Активным видом воображения являются: Виды воображения

3. Виды воображения.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольност, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить

воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы в поэме А. С. Пушкина «Полтава», мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользуясь словами, а па основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к

пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

Следующий вид произвольного воображения — творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого будущего, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.

Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов на практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. При этом следует отметить, что подобный тип мечты не может рассматриваться только как негативное явление. Позитивное значение мечты подобного типа заключается в обеспечении сохранности механизмов регуляции систем организма. Например, неудачи в практической деятельности в большинстве случае способствуют формированию негативного психического состояния, что может выражаться в повышенном уровне тревоги, чувстве дискомфорта или даже в депрессивных реакциях. В свою очередь, негативное психическое состояние выступает в качестве одного из факторов, обусловливающих затруднения в социально-психологической адаптации человека, формирование дезадаптивных расстройств и преморбидных характеристик какой-либо болезни.

В этой ситуации мечта может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека.

Следует отметить, что эти типы мечты являются активными, произвольными и сознательными психическими процессами. Однако воображение может существовать и в другой — пассивной форме, которая характеризуется непроизвольной игрой воображения. Примером такого непроизвольного воображения, как мы уже говорили, является сон.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности.

Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. Так, школьник, не готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, может создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности (рис. 2).

Рис. 2. Виды воображения

Активное воображение подробнее — Психологос

От редакции — здесь изложены взгляды Карла Юнга и коллег-психологов его круга. Редакции Психолога, которой не близки мифы о Бессознательном, эти взгляды не близки, и приводятся они только для ознакомления.


В сущности, Активное Воображение — это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее.

В вашем воображении вы начинаете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними. Они вам отвечают. Вы с удивлением узнаете, что они выражают точки зрения, прямо противоположные тем, что содержатся в вашем осознающем разуме. Они рассказывают вам о вещах, существование которых вы до сих пор не осознавали, и сообщают вам мысли, до сих пор неведомые вашему осознающему разуму.

Большинство людей в процессе Активного Воображения ведет оживленную беседу, обменивается мнениями с внутренними фигурами, пытается примирить противоположные точки зрения, даже обращается за советом к живущим в бессознательном мудрецам. Но не все беседы ведутся посредством слов.

Активное Воображение помогает лучше понять, что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего «я». Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают «своим собственным разумом», они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают, зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго.

В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессе Активного Воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой «место встречи», «нейтральную полосу», на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого. Два уровня сознания сливаются друг с другом на поле воображения, подобно двум рекам, которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняют друг друга; они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личность начинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума с бессознательным, приводит в действие высшую «божественную» функцию, «я», которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания.

Суть Активного Воображения заключается в вашем осознанном участии в процессе воображения. Этот вид воображения потому и называется активным, что эго, на самом деле, входит во внутренний мир, гуляет там, беседует, спорит, заводит себе друзей и наживает врагов среди населяющих этот мир личностей. Вы осознанно играете роль в спектакле вашего воображения.

Это качество отличает Активное Воображение от обычной, пассивной фантазии. Пассивная фантазия — это сны наяву, вы, словно в кинотеатре, просто сидите и наблюдаете за потоком фантазии, проникающим в ваш мозг. Пассивная фантазия — это процесс, в котором вы не принимаете осознанного участия; вы не задумываетесь над тем, что происходит, и по отношению к тому, что происходит, вы не занимаете независимой, этической позиции.

Пассивная фантазия также представляет образы из бессознательного. Но, поскольку мы не можем осознанно войти в нее, она, по большей части, представляет собой пустую трату времени и энергии. Представленные фантазией проблемы разрешению не поддаются. В большинстве случаев, фантазия снова и снова появляется на обочине нашего разума, пока ей это не надоест или пока это не надоест нам. Никакой эволюции не происходит, потому что эго никогда не сталкивается с ситуацией из фантазии и никогда не входит в нее как осознающая, независимая сила.

Хорошим примером этого является феномен беспокойства. Беспокойство — это одна из форм пассивной фантазии. Большинству из нас есть о чем беспокоиться, причем беспокоиться постоянно. В нашем мозгу возникает фантазия, в которой мы видим себя добившимися поставленной цели победителями. Затем наступает черед контр-фантазии, фантазии-беспокойства, в которой мы видим себя потерпевшими унизительное поражение. До тех пор, пока мы пассивно сидим и позволяем фантазии-беспокойству овладевать нами, мы не найдем никакого выхода, но в случае с Активным Воображением появляется возможность проникнуть в беспокойство, активно противостоять ему, вступить с ним в диалог, выяснить, кто или что внутри нас находится в состоянии конфликта, и сделать что-то по этому поводу.

Активное Воображение применяется правильно, оно соединяет те различные части вашего «я», которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга. Оно пробуждает внутри вас могучие голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничества между ними.

Основной задачей этого искусства является обеспечение связи между эго и теми частями бессознательного, от которых мы, как правило, отрезаны. Когда вы занимаетесь Активным Воображением, в вашей душе, действительно, происходят перемены. Активное Воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознанию полноты своего «я», и все это только потому, что человек научился общаться со своим внутренним «я».

Активное воображение

Активное воображение . Способ усвоения содержания бессознательного (сны, фантазии и т. д.) посредством той или иной формы самовыражения. (См. также трансцендентная функция .)

Цель активного воображения состоит в том, чтобы дать голос сторонам личности (особенно аниме / анимусу и тени ), которые обычно не слышатся, тем самым создавая линия связи между сознанием и без сознания . Даже когда конечные продукты — рисунок, живопись, письмо, скульптура, танец, музыка и т. д. — не интерпретируются, между творцом и творением происходит что-то, что способствует трансформации сознания.

Первая стадия активного воображения похожа на сон с открытыми глазами. Оно может происходить спонтанно или быть вызвано искусственно.

В последнем случае вы выбираете сон или какой-либо другой фантазийный образ и концентрируетесь на нем, просто цепляясь за него и глядя на него. Вы также можете использовать плохое настроение в качестве отправной точки, а затем попытаться выяснить, какой фантазийный образ он вызовет или какой образ выражает это настроение. Затем вы фиксируете этот образ в уме, концентрируя свое внимание. Обычно оно изменяется, так как сам факт созерцания оживляет его. Изменения необходимо все время тщательно записывать, так как они отражают психические процессы на бессознательном фоне, проявляющиеся в виде образов, состоящих из материала сознательной памяти. Таким образом, сознательное и бессознательное соединяются, подобно водопаду, соединяющему верх и низ. [«Соединение», CW 14, пар. 706.]

Второй этап активного воображения, помимо простого наблюдения за образами, включает в себя сознательное участие в них, честную оценку того, что они означают о нас самих, и морально и интеллектуально обязывающее обязательство действовать в соответствии с прозрениями. Это переход от просто воспринимающей или эстетической установки к позиции суждения.

Хотя в какой-то степени он смотрит со стороны, беспристрастно, он также является действующей и страдающей фигурой в драме души. Это признание абсолютно необходимо и знаменует собой важный шаг вперед. Пока он просто смотрит на картины, он подобен глупому Парсифалю, который забыл задать насущный вопрос, потому что не сознавал своего участия в действии. [ Аллюзия на средневековую легенду о Граале. Вопрос, который Парсифаль не смог задать, звучал так: «Кому служит Грааль?» ] Но если вы осознаете свою причастность, вы сами должны войти в процесс со своими личными реакциями, как если бы вы были одной из фигур фантазии, или, скорее, как если бы драма, разыгрываемая на ваших глазах, была реальной. [«Соединение», CW 14, пар. 753.]

Осуждающая установка предполагает добровольное вовлечение в те фантазии-процессы, которые компенсируют индивидуальную и, в частности, коллективную ситуацию сознания. Провозглашенная цель этого вовлечения состоит в том, чтобы интегрировать утверждения бессознательного, усвоить их компенсаторное содержание и тем самым создать целостный смысл, который один делает жизнь достойной жизни, а для многих людей вообще возможной. [Там же, пар. 756.]

© из  Jung Lexicon Дэрила Шарпа, воспроизведено с любезного разрешения автора.

Активное воображение — 3 кварка в день

Ришидев Чаудхури

Во многих отношениях Юнг старел хуже, чем Папа Фрейд. Его мир теперь кажется причудливым и наивным из-за отсутствия подозрительности и иронии, из-за его настойчивого отношения к символам как к универсальным, из-за его веры в то, что все народы рассказывают одни и те же истории и имеют в виду одни и те же вещи, хотя и с немного разными цветами. И его взгляд на себя (наполовину романтик, наполовину восторженный гуманист) как на посредника между повседневным миром и надличностным внутренним миром архетипов чужд нам, с нашими неустойчивыми самостями, постоянно возникающими, воспроизводимыми и исчезающими. в конкретные контекстуальные силы, которые нас окружают. И даже предельная благосклонность коллективного бессознательного (так что в последнем случае архетипы ведут нас к смыслу и более полному Я) может показаться нам чрезмерно оптимистичным, привыкшим к безразличным мирам и бессознательностям, активно пытающимся нас задушить.

И все же в его мире много величия и богатства. Немногие мыслители отводили такое центральное место творчеству и воображаемой жизни. И его пантеон символов, в лучшем случае, позволяет нам политеизм мира и себя, позволяя чтить двусмысленность, позволяя личности говорить множеством голосов и множеством способов и допуская игровой подход. к символам, которые обогащают мир. Его мировоззрение необычайно сочувственно осмыслению и построению нарратива, представлению мира в терминах путешествий и открытий и повторного очарования жизни, что является полезным контрастом для нас, которые, кажется, так часто колеблются между попытками овладеть мир все лучше понимаемой и еще более безразличной материи и паралича, который приходит с признанием случайности смысла и непрозрачности самостей, которые мы собираем вместе. И юнгианская мысль отличается дружелюбием и открытостью к случайностям, совпадениям и возможностям, которые они допускают, делая их приемлемыми для рационального ума, говоря нам, что это просто бессознательное, выражающее себя; что, когда мы переворачиваем карту Таро или открываем И-Цзин, чтобы спланировать будущее, мы расширяем пространство возможностей и что то, что мы находим, не случайно, а дает возможность говорить бессознательному. И при этом он позволяет иррациональному и по-разному рациональному проноситься сквозь нас и очаровывать нас своим прохождением.

Активное воображение — это юнгианская практика, воплощающая это богатство и открытость к символическим возможностям. Это форма воображаемого повествования, используемая для вступления в диалог с бессознательным. Вы сосредотачиваете сеанс вокруг первоначального образа или фигуры (часто из сна или мифа), а затем оставляете себя открытыми для того, как они развиваются, и для связанных с ними образов и фигур, которые дрейфуют в сознании. Сеанс может начаться с того, что вы закрываете глаза (или нет) и ожидаете появления мысленного образа. Возможно, вы видите себя идущим по лесу. И затем вы позволяете ему разворачиваться, так что, возможно, вы идете по извилистой тропинке между деревьями и видите вдалеке сгорбленную фигуру, и вы следуете, и вы пытаетесь приблизиться, но фигура продолжает шаркать прочь, и вы видите, как она поворачивается. с дорожки и входите в дом, и вы идете за ним в дом, и это оказывается старуха, которая выложила для вас тарелку с хлебом и сыром. И ты начинаешь с ней разговаривать. И так далее и тому подобное. Это медитативный процесс, когда вы отбрасываете дискурсивный ум и пытаетесь просто позволить своим фантазиям вести вас за собой. Это немного похоже на интерактивный процесс свободных ассоциаций, но вы не позволяете себе просто прыгать от предмета к предмету; например, если вас вдруг отвлекает то, что вы планируете съесть на завтрак, вы отпустите это и вернетесь к фантазиям. Как практика это активно-творческая, а не просто медитативная практика «спокойного созерцания».

Другой возможный способ запустить этот процесс — найти фигуру или объект, который был в вашем уме (из сна, из реальной жизни, из картины, из карты Таро), и начать разговор с ним. Вы говорите свою часть, пусть фигура говорит свою часть (которую вы воображаете, не задумываясь об этом) и так далее, туда и обратно. Это можно сделать в письменной форме (что-то вроде автоматического письма) или в виде воображаемого мысленного разговора. Требуется несколько попыток, чтобы освоиться, но это увлекательный процесс. И, конечно же, вы можете иметь диалоги между любым количеством символов и цифр.

Третий подход, не совсем активное воображение, но похожий, состоит в том, чтобы обратиться к какому-нибудь полуслучайному оракулу для озарения (например, картам Таро или И-Цзин, или случайно открыть книгу на какой-то странице и рассматривать то, что на этой странице, как руководство), а затем попытайтесь применить этот совет в своей жизни. Опять же, идея состоит в том, что то, что вы находите, не случайно, а прочитывается через ваши бессознательные и полусознательные озабоченности и потребности и, по крайней мере, ведет вас в новых и творческих направлениях.

Активное воображение легко переносится в другие сферы и в художественную практику; например, вы могли бы иметь эти диалоги и рассказывать эти истории в красках. Кажется, что это особенно хорошо работает в движении, как, например, в странной, но убедительной практике под названием «Аутентичное движение», которая находится на полпути между медитацией отстраненного движения и хореографическим упражнением. В типичной обстановке это исполняется группой людей, которые распадаются на две части. Половина группы сидит в кругу вокруг другой половины и молча наблюдает за тем, что они делают, пытаясь присутствовать и не осуждать. Другая половина сидит, лежит и стоит внутри круга, а затем ждет, пока не почувствует потребность двигаться. А затем они двигаются, как кажется естественным, но пытаясь отбросить планирование и сценарии и просто следовать побуждениям, физическим или воображаемым. Это удивительно продуктивный способ использования возможностей творческого движения. Первоначальный страх, конечно, заключается в том, что у вас не будет интересных способов двигаться (так же, как беспокойство о том, что если вы будете заниматься Активным Воображением, у вас не будет ничего интересного для воображения), и этот страх усиливается присутствием аудитория. Но переждите этот страх и позвольте себе двигаться скучными способами, и тогда вы начнете двигаться интересными способами: вы найдете интересные структуры движений, которые кажутся естественными; вы находите интересные воображаемые путешествия, в которые вы сами себя ведете. Подобно Активному Воображению, Аутентичное Движение стремится не быть целенаправленным. Я помню серию сеансов, на которых я ложился и вздремнул около получаса. После этого я чувствовал себя мошенником, и в некотором смысле так и было, но это не имело значения. На следующем сеансе я помню, как проснулся и, спотыкаясь, поднялся на ноги, мое тело было похоже на тело шатающегося ребенка, и я помню, как делал шаг и чувствовал свой вес, и заново учился балансировать и ходить. Это был простой набор движений, но я обнаружил, что часто думаю об этой конкретной текстуре, как пробной, так и доверчивой, когда я иду по повседневному миру, и это всегда слегка меняет то, как я ощущаю ходьбу.

Конечно, с моей стороны было бы глупо предписывать общий подход к этим практикам или общий способ понимания возникающих символов и историй. В какой-то момент своей жизни я считал, что они представляют собой глубокие универсальные истины и что я раскапываю свое истинное и подлинное внутреннее я. По обычному ряду причин я больше так не думаю и в целом с подозрением отношусь к истинным и подлинным «я», а также к внутреннему миру и раскопкам как направляющим метафорам. Но я, которое не дано заранее, может быть создано, даже если большинство производительных сил неясны и, возможно, зловещи, и я все еще нахожу эти практики очень привлекательными в их творческом потенциале и их игривости. Символы, архетипы, движения и истории — все они позволяют более расширять и творить себя и, кажется, открывают новые возможности, а значения, которые они допускают, по-прежнему ценны, даже если они больше не являются безусловными или универсальными. И все же, иногда, когда я настроен романтично или наивно-оптимистично, они позволяют мне думать, что, может быть, все-таки меня ждет какое-то трансцендентное самопознание, и, может быть, вселенная сговорилась в нашу пользу, и, может быть, мы наткнулись на этот заговор в посреди творческой игры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *