Акмеология это наука о человеке которая изучает – Акмеология — Википедия

Что такое акмеология в психологии

Долгое время в психологической науке большинство исследований, трактатов и теорий было посвящено детскому развитию. Об этом может свидетельствовать практически любая возрастная периодизация, где период от рождения до 18 лет достаточно подробно изучался и был детально проанализирован, тогда как молодости, а уж тем более зрелости и старости не уделялось должного внимания.

Тем не менее в 20-х годах ХХ века Н.А. Рыбников ввел такое понятие, как «акмеология», назвав ее наукой о развитии взрослых, зрелых людей. В конце 60-х Б.Г. Ананьев, исследуя жизненные периоды человека, включил эту науку в один ряд с педиатрией и геронтологией (наукой о старости). Однако только в конце 90-х годов был образован первый институт акмеологии.

Чем же сегодня занимается акмеология? Итак, с древнегреческого «акме» переводится как «вершина». Таким образом, акмеология – это современная наука, изучающая механизмы того, как человек достигает наивысшей точки в собственном развитии (здесь имеется в виду и профессиональное, и личностное развитие).

Основные принципы, задачи и области применения

Акмеология как наука в основном изучает период зрелости. Что это значит? Данный период начинается условно с 30 лет и завершается в 50-55 – получается, что он приходится на то время, когда человек максимально активно работает и проявляет себя в обществе.

И хотя сегодня многие начинают свой профессиональный путь гораздо раньше – в 20 и в 24 года, но, тем не менее, как утверждают психологи, наиболее активный период саморазвития человека начинается именно с 30 лет.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Как найти себя в жизни?

Рассматривать данную науку необходимо системно, как целостную структуру, которая объединяет в себе многие знания. Более того, важно понимать, что акмеология на данный момент изучает достаточно широкий спектр вопросов:

  • Как реализуют свой творческий потенциал, свои творческие способности взрослые, зрелые люди, для того чтобы достичь высот в профессиональном мастерстве (нужно сказать, что больше половины зрелых людей сегодня недостаточно используют или вообще не используют свой творческий потенциал, который мог бы им помочь в достаточной мере реализовать себя).
  • Что может препятствовать или, напротив, способствовать достижению высот в собственном профессиональном и личностном развитии.
  • Каким образом и чему человек обучается, чтобы достичь высот в профессионализме (как учится, на что делает упор, чему уделяет наибольшее внимание, что ему важно знать и уметь, чтобы достичь высот).
  • Как влияет на достижение акме способность человека к самообразованию, а также умение себя организовывать, быть дисциплинированным и целеустремленным.
  • Как человек адаптируется под постоянные изменения внешней среды (развитие науки, культуры, искусства, развитие компании, в которой он работает), а также под изменения внутренних интересов, личностный рост и получение новых знаний.

Данная наука объединяет достаточно много разнообразных тем и вопросов, на которые до сих пор нет однозначных ответов. Это позволяет акмеологии постоянно развиваться и совершенствоваться, ведь вместе с развитием общества, людей, сменой поколений должна меняться и наука.

Основные задачи акмеологии на данный момент связаны со следующими аспектами:

1. Комплексное, разностороннее исследование человека, находящегося на этапе взрослости. Здесь рассматриваются особенности развития, динамики и изменений в физическом, психологическом, личностном и профессиональном развитии. Также в задачи данной науки входит понимание того, как проходило развитие человека на предыдущих этапах (в детстве, молодости).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое акцентуация в психологии?

2. Понимание того, как должен развиваться человек на предыдущих этапах развития, чтобы достигнуть определенных вершин в зрелости. Изучение того, как влияют макросреда и микросреда (государство, семья, природа) на способность человека достигать профессиональных и личностных высот.

3. Исследование того, как человек овладевает профессией, как становится мастером в своем деле и достигает вершины в собственном профессиональном развитии. Какие факторы влияют на это положительно, а какие – тормозят данный процесс.

4. Кроме того, создание таких методов и инструментов, которые позволят оценивать уровень профессионализма в разных сферах и у разных людей. На данный момент таких методов практически нет, так как сам термин «профессионализм» будет в каждой сфере и отрасли деятельности иметь свое значение.

Направления науки

Акмеология на данный момент включает в себя достаточное количество смежных наук, которые подробно исследуют те или иные особенности взрослой жизни, а также вопросы самореализации зрелых людей. Так, сегодня достаточно серьезно развивается педагогическая акмеология.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Специалист, изучающий данное направление, исследует профессионализм педагогов, особенности становления педагогов и то, как они достигают вершин в своей профессии, а также этапы, через которые проходит педагог на пути к акме.

В том же ключе развиваются такие направления акмеологии:

  • Военная.
  • Медицинская.
  • Социальная.

Все они исследуют то, как в рамках данной профессии (или в случае социальной – в рамках социума) происходит становление мастера. Через какие этапы и вехи проходит человек, и что будет являться в каждой сфере настоящей вершиной профессионального и личностного развития.

В наши дни в связи с активным развитием коммерческих предприятий и появлением большого спроса на управленцев и топ-менеджеров стала развиваться управленческая акмеология. Она изучает специфику становления человека не просто как профессионала и мастера своего дела, но и как руководителя, способного  направлять деятельность компании и коллектива.

Рекомендуем: Абстрактное мышление — это

Отдельно вопросами творчества, его развития и влияния на профессиональное становление человека занимается креативная акмеология. Она подробно исследует творческое мышление взрослого человека, а также методы его развития и активизации в рамках постоянно развивающегося мира.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

На данный момент самым молодым и активно развивающимся направлением является синергетическая акмеология. Она объединяет в себе и социологию, и самые передовые исследования, касающиеся зрелого возраста, творческих способностей и достижений в профессиональном плане.

Нужно сказать, что науке приходится серьезно изменять свои подходы, методы и прочие аспекты вместе с изменяющимся миром и теми требованиями, которые предъявляются к современному работнику. Поэтому синергетическая акмеология старается обращать внимание именно на эти изменения в макросоциуме – на уровне государства, мировых тенденций и так далее.

Конечно, есть множество других направлений, которые тоже весьма активно развиваются на данный момент:

  • Коррекционная – исследует проблемы, связанные с достижением «вершин» у людей с проблемами в развитии (физические, личностные, психические). Как и за счет чего они способны достичь своих личных высот.
  • Этническая – исследует особенности профессионального становления зрелых людей в зависимости от принадлежности к тому или иному этносу. Как влияют национальные и культурные особенности на развитие человека.
  • Акмеология образования – исследует то, какими должны быть образование и образовательные системы, чтобы человек мог эффективно достигать вершин.

Кроме того, выделяются фундаментальная и прикладная наука. Фундаментальная является более крупным и серьезным направлением, в ней человек рассматривается как система – более того, она консолидирует знания не только по психологии и социологии, но и по физиологии, педагогике, философии и даже математике. Прикладная акмеология изучает конкретного человека, его успехи, достижения и то, что способствует или, напротив, тормозит его профессиональное и личностное становление.

Рекомендуем: Ассоциативная психология

Практически любая наука делает свой, весьма серьезный вклад в развитие человечества. На сегодняшний день акмеология позволяет лучше узнать взрослого, зрелого человека, его проблемы, и главное – достижения. Изучение данной науки позволяет значимо расширить свое представление о взрослости. Автор: Дария Потыкан

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

это что за наука? Профессиональная акмеология

Границы собранных человечеством знаний расширяются до невероятности. Появляются новые, молодые науки, помогающие понять смысл всего, что нас окружает, и улучшить качество жизни. Об одной из таких мы поговорим в нашей статье. Наука акмеология — отрасль знаний о достижении человеком вершин в разных сферах жизни. Чем еще занимаются исследователи-акмеологи и какую практическую пользу могут принести их разработки, мы попытаемся представить в интересном свете в нашей статье.

Акмеология — это что за наука?

Слово «акмеология» пришло из греческого языка и имеет в значении два слагаемых: akme — вершина, logos (эта частичка нам прекрасно известна) — учение. Сегодня термином «акмеология» называется наука о вершинных достижениях человека.

Новая наука считается составляющей психологии развития. Особое направление изучения акмеологии в том, что она исследует не просто достижения, коих добиваются люди в зрелом возрасте, но и факторы, способствующие этому. «Отец» акмеологии, которым принято считать Рыбникова Н. А., предлагал еще в 1929 году связывать термин именно с наукой о развитии зрелых людей.

Большое практическое значение результатов акмеологических умозаключений в том, что они в прямом смысле представляют информацию о том, какие условия привели человека к вершинам интеллектуальной, физической и духовной деятельности. Во многом это приближает к пониманию смысла жизни.

Аспекты изучения науки

Акмеология — это изучение многопланового развития человека. Она старается максимально осветить все аспекты, касающиеся развития человека во взрослый период его жизни. Эта наука охватывает такие моменты, как:

  1. Закономерности, выявляемые в реализации творческого потенциала взрослого человека при созидательной деятельности.
  2. Особенности обучения взрослого человека и процесса становления его как профессионала.
  3. Самоорганизация, самообразование зрелой личности, а также самоконтроль при этих процессах.
  4. Факторы различного порядка (объективные, субъективные), сопровождающие достижение вершин деятельности, как сопутствующие, так и препятствующие успеху.
  5. Особенности совершенствования взрослого человека, реакции на появление новых обстоятельств (требования профессии, изменения в научном, техническом, культурном прогрессе), самореорганизации, самокоррекции. Здесь же рассматриваются изменения внутренних, личных интересов человека (пересмотр достоинств и недостатков своей деятельности, осознание своих возможностей и способностей).

Таким образом, современная акмеология — это уникальная отрасль научного знания, призванная всесторонне исследовать успех человека и составляющие, приводящие к нему.

Начальный этап и развитие отрасли

Начало акмеологии как науке было положено в 1928 году Рыбниковым Н. А., предложившим сам термин как название науки о развитии человека на взрослом этапе жизни. Но тогда путь молодой науки только начинался.

Более-менее заметной отдельной отраслью знаний акмеология стала в середине 20 века. Тогда известный русский ученый Ананьев Б. Г. определил место нового направления, занимаемое им среди всех наук о человеке. Ближе всего акмеология стояла и стоит к психологии.

Высшую степень признания наука о развитии в зрелом возрасте обрела лишь в 90-е годы прошлого века. Внесли свой вклад в такую науку, как акмеология, Деркач А. А. и Бодалев А. А. Под их руководством была открыта первая кафедра акмеологии (полное название — кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности) в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В 1992 году в Санкт-Петербурге открылась и была официально зарегистрирована Академия акмеологических наук. Инициировали событие российские ученые-психологи Кузьмина Н. В., Деркач А. А., Зимичев А. М.

Сегодня акмеология очень близка по целям и предмету изучения к педагогике и психологии.

На начальных этапах новая наука была обращена к изучению факторов, позволяющих взрослым людям получать высокие достижения в любом виде деятельности (управление, медицина, юриспруденция, сюда же входит акмеология спорта). Постепенно исследователи пришли к выводу, что основа вершинных достижений человека во взрослом возрасте закладывается в детстве. В начале жизни активно развиваются новые навыки, накапливается опыт, формируется отношение к тому или иному виду деятельности и устойчивая мотивационная готовность. Все эти качества, если можно так выразиться, в зрелом возрасте выстраивают успех личности во всех сферах.

Институт акмеологии в Санкт-Петербурге

Акмеология не была признана самостоятельной наукой по всему миру. Так, зарубежные ученые отнесли ее к психологии. Российские же придали большое значение новому знанию, признав его на государственном уровне.

В 1995 году был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге (первоначальное название учреждения — Санкт-Петербургская акмеологическая академия). Это было первое заведение, ориентированное на глубокое изучение молодой отрасли знаний.

За время, что акмеология накапливала результаты своих исследований, выделился ряд направлений. О них скажем далее в нашей статье.

Направления акмеологии

Отдельно в границах рассматриваемого учения стоит профессиональная акмеология. В свою очередь, она имеет свои поднаправления:

— педагогическая акмеология;

— школьная;

— акмеология физической культуры;

— социальная;

— военная;

— медицинская.

Другие направления науки о развитии в зрелом возрасте — это синергетическая, креативная, этнологическая, коррекционная акмеология, а также акмеология управления и образования.

Зрелая личность с акмеологической точки зрения

Центром, вокруг которого сосредотачивает свое внимание акмеология, является зрелая личность с ее сформированными и только лишь образовывающимися характеристиками.

Наука дает признаки зрелой личности. Это и развитое чувство ответственности, стремление конструктивно решать сложные жизненные задачи, потребность заботиться о других, находиться в психологической близости с людьми, активно участвовать в общественной жизни, применяя свои навыки и способности, — все, что ведет к максимальной самореализации.

Показателем того, что индивид — зрелая личность, является признание в социальной группе его качеств и значимости. В зависимости от оценки индивида в обществе формируется его отношение к собственному успеху и неудачам на пути к нему. То есть появляется признание на личностном уровне. В случае если признание не достигнуто, человек испытывает психологический дискомфорт.

Если признание человек не получает ни в социальной среде, ни на личностном уровне, это грозит ему психологическим кризисом личности.

Кроме высказывания своего взгляда на зрелость человека, акмеология уверяет, что для общества крайне важно, чтобы у каждого индивида период акме был как можно дольше. К слову, акме — это наиболее продуктивный период в жизни человека.

Условия для формирования зрелой личности

Достижение вершин в разных сферах деятельности возможно при некоторых условиях. Акмеология это также изучает. И вот какие закономерности, необходимые условия, она выделила:

— правильная организация времени;

— формирование активной позиции при выборе жизненного пути;

— профессиональная и этническая культура;

— приведение в соответствие личностных свойств человека и условий этнопсихологической среды, влияние последней на становление личности;

— благоприятные условия для преодоления противоречий между окружающей средой и личностью;

— продуктивное решение проблем и задач взрослого человека;

— осознание своих возможностей, самосовершенствование и отношение к себе как к творцу своей жизни.

Выводы

Таким образом, в ходе нашей беседы мы выяснили, что такое акмеология и каково ее реальное значение в развитии человека. Также мы узнали, что в России эту молодую науку признали как самостоятельную отрасль знаний, и в 90-е годы был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге. Наука о развитии в зрелом возрасте способна помочь человеку осознать, что ему действительно необходимо для успеха. Пусть же и ваш акме начнется или продолжится на долгие десятилетия!

fb.ru

АКМЕОЛОГИЯ — это… Что такое АКМЕОЛОГИЯ?

– знание теоретико-практического типа, современная комплексная наука, взаимодействующая с гуманитарными, естественными, социальными, техническими науками, изучает специфические закономерности психического развития человека на этапе зрелости: поступательный и прогрессивно восходящий характер развития, направленность на высшие уровни оптимумы развития, обратное влияние личности на деятельность, возрастание целостности и интегрированности личности на этапе зрелости, роль феномена «акме» как многомерного психического состояния человека в поступательном развитии, становление способности зрелой личности действовать в меняющихся и неопределенных условиях, становление способности к максимальному использованию личностью своих ресурсов для оптимального соотнесения с социумом, усиление роли саморазвития у взрослого человека. А. выявляет особенности специализации становления психических функций в ходе профессионализации человека и особенности двухфазности психического развития. А. рассматривает личностную и профессиональную зрелость как высшие ступени социализации и профессионализации человека.

Основатель А. – Борис Герасимович Ананьев. Сформировал основную идею данной науки – изучение «вершин» жизни высших достижений личности. Развивая проблему человекознания, он поставил комплексную задачу изучения закономерностей, механизмов и феноменов, характеризующих процесс развития взрослого человека. Его учениками – А.А. Бодалевым, А.А. Деркачом, Н.В. Кузьминой и др. – была основана акмеология как новая комплексная область знания о человеке и его совершенствовании.

Предметом А. являются процессы и механизмы совершенствования личности и как индивидуальности в жизни, деятельности (профессии), общении, приводящие к наиболее оптимальному способу самореализации в жизни, к конструктивному, компетентному, высоко профессиональному осуществлению деятельности в качестве субъекта.

Предмет А. представлен в виде сложной модели, выявляющей изменение, развитие исходного состояния реального объекта («оригинала» – по терминологии Вартофского), его переход от «стартового» к идеальному, «вершинному» состоянию. Модель выявляет изменение способа организации объекта от наличного к более оптимальному уровню. Желательное идеальное целевое состояние или качество проектируется (А.А. Деркач) согласно теоретическим, методологическим, гуманистическим принципам и – одновременно – достигается практически заданным критериям, определяемым системой функционирования личности – в качестве участника и субъекта всех сфер социально и личной жизни, в том числе – профессиональной (руководителя, преподавателя и т. д.).

Специфика предмета состоит в нахождении наиболее оптимального способа функционирования личности и ее саморазвития в жизнедеятельности. Этот тип знания – ценностный, модельно-целевой, и вместе с тем – целепрактический. Тем самым доказывается самостоятельность предмета науки акмеологии, снимаются попытки свести ее к разделу психологии или прикладной технологии.

Методологическая модель предмета представляет собой интеграл наличного состояния (определенного на основе диагностики), способа его практического преобразования и идеального «вершинного» качества и раскрывается путем применения принципа моделирования сложных (одновременно реальных и идеальных) целевых объектов.

Акмеологическая наука интегральна; ее интегральность задана ценностным и практическим критерием – «необходимостью оптимизации», который определил целесмысловое «заимствование» понятий и исходных положений из других областей знаний по принципу необходимого и достаточного.

В данной науке практически ориентированные составляющие задают систему критериев-вопросов, проблем исследования, т. е. выполняя функцию теорий и гипотез. Структура исследования в А. строится на встречных направлениях – с одной стороны, практико-социального запроса, с другой стороны теории – предметной модели, задающей необходимость развития личности, оптимизации ее деятельности, при всех условиях.

Система акмеологии как типа знания уникальна по своей семантике: она подтверждает правомерность идеи о смысловых системах. Однако семантизм акмеологической системы заключается не в ее языковом характере, а в существовании определенного «гештальта», функционально-смысловой, ценностной и целевой связанности ее составляющих. В этом значение возникновения акмеологии для общей методологии и логики науки.


* * *
— изучает феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности, механизмы и способы его развития на ступени зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня профессиональной самореализации.


* * *
(греч. akme – вершина, остриё; logos – слово, понятие, наука) – в психологии – изучение человеческой личности в период её социальной, духовной и творческой зрелости, а также взаимоотношений её с обществом (в противовес к детско-подростковой психологии и психологии старения). Аналогичное разграничение существует в психопатологии и в клинической психиатрии, но термин акмеопсихиатрия обычно не используется.


* * *
[греч. акте — вершина logos — наука, учение] — научное направление, развивающееся на стыке естественных, гуманитарных, общественных и технических дисциплин и изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие творческие достижения на этапе зрелости. Создателями А. были Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина. В их представлении зрелость человека и вершина этой зрелости («акме») — это многомерное состояние взрослого человека, охватывающее значительный этап его жизни и показывающее, насколько он состоялся как физический индивид, как гражданин, как личность, как специалист-труженик в какой-то области деятельности, как супруг, как родитель и т.п. Это состояние никогда не является статичным, а отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Исследования зрелости взрослого человека с позиций разных наук позволили установить, что, как правило, не происходит одновременного достижения ступени зрелости по всем характеристикам. Время выхода человека на уровень акме как индивида, как личности, как субъекта творческой деятельности часто не совпадает (либо можно говорить лишь об относительном совпадении), поскольку наблюдаются разные темпы изменений в этих характеристиках. В акмеологических исследованиях устанавливается сходное и различное в индивидных, личностных и творческих характеристиках разных людей, проясняется действие факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости и такие особенности акме человека, как его содержание, продуктивность, время наступления, широта, продолжительность и др. А. выясняет также, какие предпосылки должны быть сформированы у человека на предшествующих зрелости этапах возрастного развития для того, чтобы он по-настоящему смог состояться как индивид, как личность, как субъект деятельности, став взрослым. Поэтому А. прослеживает механизмы и результаты воздействия макро-, мезо- и микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.), природной среды и самого человека на процесс собственного развития, ставя и решая задачу разработки таких рекомендаций стратегии организации его жизни, реализация которых позволила бы ему оптимально объективировать себя на ступени зрелости и внести свой индивидуально неповторимый вклад в обогащение ценностей жизни и культуры. Наряду с расширенным толкованием А., некоторыми авторами предлагается иная, более специальная трактовка понятия А., как знание о высшем уровне профессионального мастерства или профессионализма человека. При этом на междисциплинарном уровне рассматривается содержание феномена профессионализма, прослеживается зависимость между профессионализмом и другими особенностями человека, пути и условия достижения профессионализма, а также способы предотвращения профессиональной деформации. При решении этих задач в А. изучается труд профессионалов экстракласса в разных областях деятельности, выявляется, что их объединяет и что различает, насколько различия обусловлены конкретной областью труда. Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать, несхожесть технологий, которые используются, чтобы получить высокий результат, определяют своеобразие содержания и формы профессионализма в таких системах деятельности, как: человек — живая природа; человек — техника и неживая природа; человек — человек; человек — знаковые системы; человек — образы искусства (классификация Е.А. Климова) или в таких сложных областях, как политика, экономика, управление, предпринимательство, военное дело и др. Помимо этого, А. исследует процессы переподготовки, когда человек меняет профессию и в новой области труда ему необходимо достигнуть максимального профессионализма, выявить новые грани своего «акме». В зарубежной психологии выделение А. как относительно самостоятельной области исследований не принято: психология зрелости рассматривается лишь как один из разделов психологии развития. В отечественной психологии, наряду со сторонниками такого выделения, имеются и его противники, полагающие методологически некорректным объединение разнородных научных дисциплин только на основе общности изучаемого объекта (высшие достижения человека). А.А.Бодалев, А.Л.Венгер
* * *
(от лат. acme — пик, вершина и логия) — наука о закономерностях развития и функционирования высшей творческой деятельности людей в процессе их функционального развития. По определению А.А. Бодалева, А. как наука возникла на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучает закономерности и механизмы развития человека на этапе его социальной зрелости, особенно при достижении им наиболее высокого уровня развития. Предмет А.— творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации. Задача А.— вооружение субъекта деятельности знаниями и технологиями, обеспечивающими возможность его самореализации в различных сферах деятельности, в том числе и выбранной профессии. Акмеологический подход является составной частью новой, прогрессивной технологии — инновационного обучения.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

psychology_pedagogy.academic.ru

АКМЕОЛОГИЯ — это… Что такое АКМЕОЛОГИЯ?

  • акмеология — акмеологии, ж. [от греч. akme – вершина, острие]. Наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • акмеология — сущ., кол во синонимов: 1 • педагогика (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • АКМЕОЛОГИЯ — (от греч. akme – высшая степень, вершина) – комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. в наиболее продуктивном периоде его жизни; в более узком смысле раздел возрастной психологии, изучающий зрелую личность …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • АКМЕОЛОГИЯ — Научная дисциплина, занимающаяся изучением закономерностей самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности (от греческого слова «акме», что означает высшая точка, остриё, расцвет, зрелость, лучшая пора)… …   Словарь бизнес-терминов

  • Акмеология — (гр. akme – шың және logos – ілім) – адамның, қоғамның гүлдену, көркею, ең биік деңгейге (акмеге) жету зандылықтары мен механизмін зерттейтін ғылым …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Акмеология — (от др. греч. ακμή, akme  вершина, др. греч. λόγος, logos  учение)  раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития[1]. В… …   Википедия

  • Акмеология — (от аkme в переводе с древнегреческого высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия от греческого lоgos учение)     наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной… …   Педагогический терминологический словарь

  • АКМЕОЛОГИЯ — – знание теоретико практического типа, современная комплексная наука, взаимодействующая с гуманитарными, естественными, социальными, техническими науками, изучает специфические закономерности психического развития человека на этапе зрелости:… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Акмеология — (греч. акте высшая степень чего либо, расцвет) наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении… …   Психология человека: словарь терминов

  • акмеология — ж. Наука о закономерностях развития и функционирования высшей творческой деятельности людей. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • psychology.academic.ru

    Акмеология — это… Что такое Акмеология?

    (от аkme — в переводе с древнегреческого — высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия — от греческого lоgos — учение)

       — наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости. Понятие «А.» в научный оборот ввёл Н.А. Рыбников (1928), обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Проблемы А. как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым («Человек как предмет познания», 1969) и развиты А.А. Бодалёвым («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993) и др.

       Осн. область исследований А. связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект А. — профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей. Предмет А. — объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.

       А. исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, — с другой. А. выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. А. изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей А. является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств.

       (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 14))

       — наука о механизмах, внутренних и внешних факторах прихода к наивысшим достижениям человека в его жизненном пути и, в частности, к профессиональной деятельности, проявлений в высшей точке траектории пути (акме) и отхода от высших достижений.

       (Орлов О.С. Образовательная программа и профессиональная деятельность педагога. — Великий Новгород, 2002. С. 109)

       — интегральная наука, объединяющая научные знания о человеке и его знания о профессиях, о достижении человеком в процессе его производственной (в широком смысле) деятельности вершин профессонального совершенства. акмеологическая парадигма ориентирует преподавание на помощь субъекту учения в достижении вершины своих возможностей, в наиболее полной реализации им потенциала своей личности.

       (Педагогические теории, системы, технологии. Справочные материалы под ред. В.А. Фадеева. — Рязань, 1999. С. 4)

       — наука о вершинах, о достижениях в жизнедеятельности и развитии человека. Акмеология образования исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика.

       (Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. — СПб., 2002. С. 3)

       — наука о развитиии зрелых людей под влиянием образования, достижения ими вершин жизнедеятельности, сохранения творческого долголетия под влиянием самообразования.

       (Рэм Федорович Жуков. — СПб., 2002. С. 28)

       Ч30в2

       Ч443(2)

       Ю937.234

    Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

    pedagogical_dictionary.academic.ru

    Акмеология — короткий путь к совершенству

    «Чтобы человеку достичь значительных успехов, ему требуется много лет, а порой и вся жизнь, — утверждает Сергей Александрович Тихомиров, акмеолог, кандидат технических наук. — Наука акмеология может дать возможность человеку добиться тех же результатов в кратчайшие сроки, максимально раскрывая огромный потенциал, заложенный в нем Природой».
    Чтобы лучше понять суть новой науки, можно рассмотреть следующий пример.
    До Великой Отечественной войны на подводном флоте существовала длинная цепочка команд, чтобы подводная лодка погрузилась в морскую пучину. Уже в первые месяцы войны все команды были заменены одной: «Срочное погружение!». В противном случае лодка могла просто погибнуть. Таким образом, сама жизнь «провела акмеологическое исследование» и удалила лишние технологические звенья, обеспечив наикратчайший путь к конечному результату.
    Еще один пример Сергей Александрович приводит из собственной жизни:
    «В детстве я очень любил плавать. Научился сам, без посторонней помощи. Плавал много и, как считал, хорошо.
    Однажды отдыхая в Подмосковье, мы с моим другом решили искупаться. Зашли в воду, поплыли. Я делал двадцать гребков, а он за это же время — два. И он меня обогнал! Причина мне сразу стала понятна — он учился плавать, а я нет. Мой товарищ знал нечто, что позволило ему за короткий срок достичь более значительных результатов, чем достиг я, делая то же самое, но идя путем проб и ошибок. Значит, мой друг воспользовался акмеологическим знанием, хотя и не подозревал об этом. Этот случай запомнился мне на всю жизнь».
    Таким образом, «акмеология» занимается изучением скрытых возможностей человека, а также условий и закономерностей, которые позволяют максимально раскрыться этим возможностям. Термин «акмеология» произошел от греческого слова «akme», что означает «пик», «вершина», «высшая степень чего-либо».
    Еще в 1928 году русский ученый Рыбников ввел термин «акмеология», под которым подразумевал психологию взрослого человека. Потом этим термином пользовался другой замечательный ученый, декан психологического факультета ленинградского университета Борис Герасимович Ананьев. Впоследствии акмеология претерпела ряд изменений и из психологии взрослого человека превратилась в науку, изучающую скрытые возможности человека. Окончательно оформить акмеологию в самостоятельную науку позволили труды Нины Васильевны Кузьминой — доктора педагогических наук, основателя Академии акмеологических наук.
    Новая наука была признана официально, когда в 1992 году высшая аттестационная комиссия стала присуждать степень доктора психологических и педагогических наук по акмеологии.
    Что послужило причиной ее возникновения? Профессор Наумов из Новосибирска провел интересный эксперимент со студентами шестого курса медицинского ВУЗа, предъявив аудитории рентгенограмму для постановки диагноза. В результате девяносто процентов диагнозов были поставлены студентами неверно, а диапазон колебался от «здорового, но симулирующего человека» до «возможного скорого летального исхода».
    После ознакомления студентов с алгоритмами чтения рентгенограмм специалистами, опыт которых формировался годами, процент ошибок при постановке диагноза резко сократился.
    Все дело в том, что в учебном процессе, как правило, не передается опыт достижения наилучших результатов. И это понятно — для передачи этого знания просто нет слов. Такой опыт можно передать при очевидной деятельности, например, изготовлении каких-либо деталей машин. Очень трудно, а то и вовсе невозможно передать успешный опыт умственной или творческой деятельности.
    Трудность развития акмеологии заключается в том, что акмеологическими приемами пользуются в течение своей жизни очень многие люди, достигающие хороших результатов. Спрашивается, зачем же тогда наука? Дело в том, что они пользуются этими приемами неосознанно и только тогда, когда уже набили шишки и синяки в результате жизненного опыта. К тому же, они не могут передать свой опыт другим людям, чтобы те достигли таких же отличных результатов, но в более короткий срок. Необходимость получения алгоритмов успешной деятельности, а значит, полного раскрытия всех возможностей человека и послужила толчком для создания подобной науки.
    Возьмем боевые искусства Востока. Ими люди занимались с древности и достигали чудесных вещей. Почему? Потому что была разработана технология достижения чудес, которая передавалась из поколения в поколение. По своей сути она является результатом использования акмеологии.
    Существует большое число фактов, свидетельствующих о том, что человек обладает весьма большим потенциалом. Это подтверждают такие явления как телепатия, телекинез, ясновидение и др. Может ли акмеология сделать эти способности доступными для всех?
    «Да, конечно, — соглашается Сергей Александрович. — Если, разумеется, будут изучены условия и закономерности проявления этих способностей.
    Технология крайне проста. Она состоит в том, что акмеолог должен изучить деятельность человека в заданной области и выявить условия, в которых возможности человека могут проявиться в максимальной степени. Результаты исследований должны быть выражены в доступном для всех желающих виде».
    В практической жизни технология акмеологических исследований растянута во времени и выглядит примерно следующим образом.
    Человек начинает заниматься какой-либо практической деятельностью. В первое время все его внимание направлено на то, чтобы у него хоть что-то получилось. Достигнув устойчивых результатов, он уже начинает задумываться — а как можно делать лучше и быстрее? Таким образом, перебираясь с одного уровня улучшения качества работы на другой, он разрабатывает технологию получения наилучшего результата. Когда он почувствует способность передать эту технологию другим людям, он становится акмеологом.
    Кстати, эта технология хорошо отработана в профессиональном спорте, где тщательно изучаются и применяются все возможности максимального использования потенциала человека. Человек может бегать всю жизнь, но его все равно обгонит профессиональный спортсмен-бегун, который тренировался всего лишь год, но использовал акмеологические методики. Задача акмеологии состоит в том, чтобы создать подобные методики для любой сферы жизни и деятельности человека, чтобы творить чудеса во всем, чем он занимается.
    Кстати, акмеология занимается не только человеком как индивидом. Возможно акмеологическое исследование группы людей, например, семьи. Как, создать крепкую семью? Как быть хорошим семьянином? На эти вопросы позволит ответить акмеология. Объектом исследования может даже быть все человечество в целом.
    Ну, а может ли акмеология нанести человеку вред? «Как и любая наука, — вздыхает Тихомиров. — Все зависит от нравственных установок человека, использующего полученные знания. А вообще-то акмеология изначально гуманна, она предполагает только совершенствование человека, полное раскрытие его способностей на благо себе и другим людям.
    Всем нам необходимо научиться сотрудничать друг с другом, потому что мы живем на одной Земле. Акмеологическое мышление позволит каждому человеку думать о том, что он может сделать для развития способностей других людей, отыскать эту возможность и щедро поделиться с другими».

    http://www.universalinternetlibrary.ru/book/golomz/3.shtml

    akmeolog.livejournal.com

    АКМЕОЛОГИЯ — это… Что такое АКМЕОЛОГИЯ?

  • АКМЕОЛОГИЯ — (от греч. akme высшая степень, вершина) комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. наиболее продуктивном периоде жизни; в более узком смысле раздел возрастной (онтогенетической) психологии, изучающий зрелую личность.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • акмеология — акмеологии, ж. [от греч. akme – вершина, острие]. Наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • акмеология — сущ., кол во синонимов: 1 • педагогика (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • АКМЕОЛОГИЯ — (от греч. akme – высшая степень, вершина) – комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. в наиболее продуктивном периоде его жизни; в более узком смысле раздел возрастной психологии, изучающий зрелую личность …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • АКМЕОЛОГИЯ — Научная дисциплина, занимающаяся изучением закономерностей самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности (от греческого слова «акме», что означает высшая точка, остриё, расцвет, зрелость, лучшая пора)… …   Словарь бизнес-терминов

  • Акмеология — (гр. akme – шың және logos – ілім) – адамның, қоғамның гүлдену, көркею, ең биік деңгейге (акмеге) жету зандылықтары мен механизмін зерттейтін ғылым …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Акмеология — (от др. греч. ακμή, akme  вершина, др. греч. λόγος, logos  учение)  раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития[1]. В… …   Википедия

  • Акмеология — (от аkme в переводе с древнегреческого высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия от греческого lоgos учение)     наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной… …   Педагогический терминологический словарь

  • АКМЕОЛОГИЯ — – знание теоретико практического типа, современная комплексная наука, взаимодействующая с гуманитарными, естественными, социальными, техническими науками, изучает специфические закономерности психического развития человека на этапе зрелости:… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Акмеология — (греч. акте высшая степень чего либо, расцвет) наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении… …   Психология человека: словарь терминов

  • акмеология — ж. Наука о закономерностях развития и функционирования высшей творческой деятельности людей. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • power_politics.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *