Адаптация проявляется в: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48»

Содержание

Адаптация сенсорной системы

9.05.2011

При постоянной силе длительно действующего раздражителя сенсорная адаптация проявляется в основном в понижении абсолютной и повышении дифференциальной чув­ствительности. Это свойство присуще всем отделам сенсорных си­стем, но наиболее ярко оно проявляется на уровне рецепторов и заключается в изменении не только их возбудимости и импульсации, но и показателей функциональной мобильности, т.е. в измене­нии числа функционирующих рецепторных структур (П. Г. Снякин). По скорости адаптации все рецепторы делят на быстро и медленно адаптирующиеся, иногда выделяют и среднюю по ско­рости адаптации группу рецепторов. В проводниковом и корковом отделах сенсорной системы адаптация проявляется в уменьшении числа активированных волокон и нервных клеток.

Важную роль в сенсорной адаптации играет эфферентная регу­ляция, которая осуществляется путем нисходящих влияний, из меняющих деятельность нижерасположенных структур сенсорной системы.

Благодаря этому возникает феномен «настройки» сенсорных систем на оптимальное восприятие раздражителей в усло­виях изменившейся среды.

Сенсорная система обладает способностью приспосабливать свои свойства к условиям среды и потребностям организма. Сенсорная адаптация — это общее свойство сенсорных систем, заключающееся в приспособлении к длительно действующему раздражителю. Существует общая, или глобальная, и локальная, или селективная адаптация.

Общая или глобальная адаптация проявляется в снижении абсолютной и повышении дифференциальной чувствительности всей сенсорной системы. Субъективная адаптация проявляется в привыкании к действию постоянного раздражителя.

Локальная или селективная адаптация сводится к снижению чувствительности не всей сенсорной системы, а какой-либо ее части, подвергнутой длительному действию стимула.

Адаптационные процессы начинаются на уровне

рецепторов, охватывая и все нейронные уровни сенсорной системы. Заметная адаптация не развивается только в вестибуло- и проприорецепторах. По скорости данного процесса все рецепторы делятся на быстро и медленно адаптирующиеся. Первые после развития адаптации практически не посылают в мозг информации о длящемся раздражении. Вторые эту информацию передают в значительно ослабленном виде. Когда действие постоянного раздражителя прекращается, абсолютная чувствительность сенсорной системы восстанавливается. Так, в темноте абсолютная чувствительность зрения резко повышается.

В сенсорной адаптации важную роль играет эфферентная регуляция свойств сенсорной системы. Она осуществляется за счет нисходящих влияний более высоких на более низкие ее отделы. Происходит как бы перенастройка свойств нейронов на оптимальное восприятие внешних сигналов в изменившихся условиях.

Состояние разных уровней сенсорной системы контролируется также ретикулярной формацией, включающей их в единую систему, интегрированную с другими отделами мозга и организма в целом.

Эфферентные влияния в сенсорных системах чаще всего имеют тормозной характер, то есть приводят к уменьшению их чувствительности и ограничивают поток афферентных сигналов.

Общее число афферентных нервных волокон, приводящих к рецепторам или элементам какого-либо нейронного слоя сенсорной системы, как правило, во много раз меньше числа эфферентных нейронов, приводящих к тому же слою. Это определяет важную особенность эфферентного контроля в сенсорных системах: его широкий и диффузный характер. Речь идет об общем снижении чувствительности значительной части нижележащего нейронного слоя.

Ключевые слова: Адаптация

Материалы по теме

Понятие психической адаптации

Исаева Е.Р., Копинг-поведение и психологическая защита личности

Половые особенности адаптации к профессии

Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии…

Дезадаптированная семья

Гоголева А.В., Аддиктивное поведение и его профилактика

Адаптация людей к феномену старости

Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012

Адаптационный механизм

Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Маклаков А. Г. — Общая психология

Расстройство адаптации (F43.2)

Психиатрия: Учебник — Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит…

Расстройства адаптации, варианты, психотерапия

Адаптация в детском саду — что это такое?

16 Сентября 2021

Когда ребенок идет в детский сад, его жизнь кардинально меняется. Для того, чтобы малыш не получил психологическую травму, следует правильно организовать процесс адаптации и взять его под контроль.

Детские психологи предупреждают: в противно случае существуют высокие риски нежелательных изменений в организме ребенка и его психике.

Внешне это проявляется ухудшением дисциплины, капризами, беспричинными, как кажется родителям слезами и истериками и пр. нарушениями поведенческих норм.  

Адаптация в детском саду. Что это такое?

В психологии этот термин обозначает приспособление личности к новым условиям. При изменении среды обитания любой индивид, независимо от возраста, испытывает стресс. Ребенок, который пришел в новый коллектив, вынужден приспосабливаться к совершенно незнакомой для него среде, с новыми правилами поведения и распорядком дня.

Что происходит, когда малыш приходит в детское дошкольное учреждение?

Ребенок вынужден расходовать огромное количество сил и энергии для того, чтобы приспособиться. Расход энергетических затрат приводит к перенапряжению нервной системы и ухудшению состояния всего организма в целом.

Что играет роль в этом процессе?

  1. Расставание с мамой и папой, бабушками и дедушками, сестрами и братьями, если они есть и другими родственниками, к которым малыш привык.
  2. Необходимость соблюдения правил поведения и установленного дневного распорядка, включая новое меню и режим приема пищи, дневной сон, развивающие занятия и прогулки в непривычное время.
  3. Небольшое время взаимодействия взрослого с ребенком, в сравнении с домашней обстановкой, так как педагог не может заниматься одним малышом все время.
  4. Дисциплина, которую требуют от малыша совершенно чужие и незнакомые взрослые люди.

Важно! Все перечисленные пункты играют большую роль в формировании стресса у ребенка. Здесь нет второстепенных и неважных факторов.

Адаптация ребенка в детском саду. К чему может привести стрессовое состояние у детей?

Как правило, стресс, вызванный необходимостью посещения детского сада, сопровождается рядом признаков:

  • Нарушением сна, трудностями с засыпанием.
  • Частым просыпанием по ночам, слезами и отказом спать.
  • Нежелание по утрам вставать, собираться, одеваться, умываться и выходить из дома.
  • Сниженным аппетитом или полным отказом от еды (в особо тяжелых случаях).
  • Отказом есть непривычные «детсадовские» блюда.

Адаптация детей в детском саду. Особенности:

Нередко сильный стресс приводит к регрессии психологических навыков. То есть малыш, который прекрасно разговаривал и знал наизусть стихи, вдруг становится молчаливым, неконтактным.  Ребенок, умеющий пользоваться ложкой и вилкой начинает отказываться есть самостоятельно, не хочет сам одеваться, застилать постель и складывать свои вещи, расчесываться и т.д. Есть дети, которые перестают ходить на горшок и интересоваться новыми игрушками. Они проявляют либо агрессию, либо становятся апатичными, сонливыми и замкнутыми.

Внимание! Из-за стресса дети начинают болеть чаще. Снижение иммунитета приводит к восприимчивости к инфекционным заболеваниям и постоянным пропуском детского учреждения из-за очередной болезни.

Если правильно провести адаптационный период, то такое сложное явление, как процесс привыкания к новым условиям пройдет легче с минимумом негативных признаков или с полным их отсутствием.

Адаптация в детском саду информация для родителей. Степени адаптации

И хотя этот процесс у всех деток протекает по-разному, психологи настаивают на том, чтобы родители были внимательнее и проявляли мудрость и терпение. Один ребенок очень быстро и безболезненно привыкает к новой обстановке и с удовольствием включается в игры, знакомится с друзьями, тянется к воспитателю и пр. Другой малыш может проявлять негативные поведенческие реакции, о которых мы говорили выше. Именно от выраженности и длительности этих реакций напрямую зависит успешность процесса адаптации.

Рассмотрим степени адаптации, характерные для малышей, более подробно.  

Легкая адаптация

Характеризуется тем, что ребенок вливается в коллектив всего за пару недель. Это наиболее часто встречающийся вариант. Негативные поведенческие реакции проявляются не сильно и быстро исчезают.

Особенности этой степени адаптации:

  • Не плачет и не устраивает истерик.
  • Без проблем идет в сад по утрам и заходит в групповое помещение.
  • Смотрит в глаза воспитателю без опаски, сразу реагирует на обращение.
  • Готов озвучить просьбу о помощи, не стесняется и не боится воспитателя.
  • Охотно идет на контакт с другими детьми.
  • Может первым обратиться к ровеснику.
  • Способен сам занять себя игрой.
  • Легко подстраивается под новый режим дня.
  • Проявляет адекватную реакцию на слова взрослых.
  • С удовольствием делится с родителями новостями и рассказывает, как прошел день.

Адаптация средней тяжести

Длительность привыкания до полутора месяцев и дольше. Малыш часто болеет, становится капризным, раздражительным, неспособен влиться в детский коллектив.

Признаки:

  • Плачет при расставании с мамой.
  • Переживает, когда остается в группе.
  • При отвлечении перестает плакать и начинает игру.
  • Без проблем общается с детьми и воспитателями.
  • Придерживается дисциплины и режима дня.
  • Правильно реагирует на замечания воспитателя.
  • Не проявляет ярко выраженной агрессии к другим детям.

Тяжелая адаптация

Подобные случаи встречаются не так часто. Ребенок проявляет агрессию или становится очень замкнутым. Продолжительность периода составляет от 2,5 месяцев и до нескольких лет. Когда процесс затягивается, стоит подумать о прекращении посещения дошкольного учреждения. Имеет смысл обратиться к детскому психологу.

Основные признаки:

  • Невозможность контакта с другими детьми из-за поведенческих реакций.
  • Истерика при расставании с мамой.
  • Продолжительная реакция после ухода родителей (слезы или замкнутость).
  • Отказ заходить в группу.
  • Снижение аппетита и отказ от пищи.
  • Отказ ложиться в кроватку для дневного сна.
  • Агрессия или, наоборот, ступор и заторможенность.
  • Боязнь воспитателя, при обращении – неадекватная реакция – истерика, испуг и пр.

Внимание! При условии подобной ярко выраженной реакции ребенка следует обратиться к педиатру и пройти обследования. Консультации у смежных детских специалистов позволяют определить причину поведения ребенка. Абсолютная неприспособленность к детскому садику –редкий случай, свидетельствующий о серьезных проблема со здоровьем и психикой.

Что влияет на адаптацию малышей?

Существует несколько факторов, которые отмечены специалистами, это:

  1. Возраст ребенка.
  2. Состояние здоровья.
  3. Уровень социализации.
  4. Степень общего развития.
  5. Особенности характера и познавательные качества.

Нередко мама вынуждена рано выходить на работу, стремясь расти по карьерной лестнице. Если ребенок попадает в непривычные условия слишком рано, начинаются проблемы. Дети двух летнего возраста, например, еще не умеют взаимодействовать с чужими людьми и ровесниками.

Адаптация в детском саду 3 года

Несомненно, все дети разные. Они яркие индивидуальности со своими характерами, привычками, способностями и наклонностями. Но детские психологи говорят, что возраст три года – наиболее приемлемый период для привыкания к новым условиям.

Родителям за заметку

Существует кризисный период трех лет. Когда малыши его проходят, у них возрастает способность приспосабливаться из-за повышается уровня самостоятельности и снижения психологической зависимости от мамы. В итоге дети проще и легче расстаться с ней по утрам и не страдают и не скучают часами, находясь в саду.

Не спешите отдавать ребенка в дошкольное учреждение!

Адаптация в саду в 3 года проходит очень сложно и болезненно. В возрасте от года до трех лет формируются детско-родительские отношения и привязанности к родителям, особенно к матери. Разлука вызывает стрессы и нервные срывы. Почему? Потому что происходит нарушение базового доверия к окружающему миру.

Посмотрите, как ведут себя двух и трехлетки. Всего год разницы, но уже больше самостоятельности, «горшечный» этикет, умение пользоваться столовыми приборами, одеться, умыться и пр. Из-за этих навыков приспособиться к саду значительно легче.

Как адаптировать ребенка к детскому саду. Общее состояние здоровья малыша

При наличии у ребенка серьезного хронического заболевания (астмы, диабета и пр.) сложнее адаптировать его к новым условиям. В этих случаях играет большую роль не только особенности организма малыша, но и его повышенная психологическая связь с мамой.

Идентично «работает» адаптация в садике при условии частых и длительных инфекционных заболеваний. Такие малыши нуждаются в повышенном внимании, особых щадящих условиях, дозированных нагрузках и наблюдении медиков. Поэтому таких деток следует отдавать в сад несколько позже.

К основным проблемам часто болеющих малышей ясельных групп относят:

  • Снижение иммунитета.
  • Частые заболевания, несмотря на все усилия родителей.
  • Повышенную эмоциональную лабильность, плач, агрессию, истощенность нервной системы, чрезмерную активность или, напротив, медлительность.

Адаптация в детском саду. Консультация для родителей

Перед тем, как принять решение о поступление в дошкольное учреждение, родители обязаны привести ребенка на прием к педиатру и пройти обследования. Хороший специалист способен посоветовать – как лучше пройти адаптацию и добиться минимальных потерь.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Родители обязаны заранее обучить малыша важнейшим навыкам.

Советы психолога. Перечень умений:

  1. Одеваться и раздеваться самостоятельно. Вешать одежду на стульчик.
  2. Когда речь идет о застежках, здесь возникают проблемы. Ребенку нужно объяснить – эти сложности временные. Хорошо купить для ребенка игрушки-шнуровки.
  3. Пользоваться столовыми приборами. К этому времени следует отказаться от бутылок, чашек-непроливаек и пр.
  4. Ходить на горшок и озвучивать потребности. НЕ пользоваться памперсами, а приучать к горшку.
  5. Есть разную пищу и не капризничать. В идеале стоит использовать домашнюю еду, максимально похожую на садиковскую.
  6. Общаться с чужими людьми, не бояться взрослых.
  7. Разговаривать правильно, не коверкая слова. Часто дети общаются сленгом, понятным только близким. Это затрудняет контакт с воспитателем и ровесниками.
  8. Приучать сидеть за столом правильно, не сутулясь. Купить домой «растущий» стул с набором настроек, адаптированный для организма малыша. Это сохранит здоровье и осанку.
  9. Умение играть с детьми без конфликтов и драк. Психологи рекомендуют чаще водить детей на детские площадки и в гости к ровесникам.

При оказании поддержки малышу следует учесть адаптационный период в детском саду и знать особенности каждого этапа.

Малыш в саду. Этапы адаптации

Все приспосабливаются по-разному и с разной скоростью. Но существуют общие этапы адаптации, на которые стоит обратить внимание.

Первый

Острый период, требующий максимальной мобилизации психики ребенка. Дети ведут себя возбужденно и ощущается их страх и напряжение. Могут быть и физиологические изменения – вплоть до подскока артериального давления и тахикардии. Повышается восприимчивость к заболеваниям.

Второй

Умеренно острая фаза с не столь выраженной негативной реакцией. Малыш уже смог приспособиться. Сон, поведение и аппетит нормализуется.

Третий

Период компенсации со стабилизацией состояния. Характеризуется полным восстановлением психоэмоционального фона и физиологических реакций. Малыш становится частью детского коллектива, становится более самостоятельным и уверенным и приобретает новые умения.

Занятия с ребенком по подготовке к садику

Практикуйте сюжетно-ролевые игры и рассказывайте захватывающие сказочные истории. Это любимые занятия маленьких детей. Их цель – в доступной форме показать особенности жизни в саду.

Рекомендации для родителей: как облегчить расставание с мамой

При подобной проблеме стоит делать упор именно на ней. Совет: читайте специально подобранные сказки. Например, зверушка в истории тут же перестала плакать и начала весело играть с другими зверушками.

Необходимые действия

  1. Хвалить, поощрять.
  2. Привлекать к процессу всех родных.
  3. Помогать познакомиться с друзьями в группе.
  4. Постепенно отучать от постоянного присутствия мамы, действуя мягко и аккуратно.

Ненужные действия

  1. Не убегать тайком.
  2. Не поощрять подарками и сладостями.
  3. Не ругать, не называть плаксой и пр.
  4. Не оставлять одного в квартире.

Консультация для родителей от доктора Комаровского

Три главных совета от популярного педиатра:

  1. Отдавать в сад, когда мать еще не вышла на работу.
  2. Стараться не отдавать в сад в межсезонье, когда больше ОРЗ.
  3. Узнать, как проходит адаптация в конкретном учреждении (например, используется принудительное кормление или детей слишком кутают для прогулки).

Что делать, если адаптация к саду уже началась?

НЕ отдавайте в сад на целый день. Увеличивайте время пребывания в группе постепенно. Всегда расспрашивайте малыша, как прошел день. Больше общайтесь с воспитателями и поддерживайте контакты. Возможно лучше, если в сад ребенка будет приводить папа. Это избавит от ненужных истерик.

Заключение. Адаптация к детскому саду: рекомендации психолога

В первую очередь следует больше разговаривать с малышом о садике и рассказывать – как там хорошо и интересно. Ребенок должен привыкнуть к мысли: ходить в сад нужно и это принесет ему пользу.

Советы:

  1. Рассказать об этом увлеченно, в позитивном ключе и понятным малышу языком.
  2. Объяснить, что все взрослые ходят на работу, а детки – в сады.
  3. Делать упор на то, что он уже взрослый. Мало того, пройдет время, и он пойдет в школу. А в садике воспитатели готовят деток к школе.
  4. Объяснить, что в садике есть свой режим. Детки кушают, играют, ходят на улицу, спят и пр.
  5. Уточнить, что деток много. Поэтому воспитатель может не сразу отреагировать на просьбу.
  6. Если у малыша есть старшие братья и сестры, попросить их помочь и привлечь их к беседе.
  7. Увлеченно рассказать о своем личном опыте посещения сада. Показать фотографии из семейного альбома.

От правильного поведения родителей во многом зависит, как пройдет адаптация к саду у малыша. Однако не стоит рисовать все в радужном цвете.  Ребенок с раннего возраста должен понимать: жизнь многообразна. В противном случае в первые же дни малыш получит сильное разочарование. «Золотая» середина – наиболее разумный вариант.

Вернуться к списку публикаций

Адаптация и естественный отбор | Эволюция: очень краткое введение

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicEvolution: A Very Short Introduction (1st edn) Очень короткие введения Эволюционная биологияЭволюция человекаПалеонтологияЭволюция растенийОчень короткие введенияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicEvolution: A Very Short Introduction (1st edn) Очень короткие введения Эволюционная биологияЭволюция человекаПалеонтологияЭволюция растенийОчень короткие введенияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Чарльзворт, Дебора, «Адаптация и естественный отбор», Evolution: A Very Short Introduction , 1-е изд.
, Very Short Introductions (

Oxford , 2003; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 сентября 2013 г.), https://doi .org/10.1093/actrade/9780192802514.003.0005, по состоянию на 9 июня 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicEvolution: A Very Short Introduction (1st edn) Очень короткие введения Эволюционная биологияЭволюция человекаПалеонтологияЭволюция растенийОчень короткие введенияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicEvolution: A Very Short Introduction (1st edn) Очень короткие введения Эволюционная биологияЭволюция человекаПалеонтологияЭволюция растенийОчень короткие введенияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Биологическое объяснение происхождения адаптации заменяет идею Творца и занимает центральное место в постдарвиновской эволюционной биологии. «Адаптация и естественный отбор» описывает современную теорию адаптации, ее биологические причины и основу. Это основано на теории естественного отбора. Адаптации можно распознать во многих деталях жизни животных, растений и микробов на всех уровнях, вплоть до клеточных механизмов и механизмов их контроля. По очереди рассматриваются темы искусственного отбора, наследственной изменчивости и ее различных видов, естественного отбора и приспособленности, адаптации и истории эволюции, обнаружения естественного отбора и полового отбора.

Ключевые слова: адаптация, искусственный отбор, приспособленность, естественный отбор, половой отбор

Субъект

Палеонтология Эволюция человекаЭволюционная биологияЭволюция растений

Серия

Краткие введения

Коллекция: Очень короткие вступления

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Что такое естественный отбор? | Музей естественной истории

Естественный отбор – это механизм эволюции. Организмы, более приспособленные к окружающей среде, имеют больше шансов выжить и передать гены, которые способствовали их успеху. Этот процесс заставляет виды меняться и расходиться с течением времени.

Естественный отбор — один из способов объяснить миллионы видов, живших на Земле.

Чарльз Дарвин (1809–1882) и Альфред Рассел Уоллес (1823–1819)13) совместно разработали теорию эволюции путем естественного отбора, опубликовав ее в соавторстве в 1858 году. Однако Дарвин в целом затмил Уоллеса после публикации «Происхождения видов» в 1859 году.

Библиотека Музея содержит самую большую в мире концентрацию работ Дарвина: 478 изданий «Происхождения видов» на 38 языках.

Во времена Дарвина и Уоллеса большинство считало, что организмы слишком сложны, чтобы иметь естественное происхождение, и должны быть созданы трансцендентным Богом. Однако естественный отбор утверждает, что даже самые сложные организмы возникают в результате совершенно естественных процессов.

Профессор Адриан Листер, научный сотрудник музея, говорит: «Не то чтобы биологи не понимали, что организмы сложны и функциональны, и то, что они существуют, кажется почти чудом. Мы это понимаем, но думаем, что нашли другое объяснение.

Уоллес (слева) и Дарвин (справа) выдвинули очень похожие теории эволюции. Однако Дарвин в целом затмил вклад Уоллеса.

Как работает естественный отбор?

При естественном отборе генетические мутации, полезные для выживания особи, передаются через размножение. Это приводит к появлению нового поколения организмов, которые с большей вероятностью выживут и размножатся.

Например, удлиненные шеи позволили жирафам питаться листьями, недоступными для других, что дало им конкурентное преимущество. Благодаря лучшему источнику пищи те, у кого были более длинные шеи, смогли выжить, размножаться и, таким образом, передать характеристики следующему поколению. Те, у кого более короткие шеи и доступ к меньшему количеству еды, с меньшей вероятностью выживут и передадут свои гены.

Эволюция длинной шеи — это адаптация, которая помогает жирафам выживать в окружающей среде © FluffyCreature через Flickr (CC BY-NC 2.0)

Адриан объясняет: «Если вы возьмете 1000 жирафов и измерите их шеи, все они будут немного отличаться друг от друга. Эти различия, по крайней мере, частично определяются их генами.

‘Те, у кого шея длиннее, могут оставить пропорционально больше потомства, потому что они лучше питаются и, возможно, лучше соревнуются за партнеров, потому что они сильнее. Затем, если вы измерите грифы следующего поколения, они также будут отличаться, но среднее значение будет немного смещено в сторону более длинных. Этот процесс продолжается из поколения в поколение».

Что такое адаптация?

Адаптация — это физическая или поведенческая характеристика, помогающая организму выживать в окружающей среде.

Но не все характеристики животного являются приспособлениями.

Адаптации для одной цели могут быть использованы для другой. Например, перья были приспособлением для терморегуляции — их использование для полета появилось позже. Это означает, что перья — это экзаптация для полета, а не адаптация.

Адаптации также могут устареть, например, жесткий внешний вид плодов калебаса ( Crescentia cujete ). Считается, что эта тыква эволюционировала, чтобы ее не съели гомфотеры, семейство слоноподобных животных. Но эти животные вымерли около 10 000 лет назад, поэтому адаптация плода больше не дает преимущества для выживания.

Большой шаровидный плод калебаса имеет чрезвычайно прочную внешнюю поверхность. Но эта адаптация устарела  © Венди Катлер через Flickr (CC BY-NC 2.0)

Отбор для приспособления — не единственная причина эволюции. Изменения видов также могут быть вызваны нейтральными мутациями, которые не приносят вреда или пользы индивидууму, генетическим дрейфом или потоком генов.

Что означает «выживает сильнейший»?

С точки зрения эволюции, «приспособленное» животное — это животное, адаптированное к окружающей среде. Эта концепция лежит в основе естественного отбора, хотя термин «выживание наиболее приспособленных» часто понимается неправильно, и его лучше избегать.

Существует также определенная степень случайности в эволюции, поэтому лучше всего приспособленное животное не всегда будет тем, кто выживет.

Адриан объясняет: «Если тебя ударит камень или что-то в этом роде, это просто невезение. Но в среднем и с течением времени выживают те, кто наиболее приспособлен, те, у кого лучшая адаптация».

Перцовая моль ( Biston betularia ) трудно увидеть, когда она садится на кору дерева. Те, кто сочетается лучше всего, с меньшей вероятностью станут добычей, поэтому имеют преимущество в выживании.

Что такое вьюрки Дарвина?

Дарвин собрал много образцов животных во время путешествия на корабле HMS Beagle (1831-1836). Среди его самых известных — вьюрки, около 14 видов которых он собрал на Галапагосских островах. Птицы относятся к одному и тому же таксономическому семейству и имеют разнообразные размеры и формы клюва. Это соответствует как их разным основным источникам пищи, так и расхождению из-за изоляции на разных островах.

Зеленая камышевка ( Certhidea olivacea ), например, имеет острый тонкий клюв, который идеально подходит для кормления мелкими насекомыми. Для сравнения, у большого наземного вьюрка ( Geospiza magnirostris ) короткий коренастый клюв, которым он раскалывает семена и орехи.

У галапагосских вьюрков отчетливо различаются форма и размер клюва, что можно увидеть здесь у экземпляров зеленой камышевки (слева) и большого земляного вьюрка (справа)

Вьюрки Дарвина часто считаются источником вдохновения для «моментов озарения», но на самом деле именно пересмешники повлияли на мысли Дарвина об эволюции.

Перед поездкой на Галапагосские острова Дарвин собирал пересмешников в Южной Америке. На первом острове, Сан-Кристобаль (тогда известном как остров Чатем), он увидел птицу, которую узнал как пересмешника. Но на близлежащем острове Флореана он увидел, что пересмешники были совсем другими.

Дарвин понял, что различия между видами пересмешников на островах больше, чем между видами, которых он видел на другом континенте. Он начал размышлять на борту HMS Beagle, но потребовалось несколько лет, прежде чем он придумал свою теорию эволюции путем естественного отбора.

Вьюрки — после того, как британский орнитолог Джон Гулд идентифицировал их как разные виды, — стали одним из полезных примеров среди многих других животных, которых он видел.

Чарльз Дарвин собрал эти три экземпляра пересмешника во время своего пребывания на Галапагосских островах в 1835 году во время рейса HMS Beagle

.

Сегодня вьюрки представляют научный интерес. Изучение Дафны Майор, вулканического острова в составе Галапагосского архипелага, началось в 1972 году и показало, что естественный отбор привел к изменению формы и размера клюва у двух видов вьюрков: среднего донных вьюрков ( Geospiza fortis ) и обыкновенный кактусовый вьюрок ( Geospiza scandens ). Было замечено, что клювы обоих видов со временем уменьшаются, но по разным схемам.

Дарвин считал, что естественный отбор развивается медленно и происходит только в течение длительного периода времени. Часто это может быть правдой, но было показано, что в некоторых случаях новый вид может развиться в течение жизни.

В течение 31 года ученые изучали выживание самца вьюрка, эмигрировавшего с острова Санта-Крус, а также шести поколений его потомков на Дафне Майор. Начиная со второго поколения, птицы вели себя как отдельный вид по отношению к другим на острове.

Кактусовые вьюрки Daphne Major изучаются уже более 30 лет. За это время размер их клювов колебался, в конечном итоге уменьшаясь в течение 15 лет.

Что такое ламаркизм?

Ламаркизм — теория, названная в честь французского натуралиста Жана-Батиста Ламарка (1744–1829). Он предполагает, что животные приобретают характеристики на основе использования или неиспользования в течение своей жизни, а не в результате жестко запрограммированных генетических изменений.

Согласно теории Ламарка, жирафы вытягивают шеи, чтобы сделать их длиннее. Потомство этих животных унаследует более длинные шеи в результате усилий своих родителей.

Адриан говорит: «Если бы вы попытались размять шею в течение 10 минут каждое утро, то, вероятно, через несколько лет ваша шея стала бы на несколько миллиметров длиннее. Но ваши дети не унаследовали бы его. Вот где эта теория терпит неудачу.

Мы все еще развиваемся?


На протяжении тысячелетий мир считался статичным. Идеи о том, что горы могут подняться, а климат и организмы могут измениться, не существовало. Считалось, что Земля существует в оптимальной форме.

Но естественный отбор опирается на то, что мир постоянно меняется. Эволюция происходит автоматически для выживания, и миллионы лет она играет в догонялки с нашим динамичным миром.

Браконьерство и потеря среды обитания оказали огромное влияние на сайгака, находящегося в настоящее время под угрозой исчезновения ( Saiga tatarica ). В подобных случаях у естественного отбора мало шансов. © Андрей Гильёв через Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

‘Организмы либо достаточно приспособлены для выживания и размножения, либо они недостаточно оптимальны, и популяция сокращается. Он может даже уменьшиться до нуля, а это означает вымирание», — констатирует Адриан.

Ученые смогли предсказать естественный отбор в короткие сроки. Но точно определить его последствия в будущем практически невозможно из-за непредсказуемых колебаний окружающей среды.

Естественный отбор подразумевает, что если организмы выживают, то они адаптируются. Но по мере изменения окружающей среды мы можем обнаружить, что то, что когда-то было адаптацией, больше не может быть полезным.

Хотя эволюция может происходить быстро, чем быстрее меняется планета, тем сложнее эволюции идти в ногу и тем серьезнее становится риск массового вымирания.

  1. Ваш вопрос

Спросите ученого музея

У вас есть животрепещущий вопрос о науке или природе, на который вы хотите получить ответ? Заполните форму ниже, чтобы сообщить нам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *