Аффект. Что такое «Аффект»? Понятие и определение термина «Аффект» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Аффект (от лат. аffectus – душевное волнение, страсть) – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, которое может сопровождаться резкими двигательными и внутренними психическими проявлениями.
Также аффект понимается как особый вид эмоциональных явлений, которые отличаются большой силой и способностью подавлять, тормозить все остальные психические процессы, навязывая определенный тип реакции. Такие поведенческие реакции возникли эволюционным путем как способ «аварийного» разрешения проблемной ситуации. Особенность переживания аффектов у человека, в отличие от животных, заключается еще и в том, что аффективная реакция у человека может возникать не только в связи с биологическими инстинктами и потребностями, но и при нарушении его социальных отношений (оскорбление, несправедливость и т.
Важной функцией аффектов является накопление аффективного опыта (аффективных следов), который откладывается в бессознательном . Аффективная память проявляется в момент столкновения человека, пережившего аффект, с отдельными элементами, породившими некогда аналогичную ситуацию, сигналя о возможном ее повторении.
Поскольку аффекты могут возникать в экстремальных условиях, когда человек не способен найти выход из опасной, чаще всего неожиданно возникшей ситуации, то он реагирует типично: бегство, агрессия и т.п., хотя обычно такие способы оправдывают себя лишь в биологических условиях.
В результате многократного повторения ситуации, вызывающей отрицательные переживания, происходит аккумуляция аффекта. В итоге сам аффект у человека может возникнуть через некоторое время без провоцирующих факторов (аффективный взрыв), то есть не в сам момент раздражения, а спустя некоторое время.
< Аутосимпатия
Аффективный психоз >
Популярные термины
Аффект
Как поступать с сильными эмоциями? Мнение психолога
Грех, страсть, аффект — есть ли между ними разница и к кому обращаться за помощью, если мы не можем совладать со своими сильными эмоциями? Отвечает психолог.
Новости СМИ2
новое на сайте
- Правильно или выгодно: как лучше вести себя руководителю — советы для бизнеса
- «Мама страдала алкоголизмом, а отец — неконтролируемым гневом. Теперь я боюсь отношений»
- «Так хорошо знаю свою подругу, что стала раздражаться из-за ее предсказуемости»
- Как мужчины и женщины воспринимают развод: 3 правила выгодных договоренностей
- Как говорить тосты: 6 универсальных правил — потренируйтесь дома
- Коучинг и психотерапия: 5 основных различий
- «Мужчины постоянно меня используют — для секса, работы или разговора по душам»
- Искусство изящного ухода от неудобных вопросов: как его освоить
Сегодня читают
- Как вычислить психологического абьюзера в начале отношений: 6 признаков
- «Спустя год после расставания мой бывший и его мать начали меня преследовать»
- «Не могу понять, кто я и зачем я здесь»
- «Мой мужчина уходит к бывшей. Ей нужны его деньги»
- «Жду ребенка от африканца. Он меня бросил, родители настаивают на аборте»
- «Узнала, что муж переписывается с молодой девушкой. Не знаю, как поступить в такой ситуации»
Psychologies приглашает
Telegram-канал Psychologies
ПОДПИСАТЬСЯновый номерОСЕНЬ 2022 №71
Подробнее
спецпроекты
Аффект (психология) | это… Что такое Аффект (психология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Аффект.
Аффе́кт (лат. affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Аффекты отличают от эмоций, чувств и настроений.[1]
Содержание
|
Смысл понятия
Аффект, как и любой другой эмоциональный процесс, представляет собой психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности, и отражает бессознательную субъективную оценку текущей ситуации. Его уникальными характеристиками являются кратковременность и высокая интенсивность, в сочетании с выраженными проявлениями в поведении и работе внутренних органов. У животных возникновение аффектов связано с факторами, непосредственно затрагивающими поддержание физического существования, связанными с биологическими потребностями и инстинктами. Содержание и характер аффектов человека претерпевает значительное изменение под влиянием общества, и они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок и санкций. Аффект всегда возникает в ответ на уже сложившуюся ситуацию,[1] мобилизуя организм и организуя поведение так, чтобы обеспечить быструю реакцию на неё.
Границы понятия
Специалисты проводят различие между понятием «аффект» и понятиями «чувство», «эмоция», «настроение» и «переживание».
От чувств, настроений и эмоций аффекты отличаются прежде всего интенсивностью и кратковременностью, а также тем, что всегда возникают в ответ на уже возникшую ситуацию.[1]
Под переживаниями понимают только субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включающую физиологические составляющие.
Характеристики
Интенсивность (сила)
Аффекты могут различаться друг от друга по силе, начиная от наиболее слабых и контролируемых сознательно, заканчивая патологическими, полностью исключающими возможность сознательного контроля.
Валентность
Как и все эмоциональные процессы, аффекты отражают субъективную оценку, значимость чего-либо. Как оценка бывает положительной или отрицательной, так и аффекты бывают положительными или отрицательными. В виду своей биологической функции (быстрая организация поведения субъекта), аффекты не бывают амбивалентными.
Стеничность
В зависимости от влияния на активность, аффекты подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические аффекты побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (гнев, восторг и другие). Астенические аффекты расслабляют или парализуют силы (бессилие, ужас и другие).
Физиологические и патологические
Основная статья: Патологический аффект
Различают (особенно в судебной психиатрии) физиологический и патологический аффект. Первый, в отличие от второго, не сопровождается потерей самоконтроля, и не является основанием для признания лица невменяемым. Второй является нарушением нормального функционирования психики и может свидетельствовать о необходимости медицинского вмешательства. Исторически определение «физиологический» было введено, чтобы подчеркнуть отличие простого, нормального аффекта от патологического, показать, что его физиологическую основу составляют естественные для здорового человека нейродинамические процессы, однако причины наблюдающихся при аффекте физиологических явлений имеют психологическую природу. В современной психологической литературе понятие «аффект» употребляется вообще без дополнительных определений.
Содержание
Аффекты даже одной валентности могут различаться по содержанию. Например: гнев, восторг, испуг и другие.
Физиология аффекта
Начало течения аффекта сопровождается изменениями со стороны вегетативных реакций (изменение пульса и дыхания, спазм периферических кровеносных сосудов, выступание пота и другие), резко выраженными изменениями в произвольно-двигательной сфере (торможение, возбуждение или перевозбуждение, нарушение координации движений). На этом эффекте основан принцип работы детектора лжи, регистрирующего множество физиологических показателей организма.
Сильный аффект обычно нарушает нормальное течение высших психических процессов — восприятия и мышления, иногда вызывает сужение сознания или его помрачение.
Аффективный комплекс и куммулятивный аффект
Основная статья: Комплекс (психология)
Переживаемые состояния аффекта оставляют сильные устойчивые «аффективные следы» в долговременной памяти, определяющие избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам которые прежде вызывали аффект. Комплексы таких следов («аффективные комплексы») оказывают существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека — даже относительно далекие по смыслу слова-раздражители вызывают по ассоциации элементы аффективных комплексов.
Повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, которая может разрядиться в бурном, неуправляемом аффективном поведении («аффективный взрыв», «куммулятивный аффект»). В связи с этим свойством аффектов были предложены в воспитательных и терапевтических целях различные методы «канализации» аффекта.[1]
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Леонтьев Алексей Николаевич. Потребности, мотивы и эмоции (рус.). — Москва, 1971.
