Активность личностная: Активность личности . Что такое «Активность личности «? Понятие и определение термина «Активность личности » – Глоссарий

Люблинская А.А. АКТИВНОСТЬ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

А. А.Люблинская

АКТИВНОСТЬ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА1

 

… Быть активным — значит находиться в состоянии действования. Элементарную активность обнаруживает еще зародыш, отвечая беспорядочными движениями конечностей и туловища на воздействия внешней для него среды (А.Пейпер). В основе таких движений лежит обычный безусловнорефлекторный механизм.

Постепенно под влиянием естественных упражнений, а затем и специального обучения движения приобрета­ют организованность и целенаправленность, становятся произвольными, а затем и подлинно волевыми, т.е. уп­равляемыми.

Благодаря своей активности ребенок вступает в практические, действенные отношения с окружающими предметами и в общение с людьми.

Изменившиеся содержание, формы и побуждения к активности ребенка, являясь результатом его развития в предыдущие периоды жизни, в то же время становят­ся условием дальнейшего формирования личности.

В активности ребенка-дошкольника происходят за­метные изменения. Прежде всего другим становится со­держание активности. Если двухлетние дети охотно вы­полняют простые движения и удовлетворяются процес­сом самого действия: охотно прыгают, бегают, чирка­ют карандашом по бумаге, возят что-то по комнате или по саду, то дошкольники все чаще направляют свою активность на получение какого-то результата действия. Четырехлетний ребенок уже не просто проводит линии, а пытается нарисовать что-то конкретное, не прыгать, а перепрыгнуть через веревочку, через канав­ку, не возить грузовик, а перевозить на нем кирпичики.

Поскольку действия ребенка все чаще направляют­ся на получение ожидаемого и желаемого результата, они приобретают известную системность, целенаправ­ленность и организованность. Благодаря произвольному подражанию и растущей способности к научению ак­тивность дошкольника все чаще принимает форму раз­личных видов деятельности: игры, выполнения отдель­ных трудовых, физкультурных или учебных действий.

Хотя активность дошкольника приобретает форму деятельности, трех-, пятилетние дети еще нередко удов­летворяются тем, что выполняют отдельные разрознен­ные действия: наматывают веревочку на палочку, копа­ют и пересыпают песок, переливают воду, лепят из пла­стилина шарики и т. п.

Возврат к предметной деятельности имеет место на всех этапах развития ребенка, в том числе и у млад­шего школьника, когда он встречается с новым предме­том или материалом. Действуя, он узнает свойства предмета или материала (дерева, песка, глины, воды).

С развитием ребенка не только обогащаются формы и виды его физической активности, усложняется ее структура. Возникает новый тип активности — умствен­ная деятельность. Сначала она лишь включается в прак­тические действия, изменяя их форму. Ребенок снача­ла осмысливает действие, которое он совершает, затем начинает его планировать, ставит цель, обдумывает способ ее достижения, рассуждает, критикует, исправ­ляет.

С середины дошкольного возраста мыслительная деятельность уже освобождается от обязательной опо­ры на физическое действие. Ребенок способен занимать­ся «чистой» умственной деятельностью: он обдумывает увиденное и услышанное, отгадывает загадки, состав­ляет рассказ к картинке, спрашивает, спорит. В этой новой форме активности огромная роль принадлежит речи. Слушание, рассказывание, словотворчество ста­новятся специальными видами деятельности ребенка-дошкольника.

После 4—5 лет заметно    нарастают    возможности инициативной преобразующей активности ребенка. На­копленный путем подражания образцам и исполнитель­ным действиям практический опыт, развивающееся мышление и воображение детей и осознание ими своих возможностей порождают новые желания и побуждают к инициативному, а затем и творческому активному действию.

В играх и рисунках, в общении с детьми и взрослы­ми дошкольник все чаще проявляет инициативу, вы­думку.

 

Познавательная активность

Развивающаяся мыслительная активность изменяет и ориентировочные действия ребенка. Вместо беспоря­дочных, шарящих они становятся организованными, исследовательскими, подлинно познавательными. ..

Это новое качество действий ребенка проявляется как в обращении с вещами, так и в общении с людьми. Малыш (1 г. 5 мес. — 2 г.), действуя с предметами, уз­навал их свойства. Но его активность мотивировалась общей установкой «что это?», «что такое?». Получае­мый результат сам ребенок не воспринимает как новое открытие, новое знание, хотя им и обогащается его практический опыт. При этом, как справедливо отме­чает Л.И.Божович, вещи часто сами «притягивают» к себе действия ребенка. Ящик со строительным мате­риалом побуждает ребенка что-то строить, увиденный пирожок «хочет быть съеденным» (К.Левин). У до­школьника эта «привлекаемость», идущая от вещей, ослабевает. Активность ребенка все чаще побуждается его интересами и потребностями.

Дошкольника интересует не только новый для него предмет сам по себе. Четырех-, шестилетние дети хо­тят узнать и его устройство, назначение, способ исполь­зования, происхождение. Мотивом, побуждающим до­школьника манипулировать предметами, является по­знавательный интерес. Ребенок хочет узнать, как рабо­тают часы, что у них внутри. Где спрятан звонок у те­лефона? Как магнит держит гвозди? Как открываются двери у поезда в метро? Это познавательное отноше­ние отчетливо выступает в специфике детских вопросов, адресованных взрослым. Количество вопросов резко возрастает к 5—6 годам.

Развитие   познавательных   интересов   у   дошкольников отчетливо выступает в том, что растет желание де­тей заниматься умственной деятельностью. После 45 лет дети любят рассуждать, спорить, решать задачи, головоломки, подбирать слова в рифму, сравнивать разные вещи и явления между собой и т.д. Как пока­зало исследование А.Н.Голубевой, наибольший инте­рес к умственной работе у старших дошкольников вызывало решение чисто интеллектуальных задач.

Дошкольник, в отличие от малыша, для которого вопрос является лишь формой общения, контакта со взрослым, забрасывает старших вопросами «почему?», «зачем?» и «как?» Он ждет от них ответа, добивается ясности, выражает сомнение. Четырех-, пятилетний ре­бенок становится «почемучкой». У него формируется вопросительное отношение к окружающему миру.

Стойкость такого пытливого отношения ребенка к действительности зависит от того, культивируют взрос­лые это отношение к окружающему или угашают его своим пренебрежительным отношением к вопросам де­тей и нежеланием отвечать на них. Но если воспита­тель поддерживает вопросы ребенка, побуждает само­го ребенка искать решение возникшей задачи, если сво­ими ответами направляет мысли ребенка на постанов­ку и решение новых посильных задач, то формируются ценнейшие черты личности — любознательность, пытли­вость, наблюдательность. Эти качества личности прида­ют активности ребенка четкую познавательную направ­ленность … возникновение у детей интереса к предме­там и явлениям окружающего мира прямо зависит от тех знаний, которыми обладает ребенок в той или иной области, а также от тех способов, которыми воспита­тель открывает для него «меру его незнания», т.е. то новое, что дополняет его знания о предмете.

С одной стороны, интерес как желание знать что-то, знать глубже, полнее, точнее возникает, когда ребенок уже что-то знает, например, о животных, о транспорте, о сезонных явлениях. Если детям ничего не известно о вулканах или египетских иероглифах, то интерес к та­ким неведомым явлениям сам по себе не может воз­никнуть.

С другой стороны, если воспитатель, рассказывая о чем-то, ничего нового детям не раскрывает, им стано­вится неинтересно его слушать. Они ничего нового не узнают и быстро отвлекаются.

Рассказ воспитателя будет интересным, если в нем раскрывается какая-то неизвестная детям, но сущест­венная сторона знакомого объекта: либо происхожде­ние предмета, либо назначение орудия, машины, либо обусловленная образом жизни особенность строения органа животных, т.е. что-то новое даже в том, что ре­бенку известно. Особое значение для детей-дошкольников имеет узнавание изменчивости явлений, их жиз­ненного значения и практического применения.

Исследования показали, что.

.. для детей дошкольно­го возраста решающее значение в формировании по­знавательных интересов имеет способ подачи новых знаний … Когда воспитатель, желая вызвать активный интерес шести-, семилетних детей к некоторым живот­ным, рассказывал о них, используя дополнительно кни­гу Е.И.Чарушина, где полно и живо описаны уже зна­комые детям животные, интерес детей к животным воз­растал. Они и сами после этого более полно и подробно описывали этих животных, их внешние признаки и об­раз жизни.

Но интерес детей возрастает еще заметнее, когда дополнительные сведения о тех же животных даются в форме открытий самих детей. Например, в такой не­обычной форме, как это делает журналист  Фр.Лорд, «взявший интервью» у представителя животного мира.

В процессе формирования у детей-дошкольников познавательного отношения к окружающему отчетливо раскрываются некоторые стороны самих познаватель­ных интересов. В них явственно выражено прежде всего

единство интеллектуального и эмоционального отноше­ния человека к предметам действительности. В них тес­но переплетаются старые, т.е. ранее приобретенные знания и новые, неизвестные, удивительные, которые, однако, воспринимаются ребенком как интересные толь­ко тогда, когда они уже немного известны.

Проведенные исследования показали, что, задавая вопросы и получая на них ответы старших или сверст­ников, ребенок анализирует те сложные факты жизни, с которыми он встречается. Познавательная активность ребенка побуждает и взрослого разъяснять ему, пока­зывать существующие в жизни зависимости между яв­лениями. Так ребенок учится обобщать, переходит к ка­тегориальным и осмысленным знаниям. Ситуативность мышления, характерная для трех-, пятилетних детей, постепенно преодолевается.

Дети все больше освобождаются от связанности те­ми житейскими условиями, в которых дана конкретная задача, и переходят к обобщенному и логическому ее решению в уме …

Интерес у дошкольников выражен в глубоко эмо­циональном отношении к окружающему, в ненасытном желании узнавать неизвестное, в радости от сделанных открытий, в формирующейся любознательности.

Этим интерес принципиально отличается от потреб­ности. Направленная на присвоение объекта (пищи, питья), потребность исчезает при ее удовлетворении. Человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огромное прогрессивное значение в раз­витии личности.

 

Активность общения

На протяжении дошкольного возраста резко изменя­ются содержание и формы активности ребенка в его общении с другими людьми и в его отношении к самому себе.

Изменение активности общения обусловлено теми новыми отношениями со взрослыми, которые возникли на основе возросших возможностей ребенка. Роль взрослого в жизни ребенка изменилась, и в результате перестроились отношения воспитателя с воспитанни­ком.

У детей преддошкольного возраста складывается потребительское отношение к взрослым, в особенности близким людям. Мать, воспитательница для них, преж­де всего, источник удовлетворения своих насущных по­требностей. Хотя у дошкольника это отношение частич­но еще сохраняется (в младших группах), однако оно играет все меньшую роль в определении интереса ре­бенка к взрослому. Теперь дети многое могут сделать сами и не нуждаются в постоянной опеке взрослых.

Основным мотивом, побуждающим ребенка всту­пать в общение со взрослыми, является содержатель­ность этого общения. Ребенок к 3—4 годам открыл, что взрослые много знают, что они все умеют, могут все показать, научить. Они всегда разберутся в том, кто правильно поступил, а кто ошибся. Взрослые запреща­ют и разрешают, сердятся и ласкают, требуют и хва­лят. Взрослый становится авторитетом для ребенка. До­школьники все чаще присматриваются к тому, как дей­ствуют взрослые, и подражают им. Это подражание происходит уже на более высоком уровне, чем у малы­ша, оно имеет произвольный характер. Подражание взрослому, его действиям, а затем и взаимоотношени­ям с другими людьми ярче всего обнаруживается в ролевых играх дошкольников …

Исследования показали, что в играх детей отража­ется трудовая деятельность людей, их быт и взаимоот­ношения. К концу дошкольного возраста образы неко­торых людей-профессионалов принимают обобщенный характер, а конкретный взрослый приобретает автори­тет (отец, мать, воспитательница).

Изменяются и взаимоотношения дошкольника со сверстниками. Для дошкольника уже недостаточно «мирное соседство» с другими ребятами. Появляется желание играть с другими детьми, а старший дошколь­ник вообще не может играть один: он стремится рассказать что-то товарищу, выполнить вместе с ним тру­довые поручения. Радость от совместной деятельности порождает новые отношения между детьми: товарище­ство и зачатки дружбы … Дети заботятся друг о друге, скучают без друзей, стараются помочь товарищу, вни­мательны к малышам. Накопленный каждым ребенком практический опыт жизни и совместной с другими деть­ми деятельности создает возможности для формирования первых маленьких коллективов.

Если воспитатель эти возможности систематически использует, он может достичь значительных успехов в формировании новых взаимоотношений детей друг с другом.

Организуя совместную деятельность детей, группи­руя их по двое и трое, в соответствии с их подготовлен­ностью и индивидуальными особенностями, определяя обязанности такой рабочей группы, а затем оценивая результаты работы, воспитатель вызывает у детей по­требность обсудить действия каждого ребенка как то­варища, как члена коллектива, т.е. всей группы …

Активность ребенка в общении, так же как и позна­вательная активность, приобретает у детей дошколь­ного возраста управляемый, произвольный характер. Воспитатель с помощью правил регулирует поведение ребенка…, включение в жизнь ребенка тщательно раз­работанной программы требований, которые регламен­тируют поведение детей (за столом и в спальне, в раз­девальной и на занятиях), в значительной мере опре­деляет действия детей в конкретных условиях их жиз­ни. Но, что очень важно, правила становятся основой и для оценки ребенком своих действий и качеств, дей­ствий и качеств других детей, а также своих взаимоот­ношений в коллективе.

Если ребенок 2—3 лет подчиняется единичным тре­бованиям «надо» и «нельзя», действует в конкретной ситуации, то отличительной особенностью поведения детей пяти-, семилетнего возраста является переход к обобщенному восприятию правил. Правило приобрета­ет к концу дошкольного периода характер обобщенной нормы поведения…

Накапливая социальный опыт, опыт общения с деть­ми, дети к концу дошкольного возраста пользуются все более обобщенными правилами и все шире используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к разным людям: близким и чужим, реаль­ным и вымышленным. На этой основе оформляются нравственные отноше­ния детей к окружающим …

 

Мотивы поведения

Отличительной особенностью формирования лично­сти в дошкольном возрасте является изменение моти­вов, которыми руководствуется ребенок. Эти изменения сказываются в следующем:

1. Отдельные побуждения, действовавшие эпизоди­чески и разрозненно (а порой даже противоречиво), превращаются в некоторую систему мотивов. В побуж­дениях детей все больше обнаруживается определенная последовательность. Если для … ребенка уже приобре­ло значение общественное мнение, то он будет огляды­ваться на оценку товарищей в разных своих поступках …

Последовательность и системность действующих мо­тивов у дошкольника имеет, конечно, еще весьма отно­сительный и неустойчивый характер. Часто поведение ребенка оказывается совершенно неожиданным для вос­питателя. Дети действуют, подчиняясь эмоционально сильному побуждению (обида, сильное желание), часто нарушая хорошо известные им правила.

2. Более отчетливо начинает выступать различная побудительная сила разных мотивов. Так, А.Н.Голубева выявила, что задание игрового характера (найти спрятанный флажок) имело наибольшую побудитель­ную силу для младших детей, трудовое задание (сде­лать кукол для предстоящего спектакля) оказалось на­иболее сильно действующим мотивом для пяти-, шести­летних ребят. Старшие дошкольники особенно упорно решали интеллектуальную задачу, составление флажка из мозаики . ..

Исследования Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, Л.С.Славиной, Д.Б.Эльконина, Л.Г.Баскаковой, Е.И.Корзаковой, 3.М.Богуславской и многих других психологов показывают, что разные мотивы по-разному влияют на мобилизацию усилий ребенка, на успешное выполнение дошкольниками различных поручений и специальных заданий в учебной деятельности.

Во всех действиях ребенка огромное значение име­ют результаты, которых он достигает. Как бы велики ни были индивидуальные различия между детьми, ка­ковы бы ни были характерологические особенности кон­кретных воспитателей, их одобрение, похвала, поддерж­ка затраченного ребенком усилия и достигнутый им ре­альный успех оказывают обычно значительно более сильное стимулирующее влияние на дальнейшую дея­тельность ребенка, чем наказание, выговоры, неудача. Лишь у некоторых старших дошкольников, отличаю­щихся силой и выносливостью нервной системы, неуда­ча может вызвать задор и новую попытку достигнуть желаемого.

В отличие от преддошкольников, которые могут на­править свою активность на достижение лишь конкрет­но воспринимаемой цели, отвечающей их потребности, дети среднего и старшего дошкольного возраста могут действовать, только представляя себе тот предмет или то действие с ним, которое отвечает их желаниям и ин­тересам. Сохранившееся в опыте ребенка представле­ние о предмете или способе, когда-то удовлетворившем его потребность в чем-то, придает значительную силу побудительным мотивам, даже действующим во внут­реннем, воображаемом плане.

В дошкольном периоде формируется важнейшее ка­чество побуждений, которым подчиняются действия зре­лого воспитанного человека, — соподчинение мотивов.

Как показывает практика, для формирования самостоятельности в поведении (а затем и в рассуждениях) ребенок должен научиться в каждом конкретном слу­чае выделять самое важное, существенное и разбирать­ся в том, что главнее. Но это далеко не сразу удается детям. Хотя дошкольник может руководствоваться раз­ными известными ему мотивами: обязанностями, пору­чением мамы, собственным желанием или чувством к товарищу, у него еще нет обычно соподчинения всех мотивов, их иерархии. Поэтому пяти-, шестилетний ре­бенок нередко попадает в конфликтные ситуации и в них чаще всего подчиняется тому побуждению, которое эмоционально наиболее сильное и яркое. ..

В старшем дошкольном возрасте, когда усложняют­ся отношения детей с окружающими, когда все чаще им самим приходится определять свое отношение к чему-то, оценивать свои поступки и обязательных правил становится больше, столкновения различных мотивов становятся чаще и острее. Особенно трудно детям вы­бирать между лично значимыми и общественно значимыми мотивами…

 

Формирование самостоятельности

Накопление практического опыта действования и развитие познавательной и общественной направленно­сти формируют у ребенка-дошкольника стремление к самостоятельности. Самостоятельность развивается с возрастом ребенка, изменяясь по направленности и ха­рактеру проявлений.

Если на втором году жизни ребенок узнал, что мо­жет сам двигаться и действовать с некоторыми пред­метами, то на протяжении дошкольного периода он де­лает дальнейшее замечательное открытие: он может действовать среди других ребят и взрослых независимо от их желаний и требований, может сам выбирать иг­рушки, картинки, сюжет своего рисунка, может приду­мывать по своему желанию рассказ к картинке или игру.

Он может лепить, строить, помогать другим. Его на­чинают слушаться другие дети в играх, спорах. Даже взрослые иногда подчиняются его «хочу» и «не хочу». Да мало ли что он может сам сделать, построить, рас­сказать, выдумать!

Взрослые  сами  побуждают    детей    самостоятельно действовать, а позже и рассуждать, оценивать. Но те же взрослые постоянно ограничивают самостоятель­ность детей. Если четырехлетняя девочка, которую всег­да побуждают самостоятельно одеваться, взяла то пла­тье, которое полагается надевать лишь в праздничные дни, ее бранят за самоволие …

Развитие у детей-дошкольников возможности и не­обходимости самостоятельно действовать ставит перед воспитателем трудный вопрос о мере самостоятельно­сти, допустимой и необходимой для правильного раз­вития ребенка.

Многочисленные исследования … позволяют уточнить некоторые признаки самостоятельности ребенка.

  1. Самостоятельность  ребенка  не  имеет  ничего  об­щего со стихийным его поведением. ..
  2. Уровень   самостоятельности  детей   повышается   с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять  все  более  сложные  физические  и  умствен­ные действия. Поэтому то, что оценивалось как прояв­ление    самостоятельности у двух-, трехлетних  детей (умение  аккуратно  есть,  одеваться  без  помощи взрос­лого)   уже недостаточно для  характеристики  того же качества у старших детей.
  3. В развитии самостоятельности могут быть наме­чены три ступени. Первая ступень — когда ребенок дей­ствует в обычных для него условиях, в которых выра­батывались  основные  привычки,  без напоминания, по­буждений и помощи со стороны взрослого (сам убира­ет после игры строительный материал;  сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень — ребенок самостоятельно использу­ет привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях . ..

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Основное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ре­бенком своего поведения в любых условиях…

Инициативная активность ребенка выступает в раз­ных формах его деятельности и общения, нередко выхо­дя за пределы установленных взрослыми правил пове­дения. Одна из своеобразных форм детской активно­сти — шалости.

Природа шалостей почти не изучена. Что это за явление? Закономерно ли оно или является нарушением правильного пути развития ребенка?… Шалость — это всегда действие. Это форма детской активности. Ша­лость возможна тогда, когда ребенок здоров, когда яр­ко выражена его эмоционально-положительная настро­енность, когда избыток энергии, не израсходованный на игры и еще ненужной для труда, выступает в этом спе­цифическом виде детского поведения.

В шалости ребенок проявляет свою инициативу. Она направлена на преобразование чего-то.

Возможность проявлять инициативу, выдумку, что-то по-своему переделывать, выступать в необычной роли вызывает у детей чувство огромной радости. Поэтому шалость всегда радостна, она приносит детям огромное, бурное удовольствие. Начав шалить, дети с трудом мо­гут остановиться.

В большинстве случаев шалости — это новая, нео­бычная форма общения ребенка со взрослыми или с другими детьми. В шалости ребенок выступает чаще всего как инициатор такого общения. Поэтому в шало­сти дети обычно проявляют положительное отношение к людям, и, хотя в процессе бурных действий ребенок мо­жет проявить неловкость, даже сделать больно друго­му, он сам этого пугается, старается приласкать и уте­шить пострадавшего. Этим доброжелательным отноше­нием к людям шалость отличается от озорства, где ини­циатива ребенка намеренно направляется на то, чтобы досадить взрослому или сверстнику, доставить ему не­приятность.

Могут быть выделены следующие группы шалостей. Первую группу составляют шалости-игры. Ребенок либо просто действует с другими, проявляя свою силу, увертливость, ловкость, либо, взяв на себя какую-то роль, проделывает то же самое под видом какого-то персонажа — волка, собаки, кошки, наездника и т. д. …

Ко второй группе можно отнести шалости как не­обычные действия ребенка с вещами. Они мотивируют­ся исследовательским, познавательным отношением к окружающему. Этот мотив можно было бы выразить формулой: «Что получится, если…»

Такие шалости характерны для детей более старше­го возраста …

К третьей группе могут быть отнесены шалости, ко­торые побуждаются стремлением ребенка проверить свои возможности и утвердиться в них. Мотив таких шалостей может быть выражен вопросом: «А сумею ли я?» …

Итак … в дошкольном периоде детства … происходят существенные изменения…

  1. Перестраивается направленность ребенка. Роль органических потребностей как мотивов действия осла­бевает. Все большую силу и действенность приобрета­ют культурные  потребности,  познавательные  интересы и специальные мотивы познания и общения.
  2. В формировании общественных мотивов поведе­ния значительная роль принадлежит образцам, в каче­стве которых выступают конкретные взрослые люди. Ребенок подражает им… Однако  нарастает    значение активной деятельности самого ребенка. Она регламентируется известными и понятными ему правилами по­ведения. Последовательное их применение воспитате­лем и соответственно обоснованная оценка действий де­тей, защищающих или нарушающих определенное правило, становятся … основой их морального поведения. Повседневное действие по правилам обеспечивает фор­мирование у дошкольников сложнейших привычек: бы­товых, культурных и нравственных.
  3. На основе выработанных стереотипов поведения может успешно формироваться ценнейшее качество лич­ностисамостоятельность. Она проходит в своем раз­витии ряд ступеней и проявляется как в практической ориентировочно- исследовательской, познавательной дея­тельности,    так и в его повседневном    поведении    со взрослыми и сверстниками.

Нарастающая самостоятельность детей проявляется в различных формах инициативной активности детей, в постановке цели действия, выборе способа действия, подчинении тому или другому мотиву, а также иногда в непослушании, самоволии и упрямстве. Самостоятель­ное действование с доступными предметами и инициати­ва в общении слюдьми выражают наиболее острую по­требность детей дошкольного возраста в активности. Ак­тивность детей этого возраста имеет в основном познава­тельный характер и направленность на преобразование окружающего (посильное для дошкольников), открытие неизвестного (и самого себя), общение со взрослыми и детьми.



1 Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение. —  1971. – 415 с. 

Личностные диспозиции как детерминанты социальной активности молодёжи

Научная проблема, на решение которой направлен проект.

Социальная нестабильность Российского общества, превращение внешне социально-гарантированного способа жизни в быстро текущие и резко изменяющиеся во времени ситуации и условия существования, приводят к тому, что человек, не успевая реагировать на эти изменения, перестает ощущать себя субъектом своего жизненного пути, теряет смысл своей жизни. Наиболее сильно страдает от современных социальных катаклизмов молодёжь, не подготовленная к вступлению в нестабильную, полную противоречий и жестких требований жизнь. Какую именно направленность примет активность личности, во многом зависит от ее диспозиционной структуры. Личностные диспозиции прямо или косвенно выражаются в различных формах активности — социальной, асоциальной, просоциальной, и их взаимосвязь — это важный аспект проблемы, на решение которой направлен проект.

Актуальность и научная значимость решения проблемы.

Современная жизнь ставит перед молодёжью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. В активности представителей молодёжи не бывает единообразия, в ней всегда существуют разнонаправленные векторы. С одной стороны, молодёжная инициатива, стремление к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов — характеризуют молодёжь как носителя социальных инноваций и ведут к возникновению лидерства, добровольчества и других форм социальной активности. С другой стороны, социальная активность может рассматриваться в контексте протестных настроений и социальной нестабильности, при этом молодёжь всегда выступает как социальная группа, излишняя активность которой должна быть купирована и взята под особый контроль.

Задача воспитания социальной активности как значимого интегрированного качества личности ставится и обсуждается как приоритетная различными государственными, и общественными институтами.

Целевая аудитория: молодёжь Республики Хакасия в возрасте от 17 до 30 лет (учащаяся, работающая, неработающая, безработная).

Объект исследования — социальная активность молодёжи. Предмет исследования — диспозиции как детерминанты социальной активности молодёжи.

Задачи исследования.
  1. Провести актуализацию проблемы взаимосвязи и взаимообусловленности социальной активности и личностных диспозиций у молодёжи.
  2. Провести системную многоуровневую диагностику личностных диспозиций у молодёжи как детерминант их социальной активности.
  3. Разработать типологию и экспресс-методику диагностики социальной активности, описать возможные модели поведения.
  4. Разработать практические рекомендации по профилактике и реабилитации лиц с асоциальной направленностью личностной активности и технологию социально-психологического сопровождения процессов самоопределения молодёжи.
  5. Подготовить к публикации коллективную монографию по проблеме исследования.

Основное содержание работы.

План работы на первый год выполнения проекта — 2012 год:

Организационный этап — определение концептуальных основ и согласование теоретических рамок в понимании проблемы исследования, выбор объектов изучения, разработка критериев, индикаторов оценки, эмпирического инструментария, составление программы исследования, заданий для работы. Ожидаемый результат – запуск программы исследования.

Эмпирический этап — проведение пилотного исследования, сбор эмпирического материала. Ожидаемый результат — сбор эмпирического материала.

Аналитико-прогностический этап — обработка, систематизация и анализ эмпирического материала, подготовка прогнозных предложений. Ожидаемый результат — подготовка отчета о результатах первого года выполнения научного проекта.

План работы на второй год выполнения проекта — 2013 год:

Проектный этап — разработка типологии социальной активности личности, включающей описание моделей поведения, разработка и апробация методики экспресс-диагностики типов социальной активности, а также разработка практических рекомендаций по профилактике и реабилитации лиц с асоциальной направленностью личностной активности; технологии социально-психологического сопровождения молодёжи. Ожидаемый результат – пакет научно-методических материалов.

Пропедевтический этап — реализация технологии социально-психологического сопровождения молодёжи.

Разработка проблемы взаимосвязи социальных установок с социальной активностью у молодёжи имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение для решения важнейших задач общественной практики. Проект – это заявка на прикладное исследование, имеющее научную новизну и практическую значимость. Реализация проекта позволит провести системную многоуровневую диагностику личностных диспозиций у молодёжи как детерминант их социальной активности, оценить актуальное состояние заявленной проблемы.

Результаты.

Научным эффектом прикладного исследования станут коллективная монография «Личностные диспозиции как детерминанты социальной активности молодёжи» и, разработанный авторами проекта, пакет научно-методических материалов, содержащий типологию социальной активности личности и описание возможных моделей поведения, методику экспресс-диагностики типов социальной активности, практические рекомендации по профилактике и реабилитации лиц с асоциальной направленностью личностной активности, технологию социально-психологического сопровождения молодёжи как коррекционно-профилактическую практику.

Персонализированная аналитика активности: лучший способ отслеживать упражнения?

Возможно, самая известная проблема с фитнес-трекерами заключается в том, что люди часто выбрасывают их в ящик для мусора через несколько месяцев, как только их новизна притупляется. Но это не единственная проблема этих устройств, которые обычно носят на запястье или прикрепляют к одежде. Конечно, они будут считать ваши шаги, отображать частоту сердечных сокращений и даже оценивать, сколько калорий вы сожгли, хотя вам, вероятно, потребуется синхронизировать их с приложением на смартфоне, планшете или компьютере, чтобы увидеть такие данные.

Однако очень немногие популярные бесплатные приложения, связанные с физической активностью, основаны на опубликованных данных. И они не обязательно следуют устоявшимся рекомендациям по упражнениям. Даже если вы выполняете рекомендуемые ежедневные цели упражнений — например, 30 минут быстрой ходьбы или 10 000 шагов — как узнать, действительно ли вы достаточно тренируете свое сердце, чтобы поддерживать его здоровье?

Легко, как PAI?

Новый научно подтвержденный инструмент, получивший название Personalized Activity Intelligence, или PAI, может дать ответ. PAI, разработанная международной группой исследователей, представляет собой формулу, которая преобразует частоту сердечных сокращений в определенное количество баллов в зависимости от вашего возраста, пола, частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и максимальной частоты сердечных сокращений. Идея состоит в том, чтобы набрать в среднем 100 баллов за всю неделю, которые вы можете заработать за короткие периоды интенсивных упражнений, более длительные периоды более умеренной активности или их комбинацию. Думайте о PAI как о показателе того, насколько сильно и как часто вы бросаете вызов своему сердцу.

«Это другой способ количественной оценки состояния сердечно-сосудистой системы, который фиксирует то, чего не делают трекеры шагов, а именно физическую активность, отличную от ходьбы», — говорит доктор Лорен Элсон, физиотерапевт из Массачусетской больницы общего профиля при Гарварде. Например, если вы едете на велосипеде или сгребаете листья, вы не сделаете много шагов, но ваш сердечный ритм может увеличиться больше, чем во время неторопливой прогулки.

С другой стороны, некоторые люди находятся на ногах и ведут активный образ жизни в течение дня и могут пройти 8000 и более шагов, но их частота сердечных сокращений не обязательно сильно повышается. «Мы знаем, что это лучше, чем сидячий образ жизни, но на самом деле это не считается сердечно-сосудистыми упражнениями», — говорит доктор Элсон.

Отслеживание доказательств

PAI был создан и подтвержден в ходе крупного норвежского фитнес-исследования, в котором приняли участие более 39 000 человек, за которыми наблюдали в среднем около 26 лет. Исследователи разработали формулу на основе подмножества примерно 4600 участников, а затем проверили ее на данных всей группы.

Люди, достигшие еженедельной цели в 100 баллов, имели примерно на 20% меньше шансов умереть от сердечных заболеваний по сравнению с теми, кто этой цели не достиг. Индекс PAI ниже 100 был связан с более короткой жизнью — почти на 4 года меньше для женщин и на 6 лет меньше для мужчин по сравнению с людьми с показателем 100 и выше.

Не имеет значения, предпочитаете ли вы ходить с относительно низкой интенсивностью в течение нескольких часов или тренироваться с высокой интенсивностью в течение более коротких периодов времени, если вы зарабатываете 100 баллов PAI в неделю, говорит ведущий автор исследования Ульрик Вислофф, руководитель Исследовательской группы кардиотренировок Норвежского университета науки и технологии в Тронхейме. Mio Slice станет первым носимым устройством с PAI, но Mio планирует предоставить лицензию на использование алгоритма PAI другим компаниям, отмечает Вислофф.

Worksman Personal Activity Vehicle PAV3-STR-3CB — версия STRETCH

Популярные положительные отзывы:

Worksman Personal Activity Vehicle PAV3-STR-3CB — Версия STRETCH

отличная покупка 01.04.2016
Тони П.
Я поставил 4 из 5 звезд только из-за того, что неясные или незнакомые варианты аксессуаров представлены только в письменной форме. Я бы включил другой набор или дополнительные аксессуары, если бы у меня было графическое изображение, предпочтительно реалистичное изображение деталей в их функциональной форме, прикрепленное к PAV3 в качестве визуального описания деталей. Крепление корзины к трициклу в инструкции не упоминалось, но кое-что придумать удалось. Помимо этих административных замечаний, это приятная поездка, однако я бы хотел, чтобы они предусмотрели ручное торможение для макета заднего левого колеса. Трехколесный велосипед будет склоняться в одну сторону только с ножным тормозом при попытке замедлить движение вниз по относительно наклонному склону. Его дизайн больше подходит для повседневных крейсерских поездок, так что не рассчитывайте на участие в гонках на двухколесном велосипеде.
Суть в том, что я доволен этой покупкой, как только я закончу ее настройку в соответствии с моим личным подходом.

Worksman Personal Activity Vehicle PAV3-STR-3CB — Версия STRETCH

1500 миль и сбросили 250 фунтов за 5 лет 29.05.2016
Джо В. Лоури
5 лет назад я достиг этого Ах, Ха, Момент. Всем нам, страдающим патологическим ожирением, придется достичь того момента, когда, если вы не справитесь со своей жизнью, вы умрете, обычно в течение года, если вы не остановитесь и не решите проблему. Я делал и продолжаю делать это на трайке Worksman PAV 3 STR. Я проехал на своем более 1500 миль, и на сегодняшний день 05-29-16 потерял 250 фунтов Когда я начал менять свой образ жизни, я весил более 640 фунтов. мне было нелегко. Это было болезненно, это было ужасно, НО благодаря моему позитивному настрою и моему трайку Worksman я добираюсь туда. ..Спасибо Worksman за постройку надежного мотодельтаплана. Я не могу сказать достаточно хорошего об этом трайке. Но вы должны выйти и прокатиться на нем. Езжу по бездорожью и на длинные дистанции 8 и более миль. Не случилось за ночь.

Worksman Personal Activity Vehicle PAV3-STR-3CB — Версия STRETCH

Первые впечатления 28.05.2015
Тони М.
Сегодня я прибыл в магазин Scheller’s Fitness and Cycling, чтобы забрать заказной PAV 3 Stretch 3 speed, который я ждал почти 2 месяца. Эти 2 месяца были неприятными, но они того стоили. Я сел на трайк и просто влюбился. Будучи весом 500 фунтов, я давно не чувствовал, как ветер треплет мои волосы. Очень прочная рама, не думаю, что я ее вообще сломаю. Хотя есть несколько вещей, которые мне в нем не нравятся. Сиденье крепится болтами только в одном месте, что создает некоторое «покачивание», потому что я немного неуравновешен и часто переключаюсь. Передний тормоз, на мой вкус, кажется немного свободным, и мне нужно привыкнуть к тормозам подставки, в последний раз, когда я катался на велосипеде, я много вращался назад. В целом, проблемы, которые у меня есть, легко регулируются, качество этого автомобиля превосходно! ставлю 9из 10.

Worksman Personal Activity Vehicle PAV3-STR-3CB — Версия STRETCH

Трицикл хорошо выглядит 24.10.2016
Кен Митчелл
Он прибыл в ОГРОМНОМ ящике в основном собранным. Очень хорошо защищены при транспортировке. Трайк прибыл примерно через 7 недель после того, как я его заказал. Я еще не успел на нем покататься, потому что тот, кто упаковывал трайк, не поместил в него все сборочные детали, поэтому я не могу поставить сиденье. Какой-то облом для покупки за 1500 долларов. Я позвонил в службу поддержки, и они пообещали мне, что запчасти будут отправлены мне сегодня.

Качество мотодельтаплана хорошее, отделка хорошая, он рассчитан на большие нагрузки и выглядит хорошо изготовленным. Пять звезд за качество и отделку, минус одна, потому что он был отправлен без всех деталей, необходимых для сборки (сиденье довольно важно).

Worksman Personal Activity Vehicle PAV3-STR-3CB — Версия STRETCH

Лучший трехколесный велосипед. 30.11.2015
Филипп Баттиста
Я не ездил на велосипеде годами, точнее, десятилетиями. У меня не было ни времени, ни терпения, чтобы восстановить свои навыки равновесия, так как я хотел использовать их, чтобы похудеть и вернуться к здоровому образу жизни.

Прочная рама с красивой отделкой. Велосипед устойчив к неровностям и прекрасно едет. Я призываю всех своих друзей, которым нужен прочный трехколесный велосипед, не занимающий много места, купить его.

Плюсы: Устойчивая, прочная, не прогибается и не растягивается под весом.

Минусы: Можно использовать более 3 скоростей. Но обязательно получите три скорости, они вам понадобятся, если вы хотите взобраться на какие-либо холмы.

Worksman Personal Activity Vehicle PAV3-STR-3CB — Версия STRETCH

Так здорово! 26.10.2021
KWC
Мне 28 лет, я не могу ездить на велосипеде из-за хронического заболевания (балансирование может быть опасным для меня). Итак, я купил PAV3, и это было УДИВИТЕЛЬНО!

Я хотел, чтобы трайк был прочным, но не выглядел глупым, ха. Это был идеальный вариант! Проехал сегодня 4 мили, съездил на рыбалку, потом поехал обратно. Я чувствую, что возвращаю частичку себя.

Доставка заняла 5 месяцев, что очень расстроило. И они сделали, что меня не уведомили, когда он был отправлен. К счастью, я был дома, когда грузовик подъехал к моему дому. Но, очень доволен продуктом. Очень круто.

Worksman Personal Activity Vehicle PAV3-STR-3CB — Версия STRETCH

Хорошо, но есть несколько мелких проблем 13.06.2016
Даниэль Халински
В целом PAV3 — хороший трайк. Проблемы у меня были незначительные. Мне пришлось снять защиту цепи, потому что цепь PAV царапала ее, мне пришлось использовать стяжки, чтобы прикрепить заднюю грузовую корзину, потому что отверстия, просверленные в раме, не были правильно расположены, чтобы можно было использовать монтажное оборудование. Лучшая система крепления сиденья также была бы хороша, потому что мне пришлось использовать гаечный ключ и затянуть его так сильно, что одна из металлических пластин погнулась только для того, чтобы оно не двигалось.

Worksman Personal Activity Vehicle PAV3-STR-3CB — Версия STRETCH

Какой замечательный велосипед! 18.04.2016
Джефф Д.
Я мужчина 340 фунтов, и за последние несколько месяцев я действительно похудел на 40 фунтов, и теперь я хотел велосипед, но все еще беспокоился о балансе. Я позвонил и поговорил с очень хорошим человеком из Worksman, и он порекомендовал мне растяжку модели PAV3 с удлинителями педалей. Я заказал его, он пришел через 5 недель и вау! Я не мог быть счастливее с моей покупкой. Люблю велосипед, легко ездить и здорово, весело, тренироваться! спасибо рабочий!!

Worksman Personal Activity Vehicle PAV3-STR-3CB — Версия STRETCH

Очень доволен 14.10.2015
Дебра Л.
Нам нравится велосипед PAV 3 для нашего сына с особыми потребностями. У нас было 2 небольшие проблемы. Нам понадобился шестигранный ключ, который не был включен в комплект поставки, небольшое и недорогое неудобство для нас, которое, по нашему мнению, должно было идти вместе с поставкой. Ручной тормоз расположен в неудобном месте, труднодоступном ни для правой, ни для левой руки. Помимо этих двух проблем, мы очень довольны нашей покупкой и велосипедами Worksman.

Worksman Personal Activity Vehicle PAV3-STR-3CB — Версия STRETCH

PAV3-STR-3CB — СТЯЖКА 20.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *