Биографический метод в психологии исследования: Биографический метод в психологии

Биографический метод в психологии, исследования

Биографический метод — психологическое исследование, главная цель которого — получить личную информацию о человеке. Эта информация касается не только сухих фактов из его жизни, но также чувств, переживаний и эмоций в определенные моменты. Исследование помогает психологу увидеть внутренние проблемы и противоречия, а также составить план дальнейших действий.

Содержание

  • Использование биографического метода
  • Плюсы и минусы биографического метода в психологии
  • Техники биографического метода
  • Пример использования биографического метода
  • Заключение

Использование биографического метода

Биографический метод в психологии — это метод психологического воздействия, изучение и анализ жизненных ситуаций, произошедших с отдельным человеком или группой лиц. Психолог рассматривает даже, казалось бы, незначительные моменты, которые могли как-то повлиять на становление личности, формирование ценностей, мнения и позиции. Те, которые носят позитивный характер, он предлагает использовать для развития личностных качеств.

Особое внимание специалист уделяет тем периодам, когда человек переживал кризис. И не важно, возрастной он или нормативный. В такие моменты обычно происходят серьезные психические сдвиги, которые в результате меняют поведение, привычки, отношения с окружающими. Последнее приводит к конфликтным ситуациям.

Какие-то негативные черты характера обостряются, а после закрепляются. Так происходит, если обновленные потребности индивида не находят удовлетворения, если его идеям общество и окружающие его люди не дают реализовываться.

О биографическом методе исследования человеческой личности много говорил психолог и доктор педагогических наук Б. Г. Ананьев. Он связывал его с теорией индивидуальности. По его мнению, главная задача — ближе познакомиться с жизненным путем каждого отдельного человека. Ананьев считал, что биографический метод — это изучение влияния социальной среды на становление человеческой личности. И происходит оно не только в рамках одного субъекта, но и общества, государства, эпохи в целом. Немаловажную роль здесь играют и окружающие люди, у которых либо хорошее, либо плохое отношение к индивиду.

Ананьев ставил перед биографическим методом такие задачи:

  1. Определить психологический статус человека.
  2. Выявить основные черты его характера.
  3. Распознать способности.
  4. Понять, что стало причиной тех или иных поворотных событий.

Интересно, что биографический метод применим как для исследования отдельной личности, так и целой группы.

Развитие этого психологического метода исследования связывают с гуманитарными науками. Можно сказать, что это биографический жанр, который предполагает подробное описание жизненного пути, всех важных для человека событий, моментов, приведших к его становлению как личности.

Плюсы и минусы биографического метода в психологии

Преимуществ у биографического метода несколько:

  1. Динамичность. Психолог изучает человека в динамике, а не в статике. Благодаря этому он видит, как тот жил раньше, что и почему изменилось к сегодняшнему дню. Становится ясно, как индивид строил отношения с окружающими, сложно ли ему было адаптироваться в социальной среде, какие ценности и уроки он усвоил. Все это в совокупности помогает психологу составить план дальнейшей работы.
  2. Нет необходимости в подготовке. Будет, конечно, лучше, если специалист имеет социологическое образование. Однако провести опрос может и тот, кто совсем не знаком с социологией. Так, биографическим методом часто пользуются работодатели, принимая на работу новых сотрудников.
  3. Во время сеанса царит дружелюбная, непринужденная атмосфера. Разговор проходит настолько тонко и деликатно, что человек совсем не чувствует давления. Наоборот, ему кажется, что он просто беседует с хорошим другом.
  4. Есть много источников. Например, если есть необходимость изучения публичного человека, психолог может воспользоваться записями его выступлений, интервью, пообщаться с кем-то из круга его общения и т. д. Он берет во внимание всю доступную ему информацию.
  5. Обилие фактов. Психолог концентрирует внимание на событиях, которые имели место в жизни человека. Он изучает, а после анализирует предпосылки, причины, мотивы. Ему важно построить логическую цепочку, выяснить, что привело к принятию индивидом того или иного решения.

Помимо плюсов, биографический метод имеет и ряд минусов:

  1. Описательность. Во многих случаях события или действия никак не связаны с чувствами, эмоциями и ощущениями. Хотя последние на самом деле — неотъемлемая часть психологического портрета. Именно поэтому в биографическом методе часто допускаются небольшие погрешности. К тому же психологам иногда приходится делать выводы, основываясь на предположениях.
  2. Большие затраты времени и сил. Биографический метод довольно трудоемкий. Нужно не только получить всю нужную информацию, но и тщательно проанализировать ее. Не всегда есть такая возможность.
  3. Индивидуальность. Возьмем, к примеру, использование этого метода при приеме на работу потенциального сотрудника.
    Конечно, работодатель может изучить его биографию и подобрать оптимальные условия работы и подходящую должность. Но это информация об одном человеке. Сделанные на ее основе выводы вряд ли подойдут для кого-то другого.
  4. Субъективность. Проявляется, если психолог для составления портрета общается с родными и друзьями человека. Они могут сгущать краски, высказывать свою личную точку зрения или умалчивать какие-то моменты. В результате специалист попадает в тупик.
  5. Ложь. Не каждый человек способен рассказать нелицеприятные факты из своей жизни. Всем хочется показать себя с лучшей стороны, поэтому иногда люди либо приукрашивают, либо недоговаривают. Даже опытный психолог не всегда сразу распознает обман. Поэтому и психологический портрет личности получается слегка неполным, смазанным.

И еще один существенный минус — забывчивость. Во время сеанса человеку нужно вспомнить какие-то важные моменты из его прошлого. Но память не всегда может воспроизвести всю нужную информацию.

Поэтому часто психолог получает искаженные данные.

Техники биографического метода

Их всего 7:

  1. Личное дело. Проводится анализ дневников, автобиографии, анкет, характеристик и прочих подобных бумаг. Сюда же относятся фотографии и письма. Это помогает понять, почему у человека появились те или иные черты характера, как проявляется его психологическая зрелость, какими еще способами можно исследовать его внутренний мир. В личном деле обращают внимание на социальное происхождение, окружение индивида, вид информации, которую он получает из окружающих источников, основные события из жизни.
  2. Анкета. Эта техника биографического метода чаще всего используется во время беседы с соискателем. Заполняя анкетные данные, человек систематизирует воспоминания из прошлого, а также сообщает такую информацию, которой нет в других источниках, например, болезни, перенесенные в детстве, или участие в общественной жизни.
  3. Автобиография. Бывает спонтанной или целенаправленной (спровоцированной). Во втором случае ее пишут по заранее составленному плану. Благодаря этой технике психолог может составить общее представление о жизненном пути человека.
  4. Биографическое интервью. Занимает много времени — 2-3 сеанса длительностью по 5 часов. Психолог задает вопросы относительно жизненного пути. Это так называемая ступенька к тому, чтобы человек рассказал о своих ощущениях и переживаниях. В процессе важно фиксировать эмоциональные реакции на то или иное событие.
  5. Круг общения. Здесь нужно составить график, отображающий длительность и интенсивность общения с людьми, которые сыграли важную роль в становлении личности. Анализу подлежит структура общения в разные периоды жизни, количество связей, продолжительность дружбы с отдельными индивидами.
  6. События. Еще один вид биографического метода в психологии. Предполагает перечисление и краткое описание фактов, которые человек считает наиболее значимыми в своей судьбе. В этом случае также нужно составить график.
  7. Впечатления. Человеку нужно сначала вспомнить, а потом описать события, которые произвели на него сильное впечатление.

Для анализа полученной информации то, что сказал человек, рекомендуется заносить в таблицу. В ней должны быть записаны даты, события, субъективная оценка, характеристики психологического состояния и личная оценка индивида.

Пример использования биографического метода

Представьте, что вы — руководитель крупной компании. Сейчас ваша главная задача — принять на работу нового сотрудника. Вам нужно узнать не только о его профессиональных качествах, но и о том, какой он внутри. Конечно, соискатель заполнит анкету и, возможно, предоставит автобиографию. Но этого мало. Здесь на помощь и придет биографический метод.

Вам нужно поговорить с человеком. Попросите вспомнить важные события из его жизни. Пусть он расскажет, что чувствовал в тот момент, опишет эмоции. Ведите себя не как руководитель. Создайте дружелюбную атмосферу.

Заключение

Биографический метод в социологии и психологии — это возможность лучше узнать человека. Сказать он может что угодно. Но, чтобы понять его чувства и мысли, придется постараться. В этом поможет интервью — разговор о самых сильных впечатлениях и значимых событиях.

Биографический метод — Психологос

01 октября 2022 г., 21:24

Биографические методы в психологии (ново — жизнеописание от жизнь, пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.

В двадцатом веке ленинградский ученый и психолог Б.Г. Ананьев положил начало развитию биографического метода в современной психологической науке. Его последователь и ученица Н. А. Логинова продолжает теоретическое и практическое исследование метологических основ биографического метода в психологии. Известен ее труд «Психобиографический метод исследования и коррекции личности», изданный при Казахском Национальном университете имени аль-Фараби.

Биографический метод в работе руководителя

Интересный материал для руководителя дает биографический метод, то есть анализ жизненного пути человека по тем сведениям, которые он может сообщить о себе по памяти. Этот метод доступен каждому руководителю и не требует предварительной подготовки с его стороны. Однако надо помнить, что литературная обработка биографий часто искажает наиболее ценные для психолога непосредственные высказывания самих сотрудников.

  • Экспериментальная психология

Комментарии (1):

Елена, 01 мая 2015 г. , 19:50

Благодарю за информацию.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Идиографический подход

0Подробнее

01 янв. 2006 г.

Методы психологии

Методы (академической) психологии — это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем. Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными — самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.;;

4Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Результатник, умеющий наслаждаться
  • Лента отчетов, прекрасные авторы и анонимность. Рассказываем подробно!
  • «Зима и котик», стихотворение
  • Что завещал Черчилль своей супруге
  • Критика в адрес мужа

Популярные статьи:

  • Десенсибилизация – королева психотерапии!
  • Как улучшить личную жизнь. 35 правил преодоления одиночества (Н. Либерман)
  • Результатник, умеющий наслаждаться
  • Аутогенная тренировка, аутотренинг
  • Как решить вопрос с сексом раз и навсегда

Хиты недели:

  • Десенсибилизация – королева психотерапии!
  • Как улучшить личную жизнь. 35 правил преодоления одиночества (Н. Либерман)
  • Результатник, умеющий наслаждаться
  • Аутогенная тренировка, аутотренинг
  • Как решить вопрос с сексом раз и навсегда

Основной биографический метод в психологии

В этой статье мы обсудим биографический метод в психологии. В психологии есть два основных биографических метода.  

 

первый биографический метод в психологии – метод ежедневника, и второй биографический метод в психологии – написание истории жизни.

 

 

Далее мы обсудим здесь биографический метод в психологии пример.

1. Метод ежедневника/метод дневника

Что такое биографический метод исследования | Что такое биографический метод | Что такое метод дневника

 

Этот метод обычно используется для наблюдения за ростом детей. Регистрируются ежедневные наблюдения за развитием ребенка.

 

Что такое биографические данные в исследовании — Как ребенок учится сидеть, стоять, ходить и говорить в первый раз.

 

С помощью собранных таким образом фактов психологи установили норму нормального развития детей.

 

Этот метод регистрирует не только физическое, но и умственное, эмоциональное и психологическое развитие ребенка. И вся информация о ребенке собрана.
 

Давайте теперь кратко рассмотрим умственное, эмоциональное и социальное развитие.

Умственное развитие

Что такое биографический метод обучения — Если учителя и родители хорошо знают умственное развитие , они могут оказать большую помощь детям. В связи с этим следует позаботиться о следующих вещах:

Разумная оценка/оценка


Лучший способ ранжирования в учреждении – проверить детей в соответствии с их умственной зрелостью/умственным уровнем .

 

Чтобы и учитель, и ученики не испытывали никакого дискомфорта по поводу обучения. 9Ежедневная запись 0003 показывает постепенный прогресс.

Надлежащий метод обучения

Метод обучения должен быть приятным, интересным и эффективным таким образом, чтобы он подчеркивал умственные способности и творческие способности детей.  

 

Дети обладают индивидуальностью, поэтому получите полную информацию о них. Запись каждого ребенка покажет, где он или она по сравнению с другими детьми.

Правильный язык

Правильное использование языка очень важно для умственного развития . Дома и в школе дети должны находиться в среде и компании, которые позволяют им адаптировать свой язык к правильным и творческим образцам.
 

Когда ребенок начал говорить, какие слова и фразы он произнес первым. Ее школьная успеваемость и успеваемость также помогают детям двигаться в правильном направлении. Вот почему родители и учителя стараются вести учет прогресса ребенка.

Ясно мыслить и рассуждать

У некоторых детей привычка ясно мыслить и рассуждать проявляется с раннего возраста. Это требует много тяжелой работы и обучения со стороны родителей и учителей.
 

Помощь детям в развитии способности понимать и преодолевать свои недостатки. Ежедневные записи вдохновляют детей двигаться вперед.

Творческие увлечения

Показывает, в каком возрасте ребенок пытается интересоваться различными творческие занятия, такие как чтение, фотография, поэзия, драматургия, дебаты и образовательные виды спорта, и их влияние на умственное развитие .

Проблемы умственного развития


Родители и учителя обычно не уделяют особого внимания детям с плохим интеллектом в методах ежедневника/дневника. Этих детей обычно полностью игнорируют или постоянно ругают. Оба эти поведения вредны для детей.

 

Метод дневника/метод дневника таких детей следует хранить с осторожностью и вниманием. Потому что эти дети нуждаются в особом внимании и необычайном сострадании.

 

Таких детей следует избегать наказания, и они не должны чувствовать себя обделенными.
 

Умственно отсталым и слабоумным детям следует давать самые легкие задания, с которыми они справляются хорошо. Хранение записи их первоначального успеха даст им лучшее руководство и побудит их добиваться большего. Что, конечно же, сделало эту перемену мгновенной сенсацией.

Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие очень важно для детей. Эмоции влияют на характер и поведение детей. Согласно д-ру Дж. Б. Уотсону, каждый ребенок рождается с тремя типами эмоций: любовью, страхом и гневом.
 

Ребенок выражает любовь к родителям, братьям и сестрам, он выражает ее по разным поводам. Эта любовь помогает ему стать лучшим человеком в обществе. За счет этого повышается уверенность в себе.
 

Прыжки ребенка в воздух в одиночку или удерживание его на руках вызовут у него страх. Если мелкие потребности ребенка не удовлетворяются, он будет выражать гнев, или если у него отнимут его вещи или игрушки, он также будет выражать гнев.
 

В методе ежедневника/методе дневника мы должны посмотреть, когда и как ребенок впервые выразил любовь, привязанность, страх или гнев. У каждого ребенка свой стиль, и выражение их лица время от времени меняется. Вот почему родители и учителя продолжают направлять своих детей.

Социальное развитие


Человек — животное социальное, он счастливо живет в обществе. Живя в обществе, он демонстрирует свои способности. Вне общества он чувствует себя неуверенно.

 

Что такое социальное развитие — Социальное развитие означает привитие ребенку чувства, что он считает себя важным членом общества и придерживается принципов общества.
 

Ведение учета социального развития адаптирует характер ребенка к социальным нормам. Потому что здесь ребенок направлял и помогал шаг за шагом, Который показывает хорошие манеры и хорошие привычки.

Заключение/Результат

Метод ежедневника/метод дневника дает очень обнадеживающие результаты. Дневник для письма день за днем ​​улучшает успеваемость ребенка. Ведение учета способностей и талантов заставляет их сиять.

 

Второй биографический метод в психологии выглядит следующим образом:

2. Метод написания истории жизни


В методе написания истории/биографии, условия жизни великие знаменитости тщательно изучены. Это попытка выяснить обстоятельства, при которых индивид достиг положения, которому завидуют и другие.

 

Его особый характер и образ жизни проявились в силу обстоятельств. Какие шаги они должны были пройти, чтобы добраться до этого места?

 

Для того, чтобы узнать условия их жизни, личные характеристики берутся из их собственных письменных дневников, сочинений, писем и выступлений. Помощь также требуется от мнений и писаний других людей об этих сущностях.
 

Используется информация, которая о них время от времени выходит. Предпринимаются попытки выяснить, каковы были обстоятельства, как они были воспитаны и обучены.
 

Оцениваются их экономические и социальные условия . Различные характеристики сравниваются по их привычкам и манерам. Их моральные ценности проверяются. Для того, чтобы собрать информацию всеми возможными способами, чтобы эти серии можно было взращивать.
 

Затем предпринимается попытка определить факторы, по которым эти люди получили свои имена и их имена навсегда вписаны золотыми буквами истории.
 

Этот метод написания истории/биографии также собирает психологическую информацию о людях. Написание истории бывает двух видов: одно автобиографическое, а другое написано другим человеком. Индивидуум изучается через эти два типа истории.
 

Примечательным в этом отношении является Торндайк, , который собрал информацию о 91 знаменитости через их истории/биографии. Также соберите информацию из их жизней и речей. В свете этой информации он собрал сорок восемь личных характеристик.  

 

Они обладали важными качествами , такими как ум, выносливость, настойчивость, мужество, энтузиазм, искренность, сострадание, братство, любовь и эстетическое чувство. Торндайк пытался выяснить, в какой степени эти люди обладали всеми этими качествами, сделавшими их знаменитыми.

Достоинства и недостатки биографического метода

Историко-биографический метод имеет следующие недостатки:

 

1. Автобиограф может искажать события своей жизни. Потому что такова человеческая природа, что человек ищет собственного превосходства, преувеличивает свои достоинства и скрывает свои недостатки. Влияние каждого человека и окружение различны.

 

Его потребности, желания и стремления отличаются от других. Иногда он предлагает такие интерпретации самого себя, что вырисовывается только одна сторона картины.


2. В чужой письменной истории предрассудки автора, симпатии и антипатии и социальные наклонности искажают форму истины. Поскольку предрассудки уже существуют, нет необходимости расследовать события.
 

История обычно неполная, что затрудняет получение точных выводов.

Этапы когнитивного развития в психологии

Введение в биографические исследования

Введение в биографические исследования


Биографические исследования в сфере образования можно рассматривать по-разному; однако, как правило, эта тема представляет собой исследование отдельной жизни, сосредоточенное в первую очередь на человеке, который каким-то образом связан с профессиональной сферой образования в широком понимании (Garraty, 19). 57; Оутс, 1986). Другие исследовательские методологии часто включаются в дескриптор биографии и включают написание истории жизни, устную историю, мемуары, автобиографию и жизнеописание (Roberts, 2002; Josselson & Lieblich, 1993).

Среди многочисленных форм биографических исследований в образовании часто отмечают пять типов: научные хроники, интеллектуальные биографии, жизнеописания, мемуарные биографии и нарративные биографии. Эти ориентиры могут принимать форму статей, виньеток, глав, монографий и полноформатных книг. Однако нет необходимости проводить тонкие различия между этими различными подходами, и каждая ориентация предлагает особые преимущества для представления биографического субъекта. Области постоянно пересекаются, поскольку намерение и цель биографа становятся более четкими в процессе исследования. В конечном счете, биографы, занимаясь своими исследованиями, постоянно изучают свои интерпретирующие голоса так же, как и жизни своих биографических субъектов.

Научная хроника — наиболее фундаментальный (и распространенный) вид биографического исследования, ориентированный на историческое изображение жизни отдельного человека. Эта базовая исследовательская направленность представляет собой рассказ истории субъекта в хронологическом порядке с акцентом на развитие сюжета поиска (этапы жизни) и описание актов признания (или известности) по мере того, как биограф проходит через жизнь биографического субъекта. Научная хроника часто рассматривается как синоним биографии; однако эта исследовательская направленность заметно отличается от других форм биографического исследования.

Другой жанр, интеллектуальная биография, отказывается от базовой хронологической структуры и развивает повествование о жизни посредством концептуального анализа мотивов и убеждений субъекта в мире идей. Те, кто пишет интеллектуальную биографию, преодолели интерпретационную тревогу других исследователей в области образования, то, что Роллисон (2005) назвал «биографической апологией», которая включает страницы повествования интервьюируемого и подробное описание, но воздерживается от интерпретации мотивов и чувств. Напротив, интеллектуальный биограф признает и принимает агрессивный, но оправданный анализ и преодолевает навязчивую природу исследования с осторожностью, что приводит к саморефлексивной вдумчивости и проницательности.

Третья форма биографического исследования определяется как написание истории жизни (и нарративное изучение жизни) с твердой верностью традициям социальных исследований устной истории и нарративного дискурса и, в частности, с большой приверженностью теоретическим конструкциям из социология и психология. Парадигмы тематического исследования возникают по мере того, как авторы истории жизни обращаются к вопросам обобщаемости, социального взаимодействия и социальной структуры, надежности и достоверности, а также к биографическим поискам любого исследования жизни. Этот исследовательский жанр принял множество форм в области образования, возможно, наиболее резонируя в области педагогического образования с нарративным исследованием жизни учителей и, в меньшей степени, с исследованиями учителей-первокурсников, которые также остаются верными аспекты интеллектуальной биографии (Goodson, 2008; Bullough, 2008).

В последние годы в области учебных программ стал появляться четвертый жанр — биографические мемуары (все еще отличные от автобиографии и мемуаров). Внимание обращено на мотивы исследователя по отношению к биографическому предмету и с акцентом на стилистическое изложение размышлений и прозрений биографа по отношению к фактическому описанию жизни. Интерпретативный нарратив писателя, наряду с презентацией биографического субъекта, становится частью исследования. История жизни рассказывается, но в связи с транзакционным опытом биографа, который, в свою очередь, влияет и предвещает аналогичные переживания для читателя.

Пятый тип, повествовательная биография, представляет собой динамическое изображение жизни без необходимости абсолютной фактичности или всестороннего описания от рождения до могилы. Этот стиль также не обременен окончательной интерпретацией предмета, которую должен принять читатель. Факты признаются, и некоторые интерпретации принимаются как более значимые, чем другие; однако биограф, хотя и осознающий свои личные эмоции и реакции на предмет, признает, что повествование истории в первую очередь определяется субъектом по отношению к читателю.

Никакой окончательный список биографических типов никогда не может быть составлен, поскольку, к счастью, новые формы — ориентированные на содержание и процесс — постоянно разрабатываются и исследуются. Другие более содержательные обозначения включают феминистскую биографию (Alpern, et al., 1992; Ascher, et al., 1984; Wagner-Martin, 1994) и черную биографию (Backscheider, 1997), все с упором на идентичность и восстановление «невидимого» субъекта.

Связь биографии с автобиографией, мемуарами и нарративными исследованиями в сфере образования хорошо развита и будет постоянно пересматриваться (Дензин, 19 лет).89; Эпштейн, 1991; Rollyson, 2008) Тем не менее, с растущим интересом к биографическим исследованиям и некоторым растущим интересом к просопографии (групповой биографии) существует мало консенсуса в отношении терминологии; например, следует отметить, что, хотя некоторые качественные исследователи считают термин авто/биография точным, между биографией и автобиографией существуют существенные различия — гораздо большие, чем может передать косая черта или косая черта.

Каталожные номера

Альперн, С., Антлер, Дж., Перри, Э.И. и Скоби, И.В. (редакторы) (1992). Вызов феминистской биографии . Урбана, Иллинойс: Издательство Иллинойского университета.
Ашер, К., ДеСальво, Л., и Раддик, С. (ред.) (1984). Между женщинами . Бостон: Beacon Press.
Backscheider, PR (1997). Размышления о биографии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Буллоу, Р.В., младший (2008). Контрнарративы: исследования педагогического образования, становления и работы учителем . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press.
Дензин, Н. (1989). Интерпретация биографии . Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.
Эпштейн, В. (ред.) (1991). Оспаривание предмета . Уэст-Лафайет, Индиана: Издательство Университета Пердью.
Гаррати, Дж. (1957). Характер биографии . Нью-Йорк: Кнопф.
Гудсон, И. (2008). Расследование жизни и деятельности учителя .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *