Биография юнга карла густава – Жизнь и либидо Карла Юнга :: Частный Корреспондент

Содержание

Жизнь и либидо Карла Юнга :: Частный Корреспондент

 

 

Мнения

Сергей Васильев, facebook.com
Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский
Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Николай Подосокорский
Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Марат Гельман
Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне «ыыы». Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа — госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз — совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми — на психическом, а не биологическом уровне.

Лев Симкин
Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов
Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.

www.chaskor.ru

Карл Юнг Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Юнг; Юнг, Карл; Юнг, Карл Густав (значения).
Карл Густав Юнг
нем. Carl Gustav Jung
Имя при рождении нем. Carl Gustav Jung
Дата рождения 26 июля 1875(1875-07-26)[1][2][…]
Место рождения
  • Кесвиль[4][3]
Дата смерти 6 июня 1961(1961-06-06)[4][2][…](85 лет)
Место смерти
  • Кюснахт[4][3]
Страна
  •  Швейцария[3]
Научная сфера психиатрия, психология, аналитическая психология, психотерапия
Место работы
  • Базельский университет
  • Цюрихский университет
Альма-матер
  • Базельский университет
Научный руководитель Эйген Блейлер
Известен как cоздатель аналитической психологии
Подпись
Цитаты в Викицитатнике
 Медиафайлы на Викискладе

Ка́рл Гу́став Юнг (нем. Carl Gustav Jung [ˈkarl ˈgʊstaf ˈjʊŋ]) (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария — 6 июня 1961, Кюснахт, кантон Цюрих, Швейцария) — швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии. С 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда.

Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о

ru-wiki.ru

Карл Густав Юнг биография кратко

Карл Юнг биография кратко швейцарского психиатра, основоположника аналитической психологии изложена в этой статье.

Карл Юнг краткая биография

Юнг родился 26 июля 1875 в семье пастора в Кесвиле в Швейцарии.

Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера.

В 1909—1913 работал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ.

Карл Юнг интересные факты

14 февраля 1903 года Юнг женился на Эмме Раушенбах. У них было 5 детей.

В 1914 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциациии отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

Психиатр ввел такие термины, как «экстраверт», «интроверт», «архетип»

В 1922 году Юнг приобрел поместье в Боллингене на берегу Цюрихского озера, где к 1956 году построил настоящий замок.

В 1933 году стал активным участником и одним из вдохновителей влиятельного международного интеллектуального сообщества «Эранос».

В 1935 году Юнг становится профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе, а также основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии, преподает в Цюрихе и Базеле.

С 1933 по 1939 год издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы. После войны Юнг объяснял политику журнала требованиями времени.

В апреле 1948 года в Цюрихе был организован Институт К. Г. Юнга.

Карл Густав Юнг умер в своём доме 6 июня 1961 года в Кюснахте.

Наибольшую известность Карлу Юнгу принесли:

  • его исследования человеческой психики;
  • анализ снов;
  • концепция коллективного бессознательного;
  • архетипы.

kratkoe.com

Юнг, Карл Густав Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Юнг; Юнг, Карл; Юнг, Карл Густав (значения).
Карл Густав Юнг
нем. Carl Gustav Jung
Имя при рождении нем. Carl Gustav Jung
Дата рождения 26 июля 1875(1875-07-26)[1][2][…]
Место рождения
  • Кесвиль[4][3]
Дата смерти 6 июня 1961(1961-06-06)[4][2][…](85 лет)
Место смерти
  • Кюснахт[4][3]
Страна
  •  Швейцария[3]
Научная сфера психиатрия, психология, аналитическая психология, психотерапия
Место работы
  • Базельский университет
  • Цюрихский университет
Альма-матер
  • Базельский университет
Научный руководитель Эйген Блейлер
Известен как cоздатель аналитической психологии
Подпись
Цитаты в Викицитатнике
 Медиафайлы на Викискладе

Ка́рл Гу́став Юнг (нем. Carl Gustav Jung [ˈkarl ˈgʊstaf ˈjʊŋ]) (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария — 6 июня 1961, Кюснахт, кантон Цюрих, Швейцария) — швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии. С 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда.

Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о

ru-wiki.ru

Карл Юнг. Carl Gustav Jung

Швейцарский психиатр. Педагог. Автор техники свободных ассоциаций.
Основоположник одного из направлений глубинной психологии: аналитической психологии.


Карл Юнг родился 26 июля 1875 года в городе Кесвиль, Швейцария. После школы, молодой человек окончил медицинский факультет университета в Базеле и в 1900-х годах работал ассистентом известного психиатра Эйгена Блейлера в психиатрической клинике в Цюрихе. Юнг разработал технику свободных ассоциаций, превратив ее в один из основных методов психиатрического исследования.

     С 1911 по 1914 год ученый являлся первым председателем Международного психоаналитического общества. Юнг также выступал одним из ближайших соратников Зигмунда Фрейда, пока не произошел его разрыв с учителем после пересмотра основных положений психоанализа. Карл пришел к выводам, не совпадающим с положениями Фрейдовского подхода по целому ряду вопросов. Юнговский подход предполагает трактовку либидо как психической энергии вообще, отрицание сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации.

     Одной из значительных работ Юнга можно считать «Метаморфозы и символы либидо». В ней автор исследовал спонтанное появление фольклорных и мифологических мотивов в снах пациентов. Исходя из этого, предположил существование в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, более глубокого слоя: коллективного бессознательного, которое, по Юнгу, есть отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие первообразы: архетипы, динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. Архетипы недоступны непосредственному восприятию и осознаются через их проекцию на внешние объекты. Центральную роль среди архетипов Юнг отводил архетипу «самости», как потенциальному центру личности в отличие от «Эго» («Я») как центра сознания. Интеграция содержаний коллективного бессознательного: цель процесса становления и самореализации личности.

     Основной задачей психотерапии является восстановление нарушенных связей между различными уровнями психики. В традиционных культурах динамическое равновесие между ними осуществляется, по Юнгу, с помощью мифов, обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов. В трактовке природы архетипов и коллективного бессознательного позитивистские идеи переплетаются с метафизическими представлениями, граничащими с оккультизмом. Карл показал большое влияние на сравнительное изучение религий, мифологии, фольклора.

     В работе «Психологические типы», вышедшей в 1921 году Юнг разработал типологию характеров, в основе которой лежит выделение доминирующей психической функции и преобладающей направленности на внешний или внутренний мир. В 1933 году Карл являлся активным участником и одним из вдохновителей международного интеллектуального сообщества «Эранос», в 1935 году назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же Юнг стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии и издавал журнал «Журнал по психотерапии и смежным областям».

     С 1944 года психиатр преподавал в Базеле. В апреле 1948 года в Цюрихе появился Институт Юнга, обучение в котором проходило на немецком и английском языках. В 1961 году автор закончил последний свой труд: первую часть коллективной работы «Человек и его символы» под названием «К вопросу о подсознании». Соавторами Юнга выступали Мари-Луиза фон Франц, Джозеф Хендерсон, Аниэла Яффе и Иоланда Якоби.

     Карл Густав Юнг умер в своем доме 6 июня 1961 года в городе Кюснахт. Похоронили именитого психотерапевта на местном кладбище протестантской церкви.

Труды Карла Юнга

Юнг К. Г. Психологические типы / Рузер Е. И.. — М.: Госиздат, 1924. — 96 с. — (Психологическая и психоаналитическая библиотека. Вып. 7).
Юнг К. Г. Неизвестный Юнг. Собрание переводов / Терин В. П.. — М.: Колос, 2010. — 188 с.
Юнг К. Г. Архетип и символ. — Москва, 1991. — 304 с.
Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. — Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. — 384 с.
Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы. — СПб., 1994. — 415 с.
Юнг К. Г. Психологические типы. — М.-СПб.: Прогресс-Универс, 1995. — 718 с.
Юнг К. Г. Йога и запад: Сборник. — Львов: Iніцiатива, 1994. — 230 с.
Юнг К. Г. Божественный ребенок. — М.: АСТ-ЛТД, 1997. — 400 с.
Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. — Минск: ООО Харвест, 2003. — 496 с.
Юнг К. Г. Психология и алхимия. — М.: Рефл-бук, 2003. — 592 с.
Юнг К. Г. Психология бессознательного. — М.: Когито-Центр, 2010. — 352 с.
Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. — СПб.: Питер, 2017. — 336 с.
Юнг К. Г. ЭОН Исследование о символике самости. — М.: Академический проект, 2009. — 340 с.
Юнг К. Г. Человек и его символы. — Серебряные нити, 2017. — 352 с.
Юнг К. Г. Красная книга. — Клуб Касталия, 2011. — 396 с.
Юнг К. Г. Карл Юнг: Психологические типы. — Академический проект, 2019. — 538 с.

Память о Карле Юнге

В кинематографе

«Гений» — сериал 2017 г.
«Опасный метод» — фильм Дэвида Кроненберга 2011 г.
«Сабина (фильм)» — фильм Роберто Фаэнца 2002 г.
«Меня зовут Сабина Шпильрейн» — фильм Элизабет Мартон 2002 г.
«Карл Юнг: Мудрость сновидений» — 3-серийный документальный фильм 1989 г.
«Фрейд» — 6-серийный телесериал 1984 г.

Семья Карла Юнга

Отец — Иоганн Юнг, пастор в реформистской церкви;
Мать — Эмили, домохозяйка.

Сестра — Гертруда.

Жена — Эмма Раушенбах (брак с 14.02.1903).

Избранница философа происходила из старинной швейцарско-немецкой семьи богатых промышленников. Финансовое благосостояние жены позволило Юнгу без оглядки на необходимость ежедневного зарабатывания денег посвятить себя научным исследованиям в области психологии. Эмма проявляла искренний интерес к работе мужа и во всем его поддерживала.

Раушенбах подарила супругу четырех дочерей и сына: Агату, Грет, Франца, Марианну и Элен.

ruspekh.ru

Биография Карла Юнга | Консультации психолога онлайн

Карл Густав Юнг был вторым ребенком в семье. В доме семейства Юнг весьма почитались всяческие мистические явления. Например, его дед очень любил свою первую умершую жену, и всякий раз, когда семья собиралась обедать, для давно умершей бабушки ставился отдельный стул. В окружении такого мистицизма и рос маленький Юнг. Хотя это не было уникальным явлением для семьи Юнга – в то время (80-е годы XIX века) вся Европа была помешана на вещах, смежных с мистикой и оккультизмом. Например, в России этим активно занималась Е. Блаватская. Сам Юнг в своей «Красной книге» отмечал, что у него с детства было «два Я».

Он начал писать «Красную книгу перед началом Первой Мировой войны, когда переживал психоз. В то время ему было около тридцати лет. В этот фолиант вошло множество записок, комментариев и рисунков, нарисованных в манере иллюстраций из старых Евангелий. Интерес к мистике, символам и выражению себя через какие-то образы сохранился у Юнга на всю жизнь. По этой причине юнгианский психоанализ легко и непротиворечиво вбирает в себя все техники, связанные с рисованием изображений, созданием сказок и элементами драмы.

Юнг очень досадовал по поводу своей принадлежности к протестантской конфессии, потому как в протестантизме нет символов как таковых. В одной из работ Юнга есть описание того, как он и его отец готовились к аффирмации. Юнг очень хотел поскорее дойти до главы о Троице, потому как это очень яркий символ и вообще очень sophisticated штука. Однако когда они дошли до вожделенной главы, его отец сказал: «Это мы пропустим, это вообще непонятно про что». С тех пор Юнг совершенно утратил уважение к отцу.

Одаренный и тонко чувствующий мальчик-подросток, сумасшедшая мать и слабый, презираемый отец. Отсюда и тот самый тезис про «два Я» – «Я- первое» и «Я-второе». «Я-первое» – это был экстравертный, подвижный гимназист, коммуникабельный и успешный, не вызывающий никаких тревог. А «Я-второе» – это закрытый и склонный к мистицизму интроверт, разговаривающий с куколкой на чердаке и открытый всяческим прозрениям. В этих прозрениях Юнгу являлись две фигуры, сопровождавшие его на протяжении всей жизни – его Анима и старец Филимон (его изображение есть в «Красной книге»). Эти две фигуры впоследствии стали конституирующими для двух из архетипов Юнга – собственно Анимы и Мудреца/Старца. Для самого Юнга эти понятия были не умозрительными, а изначально пережитыми изнутри.

В детстве Юнг мечтал стать археологом, который по черепкам и остаткам восстанавливает целое. Однако, когда умер его отец, семья Юнга оказалась в очень бедственном положении. Юнг мог поступить на бесплатное обучение только на медицинский факультет, основателем которого был его дед. Таким образом, Юнг пошел в медицину не потому, что хотел кого-то там лечить, а просто потому, что других вариантов у него не было. Он был честолюбивым человеком и блистательным студентом. Когда пришло время определяться с ординатурой, Юнг выбрал психиатрическое направление. В то время самым прибыльным и перспективным направлением считалась терапия, тогда как на психиатрию шли отстающие. В этом смысле выбор Юнга многих удивил, ибо психиатрия в его годы сводилась к электрошоку, душу Шарко и редкими прогулками психов по закрытому дворику. Никакой фармакологии в то время не было вовсе, а душевнобольные воспринимались просто как люди, обреченные доживать жизнь в закрытом «доме презрения».

Юнг же в 1903 году не просто поступил в ординатуру, но и стал жить при психиатрической лечебнице (что довольно не банально для блестящего студента, внука основателя факультета и правнука Гёте). Живя в сумасшедшем доме, Юнг записывает монологи больных, которые блуждают по двору лечебницы, словно тени. Он еще не знает, зачем занимается этим, но старательно фиксирует высказывания душевнобольных. Здесь уже проявляется один из будущих принципов юнгианской терапии – Юнг считал, что психотерапевт ничего не должен делать – он лишь должен помочь здоровью проявиться, войдя в резонанс с больной душой и прислушавшись к тому, о чем та говорит. Одним из «подопечных» Юна был больной шизофренией сантехник, который рассказал ему про мистерию солнца. Для непосвященного его рассказ был полной дурью о качающихся фаллосах. Однако, через долгое время после того, как Юнг записал «показания» больного – где-то в 30-е годы ХХ века – в Парижской библиотеке был расшифрован древний египетский папирус. И оказалось, что сумасшедший сантехник практически дословно описал литургию митры, несмотря на то, что исходный папирус не был доступен не то что средствам массовой информации, а даже ученым-египтологам. Юнг делает следующий вывод: сумасшедшие способны проникать в коллективный опыт, неведомый здоровому человеку. На этом же тезисе базируется идея Юнга о существовании коллективного бессознательного, которая сегодня если не принята всеми, то уж точно как минимум узнаваема. В дальнейшем Юнгом отмечено еще множество подобных совпадений, когда высказывания больных находили подтверждение в трудах философов (например, один из шизофреников изложил в своих бредовых мыслях теорию Шопенгауэра).

Диссертация Юнга была посвящена природе оккультных явлений. Его кузина была медиумом, а Юнг проводил с ней эксперименты на тему разговоров с душами умерших. Он же первым провел ассоциативный эксперимент (впоследствии его повторил А. Р. Лурия).

Второй кризис (первый был в пубертате) случился у Юнга, когда он уже был женатым доцентом. Случилось это в 1913 году и продлилось примерно с полтора года. В это время Юнг любил выйти после лекции на берег Базельского озера и раскладывать камешки. И так 1, 5 года. Юнг не прекращал работать, но при этом у него была своя медитативная жизнь. В это же время он писал свою «Красную книгу», где фиксировал свои видения и переживания. Книга оказалась не дописанной – в какой-то момент Юнг просто оборвал ее на последней строчке, закрыл и более не трогал, запретив любую публикацию. Публикация состоялась лишь в 2009 году. Читается очень сложно, но если в нее «въехать»…

С периодом второго кризиса связан один из ярких образов, который Юнг приводил в своих дальнейших воспоминаниях – это были Альпы, по которым стекает кровь и месиво из разорванных человеческих тел. Было это накануне Первой Мировой войны. Подобные видения преследовали Юнга в форме ночных кошмаров, но с началом войны они прекратились. Отсюда произошла юнговская идея об антиципации – о том, что наше коллективное бессознательное способно предвидеть события.

Юнг женился на самой богатой невесте Швейцарии – Эмме Раушенбах, дочери крупного промышленника. В этой связи он никогда не нуждался в деньгах и принимал клиентов там, где было удобно ему самому. Будучи уже женатым человеком, Юнг предпринял два длинных путешествия – одно в Индию, где он встречался с местным гуру, а второе в Африку (Кения) – ему было необходимо иногда «погружаться» в подобный новый опыт. При этом часто он заезжал в такие отдаленные районы, куда и сегодня практически невозможно добраться. В своей работе «Йога и Запад» Юнг писал, что европеец не может быть настоящим йогом, поскольку западное и восточное умонастроения изначально различны – если западное изначально экстравертно, то восточное построено иначе. Европеец может усердно соблюдать все асаны и медитативные практики, но он никогда не сможет достичь той глубины, которая доступна восточным йогам.

Отдельный кусок биографии Юнга связан с фашизмом. У Юнга есть несколько трудов с размышлениями о причинах прихода фашизма. Один из выводов Юнга предполагал, что немцы как нация утратили религиозные символы из-за протестантизма, тогда как в католических странах, для которых характерны многие таинства, такое невозможно в принципе. При этом католическую Италию, с которой собственно и пошел фашизм, Юнг почему-то игнорирует, ища причину возвышения фашизма в кризисе веры. Суть кризиса, по мнению Юнга, заключалась в том, что люди перестали воспринимать религиозные символы именно как религиозные – они превратились в какие-то вырожденные трафареты, социальные правила приличия. Юнг писал, что европейская культура фактически перестала быть христианской, и отсюда все беды, вызванные потерей истинного понимания христианской символики. Юнг полагал, что когда пресекается линия оформления глубин бессознательного в виде религиозных христианских символов, то оживают более древние символы – языческие. А они – более яростные и менее социально адаптированные. На выходе имеем фашизм с его рунами и культом Вотана.

Сам Юнг вполне комфортно жил и работал при режиме Гитлера, за что его нередко обвиняли в коллаборационизме с фашистами. Юнг же объяснял свою позицию так, что он является продолжателем немецкой культуры и несет в себе все грехи немецкой нации – в том числе теневые части немецкой нации. По этой причине он не мог просто уехать – ему нужно было прожить это изнутри. Юнг помогал Фрейду эмигрировать в Англию. Кроме того, по некоторым сведениям, портрет Гитлера соседствовал в кабинете Юнга с портретом Альберта Эйнштейна, что в принципе не очень лояльно для гражданина Третьего Рейха.

Отдельный интересный нюанс из жизни Юнга – его женщины. Женщин у Юнга было две – это его жена Эмма Раушенбах и Тони Вольфф. Обе женщины всю жизнь жили с Юнгом в одном доме. От Раушенбах у него были дети, а Вольфф была его постоянной пассией. Сам Юнг объяснял это дело тем, что у него две Анимы – «белая» и «черная». После смерти Эммы Юнг впал в сильнейшую депрессию и пристроил к их общему дому часовню, где занимался раскладыванием камешков.

Что касается Сабины Шпильрейн, то она была клиенткой Юнга, приехавшей в Германию в состоянии реактивного психоза. Юнг тогда уже был «молодым мужем», но это не помешало ему завести с клиенткой роман. Свечку никто не держал, но принято считать, что Сабину он-таки периодически харассил. Есть мнение, что Шпильрейн соблазнила Юнга, как любая истеричка может легко соблазнить шизоида. Однажды Фрейд жестко отчитал младшего коллегу за то, что тот баловался с клиентками, после чего Юнг внял и, по официальной версии, перестал безобразничать.

В 1903-04 годах Юнг прочитал работу Фрейда «Толкование сновидений» и совершенно в нее влюбился. Он поехал в Вену на встречу с Фрейдом, они встретились в кафе и проговорили почти 18 часов, оставшись в восторге друг от друга. Отношения Фрейда и Юнга рассматривались многими как некие инцестуозные отношения отца и сына. Фрейд сделал Юнга первым президентом психоаналитической фрейдистской ассоциации. Однако впоследствии Юнг оставил свой пост – он написал книгу «Либидо, метаморфозы и символы», в которой принципиально разошелся с Фрейдом в вопросах либидо. Если у Фрейда либидо только сексуально заряженное, то Юнг понимает его более широко – как психическую энергию в целом. В своих воспоминаниях, описывая разрыв с Фрейдом, Юнг писал, что он изначально понимал, что публикация этой книги неизбежно приведет к разрыву с Фрейдом, однако «истина оказалась дороже». Фрейд не простил Юнга. Разрыв оказался очень болезненным. Сам Юнг относился к модификации и развитию своих теоретических изысканий куда более терпимо и благожелательно, чем его старший коллега – он дискутировал, но не рвал человеческих отношений. Фрейдовская же ассоциация предполагает полное принятие его учения, шаг влево-шаг вправо – и вы уже не фрейдист. Джона Боулби вообще посмертно исключили из данной ассоциации за отход от истоков. У юнгианцев все попроще – есть отдельные тенденции и направления, но они вполне гармонизированы друг с другом.

Если сравнивать Фрейда и Юнга, то можно сказать, что Фрейд был человеком сознания и человеком науки – с формально-логической точки зрения его теория построена именно как научная теория. Что касается Юнга, то его учение ближе к мифологической концепции.

Фрейд рассматривает сознание как регулятор всего, что происходит в психике – оно призвано организовывать все хаотичное, непредсказуемое и непонятное. У Юнга же все наоборот: он считал, что человек изначально обладает саморазвивающейся и самобалансирующейся психикой, в которой есть какой-то кусочек сознания, который нарушает этот естественный баланс психики. Сознание привносит в психику некий «крен», и если этот «крен» сильно отличается от нашего общего психического баланса, то он выправляется, потому как бессознательное больше и интенсивнее нашего сознания.

При жизни Юнг активно контактировал со всякого рода мистиками, внимая мистическому опыту, перерабатывая его и выдавая свой мыслительный конструкт. Юнг считал, что эго европейца укреплено христианскими мифологемами. Он крайне негативно относился к такому институту протестантской церкви, как коллективная исповедь, считая, что для того, чтобы коснуться бездн, необходимо индивидуально исповедовать Тень – это и есть истинная исповедь. А коллективная исповедь – это чистая формальность.

Умер Юнг спокойно, в своем доме. До последних лет жизни он достаточно активно писал книги, сохраняя здравое расположение разума.

 

www.psysovet.ru

Факты из жизни Карла Густава Юнга

«Человек без мифологии становится продуктом статистики»
К. Г. Юнг


26 июля 1875 родился Юнг, Карл Густав — швейцарский психиатр и психолог, создатель аналитической психологии. Предлагаем Вам небольшую заметку о жизни великого психолога в честь его дня рождения.

ОПАСНЫЙ МЕТОД ДОКТОРА ЮНГА

Маленький мальчик, играющий среди могил, вызывал удивление прохожих. Как он тут оказался и почему не боится в сумерках гулять среди надгробий? Но Карл не обращал внимания на оклики, он жил в своем мире, который состоял из дома, церкви, школы и кладбища. Когда живешь рядом с мертвыми, перестаешь воспринимать их как угрозу для своей жизни.

Будущий знаменитый ученый рос тихим и замкнутым ребенком. У него не было друзей, но он никогда не скучал. По словам Карла в нем самом жили два человека – пожилой человек в светлом парике и мальчик, ненавидящий математику. Такое же раздвоение личности наблюдалось и у матери. Днем она была образцовой матерью и женой, а под вечер становилась настоящей фурией. Это завораживало Карла, и эта загадка стала определяющей для выбора жизненного пути. Он уже тогда чувствовал в себе особую силу и понимал, что ему обязательно нужно во всем разобраться и раскрыть всю глубину человеческого подсознания.

Карл с детства был в обстановке общения с другими мирами, так как спиритические сеансы были обыденным делом в семье Юнгов. Спиритизм практиковали его мать, бабка, дед, а впоследствии сам Карл увлекся сеансами и увлек свою дочь Агату, ставшую медиумом. В это же время ему постоянно снился сон, где он опускается в пещеру с алтарем неизвестного божества. Впоследствии сновидения играли огромную роль в духовной жизни психиатра. Вокруг них строилась вся его психотерапевтическая практика. Сомнения в христианском учении появились так же после странных снов с чудищами. Теперь Бог не всесилен, у него есть своя темная сторона. Карл Юнг развил целую теорию из этого сновидения.

Будучи студентом, Юнга тянуло в сторону археологии, он увлекается сначала египтологией, после антропологией, постепенно подходя к медицине и психиатрии. Фрейд недаром сравнивал психоанализ с археологией, сожалея, что такое хорошее название досталось науке по поиску памятников культуры, ведь оно больше подходит для «раскопок души».

На удивление всем, Карл остановил свой выбор на психиатрии. Тогда это было самая непрестижная работа для медика. Прозябать в психиатрических лечебницах, без перспектив и денег, желающих мало. Но назад дороги не было – «мне стало ясно, как во вспышке просветления, что единственно возможной целью для меня может быть только психиатрия. Только в ней сливались воедино два потока моих интересов. Здесь было эмпирическое поле, общее для биологических и духовных фактов, которое я искал повсюду и нигде не находил. Здесь же коллизия природы и духа стала реальностью».

Его знаменитый учитель Зигмунд Фрейд только приоткрыл дверь в бессознательность человека, Юнг же проложил дорогу и сделал общедоступным тайну человеческой личности. Появились такие понятия как «архетипы» — источники сновидений, и «коллективное бессознательное». Ученый выделил несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и упомянутое уже — коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.

К моменту разрыва отношений с Фрейдом, у Юнга начался непростой период. Внешне все было замечательно – богатая и именитая жена, пятеро детей, успех в психиатрии, но именно в это время психоз дает о себе знать так сильно, как никогда прежде. Постоянные повторяющиеся сны, галлюцинации и видения доводят психиатра до потери связи с реальностью. Но не так просто свести сума светило науки. Ученый начинает вести записи своих встреч с психической реальностью. Так на свет появилась «Красная книга», главным мотивом которой стал поиск потерянной души.

Душа в видениях Юнга имела женское лицо – то девушка из сказки, то библейская Саломея. Так родилась «Анима» — архетип всего женского в психической структуре мужчины. Путешествуя по закоулкам своей психики, психиатр встречает множество персонажей из Библии, мифов и преданий. Наша психика – это замок с приведениями, их можно бояться всю жизнь, пытаться избавиться от них, а можно понять, принять и научиться с ними жить в полезном взаимодействии. Именно к этому и привел нас Карл Юнг.

Психиатр ввел такие хорошо известные термины, как «экстраверт», «интроверт», «архетип», хотя часто они заимствовались и неправильно употреблялись другими авторами. Наиболее весомым и удивительным вкладом Юнга в понимание психологических процессов является его концепция подсознания, которое занимает в трактовке ученого не просто центральную позицию для подавленных желаний как у Зигмунда Фрейда, а предстает отдельным миром — живым и реальным, как сознание человека. Языком подсознания или «людьми», населяющими его, являются символы, а средством общения становятся сновидения.

Карл Густав Юнг был одним из величайших врачей и одновременно одним из величайших мыслителей этого века. Он всегда стремился помочь людям познать самих себя, чтобы они могли, зная свои возможности правильно использовать их и жить полной, насыщенной и счастливой жизнью. А как же двойственность и видения? Они не оставили психиатра до конца его жизни. Юнг объясняет эти явления возможностью контакта с коллективным бессознательным. По его мнению, каждый, кто имеет доступ к этому хранилищу всех судеб и идей, тот является настоящим провидцем.

Обратите внимание:


Интересная подборка фотографий Карла Юнга

 

www.psysovet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *