Альфред адлер индивидуальная теория личности – —

Индивидуальная теория личности Адлера

Альфред Адлер — известный австрийский психиатр и основоположник индивидуальной психологии. В своё время его «острые» взгляды на психоаналитическую теорию личности, превратили Адлера из близкого помощника Фрейда в его ярого оппонента. Полное несогласие с фрейдовскими взглядами привели к расколу Венского психоаналитического общества и появлению нового направления — индивидуальной психологии личности. 

Основные принципы индивидуальной психологии Адлера

В своей работе Адлер руководствовался 4 ключевыми принципами, которые и положили начало его теории личности. Во-первых, Адлер считал, что человек является целостной, неделимой и единой личностью. Во-вторых, вся жизнь человека представляет собой динамическое стремление к превосходству. В-третьих, каждый индивид является творческой личностью. И в-четвёртых, важную роль в становлении личности играет её социальная принадлежность. Исходя из этих принципов, учёный считал, что каждый человек испытывает постоянное чувство неполноценности, пережитое в детстве. Именно отсюда у личности возникает сильное стремление к превосходству над другими или самосовершенствованию. Согласно Адлеру каждый человек в течение жизни стремится к достижению фиктивных целей, в основе которых как раз и лежит потребность в превосходстве. 

В адлеровской теории влияние общества на развитие и становление личности является основополагающим. Учёный полагал, что существуют 3 основные жизненные задачи, напрямую связанные с социумом: работа, дружба и любовь. В зависимости от степени активности личности и проявления интереса к этим трём задачам, известный психиатр выделял установки, определяющие жизненный путь человека.

Всего в теории Адлера было 4 основных установки (типа поведения):

— управляющий тип поведения;

— берущий тип поведения;

— избегающий тип поведения ;

— социально-полезный тип поведения.

Управляющий тип характерен для самоуверенных, напористых, активных людей, которые в первую очередь ориентируются на превосходство над другими. Для берущего типа характерны низкие уровни социального интереса и активности, а также паразитирующее существование в обществе. Люди с избегающим типом поведения стремятся спастись бегством от решения проблем, отличаются низкой социальной активностью и отсутствием активности. Социально-полезный тип поведения — самый эффективный. Для него характерными являются сочетание высокого уровня активности и социального интереса, забота об окружающих, стремление к сотрудничеству. 

Адлер полагал, что стиль жизни определяется творческим потенциалом личности, но во многом зависит и от того, каким ребёнком по счёту в семье был рождён человек. Сам Альфред был третьем ребёнком из 6 детей Адлеров. Все своё детство он испытывал чувство неполноценности и ненужности, поэтому стремился найти одобрение в общение с соседскими детишками. Через много лет в своей теории Адлер отдаст огромное значение дружбе в становлении и развитии личности человека. 

Влияние общества на личность в теории Адлера

Главное значение в процессе развития личности Адлер отдавал творческой силе индивидуума — его Эго. Именно творческий потенциал, по мнению автора индивидуальной психологии, определяет жизненные установки и тип поведения человека. Но, на пути формирования личности стоит общество, которое диктует свои правила. С одной стороны, общество ограничивает творческие возможности каждого отдельного человека, определяя правила и законы, которым он должен подчиняться. С другой стороны, какой сильной и независимой ни была бы отдельно взятая личность, она не может изолированно существовать вне общества. Таким образом, человек постоянно пребывает в конфликте между развитием своего творческого потенциала и общественными ограничениями. У Адлера этот конфликт был описан как «вечное стремление получить общественное признание и отделиться от социума».

 

sam-sebe-psycholog.ru

Теория личности Адлера | PSYERA

Другой последователь Фрейда А. Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека, получившего название индивидуальной психологии. Именно в развитии этих новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория, нашедшая свое отражение в работах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом и являющееся целостной системой развития личности.

Теория личности Адлера отрицает положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют и отделяют человека от общества. Не врожденные влечения или архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагают, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг — первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.

В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и «самости» личности, но значительно позже, в 1950—1960-х гг. Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера.

Не менее важна и провозглашенная им идея о творческом Я. В отличие от фрейдовского Эго, служащего целям врожденных влечений и потому определяющего полностью путь развития личности в заданном направлении, Я Адлера представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, это Я само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни.

Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности. Эти основные положения таковы:

  1. фиктивный финализм,
  2. стремление к превосходству,
  3. чувство неполноценности,
  4. общественный интерес,
  5. стиль жизни,
  6. творческое Я.

Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у известного немецкого философа Г. Файгингера, который писал, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкции или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но, тем не менее, оказывается вполне реальным стимулом, определяющим устремления человека. Адлер также подчеркивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Для невротиков же это оказывается невыполнимым, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.

Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека играет его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он исходил из мысли, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, но лишь с их прообразами, которые формируются в процессе жизни. Наиболее важной структурой он считал стиль жизни.

Развивая идею о стиле жизни, определяющем поведение человека, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я. Чувство общности или общественный интерес — это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Эта неразвитость чувства общности — основа асоциального стиля жизни, причина неврозов и конфликтов, возникающих у человека. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на других людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развития чувства общности определяет и систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы создает препятствия для личностного роста, провоцирует развитие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Творческое Я, о котором пишет Адлер, является своеобразным ферментом, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем». Творческое Я, с точки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства для ее достижения. Таким образом, для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни являются, по сути, актами творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управления своей судьбой. В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди — это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства — неполноценности и стремления к превосходству — являются источниками энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделанным отдельными людьми. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, компенсация.

Теория личности Адлера выделяет четыре основных вида компенсации:

  • неполная компенсация,
  • полная компенсация,
  • сверхкомпенсация,
  • мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало ему возможность создать одну из первых типологий развития личности.

В теории личности Адлера существует положение о том, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность человеку создать достаточно адекватную схему окружающего. При этом люди с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совершенствование.

В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосходству не превращается в агрессию против людей. Примерами такой сверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, и многие другие замечательные люди.

В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различные невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии их личности. Так, неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, который приводит к развитию неадекватной схемы апперцепции, изменяет жизненный стиль, привнося тревожность, чувство неуверенности в себе, чувство зависти, конформность и напряженность в жизнь ребенка. Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок, так же как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Однако такой вид компенсации несовершенен, так как он останавливает личностный рост, формируя также неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

В случае сверхкомпенсации у людей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе общества, но о своих выгодах. При этом также формируется неадекватная схема окружающего, изменяющая стиль жизни человека. Такие люди становятся все большими тиранами и агрессорами, подозревающими окружающих в желании отнять у них власть. Потому они становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадя даже своих близких. Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущ комплекс вины и неполноценности.

Одно из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение кооперировать, сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие всего человечества. Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации является корнем всех невротических и плохо приспособленных стилей жизни.

Хотя не все положения в теории личности Адлера нашли свое подтверждение в дальнейших экспериментальных исследованиях, сама идея о роли чувства общности и индивидуального стиля жизни в формировании личности, особенно мысль о компенсации как основном механизме психического развития и коррекции поведения, стала неоценимым вкладом в психологическую науку.

Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию, так как он одним из первых исследовал роль игры в преодолении неврозов и закомплексованности. Он считал, что именно игра дает возможность детям преодолеть их комплекс неполноценности, который они испытывают в мире окружающих их взрослых. При этом спонтанная игра детей уже является хорошим психотерапевтическим средством. В том же случае, когда требуется преодоление более серьезных комплексов и решение специальных проблем, развитие игры должно осуществляться и направляться взрослым.

Теория личноти Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.

psyera.ru

индивидуальная теория личности. Основные концепции и принципы.

Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности — служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более здорового поведения.Семь пунктов: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое «Я»; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.

Чувство неполноценности и компенсация.

Адлер указал на то, что процесс компенсации имеет место в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, но у них также появляется субъективное чувство неполноценности, которое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия.

Комплекс неполноценности и его истоки. Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.

Однако, независимо от обстоятельств, играющих роль почвы для появления чувства неполноценности, у индивидуума может в ответ на них появиться гиперкомпенсация и, таким образом, развивается то, что Адлер назвал комплексом превосходства. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности.

Стремление к превосходству.

Адлер описывал людей живущими в согласии с внешним миром, но постоянно стремящимися его улучшить. Однако гипотеза, согласно которой у человечества есть только одна конечная цель — развивать свою культуру — ничего не говорит нам о том, каким образом мы, как индивидуумы, пытаемся достичь данной цели. Эту проблему Адлер разрешал при помощи своей концепции стиля жизни.

Стиль жизни.

Стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения. Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Типы установок:

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы — два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.

Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни — получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

Социально-полезный тип. Этот тип человека — воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи — работу, дружбу и любовь — как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

м.

studfiles.net

Теория личности А. Адлера — Мегаобучалка

 

Альфред Адлер (1870–1937) – австрийский психолог, врач, социолог, психиатр; основатель оригинального направления глубинной психологии – индивидуальной психологии. В этом названии выражается его кредо – исследовать целостность личности. Адлер выступил против расчленения личности на три фрейдовских инстанции: Ид, Эго и Супер-эго.

Созданная Адлером теория личности противостоит представлениям Фрейда. Раскрывая психологические причины человеческого альтруизма и сотрудничества, Адлер возвращал людям чувство собственного достоинства, разрушенное психоанализом. Вместо унылой картины, вызывавшей отвращение у многих читателей Фрейда, Адлер предложил портрет личности, который вселял надежду, давал возможность почувствовать свою целостность. Тем не менее методологически их взгляды достаточно близки. Так же, как и Фрейд, Адлер допускает врожденную сущность человека, определяющую его личность. Если Фрейд выделял секс, то Адлер говорил о врожденной социальности человека. Кстати говоря, Юнг тоже представлял свои архетипы как биологические наследственные факторы личности.

Основными психологическими категориями, которые использовал Адлер в своей теории личности, явились: социальный интерес, целенаправленность, стремление к совершенству, чувство неполноценности, компенсация, стиль жизни и тип личности.

Ведущим в теории личности Адлера является положение об исходной социальности человека, выраженное в понятии социального интереса. Все поведение человека происходит в социальном контексте, и человеческую природу можно постичь только через понимание человеческих отношений. “Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него”.

Социальный интерес – врожденное стремление человека к сотрудничеству для достижения общих целей. Социальный интерес (чувство общности, социальное чувство, чувство солидарности) представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. Это – “главная характеристика каждого чело-века, проявляющаяся во всех его действиях”. Это чувство является естественным и свойственным всем людям. Оно представляет собой врожденное стремление вступать в отношения сотрудничества для достижения общих целей. Первичными являются гармония и сотрудничество между человеком и обществом, а конфликт между ними вторичен и неестественен. Нормальный человек в своем образе жизни столь хорошо адаптирован к обществу, что, хочет он того или нет, общество извлекает определенную выгоду из его деятельности.



Человеческая мотивация в основном социальна. Люди соотносят себя с другими людьми, участвуют в совместной деятельности, ставят общее благо выше эгоистических интересов, и стиль их жизни преимущественно социален. Врожденный социальный инстинкт заставляет отказываться от эгоистичных целей ради общественных. Люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы.

Природа наделила человека стремлением к физическому контакту, эмоциональной привя-занности, дружескому единению. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес требует, чтобы его осознанно развивали. Особую роль в развитии социального чувства играет мать, контакт с которой оказывает на ребенка наибольшее влияние. Поэтому задача матери состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку – любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Отец – второй по важности источник развития у ребенка социального интереса. У отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Его сформи-рованный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не за социальное превосходство. Наконец, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Социальный интерес является показателем психического здоровья. Это “барометр нормальности”, показания которого можно использовать при оценке качества жизни человека.
С позиции Адлера, нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к совершенству социально позитивно и включает в себя требование благополучия всех людей. Они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам, и даже тем, кто еще не родился.

Если социальный интерес выражен недостаточно, то человек является плохо приспо-собленным. Он эгоцентричен, у него нет социальных целей, он борется за превосходство над другими. Индивиды с неразвитым социальным интересом составляют группы проблемных детей, преступников, душевнобольных. Согласно Адлеру, невротики, психотики, наркоманы, алкоголики и самоубийцы потерпели неудачу в жизни вследствие недостатка социального интереса.

Социальный интерес Адлер понимает как инстинктивную и в то же время осознаваемую и управляемую способность “видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого”. Эта способность опирается на:

– чувство принадлежности к группе, народу;

– способность к глубокой эмоциональной коммуникации с людьми;

– интерес к процессам, происходящим в обществе;

– веру в людей, способность доверять, быть откровенным, искренним, свободным в диалоге;

– оптимизм и историческое чувство;

– готовность выслушивать критику, трезво оценивать свои способности, признавать свое несовершенство;

– стремление проявить доброту, участие, инициативу.

Социальный интерес конкретизируется в целях человека, которым Адлер придает исключительно важное значение. “Первое открытие, которое мы совершаем, исследуя самих себя, – наше постоянное стремление к какой-нибудь цели”, – пишет он. Душа состоит главным образом из силы, стремящейся к цели. Существование души немыслимо без цели, к достижению которой направлены все усилия. Без цели невозможно также представить себе развитие личности. Знание цели, вместе с некоторыми познаниями о мире, дает возможность понять способы самовыражения данной личности, направления, в котором развивается ее жизнь и механизм достижения цели. Цели, которые люди ставят перед собой, и пути их достижения свидетельствуют о том, какое содержание они придают своей жизни. Жизненные цели выбираются индивидуально.

Конечной целью человека, обеспечивающей меру постоянства и целостности жизни, является “стремление к совершенству”. Стремление к совершенству в теории Адлера – фундаменталь-ный закон человеческой жизни, главный мотив активности, ядро личности. Стремление к совер-шенству является силой, организующей жизнь и придающей ей смысл. К этой идее Адлер подхо-дил постепенно. Первоначально он думал, что человеческим поведением управляет агрессивность, затем – “стремление к власти”. И, наконец, было выдвинуто положение, согласно которому люди стремятся к совершенству, к тому, чтобы быть недосягаемыми. Человеческая жизнь – это активное стремление к совершенству. При этом человек не отталкивается от внутренних или внешних причин, а скорее, тянется вперед – к личностно значимым жизненным целям. Другими словами, инстинкты, влечения или травмы играют подчиненную роль в жизни человека.

Стремление к совершенству имеет определенные свойства. Во-первых, оно является универсальным, то есть общим в норме и патологии и способным принимать не только конструктивное направление, но и деструктивное. Негативное направление – это достижение превосходства за счет других. Позитивное направление соотносится с благополучием других людей. Во-вторых, стремление к совершенству является источником энергии, а также повышения уровня напряжения. В-третьих, стремление к совершенству проявляется как в поведении индивидуума, так и в поведении общества. Люди стремятся не только к индивидуальному совершенству; они стремятся совершенствовать культуру общества.

Стремление к совершенству производно от чувства неполноценности. Чувство неполно-ценности – результат переживания собственной недостаточности на протяжении длительного периода, беспомощности в раннем детстве. Появление чувства неполноценности знаменует начало стремления к совершенству, которое становится основной мотивационной силой.

Чувство неполноценности действует по принципу компенсации. Компенсация – замещение нарушенной функции усилением или изменением другой функции; стремление к освобождению от чувства неполноценности, вызванного реальными или воображенными недостатками, путем их преодоления. Чаще всего люди с тем или иным дефектом стараются компенсировать его путем упражнений, что нередко приводит к выдающимся результатам: “Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности”.

Но иногда чувство неполноценности становится чрезмерным и перерастает в комплекс неполноценности(термин А. Адлера) – преувеличенное чувство собственной слабости и несо-стоятельности. Причин развития комплекса неполноценности три: 1) неполноценность органов;
2) положение избалованного ребенка, чрезмерная опека в семье; 3) ситуация пренебрегаемого ребенка.

Случается, что комплекс неполноценности пробуждает механизм гиперкомпенсации, то есть комплекс превосходства. Комплекс превосходства – склонность преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности, преодолевая таким образом постоянное чувство неполноценности. Например, страдание от сознания неполноценности сопровождается убежде-нием себя в том, что человек умнее других, но не считает нужным демонстрировать свой интеллект. Человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит хвастливым, высокомерным, эгоцент-ричным и саркастичным. Он чувствует свою значимость только тогда, когда “сажает в калошу” других.

Подчас “сверхкомпенсация” означает “выход в гении”. Значительное количество людей достигает “реальной компенсации”, то есть успешно адаптируется к своей социальной роли, вырабатывает более или менее эффективные технологии поведения в быту, в семье, на работе, среди друзей.

Стремление к совершенству выдвигает еще один вопрос: как человек реализует это стремление? Для ответа Адлер прибегает к концепции “стиля жизни” – наиболее характерной особенности своей теории личности. Стиль жизни – уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, совокупность которых определяет неповторимую картину существования индивидуума; личная философия индивидуума, характерные для него верования и взгляды на жизнь, служащие стержнем личности. Стиль объясняет постоянство личности на протяжении жизни. Основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни.

Стиль жизни представляет собой творческую реакцию самого индивидуума на опыт первых лет существования, который, в свою очередь, влияет на всю картину его восприятия себя и мира,
а, следовательно – на его эмоции, мотивы и действия. Стиль жизни закрепляется в возрасте 4 или
5 лет, и впоследствии почти не поддается изменениям, становясь стержнем поведения.

Психологическим предшественником стиля жизни является прототип, или личная схема апперцепции – ранний вариант личности, воплощающий цель. Адлер называет прототип ядром стиля жизни индивида. Он тоже устанавливает направление и ориентированность жизни индивида. Ребенок воспринимает различные ситуации не такими, какими они существуют в действительности, но согласно своей схеме апперцепции, то есть сквозь призму предубеждений своих личных интересов.

Таким образом, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным
в своем роде, стилем жизни. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение
в контексте стиля жизни. Все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Интеллектуал запоминает, размышляет, рассуждает, чувствует и действует совсем не так, как атлет, поскольку оба они представляют собой психологически противоположные стили жизни.

Пока человек находится в благоприятной ситуации, мы не можем заключить о его стиле жизни со всей определенностью. Однако в новых ситуациях, когда человек сталкивается с трудностями, стиль жизни вырисовывается ясно и отчетливо.

Стиль жизни тесно связан с тем, как решаются три глобальные проблемы, которые стоят перед каждым человеком: дружбы, работы и любви. Все эти проблемы взаимосвязаны, носят общественный характер и требуют для своего разрешения развитого чувства общности. “Решение одной помогает приблизиться к решению других; и мы можем сказать, что они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы – необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть”.

Разрешение проблемы дружбы – это ответ на вопрос о том, как жить в обществе и ладить с людьми. Искусство в устранении этой проблемы предполагает доверие в отношении к людям, свободу от подозрительности, интерес к другим, умение общаться. Результатом является определенный уровень социальной адаптации человека.

Вторая проблема – это вопрос деятельности, выбора профессии и повседневного отношения
к своей работе. Стремление к достижениям, чувство уверенности или страх неуспеха, полная идентификация с профессией или перенапряжение и устранение от реальных забот – все это тот или иной стиль поведения в такой важной сфере жизни, как профессиональная деятельность.

Третья проблема, к решению которой, по оценке Адлера, не готово большинство людей, – это проблема любви. При ее решении проявляются все основные параметры личности: уровень развития социального интереса, стремление к совершенству, чувство (или комплекс) неполноценности. При неразвитом социальном интересе любовь превращается в желание господствовать, подчинять, властвовать.

Стиль жизни предполагает четыре типа установок, направляющих социальное поведение человека, способы решения трех главных жизненных задач. Каждая из установок имеет два пара-метра: выраженность социального интереса и уровень активности. Каждый человек имеет опреде-ленный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень активности обычно устанавливается в детстве; он может варьиро-ваться у разных людей от вялости, апатичности до постоянного неистовства. Эти установки получили название: управление, получение, избегание и гармония. Для первых трех характерна низкая выраженность социального интереса, но они разделяются по степени активности. В четвертом типе присутствуют и высокая степень активности, и выраженность социального интереса. В соответствии с этими типами социальных установок различают четыре типа личности.

Управляющий тип. Человек, относящийся к этому типу, самоуверен, напорист, обладает незначительным социальным интересом. Для этих людей характерно превосходство над окружающими, их не заботит благополучие других людей. Сталкиваясь с тремя основными задачами, они решают их во враждебной манере.

Берущий тип. Большинство таких людей удовлетворяют свои потребности за счет других.
У них отсутствует социальный интерес и они обладают низкой степенью активности.

Избегающий тип. У этих людей недостаточно социального интереса и социальной активности. Они ведут пассивный образ жизни, опасаясь неудачи.

Социально-полезный тип. В человеке этого типа соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень социальной активности. Такие люди проявляют заботу о других, заинтересованы в общении. Вся их энергия направлена на помощь другим.

Итак, каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению поставленных целей. Согласно Адлеру, стиль жизни личности проявля-ется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных задач: работа, дружба и любовь. Были описаны типы установок и в соответствии с ними выделены типы личности.

Важным вкладом Адлера в теорию личности является понятие креативного “Я”. В противовес Фрейду, считавшему “Я” лишь агентом “Оно”, производным бессознательного, Адлер утверждает первичность “Я”. “Я” – это фокус всей жизненной конструкции личности, жизненного стиля.
“Я” в значительной степени самодостаточно.

“Я” у Адлера – высоко персонализированная субъективная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма, ищущая тот опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненного стиля личности. Представление о “Я” сыграло главную роль в последних разработках относительно личности. Вклад А. Адлера в эту новую тенденцию – рассмотрение “Я” как существенной причины поведения – считается очень весомым.

 

 

megaobuchalka.ru

Адлер и его теория личности.

В рассмотренных концепциях в отношении конечной точки пути было выявлено несколько различных точек зрения. Согласно одной из них, в результате развития человек становится полноценным членом общества и, соответственно, источником активности, толкающим его к развитию, является окружающее его общество.
Вторая точка зрения состоит в том, что источник активности, побуждающий личность к развитию, находится внутри самой личности. Третья точка зрения состоит в том, что конечного этапа развития личности не существует, конечная точка пути трансцендентна и, соответственно, побуждающий к развитию источник тоже трансцендентен.

К первой точке зрения в полной мере относятся теории А. Адлера и З. Фрейда. Хотя под стремлением к превосходству Адлер и подразумевает нечто схожее с юнгианским представлением о самости или принципом самоактуализации Гольдштейна, особенность его «стремления к совершенной исполненности» (№12, с.144) заключается в том, что оно социализировано. Компенсация индивидуальной слабости, на которую направлено стремление к превосходству, осуществляется путем работы во имя общего блага людей. Социальный интерес — истинная и неизбежная компенсация всех естественных слабостей человеческих индивидов» (1929). Как пишет Адлер, на более высоких стадиях развития в стремлении к превосходству на место сугубо личных амбиций и эгоистичных достижений приходит идеал совершенного общества. Так же как и стремление к превосходству, социальный интерес Адлер считает врожденным. Как и любой задаток, эта природная предрасположенность не проявляется спонтанно: для этого необходимо руководство и обучение

Под теорией личности А. Адлера понимают в индивидуальной психологии модель теории личности. В этой теории постулировалось три обязательных фактора необходимых для стабильности и динамики личности человека: стремление к самозначимости, чувство общности, чувство неполноценности.

С самого начала у большинства детей присутствует ощущение собственной неполноценности при сравнении с взрослыми. Согласно воззрениям Адлера, это приводит к развитию и появлению у детей разного возраста комплекса неполноценности. Адлера считал, что развитие личности в будущем зависит от того, как этот комплекс будет компенсироваться.

Адлер первый вводит социальный фактор в толкование человеческого поведения: характер личности человека возникает под влиянием его «жизненного стиля», имеется в виду устоявшийся с детства система целенаправленных стремлений. С помощью этой системы реализуется потребность человека в достижении первенства и самоутверждении, для того чтобы скомпенсировать «комплекс неполноценности».Альфред Адлер ввёл своё понятие личности, а именно: в ней постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности .

10 исходных полжений теории Адлерa

1. Вслед за Сматсом она предполагает холистическое, а не редукционистское понимание каждого конкретного человека. Все его органы и функции рассматриваются с точки зрения обслуживания потребностей человека как целостной системы.

2. Поведение людей не предопределено, они не являются жертвами своего прошлого, своей наследственности или своей окружающей среды. Люди имеют выбор и делают его. Теория учит личной ответственности.

3. Все поведение является целенаправленным и лучше всего может быть понято на основе целевых стремлений или тенденций конкретного человека или на основе его неповторимой траектории движения (к цели). Личность всегда находится в процессе становления. По замыслу, это движение к цели способствует изменению положения человека с «минуса на плюс».

4. Поскольку люди могут выбирать, они рассматриваются как проактивные, а не только как реактивные существа. Они способны осознавать события, оценивать их и делать соответствующие выводы.

5. Люди не просто приспосабливаются к своему окружению, событиям или стимулам. Они могут создавать и частично или полностью изменять эти стимулы — объективно или субъективно.

6. Люди воспринимают мир субъективно, поэтому, чтобы понять конкретного человека «мы должны быть способны видеть его глазами и слышать его ушами» (А. Адлер).

7. Адлерианская психология — это социальная психология. Все поведение должно пониматься в рамках социальной среды. Люди изменяют свое положение, как это описывалось в ранней гештальт-психологии, в феноменальном поле. Адлерианскую психологию часто характеризуют как теорию поля.

8. Адлер представил миру психологию ценностей. Наивысшая ценность — идеальная ценность для людей — заключается в социальном интересе, который многими понимается как переформулирование на языке психологии таких религиозных заповедей, как «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и «Не отделяй себя от народа своего». Многое в мыслях и практике Адлера относится к нормам чел. общежития. Адлер был предшественником современного экзистенциализма, т. к. придавал особое значение таким понятиям, как выбор, личная ответственность и смысл жизни.

9. Адлерианскую психологию можно охарактеризовать как идиографическую психологию. Номотетические описания могут использоваться в целях обучения, однако всякий раз, когда Адлер позволял себе такие формулировки, он предостерегал своих учеников: «Впрочем, все может быть совсем иначе».

10. Психология Адлера — скорее психология пользования, чем психология владения. Она функциональна, динамична. Адлерианцы, кроме как в эвристических целях, не прибегают к категоризации. Диагностическая номенклатура не слишком созвучна адлерианской практике.

Теория личности

Дитя человека — самое беспомощное по сравнению с детенышами всех остальных животных. Чтобы выжить, младенец должен научиться оценивать окружающую среду и делать о ней правильные заключения. Семья является первичной социальной средой ребенка, и он пытается найти свое место в ней. Каждый ребенок хочет быть связанным с другими людьми, быть значимым для них, считать их своими и считаться своим сначала в семье, а затем и в более широкой социальной среде. Восприятие детьми своего положения в семье помогает им оценивать себя и других. Эти оценки включаются в когнитивную карту, или стиль жизни, влияющий на жизненный путь человека.

В учебных целях, входящие в стиль жизни взгляды и убеждения человека можно классифицировать различным образом. Одна из схем подразделяет их на следующие категории: представления о себе (Я-концепция), идеальное Я (Я-идеал), Weltbild (образ мира) и личная этическая позиция. Несоответствие этих элементов друг другу может вызвать чувство неполноценности. Например, человек, придерживающийся убеждения «чтобы занять подобающее положение, мне следует быть первым» (Я-идеал) и одновременно говорящий себе «увы, я — второй» (Я-концепция), будет чувствовать себя неполноценным. Эти взгляды и убеждения, первичное чувство неполноценности, являющееся следствием младенческой беспомощности, и вторичное чувство неполноценности, порожденное несоответствием различных взглядов и убеждений, формируют стиль жизни конкретного человека. Хотя большинство таких взглядов и убеждений являются бессознательными (по Адлеру, не находятся в центре сознания), поведение человека тем не менее, в целом соответствует им. Так, в рамках одного и того же жизненного стиля человек может преуспеть в жизни, если его что-то или кто-то вдохновляет, и оказаться ни на что не годным, если он теряет веру в себя.

Эмоции, будучи поведением, имеют свое назначение. Они вызываются для того, чтобы люди продвигались по направлению к своим целям. Люди являются создателями, а не жертвами собственных эмоций. Эмоции в теории Адлера, как и в РЭТ, имеют когнитивную основу.

Чувство неполноценности является нормальным в том смысле, что всем людям знакомо ощущение, будто они не достигли чего-то нужного. Когда люди ведут себя так, как если бы они были хуже других, развивают симптомы, действуют, как больные, или отреагируют подавленные импульсы и желания, они демонстрируют комплекс неполноценности — термин, охватывающий все, что обычно называют «психопатологией» и что адлерианцы именуют «обескураженностью».

Так как овладение окружающей средой является жизненно важным, человек создает стиль жизни, приближающий его к достижению этой цели. Главные цели жизненного стиля — понимать, предсказывать и контролировать жизнь и себя. Жизнь призывает людей найти решение трех задач. Первая — работа, которая для детей и многих взрослых предполагает еще и учебу. Работа включает такие подзадачи, как профессиональный выбор, профессиональная подготовка и исполнение профессиональных обязательств; использование свободного времени, и, наконец, отход от дел или уход на пенсию. Вторая — социальная задача, включающая две подзадачи: подзадачу принадлежности к социальной группе (организации, общине и т. д.) и подзадачу, которую Э. Берн включил в название своей книги «Игры, в которые играют люди» (Games people play). Третья задача, как указывал Адлер, основана на том, что человеческий род делится на два пола и каждый должен как-то вести себя по отношению к другому полу. Адлер не одобрял термин «противоположный пол», ибо, являясь сторонником равенства полов, считал, что он может ассоциироваться с соперничающими отношениями между полами. Подзадачи этой группы сосредоточены на определении половой роли и полоролевой идентификации, прохождении фаз сексуального развития (например, пубертата, менопаузы), ухаживании, любви, браке, совместной жизни и, для некоторых, на разводе.

Сталкиваясь с жизненными задачами, люди занимают три позиции: «да», «да, но» (это звучит в адлерианской литературе как «если только») и «нет». Люди, реагирующие на задачи жизни с установкой «да», демонстрируют социальный интерес, или Gemeinschaftsgefuhl (чувство общности). Эта утвердительная реакция не подразумевает пассивного приспособления к жизни. Адлерианская психология, будучи нормативной психологией, требует от людей, чтобы те брали на себя личное обязательство производить изменения в обществе, когда последнее не оправдывает ожиданий. Социальный интерес — это конструкт, включающий такие характеристики, как приверженность жизни, социальная кооперация, содействие общему благосостоянию и социальная помощь. Люди, демонстрирующие социальный интерес, встречают жизнь смело, уверенно и с оптимизмом. Степень проявляемого социального интереса служит показателем психического здоровья, или нормальности.

Люди, отвечающие «да, но», признают необходимость решения жизненных задач, но вместе с тем всегда готовы «по тревоге» защитить себя, свою репутацию и самооценку. Они отвечают «да» жизненным задачам, «но» не могут разрешить их прямым методом решения проблем. Люди, постоянно пользующиеся формулой «да, но», — это невротики: те, кто заявляет «да, но я болен» (или кому что-то постоянно мешает), относятся к категории психоневротиков, а те, кто провозглашает «да, я знаю, что проблема существует, но не обращаю на нее внимания» (т. е. поступают наперекор), составляют группу невротических характеров. Рассматриваемый таким образом невроз представляет собой попытку обескураженных людей выполнить жизненные задачи, избегая прямого решения проблем. Поступая так, невротики избегают субъективного провала или успеха, которые сделали бы их уязвимыми к угрозам собственному Я, самоуважению или занимаемому положению. Третья группа борется с жизненными задачами, поворачиваясь к ним спиной и говоря «нет» традиционным в их культуре задачам и их решениям. Этих людей относят к психотикам. Так как адлерианцы применяют модель психологии роста, люди с т. н. психопатологией рассматриваются скорее как обескураженные, потерявшие веру в себя, чем как психически больные .

Невротическая личность – это
личность с нарушенной потребностью в безопасности.
В теории Хорни биологическая ориентированность, характерная для классического психоанализа, заменяется социокультурной, 
присущей неофрейдизму. С точки зрения Хорни, решающим фактором развития 
личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к 
удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности 
перед лицом потенциально опасного мира. 
По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций. Позднее эти потребности были объединены в три основные категории, каждая из которых представляет собой стратегию межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с другими людьми: 1) ориентация на 
людей; 2) ориентация от людей; 3) ориентация против людей. Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротической… личности: уступчивый, обособленный и агрессивный. Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам. 
2.2.Понятийное поле теории К.Хорни
Невротические потребности – Это избыточные потребности 
1) в любви и одобрении; 
2) в руководстве партнера; 
3) в четких ограничениях; 
4) во власти; 
5) в эксплуатировании других; 
6) в общественном признании; 
7) в восхищении собой; 
8) в честолюбии; 
9) в самодостаточности и независимости; 
10) в безупречности и неопровержимости.
Базальная тревога – ощущение одиночества и опасности перед лицом мира.
Ориентация на людей: уступчивый тип – стратегия (категория потребностей): в любви и одобрении, в руководстве партнера, в четких ограничениях.
Ориентация от людей: обособленный тип – в самодостаточности и независимости, в безупречности и неопровержимости
Ориентация против людей: враждебный тип – во власти, в эксплуатировании
других, в честолюбии
Базальная враждебность – результат базальной тревоги
Базальное доверие – ощущение безопасности в мире, базовое ощущение своей принадлежности к миру.
Решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к 
безопасности. Невротичная личность развивается при неудовлетворении стремления к безопасности.
2.3.Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера
Предметом этой теории является целостность психической жизни личности. Основные зада. )Изучение компенсации неполноценности личности;
2) Формирование социально полезного стиля жизни. 
Определение личности: личность существует в стремлении к превосходству и социальном интересе, являющиеся компенсацией чувства неполноценности.
Основные тезисы индивидуальной психологии:
1.Основные принципы индивидуальной психологии – целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека. 
2.Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности – преувеличение собственной 
слабости и несостоятельности. 
3.Второй движущей силой развития личности является социальный интерес. С
точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и других социальных и психопатологических отклонений. 
4. Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень активности личности при решении главных жизненных задач, 
Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально полезный. 
5.Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального интереса. В связи .  с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать жизненный потенциал. Достигаются эти терапевтические цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие социального интереса. 
2.4.Понятийное поле теории А.Адлера
Фиктивный финализм – (или фиктивные цели) достигается в рамках вырабатывания индивидуального стиля жизни при достижении целей превосходства или совершенствования.
Стремление к превосходству – стремление стать более ценным, чем другие
. В здоровых формах порождает сотрудничество или здоровое соревнование.
Чувство неполноценности – чувство собственной незначительности
Компенсация – результат поведения, обеспечивающего преодоление чувства неполноценности.
Социальный интерес – социальный интерес определяется Адлером как стремление к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей. Социальный интерес имеет врожденные задатки, но окончательно формируется в ходе воспитания.
Я, преодолевающее чувство неполноценности в социальных контактах, является центром формирования социально 
полезного стиля жизни.
Комплекс неполноценности – преувеличение собственной слабости или несостоятельности.
Комплекс превосходства – преувеличение собственных достоинств и достижений.
Нормальное развитие связано с выработкой социально полезного стиля жизни. В то время как поучающий, управляющий, избегающий – являются путями 
к неврозу. Личности можно помочь правильно развиваться, формируя у нее социально полезный стиль жизни.

students-library.com

Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера Альфред

Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера

Альфред Адлер 1870 -1937

Краеугольным камнем в системе взглядов Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума. Адлер подчеркивал социальные детерминанты личности. Другие значимые темы, поднятые венским психиатром, сфокусированы на способности людей: § творить свою судьбу; § преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь; § совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: 1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое 2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству 3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое 4. Социальная принадлежность индивидуума 5. Индивидуальная субъективность

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ: Ø чувство неполноценности и компенсация; Ø стремление к превосходству; Ø стиль жизни; Ø социальный интерес; Ø творческое Я; Ø порядок рождения; Ø фикционный финализм.

Чувство неполноценности и компенсация На ранних стадиях своей карьеры, еще занимаясь общей медициной, Адлер выдвинул идею неполноценности органа и сверхкомпенсации. В то время он пытался найти ответ на вечный вопрос: почему, когда люди заболевают или страдают от болей, больным или болезненным оказывается какой-то определенный участок тела? У одного проблемы с сердцем, у другого – с легкими, у третьего развивается артрит. Адлер предположил, что причина, определяющая местоположение конкретного расстройства – исходная неполноценность данного региона, либо врожденная, либо связанная с аномалиями развития. Далее, он заметил, что человек с дефектным органом часто старается компенсировать его слабость за счет интенсивной тренировки. Самый знаменитый пример компенсации неполноценности органа – пример Демосфена, в детстве страдавшего заиканием и ставшего одним из величайших ораторов мира. Более поздний пример: Теодор Рузвельт, в юности физически слабый, систематическими упражнениями превратил себя в физически развитого человека.

1. Чувство неполноценности и компенсация Согласно Адлеру, фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Виды страданий , испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: • неполноценность органов, • чрезмерная опека, • отвержение со стороны родителей. В ответ на них появиться гиперкомпенсация и развивается комплекс превосходства , который выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Прием гиперкомпенсации представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. Соответственно, человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. .

2. Стремление к превосходству Чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. Стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни. Идеи о природе и действии стремления к превосходству (Adler, 1964): 1. Во-первых , он рассматривал его как единый фундаментальный мотив, а не как комбинацию отдельных побуждений. Этот мотив выражается в осознании ребенком того, что он бессилен и малоценен по сравнению с теми, кто его окружает. 2. Во-вторых , он установил, что это великое стремление вперед и вверх по своей природе универсально: оно является общим для всех, в норме и патологии. 3. В-третьих , превосходство как цель может принимать как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление. 4. В-четвертых , стремление к превосходству сопряжено с большими энергетическими тратами и усилиями. В результате влияния этой силы, сообщающей жизни энергию, уровень напряжения у индивидуума скорее растет, чем снижается. 5. В-пятых , стремление к превосходству проявляется как на уровне индивидуума, так и на уровне общества. Мы стремимся стать совершенными не только как индивидуумы или члены общества – мы стремимся совершенствовать саму культуру нашего общества. В отличие от Фрейда, Адлер рассматривал индивидуума и общество обязательно в гармонии друг с другом.

3. Стиль жизни — уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. Стиль жизни основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства. С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ Классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено «социальным интересом», а другое – «степенью активности». Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие «степень активности» совпадает по значению с современными понятиями «возбуждение»,

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере (юные правонарушители и наркоманы). Берущий тип. Люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни – получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим. Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Социально-полезный тип. Этот тип человека – воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи – работу, дружбу и любовь – как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

4. Социальный интерес Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, – социально-культурный контекст, в котором мы живем. Суть этого взгляда состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке. Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди – прежде всего мать, а затем остальные члены семьи – способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса.

Социальный интерес как показатель психического здоровья Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Нормальные , здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился. У плохо приспособленных людей , напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение – они поглощены своими интересами и самозащитой.

5. Творческое Я Концепция творческого Я является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом. Творческое Я придает жизни смысл: оно создает цель и средства ее достижения.

6. Порядок рождения рассматривается как основная детерминанта установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, их социальное окружение все же не тождественно. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.

Первенец (старший ребенок). Положение первенца можно считать завидным, пока он – единственный ребенок в семье. Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир. Он будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение с самого начала обречено на неудачу. В результате первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Второй (средний) ребенок. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Последний ребенок (самый младший). Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона» другим сиблингом и, будучи » малышом может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости. Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов.

7. Фикционный финализм Концепция фикционного финализма – идея о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. Цели, которые определяют направление нашей жизни и ее назначение, представляют собой фиктивные цели , соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. По Адлеру, стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной целью. Превосходство как фиктивная цель является результатом самостоятельно принятого решения; эта цель сформирована собственной творческой силой индивидуума, что делает ее индивидуально-уникальной. Когда фиктивная цель индивидуума известна, все последующие действия наполняются смыслом, и его «история жизни» приобретает дополнительное объяснение. Фиктивные цели могут также быть опасными и пагубными для личности (убежденность нацистов в превосходстве арийской расы над всеми остальными).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АДЛЕРА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА Сильн. Умерен. Слабая Средняя Слабая Умерен. Сильн. Свобода + Детерминизм + Иррационально Рациональность сть Холизм + Элементализм + Конституциона Инвайронмента лизм лизм Изменяемость + Неизменность Субъективность + Объективность Проактивность + Реактивность Гомеостаз + Гетеростаз + Непознаваемос Познаваемость ть

present5.com

Индивидуальная теория личности Адлера

Альфред Адлер (Alfred Adler) описывает свое детство как трудное и несчастливое время, возможно, именно это обстоятельство позволило ему стать автором индивидуальной теории личности.

В целом за свою жизнь Адлер написал более 300 книг и статей. Описанные Адлером идеи даже в настоящее время имеют мощное влияние на клиническую и индивидуальную психологию.

Адлер открыто враждовал с Зигмундом Фрейдом, это поспособствовало тому, что большинство положений индивидуальной теории личности развивались как антитезисы психоанализа.

В своих работах Альфред Адлер делает акцент на чувстве и комплексе неполноценности, роли отвержения в развитии диссоциальной личности, самооценке, концепции жизненного стиля, стрессе и адаптации, творчестве и зрелости, психическом здоровье.

Поскольку с латинского «individuum» означает «неделимый», главный постулат индивидуальной теории личности заключается в том, что организм — это единая и саморегулирующаяся система. Любые недостатки в этой системе компенсируются развитием противоположных качеств, именно таким образом происходит адаптация и сохраняется целостность организма.

Адлер ввел термин «комплекс неполноценности»; по его мнению, все люди в детстве испытывают чувство неполноценности. Выраженный комплекс неполноценности может затруднять личностный рост и индивидуальное развитие. В раннем возрасте ребенок начинает обнаруживать, что кроме него есть и другие человеческие существа, которые способны удовлетворять свои потребности более полно и в какой-то степени более лучше подготовленны к жизни. Как следствие такого открытия, у ребенка возникает желание расти и становиться не менее сильным, чем другие. Адлер отмечал, что чувство неполноценности не является чем-то ненормальным, оно мотивирует человека к лучшей жизни.

Борьба за превосходство

Адлер не отождествляет агрессию с враждебностью, он представляет ее как силу в преодолении жизненных препятствий. Даже сексуальность, по его мнению, — это способ удовлетворения стремления к власти и силе. Автор говорит, что стремление к превосходству является врожденным качеством любого человека. Существующие на земле виды должны развиваться в направлении эффективной адаптации или исчезнуть с «лица земли». Поэтому стремление к превосходству включено в эволюционный процесс развития.

Цель превосходства может быть рассмотрена в двух ракурсах:

  • в позитивном — когда цель включает заинтересованность в благополучном развитии других, развитие умений и работе ради более совершенного способа жизни; согласно Адлеру, социальный интерес является полезным критерием психического здоровья;
  • в негативном — когда цель — борьба за личное превосходство. По мнению Адлера, эта форма — следствие сильного чувства неполноценности и приводит человека к нездоровому функционированию. По той причине, что негативное превосходство исключает социальный интерес, оно не может принести признание и удовлетворение личности.

Жизненные цели

Адлер считал, что овладение средой и ее заселение — это не основная цель индивида. Мотивирующие на развитие человека цели более специфические, они формируются, как правило, в раннем детстве и не могут быть осознаны взрослым человеком.

Формирующаяся в детстве цель жизни — своего рода компенсация чувства неуверенности, беспомощности и неполноценности в мире взрослых. Устойчивые жизненные цели служат защитой против бессилия, местом между неудовлетворяющим настоящим и ярким совершенным будущим. Если чувство неполноценности слишком велико, то жизненные цели могут стать несколько нереалистичными, носить навязчивый или невротический характер.

Цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека, они позволяют нам интерпретировать человека. В достижении поставленной цели человек склонен принимать нехарактерные ему черты, которые могут рассматриваться как грани целевой ориентации.

Стиль жизни

— это некий универсальный способ, выбранный человеком для следования своей жизненной цели. В стиле жизни принимает участие буквально каждое душевное и телесное движение. Поэтому интерпретация отдельных характеристик или душевных проявлений человека, не учитывая его стиля, может привести к ошибочному мнению.

Наши чувства не получают реальные факты, а получают лишь их субъективные образы. Апперцепция — восприятие, включающее субъективную интерпретацию воспринятого. Как часть жизненного стиля, каждый человек создает представление о себе и мире. Адлер назвал это явление схемой апперцепции. Он подчеркнул, что схема апперцепции определяет поведение человека.

psy-diagnoz.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *