Архетипы в литературе примеры: Архетип в литературе – что это такое, примеры из произведений

Содержание

Архетип в литературе – что это такое, примеры из произведений

от m-evildoer | Дек 11, 2020 | Интересный герой

Архетип в литературе – это часто повторяющийся в произведениях мотив, образ или сюжет. То есть, нечто с постоянным смыслом, несущее постоянные ценности, но при этом способное к внешним изменениям с учётом жанра, идеи.

Если говорить о персонажах, к ним применима классификация с учётом психотипов/архетипов Юнга, приведённая ниже.

Содержание:

  • В чём смысл?
  • Описание

В чём смысл?

Архетипы в художественной литературе помогают автору создать интересного персонажа с противоречивым характером. Потому что у каждого из «сквозных» образов наблюдаются как сильные, так и слабые стороны.

Читать:

Что такое система персонажей и как ею пользоваться?

Вот как выглядит классификация по архетипам:

  1. Король/отец.
  2. Королева/мать.
  3. Мудрец/наставник/учитель.
  4. Воитель.
  5. Волшебник/шаман.
  6. Трикстер.
  7. Художник/шут.
  8. Любовник.
  9. Бунтарь.

Описание

Король (отец)

Сильные стороны характера:

  • Возглавляет народ или/и семью.
  • Помогает другим выживать и развиваться.

Слабости (недостатки):

  • Тирания – заставляет жить по жестоким законам народ, жену, семью, детей.
  • Замыкание в себе – отходит от дел, полностью сосредоточившись на своих переживаниях.
  • Получает удовольствие и выгоду за счёт других, искренне веря, что народ и семья живут ради него одного, исполнения всех его прихотей.

Примеры в литературе: Саурон и Арагорн («Властелин колец»), король Лир, Агамемнон («Илиада»).

Властность почти всегда приводит к тёмной стороне характера, с которой герою приходится бороться!

Королева (мать)

Сильные стороны:

  • Забота и защита детей или/и народа.

Недостатки:

  • Тирания и надзор (обратные стороны заботливости).
  • Удерживание детей рядом с собой из чувства собственного комфорта, внушение им неуверенности в себе, чувства стыда, вины.

Примеры таких архетипов в литературе: Макбет, Елизавета («Елизавета»), Кейтлин Старк («Игра престолов»), Медичи («Королева Марго»). 

В психологии есть определение «пожирающая мать», отлично характеризующее подобных женских персонажей.

Мудрец (наставник, учитель)

Сильные черты:

  • Хранитель знаний и мудрости.
  • Помогает людям жить лучше, а обществу совершенствоваться.

Слабости:

  • Забота о собственной славе.
  • Насаждение среди учеников или последователей собственного мировоззрения, принципов (иногда ложных).

Литературные примеры: магистр Йода (новеллизация «Звёздных войн»), Гэндальф («Властелин колец»), Полоний («Гамлет»), Ганнибал Лектер («Молчание ягнят»).

Воитель

Сильные стороны:

  • Установление справедливости.

Слабости:

  • Насаждение зла и несправедливости.
  • Уничтожение слабых.
  • Жизнь по принципу «либо ты, либо они».

Образ характерен для произведений, насыщенных действием и приключениями, детективов, криминальных историй.

Примеры: Арагорн («Властелин колец»), Сонни («Крестный отец»), Люк Скайуокер («Звёздные войны»), король Артур, Тесей.

Волшебник/шаман

Сила:

  • Показывает суть вещей.
  • Управляет тайными силами природы.

Слабости:

  • Порабощение ближних с помощью тайных сил.
  • Нарушение естественного хода вещей.

Образ больше свойственен фэнтези и магическому реализму. Также к нему относятся великие сыщики (они владеют некими тайными силами – сверхъестественной дедукцией, например).

Примеры из литературы: Саруман («Властелин колец»), Мерлин, Призрак оперы, сыщики вроде Шерлока Холмса.

Трикстер (перевёртыш) – одновременно злой клоун и мудрец

Сильные черты:

  • Обладает умениями волшебника: показывает суть вещей, управляет тайными силами.

Недостатки:

  • Добивается своего хитрыми речами, ловкостью и обманом.

Такой герой очень легко обращается в эгоиста и законченного лжеца, думающего только о себе.

Примеры: Ганнибал Лектер («Молчание ягнят»), Яго («Отелло»), Локки, Одиссей, Остап Бендер.

Художник (шут)

Преимущества характера:

  • Даёт понимание людям, что хорошо, а что плохо. Формирует понимание прекрасного.
  • Разоблачает уродство и глупость.

Слабости:

  • Легко превращается в перфекциониста и циника, во всём добивающегося совершенства ради какой-то высокой идеи.
  • Создаёт мир, в котором можно всем управлять, либо разрушает его до основания и обесценивает.

Примеры: Стивен («Улисс»), Ахилл («Илиада»), Холден Коулфилд («Над пропастью во ржи»), Пигмалион.

Любовник

Сила:

  • Заботливость, понимание.
  • Делает других счастливыми.
  • Чувственность.
  • Разоблачение уродства и глупости, скрытых под маской красоты.

Слабые стороны:

  • Забывает себя ради другого (женский случай).
  • Либо подминает человека под себя (мужская черта).

Примеры: Парис («Илиада»), Кей («Крестный отец»), мадам Бовари, Кэти («Грозовой перевал»).

Бунтарь

Сильные стороны:

  • Смелость – в одиночку идёт против целой системы, порабощающей других людей.

Слабость:

  • Не может найти компромисс с системой.
  • Выступает разрушителем из-за нежелания или невозможности предложить альтернативу.

Часто встречающийся в литературе персонаж (наблюдать за борцом-одиночкой всегда очень интересно).

Примеры: Прометей, Ахилл («Илиада»), Хитклифф («Грозовой перевал»).

Архетип бывает как чистым, так и смешанным, когда одна из черт характера доминирует над другой (например, любовник и одновременно бунтарь-революционер). Также архетип может изменяться, трансформируясь по мере развития сюжета. Например, воитель занимает место правителя. Теперь приоритет — это забота о народе и его процветании.

Оффтопик: Спешу отметить, что этот сайт изначально создавался, как копилка знаний по писательскому мастерству. Я сама пишу прозу и мне интересна такая информация. Позже на сайте стали появляться отзывы на дорамы. То есть, контент стал смешанным, без выраженной чётко тематики. В дальнейшем всё будет происходить именно так — отзывы чередуются с полезными статьями по писательскому мастерству.

Прошу дорогих любителей дорам не волноваться! Свежие отзывы не заставят себя ждать. Но имейте в виду, что написать статью быстрее и проще, чем полностью просмотреть сериал на 30 и больше серий. Соответственно, отзывы пишутся реже.

error:

АРХЕТИПЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ: shichengaru — LiveJournal

?

Category:
  • catIsShown({ humanName: ‘литература’ })» data-human-name=»литература»> Литература
  • Cancel

Всех мужских и женских литературных персонажей можно разделить на ряд архетипов:

Жесткий начальник/начальница — такой персонаж старается все контролировать вокруг себя, и получает от всех повиновение и уважение. Для него нет неоправданных средств на пути к цели. Ярчайший пример – это дон Карлеоне из книги «Крестный отец» или Царевна Софья из «Петра I» А. Толстого.

Бунтарь/бунтарка имеет острый ум и недюжинную харизму. В своем прошлом пережил несчастье, что повлияло на его характер. Общество считает его негодяем, но он не ищет оправданий и держит свое сердце закрытым. Он постоянно бунтует против общественных устоев, так как для него это единственный способ самозащиты. При этом в душе он сентиментален и весьма добр. Женские персонажи чаще показаны не такими брутальными, и бунтуют не из-за сложных событий в прошлом, а в силу «безбашенности» своего характера.

Пример, Ретт Батлер из книги «Унесенные ветром» или Алиса из «Алисы в Стране чудес» Л. Кэрролла.

Верный друг/отважная девчонка – миролюбивый, спокойный и стабильный персонаж. Всегда готов прийти на помощь и имеет для этого возможности. Но иногда ему приходится делать сложный выбор между желаниями и долгом. Пример, Кристофер Робин из книги «Винни-Пух» или Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Толстого.

Очаровательный манипулятор/соблазнительница – такой герой имеет творческую натуру и с удовольствием манипулирует людьми. Легко завоевывает сердца и души, знает как взять вверх над желаниями толпы. Он актер, играющий главную роль в собственном спектакле. Пример, Остап Бендер из книги «12 стульев» или Лолита из одноименного романа В. Набокова.

Мудрец/библиотекарша – погружен в свою работу. Эксперт в своем деле, имеющий странности. Решает трудности благодаря логике и знаниям. Пример, известнейший литературный сыщик Шерлок Холм или Марпл из детективов Агаты Кристи.
Авантюрист бесстрашный искатель приключений, который подолгу не удерживается на одном месте. Обладает бесконечным любопытством и ищет истину. Наполняет вдохновением близких, и способен сам решать свои проблемы. Пример, кинообраз Индиана Джонса.

Воин/женщина-крестоносец – суровый и благородный человек. Способен защитить справедливость, и не знает жалости в борьбе со злом. Спасает невинных и доводит до конца месть врагам. В погоне за своим идеалом забывает о себе и о близких. Пример, Эдмон Дантес из книги «Граф Моне-Кристо» или мать Искры из романа «Завтра была война» Б. Васильева.

Стоит отличать архетипы от штампов. Архетипический персонаж может быть интересным. Герой-штамп вряд ли вызовет интерес – ведь подобные образы попадались на глаза сотни раз.

архетипылитератураперсонажиписатель

Example:  livejournal No such user User title (optional)

архетипов в литературе (+ 29 примеров литературных персонажей)

В этой статье вы узнаете о архетипах в литературе , включая наиболее распространенные примеры архетипов, встречавшихся в литературе на протяжении веков.

Быстрая навигация

Что такое литературные архетипы?

Концепция архетипа восходит к исследованиям и трудам психолога доктора Карла Юнга. Юнг считал, что архетипы являются частью коллективного бессознательного человечества или памяти об универсальном опыте человечества.

Таким образом, он полагал, что все люди узнают эти архетипы, и возможность подключиться к ним может открыть каждому человеку что-то о его собственной природе.

Литературный архетип — это литературный прием, используемый писателями при создании персонажей или сюжетов, посредством чего они используют набор идентифицируемых качеств или черт, знакомых и узнаваемых читателям, чтобы помочь им понять содержание произведения.

В литературе персонажи, сюжеты, символы, образы и темы могут быть архетипическими и в результате воплощать универсальные истины, значения и человеческий опыт.

29 Архетипы в литературе

  1. Архетипы в Беовульфе
  2. Архетипы в Одиссее
  3. Архетипы в «Повелителе мух»
  4. Архетипы в Гамлете
  5. Архетипы Франкенштейна
  6. Архетипы в Макбете
  7. Архетипы в «Ромео и Джульетте»
  8. Архетипы в Великом Гэтсби
  9. Архетипы в Гильгамеше
  10. Архетипы мышей и людей
  11. Архетипы в Алхимике
  12. Архетипы по Фаренгейту 451
  13. Архетипы Алой буквы
  14. Архетипы в хоббите
  15. Архетипы в сказках
  16. Архетипы во Властелине колец
  17. Архетипы в Джейн Эйр
  18. Архетипы в Голодных играх
  19. Архетипы в сэре Гавейне и Зеленом рыцаре
  20. Архетипы Алисы в стране чудес
  21. Архетипы в путешествии героя
  22. Архетипы в Отелло
  23. Архетипы в Гарри Поттере
  24. Архетипы в Геке Финне
  25. Архетипы в «Бегущем за ветром»
  26. Архетипы в дивном новом мире
  27. Архетипы короля прошлого и будущего
  28. Архетипы в очень старом человеке с огромными крыльями
  29. Архетипы Грозового перевала

Литературные архетипы ваших любимых книг

Одним из самых распространенных литературных архетипов является герой.

Почти во всех историях есть герой, и его качества можно проиллюстрировать, изучив героя знаменитого романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение», мистера Дарси. Герой почти всегда является главным героем романа, как и Дарси.

Он обладает многочисленными героическими качествами – отвагой, отвагой, решимостью, выносливостью, нравственностью, чувством справедливости – и ставит других выше себя.

Обычно он отправляется в какое-либо путешествие, квест или задачу, чтобы достичь своей судьбы — это может быть в физической форме, например, в буквальном путешествии, или, как в случае Дарси, в психической трансформации.

Дарси нужно потерять свою гордость, чтобы завоевать сердце любимой женщины — герою почти всегда достается и девушка!

Другой персонаж «Гордости и предубеждения» олицетворяет еще один типичный литературный архетип – злодея.

Это персонаж леди Кэтрин, которая не остановится ни перед чем, чтобы добиться своего и помешать герою романа достичь счастья и успеха.

В романе также присутствует литературный архетип повесы или соблазнительницы в женском обличии – в данном случае Уикхем.

Этот архетип — персонаж, лишенный морали и действующий исключительно из эгоистичных побуждений с решимостью использовать свою красоту и привлекательность, чтобы соблазнять других, если это поможет им достичь того, чего они хотят.

Элизабет Беннетт, любовное увлечение Дарси, типичный бунтарь. Она не будет соответствовать ожиданиям общества от нее как от женщины того времени.

Еще один литературный архетип, широко представленный в романе, — это невинная сестра Элизабет, практически идеальная во всех отношениях Джейн. Наивная и всегда верящая в лучшее из всех, Джейн, похоже, никогда полностью не повзрослеет.

Также представлены архетипические «злые сводные сестры», хотя в данном случае они на самом деле сестры мистера Бингли, миссис Херст и мисс Бингли.

Эти двое полны решимости вмешиваться в жизнь окружающих, полностью сосредоточены на классе и в результате используют манипуляции и жестокое пренебрежение, чтобы попытаться подорвать вероятность женитьбы Бингли и Дарси на сестрах Беннетт.

Примеры литературных архетипов

  • Герой
  • Путешествие
  • Квест
  • Задача
  • Злодей
  • Грабли
  • Соблазнительница
  • Мятежник
  • Невинный
  • Злые сводные сестры
Вам также может понравиться:

Узнайте свой тип личности сегодня →

Что такое архетипы персонажей? 16 архетипов плюс примеры

Вы когда-нибудь задумывались, почему классические истории имеют так много общего? Мы видим одни и те же типы персонажей во всем: от литературы 18-го века до современных романов, современных фильмов и телевидения. И все же каждая история кажется такой свежей и увлекательной, как будто мы видим ее впервые. Это из-за архетипов: вневременной линейки персонажей, которые остаются с нами на протяжении поколений, потому что доказано, что они создают эффективные истории.

Архетипы персонажей пользуются успехом в литературе, потому что отражают настоящие человеческие истины, существующие в каждом из нас. Давайте посмотрим, что такое архетипы, некоторые из классических архетипов персонажей, которые будут использоваться в вашей работе, и как использовать архетипы ваших персонажей новыми смелыми способами.

Что такое архетипы персонажей?

Архетип персонажа — это повторяющийся тип персонажа, представляющий что-то универсальное в нашем человеческом опыте. Архетипы создают мгновенное ощущение знакомости даже в незнакомой истории, потому что это типы людей, которых мы встречали снова и снова. Несмотря на то, что мы видели их и их истории сотни раз, они все еще способны нас удивить.

Используя архетипы в своем письме, мы можем соединиться с историями, на которых выросли наши читатели, погружая их в мир нашей собственной истории с самого начала. Затем наши читатели увидят, как мы взяли эти архетипы персонажей и использовали их удивительными новыми способами для создания динамичных, многослойных персонажей, которые продвигают нашу историю вперед.

Архетипы персонажей и архетипы историй

В литературе вы можете услышать о двух разных видах архетипов: архетипы персонажей и архетипы историй. Оба этих литературных приема представляют собой универсальные модели, которые мы можем распознать почти во всех историях разных культур на протяжении всей истории.

Разница в том, что в то время как архетипа персонажей относятся к отдельным людям, населяющим мир вашей истории, таким как герои, злодеи, наставники и другие, которых мы рассмотрим ниже, архетипа истории относятся к модели событий и темы, которые ведут историю к ее завершению.

В чем разница между архетипами и стереотипами?

Архетипы персонажей и стереотипы имеют много общего, но главное отличие состоит в том, что архетипы персонажей представляют присущие человеческой природе истины , в то время как стереотипы представляют собой набор (обычно негативных) черт, которые стали приписываться определенному полу, культуре или типу человека . Стереотипы часто рождаются из одной маленькой истины — которая могла быть правдой только для одного человека или одной небольшой группы людей — которая затем перерастает в обширное обобщение. Эти обобщения плоские, неинтересные и не содержат ничего от прекрасной сложности, которой обладают люди как личности.

Примерами стереотипов являются такие вещи, как взбалмошная королева бала, застенчивый ботаник, тупой спортсмен, соседская девушка, рассеянный профессор, голодающий художник-идеалист или хулиган на школьном дворе.

Стереотипы редко приводят к чему-либо, кроме того, что ваша история становится плоской, неинтересной и клише. Истории, набитые стереотипными персонажами, обычно забываются, как только книга закрывается, вместо того, чтобы стать историей, которая останется с читателями на протяжении поколений. Как писатель, у вас есть весь ландшафт человеческого состояния, из которого можно создать своих персонажей. Это захватывающе и вдохновляюще, а стереотип, который проникает в вашу историю, — не что иное, как упущенная возможность создать динамичного и реального персонажа.

Зачем использовать архетипы персонажей в письме?

Несмотря на то, что архетипы персонажей, которые мы покажем вам, очень разные, у них есть одна очень важная общая черта: каждый из них представляет собой маленькую частичку нас самих — того, что значит быть человеком. У каждого есть способность быть героем, наставником, любовником и даже злодеем. Создавая истории, построенные на основе этих универсальных архетипов персонажей, мы говорим об очень реальной истине, которую узнают наши читатели, потому что эти истины тоже существуют в них.

Как писатель, большая часть вашей работы заключается в создании персонажей, которые кажутся читателю реальными. Использование архетипов — прекрасное начало, но вам также нужно спросить себя, как кто-то вроде вас может стать кем-то вроде ваших персонажей. Актеры в этом прекрасны. В театре, если вас просят сыграть злодея или кого-то с идеалами, очень отличными от ваших собственных, вам нужно выяснить, какие обстоятельства и культурные влияния заставят вас стать этим человеком в вашей собственной жизни. Это то, что побуждает актера давать правдоподобную игру — найти способ сделать ее правдой. То же самое и для писателей. Какими бы диковинными или противоречивыми ни были ваши персонажи, часть их будет существовать в вас.

Когда вы начинаете строить свою историю на основе архетипов персонажей, вы начинаете со структурной основы, отражающей весь спектр человеческого состояния. Затем вы можете дополнить эту структуру контекстом, темами и другими литературными приемами, чтобы создать историю, которая найдет отклик у каждого читателя.

16 классических архетипов персонажей

В отличие от стереотипов, которые чрезвычайно ограничены в своих возможностях, архетипы персонажей предлагают вам базовую структуру, с которой вы можете начать создавать людей в своем мире истории. Вот 16 архетипов персонажей, которые вы можете использовать в своем письме.

1. Герой

Герой — это ось, вокруг которой вращается история. Обычно они попадают в чрезвычайные обстоятельства, не зависящие от них, и им нужно бороться за единственную цель. По пути сила героя будет проверяться разными способами — может быть, физически, умственно, духовно или морально.

Эти испытания откроют для вас исключительные сильные стороны, отличающие их от других персонажей истории. Это могут быть такие вещи, как сверхъестественные способности или важное право по рождению, или это может быть что-то простое, проистекающее из их человечности — замечательное чувство сострадания, железная решимость и чувство собственного достоинства, большое мужество перед лицом неслыханного ужаса. Герои не безупречны (совет: если бы они были такими, они были бы довольно скучными), но сила, которую они проявляют в трудные времена, — это то, что заставит вашего читателя поверить в них и следовать за ними до самого конца.

Один из старейших универсальных сюжетов в литературе называется «Путешествие героя». Путешествие героя, также называемое «Мономиф», следует за главным героем через авантюрный цикл навигации по безвозвратно изменившемуся миру, прохождения инициации или взросления, достижения цели и возвращения домой, чтобы восстановить все заново. Хотя ваш герой является центральной осью вашей истории, он не держит ее в одиночку (даже если иногда им кажется, что это так). По пути герой встретит множество архетипов персонажей, перечисленных ниже, некоторые из них будут препятствиями, а некоторые — друзьями.

Примерами архетипов героев в литературе являются Чудо-женщина, Гарри Поттер, Люк Скайуокер и сэр Гавейн из Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь .

2. Тень

Архетип Тень — темное отражение героя. Они могут показать нам слабости героя, которые они борются за то, чтобы скрыть, или то, чем мог бы стать герой, если бы они позволили этим слабостям поглотить его. Во многих смыслах у всех нас есть эта «теневая личность» (которую Карл Юнг называл «Ид»), но в литературе теневой архетип будет либо внешним персонажем, отражающим самые темные черты героя и его самый темный потенциал, либо очень характерной гранью. героя — например, если он полностью меняет свою личность под воздействием наркотиков, манипуляций или какой-либо внешней силы. Очень часто вы увидите, как эти персонажи берут два разных имени для своих противоположных полярностей, например, Ангел и Ангелус в сериале 9.0191 Баффи — истребительница вампиров .

Другими примерами теневых архетипов являются Голлум в Властелин колец и мистер Хайд в Странная история доктора Джекила и мистера Хайда .

3. Напарник

Напарник популяризировался благодаря комиксам, но сама идея существовала намного дольше. Основная роль напарника — предложить герою способ оставаться на земле, несмотря на все препятствия, с которыми он сталкивается. Напарнику не хватает той фундаментальной ценности, которая поставила героя на их пути — возможно, они не такие храбрые, или не такие сильные, или не «избранные» — и они не несут вес мира таким же образом. . что они может предложить свет во тьме, когда ваш герой начинает терять неотъемлемую часть себя. Ваш напарник не дает герою подойти слишком близко к краю.

Очень часто в литературе напарники служат герою фоном. Это означает, что они работают рядом с героем, чтобы привлечь внимание к определенным аспектам его личности. Отличным примером этого является «Бэтмен и Робин», где все, что касается яркого костюма Робина, его болтливости и его позитивной энергии, контрастирует с мрачностью характера Бэтмена.

Другими примерами помощников являются Пятница из Робинзон Крузо и Рон Уизли из Гарри Поттер .

4. Злодей

Архетип злодея — главный злодей вашей истории, испытание, к которому ведут все дороги. У этого персонажа есть цель, которая находится в прямом противоречии с целью героя, и для того, чтобы они достигли своей цели, им нужно убедиться, что герой не сможет достичь их . Это может быть через их убийство, унижение, дискредитацию или иное принуждение к подчинению.

У злодея всегда есть причина для совершения ужасных поступков, даже если эта причина извращена за пределы того, что мы могли бы понять в нашем собственном восприятии и ценностях. Лучшие злодеи в литературе — это те, кто искренне верит, что поступает правильно, но позволил своему видению «правильного поступка» затуманиться амбициями, страхом или болью.

Культовыми злодеями в литературе являются Валентин из Орудия Смерти, Профессор Мориарти из рассказов о Шерлоке Холмсе и Шер Хан из Книга джунглей .

5. Любовник

В рассказе архетип влюбленного просто хочет, чтобы все ладили. Обычно они «хорошие» персонажи в том смысле, что у них есть функционирующий моральный компас, но им не хватает мужества, чувства несправедливости и способности к самопожертвованию, которые есть у героя. Хотя влюбленные руководствуются потребностями своего сердца, они склонны идти по пути наименьшего сопротивления, который приносит наименьший вред себе и тем, о ком они заботятся. Многие традиционно художественные персонажи попадают в эту категорию.

В некотором смысле любовник является отражением архетипа трикстера, который мы рассмотрим ниже. Оба стараются держаться подальше от неприятностей и имеют ограниченный круг того, за что стоит бороться.

Некоторые великие любовные архетипы в историях — Сажерук из Чернильное сердце и Пиппин из Властелин колец .

6. Архетип наставника

Один из наиболее важных архетипов персонажа в путешествии героя, архетип наставника старше (иногда), мудрее (всегда) и обладает знаниями и опытом, превосходящими знания и опыт героя. Они также могут обладать сверхъестественными способностями или особым набором навыков. Наставник служит для того, чтобы дать герою небольшой толчок (или сильный толчок) вперед на его пути, раскрывая потенциал того, кем этот герой станет.

Архетип наставника также является отличным инструментом для демонстрации и погружения читателя в вашу историю. Пока наставник рассказывает герою об их мире, угрозах, с которыми он столкнется, шагах, которые он может предпринять, чтобы преодолеть эти угрозы, и о том, как развить необходимые для этого навыки, ваши читатели узнают все, что им нужно знать о вашем мир истории прямо рядом с ними.

Самый узнаваемый архетип наставника в современной литературе — волшебник Гэндальф из Властелин колец . Хеймитч Абернат из Голодные игры — еще одна фигура-наставник, как и Мерлин из сказок о короле Артуре.

7. Мать

Прославленный крестными матерями из классических сказок, архетип матери представляет собой поддерживающее, заботливое присутствие в жизни героя. Они не всегда будут буквально матерью (хотя и могут быть) — им даже не обязательно быть женщиной. Материнский персонаж сильный и мудрый, но они отличаются от архетипа наставника тем, что не дают герою инструментов, необходимых для продвижения вперед в его путешествии; скорее, они дают герою безопасное место, куда можно вернуться домой, место, где можно исцелиться.

В зависимости от того, где герой находится в своем путешествии, эту роль может выполнять несколько персонажей. Тетя Мэй из «Человека-паука» и Нокомис из Песнь о Гайавате — примеры материнских архетипов.

8. Обыватель

Обыватель — это проекция читателя. Это совершенно нормальные люди, попавшие в замечательные обстоятельства, и они приспосабливаются к ситуации почти так же, как и любой из нас. Обычно они говорят то, что думают, и называют вещи, которые не имеют смысла, и их нормальность может сделать их аутсайдерами в мире, где происходят очень ненормальные вещи. Этот архетип призван привнести в историю некоторую перспективу и сделать сюжет более понятным для нас, читателей.

Обыватель может быть невольным героем, помощником или другим второстепенным персонажем, выступающим связующим звеном между героем и читателем.

Доктор Джон Ватсон из рассказов о Шерлоке Холмсе — обычный человек. Столкнувшись с гениальным лучшим другом и несколькими столь же гениальными злодеями, он привносит в их мир утешительную заурядность. Другими примерами архетипа обывателя являются Артур Дент из «Автостопом по Галактике » и Саймон Льюис из «Орудия смерти 9».0192 .

9. Девица

Знаменитая девица в беде — один из самых узнаваемых литературных образов, но этот архетип может принимать множество форм любого возраста и любого пола. Иногда их называют «невинными», они олицетворяют наивность, неопытность и доверие. Девица похожа на обывателя тем, что видит все новыми глазами; но, в отличие от обычного человека, девица никогда не отказывается от мысли, что в мире есть добро. Они цепляются за свою невинность, даже когда события вокруг угрожают ее лишить. К сожалению, эта решительная позитивность может привести их к трудным ситуациям, часто требующим помощи героя для их спасения.

В сказке этот архетип напоминает нам, что в мире всегда есть надежда и чудо. Примерами классических архетипов девиц в литературе являются Алиса из Приключения Алисы в стране чудес и Крошка Тим из Диккенса Рождественская песнь .

10. Обманщик

Обманщики, пожалуй, самый устойчивый архетип наших персонажей, даже более стойкий, чем герои. До того, как рассказчики начали рассказывать истории о Беовульфе и короле Артуре, они собирались вокруг костра, слушая истории о Койоте, Вороне, Локи и боге-пауке Ананси. Обманщики не добрые и не злые, они используют хитрость и сообразительность для достижения своих целей. Они могут помочь герою или помешать ему, в зависимости от того, что лучше всего соответствует их собственным планам в данный момент.

Трикстер породил один из самых популярных современных архетипов — антигероя. Антигерои, как правило, обманщики, которые, довольно неохотно, стали вкладываться во что-то большее, чем просто собственное выживание. Затем им нужно переоценить свои цели, которые выведут их на новый путь, чтобы стать самостоятельными героями.

Известные литературные обманщики включают Пака из шекспировского Сон в летнюю ночь , близнецов Уизли из Гарри Поттера и Локи из скандинавской мифологии.

11. Хранитель

Архетип хранителя — это тот, кто стоит на пороге, удерживая героя от продолжения пути. Стражи обычно довольно целеустремленны и зациклены на своей цели разделить два мира, людей или события. Иногда это может быть кто-то, охраняющий буквальный дверной проем, например, Сфинкс из египетской мифологии; в других случаях это может быть новый этап жизни, например, сотрудник приемной комиссии, который стоит между студентом и школой его мечты.

Стражи бросают вызов герою, чтобы тот переосмыслил свое положение и посмотрел на вещи по-новому. Если герой продолжит использовать те же силы, инструменты или приемы, что и всегда, он не преодолеет порог. Им нужно будет попробовать что-то другое, возможно, что-то менее удобное, и применить новый навык, чтобы продолжать двигаться к своей цели. К тому времени, когда они преодолеют препятствие, они вырастут в результате расширения границ того, кем они могут быть.

Примерами стражей в литературе являются Стеновой страж из Звездная пыль , привратник Изумрудного города в Волшебник страны Оз и трехголовый пес Пушистик из Гарри Поттер серия.

12. Вестник

Вестник — это персонаж, который предсказывает большие перемены, обычно в начале истории. После того, как они появятся, для героя уже ничего не будет прежним. Пример вестника можно найти в классической сказке «Золушка», где он появляется, чтобы объявить, что король ищет пару для своего сына или дочери, запуская сюжет в действие.

Хотя работа герольда состоит в том, чтобы приводить в действие сюжетные события, они также могут околачиваться, выполняя другую роль в истории. В «Хоббит », например, Гэндальф начинает как вестник, отмечая дверь Бильбо, а затем превращается в фигуру наставника, как только история становится на ноги. Другими глашатаями в литературе являются Эффи Брелок в Голодные игры и три ведьмы в Макбет .

13. Козел отпущения

В литературе архетип козла отпущения — это тот, кто берет на себя вину за чужие проступки. Это часто работает как обратный страж — их поражение расчищает путь злодею, чтобы двигаться вперед к своей цели. Использование козла отпущения позволяет вашим персонажам объединиться против общего предполагаемого врага, тем самым (временно) рассеяв любую назревавшую напряженность. Это полезный литературный прием для поворота сюжета в новом направлении.

Книга Дафны Дю Морье «Козел отпущения » подробно исследует эту идею, рассматривая, как человек может справиться с бременем чужих злодеяний. Архетипы козла отпущения в литературе включают Снежка из Скотный двор и Уилмера из Мальтийский сокол .

14. Преступник

Главными достоинствами преступника являются его независимость и чувство собственного достоинства, которое удерживает их от подчинения общественным ограничениям. Это не всегда делает их друзьями, но те, которые у них есть, лояльны и разделяют одни и те же взгляды на то, что важно в жизни. Преступника часто романтизируют и любят, но другие персонажи могут возненавидеть его из-за зависти к образу жизни преступника и свободе от ожиданий.

Преступник является основным архетипом как в «Приключениях Робин Гуда», так и в оригинальном комиксе «Человек-паук », где антагонисты преступника — шериф Ноттингемский и газетчик Дж. Джона Джеймсон — выражают свою скрытую зависть к жизни, которую они могли бы никогда не иметь. Иногда эта враждебность выводит преступника на новый путь, превращая его в героя, когда его самодостаточное существование начинает рушиться.

Другими преступниками в литературе являются Ру из Шоколад и персонаж Мориса Леблана Арсен Люпен из одноименного сериала.

15. Революционер

Этот архетип, также называемый мятежником, олицетворяет «хаотическое добро»; у них есть дело, и они не боятся сжечь несколько мостов или городов во имя этого. Революционер видит что-то глубоко неправильное в своем обществе и берет на себя обязательство изменить это, потому что никто другой этого делать не собирается. Революционный архетип глубоко защищает тех, кого любит, но склонен отталкивать всех, кроме самых преданных, из-за своих подстрекательских идей.

Революционер — прирожденный лидер, и его страсть к своему делу заставляет людей хотеть следовать за ним. Эта страсть безгранична и выходит за рамки мелких неприятностей, таких как здравый смысл, а это означает, что этот архетип может быть героем, злодеем или третьим подстановочным знаком, который находится где-то посередине. Некоторые революционеры в литературе: Китнисс Эвердин из Голодные игры , Аттикус Финч из Убить пересмешника и Лира Белаква из Его темные начала .

16. Правитель

Правитель является прирожденным лидером, находящимся у власти, например, в монархии, правительственном учреждении или главе могущественной компании. В отличие от навыков лидерства, проявляемых в архетипе революционного характера, архетип правителя процветает благодаря порядку, стабильности и традициям. Они могут быть силой добра или зла, но обычно они противоречат герою по одной простой причине: правителю нравится то, как обстоят дела, и он не хочет, чтобы они менялись.

Несмотря на то, что у каждого из нас есть способность вести за собой во время конфликтов, не все хорошо справляются с властью. Власть развращает, и даже хорошие персонажи могут столкнуться с испытанием своих ценностей, если им слишком быстро дадут слишком много силы. Вот почему многие архетипы правителей оказываются втянутыми в конфликты с окружающими.

Некоторыми архетипами правителей в литературе являются король Утер из легенд о короле Артуре и Миранда Пристли в Дьявол носит Prada .

Присоединяйтесь к нам в одном из крупнейших независимых онлайн-сообществ писателей!

Присоединяйтесь бесплатно сегодня

Как использовать архетипы персонажей в своей истории

Как видите, архетипы персонажей представляют самые разные типы людей из всей литературы. Не думайте, что вам нужно ограничивать персонажей в вашей истории только одним из этих архетипов — иногда персонажи будут выполнять более одной роли в истории или их роли изменятся. Давайте рассмотрим несколько вещей, о которых следует помнить, когда вы используете архетипы для создания своих персонажей.

1. Дайте своим персонажам пространство для роста

Хотя архетипы персонажей являются полезными строительными блоками, по сути они представляют собой статичный план. В хорошей истории ваши персонажи со временем будут меняться по мере того, как они учатся, совершают ошибки, проходят через трудные испытания и становятся сильнее с другой стороны. Если вы начинаете с архетипа персонажа, не думайте, что вам нужно оставаться в его границах на протяжении всей истории. Дайте своим персонажам разрешение удивить вас, сломать их шаблоны, войти в другой архетип по пути или стать чем-то совершенно новым.

Например, вы создали идеального помощника для своего героя. Но что произойдет, если герой погибнет в бою? Как напарник справится с безвозвратно изменившейся реальностью, где его роль уже не та, о которой он думал? Или, может быть, ваш персонаж — любовник, держащийся подальше от опасности, пока не увидит или не услышит что-то, от чего уже не сможет отвернуться. Позвольте истории вести ваших персонажей в неожиданных направлениях.

2. Подрыв ожиданий

Многие из этих архетипов характеров сопровождаются классическими предубеждениями, которые со временем укоренились в нашем сознании. Это такие вещи, как герой как крепкий мужчина с дубинкой; девица в образе стройной блондинки с глазами лани; или наставник как седовласый мудрец на закате своей жизни. Эти клишированные, чрезмерно используемые идеи потеряли популярность в современной литературе, и писатели постоянно придумывают новые и свежие способы взглянуть на эти классические архетипы. Посмотрите, как вы можете взять персонажей, знакомых вам по литературе, и немного сместить их от центра.

Вместо того, чтобы писать наставника, которому сто восемьдесят и который выглядит как типичный косплей волшебника, почему бы не попробовать что-нибудь новое? Может быть, ваш наставник — четырнадцатилетняя девочка, чей опыт компьютерного хакера сделал ее не по годам мудрой. Или, может быть, ваш наставник — отмеченная наградами балерина, которая втайне тренирует свою дублершу. Если вы хотите, чтобы в вашей истории был архетип девицы, возможно, вместо того, чтобы быть головокружительной любовью интереса к вашему герою, ваша девица — вечно оптимистичный, хронически больной младший брат героя. Посмотрите, как далеко вы можете зайти с этими чертами характера, чтобы по-новому взглянуть на свою историю.

3. Комбинируйте архетипы, чтобы создать что-то новое

Иногда персонаж может соответствовать более чем одному архетипу. Как мы видели выше, антигерой является прекрасным примером этого составного архетипа персонажа, выполняя роль героя и обманщика одновременно. Посмотрите, что еще вы можете соединить вместе, чтобы создать новых интересных персонажей для своей истории. Что происходит, когда наставник вашего героя оказывается также злодеем? Если злодей дал герою инструменты и двигатель для завершения его путешествия, то какова была настоящая цель в конце? Внезапно ваш антагонист и их отношения с героем наполняются сложностью.

Что произойдет, если ваша девица окажется героем? Как человек, привыкший к заботе, справится с внезапной необходимостью заботиться о других? Как их решимость увидеть лучшее в мире повлияет на их необходимость делать трудный выбор? Комбинируя различные архетипы, вы можете поднять новые вопросы и новые идеи о своих персонажах, которые придадут вашей истории более глубокое измерение.

Архетипы персонажей — это простой способ структурировать вашу историю

Поколения писателей и рассказчиков усовершенствовали эти архетипы персонажей в литературе, потому что они осознали, что они являются гранями каждого из нас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *