жизненных событий, служащих показателем напряженности процесса социально-психологической адаптации, и особенно при большом числе нежелательных жизненных событий (рис. 10).
Рис. 10. Усредненные профили методики многостороннего исследования личности в группах с малым (1) и большим (2) общим числом фиксируемых жизненных событий (а) и расцениваемых как нежелательные (б). Звездочками отмечены достоверные различия. |
Связь между нарушениями этого взаимодействия и формированием эмоционального стресса проявляется в возрастании при этом уровня фрустрационной и эмоциональной напряженности, тревоги, в ухудшении интеграции поведения и снижении порога фрустрации, что отражается в повышении уровня факторов Q4, F1 и снижении С, F3 в тесте Кеттелла (рис. 11). Соответственно такая напряженность процесса социально-психологической адаптации сочетается с ростом соотнесенной фрустрационной напряженности, фрустрационной интолерантности и реализованной лабильности (отношения Q4/C, Q4/F1 и разность между F1 и F3). Наряду с этим группы с разной напряженностью процесса социально-психологической адаптации достоверно различаются еще по одному существенному фактору — фактору О теста Кеттелла, уровень которого в наибольшей степени связан с неудовлетворенностью субъекта ситуацией, своим положением в ней [Березин, 1985] и представляется наиболее адекватным психодиагностическим показателем эффективности социально-психологической адаптации.
Рис. 11. Факторы и дополнительные показатели теста Кеттелла, дифференцирующие группы с малым (1) и большим (2) общим числом фиксируемых жизненных событий (а) и расцениваемых как нежелательные (б). |
Рассмотренные зависимости отражают тесную взаимосвязь двух аспектов психической адаптации: социально-психологической и собственно психической. Первая обеспечивает адекватное построение микросоциального взаимодействия и достижение значимых целей, а вторая определяет сохранение психического гомеостаза.
Поскольку, как уже отмечалось, степень неудовлетворенности ситуацией и своим положением в ней можно рассматривать как интегральную характеристику, отражающую нарушение социально-психологической адаптации, представляется целесообразным оценить психофизиологические зависимости этого показателя. Возрастание его, как и уровня тревоги, с которой он коррелирует, сопровождалось повышением АД, увеличением ЧСС, фоновой кожно-гальванической активности, экскреции свободного НА, интенсивности его синтеза и метаболизма (табл. 24, 25).
Таблица 24. Совокупность физиологических показателей, значимо связанная с неудовлетворенностью ситуацией и своим положением в ней при эффективной (А) и нарушенной (Б) психической адаптации |
Таблица 25. Совокупность показателей экскреции веществ катехоламиновой природы и относительной активности отдельных звеньев их обмена, значимо связанная с неудовлетворенностью ситуацией и своим положением в ней при эффективной (А) и нарушенной (Б) психической адаптации |
Существенно, что экскреция свободных катехоламинов в большей мере представлена в совокупности признаков, связанных с указанным показателем, при эффективной, а не при нарушенной психической адаптации. Усиление экскреции свободных катехоламинов при этом сопровождается и снижением функциональных резервов САС, что является еще одним свидетельством неблагоприятного влияния затруднений социально-психологической адаптации на физиологические функции. Большая интенсивность связей между неудовлетворенностью ситуацией и совокупностью физиологических параметров отмечается при эффективной психической адаптации, на что указывает более высокий коэффициент детерминации (повышение доли объясняемой дисперсии). По-видимому, при эффективной психической адаптации удельный вес затруднений микросоциального взаимодействия в совокупности факторов, определяющих характер психофизиологических соотношений, выше, чем при ее нарушениях, когда большую роль приобретают изменения психического гомеостаза.
Организация психофизиологических соотношений в связи с затруднениями микросоциального взаимодействия отличается еще одной особенностью. Эти затруднения сочетаются с относительно большим значением активации правого полушария, реакция которого возрастает не только при адресованной ему нагрузке, но (в случае эффективной адаптации) и при проведении счетных операций. По-видимому, целостная и аффективно окрашенная оценка информации появляется более значимой, чем ее вербально-логическая переработка. При этом более выражена и вегетативная реакция на представление зрительного образа, проявлявшаяся при эффективной адаптации усилением КГР, а при нарушенной — увеличением ЧСС, что может быть связано с повышением мотивационного компонента эмоциональных реакций.
Относительная независимость влияния неудовлетворенности ситуацией и своим положением в ней на физиологические параметры, обнаруживающаяся при оценке описанных совокупностей физиологических параметров, делает целесообразным анализ раздельных связей рассматриваемого показателя с физиологическими и психодиагностическими характеристиками независимо от учитываемой при множественной регрессии взаимосвязанности последних. В этом случае при функциональных нагрузках оценивалась не связь изменений физиологических показателей при отдельных нагрузках, как при множественной регрессии, а корреляция с их абсолютной величиной.
Анализ корреляционных связей показателя неудовлетворенности ситуацией при нарушении психической адаптации выявил многочисленные зависимости между этим показателем и важными психодиагностическими параметрами, в частности положительную связь его с уровнем тревоги, реализованной лабильности, аффективной ригидности, психастеническими тенденциями, своеобразием восприятия и оценки ситуации, а отрицательную — с уровнем интеграции и стеничностью поведения (рис. 12). При этом обнаруживается сильная положительная корреляция между неудовлетворенностью ситуацией и соотнесенной фрустрационной напряженностью.
Рис. 12. Корреляционная плеяда показателя неудовлетворенности ситуацией и своим положением в ней (фактор О в тесте Кеттелла) при нарушениях психической адаптации (а) и отсутствии их (б). Приведены корреляционные связи при r>0.25. В кругах — шкалы методики многостороннего исследования личности, в квадратах — факторы и дополнительные показатели теста Кеттелла. ф — фон, с — счет, з. о — зрительный образ, ДЦ — дыхательный цикл, ɑ — альфа-индекс, п — правый, л — левый, св — связанный, Σ — суммарный, ΣKA — суммарная экскреция катехоламинов, знак (—) — отрицательная корреляция. АДС — АД систолическое. |
При эффективной психической адаптации из перечисленных корреляций с психодиагностическими характеристиками сохраняется лишь корреляция с тревогой и уровнем реализованной лабильности, но широкий круг связей с физиологическими параметрами не только не уменьшается, но даже увеличивается. Таким образом, затруднения социально-психологической адаптации могут значимо изменять физиологические характеристики как через систему поддержания собственно психической адаптации, так и вне ее рамок.
Проведенный анализ роли микросоциального взаимодействия в условиях напряженности адаптационных механизмов, его соотношения с психодиагностическими и физиологическими характеристиками позволил оценить место социально-психологической адаптации в общем адаптационном процессе. Этот анализ подтверждает тесную взаимосвязь основных аспектов адаптации: социально-психологического, собственно психического и психофизиологического. Однако эти же данные указывают на относительную независимость каждого из аспектов. Последняя проявляется в возможности возникновения нарушений психической адаптации даже при эффективном микросоциальном взаимодействии (хотя значительно реже, чем при его нарушении) и во влиянии затруднений микросоциального взаимодействия на физиологические уровни регулирования даже при сохранной психической адаптации. Очевидно, что рассогласование между эффективностью различных аспектов психической адаптации при наличии единой системы ее регулирования возможно только в ограниченный промежуток времени, в течение которого их сбалансированность восстанавливается на уровне либо эффективной, либо нарушенной адаптации в зависимости от успешности общего адаптационного процесса. Социально-психологическая адаптация играет существенную роль не только в индивидуальной адаптации, но и в адаптации популяций как важное звено в процессе взаимодействия между субъектом и окружением.
Роль личности в процессе психической адаптации к профессиональной деятельности сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
В статье проводится теоретический анализ проблемы психической адаптации к экстремальным условиям профессиональной деятельности сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Ключевые слова: психическая адаптация, психическая дезадаптация, чрезвычайные ситуации, экстремальные условия, профессионально-важные качества личности
Проблема психической адаптации к стрессовым условиям профессиональной деятельности специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.
В современных условиях труд работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий стал несравнимо сложнее, напряженнее и опаснее. Работа спасателей связана со значительным физическим и нервно-психическим напряжением, вызванным высокой степенью личного риска спасателей, ответственностью за людей и сохранность материальных ценностей, с необходимостью принятия решения в условиях дефицита времени.
Основной задачей профессиональной деятельности сотрудников МЧС является разрешение экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации — это такие ситуации, которые ставят перед человеком очень трудные для выполнения задачи, требующие высокой стрессоустойчивости личности, готовности к активным действиям, способности к эмоционально-волевой саморегуляции.
Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта спасателей, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальных потерями.
Чрезвычайные и экстремальные ситуации, вызывая у человека стрессовую реакцию, предъявляет серьезные требования к перестройке организма с целью его приспособления к новым условиям существования. Происходит процесс психической адаптации.
Б. Ф. Березин под психической адаптацией понимает процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели при сохранении психического и физического здоровья, обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды.
В процессе психической адаптации принимают участие образования, относящиеся ко всем уровням нервно-психической организации человека — от свойств нервной системы до духовных аспектов человеческого бытия. Различные исследователи концентрировали свои научные интересы на тех или иных аспектах данного феномена, рассматривая его под разными углами и наделяя разным смыслом. При этом обращает на себя внимание, что в качестве содержательных психологических характеристик процесса адаптации исследователи выделяют одни и те же свойства, качества, особенности: психофизиологические, индивидуально-типологические, личностные, поведенческие, ценностно-смысловые, мотивационные [1].
В современной науке процесс психической адаптации тесно связан с процессом психической дезадаптации, обозначающим нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой.
Ю. А. Александровский отмечает, что психогенные расстройства при стихийных бедствиях и катастрофах относятся к большой группе психогенных расстройств, среди которых выделяет невротические и патохарактерологические реакции, неврозы, реактивные психозы. Психогенные реакции более или менее растянуты во времени, не смотря на то, что травмирующее событие может происходить за очень короткий срок. Различные жизненные ситуации могут способствовать получению психической травмы, однако экстремальные ситуации несут в себе значительно больший психогенный потенциал.
Ю. А. Александровским вводится понятие барьера психической адаптации, который представляет собой строго индивидуальное функционально-динамическое образование, являющееся выражением двух основ — биологической и социальной. Данное понятие непосредственно связано с адаптационным потенциалом личности. Длительное и особенно резкое напряжение функциональной активности барьера психической адаптации приводит, как правило, к его перенапряжению, что проявляется в повышенной чувствительности к незначительным раздражителям, тревожной напряженности, беспокойстве, заторможенности или суетливости в поведении, бессоннице и п. р. При усиление давления на адаптационный барьер его резервные возможности оказываются исчерпанными и происходит надрыв барьера, что приводит к сужению рамок приспособительной адаптированной психической деятельности, а также к появлению новых форм защитных реакций [1].
Чрезвычайные ситуации профессиональной деятельности могут привести к снижению адаптационного потенциала личности и развитию дезадаптивных процессов, таких как посттравматическое стрессовое расстройство, психосоматические и психопатические расстройства, неврозы, личностный кризис, суицид, алкоголизация.
Если посмотреть с психологической точки зрения, работа спасателя проходит в экстремальных условиях и заключается в спасении людей, тушении пожаров, ликвидации аварий на объектах промышленности, в других чрезвычайных ситуациях. Такая работа требует от спасателя успешных действий в критические моменты и готовности рисковать своей жизнью.
Деятельность, направленная на разрешение чрезвычайных ситуаций, предъявляет повышенные требования к профессионализму и психологическим качествам личности, обеспечивающим ее эффективность в экстремальных условиях. В частности, как отмечают исследователи В. Глебов, Л. Корнейчук, Ю. Корнейчук, И. Мухин и Ю. Соловов, в подобных условиях в качестве важнейших факторов профессиональной пригодности к данному виду деятельности выступают: готовность к риску, интернальный локус контроля и стрессоустойчивость [2].
Спасатель МЧС должен обладать определенными профессионально важными качествами: смелость, способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, уверенность в себе, способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации, при отсутствии времени на ее осмысление, способность к длительному сохранению высокой активности; умение распределять и переключать внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач, хорошая память, уравновешенность, самообладание при конфликтах, склонность к риску и т. д. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств снижает эффективность профессиональной деятельности и приводит к развитию тревожных, невротических и психосоматических расстройств у спасателей МЧС.
Особенности нейродинамики и некоторые свойства темперамента также оказываются значимыми в данном виде профессиональной деятельности. Установлено, что лица с сильной нервной системой со стороны возбуждения имеют большую склонность к напряженной деятельности, чем лица со слабой нервной системой, для которых характерна более высокая тревожность и более низкая самооценка. Зависимость эффективности деятельности от свойств нервной системы очевидна. Состояние стресса, возникающее у сотрудников пожарно-спасательной службы в экстремальных условиях, приводит к истощению нервной системы и развитию процессов психической дезадаптации.
Высокотревожные лица более чувствительны к эмоциональному стрессу, с трудом выходят из этого состояния, у них часто отмечаются эмоциональные нарушения невротического характера. Тревожность непосредственно связана с риском заболевания неврозом. Психологическая устойчивость в большей степени выражена у лиц, мало подверженных тревоге. Эти лица более рациональны и с меньшим эмоциональным напряжением способны преодолевать стрессовую ситуацию. Они характеризуются более высокой подвижностью психических процессов, что указывает на более широкие возможности психической адаптации [2].
По мнению А. В. Осипова профессионально важные качества спасателя обусловлены его индивидуальностью и формируются в процессе профессиональной деятельности.
Как субъекты деятельности, пожарные-спасатели развивают личностные качества, выражающиеся в склонности к риску и стрессоустойчивости. При этом по мере профессионального становления происходит уменьшение склонности к риску. В то же время повышается стрессоустойчивость сотрудников пожарно-спасательных формирований как развитие адаптации к профессии, к условиям профессиональной деятельности.
Склонность к риску и стрессоустойчивость находятся во взаимосвязи с эргичностью и пластичностью, что характеризует уровень потребности сотрудника в освоении предметного мира, жажду профессиональной деятельности, стремление и степень вовлеченности к умственному и физическому труду во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и легкость переключения с одного предмета на другой в экстремальных условиях. При этом отмечается быстрота перехода с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой.
Профессиональная деятельность способствует развитию такого типа личности, у которого преобладают чисто мужские, маскулинные качества, связанные с развитием активности, мотивации достижения, выбором ситуаций, в которых можно реализовать физическую и социальную активность. Для них характерна активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, позитивная самооценка, высокая мотивация достижения, высокая поисковая мотивация, уверенность и быстрота в принятии решений. Профессиональная деятельность способствует формированию типа личности, в котором маскулинные черты связаны с поиском ситуаций, направленных на реализацию жизненной активности человека [2].
Таким образом, для работы пожарным-спасателем необходим целый комплекс профессионально важных качеств, как индивидуально-динамических (быстрота реакции, эмоциональная стабильность и т. д. ), так и личностных: смелость, готовность к риску, решительность и т. д. В то же время профессиональная деятельность сотрудников пожарно-спасательных служб приводит к развитию их профессионально важных качеств, таких как стрессоустойчивость и мужественность.
Не смотря на серьезный профессиональный отбор кандидатов для работы в МЧС, постоянную психологическую подготовку действующих сотрудников, наблюдается в силу экстремальности профессиональной деятельности значительное ухудшение социально-психологической адаптации сотрудников спасательных служб и развитие у них процессов психической дезадаптации. В связи с чем, необходимо уделять особое внимание оказанию психологической помощи сотрудникам, которая должна быть направлена на нормализацию их психоэмоционального состояния, снятие травматических переживаний, посттравматических стрессовых расстройств, предотвращая дальнейшее снижение социально-психологической адаптации и профессиональной успешности.
Литература:
- Кузнецова Л. Э. Влияние системы отношений личности на адаптационный потенциал сотрудников милиции, переживших экстремальные ситуации: дис. канд. психол. наук 19. 00. 01 / Л. Э. Кузнецова. — Краснодар, 2011. — 222 с.
- Осипов А. В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления: автореферат дисс. на соиск. ученой степени кандидата психологических наук / А. В. Осипов. — Ростов-на-Дону, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, психическая адаптация, психическая дезадаптация, ситуация, качество, нервная система, процесс, адаптационный потенциал личности, гражданская оборона, Российская Федерация.
Психическое заболевание или адаптация?
Белый, в остальном здоровый 50-летний мужчина в депрессии. Раньше он никогда не испытывал депрессии. Юрист по профессии, с семьей и партнером в фирме, он сбит с толку тем, почему он чувствует себя подавленным, и хочет рецепта, чтобы исправить свою жизнь.
Я легко могу вспомнить многих других пациентов и друзей, жизнь которых кажется прекрасной. Достойная работа, стабильный брак, дети в колледже, и все же они на антидепрессантах. Все ли они в депрессии без уважительной причины или депрессия является адекватной эволюционной реакцией на жизненные обстоятельства?
Я начинаю говорить с пациентом, когда он мимоходом упоминает других партнеров фирмы, их детей, молодых жен и некоторых друзей-теннисистов. Он говорит, что его брак великолепен, и он никогда не думал о том, чтобы уйти от жены. — Ну, о чем ты думаешь? Он «очень подавлен, у него все в полном порядке, и он не может понять причины депрессии».
Еще со времен Фрейда психические расстройства были разделены на неврозы, такие как паника, тревога и депрессия, которые считаются менее тяжелыми, в отличие от шизофрении, которая более сложна и сопровождается другими симптомами паранойи, бреда и галлюцинации. На первый взгляд можно подумать, что шизофрения — это аномалия, поскольку она встречается только у 1% населения в целом. Это, очевидно, ситуация, когда разум сделал большой сбой, и мозг заболел. Но как возникает эта ошибка?
Исследования показывают, что многие гены участвуют в заболевании мозга, таком как шизофрения, хотя, похоже, существует семейная связь. Если у одного однояйцевого близнеца была диагностирована шизофрения, у другого близнеца более высокая вероятность этого заболевания. Эта корреляция, однако, не означает, что обоим близнецам суждено иметь это расстройство. [i] Только около 60% можно объяснить генетической связью, что оставляет еще 40% на счет других факторов: окружающей среды, случайности и т. д. [i]. II]
Психиатры размышляют о преимуществах шизофрении. Если распространенность расстройства является каким-либо признаком, это может указывать на эволюционную адаптацию. Одна группа исследователей предположила, что шизофрения делает людей более устойчивыми к внешним вирусам и стрессу, в отличие от людей без них. Возможно, психотический разум пытается убежать и отключиться от социального давления в мире, в значительной степени управляемом социальной взаимосвязью. [iii] В попытке справиться со стрессом разум убегает в психоз. Эта точка зрения, возможно, более благожелательная, чем можно предположить в большинстве литературных источников, рассматривает мозг и его расстройства как разумную адаптацию к жизненным обстоятельствам. Это предсказуемый человеческий маневр, чтобы избежать ситуации, если он постоянно сталкивается с неудачей в достижении биологических целей.
Эта дискуссия вокруг адаптационной роли мозговых расстройств интересна, но не помогает людям, страдающим от неуверенности. Депрессивный мужчина в приведенном выше примере — это случай и точка. Его депрессия реальна и может даже иметь какой-то смысл, но что он может сделать, кроме лекарств или просто ожидания изменения жизненных обстоятельств? Пол Гилберт и его коллега Стивен Аллан утверждают, что чувство депрессии коррелирует с ощущением того, что вы попали в ловушку. [iv] Действительно, существует положительная связь между депрессией у тех, кто либо пережил поражение, либо имеет ощущение поражения. Тогда было бы логично, если бы наш пациент боролся с каким-то воспринимаемым чувством поражения, возможно, межличностным конфликтом между коллегой или другом. Мозг просто научился приспосабливаться к более низким настроениям, чтобы приспособиться к трудным временам.
Размышляя о своих личных целях, я поражаюсь тому, насколько мудро приспосабливается мой мозг. Если я отправлю предложение книги, и оно будет отклонено несколько раз, что мне делать? Сначала у меня возникает чувство безнадежности, никчемности, пессимизма и мало энергии, чтобы продолжать. Каковы мои альтернативы? Сдаться и почувствовать себя лучше? Но в этом проблема. Я не могу сдаться. Для меня это так же неестественно, как не пить воду после 40-минутной пробежки. Мое тело обезвожено и нуждается в воде, почти так же, как мой мозг нуждается в чувстве достижения цели в жизни. Тогда можно утверждать, что депрессия является адаптационной стратегией и регулирующим мотиватором для людей. Позитивное настроение указывает на мотивацию и надежду, а негативное настроение указывает на отсутствие надежды. Этот гениальный механизм заложен в наших генах. Это тот же механизм, который заставляет медведей впадать в спячку в зимние месяцы и добывать корм весной и летом.
Во время лечения я считаю важным задавать пациентам вопросы, выходящие за рамки стандартного набора: «Когда вы впервые заметили, что у вас депрессия?» «Как ты себя чувствуешь сейчас?» — Какой у тебя аппетит? или «Вы когда-нибудь думали о том, чтобы навредить себе?» Помимо этих вопросов лежат личные вопросы, затрагивающие глубину человеческого предназначения. «Вы преследуете жизненную цель, которую, кажется, не можете достичь?» и «Боитесь ли вы возможности потерять что-то жизненно важное для вашей жизни и повседневного функционирования?» Ответ на устранение симптомов лежит в загадке человеческого счастья и цели. Рассматривая другой механизм влияний, мы рассматриваем еще один источник психических патологий.
В настоящее время традиционной западной психиатрической реакцией на депрессию, тревогу и психоз является медикаментозное лечение. Лекарства могут успокоить разум и изменить химический состав мозга в достаточной степени, чтобы дать пациентам шанс на «нормальную» жизнь. Другими словами, состояние человеческого мозга в западной культуре рассматривается как болезнь, неисправность и система, которая должна жестко регулироваться, чтобы нормально функционировать. Тем не менее расстройства бывают самых разных форм и настолько глобальны, что верить только в одну идею о том, что делает людей больными или здоровыми, означает игнорировать другие факторы, которые могут влиять на взгляды человека на жизнь. Эти влияния могли формироваться тысячи лет и являться частью нашего геномного кода, а могли появиться совсем недавно, как некоторые факторы стресса окружающей среды. Принятие этой точки зрения может привести к тому, что вместо того, чтобы пытаться сделать всех логичными, рациональными и упорядоченными, просто помочь кому-то восстановить чувство равновесия и, в частности, помочь тем, кто живет с психическими расстройствами, обрести чувство цели.
Источники:
[i] Макгуайр, М., и Троизи, А. (1998) Дарвиновская психиатрия. Oxford, Oxford University Press
[ii] Портин П. и Аланен Ю. (1997) «Критический обзор генетических исследований шизофрении II. Молекулярно-генетические исследования». Acta Psychiatrica Scandinavica 95: 73-80
[iii] Crow, T.J.A. (1995) «Дарвиновский подход к происхождению психоза». British Journal of Psychiatry 167: 12-25
[iv] Gilbert, P. and Allen, J.S. (1998) «Роль поражения и ловушки в депрессии: исследование эволюционного взгляда». Психологическая медицина 28: 585-598
Используйте Теорию потребностей в психологической адаптации (TPAN) для повышения своей адаптивности
Психологическая адаптация играет центральную роль в смягчении плохого психического самочувствия и качества жизни. Психологическая адаптивность повышает способность справляться, когда человек сталкивается с изменениями, потерями, стрессом и неуверенностью. Способность психологически адаптироваться — это навык на всю жизнь, мы сталкиваемся с ситуациями, начиная с работы и заканчивая домашней жизнью, когда понимание того, как адаптироваться, очень важно.
Психологически адаптируемый человек, вероятно, имеет повышенную независимость и доступ к значимым отношениям, взаимодействиям и деятельности. Они лучше приспособлены для реализации позитивных стратегий выживания. Неспособность адаптироваться может создать цикл уступок окружающим вас событиям и ситуациям, вы будете уязвимы для негативных эмоций, таких как страх и беспокойство, которые могут создать чувство безнадежности.
Теория потребностей в психологической адаптации (TPAN), разработанная на основе недавних работ по рассеянному склерозу и другим хроническим заболеваниям, рассматривает три основных фактора, которые обеспечивают и способствуют положительной психологической адаптации.
К трем основным потребностям адаптации относятся:
(1) Способность признавать свою ситуацию. Это означает способность рассматривать и признавать реальность того, что происходит или произошло (угроза, вызов, изменение или потеря; TCCL), а также влияние и значение, которые имеют значение в жизни человека. Я рассматриваю это как первый шаг к соглашению с TCCL. Это не означает, что ситуацию нужно принять, а не оспаривать или полностью принимать. Однако это может быть важно для предотвращения полной зависимости от альтернативной реальности, которая может быть невозможна. Другими словами, он играет роль в предотвращении отрицания ситуации.
Важность этого момента заключается в том, что психологически адаптируемые люди должны иметь определенную степень гибкости в своем взгляде на реальность в сочетании с некоторой объективной дистанцированностью (мышление, свободное от эмоций, которые могут влиять на решения) от того, как наблюдается TCCL.
(2) Способность видеть возможность изменения или потенциал, связанный с надеждой человека на будущее. Это важно, поскольку TCCL может бросить вызов предполагаемой способности доступа к значимым действиям, взаимодействиям и отношениям. Это бросает вызов тому, на что вы надеетесь в будущем, и влияет на то, как вы видите себя и свою связь с другими (социальная идентичность).