Литература
- Балабанова Л. М.. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — 20 000 экз. — ISBN 966-596-104-7
- Ребер, Артур С. Большой толковый психологический словарь = The Penguin Dictionary of Psychology: Second Edition. — 2-е издание. — Москва: Вече, АСТ, 2001. — Т. 1 (из 2х). — 592 с. — 8000 экз. — ISBN 5-17-009151-6, ISBN 5-17-009148-6, ISBN 5-17-008900-7, ISBN 5-7838-0606-4, ISBN 5-7838-0605-6
- Макаренко, Антон Семёнович. Педагогическая поэма. — Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1957. — Т. 1 (из 7). — С. 61, 63, 64, 65.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 59-60. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6
- Психологический словарь / Под редакцией В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и других. — Москва: Педагогика, 1983. — С. 29-20. — 448 с. — 75 000 экз.
- Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 1. — С. 109. — 1424 с. — 100 000 экз.
- Аффект // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Аффект — IResearchNet
Определение аффекта
Аффект относится к положительным или отрицательным личным реакциям или чувствам, которые мы испытываем. Аффект часто используется как общий термин для обозначения оценок, настроений и эмоций. Цвета влияют на то, как мы видим мир и как мы относимся к людям, объектам и событиям. Это также оказывает важное влияние на наши социальные взаимодействия, поведение, принятие решений и обработку информации.
Различия между видами воздействия
Оценки — это общие положительные или отрицательные чувства в ответ на кого-то или что-то конкретное. Например, если вы испытываете негативные чувства в ответ на своего нового соседа по комнате, ваша оценка этого человека основана на этих чувствах. Говорят, что такие оценки основаны на аффекте.
Настроения, как и оценки, также переживаются как общие положительные или отрицательные чувства; однако они не вызываются в ответ на кого-либо или что-либо конкретное. Когда вы в плохом настроении, вы не можете определить конкретную причину своих чувств. По этой причине люди иногда говорят, что у них плохое настроение, потому что они «проснулись не с той стороны кровати». Настроения не направлены на человека или объект. Таким образом, например, хотя у вас может быть негативная реакция на вашего соседа по комнате, у вас не будет негативного настроения по отношению к вашему соседу по комнате. Настроения похожи на оценки в том смысле, что они имеют тенденцию быть относительно продолжительными.
В отличие от оценок и настроений эмоции представляют собой весьма специфические положительные или отрицательные реакции на конкретного человека, объект или событие. Эмоции, как правило, переживаются в течение относительно коротких периодов времени и обычно имеют более короткую продолжительность, чем настроения или оценки. Эмоции, как правило, более интенсивны, чем настроения, и позволяют нам более четко описывать свои чувства, чем настроения или оценки. То есть мы можем точно указать, какой тип отрицательных чувств мы испытываем. Например, если ваш сосед по комнате ворует вашу книгу, вы можете сказать, что злитесь, а не просто сказать, что вы чувствуете себя негативно. Кроме того, другие негативные эмоции (например, грусть и страх) можно отличить от гнева по различным ситуациям и обстоятельствам, вызвавшим их, и по тому, как они переживаются.
Связь между аффектом и познанием
Аффект часто противопоставляется познанию (т. е. мыслям), но их связь не является однозначной. Некоторые исследователи считают, что аффект не может возникнуть без предшествующего ему познания, тогда как другие считают, что аффект возникает без предшествующего когнитивного компонента. Большая часть этих споров связана с конкретным типом аффекта, на который ссылаются люди. Многие ученые согласны с тем, что познание необходимо для переживания эмоций, тогда как познание может не быть необходимым для людей, чтобы выражать предпочтения или оценки.
Аффект может оказывать влияние на когнитивные процессы. Например, аффект может влиять на склонность использовать стереотипы. Люди в хорошем настроении чаще используют стереотипы при формировании впечатления о других, чем люди в грустном настроении. Кроме того, люди в хорошем настроении менее подвержены влиянию силы убедительного аргумента, чем люди в грустном настроении. Хорошее настроение также приводит к увеличению помогающего поведения.
Каталожные номера:
- Лазарь Р. С. (1982). Мысли об отношениях между эмоциями и познанием. Американский психолог, 37, 1019-1024.
- Уайер Р.С., Клор Г.Л. и Исбелл Л.М. (1999). Аффект и обработка информации. В MP Zanna (Ed.), «Достижения экспериментальной социальной психологии» (том 31, стр. 1–77). Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
- Зайонц, Р. Б. (1980). Чувство и мышление: предпочтения не нуждаются в выводах. Американский психолог, 35, 151–175.
Аффект (психология) — wikidoc
Аффект , как и прилагательное аффективный , относится к переживанию чувств или эмоций. [1] Аффект – ключевая часть процесса взаимодействия организма со раздражителями. Это слово также иногда относится к проявлению аффекта, которое представляет собой «поведение лица, голоса или жестов, которое служит индикатором аффекта». (АПА 2006)
Аффективная область представляет собой один из трех классических разделов психологии: когнитивный, волевой и аффективный. Одна современная психологическая теория, латерализация функций мозга, утверждает, что одна половина мозга имеет дело в основном с аффективными или эмоциональными, а другая половина имеет дело в основном с когнитивными или рациональными.
В некоторых взглядах конатив можно рассматривать как часть аффективного, [2] или аффективное как часть когнитивного. [3] .В этой статье обсуждаются теоретические аспекты, история и психологические значения термина, а также различия между настроением и эмоциями.
Содержание
- 1 Теоретическая перспектива
- 2 История
- 3 Бессознательный аффект и восприятие
- 4 Возбуждение
- 5 Аффект и настроение
- 6 Аффект и настоящий момент
- 7 Социальное взаимодействие
- 8 Значений в статье
- 9 Каталожные номера
- 10 сносок
- 11 внешних ссылок
- 12 См. также
Теоретическая перспектива
Термин «аффект» можно использовать для обозначения инстинктивной реакции на стимуляцию, происходящей до типичных когнитивных процессов, которые считаются необходимыми для формирования более сложной эмоции. Роберт Б. Зайонц утверждает, что эта реакция на раздражители является первичной для людей и доминирующей реакцией для низших организмов.
Многие теоретики (например, Lazarus, 1982) считают аффект посткогнитивным. То есть считается, что аффект возникает только после определенного объема когнитивной обработки информации. С этой точки зрения аффективная реакция, такая как симпатия, неприязнь, оценка или переживание удовольствия или неудовольствия, основана на предшествующем когнитивном процессе, в ходе которого производится различение различных содержаний, а признаки идентифицируются, исследуются на предмет их ценности, и взвешены за их вклад (Бревин, 1989).
Отход от узкой модели подкрепления для эмоций позволяет по-новому взглянуть на то, как аффект влияет на эмоциональное развитие. Таким образом, темперамент, когнитивное развитие, модели социализации и особенности семьи или субкультуры взаимодействуют друг с другом нелинейным образом. Например, темперамент ребенка с высокой реактивностью/низким самоуспокоением может «непропорционально» влиять на процесс регуляции эмоций в первые месяцы жизни (Griffiths, 19).97).
История
Был проведен ряд экспериментов по изучению социальных и психологических аффективных предпочтений (т. е. того, что людям нравится или не нравится). Были проведены специальные исследования предпочтений, отношения, формирования впечатления и принятия решений. Это исследование сопоставляет результаты с памятью узнавания (старые-новые суждения), что позволяет исследователям продемонстрировать надежные различия между ними. Суждения, основанные на аффектах, и когнитивные процессы были исследованы с указанием отмеченных различий, и некоторые утверждают, что аффект и познание находятся под контролем отдельных и частично независимых систем, которые могут влиять друг на друга различными способами (Zajonc, 19).80). И аффект, и познание могут представлять собой независимые источники эффектов в системах обработки информации.
Бессознательный аффект и восприятие
В отношении восприятия тип бессознательного аффекта может быть отделен от когнитивной обработки стимулов окружающей среды. Моноиерархия восприятия, аффекта и познания рассматривает роли возбуждения, тенденции внимания, аффективного первенства (Zajonc, 19).80), эволюционные ограничения (Shepard, 1984; 1994) и скрытое восприятие (Weiskrantz, 1997) в восприятии и обработке предпочтений и различий. Эмоции — это сложные цепочки событий, запускаемые определенными раздражителями. Невозможно полностью описать эмоцию, зная только некоторые ее компоненты. Вербальные сообщения о чувствах часто неточны, потому что люди могут не знать точно, что они чувствуют, или они могут испытывать несколько разных эмоций одновременно. Также возникают ситуации, когда люди пытаются скрыть свои чувства, и есть люди, которые считают, что публичные и личные события редко точно совпадают и что слова, обозначающие чувства, обычно более двусмысленны, чем слова, обозначающие предметы или события.
Аффективные ответы, с другой стороны, являются более простыми и могут быть менее проблематичными с точки зрения оценки. Брюин предложил два эмпирических процесса, которые формируют некогнитивные отношения между различными аффективными переживаниями. Те, которые представляют собой предустановленные диспозиции (т. е. бессознательные процессы), способные «выбирать из общего массива стимулов те стимулы, которые имеют случайное значение, используя такие критерии, как перцептивная значимость, пространственно-временные сигналы и прогностическая ценность по отношению к данным, хранящимся в памяти. (Бревин, 1989, p.381), и те, которые являются автоматическими (т.е. подсознательными процессами), характеризуемыми как «быстрые, относительно негибкие и трудно модифицируемые… (требующие) минимального внимания для возникновения и… (способные быть) активированными без намерения или осознания (1989 с. 381).
Возбуждение
Возбуждение является основной физиологической реакцией на предъявление раздражителей. Когда это происходит, бессознательный аффективный процесс принимает форму двух механизмов контроля; одно мобилизационное, а другое иммобилизирующее. В человеческом мозгу миндалевидное тело регулирует инстинктивную реакцию, инициирующую этот процесс возбуждения, либо замораживая человека, либо ускоряя его мобилизацию.
Реакция возбуждения проиллюстрирована в исследованиях, посвященных системам вознаграждения, которые контролируют поведение, связанное с поиском пищи (Balliene, 2005). Исследователи сосредоточились на процессах обучения и модуляторных процессах, которые присутствуют при кодировании и извлечении целевых значений. Когда организм ищет пищу, ожидание награды, основанное на событиях окружающей среды, становится еще одним фактором, влияющим на поиск пищи, отличным от награды самой пищи. Следовательно, получение вознаграждения и ожидание вознаграждения являются отдельными процессами, и оба они создают возбуждающее влияние сигналов, связанных с вознаграждением. Оба процесса диссоциированы на уровне миндалины и функционально интегрированы в более крупные нервные системы.
Аффект и настроение
Настроение, как и эмоция, является аффективным состоянием. Однако эмоция, как правило, имеет четкую направленность (т. е. ее причина самоочевидна), в то время как настроение имеет тенденцию быть более расфокусированным и рассеянным. Настроение, согласно Бэтсону, Шоу и Олесону (1992), включает в себя тон и интенсивность, а также структурированный набор убеждений относительно общих ожиданий будущего опыта удовольствия или боли или положительного или отрицательного аффекта в будущем. В отличие от мгновенных реакций, которые вызывают аффект или эмоцию и которые меняются в зависимости от ожидания будущего удовольствия или боли, настроения, будучи рассеянными и несфокусированными, и поэтому с ними труднее справиться, могут длиться дни, недели, месяцы или даже годы (Шукман, 19).75). Настроения — это гипотетические конструкции, отражающие эмоциональное состояние человека. Исследователи обычно делают выводы о наличии настроения на основе множества поведенческих референтов (Blechman, 1990).
Положительный аффект и негативный аффект представляют собой независимые области эмоций у населения в целом, а положительный аффект тесно связан с социальным взаимодействием. Положительные и отрицательные повседневные события демонстрируют независимые отношения к субъективному благополучию, а положительный аффект тесно связан с социальной активностью. Недавние исследования показывают, что высокая функциональная поддержка связана с более высоким уровнем положительного аффекта. Точный процесс, посредством которого социальная поддержка связана с положительным аффектом, остается неясным. Этот процесс может происходить из предсказуемого, упорядоченного социального взаимодействия, из досуга, где основное внимание уделяется расслаблению и позитивному настроению, или из удовольствия от совместной деятельности.
Аффект и настоящий момент
В книге Спокойствие разума Экхарт фокусируется на самосознании и восприятии настоящего, что приводит к когнитивному, сознательному аффективному состоянию человеческого состояния. Это текущее осознание аффекта включает в себя различные стимулы, обрабатываемые в рамках культур, организаций и сред, которые способствуют развитию эмоционального состояния человеческого организма (Толле, 19).99, 2003).
Социальное взаимодействие
Аффект, эмоция или чувство отображаются на других через выражение лица, жесты рук, позу, характеристики голоса и другие физические проявления. Эти аффективные проявления различаются между культурами и внутри них и проявляются в различных формах, начиная от самых дискретных выражений лица и заканчивая самыми драматическими и многочисленными жестами (Batson 1992). Аффективное отображение является важным аспектом межличностного общения. Психологи-эволюционисты выдвинули гипотезу о том, что в ходе эволюции гоминиды обладали сложной способностью читать аффективные дисплеи и обнаруживать обман. [ citation required ]
Значения в искусстве
Различие между внешне наблюдаемым аффектом и внутренним настроением неявно принимается в искусстве и, более того, в самом языке. Слово «головокружение», например, несет в себе коннотацию того, что характеризуемый индивидуум может демонстрировать счастье, которое говорящий/наблюдатель считает либо неискренним, либо недолговечным. [ ссылка необходима ]
Ссылки
- АПА (2006 г.). ВанденБос, Гэри Р., изд. Психологический словарь APA Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, стр. 26.
- Balliene, BW (2005). Диетическое влияние на ожирение: окружающая среда, поведение и биология. Физиология и поведение , 86 (5), стр. 717-730
- Batson, C.D., Shaw, L.L., Oleson, K.C. (1992). Дифференциация аффекта, настроения и эмоций: к функционально обоснованным концептуальным различиям. Эмоции . Ньюбери-Парк, Калифорния: Sage
- Блехман, Э.А. (1990). Настроения, аффекты и эмоции . Lawrence Erlbaum Associates: Hillsdale, NJ
- Брюин, Ч. Р. (1989). Процессы когнитивных изменений в психотерапии. Psychological Review , 96(45), стр. 379-394
- Гриффитс, ЧП (1997). Что такое эмоции на самом деле: проблема психологических категорий . Издательство Чикагского университета: Чикаго
- Лазарь, Р. С. (1982). Мысли об отношениях между эмоциями и познанием. Американский физиолог , 37(10), стр. 1019-1024
- Шукман, Х., Тетфорд, К. (1975). Курс чуда . Нью-Йорк: Пингвин-викинг
- Шепард, Р. Н. (1984). Экологические ограничения на внутреннее представление. Психологический обзор , 91, стр. 417-447
- Шепард, Р. Н. (1994). Перцептивно-познавательные универсалии как отражения мира. Psychonomic Bulletin & Review , 1, стр. 2-28.
- Толле, Э. (1999). Сила настоящего . Ванкувер: Издательство Намасте.
- Толле, Э. (2003). Тишина говорит . Ванкувер: издательство Намасте
- Вейскранц, Л. (1997). Потеря сознания и обретение . Оксфорд: Оксфордский ун-т. Нажимать.
- Зайонц, Р. Б. (1980). Чувства и мышление: предпочтения не нуждаются в выводах.