Агнозия развития: Агнозия: виды, причины, симптомы, реабилитация

Содержание

Апперцептивная и ассоциативная зрительная объектная агнозия в остром периоде ишемического инсульта

Апперцептивная и ассоциативная зрительная объектная агнозия в остром периоде ишемического инсульта

Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Тихомиров Г.В.

ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России

Григорьева В.Н.

ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России

Апперцептивная и ассоциативная зрительная объектная агнозия в остром периоде ишемического инсульта

Авторы:

Тихомиров Г.В., Григорьева В.Н.

Подробнее об авторах

Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им.

 С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2022;122(8‑2): 18‑25

DOI: 10.17116/jnevro202212208218

Как цитировать:

Тихомиров Г.В., Григорьева В.Н. Апперцептивная и ассоциативная зрительная объектная агнозия в остром периоде ишемического инсульта. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2022;122(8‑2):18‑25.
Tikhomirov GV, Grygorieva VN. Apperceptive and associative visual object agnosia in patients with acute ischemic stroke. Zhurnal Nevrologii i Psikhiatrii imeni S.S. Korsakova. 2022;122(8‑2):18‑25. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202212208218

Закрыть метаданные

Зрительная объектная агнозия (ЗОА) — утрата способности узнавать видимые предметы при сохранности элементарных функций зрения и отсутствии деменции. Различают апперцептивную и ассоциативную ЗОА.

 Апперцептивная ЗОА обусловлена нарушением «досмысловых» этапов обработки зрительной информации. Ассоциативная ЗОА вызвана утратой доступа к знаниям об объектах окружающего мира, а ее семантический подтип — распадом самих этих знаний. Своевременное распознавание ЗОА и ее варианта имеет важное значение для индивидуализации подходов к медицинской реабилитации больных. В статье представлены описания двух клинических наблюдений с апперцептивной и ассоциативной ЗОА в остром периоде ишемического инсульта (ИИ). Приведенные клинические случаи указывают на возможность развития апперцептивной и ассоциативной ЗОА у больных с односторонним поражением головного мозга в остром периоде ИИ. Верифицировать варианты ЗОА позволяет лишь углубленное нейропсихологическое обследование.

Ключевые слова:

инсульт

апперцептивная зрительная агнозия

ассоциативная зрительная агнозия

семантическая ассоциативная агнозия

нарушения зрительного восприятия

Авторы:

Тихомиров Г. В.

ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России

Григорьева В.Н.

ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России

Список литературы:

  1. Ptak R. Definition: Visual object agnosia. Cortex. 2021;143:281.  https://doi.org/10.1016/j.cortex.2021.07.007
  2. Ptak R, Lazeyras F. Functional connectivity and the failure to retrieve meaning from shape in visual object agnosia. Brain and Cognition. 2019;131:94-101.  https://doi.org/10.1016/j.bandc.2018.12.007
  3. Gerlach C, Robotham RJ. Object recognition and visual object agnosia. Handb Clin Neurol. 2021;178:155-173.  https://doi.org/10.1016/B978-0-12-821377-3.00008-8
  4. Martinaud O. Visual agnosia and focal brain injury. Rev Neurol (Paris). 2017;173(7-8):451-460.  https://doi.org/10.1016/j.neurol.2017.07.009
  5. Barton JJ. Higher cortical visual deficits. Continuum (Minneap Minn). 2014;20(4 Neuro-ophthalmology):922-941.  https://doi. org/10.1212/01.CON.0000453311.29519.67
  6. Elder JH. Shape from Contour: Computation and Representation. Annu Rev Vis Sci. 2018;4:423-450.  https://doi.org/10.1146/annurev-vision-091517-034110
  7. Bartolomeo P. Visual agnosia and imagery after Lissauer. Brain. 2021;144(9):2557-2559. https://doi.org/10.1093/brain/awab159
  8. Haque S, Vaphiades MS, Lueck CJ. The Visual Agnosias and Related Disorders. J Neuroophthalmol. 2018;38(3):379-392.  https://doi.org/10.1097/WNO.0000000000000556
  9. Haigh SM, Robinson AK, Grover P, Behrmann M. Differentiation of Types of Visual Agnosia Using EEG. Vision (Basel). 2018;2(4):44.  https://doi.org/10.3390/vision2040044
  10. Rosenke M, van Hoof R, van den Hurk J, et al. A Probabilistic Functional Atlas of Human Occipito-Temporal Visual Cortex. Cereb Cortex. 2021;31(1):603-619.  https://doi.org/10.1093/cercor/bhaa246
  11. Wang S, Cao L, Xu J, et al. Revealing the Semantic Association between Perception of Scenes and Significant Objects by Representational Similarity Analysis. Neuroscience. 2018;372:87-96.  https://doi.org/10.1016/j.neuroscience.2017.12.043
  12. Milner AD, Cavina-Pratesi C. Perceptual deficits of object identification: apperceptive agnosia. Handb Clin Neurol. 2018;151:269-286.  https://doi.org/10.1016/B978-0-444-63622-5.00013-9
  13. Álvarez R, Masjuan J. Visual agnosia. Rev Clin Esp (Barc). 2016;216(2):85-91.  https://doi.org/10.1016/j.rce.2015.07.009
  14. Peru A, Avesani R. To know what it is for, but not how it is: semantic dissociations in a case of visual agnosia. Neurocase. 2008;14(3):249-263.  https://doi.org/10.1080/13554790802269968
  15. Charnallet A, Carbonnel S, David D, Moreaud O. Associative visual agnosia: a case study. Behav Neurol. 2008;19(1-2):41-44.  https://doi.org/10.1155/2008/241753
  16. Heutink J, Indorf DL, Cordes C. The neuropsychological rehabilitation of visual agnosia and Balint’s syndrome. Neuropsychol Rehabil. 2019;29(10):1489-1508. https://doi.org/10.1080/09602011.2017.1422272
  17. St-Hilaire A, Blackburn MC, Wilson MA, et al.  Object decision test (BORB): normative data for the adult Quebec population and performance in Alzheimer’s disease and the semantic variant of primary progressive aphasia. Neuropsychol Dev Cogn B Aging Neuropsychol Cogn. 2018;25(3):427-442.  https://doi.org/10.1080/13825585.2017.1319901
  18. Brown T, Peres L. An overview and critique of the Test of Visual Perception Skills — fourth edition (TVPS-4). Hong Kong J Occup Ther. 2018;31(2):59-68.  https://doi.org/10.1177/1569186118793847
  19. Bickerton WL, Demeyere N, Francis D, et al. The BCoS cognitive profile screen: Utility and predictive value for stroke. Neuropsychology. 2015;29(4):638-648.  https://doi.org/10.1037/neu0000160
  20. Chechlacz M, Rotshtein P, Humphreys GW. Neuronal substrates of Corsi Block span: Lesion symptom mapping analyses in relation to attentional competition and spatial bias. Neuropsychologia. 2014;64:240-251.  https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2014.09.038
  21. Ladera V, Perea MV, García R, et al.  The 5 Objects Test: Normative data from a Spanish community sample. Neuro Rehabilitation. 2019;44(3):451-456.  https://doi.org/10.3233/NRE-182579
  22. Steeves JK, Humphrey GK, Culham JC, et al. Behavioral and neuroimaging evidence for a contribution of color and texture information to scene classification in a patient with visual form agnosia. J Cogn Neurosci. 2004;16(6):955-965.  https://doi.org/10.1162/0898929041502715
  23. Ungrady MB, Flurie M, Zuckerman BM, et al. Naming and Knowing Revisited: Eyetracking Correlates of Anomia in Progressive Aphasia. Front Hum Neurosci. 2019;13:354. Published 2019 Oct 11.  https://doi.org/10.3389/fnhum.2019.00354
  24. Konen CS, Behrmann M, Nishimura M, Kastner S. The functional neuroanatomy of object agnosia: a case study. Neuron. 2011;71(1):49-60.  https://doi.org/10.1016/j.neuron.2011.05.030
  25. Anzellotti S. Anterior temporal lobe and the representation of knowledge about people. Proc Natl Acad Sci USA. 2017;114(16):4042-4044. https://doi.
    org/10.1073/pnas.1703438114

Закрыть метаданные

Речевая слуховая агнозия у детей: как исправить

Речевая слуховая агнозия – это нарушение слухового восприятия, которое встречается не только у детей, но и у взрослых. Это неспособность распознавать звуки: шум дождя, звон колокольчика, интонацию, тембр, схожие слова. Страдает фонематический слух – способность слушать и слышать звуки речи при сохранном физическом слухе. Поэтому ребенок говорит, как слышит, часто не понимая, чего от него хотят окружающие. Например, команду «постучи ложкой по столу» он может услышать как «асучи окой а лу» и не понять. Как исправить это нарушение, расскажу сегодня.
Причины нарушения слухового восприятия
Основной причиной данного расстройства является незрелость проводниковых связей между различными зонами головного мозга. Возникает она вследствие родовых травм, асфиксии плода, инфекционных заболеваний младенца, стрессовых ситуаций, деменции.

В связи с этим различают два вида нарушения слухового восприятия: сенсорная алалия и речевая слуховая агнозия.

В первом случает человек не понимает обращенную речь, хотя может чисто воспроизвести услышанную фразу. Нет связки между слуховой оболочкой слова и предметом. Например, инструкцию «дай кружку» сенсорный алалик вообще не поймет, но повторит четко «дай кружку». Слухоречевой агнозик некорректно слышит инструкцию, понимает, что надо что-то дать. Может принести вместо кружки вилку, произносит: «ай йку». Речевую слуховую агнозию еще называют нарушением фонематического слуха.

Формирование фонематического восприятия

Фонематический слух – способность дифференцировать звуки речи. От рождения до средней школы ребенок проходит большой путь, чтобы научиться не только различать звуки, но и правильно затем отражать их на письме, четко соблюдая последовательность в слове, не пропуская и не заменяя их. Фонематическое восприятие – это показатель того, насколько хорошо человек чувствует звуки в речи, произносит слова в определенном ритме, не переставляя слоги в словах.

Формирование фонематического восприятия включает в себя не только речевое развитие, но и моторное планирование, увеличение объема слухоречевой памяти. Способность к анализу звуковой оболочки слова появляется тогда, когда ребенок может удерживать в памяти многоступенчатую инструкцию. Поэтому уже с двухлетнего возраста работаем над развитием слухоречевой памяти. Инструкция: положи банан в зеленую тарелку, арбуз в красную. Начинаем с двухступенчатой инструкции, затем усложняем: положи сначала зеленый камешек, потом красный, затем синий. Сначала произносим команду, ребенок должен ее прослушать, удержать в голове и выполнить правильно. Здесь же развивается моторное планирование: что сначала, что потом.

Работа над формированием фонематического слуха проводится в три этапа:
1 – распознавание неречевых звуков;
2 – работа с музыкальными инструментами, развитие темпа, ритма, силы звучания;
3 – распознавание речевых звуков: схожих слов, слогов, звуков.

Неречевые звуки

Если у малыша не сформировались межполушарные проводниковые связи, отвечающие за восприятие звуков, необходимо научить его различать сначала неречевые звуки. Берем подручные предметы: ключи, погремушку, деревянный молоточек, воду, бумагу, металлические ложки, вилки, кружку, камешки, монетки, бусинки, спички, различные крупы (манку, гречку, рис), фасоль, бобы, муку.

С каждым предметом сначала знакомим по отдельности. Крупы, монеты, камушки, спички, бусинки насыпаем в коробочки, в спичечные коробки или футляры от киндеров. Учим ребенка слушать, как переливается из стакана в стакан вода, как шуршит сминаемая бумага, гремит связка ключей, погремушка, как стучит молоточек. Затем оставляем предметы для двойного действия, например, воду и ключи. Просим ребенка отвернуться, переливаем воду. Покажи, что я сейчас делала? Показал. Снова отвернулся, погремели ключами. Покажи, что звенело? Далее добавляем все больше «шумных» предметов: сминаем бумагу, переливаем воду и гремим погремушкой. Сначала берем более шумные предметы, потом схожие по звучанию.

Можно записать на диктофон звон ключей, стук ложки об стол, шум дождя, стук молоточка, бой барабана. Надо дать ребенку прослушать, как звучит, а потом предложить угадать, что звучало. В 2 года он может не понимать и не различать музыкальные инструменты. На прогулке и дома нужно обращать внимание на различные шумы: гудит пылесос, дрель за стеной, капает дождь, дует ветер, стучит отбойный молоток на стройке, едет машина, мотоцикл, трактор и т.п.

В футляры от киндеров (или в спичечные коробки) помещаем по отдельности монеты, пластмассовые бусинки, спички, стирательные резинки, стеклянные камешки, муку. Один футляр оставляем пустым. Лучше продублировать коробочки, чтобы потом ребенок смог найти такой же звук. Гремим, показываем, что внутри коробочки, подкрепляем картинкой для неговорящих детей. Затем снова гремим, малыш должен угадать, что звучало, показать на картинку. Параллельно можно закреплять понятия, что из чего сделано, и пополнять словарь прилагательными: бусы из пластмассы – пластмассовые, спички из дерева – деревянные и т.д. Когда малыш научится распознавать все «резиновые» и «стеклянные» звуки, попросите, чтоб он выбрал из продублированных коробочку со схожим звучанием.

Задачей посложнее будет научить ребенка различать совсем похожие звуки. Попросите потрясти такие же закрытые коробочки и отличить рис от гречки, фасоль от бобов, муку от манки, бобы от камешков Марлбс. Пока ребенок не научится четко различать все эти шумы, дальше идти нельзя.

Музыкальные инструменты

В 2,5-3 года ребенок уже может различать звучание музыкальных инструментов. Поиграем в «Угадай, что звенит». Знакомим со звуками дудочки, свирели, контрабаса, ксилофона, трещотки, маракасов, бубна и т.д. При работе музыкальные инструменты нужно брать вместе с ключами, водой. Также учимся слушать тишину.

Ставим ширму перед ребенком, а за ней колокольчик, звоночек, погремушку. Погремели – «покажи, что звучало». Завязываем малышу глаза, звеним колокольчиком сверху, снизу, сзади, спереди, слева, справа: «покажи, где звенел колокольчик». Помимо неречевых звуков надо работать над ритмом. Повтори за мной ритм (но только не с ребенком с нарушением сенсорного восприятия): раз-два, раз-два-три. Можно отстучать на барабане, на пианино, на ксилофоне. Также обязательно развивать тембр, высоту, силу звучания (громче, тише). Попросить ребенка поиграть в той же последовательности на инструментах, в которой играли вы.

Параллельно с музыкальными инструментами развиваем условно-двигательные реакции. Пока я дую в дудочку, ты бежишь. Пока гремлю погремушкой, кидаешь монетки в копилку. Бегаем вокруг стула, (можно с группой детей), пока стучит бубен. Когда малыш научится четко выполнять все инструкции, отличать звучание музыкальных инструментов, воспроизводить ритм, тогда переходим к следующему этапу формирования фонематического восприятия.

Речевые звуки

Последний, третий этап работы по преодолению речевой слуховой агнозии, – распознавание звуков речи. Этап включает в себя дифференциацию не только звуков, но и интонаций, силы, тембра голоса. Уже с года малыш отличает папин голос от маминого. Для развития фонематического слуха на этом этапе можно всей семье сесть в круг, ребенок в центре с закрытыми глазами. Поочередно то мама, то папа, то дядя, то тетя, то бабушка, то дедушка произносят его имя. Ребенок должен показать или сказать, кто его позвал. Затем надо позвать громко, тихо, шепотом, жалобно, весело, ритмично по слогам. Малыш снова угадывает, кто позвал шепотом, а кто с восклицанием.

В норме в 2 годика ребенок слышит ошибки в чужой речи. К 3 годам слышит некорректные звуки и в своей речи. К 4 годам может определить, какое слово длинное, а какое короткое. Ребенок с речевой слуховой агнозией затрудняется определить длину слова, часто не может произнести даже короткое слово «дом». Поэтому подключаем картинки с короткими и длинными словами, отхлопываем. «Дом» – хлопнули один раз, короткое слово. «Че-ре-па-ха» – хлопнули 4 раза, длинное слово.

Далее начинаем работать над различением слов-квазиомонимов, отличающихся одним звуком: ком-дом-том-сом. Можно поиграть в игры. Комкаем бумагу (снежок-ком). Инструкция: кидай ком в корзину, если услышишь слово «ком». Произносим: «кукла, собака, крыса, том, дом, сом, лом, КОМ», выделяя нужное слово голосом. Сначала произносим непохожие по звучанию слова. Или: «кидай сома в воду, если услышишь слово «сом».

Выбираем слова в зависимости от класса слоговой структуры, над которым мы работаем. Если они двусложные, и ребенок не различает [к]-[х], берем, например, слово «муха». Инструкция: бей по столу хлопушкой (можно свернуть в трубочку лист бумаги), когда услышишь слово «муха» («мута, муга, мула, мука, мура, МУХА)». Можно использовать несуществующие слова, выделяя нужное голосом. Надо отработать очень много слов, чтобы ребенок это усвоил.

Что делать, если ребенок не произносит шипящие звуки, не произносит звуки К, Г, Х, Й и другие не выговаривает свистящие звуки.

После отработки западающих звуков в словах, берем слоги. Если ребенок путает [б]-[п], берем слоговые цепочки. Повтори за мной: ба-ба-па, ба-па-ба, па-ба-па и т.д. Аналогично при замене звуков [г]-[к], [д]-[т], [с]-[з], [с]-[ш]. Можно использовать ритмические ряды в виде машинок разных цветов, камешков, фишек. Выкладываем камешки: красный – слог «да», синий – «га». Нажимаем пальчиком попеременно: да-га-да-га-да-га. Импровизированная игра на пианино: левая рука – «та», правая – «да». Взмахи рук: та-та-да, да-да-та, да-та-да. Прохлопывание, протопывание слогов в слове. Игра в ладошки с отрабатываемыми звуками.

В норме фонематический слух формируется к 5 годам. После преодоления нарушения слухового восприятия учим ребенка определять место звука в слове (первый, последний, посередине), соседа звука справа и слева. Таким образом готовим дошкольника к звуковому анализу, синтезу и формированию такого сложнейшего механизма, как письмо.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Что это такое, причины и виды

Обзор

Что такое агнозия?

Агнозии — это группа состояний, при которых ваш мозг не может что-то распознать, даже если ваши органы чувств могут это обнаружить. Условия могут повлиять на ваши чувства, включая зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Они также могут влиять на способность вашего мозга собирать и осмысливать информацию. Примером этого является неспособность распознать, что объект движется, даже если вы можете идентифицировать объект, когда он стоит на месте.

На кого это влияет?

Агнозия может возникнуть у любого человека в любом возрасте, но, как правило, возникает из-за определенных состояний мозга. Некоторые, но не все, из этих состояний связаны с вашим возрастом или другими возрастными заболеваниями.

Насколько распространено это состояние?

Агнозии вообще очень редки. Менее 1% людей, получающих помощь по поводу неврологического (мозгового) заболевания, имеют какой-либо тип агнозии.

Как это состояние влияет на мой организм?

Агнозии — это состояния, которые нельзя объяснить проблемами с органами чувств или памятью человека. Примером этого является человек, который знает, что такое кошка, и может видеть, что кошка находится с ним в комнате, но не может сказать вам, что это кошка, глядя на нее (зрительная агнозия), или они не могут определить, что это кошка, по ее мяуканью (слуховая агнозия).

В чем разница между агнозией и афазией?

Агнозия и афазия имеют некоторое сходство, но все же это очень разные состояния. Оба связаны с повреждением части вашего мозга, но это повреждение влияет на ваш мозг по-разному. Различия заключаются в следующем:

  • Агнозия — это состояние, при котором повреждение мозга не позволяет ему распознавать входные данные от одного из ваших органов чувств, таких как зрение, слух и т. д. Ваше чувство работает нормально, но часть вашего мозга который обрабатывает сенсорную информацию, не работает.
  • Афазия — это состояние, при котором повреждение областей вашего мозга нарушает ваши языковые способности. Различные типы афазии могут замедлить вашу речь, затруднить использование или произнесение правильного слова или вообще не дать вам говорить.

Симптомы и причины

Каковы симптомы агнозии?

Симптомы агнозии зависят от формы, типа и смысла. Агнозия бывает двух основных форм:

  • Апперцептивная : Эта форма связана с проблемой восприятия. Органы чувств человека работают, но его мозг не может обрабатывать информацию.
  • Ассоциативный : Этот тип представляет собой проблему распознавания. Чувства могут улавливать информацию, а мозг может ее обрабатывать, но он не может распознать или осмыслить поступающую информацию.

Разница между этими формами небольшая, но важная. Примером этого является создание нескольких копий одного и того же изображения кошки и показ их людям с формами агнозии. Человек знает, что такое кошка в любой форме, но его мозг не может распознать ее в лицо.

  • Апперцептивный : Если показать несколько копий изображения кота человеку с апперцептивной агнозией, он не сможет сказать, что это кот, и не сможет сказать, что это одно и то же изображение.
  • Ассоциативный : Если вы покажете те же изображения человеку с ассоциативной агнозией, они узнают, что это то же самое изображение, но не смогут сказать, что это кошка.
Особые виды агнозии

Ниже приведены особые виды агнозии:

Зрительные (зрительные) агнозии
  • Акинетопсия : Это когда вы можете распознавать объекты, но не можете распознать, что они движутся.
  • Алексия : Люди с этим заболеванием не умеют читать. Они все еще могут видеть слова и могут писать и говорить без каких-либо проблем.
  • Amusia : визуальный эффект этой проблемы приводит к тому, что вы теряете способность читать ноты (см. звуковой эффект ниже).
  • Аутопагнозия : Это означает, что у вас есть проблемы с распознаванием частей тела, как своих, так и другого человека. У вас также могут возникнуть проблемы с распознаванием частей тела на рисунке или картинке. Подтипом этого является пальцевая агнозия, что означает, что вы знаете, что такое пальцы, но не можете узнать их, когда видите.
  • Ахроматопсия : Также известная как цветовая агнозия, это когда вы можете видеть цвета и различать их, но не можете идентифицировать цвет.
  • Корковая слепота : Это происходит при повреждении частей вашего мозга, которые получают зрительную информацию. Ваши глаза работают нормально, но ваш мозг не может обрабатывать сигналы, посылаемые вашими глазами.
  • Экологическая агнозия : Этот тип означает, что вы не можете определить, где вы находитесь, описать знакомое место или дать указания к нему.
  • Топографическая агнозия — это тип экологической агнозии. Это означает, что вы можете помнить особенности планировки здания или его окружения, но не можете определить, где вы находитесь по отношению к планировке, и не можете ориентироваться.
  • Форма агнозия : здесь вы можете видеть части объекта, но не можете распознать сам объект. Примером этого является идентификация колес, сиденья и руля велосипеда, когда вы смотрите на каждую часть, но вы не можете распознать их как часть всего велосипеда.
  • Симультагнозия : Это когда вам трудно видеть более одного объекта. Существует несколько типов этого состояния. Спинная симультанагнозия — вы можете видеть только один объект за раз. Когда вы не фокусируетесь на объекте, вы его не видите. Вентральная симультанагнозия — вы можете видеть несколько объектов одновременно, но можете идентифицировать их только по отдельности. Это как стоять в лесу, но узнавать только одно дерево за раз и никогда не узнавать лес.
  • Прозопагнозия : Это состояние, также известное как «лицевая слепота», имеет два типа. Апперцептивная прозопагнозия — это когда вы не можете распознать выражение лица человека или другие невербальные сигналы. Ассоциативная прозопагнозия — это когда вы не можете узнать лицо человека, даже если вы с ним знакомы. Вы все еще можете распознать их по другим признакам, например, по голосу или звуку их ходьбы. Это состояние обычно возникает из-за повреждения головного мозга, но оно также имеет врожденную форму, то есть у вас оно возникает при рождении. Люди, рожденные с этим, всю жизнь с трудом узнают лица. Вполне возможно, что врожденная прозопагнозия является наследственным заболеванием, поскольку оно иногда передается по наследству.
  • Социально-эмоциональная агнозия : Это когда вы не можете распознавать невербальные сигналы, такие как язык тела. Это похоже на апперцептивную прозопагнозию (см. выше), но затрагивает все тело человека, а не только его лицо.
Слуховая (звуковая) агнозия
  • Амузия : Слуховой эффект этой проблемы означает, что вы не можете узнавать песни или мелодии, которые знали раньше. Вы также можете быть не в состоянии отличить музыку от других звуков или распознать определенные музыкальные ноты.
  • Слуховая агнозия : Это когда вы не можете распознавать звуки, даже если у вас нет проблем со слухом. Когда дело доходит до звуков от людей, существует несколько типов этого. Вербальная слуховая агнозия , также известная как «словесная глухота», — это когда вы не можете понимать произнесенные вслух слова. Вы по-прежнему можете их читать и писать, и у вас нет проблем с произношением слов. Невербальная слуховая агнозия — это когда вы не можете распознавать звуки, которые издают другие люди, но можете понимать слова, которые они говорят.
  • Корковая глухота : Как и корковая слепота, это проблема с определенными частями вашего мозга. Ваши уши могут улавливать звуки и посылать в мозг сигналы о том, что они слышат. Однако повреждение определенных частей вашего мозга означает, что ваш мозг не может обрабатывать эти сигналы.
  • Phonagnosia : Люди с этим типом не могут распознавать знакомые голоса, но у них нет проблем с распознаванием того, что говорит знакомый голос.
Тактильные (осязательные) агнозии
  • Ахилогнозия : Это когда вы не можете распознать свойства объекта, к которому прикасаетесь. Это означает, что вы не можете сказать, из чего он сделан, его вес, плотность или текстуру. Тем не менее, вы все равно можете узнать его по форме.
  • Аморфогнозия : Это означает, что вы не можете определить форму или размер объекта, осязая его.
  • Астереогнозис: Это когда вы не можете сказать, что представляет собой объект, осязая его, но вы знаете, что это за объект, глядя на него.
Другие агнозии
  • Анозогнозия : Это когда вы не можете распознать, что у вас есть заболевание. Это больше, чем просто отрицание в смысле нежелания смотреть в лицо реальности серьезного заболевания. Это означает, что ваш мозг вообще не может признать, что у вас есть проблема. Примером этого являются проблемы с контролем движений мышц из-за болезни Паркинсона, но вы не понимаете, что у вас есть это заболевание.
  • Анозодиафория : Это когда вы признаете, что у вас есть заболевание, но не можете распознать или понять его важность. Люди с этим могут преуменьшать проблему, потому что они не могут признать, что это серьезно.
  • Гастаторная (вкусовая) агнозия : Это может повлиять на вашу способность распознавать типы вкусов (сладкий или горький) или знакомые продукты, которые вы пробуете.
  • Обонятельная агнозия : Это обонятельная агнозия. Это означает, что вы можете не распознавать определенные запахи или типы запахов, которые вы распознавали ранее.
  • Одностороннее пренебрежение : Это проблема, при которой вы не можете распознать какой-либо сенсорный ввод с одной стороны вашего тела. Обычно это происходит из-за поражения на противоположной стороне мозга. Вы также можете вообще не узнать пораженную сторону своего тела.

Что вызывает агнозию?

Агнозии — это проблемы с вашим мозгом, а не с самими чувствами. Как и любая другая часть вашего тела, ваш мозг подвержен травмам. Эти травмы, известные как поражения, будут иметь разные последствия в зависимости от того, где в вашем мозгу они происходят. Поражения также могут возникать внезапно или медленно с течением времени, в зависимости от основной причины.

Потенциальные состояния и причины поражения головного мозга, приводящие к агнозии, включают, но не ограничиваются следующим:

  • Болезнь Альцгеймера.
  • Аневризмы.
  • Опухоли головного мозга (включая раковые и доброкачественные новообразования).
  • Деменция.
  • Нарушения развития.
  • Травмы головы, такие как сотрясения мозга или черепно-мозговые травмы (ЧМТ).
  • Церебральная гипоксия (поражение головного мозга из-за недостатка кислорода).
  • Инфекции (например, вызывающие энцефалит).
  • Судороги и эпилепсия.
  • Ночное апноэ.
  • Инсульт.
  • Токсины, такие как отравление угарным газом.

Это заразно?

Агнозии не заразны. Хотя некоторые инфекции, которые в конечном итоге могут вызвать агнозию, заразны, агнозия редко возникает из-за них.

Диагностика и тесты

Как диагностируется?

Диагностика агнозии состоит из физического осмотра, вопросов об истории болезни, диагностической визуализации и тестирования и многого другого.

Диагностика агнозии включает в себя тесты и экзамены, которые гарантируют следующее:

  • Сенсорные тесты : Эти тесты удостоверяются, что затронутое чувство работает должным образом, и исключают любые проблемы или состояния, связанные с органами чувств.
  • Проверка когнитивного и психического статуса : Эти тесты позволяют убедиться, что проблема не связана с мышлением человека, его способностью концентрироваться или решать проблемы.
  • Тесты памяти и знакомства : Эти тесты позволяют убедиться, что у человека нет проблем с памятью. Они также следят за тем, чтобы отсутствие признания человека не было связано с отсутствием опыта или знакомства с чем-либо.
  • Диагностические и визуализирующие тесты : Эти тесты выявляют поражения или признаки повреждения соответствующей части вашего мозга.

Какие анализы будут проводиться для диагностики этого состояния?

При агнозиях возможны следующие диагностические исследования:

  • Компьютерная томография (КТ).
  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ).
  • Тест вызванных потенциалов.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ).
  • Спинномозговая пункция (люмбальная пункция).

Другие тесты также возможны в зависимости от основной причины, которую медицинские работники подозревают или хотят исключить. Ваш лечащий врач может лучше всего объяснить, какие тесты вероятны в вашей ситуации и почему они считают эти тесты необходимыми.

Управление и лечение

Как лечат агнозии и есть ли лекарство?

Сами по себе агнозии неизлечимы, но в некоторых ситуациях можно обнаружить основные причины. Агнозии обычно поддаются лечению с помощью различных подходов. Некоторые из этих подходов сосредоточены на основной проблеме. Другие методы помогут вам научиться работать с агнозией или компенсировать ее.

Какие лекарства или методы лечения используются?

Методы лечения и лекарства от агнозии зависят от основной причины, тяжести и локализации поражений и других факторов. Возможные методы лечения включают:

  • Лекарства : Они варьируются от антибиотиков для лечения инфекций до лекарств от деменции.
  • Хирургия : Агнозия может возникнуть, когда опухоль сдавливает определенные области мозга. Удаление этих опухолей хирургическим путем, когда это возможно, может уменьшить давление на ваш мозг и позволить ему нормально функционировать.
  • Терапия и реабилитация : Поскольку расстройства головного мозга, такие как агнозия, часто необратимы, лечение часто включает обучение человека с агнозией тому, как ее компенсировать или обойти. Специализированная реабилитация, особенно логопедия и трудотерапия, часто является инструментом, помогающим людям с агнозиями научиться справляться с этим состоянием.
Альтернативные стратегии помимо реабилитации

Агнозия чаще всего поражает одно чувство (хотя бывают случаи, когда мозговая травма может повредить несколько чувств), что означает, что другие чувства не затронуты. Терапия может помочь, показывая человеку с агнозией, как компенсировать это с помощью другого органа чувств. Примеры включают:

  • Прозопагнозия : Обучение людей с лицевой слепотой узнавать других по звуку голоса.
  • Вербальная слуховая агнозия : Помощь людям в адаптации путем обучения их чтению по губам или использования других средств письменного общения, когда это возможно.
  • Зрительная агнозия : Использование ярлыков для идентификации объектов, которые человек не может распознать только на глаз.

Другие стратегии включают организацию и создание процедур, помогающих людям находить вещи, размещая их каждый раз в одном и том же месте. Это также может включать уменьшение беспорядка, чтобы люди с зрительной агнозией не путали предметы, потому что они не могут распознать их только на вид.

Возможные осложнения и побочные эффекты лечения

Осложнения или побочные эффекты лечения зависят от применяемого лечения, других имеющихся у вас заболеваний или обстоятельств вашей жизни. Поскольку они могут широко варьироваться от человека к человеку, ваш лечащий врач лучше всего расскажет вам о возможных побочных эффектах или осложнениях. Они могут адаптировать информацию, которую они предоставляют, к вашей конкретной ситуации и помочь вам понять, что вы можете сделать, чтобы избежать проблем в будущем.

Как я могу позаботиться о себе или справиться с симптомами?

Вы не должны пытаться самостоятельно диагностировать или лечить агнозию, не посоветовавшись предварительно с врачом. Это потому, что их диагностика требует специальной подготовки и опыта. Также важно поговорить с врачом, потому что некоторые из причин этого состояния, особенно опухоли головного мозга (даже те, которые не являются раком), со временем усугубляются и могут в конечном итоге поставить вашу жизнь под угрозу.

Сколько времени требуется для восстановления после лечения или этого состояния?

В случаях, когда повреждение временное, ограниченное или происходит из-за излечимого состояния, восстановление агнозии может занять от нескольких месяцев до года. Определенные виды терапии и реабилитации также могут помочь в некоторых случаях. Однако повреждение головного мозга, вызывающее агнозию, часто бывает необратимым, а это означает, что агнозия тоже необратима.

Профилактика

Как предотвратить развитие агнозии или снизить риск ее развития?

Некоторые состояния, вызывающие агнозию, непредсказуемы и неизбежны. Это означает, что предотвратить их невозможно. В других случаях можно предотвратить состояние, вызывающее агнозию, или снизить риск возникновения состояния. Лучшее, что вы можете сделать, включает в себя:

  • Придерживайтесь сбалансированной диеты и поддерживайте здоровый вес . Многие состояния, связанные с вашим кровообращением и здоровьем сердца, особенно инсульт, могут повредить области вашего мозга, вызывая агнозию. Предотвращение инсульта и подобных состояний является ключевым способом предотвращения агнозии или снижения риска ее возникновения.
  • Не игнорировать инфекции . Глазные и ушные инфекции требуют быстрого лечения. Если эти инфекции распространяются на ваш мозг, они могут стать серьезными или даже смертельными, и они могут вызвать повреждение мозга, ведущее к агнозии.
  • Одежда для обеспечения безопасности . Травмы головы могут привести к повреждению головного мозга, вызывающему агнозию. Независимо от того, находитесь ли вы на работе или в свободное время, использование защитного снаряжения может помочь вам избежать травм, вызывающих агнозию.
  • Следите за своим здоровьем . Очень важно контролировать состояния, которые могут привести к повреждению головного мозга, такие как эпилепсия или апноэ во сне. Управление этими состояниями может помочь вам избежать или ограничить необратимые повреждения, предотвращая или уменьшая тяжесть агнозии.

Перспективы/прогноз

Чего мне ожидать, если у меня агнозия?

Перспективы агнозии сильно зависят от тяжести, типа и того, как она влияет на вашу жизнь. Для большинства людей эти условия могут вызвать серьезные трудности, в то время как другие могут иметь минимальные последствия. Терапия и реабилитация являются ключом к тому, чтобы помочь вам адаптироваться к этому состоянию, если оно необратимо. Во многих случаях методы и стратегии, усвоенные в терапии, могут помочь людям с агнозией прожить долгую, здоровую и счастливую жизнь.

Как долго длится агнозия?

Основная причина и тяжесть агнозии являются ключевыми факторами, определяющими ее продолжительность. Однако большинство агнозий являются постоянными.

Каковы перспективы этого состояния? Это фатально?

Агнозии редко опасны или смертельны для вас напрямую. Однако агнозия может возникнуть из-за смертельных состояний. Примеры опасных для жизни состояний, вызывающих агнозию, включают инсульты, опухоли головного мозга и многое другое.

Эти условия также могут затруднить вашу работу, что иногда приводит к опасным ситуациям. Например, при акинетопсии неспособность видеть движущиеся объекты может подвергнуть вас риску при выполнении таких обычных действий, как переход улицы. Вот почему адаптация к этому состоянию, особенно с помощью реабилитации и терапии, так важна.

Жить с

Как мне позаботиться о себе?

Ваш лечащий врач лучше всего поможет вам в жизни с агнозией. Они могут предоставить ресурсы и направить вас к специально обученным, опытным поставщикам медицинских услуг или квалифицированным программам, которые помогут вам адаптироваться к этому заболеванию и жить с ним.

Когда мне следует обратиться к поставщику медицинских услуг?

Если вы заметили, что у вас (или близкого вам человека) возникают новые проблемы с распознаванием знакомых предметов, вам следует обратиться к своему лечащему врачу. Такого рода изменения — независимо от того, является ли это агнозией любого рода — обычно сигнализируют о проблеме с вашим мозгом, требующей медицинской помощи.

Когда мне следует обратиться в отделение неотложной помощи?

Вам следует немедленно обратиться к врачу, если вы заметите внезапную агнозию любого типа, особенно в сочетании с любыми симптомами инсульта или черепно-мозговой травмы. Симптомы инсульта включают:

  • Слабость, онемение или паралич одной стороны тела.
  • Невнятная или искаженная речь.
  • Опущение одной стороны лица или потеря зрения на один глаз.
  • Проблемы с глотанием.
  • Путаница, раздражительность или возбуждение.
  • Проблемы с концентрацией внимания, мышлением или запоминанием.
  • Внезапная сильная головная боль или мешает вам заниматься своими обычными делами.

Записка из клиники Кливленда

Агнозия может быть сбивающим с толку, пугающим неврологическим состоянием. Они могут внезапно лишить вас простых способностей, таких как узнавание знакомых лиц или понимание людей, говорящих с вами. К счастью, есть способы адаптироваться и компенсировать агнозию. Если у вас есть одно из этих состояний, разговор с поставщиком медицинских услуг может помочь вам найти специалистов и программы, которые могут помочь вам с этим заболеванием. Даже если это состояние постоянное, есть способы его компенсировать и обойти. Таким образом, вы можете установить предел того, насколько сильно агнозия влияет на то, как вы хотите жить.

Первичная зрительная агнозия — Национальная организация по редким заболеваниям

Распечатать

Последнее обновление: 14 мая 2015 г.
Годы публикации: 1994, 2003, 2008, 2009, 2012, 2015


Благодарность

NORD выражает благодарность доктору Глину У. Хамфрису, факультет экспериментальной психологии, Оксфордский университет, Великобритания, за помощь в подготовке этого отчета.

Синонимы

  • агноз, первичный
  • апперцептивная агнозия
  • ассоциативная агнозия
  • мономодальная зрительная амнезия
  • зрительная амнезия

Подразделения

  • Подразделений не найдено

Обзор болезней

Первичная зрительная агнозия — это редкое неврологическое расстройство, характеризующееся полной или частичной потерей способности узнавать и идентифицировать знакомые объекты и/или людей с помощью зрения. Это происходит без потери способности реально видеть предмет или человека. Симптомы зрительной агнозии возникают в результате поражения определенных областей головного мозга (первичные) или в сочетании с другими нарушениями (вторичные).

Признаки и симптомы

Люди с первичной зрительной агнозией могут иметь одно или несколько нарушений зрительного распознавания без нарушения интеллекта, мотивации и/или внимания. Зрение почти всегда не нарушено, а разум ясен. Некоторые пострадавшие люди не могут узнавать знакомые объекты. Они могут видеть предметы, но не могут идентифицировать их визуально. Однако объекты можно идентифицировать по осязанию, звуку и/или запаху. Например, затронутые люди могут быть не в состоянии идентифицировать набор ключей на вид, но могут идентифицировать их, держа их в руках.

Некоторые исследователи разделяют зрительную агнозию на две широкие категории: апперцептивную агнозию и ассоциативную агнозию. Апперцептивная агнозия относится к людям, которые не могут правильно обрабатывать то, что они видят, что означает, что им трудно идентифицировать формы или различать разные объекты (визуальные стимулы). Пострадавшие люди могут быть не в состоянии распознать, что изображения одного и того же объекта под разными углами относятся к одному и тому же объекту. Пострадавшие люди могут быть не в состоянии копировать (например, рисовать) объект.

Ассоциативная агнозия относится к людям, которые не могут сопоставить объект с памятью. Они могут точно описать объект и даже нарисовать его изображение, но не могут указать, для чего этот объект или для чего он используется. Однако, если сказать устно, что это за объект, пострадавший сможет описать, для чего он используется.

В некоторых случаях люди с первичной зрительной агнозией не могут узнавать знакомых людей (прозопагнозия). Они могут ясно видеть человека и могут описать его (например, цвет волос и глаз), но не могут идентифицировать человека по имени. Люди с прозопагнозией могут узнавать людей по осязанию, запаху, речи или по походке (походке). В некоторых редких случаях больные не могут узнать свое лицо.

У некоторых людей есть форма первичной зрительной агнозии, связанная с потерей способности идентифицировать свое окружение (потеря агнозии знакомства с окружающей средой). Симптомы включают неспособность узнавать знакомые места или здания. Пострадавшие люди могут описать знакомую среду по памяти и указать ее на карте.

Первичная агнозия связана с двусторонним поражением вентрального зрительного потока, включая язычную и веретеновидную извилины.

Первичную зрительную агнозию можно отличить от других зрительных расстройств, таких как симультанагнозия, которая характеризуется неспособностью читать и неспособностью видеть окружающее в целом. Пораженный человек может видеть части окружающей сцены, но не все. Существует неспособность понимать более одной части визуальной сцены одновременно или координировать части.

В редких случаях люди с первичной зрительной агнозией могут не распознавать или указывать на различные части тела (аутотопагнозия). Симптомы могут также включать потерю способности отличать левое от правого.

Причины

Затронутые группы населения

Первичная зрительная агнозия — крайне редкое неврологическое расстройство, поражающее мужчин и женщин в равной степени. Первое подробное описание зрительной агнозии в медицинской литературе появилось в 1890 году.

Сопутствующие расстройства

Диагноз

Для точного определения природы нарушения зрительного процесса у человека можно проводить различные психофизические тесты. Повреждение головного мозга, которое вызывает зрительную агнозию, может быть выявлено с помощью методов визуализации, включая компьютерную томографию (КТ) и магнитно-резонансную томографию (МРТ).

Стандартные методы лечения

Исследовательские методы лечения

Ресурсы

Ресурсы первичной зрительной агнозии

Ссылки

УЧЕБНИКИ
Хамфрис Г.В. Первичная зрительная агнозия. В: Руководство NORD по редким заболеваниям. Филадельфия, Пенсильвания: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс; 2003: 508-09.

Beers MH, Berkow R, ред. Руководство Merck, 17-е изд. Станция Уайтхаус, Нью-Джерси: исследовательские лаборатории Merck; 1999:1382.

Адамс Р. Д., Виктор М., Роппер А.А. ред. Принципы неврологии. 6-е изд. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: компании McGraw-Hill; 1997:456-58, 462-64.

ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ
Riddoch MJ, Humphreys GW. Зрительная агнозия. Нейрол Клин Н Ам. 2003;21:501-520.

Де Ренци. Расстройства зрительного опознания. Семин Нейрол. 2000;20:479-85.

Дэйли Миннесота, Коттрелл ГВ. Прозопагнозия в модульных моделях нейронных сетей. Прог Мозг Res. 1999; 121:165-84.

Mervis CB, Robinson BF, Pani JR. Зрительно-пространственное построение. Нейропсихология. 1997; 35:271-87.

Хамфрис Г.В., Риддох М.Дж. Объектные агнозии. Baillieres Clin Neurol. 1993;2:339-59.

СТАТЬИ В ЖУРНАЛЕ
Humphreys GW, Riddoch MJ. Особенности, объекты, действие: когнитивная нейропсихология зрения с 1984 по 2004 год. Познание нейропсихологии. 2006;23(1):156-83.

Pietz J, Ebinger F, Rating D. Прозопагнозия у ребенка дошкольного возраста с синдромом Аспергера. Dev Med Child Neurol. 2003;45:55-57.

Томас Р. М., Форде Э.М., Хамфрис Г.В. и др. Продольное исследование категорийной агнозии. Нейрокейс. 2002;8:466-79.

Bohlhalter S, Fretz C, Weder B. Иерархическая и параллельная обработка в тактильном распознавании объектов: поведенчески-нейроанатомическое исследование апперцептивной тактильной агнозии. Мозг. 2002; 125:2537-48.

Тернбулл О.Х., Делла Сала С., Бесчин Н. Агнозия для объектной ориентации: свидетельства называния и вращения в уме. Нейрокейс. 2002;8:296-305.

Westwood DA, Danckert J, Servos P, et al. Восприятие двухмерных изображений и трехмерных объектов при агнозии зрительной формы. Опыт Мозг Res. 2002;144:262-67.

Стоун А., Валентайн Т., Дэвис Р. Распознавание лиц и эмоциональная валентность: обработка без осознания неврологически интактными участниками не стимулирует скрытое распознавание при прозопагнозии. Cogn Affect Behav Neurosci. 2001; 1:183-91.

Riddoch MJ, Humphreys GW, Gannon T, et al. Из этого состоят воспоминания: влияние времени на сохраненные зрительные знания в случае зрительной агнозии. Мозг. 1999; 122:537-59.

ИНТЕРНЕТ
Информационная страница NINDS Agnosia. Национальный институт неврологических расстройств и инсульта/Национальный институт здоровья.
http://www.ninds.nih.gov/disorders/agnosia/agnosia.htm Последнее обновление: 2 октября 2007 г. По состоянию на 12 мая 2015 г.

  • Программы помощи
  • Организации пациентов
  • Реестр

RareCare

® Программы помощи

NORD стремится открывать новые программы помощи, если позволяет финансирование. Если у нас нет программы для вас сейчас, пожалуйста, продолжайте проверять нас.

Дополнительные программы помощи

Узнайте больше о программах помощи пациентам >


Организации пациентов

Узнайте больше об организациях пациентов и членстве >


IAMRARE

® Реестр пациентов

Платформа IAMRARE Registry ® , разработанная NORD, способствует революционным изменениям в изучении редких заболеваний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *