Автор информационной концепции эмоций: Потребностно-информационная теория П. В. Симонова

Теория эмоций П.В. Симонова, как способ чаще радоваться

Существует множество теорий эмоций, и это меня радует. И пугает. И немного вызывает зависть.

И всё это одновременно.

Большинство Клиентов ведь как раз приходят к психологу из-за эмоциональных проблем: то любят не того, то не любят того, кого надо бы. Или грустят без повода, или вообще ничего не чувствуют. Или злятся. Это ж самая противоречивая тема: кто-то говорит, что эмоции надо проявлять, кто-то – что сдерживать, не безызвестный автор «Философских сказок» Н.И. Козлов вообще утверждает, что эмоции он себе наперёд планирует. Не верю! (с)

На днях прекрасные преподаватели СПБГУ напомнили мне об одной интересной теории эмоций, отечественной. А то ведь у нас как модно: Фрейда читали, Перлза листали, про Бекка слыхали, А Леонтьева от Рубинштейна отличаем слабо. Это я о себе так критически говорю.

Поэтому сегодня – о теории отражения П.В. Симонова (на фото). Она достаточно проста, но тем и интересна.

Она называется Информационной теорией эмоций, и описывает эмоциональное возбуждение как разницу между силой потребности и вероятностью её удовлетворения.

На простом примере: я хочу написать статью, которая соберёт тысячи восторженных откликов. Я пишу некоторый текст и размещаю его на какой-то Интернет-площадке. И начинаю ждать… Если в первые пять-десять минут у статьи появились лайки, плюсики, хвалебные комментарии – то я понимаю, что приближающей к своей цели («тысячи откликов») и появляется эмоция радости. Если же после публикации нет ни откликов, ни репостов, я начинаю грустить, в мозг поступает информация: потребность удовлетворить не получится. Продавай печатную машинку, иди на завод.

Симонов представил эту идею в виде следующей формулы:

Э = П * (Ис-Ин),

где:  Эмоция = Потребность * (Инф. Об имеющихся  средствах — Инф. о необходимых средствах)

Ещё подробнее:

Согласно Павлу Васильевичу сила эмоции зависит от

силы потребности и сведений о количестве средств, необходимых для удовлетворения потребности. Сравнивая необходимые средства для счастья и те средства, которые нам доступны – мы получаем результирующую эмоцию.

Если же информации мало, то человек начинает волноваться, например. Это хорошо видно у Клиентов с фобиями. Потребность в безопасности крайне важна, тут спору нет, но, чтобы удовлетворить свою потребность такому человеку важно сохранять контроль (иллюзию контроля) над ситуацией.

Садясь в самолёт, пассажир хочет знать очень много информации (Ин) о качестве полёта: почему скрипит слева, почему жужжит справа, сколько лет пилоту, почему трясёт, зачем пристёгиваться…

Его представление о Ин болезненно нарушено – пассажиру кажется, что если он будет знать всё-всё-всё о полёте, то сможет успокоиться. И именно поэтому успокоиться ему не удастся.

Каждый новый звук рождаем в нём панику; его могла бы помочь подробная информация (Ис) о том, что судно достаточно новое, экипаж опытный, жужжит кондиционер, а скрипит кресло у соседа, а не двигатель. И в норме так и происходит: увидев профессиональные действия экипажа, перелетев два-три раз из города в город, почитав правила авиационной безопасности (а это самый безопасный транспорт!) можно успокоиться и читать книжку, едва только сел в самолёт.

И в этом может заключаться работа практического психолога: помочь лучше осознавать свои потребности, эмоции, и изучать средства для удовлетворения этих потребностей.

  

По сути, человек оценивает вероятность успешного удовлетворения потребности. Поэтому дураки всегда счастливы и имеют шансы на успех. Серьёзно.

Если у меня раздутое самомнение и минимум сомнений в своих силах – я буду очень радостно и бодро пытаться удовлетворить потребность. А значит, буду замотивирован. А значит, повышаю свои шансы на успех. Красиво, да? Умные же, которые знают о большем количестве сложностей и опасностей, просто сидят в сторонке и хмуро сомневаются в своих силах: ведь Ис значительно меньше Ин.

Не новая, но полезная мысль, мне кажется.

Итак, резюмируя: чтобы чувствовать себя хорошо, важно знать следующие вещи:

— чего я хочу? (П)

— как этого достичь? (Ин)

— что я могу сделать (Ис)

И не просто знать, а старательно увеличивать свои возможности (Ис) и отсекать лишнюю информацию о возможных препятствиях на пути к удовлетворению потребности (Ин)

Конечно, теория Симонова (да ещё и в моём пересказе) значительно упрощает мир эмоций. Зато, за счёт этой редукции, даёт возможности для контроля взаимодействия со своими эмоциями в реальной жизни. Таким образом увеличивается Ис, что радует, так ведь?

Теги: психотерапия эмоции успех научная психология

ППР. П.В. Симонов. Информационная теория эмоций

Психологические феномены

рекламной взаимодеятельности

 

П.В. Симонов

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ[1]

 

Наш подход к проблеме эмоции целиком принадлежит павловскому направлению в изучении высшей нервной (психической) деятельности мозга.

Информационная теория эмоций… не является ни только «физиологической», ни только «психологической», ни тем более «кибернетической». Она неразрывно связана с павловским системным по своему характеру подходом к изучению высшей нервной (психической) деятельности. Это означает, что теория, если она верна, должна быть в равной мере продуктивна и для анализа явлений, относимых к психологии эмоций, и при изучении мозговых механизмов эмоциональных реакций человека и животных. В трудах Павлова мы находим указания на два фактора, неразрывно связанные с вовлечением мозговых механизмов эмоций. Во-первых, это присущие организму потребности, влечения, отождествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) рефлексами. «Кто отделил бы, – писал Павлов, – в безусловных сложнейших рефлексах – (инстинктах) физиологическое соматическое от психического, т.е. от переживаний могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т.д.?» Однако Павлов понимал, что бесконечное многообразие мира человеческих эмоций не может быть сведено к набору врожденных (даже «сложнейших», даже жизненно важных) безусловных рефлексов.

Более того, именно Павлов открыл тот ключевой механизм, благодаря которому в процесс условнорефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций.

На основании опытов Павлов пришел к выводу о том, что под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся воздействий в коре больших полушарий формируется устойчивая система внутренних нервных процессов, причем «образование, установка динамического стереотипа есть нервный труд чрезвычайно различной напряженности, смотря, конечно, по сложности системы раздражителей, с одной стороны, и по индивидуальности и состоянию животного, с другой».

«Нужно думать, – говорил Павлов с трибуны XIV Международного физиологического конгресса в Риме, – что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях – положительной и отрицательной, и в их огромной градации интенсивностей.

Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства, что всегда и было видно в двигательных реакциях животного».

Эту павловскую идею несовпадения (рассогласования – скажем мы сегодня) заготовленного мозгом внутреннего стереотипа с изменившимся внешним мы не раз встретим в той или иной модификации у ряда авторов, обращавшихся к «изучению эмоций».

 

ОТРАЖАТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ

 

Суммируя результаты собственных опытов и данные литературы, мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:

 

Э = f[П, (Ип Ис),. ..],

 

где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (Ип – Ис) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ип – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:

—          индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т.п.;

—          фактор времени, в зависимости от которого эмоциальная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;

—          качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели – фрустрацию и т.д. и т.п.

Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два, только два всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения.

Во избежание недоразумений… остановимся на уточнении употребляемых нами понятий. Термин «информация» мы используем, имея в виду ее прагматическое значение, т.е. изменение вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) благодаря получению данного сообщения.

Таким образом, речь идет не об информации, актуализирующей потребность (например, о возникшей опасности), но об информации, необходимой для удовлетворения потребности (например, о том, как эту опасность избежать). Под информацией мы понимаем отражение всей совокупности достижения цели: знания, которыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергетические ресурсы организма, время, достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий и т.п.

Термин «потребность» мы употребляем в его широком Марксовом понимании, отнюдь не сводимом к одному лишь сохранению (выживанию) особи и вида. По нашему мнению, потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель х поведения в окружающем мире. Соответственно поведение мы определим как такую форму жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность.

Низкая вероятность удовлетворения потребности (Ип больше, чем Ис) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис больше, чем Ип) порождает положительные эмоции.

Например, положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потребности та же афферентация окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения.

До сих пор мы говорили об отражательной функции эмоций, которая совпадает с их оценочной функцией. Обратите внимание, что цена в самом общем смысле этого понятия всегда есть функция двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности эту потребность удовлетворить). Но категория ценности и функция оценивания становятся  ненужными, если отсутствует необходимость сравнения, обмена, т.е. необходимость сопоставления ценностей. Вот почему функция эмоций не сводится к простому сигнализированию воздействий, полезных или вредных для организма, как полагают сторонники «биологической теории эмоций». Воспользуемся примером, который приводит П.К. Анохин. При повреждении сустава чувство боли ограничивает двигательную активность конечности, способствуя репаративным процессам. В этом интегральном сигнализировании «вредности» П.К. Анохин видел приспособительное значение боли. Однако аналогичную роль мог бы играть механизм, автоматически, без участия эмоций тормозящий движения, вредные для поврежденного органа. Чувство боли оказывается более пластичным механизмом: когда потребность в движении становится очень велика (например, при угрозе самому существованию субъекта), движение осуществляется, невзирая на боль. Иными словами, эмоции выступают в роли своеобразной «валюты мозга» – универсальной меры ценностей, а не простого эквивалента, функционирующего по принципу: вредно – неприятно, полезно – приятно.

 

ПЕРЕКЛЮЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ

 

С физиологической точки зрения эмоция есть активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция – об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе. Этот гедонистический принцип максимизации – минимизации, равно применимый к человеку и животным, позволит преодолеть кажущуюся недоступность эмоций животных для непосредственного экспериментального изучения.

Переключающая функция эмоции обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условнорефлекторной деятельности, включая ее наиболее сложные проявления. Надо лишь помнить, что оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне. Ярким примером неосознаваемого прогнозирования служит интуиция, где оценка приближения к цели или удаления от нее первоначально реализуется в виде эмоционального «предчувствия решения», побуждающего к логическому анализу ситуации, породившей эту эмоцию (Тихомиров).

Переключающая функция эмоций особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Так, в боевой обстановке борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме переживается субъектом в форме борьбы между страхом и чувством долга, между страхом и стыдом. Зависимость эмоций не только от величины потребности, но и от вероятности ее удовлетворения чрезвычайно усложняет конкуренцию сосуществующих мотивов, в результате чего поведение нередко оказывается переориентированным на менее важную, но легко достижимую цель: «синица в руках» побеждает «журавля в небе».

 

ПОДКРЕПЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ

 

Феномен подкрепления занимает центральное положение в системе понятий науки о высшей нервной деятельности, поскольку именно от факта подкрепления зависят образование, существование, угашение и особенности любого условного рефлекса. Под подкреплением «Павлов подразумевал действие биологически значимого раздражителя (пищи, вредоносного раздражителя и т.п.), которое придает сигнальное значение другому, сочетанному с ним несущественному в биологическом отношении раздражителю» (Асратян).

Необходимость вовлечения мозговых механизмов эмоций в процесс выработки условного рефлекса становится особенно демонстративной в случае инструментальных условных рефлексов, где подкрепление зависит от реакции субъекта на условный сигнал. В зависимости от их интенсивности, функционального состояния организма и характеристик внешней среды приятными могут оказаться самые разнообразные «индифферентные» раздражители – световые, звуковые, тактильные, проприоцептивные, запаховые и т.п. С другой стороны, животные нередко отказываются от жизненно необходимых инградиентов пищи, если она невкусная. У крыс не удалось выработать инструментальный условный рефлекс при введении пищи через канюлю в желудок (т. е. минуя вкусовые рецепторы), хотя такой рефлекс вырабатывается при введении в желудок морфина, который очень быстро вызывает у животного положительное эмоциональное состояние. Тот же морфин благодаря его горькому вкусу перестает быть подкреплением, если его вводить через рот.

Мы полагаем, что результаты этих опытов хорошо согласуются с данными Т.Н. Онианн, который использовал прямое электрическое раздражение лимбических структур мозга в качестве подкрепления для выработки условного рефлекса. При сочетании внешнего стимула с раздражением структур мозга, вызывавшем у сытой кошки еду, питье, агрессию, ярость и страх, после 5–50 сочетаний удалось выработать только условную реакцию избегания, сопровождавшуюся страхом. Условных рефлексов еды и питья получить не удалось.

С нашей точки зрения, результаты этих опытов еще раз свидетельствуют о решающей роли эмоций при выработке условных рефлексов. Страх имеет выраженную аверсивность для животного и активно минимизируется им путем реакции избегания. Раздражение пищевых и питьевых систем мозга у накормленных и не испытывающих жажды животных вызывает стереотипные акты еды и питья без вовлечения нервных механизмов эмоций, что исключает выработку условных рефлексов.

 

КОМПЕНСАТОРНАЯ (ЗАМЕЩАЮЩАЯ) ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ

 

Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма. Именно в последнем случае особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций.

Дело в том, что при возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (учащение сердцебиений, подъем кровяного давления, выброс в кровяное русло гормонов и т.д.), как правило, превышает реальные нужды организма. По-видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов. В ситуации прагматической неопределенности (а именно она так характерна для возникновения эмоций), когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на излишние энергетические траты, чем в разгар напряженной деятельности – борьбы или бегства – остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим «сырьем».

Но компенсаторная функция эмоций отнюдь не ограничивается гипермобилизацией вегетатики. Возникновение эмоционального напряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведения, принципам оценки внешних сигналов и реагирования на них. Физиологически суть этого перехода можно определить как возврат от тонко специализированных условных реакций к реагированию по принципу доминанты А.А. Ухтомского. В.П. Осипов не случайно назвал «эмоциональной» именно первую стадию выработки условного рефлекса – стадию генерализации.

Наиболее важная черта доминанты заключается в способности отвечать одной и той же реакцией на самый широкий круг внешних стимулов, в том числе на раздражители, впервые встретившиеся в жизни субъекта. Интересно, что онтогенез как бы повторяет динамику перехода от доминанты к условному рефлексу. Только что вылупившиеся цыплята начинают клевать любые контрастирующие с фоном предметы, соизмеримые с величиной их клюва. Постепенно они обучаются клевать только те, которые могут служить кормом.

Если процесс упрочения условного рефлекса сопровождается уменьшением эмоционального напряжения и одновременно переходом от доминантного (генерализованного) реагирования к строго избирательным реакциям на условный сигнал, то возникновение эмоций ведет ко вторичной генерализации. «Чем сильнее становится потребность, – пишет Ж. Нюттен, – тем менее специфичен объект, вызывающий соответствующую реакцию». Нарастание эмоционального напряжения, с одной стороны, расширяет диапазон извлекаемых из памяти энграмм, а с другой стороны, снижает критерии «принятия решения» при сопоставлении этих энграмм с наличными стимулами. Так, голодный человек начинает воспринимать определенные стимулы в качестве ассоциирующихся с пищей. Совершенно очевидно, что предположительное доминантное реагирование целесообразно только в условиях прагматической, неопределенности. При устранении этой неопределенности субъект может превратиться в «пуганую ворону, которая и куста боится». Вот почему эволюция сформировала механизм зависимости эмоционального напряжения и характерного для него типа реагирования от размеров дефицита прагматической информации, механизм элиминирования отрицательных эмоций по мере ликвидации информационного дефицита. Подчеркиваем, что эмоция сама по себе не несет информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации хранящихся в памяти энграмм.

Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

Что касается положительных эмоций, то их компенсаторная функция реализуется через влияние на потребность, инициирующую поведение. В трудной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (возрастание вероятности) порождает положительную эмоцию воодушевления, которая усиливает потребность достижения цели, согласно правилу П = Э/(Ип – Ис), вытекающему из формулы эмоций.

В иных ситуациях положительные эмоции побуждают живые существа нарушать достигнутое «уравновешивание с окружающей средой». Стремясь к повторному переживанию положительных эмоций, живые системы вынуждены активно искать неудовлетворенные потребности и ситуацию неопределенности, где полученная информация могла бы превысить ранее имевшийся прогноз. Тем самым положительные эмоции компенсируют недостаток неудовлетворенных потребностей и прагматической неопределенности, способных привести к застою, к деградации, к остановке процесса самодвижения и саморазвития.

 

◄◄ к содержанию ►►

Как создаются эмоции

Этот сайт сопровождает книгу Как создаются эмоции: тайная жизнь мозга (Houghton Mifflin Harcourt, 2017). Здесь вы можете найти:

  • Расширенные технические сноски (используйте окно поиска)
  • Глоссарий терминов
  • Ошибки
  • Помощь с этим веб-сайтом

Однако этот сайт не является отдельным справочником по эмоциям. Вам понадобится книга, чтобы понять материал полностью.

Новая книга!

Семь с половиной уроков о мозге

Семь с половиной уроков о мозге уже доступен! Это сборник коротких эссе о вашем мозге и о том, как он делает вас человеком. Назовите это первым в мире нейробиологическим «чтением на пляже».

Поиск концевых сносок

Если книга ссылается на веб-концевую сноску, подобную этой:

heam.info/ something

введите это «что-то» в поле поиска выше. Например, если книга направляет вас на heam.info/affect-1, тогда ищите аффект-1.

Наслаждайтесь!

Лиза Фельдман Барретт

Похвала

Как возникают эмоции

» Как возникают эмоции сделал то, что делают все великие книги. Он взял предмет, который, как мне казалось, я понял, и перевернул мое понимание с ног на голову.»
Малкольм Гладуэлл, автор бестселлеров Давид и Голиаф и Выбросы

«Блестящая и оригинальная книга по науке об эмоциях, написанная самым глубоким мыслителем в этой области со времен Дарвина».
Дэниел Гилберт, автор бестселлера «Спотыкаясь о счастье»

«Книга Барретта — уникальная книга, замечательная свежестью идей, смелостью и ясностью их изложения».
Scientific American Mind , май 2017 г.

«Увлекательно… Если вы хотите лучше читать эмоции, прочтите эту книгу».
Harper’s Bazaar , март 2017 г.

«Госпожа Барретт пишет ясно, с убедительными примерами и историями, и помогает всем нам быть в курсе большинства основных достижений в области изучения эмоций. [Она] Книга — это наводящее на размышления путешествие в науку об эмоциях».
Wall Street Journal , 5 марта 2017 г.

ОБЗОР. «Приготовьтесь к тому, что ваш мозг покрутится, пока профессор психологии Барретт берет его на экскурсию по самому себе. Ее энтузиазм по поводу своей темы освещает каждый удивительный факт и теорию о том, откуда берутся наши эмоции».
Booklist Reviews , 15 февраля 2017 г.

«ПЯТЬ ЗВЕЗД. Глубина, с которой Барретт описывает [природу эмоций], поистине поразительна. [Она] связывает воедино множество аспектов эмоциональных переживаний и делает их доступными среднему читателю […] Приземленно и приятно читать «.
Seattle Book Review , март 2017 г.

«Книга [Барретта], полная поразительных, научно обоснованных открытий, представляет собой увлекательное чтение».
Forbes , 8 марта 2017 г.

ОТЗЫВ. «[Барретт] представляет новое нейронаучное объяснение того, почему люди больше подвержены влиянию чувств, чем фактов. Она предлагает неинтуитивную теорию, которая идет вразрез не только с общепринятым пониманием, но и с традиционными исследованиями: эмоции не возникают; скорее, мы создаем их на лету. Кроме того, эмоции не являются ни универсальными, ни локализованными в определенных областях мозга, они различаются в зависимости от культуры и являются результатом работы динамических нейронных сетей. Прослеживая свой собственный путь от классического взгляда на эмоции, Барретт постепенно строит свой кейс, описывая разговорным тоном и используя приземленные метафоры, перенося самые сложные нейронауки в приложение, чтобы книга была доступной. многое усвоить, если человек не сталкивался с этими идеями раньше.0120 ВЕРДИКТ : Теории эмоций и человеческого мозга, изложенные здесь, являются революционными и имеют важные последствия. Для читателей, интересующихся психологией и неврологией, а также занимающихся вопросами образования и политики.

ОТЗЫВ. «Хорошо аргументированное, занимательное оспаривание преобладающего мнения о том, что эмоции и разум противоречат друг другу. [Барретт утверждает, что] мы, конечно, несем ответственность за наши индивидуальные действия, но мы также несем ответственность за работу по устранению расовых предрассудков, гендерных стереотипы и тому подобное из нашего общества …. [Это] имеет важные юридические, а также моральные последствия и ведет к острым вопросам, связанным со свободой воли. Очень информативное, удобочитаемое и широкомасштабное обсуждение ».
Киркус Отзывы , январь 2017

«Большинство из нас путешествуют по миру, не задумываясь о том, что мы привносим в наши встречи с ним. Лиза Фельдман Барретт думает — и то, что она может сказать о нашем восприятии и эмоциях, просто сногсшибательно».
Elle , март 2017 г.

«Эта дотошная, тщательно проработанная и глубоко продуманная книга раскрывает новые взгляды на наши эмоции — что они собой представляют, откуда берутся, почему они у нас возникают. пытался примирить разум и сердце, эта книга будет сокровищем; она объясняет науку, не умаляя гуманизма ее темы».
Эндрю Соломон, автор бестселлеров Вдали от дерева и Полуденный демон

«Вы когда-нибудь задумывались, откуда берутся ваши эмоции? Лиза Барретт, мировой эксперт в области психологии эмоций, написала полное руководство по чувствам и нейробиологии, стоящей за ними. »
Анджела Дакворт, автор бестселлера « Grit»

«У всех нас есть интуиция в отношении эмоций: то, как вы испытываете радость, страх или гнев, происходит автоматически и почти так же, как у охотника Калахари. -собиратель. В этой превосходной новой книге Лиза Барретт опирается на современные исследования, чтобы предложить радикально иную картину: переживание эмоций в высшей степени индивидуализировано, нейробиологически идиосинкразично и неотделимо от познания. Это провокационная, доступная и важная книга».
Роберт Сапольски, автор книг Почему у зебр не бывает язв и Мемуары приматов

«Все, что вы думали, что знали о том, что вы чувствуете и почему вы это чувствуете, оказывается ошеломляюще неверным. Лиза Барретт освещает увлекательную новую науку о наших эмоциях, предлагая реальные примеры того, почему они важны в таких разных сферах, как здоровье, воспитание детей, романтические отношения и национальная безопасность».
Пегги Оренштейн, автор Girls & Sex

«После прочтения Как создаются эмоции , я никогда больше не буду думать об эмоциях как раньше. Лиза Барретт открывает совершенно новую почву для борьбы с гендерными стереотипами и улучшения политики.»
Энн-Мари Слотер, автор книги « Незаконченное дело»

«Что, если все, что вы знали о похоти, гневе, горе и радости, было неверным? Лиза Барретт — одна из самых мудрых и творческих психологов ученых, а ее теория конструирования эмоций радикальна и увлекательна.Через яркие примеры и острую, ясную прозу Как создаются эмоции защищает смелое новое видение наиболее важных аспектов человеческой природы. ясность в том, что ваши эмоции связаны не только с тем, с чем вы родились, но и с тем, как ваш мозг собирает ваши чувства воедино и как вы можете внести свой вклад в этот процесс. Она рассказывает захватывающую историю».
Джозеф Леду, автор Anxious и Synaptic Self

» Как создаются эмоции предлагает новую грандиозную концепцию эмоций — что они собой представляют, откуда берутся и (что наиболее важно) чем они не являются. Наука о мозге — это искусство противоречащего здравому смыслу, а Лиза Барретт обладает замечательной способностью делать противоречащее здравому смыслу понятным. Эта книга заставит вас хлопнуть себя по лбу, недоумевая, почему потребовалось так много времени, чтобы так думать о мозге».
Стюарт Файрштейн, автор книг Неудача: почему наука так успешна и Невежество: как оно движет наукой наш мозг создает нашу эмоциональную жизнь, убедительно связывая передовые исследования в области нейробиологии с повседневными эмоциями. Вы не будете думать об эмоциях так же, как после прочтения этой важной книги».
Дэниел Л. Шактер, автор Семь грехов памяти

«Лиза Барретт мастерски объединяет открытия аффективной науки, нейронауки, социальной психологии и философии, чтобы разобраться во множестве случаев эмоций, которые вы испытываете и наблюдаете каждый день. Как возникают эмоции Сделано поможет вам изменить свою жизнь, дав вам новые линзы, чтобы заново увидеть знакомые чувства — от беспокойства до любви».
Барбара Фредриксон, автор книги Позитивность и Love 2.0

«Эту книгу должен прочитать каждый юрист и судья, занимающийся серьезными уголовными делами. Мы все сталкиваемся с концепциями свободы воли, эмоциональных импульсов и преступных намерений, но здесь эти темы раскрываются по-новому. тщательное изучение и старые предположения оспариваются. Взаимодействие права и науки о мозге внезапно становится областью, которую мы должны обсуждать ».
Баронесса Хелена Кеннеди, королевский адвокат, Палата лордов, Великобритания0003 How Emotions Made
рассказывает о смене парадигмы в науке об эмоциях. Но эта книга — не просто хроника, а блестящая работа по переводу, переводящая новую нейронауку эмоций в понятные и удобочитаемые термины. Поскольку эта наука имеет глубокое значение в таких несопоставимых областях, как стрельба полицией и составление профилей TSA, ее перевод имеет решающее значение для ученых и граждан, законодателей и врачей. (Например, что, если нет значимого научного различия между преднамеренным убийством, продуктом рационального мышления, которое мы считаем наиболее виновным, и менее серьезным преступлением в виде непредумышленного убийства, «преступлением на почве страсти»?) Эмоции не обитают в специальном мозгу. области, постоянно находящиеся в состоянии войны с областями, ответственными за познание или восприятие, как это карикатурно изобразил Pixar в Inside Out , не говоря уже о мозге, описанном Декартом, Платоном или другими философами. Мозг также не получает пассивно данные «извне», на которые он реагирует. Мозг конструирует реальность, которую он воспринимает, и эмоции, которые он (и мы) испытываем, используя основные системы мозга, а не специализированные цепи. И делает это совместно с другими мозгами, с окружающей его культурой. Последствия этой работы («всего лишь» оспаривание двухтысячелетних предположений о мозге) и ее амбиции не что иное, как ошеломляющие. Еще более ошеломляющим является то, насколько хорошо это удается». 0054 — Нэнси Гертнер, старший преподаватель права Гарвардской школы права и бывший федеральный судья США в Окружном суде штата Массачусетс

«Как создаются эмоции» — это демонстрация силы в стремлении понять, как мы воспринимаем, судим и принимаем решения. Он закладывает основу для решения многих загадок человеческого поведения. Я с нетерпением жду, как этот более точный взгляд на эмоции поможет моим клиентам в спорте и трейдинге».
Дениз К. Шулл, Массачусетс, основатель и генеральный директор The ReThink Group 9ст. В ясной, удобочитаемой прозе она предлагает нам подвергнуть сомнению как непрофессионалов, так и экспертов понимание того, что такое эмоции, и она собирает впечатляющий массив данных, чтобы предложить новые ответы. Теория Барретта о том, как мы конструируем эмоции, имеет большое значение для права, включая миф о беспристрастном суждении. Ее «аффективный научный манифест правовой системы» заслуживает серьезного отношения как теоретиков, так и практиков».
Терри А. Марони, профессор права, Университет Вандербильта

Марк Брэкетт, автор книги «Разрешение чувствовать», о том, как использование эмоций делает нас более разумными

Директор-основатель Йельского центра эмоционального интеллекта Марк Брэкетт переворачивает старую поговорку «Думай головой, а не сердцем» в своей книге « Разрешение чувствовать ».

Вы директор Йельского центра эмоционального интеллекта. Как вы стали исследователем эмоций?

Мой путь начался в начале моей жизни, когда мой дядя познакомил меня с программой о чувствах, которые он развивал, будучи учителем средней школы. Мой дядя был первым, кто задал мне этот простой, но глубокий вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» а затем слушать то, что я поделился без осуждения. Он и дал мне разрешение чувствовать, и научил меня силе эмоциональных навыков для достижения большего благополучия и успеха в жизни. Затем я изучал эмоциональный интеллект с двумя соучредителями теории эмоционального интеллекта. За это время я стал соавтором RULER, основанного на фактических данных подхода нашего центра к социальному и эмоциональному обучению (SEL). За последние 25 лет у меня была возможность опубликовать более 125 научных статей об эмоциях и эмоциональном интеллекте, а также донести RULER до более чем 2000 школ в Соединенных Штатах и ​​во всем мире, охватив более 1 миллиона учащихся.

Объясни ЛИНЕЙКУ.

ЛИНЕЙКА — это название нашего подхода к обучению эмоциональному интеллекту, а также аббревиатура пяти ключевых навыков эмоционального интеллекта:

  • Распознавание эмоций в себе и других.
  • Понимание причин и последствий эмоций.
  • Обозначение эмоций точными словами.
  • Выражение эмоций с учетом контекста и культуры.
  • Эффективное регулирование эмоций для достижения целей и благополучия.

Как избежать того, что вы называете в книге «судьей по эмоциям»?

Моя цель — помочь каждому стать исследователем эмоций. Исследователь эмоций находится в режиме обучения, а не в режиме знания. Исследователь эмоций любопытен, задает вопросы и не делает выводов, основанных на собственных предубеждениях. Ученый — исследователь; судья уверен.

Мы обычно спрашиваем друг друга «как дела?» или «как дела?» вместо «как ты себя чувствуешь?» Есть ли разница?

«Как дела?» чуть менее интимный. Добавление слова «чувство» показывает, что вы более заинтересованы. Но оба, как правило, приводят к одним и тем же ответам: «хорошо», «хорошо», «занят». Мы не обучены останавливаться и отвечать правдиво. Мы не обязательно хотим слышать или делиться правдой, потому что, если это чувство, с которым мы не знаем, как с ним справиться, мы либо «застреваем» с ним, либо выставляем себя таким образом, что можем показаться «слабыми». . Вероятно, поэтому так много людей игнорируют свои эмоции и используют неадекватные стратегии, такие как обвинение, подавление, избегание и употребление запрещенных веществ.

Как вы объясните RULER тому, кто не знаком с эмоциональным интеллектом?

RULER — это подход к лидерству, обучению, обучению и воспитанию детей. Это линза, через которую мы можем прожить свою жизнь. Мысль о том, что эмоции — это ценная информация практически обо всем, что имеет значение в жизни. Это также набор навыков — распознавание, понимание, обозначение, выражение и регулирование эмоций. И речь идет о методах, которые помогают создать эмоционально и психологически безопасную среду обучения, в которой все люди чувствуют, что их ценят, уважают и вдохновляют.

Применимы ли концепции RULER на рабочем месте и дома так же, как и в классе?

Эмоции важны дома, в школе и на работе. То, как мы себя чувствуем, влияет на наше мышление, способность учиться, решения, отношения, здоровье, творчество и повседневную деятельность. RULER, как набор навыков, помогает нам мудро использовать свои эмоции, чтобы мы могли достигать желаемых целей на работе, в том числе управлять и вдохновлять команды, вести трудные разговоры и создавать позитивные условия на рабочем месте, чтобы люди могли процветать.

Что мы можем сделать прямо сейчас, чтобы открыть себя для большего эмоционального интеллекта?

Мы все можем лучше делать паузы, размышлять и замечать сдвиги в нашем уме и теле. Это помогает нам точно маркировать наши чувства. Мы все можем задать себе такие вопросы, как: Почему я чувствую стресс? Я полон энергии или истощен? Что заставляет меня так себя чувствовать? Какое слово лучше всего описывает этот опыт? Я чувствую себя полезным для достижения моих целей или нет? Как лучше всего справиться с этим чувством?

Поделись с друзьями

Facebook

Twitter

Pinterest

Связанные статьи

Селадон встретилась с автором Алексис Шаиткин, чтобы обсудить ее уникальный новый роман В другом месте и вечные проблемы, с которыми он сталкивается.

В  Взросление Байдена Валери Байден Оуэнс, младшая сестра и доверенное лицо Джо Байдена, пишет о роли семьи, веры и судьбы в формировании ее жизни, а также о силе сочувствия и доброты перед лицом беспорядков и разногласий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *