СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлек-сируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.
Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.
Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп
таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.
Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом.
Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.
Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.
Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая — детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.
хФрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М, 1991. — С. 25.
В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.
Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.
Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.
Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсоз-нания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание.
Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).
Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.
Темы и вопросы для семинаров Т е м а 1. Природа человеческого сознания.
1. Определение сознания.
2. Проявления сознания.
3. Психологические свойства сознания.
4. Сознание и речь.
Т е м а 2. Возникновение и развитие сознания.
1. Предпосылки и условия возникновения сознания.
2. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания.
3. Перспективы развития человеческого сознания.
Т е м а 3. Сознание и бессознательное.
1. Понятие и виды бессознательного.
2. Проявление бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека.
3. Соотношение между сознанием и бессознательным.
Темы для рефератов
1. Проявления сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
2. Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
2. Постановка и решение проблемы развития человеческого сознания в идеалистических философских и психологических работах.
3. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.
ЛИТЕРАТУРА I
Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Глаз, рука и сознание: 274— 286. Сознание и его развитие: 377—403.)
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. I. — М., 1982. (Сознание как проблема психологии поведения: 78—98. Психика, сознание и бессознательное: 132—148. )
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975). (Теория сознания: 23—33. Активность психического отражения: 56—72. Деятельность и сознание: 124—158.)
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. I. — М., 1983. (Возникновение и развитие сознания человека: 222—279.)
Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1991. (Ошибочные действия: 7—48. Сновидения: 50—152.)
Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989. (О сновидении: 310—343. По ту сторону принципа удовольствия: 382—424.)
II
Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). — М., 1968. (Понятие бессознательного: 15—35. История исследований бессознательного: 52—66. Психология сознания: 123—160.)
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. (Деятельность, психика и сознание: 21—37.)
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. II. — М., 1983. (О механизме чувственного отражения: 6—30. ) Общая психология. — М., 1986. (Развитие психики и сознания: 63—91.)
Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. М., 1989. (Сознание человека: 156—190.)
Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1983. (Самосознание как психологическое явление: 6—123.)
Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974. (Психология сознания: 207—231.)
III
Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. 3. — Л., 1981. (Психика — речь — сознание: 285—325.)
Келасьев В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. — Л., 1984.
Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (О биологической и социальной обусловленности человеческого интеллекта: 17—126.)
Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990. (Самосознание: 81—108.)
Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. — Л., 1989. (Сознание, самосознание: 3—81. )
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988. (Психологические аспекты проблемы сознания: 4—37.)
Роговин М.С. Проблемы теории памяти. — М., 1977. (Эпифе-номенализм: 130—152.)
Тихомиров O.K. Психология мышления. — М., 1984. (Мышление и сознание: 34—86.)
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Главная страница =>библиотека=>оглавление
Рефератна тему: Сознание и бессознательное. Гипотеза «Расширяющегося сознания» и ее соотношение с классическими представлениями. Выполнила: студентка 2005 г. Содержание
ВведениеНа протяжении нескольких миллиардов лет эволюция совершенствовала живые организмы Земли. От простейших одноклеточных, где способом взаимоотношений были хищничество и симбиоз, до высокоорганизованных многоклеточных природа вынашивала все более и более совершенных существ. Венцом ее творения стал Человек. Отличительной его особенностью стала общественная трудовая деятельность, речь, а также сознание — как производное от первых двух. Но это нисколько не умаляло значимости биологического в человеке, и отсюда вытекает социально — биологический дуализм природы человека. Проблемой сознания и бессознательного занимаются многие науки естественного и гуманитарного циклов. И в связи с этим сегодняшние понятия этих терминов крайне многогранны, особенно если учесть, что в некоторых науках есть несколько точек зрения относительно данной проблемы. Однако существует всего несколько основополагающих наук, а именно: философия, психология и биология, — придерживаясь которых, можно создать наиболее общее и относительно полное представление об этой теме. Традиционная психиатрия, психология и психотерапия опираются на фрейдовскую модель человеческой личности, ограниченную биографией и индивидуальным бессознательным человека. Однако фрейдовская модель не дает возможности понять динамику эмоционального и психосоматического исцеления, трансформации личности и эволюции сознания. Поэтому в последнее время стали появляться новые теории, одной из которых является холотропная модель сознания. Понятие холотропное состояние сознания было введено в психологическую науку совершенно недавно Ст. Грофом, американским психиатром, выходцем из Чехословакии. Учитывая актуальность вышесказанного, я выбрала данную тему контрольной работы.
Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие. Сознание, как любое зеркало, отражает окружающую действительность, и собственное «Я» человека в том числе. Здесь речь идет о разновидности сознания — о самосознании. То есть у человека есть отчетливое различение субъекта и объекта — того, что принадлежит «Я» и «не-Я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он — единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание и самоанализ, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «Я» от «не-Я» — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека. Без «Я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими. Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации. Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь. Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, неосознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З. Фрейд. Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений – ошибоч-ные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Оговорки представляют собой бессознательные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З. Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, возникает оговорка. Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для бльшинства случаев забывания имен. Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Со-держание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями. Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидения принадлежит. Эти два случая — детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня. В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Для расшифровки таких сновидений требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом. Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления. Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:
Подобного рода ситуации возникают перед человеком практически беспрерывно. В свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательным и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки. Другие бессознательные явления раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного (двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия: ходьба, речь и т. п.). Третий тип бессознательных явлений — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Кадый из типов по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию. Второй тип также можно рассматривать как определенный этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.
Понятие холотропное состояние сознания было введено в психологическую науку Ст. Грофом в 1992. Само слово означает «обращенный к цельности», или «движущийся по направлению к целостности». Буквально означает поворачивать, вращать, обращать, речь идет об обращении, о возврате к целому, к изначально единому, к полноте. Ст. Гроф правильно предполагает, что в своем повседневном состоянии сознания мы отождествляем себя только с одним очень маленьким фрагментом того, чем мы в действительности являемся. В холотропных же состояниях мы можем превосходить узкие границы телесного Я и стяжать свое полное тождество. Таким образом, мы можем предположить, что существует холотропное состояние сознания, в котором мы можем интроецировать, включать во внутренний план, любое другое психическое состояние. В холотропном сознании существует открытая возможность присоединения к любому знанию, поведению, переживанию любой сложности. При первом приближении мы можем заметить, что существует проблема включенности в холотропное состояние сознания. Во-пер-вых, она выражается в том, насколько может распаковывать это сознание некие территории психического, некие смысловые пространства, которые существуют в реальности во внутренней и внешней вселенной. Во-вторых, это проблема методов, техник и средств, которые существуют для раскрытия «полного тождества». В-третьих, значима проблема навыков как в работе с методами, техниками и средствами, так и в осознании распакованных пространств психического; Ст. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание видоизменяется качественно, и притом очень глубоко и основательно, но, тем не менее, оно не является сильно поврежденным и ослабленным, как в случае органических нарушений. Как правило, мы полностью ориентируемся в пространстве и времени и совершенно не теряем связи с повседневной действительностью. В то же самое время поле нашего сознания наполняется содержимым из других измерений существующего и притом так, что все это может стать очень ярким и даже всепоглощающим. Таким образом мы проживаем одновременно две совершенно разных действительности, «заступая каждой ногой в разные миры». В соответствии с концепцией Ст. Грофа, холотропные состояния характеризуются волнующими изменениями восприятия во всех чувственных сферах. Когда мы закрываем глаза, наше зрительное поле наполняется образами, черпаемыми из нашей личной истории или нашего личного и коллективного бессознательного. У нас могут быть видения и переживания, рисующие разнообразные виды животного и растительного царства, природы вообще, или космоса. Наши переживания могут увлечь нас в царство архетипических существ и мифологические области. Когда же мы открываем глаза, наше восприятие окружающего может становиться обманчиво преображенным живыми проекциями этого бессознательного материала. Всё это также может сопровождаться широким набором переживаний, задействующих и другие чувства: разнообразные звуки, запахи, вкусы и физические ощущения. Гроф пишет, что эмоции, вызываемые холотропными состояниями, охватывают собою очень широкий спектр, как правило, простирающийся далеко за пределы нашего повседневного опыта и по своей природе, и по своей интенсивности. Они колеблются от чувств восторженного вознесения, неземного блаженства и «покоя, превосходящего всякое понимание», до бездонного ужаса, смертельного страха, полной безысходности, снедающей вины и других видов невообразимых эмоциональных страданий. Крайние формы подобных эмоциональных состояний соответствуют описаниям райских или небесных сфер, или же картин ада, изображаемых в писаниях больших мировых религий. Гроф считает, что особенно интересным аспектом холотропных состояний является их воздействие на процессы мышления. Рассудок не повреждён, но он работает таким образом, который разительно отличается от его повседневного способа действия. Тогда как мы, быть может, не всегда-то способны полагаться наверняка на наш здравый рассудок и в обыкновенных практических вещах -тут же мы оказываемся буквально переполненными замечательными и убедительными сведениями по множеству предметов. У нас могут появиться глубокие психологические прозрения относительно нашей личной истории, наших бессознательных движений, эмоциональных затруднений и межличностных проблем. Мы переживаем необыкновенные откровения относительно различных сторон природы и космоса, которые со значительным запасом превосходят нашу общеобразовательную и интеллектуальную подготовку. Однако, и это гораздо важнее, самые интересные прозрения, достигаемые в холотропных состояниях, вращаются вокруг философских, метафизических и духовных вопросов. Более того, в соответствии с концепцией Грофа, мы можем переживать последовательность психологической смерти и возрождения и широкий спектр трансперсональных явлений, таких как чувства единства с другими людьми, с природой, вселенной, с богом. Обнаруживаем и то, что кажется памятью из других воплощений, встречаемся с яркими архетипическими образами, общаемся с бесплотными существами и посещаем бесчисленные мифологические ландшафты. Холотропные переживания такого рода являются основным источником существования космологических, мифологических, философских и религиозных систем, описывающих духовную природу и космоса, и всего существующего. Они представляют собою ключ к пониманию обрядовой и духовной жизни человечества, начиная с шаманизма и священных церемоний туземных племён, и заканчивая большими мировыми религиями. ЗаключениеТаким образом, с появлением сознания, у человека, как у ребенка, возникло очень много «Почему?». Решение поставленных задач способствовало разностороннему развитию сознания. В связи с этим бессознательное в человеке также притерпело очень сильные изменения. Перечисленные процессы, а также структуру этих явлений изучали ученые и философы разных времен, одновременно стараясь найти ответы на многие вопросы. С появление естественных и точных наук стали появляться теории, объясняющие сознание с разных сторон: физиология – с точки зрения системы нервных клеток, генетика–возможностей наследования, психология – проявления, психиатрия – нарушений, логика- возможностей к разрешению задач и т.д. В последнее время выяснилось, что существует широкий спектр древних и восточных духовных практик, которые разработаны специально для того, чтобы обеспечить доступ к перинатальным и трансперсональным областям. Не случайно поэтому, что новая модель психики (холотропная) во многом напоминает древние представления великих мистических традиций. Весь этот эмпирический спектр описан также историками, антропологами, специалистами по сравнительному изучению религии в виде различных шаманских процедур, ритуалов перехода-инициации и целительства, мистерий смерти и возрождения, трансовых танцев экстатических религий. Таким образом, современные исследования сознания впервые сделали возможным серьезный пересмотр древнего и незападного опыта и подлинный синтез древней мудрости и современной науки. Список литературы
Каталог: kse Скачать 129,58 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Психоанализ | Определение, теория и терапия
психоаналитическая теория: лекции Зигмунда Фрейда и Карла Юнга
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Зигмунд Фрейд Карл Юнг Карен Хорни Гарри Стэк Салливан Вильгельм Райх
- Похожие темы:
- психотерапия аналитическая психология логотерапия
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
психоанализ , метод лечения психических расстройств, основанный на психоаналитической теории, который делает упор на бессознательные психические процессы и иногда описывается как «глубинная психология». Психоаналитическое движение зародилось в клинических наблюдениях и формулировках австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, который ввел термин «9».0027 психоанализ . В 1890-х годах Фрейд работал с австрийским врачом и физиологом Йозефом Брейером в исследованиях невротических пациентов под гипнозом. Фрейд и Брейер заметили, что, когда источники идей и импульсов пациентов приводились в сознание во время гипнотического состояния, у пациентов наблюдалось улучшение.
(Читайте эссе Зигмунда Фрейда «Британника» 1926 года о психоанализе.)
More From Britannica
Зигмунд Фрейд: Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда
Заметив, что большинство пациентов свободно разговаривают, не находясь под гипнозом, Фрейд разработал технику свободных ассоциаций идей. Пациента поощряли говорить все, что приходит на ум, независимо от предполагаемой уместности или уместности. Отметив, что у пациентов иногда возникают трудности с созданием свободных ассоциаций, Фрейд пришел к выводу, что определенные болезненные переживания вытесняются или удерживаются от осознания. Фрейд отмечал, что у большинства пациентов, которых он наблюдал в начале своей практики, наиболее часто вытесняемые события были связаны с беспокоящими сексуальными переживаниями. Таким образом, он предположил, что тревога была следствием подавленной энергии (либидо), связанной с сексуальностью; вытесненная энергия нашла выражение в различных симптомах, служивших психологическими защитными механизмами. Позже Фрейд и его последователи расширили понятие тревоги, включив в него чувства страха, вины и стыда, возникающие в результате фантазий агрессии и враждебности, а также страх одиночества, вызванный разлукой с человеком, от которого зависит страдающий.
Техника свободных ассоциаций Фрейда дала ему инструмент для изучения значений снов, оговорок, забывчивости и других ошибок и заблуждений в повседневной жизни. Эти исследования привели его к новой концепции структуры личности: Ид, Эго и Супер-Эго. Ид — это бессознательный резервуар влечений и импульсов, происходящих из генетического фона и связанных с сохранением и распространением жизни. Эго, по Фрейду, действует на сознательном и предсознательном уровнях осознания. Это часть личности, связанная с задачами реальности: восприятием, познанием и исполнительными действиями. В супер-эго лежат идеалы и ценности человека, производные от окружающей среды, а также нравы семьи и общества; суперэго служит цензором функций эго.
Согласно Фрейду, конфликты между тремя структурами личности подавляются и приводят к возникновению тревоги. Человек защищен от переживания тревоги непосредственно за счет развития защитных механизмов, которые усваиваются через семейные и культурные влияния. Эти механизмы становятся патологическими, когда они препятствуют получению удовольствия от жизни в обществе. Существование этих моделей адаптации или механизмов защиты количественно, но не качественно, различается в психотических и невротических состояниях.
Фрейд считал, что эмоциональная привязанность пациента к аналитику представляет собой перенос отношения пациента к родителям или важным родительским фигурам. Фрейд считал, что эти сильные чувства, бессознательно спроецированные на аналитика, влияют на способность пациента создавать свободные ассоциации. Объективно рассматривая эти реакции и вызванное ими сопротивление и заставляя пациента анализировать происхождение этих чувств, Фрейд пришел к выводу, что анализ переноса и сопротивление пациента его анализу являются краеугольным камнем психоаналитической терапии.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Ранние расколы по таким вопросам, как основная роль, которую Фрейд приписывал биологическим инстинктивным процессам, побудили бывших коллег Карла Юнга, Отто Ранка и Альфреда Адлера создать свои собственные психологические теории. Среди других влиятельных теоретиков, в том числе тех, кто внес значительные отступления от теории или техники Фрейда, были Мелани Кляйн, Карен Хорни, Рональд Фэйрбэрн, Гарри Стэк Салливан, Дональд Винникотт, Эрих Фромм, Эрик Эриксон и Хайнц Кохут. Одно время психиатры владели монополией на психоаналитическую практику, но позже в институты психоаналитической подготовки стали принимать и немедицинских терапевтов.
Более поздние разработки включали работу над техникой и теорией психоанализа детей, впервые разработанную Кляйном и Анной Фрейд, дочерью Зигмунда Фрейда. Фрейдистское трехчастное разделение разума на Ид, Эго и Супер-Эго становилось все более сложным, проблемам тревоги уделялось все больше внимания, и были предприняты исследования женской сексуальности. Психоанализ также нашел множество внеклинических применений в других областях социальной мысли, особенно в антропологии и социологии, а также в литературе и искусстве.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Брайаном Дуиньяном.
Работа сновидения — Толкование сновидений
Сновидения следуют собственной логике, которую Фрейд называет «работой сновидения».
«Задача толкования сновидения состоит в том, чтобы распутать то, что соткано работой сновидения». Зигмунд Фрейд
Работа сновидения — это бессознательное шифрование, преобразующее скрытое содержание в явное содержание.
Таким образом, работа по толкованию сновидения следует за работой сновидения в обратном порядке, от явного содержания к скрытому содержанию.
Работа сновидения — это то, что позволяет желаниям сновидения пройти через цензуру. Это также то, что придает сновидениям их особую форму.
Фрейд называл работу сновидения «сущностью сновидения». Он писал:
«В сущности, сны — не что иное, как особая форма мышления. Именно работа сновидения создает эту форму».
Фрейд выделил четыре аспекта работы сновидения.
Конденсат
В некотором смысле этим словом сказано все. Ряд элементов сна (темы, образы, фигуры, идеи и т. д.) объединяются в один.
Конденсат можно наблюдать в:
- Два изображения, наложенные друг на друга: «Лицо, которое я видел во сне, было одновременно и моим другом, и моим дядей».
- Признак, общий для двух или более разрозненных элементов: Гитлер и Ганди оба были вегетарианцами.
- Обращение со словами или именами: «Я рад видеть, как ты уходишь» сочетает в себе «грустный» и «радый»
Конденсация является причиной того, что между элементами явного содержания и скрытого содержания нет точного, однозначного соответствия.
Именно поэтому манифестное содержимое гораздо более компактно, чем скрытое. Один фрагмент сна может нести несколько скрытых мыслей-сновидений, даже противоречащих друг другу.
Смещение
Фрейд заметил, что важные вещи в латентном содержании часто представлены кажущимися незначительными вещами в явном содержании, и наоборот.
Сон может показаться об одном, но мысли во сне могут показать, что на самом деле он был о другом.
Из-за этого явления Фрейд сказал, что относительная важность элементов сновидения может подвергнуться смещению . Эмоция, связанная с одной идеей или опытом, отделяется от нее и присоединяется к другой.
Вторичная ревизия
Хотя многие сны не кажутся «смысловыми», многие другие кажутся вполне связными и логичными.
Фрейд говорит, что функция вторичной ревизии состоит в том, чтобы создать видимость связности повествования: она «заполняет пробелы в структуре сновидения клочьями и пятнами».
Как следует из названия, вторичная ревизия происходит в конце процесса построения сновидения и в основном может рассматриваться как применение сознательных мыслительных процессов к материалу сновидения.
Это может быть связано с тенденцией эго пытаться замазать несоответствия, придавая вещам смысл.
Соображения репрезентации
Сновидения работают в образах, поэтому абстрактные мысли, которые могут лежать в основе сновидения, должны быть превращены в образный и конкретный язык, прежде чем их можно будет использовать в сновидении.
Это одна из причин, по которой Фрейд сравнивал сны с головоломками, подобными ребусам.
Этот механизм иногда можно наблюдать, когда мы описываем свои сны.