Академическая психология: Академическая психология — Психологос

Академическая психология — Психологос

Академическая психология — это система теорий, методов и исследований, признанная большинством научного сообщества и утвержденная в качестве эталона экспертным сообществом государственной академии или другой научной специализированной отраслевой головной организацией. См.→

Академическая психология в первую очередь — фундаментальная наука, наука не ради практических приложений, а ради чистой науки. Как фундаментальная наука, академическая психология:

  • занимается в первую очередь исследованием, изучением тех или иных закономерностей (закономерностей развития и функционирования психики, закономерностей взаимодействия людей и пр.),
  • создает в методологическую базу для других областей психологии (экспериментальной, прикладной, практической) и смежных наук: педагогики, валеологии, этологии, акмеологии и других. См.→

В меньшей степени, но академическая наука занимается и прикладными исследованиями, транслирующими научные достижения в практику.

См.→

Признаки академизма

Академическая психология — это лица и их публикации. Академик, член-корреспонт, доктор наук, ну ладно кандидат — лицо признанное, значит у него академическая психология.

Академические публикации имеют следующие признаки:

  • где напечатана статья.

Если в Ваковском сборнике — академическая, опубликована в популярном издании либо просто в Интернете — скорее нет.

  • обязательность ссылок на авторитетные лица и источники.

Как правило, на те же ваковские сборники и журналы.

  • Особый, академический язык.

Это не обязательно научный язык, но язык обычно высокий и сложный, не допускающий просторечия, с большим количеством номинализаций.

Психология академическая и нет

Академическая психология печатается в специальных журналах, в ней важны авторитетные ссылки, возможность защиты диссертаций и другие статусные моменты. Не академическая психология — не принятая в академическую среду или не стремящаяся туда попадать. См.→

Академическая и естественно-научная психология

Академическая психология — не обязательно строго научная психология, по крайней мере кроме естественно-научного, в ней широко представлен и гуманитарный подход (см.→). В целом, в отличие от строго научного подхода, академическая психология не требует строгого определений понятий и допускает размышления, не проверяемые в научном эксперименте.

Академическая и практическая психология

В силу тяготения к фундаментальности академическая наука противопоставляется прикладной, практической психологии. Академической психологии присущ широкий культурный кругозор, глубокий методологический анализ, видение тенденций. С другой стороны, характерна оторванность от практики и неготовность отвечать на запросы обычных людей.

Задачи практической помощи, практического обучения либо развития выходят за рамки академической психологии. Ими занимается педагогика и практическая психология. См.→

предметная область, задачи и методы работы.

Научную психологию, в свою очередь, можно разделить на академическую, прикладную и практическую.

В предыдущем разделе мы говорили о научной психологии, понимая слово «научный» широко, как антоним «донаучного», житейского знания. Существует и более узкое понимание этого слова. В этом случае научная психология противопоставляется прикладной или практической. Иначе она называется «академическая». Академическая психологии ориентирована на отыскание общих законов психики и поведения людей, в то время как прикладная психология ищет способы применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных академических исследований.

Академическую психологию интересуют, прежде всего, теоретические аспекты. Ученые наблюдают различные явления в естественной обстановке или в лаборатории, пытаются интерпретировать полученные результаты и систематизировать их, создать теоретические модели, объясняющие наблюдаемые психические явления, предсказывающие их функционирование в тех или иных ситуациях. То есть, они стремятся на основе отдельных наблюдений, фактов прийти к пониманию общих закономерностей. Целью исследований является объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, выявление существующих между ними связей.

Для изучения и характеристики психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, индивидуальность, аффект, фрустрация и т.п. Для описания взаимосвязей и механизмов психической деятельности они разрабатывают научные теории и концепции, которые помогают объяснять и предсказывать те или иные психические явления.

Спецификой психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Б.С. Братусь пишет: «Достаточно часто психологу приходится слышать от специалистов других областей, прежде всего, естественно-технических, что психология вовсе не наука, поскольку не располагает строгими объективными методами исследования. Когда же психология стремится к формализации методов и достигает известного уровня этой формализации, то сразу появляются обвинения – на этот раз со стороны представителей гуманитарных областей, — которые говорят о принципиальной невозможности однозначного определения человеческой личности.

Но дело не ограничивается критикой извне, по сути та же борьба, борьба двух подходов: одного – стремящегося к формализации, другого – выступающего принципиально против таковой, происходит и в самой психологии». Но все же в отечественной психологии на данный момент явно преобладает ориентация на естественнонаучные методы, на объективность, измерение и эксперимент. Хотя в последние годы начала оформляться и гуманистическая психология, правда, большей частью, в рамках психологической практики.

К основным исследовательским методам в психологии относят общие для естествознания в целом методы наблюдения и эксперимента, каждый из которых выступает в различных формах. К специфическим научно-исследовательским методам психологии относятся методы

тестирования, опроса, анализа продуктов деятельности. Широкое применение в психологии нашли также методы математического моделирования, статистического анализа и т.д.

К методам гуманитарной (описательной) психологии относят интроспекцию, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификацию, диалог, биографический метод и пр. Основное назначение этих методов – понимание душевной жизни человека во всем многообразии ее проявлений и связей.

Отрасли фундаментальной психологии и их задачи.

Психология накопила такое огромное количество научных знаний о мире психических явлений, что сами психологи часто не вполне ясно осознают, как много они знают. Психология стала очень разветвленной наукой, и специалисты в одной отрасли психологии уже не могут быть достаточно компетентными в другой области психологических знаний и научных исследований.

Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека и животных в целом, наиболее общие психологические закономерности, которые одинаково проявляются во всех сферах психической жизни.

К числу отраслей фундаментальной психологии относятся общая психология, дифференциальная психология, психология личности, психофизиология, социальная психология, психология развития, специальная психология (или психология аномального развития), сравнительная и зоопсихология.

Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека. Самые глобальные из ее вопросов касаются понимания самой психологии, ее структуры и функций, законов ее развития. Общая психология занимается проблемами сознания и бессознательного, личности, деятельности, изучает различные психические состояния и свойства человека, процессы произвольной регуляции деятельности. В рамках общей психологии также изучаются познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение.

Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей: их темперамент, характер, способности, личностные свойства, их индивидуальный стиль, психологические особенности, определяемые возрастом, полом, социальным положением, местом жительства и т.п.

Нередко в качестве отдельной отрасли фундаментальной психологии выделяют психологию личности, которая занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей самосознания, мотивации, характера.

Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в этой отрасли представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, свойства человека.

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. 6нтернет6ологии исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, лежащие в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.

Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, межличностные отношения.

Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности развивающегося человека. В психологии развития выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию (психологию старости).

Кроме того, эта отрасль изучает развитие различных психических функций.

Специальная психология (или психология аномального развития) изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Эта отрасль включает в себя несколько разделов. Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха. Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей. Специальная психология, как и специальная педагогика входит в состав дефектологии – комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.

Патопсихология изучает патологические изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.

Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Сравнительная психология сопоставляет психику животных и человека.

Прикладная психология – особое направление научной психологии, которое занимается изучением путей практического применения научно-психологических знаний для решения практических задач. Она изучает общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.

К отраслям прикладной психологии относятся педагогическая, медицинская, юридическая, экономическая психология, психология религии, спорта, труда. В свою очередь психология труда включает в себя психологию инженерную, военную, транспортную, авиационную и космическую психологию, психологию торговли и пр. Прикладные отрасли психологии базируются на соответствующих академических исследованиях общих закономерностей психики и специальных проблем. Они заимствуют у академической психологии объективные методы исследования: наблюдение, эксперимент, тест, опрос и т.

д.

Особенностью прикладных исследований является то, что они организуются непосредственно по заказу какого-либо социального института. Так как сфера прикладных исследований находится на границе профессиональной психологии и непрофессиональной (относительно данной науки) средой, встают новые требования к языку, на котором излагаются результаты исследований. Профессиональный жаргон здесь становится неприемлемым.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека. К разделам педагогической психологии относят психологию обучения, психологию воспитания, психологию учителя, а также психологию учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. В педагогической психологии рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирования мышления у учащихся. Изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, с педагогами и родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней, роль психики в возникновении и протекании болезней, роль психики в их лечении и роль психики в предупреждении болезней и укреплении здоровья.

Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к судебной и исправительной сфере деятельности. Она подразделяется на судебную, криминологическую и пенитенциарную (исправительную) психологию.

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, исследующая проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.

Политическая психология изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. Важными проблемами, которыми она занимается, являются психология пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля и власти, изучение массовых социально-психологических процессов.

Психология религии изучает психологические проблемы религиозного сознания, психологию веры в Бога, представления и чувства верующих людей.

Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, взаимоотношения спортсменов в команде, условия и средства эффективного тренировочного процесса, а также психологические проблемы, связанные с соревнованием.

Психология труда – это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение влияния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.

Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания.

Инженерная психология изучает психологические проблемы взаимодействия человека и машины. Наиболее важным объектом исследований является деятельность человека – оператора в автоматизированных системах управления.

Авиационная психология изучает психологические проблемы человека в соответствующей сфере профессиональной деятельности, а также условия успешного обучения летному делу.

Космическая психология изучает психологические особенности жизнедеятельности человека в условиях космического полета, проблемы, связанные с невесомостью, нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма.

Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий и обучения военному делу, психологические особенности военнослужащих, взаимодействие начальников и подчиненных.

Психология управления занимается разнообразными психологическими проблемами управленческой деятельности: изучением личностных качеств, стиля и методов работы руководителя, исследованием факторов, повышающих эффективность руководящей деятельности.

Практическая психология не включается в существующие сферы практической деятельности, а создает особую сферу психологических услуг. Она ориентирована не на исследование психики, а на работу с психикой; на способы воздействия психолога на сознание и поведение другого человека. Научные знания дополняются и конкретизируются опытом практической работы. Психологи – практики стремятся на основе известных общих психологических закономерностей прийти к пониманию индивидуальных особенностей конкретного человека или группы. В результате формируется концепция, в которой отражаются представления психологов о наиболее существенных особенностях людей определенного типа, и, исходя из этого понимания, обосновываются способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-то концепцию (в зависимости от принадлежности к той или иной школе) и применяет ее с учетом конкретной ситуации данного человека. В практической психологии не пригодны те методы, которые используются в академической и прикладной психологии, здесь создаются свои методы работы с психикой. Основными из них являются психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов и т.д. Арсенал методов, методик, техник практической психологии очень велик. Некоторые из них используются только представителями какого-то одного направления, некоторые – во многих направлениях. Особенностями знаний в практической психологии являются целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опора на опыт работы специалистов. В отличие от ученых, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний.

В.Н.Карандашев также выделяет как отдельный вид психологических знаний парапсихологию.

Основным отличительным признаком парапсихологических знаний является невозможность их объяснения с точки зрения существующих на настоящий момент научных принципов. Эти знания сочетают в себе конкретность и неопределенность, недоступность для большинства людей.

Отношение в научных кругах к парапсихологии до сих пор остается противоречивым. Одни принципиально отрицают реальность парапсихологических явлений, другие включают материалы парапсихологических исследований в академические курсы психологии.

Таким образом, виды психологических знаний довольно многообразны. Каждый из них характеризуется своими особенностями, и они взаимодополняют друг друга.

Что такое психология? — Psychology, University of York

Академическая психология – это биологическая и экспериментальная отрасль науки, занимающаяся разумом, мозгом и поведением. Поскольку его предметом является «человеческая природа», он широко применяется в здравоохранении, образовании, промышленности и торговле. Выпускники факультета психологии находят работу в самых разных организациях, которые стремятся понять, предсказать, объяснить или изменить поведение людей. Студенты получают уникальную и мощную комбинацию:

  • научные методы (вместе с другими естественными науками)
  • человеческий предмет (совместно с социальными и гуманитарными науками)
  • критический анализ и общение (характерно для искусства и гуманитарных наук).

Академические психологи — это ученые, которые используют наблюдения и экспериментальные данные, чтобы прийти к обоснованным выводам. Они стремятся понять взаимосвязь между нашими ощущениями и действиями, а также промежуточные процессы, лежащие в основе человеческого поведения (когнитивная психология) и их развития на протяжении всей жизни (психология развития), включая взаимодействие между людьми (социальная психология) и психологические различия между людьми. Некоторые исследователи сосредотачиваются на том, что делает людей уникальными и что делает нас похожими на других животных (сравнительная психология). Многие психологи участвуют в применении науки, например, в работе (профессиональная психология), в уголовном правосудии (судебная психология), в обучении и обучении (педагогическая психология) и в области психического и физического здоровья (клиническая психология). Степень в области психологии обеспечивает отличный фон для продолжения карьеры в самых разных областях, включая исследования, консультирование, обучение, маркетинг, анализ данных и здравоохранение.

Разум или мозг?

Первоначально психология считалась наукой о разуме. Теперь мы знаем, что наш субъективный, сознательный опыт дает лишь одно, часто довольно вводящее в заблуждение, представление о том, что происходит у нас в голове. Психологи ищут объективное понимание этих процессов, и это приводит нас к измерению аспектов поведения и все чаще к исследованию мозга в действии.‌

Как мы воспринимаем, понимаем, запоминаем, думаем, учимся, принимаем решения и действуем? Используя новейшие технологии, такие как магнитно-резонансная томография (МРТ), психологи и нейробиологи теперь могут заглянуть внутрь мозга в поисках ответов.

Изучение поведения

Традиционно психологи изучали мозг не напрямую (это было очень сложно до изобретения современных методов визуализации мозга), а косвенно, посредством тщательно спланированных экспериментов по измерению свойств разума через их влияние на поведение. Например, психолог может исследовать процессы, связанные с чтением, измеряя время, необходимое для ответа на разные слова. Очень часто на важные вопросы о человеческой природе можно ответить без детального понимания лежащих в основе механизмов мозга, и поэтому поведенческие подходы продолжают оставаться методом выбора для многих нерешенных вопросов.

Изучение неврологии

Нейронаука, изучающая механизмы работы мозга и центральной нервной системы, играет все более важную роль в современной психологии. Психологи особенно озабочены теми аспектами нейронауки, которые объясняют человеческое поведение и познание, хотя многие из этих механизмов являются общими с другими животными. Как наши действия, восприятие, мысли, чувства и воспоминания возникают из сети клеток мозга и сигналов, которые они посылают друг другу? «Когнитивная» нейробиология (имеющая дело с психическими процессами, такими как восприятие, внимание и память) — относительно молодая и интересная наука. Используя такие методы, как МРТ, текущее состояние знаний и открытий быстро развивается. Родственная, но гораздо более старая область нейропсихологии — это раздел психологии, который исследует мозговую основу познания, рассматривая влияние конкретных травм головного мозга и болезненных процессов на различные аспекты поведения.

Примеры вопросов по психологии и неврологии человека

  • Как мы интерпретируем и используем информацию, полученную нашими органами чувств?

  • Как различные типы информации организуются и обрабатываются в мозгу?

  • Каким образом наши интеллектуальные и перцептивные способности разрушаются после повреждения или болезни головного мозга?

  • Как мы учимся и запоминаем?

  • Что вызывает депрессию и как ее лечить?

  • Как и почему некоторые вещи забываются?

  • Как мы приобретаем язык

  • Как мы общаемся вербально и невербально?

  • Как возникают такие расстройства, как дислексия и аутизм?

  • Что такое предубеждение и откуда оно берется?

  • Каковы психологические причины антиобщественного и преступного поведения и как их можно предотвратить?

  • Как терапевтические и рекреационные наркотики влияют на мозг?

Какой тип карьеры в академической психологии?

Многие начинающие студенты-психологи задаются вопросом о типе карьеры в академической психологии. Это связано с тем, что академическая психология, наряду с прикладной психологией, является двумя основными ветвями психологии. Узнайте больше, чтобы узнать об интересных карьерных возможностях, доступных в академической психологии.

Что такое академическая психология?

Академическая психология противоположна прикладной психологии. То есть академическая психология фокусируется на использовании научных и академических исследований для понимания всех аспектов человеческого поведения и познания. В то время как большинство людей считают академических психологов либо консультантами, либо профессорами, существуют и другие карьеры.

Школьный психолог

По данным Национальной ассоциации школьных психологов (NASP), эти специалисты по охране психического здоровья помогают учащимся всех возрастов добиться успеха в социальной жизни, поведении и учебе. Они работают с самыми разными людьми, включая учителей, администраторов, семьи и даже правоохранительные органы, чтобы создать безопасную и продуктивную учебную среду. Школьные психологи, или академические психологи, обычно имеют степень специалиста или доктора наук. Для получения первой степени требуется не менее 60 академических часов, а для получения второй степени — не менее 9.0. Тем не менее, оба требуют годовой стажировки под наблюдением, которая занимает 1200 часов. Школьные психологи прошли специальную подготовку по поведенческим вмешательствам, разнообразию развития и оценке факторов риска. В то время как большинство школьных психологов работают в государственных школах K-12, другие работают в частных организациях, которые предоставляют услуги по сбору данных, оценке и консультированию.

Академические возможности

Карьера, доступная в академической психологии, как правило, связана с высшим образованием. Сердце академической психологии находится в университетских исследованиях на уровне выпускников. Профессора колледжей со степенью магистра или доктора наук получат возможность обучать студентов и проводить исследования. Академическим психологам повезло иметь возможность работать в разных областях психологии. Например, академический психолог может исследовать социальную психологию посредством тщательно контролируемых групповых экспериментов. С другой стороны, когнитивный психолог может проводить каждый день, используя сложное электронное оборудование для измерения мозговой и неврологической активности.

Альтернативные академические назначения

Не все преподаватели психологии в колледжах работают на кафедре психологии. Должности преподавателей в других отделах доступны для академических психологов. Например, социальный психолог может быть направлен в бизнес-школу для изучения вопросов лидерства и управления. Это, естественно, приведет к работе с крупными корпорациями и другими промышленными психологами. И наоборот, академический психолог может работать в другом отделе гуманитарных наук и заниматься интересными кросс-культурными или антропологическими исследованиями.

Срок пребывания или отсутствие владения?

По данным Американской психологической ассоциации (APA), в академической психологии есть много возможностей для постдокторантов. Тем не менее, штатные должности очень востребованы и конкурентоспособны. Следовательно, существует много вакансий, не связанных с постоянным пребыванием в должности. Позиция без постоянного пребывания имеет смысл, потому что некоторые студенты накапливают студенческий долг и не могут дождаться, когда откроется идеальная должность. Кроме того, принятие нештатной должности — это удобный способ остаться на том же месте. Нештатные преподаватели обычно берут больше курсов бакалавриата, потому что от них не ожидается, что они будут проводить много исследований. Таким образом, те, кто предпочитает преподавание, должны выбрать нештатную должность преподавателя.

Связанный ресурс: Experimental Psychology

Напомним, что академическая психология предлагает множество возможностей трудоустройства, основанных на исследованиях, и альтернативные карьерные пути. Академические психологи обычно работают как в государственных, так и в частных образовательных организациях. Имейте в виду, что тип карьеры в академической психологии не ограничивается только консультированием студентов или психологическими исследованиями в университете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *