Акцентуация характера в психологии это: Акцентуация. Что такое «Акцентуация»? Понятие и определение термина «Акцентуация» – Глоссарий

Акцентуация характера | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

Акцентуация характера

Акцентуация характера (англ. character accentuation) — высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы, граничащий с психопатией. Ср. Радикал.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Акцентуации характера — понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний (см. Синдром), представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. акцентуация характера отличаются от последних отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях; социальной дезадаптации. Акцентуации характера свойственна уязвимость личности по отношениям не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям (см.

Психогении), адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) А. х., к-рые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.

Выделяются следующие основные типы Акцентуации характера:

  1. циклоидный — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;
  2. гипертимный — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца; 
  3. лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;
  4. астенический — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии;
  5. сензитивный — повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;
  6. психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий;
  7. шизоидный — отгороженность, замкнутость, интроверсия (см. Экстраверсия — Интроверсия), эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания (см. Эмпатия), трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения;
  8. эпилептоидный — склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность;
  9. застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность;
  10. демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» (см. Ипохондрия) при неудовлетворенной потребности в признании;
  11. дистимный — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни; 
  12. неустойчивый — склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;
  13. конформный (см. Конформность) — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы А. х.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Акцентуация (лат. accentus — ударение) — усиление, заострение определенных психических свойств. K. Leonhard [1964, 1968] разработана концепция акцентуированных личностей. Выделяются отдельные черты личности (акцентуированные), которые сами по себе еще не являются патологическими, однако при определенных условиях могут претерпевать развитие в положительном или отрицательном направлении, достигая особой выраженности у психопатов и невротиков. Черты эти как бы являются заострением некоторых присущих каждому человеку неповторимых индивидуальных свойств.

Акцентуация личности — промежуточное явление между нормой и психопатией. Выделяют десять типов акцентуация характера и темперамента:

  • гипертимность, склонность к застреванию аффекта,
  • эмотивность,
  • педантичность,
  • тревожность,
  • циклотимность,
  • демонстративность,
  • возбудимость,
  • дистимичность (субдепрессивность),
  • склонность к аффективной экзальтации.

В патологии демонстративности соответствует истерическая психопатия, педантичности — ананкастическая психопатия, склонности к застреванию — паранойяльная психопатия, возбудимости — эпилептоидная психопатия.

Отмечены сочетанные А. различных личностных свойств, в том числе интро- и экстраверсии. А.Е. Личко [1977] рассматривает А. не в личностном плане, а соотносит ее с характером, так как, по его мнению, личность является широким понятием, включающим в себя помимо характера и темперамента интеллект, способности, мировоззрение и т.д. У подростков он различает следующие типы А. характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, смешанные.

Диагностика Акцентуации личности, характера основывается на данных клинического обследования и результатах психологического исследования с помощью опросников Шмишека, Литтманна-Шмишека, ПДО.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Акцентуации характера — чрезмерное усиление определенных черт характера, что ведет к особенностям психического статуса, которые, однако, обычно не выходят за пределы психической нормы, но нередко затрудняют контакты с окружающими людьми.

Есть мнение (Александровский Ю.А., 2005) о том, что «акцентуированные личности занимают промежуточное положение между психически здоровыми и больными с психопатическими расстройствами». Наиболее частые типы акцентуаций: истероидный, гипертимный, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, эмоционально-лабильный.

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

  • Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Акцентуация характера

акцентуация характера | это.

.. Что такое акцентуация характера?

   АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА (с. 31) — чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатией. Как считает известный немецкий психиатр К.Леонгард (им предложен этот термин), у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. При акцентуации характера личность становится уязвима не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенным травмирующим воздействиям, адресованным так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Акцентуация может быть выражена по-разному — различают явные и скрытые (латентные) акцентуации, которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.

   Оформляясь к подростковому возрасту, большинство акцентуаций, как правило, со временем сглаживаются, компенсируются и лишь при сложных, травмирующих ситуациях, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, могут не только стать почвой для острых эмоциональных реакций, неврозов, но и явиться условием формирования психопатии.

   На основании различных классификаций выделяются следующие основные виды акцентуаций характера:

   1) циклоидный — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;

   2) гипертимный — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца;

   3) лабильный резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

   4) астенический — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии и ипохондрии;

   5) сензитивный — повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

   6) психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству;

   7) шизоидный — отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения;

   8) эпилептоидный — склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность;

   9) застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность;

   10) демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; поведение, характеризующееся авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании;

   11) дистимный — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

   12) неустойчивый — склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

   13) конформный — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

   В отличие от «чистых» типов значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуаций характера — промежуточные (результат одновременного развития нескольких типических черт) и амальгамные (напластование новых черт характера на его сложившуюся структуру) типы. I

   Учет акцентуаций характера необходим для осуществления индивидуального подхода к воспитанию детей и подростков, профориентации, выбора подходящих форм индивидуальной и семейной психотерапии.


Социально-психологическая поддержка подростков с акцентуациями характера и агрессивностью

Врезка статьи

Скачать

Основное содержание статьи

Реферат

Социально-психологическая поддержка — комплекс профилактических, воспитательных, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации подростков; перспективы своего личностного роста. Процесс социально-психологического сопровождения объединяет основные институты социализации: семью и школу. В статье представлено исследование акцентуаций характера и агрессивного поведения в подростковом возрасте и представлены результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова

акцентирование символов агрессия поведение негативизм подозрение словесная агрессия физическая агрессия

Детали изделия

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

При подаче рукописи в Международный журнал интегрированного образования (IJIE) авторы подтверждают, что:

  • Они уполномочены своими соавторами заключать эти договоренности.
  • Описываемая работа ранее официально не публиковалась, кроме как в виде реферата или как часть опубликованной лекции, рецензии, диссертации или оверлейного журнала.
  • То, что он не рассматривается для публикации в другом месте,
  • Публикация была одобрена автором (авторами) и ответственными органами — молчаливо или явно — институтов, в которых выполнялась работа.
  • Они обеспечивают право воспроизводить любые материалы, которые уже были опубликованы или защищены авторским правом в другом месте.
  • Они соглашаются со следующим лицензионным соглашением и соглашением об авторских правах.

Соглашение о лицензии и авторских правах

Авторы, которые публикуются в Международном журнале по интегрированному образованию (IJIE) , соглашаются со следующими условиями:

  • Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют Международному журналу по интегрированному образованию (IJIE) право первой публикации одновременно с работой под лицензией Creative Commons Attribution License (CC BY 4.0) , которая позволяет другим делиться работой с указанием авторства работы и первоначальной публикации в этом журнале.
  • Авторы могут заключить отдельные дополнительные договорные отношения для неэксклюзивного распространения опубликованной версии Международного журнала по интегрированному образованию (IJIE) (например, разместить ее в институциональном репозитории или отредактировать в книге), со ссылкой на его первоначальную публикацию в этом журнале.
  • Авторам разрешается и рекомендуется размещать свои работы в Интернете (например, в институциональных репозиториях или на их веб-сайтах) до и во время процесса подачи, поскольку это может привести к продуктивному обмену мнениями, а также к более раннему и более широкому цитированию опубликованной работы.

Как цитировать

[1]

Махлиё Бахтиёровна Юлдашева и Зарнигор Эргашова 2021. Социально-психологическая поддержка подростков с акцентуациями характера и агрессивностью. Международный журнал интегрированного образования . 4, 2 (февраль 2021 г.), 363–366. DOI: https://doi.org/10.31149/ijie.v4i2.1269.

Каталожные номера
  1. Абдукадирова Л.Ю. Основные научно-теоретические подходы к обучению совладающему поведению студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации. Международный журнал психосоциальной реабилитации. Февраль 2020. Том 24. — 543-550 с.
  2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева — М.: Неон, 2014. — 234 с.
  3. Гозман Л. Ю. Психология эмоциональных отношений. / Л. Я. Гозман. — М.: Неон, 2007. — 345 с.
  4. Елисеев, О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О. П. Елисеев. — Псков: Восток, 2014. — 222 с.
  5. Клее, М. Психология подростка / М. Клее. — М., 2001-348 с.
  6. Леонхард К. Акцентуация лица. — Киев: Изд-во Логос, 2000. — 439 с.
  7. Петрова, О. О. Возрастная психология: конспект лекций /О. О. Петрова, Т. В. Умнова. — М., 2014. 256 с.
  8. Райс Ф. Психология подросткового возраста. Рис.- Москва: Арион, 2014. — 324 с.
  9. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. Москва, 2006. – 245 с.
  10. Собчик Л. Н. Психология личности. Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. — М., 2013. — 322 с.

Блокнот


Личность . Уникальные и относительно неизменные психологические характеристики и модели поведения индивидов. Гипотетическая конструкция [объяснительная концепция, не наблюдаемая непосредственно]. Уникальные и устойчивые модели поведения человека. Другими словами, личность относится к постоянству в том, кем вы являетесь, кем были и кем станете. Это также относится к особому сочетанию талантов, взглядов, ценностей, надежд, любви, ненависти и привычек, которое делает каждого из нас уникальным человеком.

Символ . Субъективная оценка личности, особенно в отношении желательных или нежелательных качеств человека. Термин подразумевает, что о человеке судят или оценивают, а не просто описывают. Не у всех есть характер — или, по крайней мере, не хороший характер.

Темперамент . Физическая основа личности, включая преобладающее настроение, чувствительность, уровень энергии и так далее. Это сырой материал, из которого формируется личность. Темперамент относится к наследственным аспектам эмоциональной природы человека: чувствительности, силе и быстроте реакции, преобладающему настроению и изменениям настроения. Различия в темпераментах проявляются с самого рождения.

Черты . Относительно постоянные и устойчивые модели поведения, которые человек демонстрирует в большинстве ситуаций. Устойчивые качества внутри человека, которые выводятся из наблюдаемого поведения. Часто используют черты, чтобы предсказать будущее поведение на основе прошлого поведения. Черты также предполагают некоторую последовательность в поведении. Дэн разговаривает с незнакомцами в супермаркете, а затем на вечеринке — сделайте вывод, что он общителен — вероятно, будет в школе и на работе. Насколько изменились черты характера ваших друзей за последние пять лет. Общительный, аккуратный, умный, застенчивый, чуткий и творческий…..

Типы . Категории, используемые для описания личности, причем каждая категория представляет набор связанных черт. Представляет собой категорию людей, которые имеют ряд общих черт или характеристик. Исполнительный тип, спортивный тип, материнский тип, тип яппи, сильный молчаливый тип. .. Типы используются психологами как условное обозначение людей со схожими личностными чертами. Швейцарский психиатр Карл Юнг выдвинул идею интроверта и экстраверта:

    Интроверт . Застенчивый, эгоцентричный человек.
    Экстраверт . Смелый, общительный человек.

Я-концепция . Восприятие человеком собственных личностных качеств. Он состоит из всех ваших идей и чувств о том, кто вы есть. Многие психологи считают, что самооценка оказывает большое влияние на поведение. Мы творчески строим наши представления о себе на основе повседневного опыта. Затем мы медленно пересматриваем их по мере получения нового опыта. Когда существует устойчивая я-концепция, она имеет тенденцию формировать наш субъективный мир, направляя то, на что мы обращаем внимание, что помним и о чем думаем. Я-концепция индивидуума может сильно повлиять на личностную адаптацию, особенно когда я-концепция неточна или неадекватна.

Теория личности . Взаимосвязанная система понятий и принципов, используемых для понимания и объяснения личности. Система предположений, идей и принципов, предложенных для объяснения личности. [Личность настолько сложна, что легко потеряться без направляющей основы для ее понимания. Как соотносятся наблюдения, которые мы делаем о личности? Можем ли мы объяснить и предсказать поведение, исходя из наших знаний о личности? Как развивается личность? Почему люди становятся эмоционально нездоровыми? Как им помочь?]

ПОДХОД К ПРИЗНАКАМ
Теоретики черт пытаются классифицировать черты и определить, какие из них являются основными. Черты — это относительно постоянные и устойчивые качества, которые человек проявляет в большинстве ситуаций. Если вы обычно оптимистичны, сдержанны и дружелюбны, эти качества можно считать устойчивыми чертами вашей личности. Что является наиболее ТИПИЧНЫМ в вашем поведении? Являются ли некоторые более простыми, чем другие?

    агрессивный — организованный — амбициозный
    уверенный — верный — великодушный
    теплый — смелый — осторожный
    чувствительный — зрелый — талантливый
    общительный — занятый — веселый
    доминантный — скучный — точный
    скромный — раскованный — ориентированный на будущее
    вдумчивый — серьезный — полезный
    аккуратный — тревожный — соответствующий
    либеральный — любопытный — оптимистичный
    кроткий — соседский — страстный
    добрый — компульсивный — честный
    веселый — эмоциональный — добродушный
    умный — спокойный — надежный
    ревнивый — религиозный — нервный

Классифицирующие признаки . Психолог Горон Оллпорт (1961) выделил несколько типов черт.

    Общие признаки . Разделяется большинством представителей культуры. Покажите, чем похожи люди из определенной нации или культуры, или какие черты культура подчеркивает. В американской культуре, например, соперничество — довольно распространенная черта. Среди хопи Северной Аризоны это относительно редкая черта.

    Индивидуальные черты — это уникальные качества каждого человека.

    Кардинальная черта настолько базовая, что все действия человека можно проследить до существования черт. Преобладающим фактором в жизни Альберта Швейцера было благоговение перед всем живым. В личности Авраама Линкольна доминировала главная черта честности. Немногие люди обладают кардинальными чертами.

    Центральные черты являются основными строительными блоками личности. Удивительно малого количества центральных черт достаточно, чтобы уловить сущность человека. Вторичные черты, напротив, являются менее последовательными и менее важными аспектами человека. Собственные черты личности включают такие вещи, как предпочтения в еде, взгляды, политические взгляды, музыкальные вкусы и так далее.


      Имя: Джейн Доу
      Возраст: 22
      Кардинальные черты: Нет
      Центральные черты: Собственнический, автономный, артистичный, драматичный, эгоцентричный, доверчивый.
      Второстепенные черты: Предпочитает яркую одежду, любит работать в одиночку, политически либерален, всегда опаздывает. . . .


Исходные признаки . Рэймонд Б. Кеттелл хотел глубже проникнуть в личность, чтобы узнать, как черты организованы и взаимосвязаны. Он начал с изучения: Внешние черты — Видимые части личности. Он отметил, что поверхностные черты часто появляются в кластерах или группах. Некоторые черты появлялись вместе так часто, что казалось, что они представляют собой еще одну основную черту. Он назвал такие основные характеристики личности исходными чертами. Используя статистический метод, называемый факторным анализом, чтобы свести поверхностные черты к исходным чертам, он разработал список из 16 основных исходных черт, которые он считает основным числом, необходимым для описания индивидуальной личности. Его исходные черты измеряются с помощью теста под названием «Опросник шестнадцати личностных факторов» (16 PF). Он используется для производства:

Профиль признаков . Профиль черт представляет собой график оценок людей по каждой черте. Профили черт могут быть очень полезны для получения картины индивидуальной личности или для сравнения личностей двух или более людей.

Взаимодействие черт и ситуаций . Черты взаимодействуют с ситуациями, определяя поведение. (Становитесь все громче и шумнее по мере того, как вы переходите из церкви в класс, на вечеринку, на футбольный матч.

Порядковый номер . Порядок рождения в семье.

    Первенец . Отличники — ответственные, трудолюбивые и дисциплинированные люди с высоким уровнем гордости и самооценки. Кроме того, они более застенчивы, более послушны и более склонны к беспокойству или неврозам, чем люди более позднего рождения. Имеют более высокие шансы достичь известности, чем люди, рожденные позже. Иметь лучшие средние оценки в средней школе и колледже. Больше становится стипендиатами National Merit Scholars, больше становится студентами-медиками или аспирантами. Отношение родителей: первыми на сцене первенцы получают больше внимания, похвалы и заботы. Больше разговаривает, больше наказывает и получает больше стимуляции и привязанности. Родители также склонны быть более тревожными и непоследовательными по отношению к первенцам — таким образом, у них развивается более высокий уровень тревожности и тенденция соответствовать ценностям взрослых. Скорее всего, будет запланированным ребенком и дольше находится на грудном вскармливании. Они склонны считать себя важными людьми. Высокие требования к себе.

    Поздний . Отличник в социальных отношениях. Ласковая, дружелюбная и легко ладит с другими. Младшие дети также имеют тенденцию быть более оригинальными и творческими, чем первенцы. Как правило, более популярны среди своих сверстников. Они также демонстрируют лучшие социальные навыки при общении с незнакомцами.

Перечень половых ролей Bem (BSRI). Психолог Сандра Бем составила список из 20 мужских черт (самостоятельный, напористый и т. д.), 20 женских черт (ласковый, нежный и т. д.) и 20 нейтральных черт (правдивый, дружелюбный). Она считает, что наше сложное общество требует гибкости в отношении половой роли. Из тысяч протестированных людей 50% попали в традиционные мужские или женские категории; 15% набрали больше баллов по признакам противоположного пола; 35% были андрогинами. Бем считает, что больше людей должны быть андрогинными и использовать черты характера — как того требует ситуация. Жесткие половые роли могут серьезно ограничивать поведение, особенно мужчин. Мужчинам очень трудно выразить теплоту, игривость и заботу, даже если эти качества уместны, потому что они считают такие черты женскими. Точно так же женственным женщинам трудно быть независимыми и напористыми, даже когда эти качества требуются. Так вот, наличие мужских черт в первую очередь означает, что человек независим и напорист. Таким образом, высокая мужественность связана с высокой самооценкой и успехом во многих ситуациях. Наличие женских черт в первую очередь означает, что человек заботлив и ориентирован на межличностные отношения. Таким образом, люди с высокими показателями женственности, как правило, испытывают большую социальную близость с другими и большее счастье в браке.

Мужской род. Агрессивный, амбициозный, аналитический, напористый, спортивный, конкурентоспособный, решительный, доминирующий, сильный, независимый, индивидуалистичный, уверенный в себе и готовый пойти на риск.

Женственность. Ласковый, веселый, детский, сострадательный, льстивый, нежный, доверчивый, верный, чуткий, застенчивый, тихий, сочувствующий, нежный, понимающий, теплый и уступчивый.

Андрогинный Означает мужчина-женщина. Обладающий как мужскими, так и женскими чертами. Может быть очень адаптивный баланс.

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ .
Подход, основанный на чертах, внес усовершенствование в измерение и тестирование личности. Психологи спонсировали создание способов оценки личности для изучения черт — результаты имели огромное значение для исследований, промышленности, образования и клинической работы. Они используют интервью (вы оценили потенциального друга?), наблюдение (наблюдали ли вы за поведением других, когда они злятся или смущены, чтобы узнать, каковы они на самом деле), анкеты (возможно, вы спросили друга, когда я задерживаюсь, я злиться. А вы?), и проективные тесты (я думаю, что люди чувствуют…) для измерения личности. Каждый метод является усовершенствованием более неформальных способов оценки людей. Каждый способ оценки личности имеет ограничения, поэтому они часто используются в комбинации.

1. Интервью . Самый прямой способ узнать о личности — вовлечь человека в разговор. Интервью используются для выявления нарушений личности; выбирать людей для работы, колледжа или специальных программ; и изучить динамику личности. Интервью также предоставляют информацию для консультирования или терапии. Помимо предоставления информации, интервью позволяют наблюдать за тоном голоса человека, жестами рук, позой и выражением лица. Сигналы языка тела важны, потому что они могут радикально изменить передаваемое сообщение.

(+ и -) : Они дают быстрое представление о личности, но на них могут повлиять предубеждения, а собственная личность интервьюера может влиять на поведение интервьюируемых, тем самым подчеркивая или искажая некоторые характеристики интервьюируемых. Третья проблема — эффект ореола : тенденция обобщать благоприятное или неблагоприятное впечатление на несвязанные детали личности. Симпатичный или физически привлекательный человек может считаться более зрелым, умным или уравновешенным, чем он есть на самом деле.

Неструктурированный . Если разговор носит неформальный характер и интервьюируемый сам определяет, какие темы обсуждаются.

Структурированный . Интервьюер получает информацию, задавая ряд запланированных вопросов.


2. Шкалы прямого наблюдения и оценки . При использовании в качестве процедуры оценки непосредственное наблюдение является простым расширением этого естественного интереса к людям, наблюдающим. Очарованы автобусными парками, аэропортами, станциями метро или другими общественными местами? Многие люди наслаждаются возможностью наблюдать за поведением других. Неправильное восприятие может быть трудностью, как и в интервью, поэтому некоторые используют:

Шкалы оценок (Низкий, средний, выше среднего и т. д.) Формат, который ограничивает вероятность того, что одни черты будут упущены, а другие преувеличены. И, в качестве альтернативы рейтинговым шкалам, некоторые делают:

Оценка поведения . Наблюдатели фиксируют, как часто происходят различные действия, а не то, какими чертами, по их мнению, обладает человек. Психологи, работающие с госпитализированными психическими больными, могут счесть полезным записывать частоту проявления агрессии, проявления заботы о себе, речи и необычного поведения пациентов. Поведенческие оценки не ограничиваются видимым поведением. Они также могут быть полезны при исследовании мыслительных процессов. В одном исследовании, например, студентов с высокой тревожностью по математике просили думать вслух, решая математические задачи. Затем их мысли были проанализированы, чтобы точно определить причины их беспокойства.

Ситуационное тестирование . Специализированная форма прямого наблюдения. Они основаны на предпосылке, что лучший способ узнать, как человек реагирует на определенные типы ситуаций, — это смоделировать эти ситуации. Человек подвергается фрустрации, искушению, давлению, скуке или другим состояниям, способным раскрыть личностные особенности. Тест «Стреляй-не стреляй» проверяет суждения и способность принимать решения полицейских, проходящих обучение.


3. Личностные опросники . Объективнее, чем интервью или наблюдение. Вопросы, администрирование и подсчет баллов стандартизированы, поэтому на оценки не влияют мнения или предубеждения экзаменатора. Было разработано множество личностных тестов: исследование темперамента Гилфорда-Циммермана, Калифорнийский психологический опросник, исследование ценностей Олпорта-Вернона, 16 PF и многие другие. Наиболее известным и наиболее широко используемым объективным тестом личности является Миннесотский многофазный опросник личности (MMPI). Он состоит из 550 пунктов, на которые испытуемый должен ответить верно, неверно или не может сказать. Пункты включают такие утверждения, как: Все на вкус одинаково. Что-то не так с моим разумом. Я наслаждаюсь животными. По возможности я избегаю скопления людей. Я никогда не занимался какими-то необычными сексуальными практиками. Кто-то пытался отравить меня. Я часто мечтаю. MMPI измеряет 10 основных аспектов личности. После подсчета MMPI результаты отображаются в виде 9-балльной диаграммы.0107 Профиль MMPI . Сравнивая профиль человека с баллами, полученными нормальными взрослыми, психолог может определить различные расстройства личности. Кроме того, MMPI имеет дополнительные шкалы достоверности для обнаружения попыток испытуемых притворяться хорошим или притворяться плохим. Другие шкалы помогают скорректировать окончательные оценки, на которые влияет личная защита или склонность преувеличивать недостатки и проблемы. Даже это не является окончательным. Необходимо учитывать информацию из интервью или других источников. Многие организации, в том числе коммерческие, регулярно используют личностные тесты, и иногда случаются ошибки или злоупотребления. Верховный суд США вынес решение, ограничивающее использование тестов в качестве условия приема на работу или продвижения по службе.


4. Проективные тесты личности . Проективные тесты пытаются раскрыть глубоко скрытые или бессознательные желания, мысли и потребности. Проективные тесты предоставляют неоднозначные стимулы, которые испытуемых просят описать или придумать истории. Когда вы сталкиваетесь с неструктурированным стимулом или ситуацией, вы должны организовать и интерпретировать то, что вы видите, с точки зрения вашего собственного жизненного опыта. Каждый видит что-то свое, и то, что воспринимается, может раскрыть внутреннюю работу личности.

Тест Роршаха на чернильные пятна . Один из старейших и наиболее широко используемых проективных тестов. Разработанный швейцарским психологом Германом Роршахом в 1920-х годах, он состоит из набора из 10 стандартизированных чернильных пятен. Они очень по цвету, оттенку, форме и сложности. Испытуемым показывают каждое пятно и просят описать, что они в нем видят. Психолог может позже вернуться к кляксе, попросив испытуемого идентифицировать определенные ее части — уточнить предыдущие описания или предложить совершенно новую историю о ней. Удивительно, но содержание считается менее важным, чем то, какие части чернильного пятна используются для формирования изображения и как оно организовано. Эти факторы позволяют психологу увидеть способы восприятия мира человеком и выявить нарушения в функционировании личности.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Разработан гарвардским психологом и теоретиком личности Генри Мюрреем. Он состоит из 20 зарисовок, изображающих различные сцены и жизненные ситуации. Испытуемому показывают каждый набросок и просят составить рассказ о людях, изображенных на нем. Позже испытуемому показывают каждый набросок во второй или, может быть, в третий раз и просят уточнить предыдущие истории или построить новые истории для каждой. Оценка TAT ограничивается анализом содержания историй. Психолога интересует, какие основные проблемы есть в каждой истории: интерпретация фокусируется на том, что люди чувствуют, как они взаимодействуют, какие события привели к происшествиям, изображенным в зарисовке, и чем закончится история. Психолог может также подсчитать, сколько раз центральная фигура в каждой истории злится, игнорируется, проявляет апатию, ревность или угрозы. Несмотря на популярность среди клинических психологов, их достоверность считается самой низкой среди тестов личности. Из-за субъективности, связанной с подсчетом очков, объективность (согласованность) суждений среди разных пользователей ТАТ и Роршаха также низка. Секретарь должен интерпретировать (иногда) неоднозначные ответы испытуемых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *