Бизнес психология это – -: -?

Содержание

Кто такие бизнес-психологи? — Магистерская программа «Психология в бизнесе» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Бизнес-психологи — это специалисты, которые, зная психологию и понимая основы бизнеса, могут помочь бизнесменам сохранить «человеческое лицо», способность к личностному росту, коммуникациям с людьми, развить cобственную эффективность, конкурентоспособность. Это бренд!

    • Они обладают: научным, экономическим, управленческим мышлением. 
    • Работают на стратегию организации.
    • Понимают особенности современного бизнеса, его многоплановость, сложность и противоречивость.
    • Способны определить роль человеческого фактора в деятельности компании.
    • Способны направить активность руководителей и персонала на преодоление трудностей, повышение конкурентоспособности и развитие организации.
    • Бизнес-психологу необходимы принципиально новые, по сравнению с классическими программами, компетенции.

Форсайт-сессия "Психология бизнеса - 2024":

Особенности подготовки бизнес-психологов в мировой практике

University of Westminster 
  • Разрешение конфликтов. Переговоры;
  • Развитие системы компетенций;
  • Фасилитация принятия решений;
  • Организационная диагностика;
  • Подготовка и защита  диссертации;
  • Коллективная работа для повышения эффективности организации.
University of Leeds
  • Индивидуальная, групповая и организационная эффективность;
  • Менеджмент инноваций;
  • Дизайн комплексных социо-технических систем;
  • Подготовка и защита диссертации.

Особенности подготовки бизнес-психологов на магистерской программе "Психология в бизнесе"

  • Профессиональная деятельность;
  • Принятие решений;
  • Оценка, обучение, развитие персонала;
  • Коучинг;
  • Индивидуальный, организационный и кадровый консалтинг;
  • Маркетинговые исследования;
  • Эффективность рекламы и коммуникаций;
  • Подготовка и защита магистерской диссертации.

www.hse.ru

Психология бизнеса — Психология человека

Смотря на богатых и успешных людей, которые многое могут себе позволить, в отличие от большинства простых людей, невольно задаешься вопросом – в чем секрет их успеха? Как надо смотреть на жизнь, чтобы уметь добиваться успеха в разных делах и зарабатывать благодаря этому большие деньги? Ведь успех в бизнесе достигается не случайно, не каждый человек становится богатым и успешным, хотя пытаются многие. Психология бизнеса поможет нам с вами понять, почему же все-таки одни люди преуспевают в бизнесе и в жизни, а другие нет, и что человеку нужно сделать с собой для того, чтобы влиться в ряды богатых и успешных людей. В этой статье вы найдете ответы на эти и другие вопросы.

Первое, что должен понимать каждый из вас, уважаемые читатели, это то, что успешными людьми не рождаются. Если вы так будете думать, тогда вы сами ограничите свои возможности. Да, можно родиться в богатой семье, можно родиться в семье умных родителей, которые будут учить ребенка правильным вещам с ранних лет, можно родиться в богатой стране с большими возможностями, получить хорошее образование и не бороться за выживание, как это делают многие люди в бедных странах. Но, во-первых, это не гарантирует вам успех, потому что не всегда дети продолжают дело своих успешных родителей и не вырастают такими, какими родители хотят их видеть, независимо от места их рождения, а во-вторых, мотивации к успеху у обиженных жизнью людей может быть намного больше. Сытая жизнь расслабляет людей, а голодная, наоборот, делает более активными, поэтому к успеху лучше всего идти на пустой желудок, с моей точки зрения.

Таким образом, самое главное, что нужно для успеха в бизнесе – это хорошая мотивация. Собственно говоря, мотивация необходима для любого вообще успеха, в любых делах. Немотивированный человек – это овощ, который ничего делать не хочет. Без должной мотивации, можно вообще не тратить свое время ни на получение всяких там знаний, ни на попытки создать бизнес, ни на что-то еще. Мотивация – это самое главное в бизнесе и в жизни. Посмотрите на бизнесменов, хоть на крупных, хоть на мелких – это же фанаты своего дела. Они так сильно хотят добиться успеха в том деле, которым занимаются, что готовы день и ночь им заниматься, решая множество разных проблем. А когда вы чем-нибудь занимаетесь постоянно, с желанием, со страстью – вы неизбежно добиваетесь в этом успеха. Правда, в таком случае можно стать рабом своего дела и существенно ограничить свой кругозор, но это уже другая сторона медали, которую мы с вами, уважаемые читатели, как-нибудь обсудим отдельно. Так вот, одной из самых важных задач, которая стоит перед психологией бизнеса, является именно мотивация человека к достижению поставленных целей, к риску, ведь в бизнесе риск неизбежен, к умению преодолевать трудности и в целом к успеху. Человек должен быть недоволен своим текущим положением в обществе, своим материальным положением, своими возможностями и самим собой, он должен хотеть большего, чтобы начать прилагать необходимые усилия для достижения этого большего. А если человека все устраивает, тогда он не станет напрягаться ради какого-то там успеха, какого-то бизнеса – он будет довольствоваться тем, что имеет.

Вообще, как это не покажется странным, но далеко не всех людей мотивируют деньги. Поэтому и бизнесом хотят заниматься не все. Сами по себе деньги нужны всем, потому что так устроен наш мир, по таким правилам он живет, что без денег в нем практически невозможно выжить. Людям нужны деньги, чтобы жить, но не все люди готовы жить ради денег. А когда речь идет о бизнесе, то в подавляющем большинстве случаев, чтобы этот бизнес процветал – им необходимо именно жить. Это только самые крупные бизнесмены могут позволить себе наслаждаться жизнью, не тратя слишком много времени на свой бизнес, большинству же бизнесменов приходится вечно решать какие-то связанные с их бизнесом проблемы. Ну, а в некоторых странах, бизнесу и вовсе приходится выживать. А выживание – это не жизнь. Так что от денег большинство людей, конечно же, не откажутся, как от необходимого для жизни ресурса, но вот заниматься ради них бизнесом, готовы не многие.

Но деньги сами по себе не приходят, богатство с неба на голову не сваливается, нужно напрягаться, чтобы обеспечить себе хорошую жизнь. А следовательно, необходимо иметь хорошую мотивацию для того, чтобы заниматься бизнесом, в противном случае, можно даже не соваться в это дело, поскольку элементарная лень загубит любое ваше начинание. Любите вы деньги или нет – не имеет значения. Если они вам нужны, тогда вам придется начать заниматься такими делами, которые позволяют добыть большое количество денег. Бизнес – одно из таких дел. Многие бизнесмены живут своим бизнесом, занимаясь им не только ради денег, но для души. Именно такой подход к делу позволяет им добиваться в нем успеха и преодолевать различные трудности, которые в бизнесе неизбежно будут возникать. Так что желание, друзья, обязательно должно быть, и уж если сами деньги вас не так сильно привлекают, чтобы вы готовы были ради них напрягаться, тогда быть может, повышение социального статуса станет для вас более сильным стимулом. Пробудите в себе желание изменить свою жизнь к лучшему, пересмотрите и даже переверните свои взгляды на жизнь, чтобы у вас появилась энергия, много энергии, для занятия бизнесом. Откажитесь от старой жизни, ради жизни новой, отбросьте старые ценности, в виде хорошей работы, стабильной зарплаты, безответственной жизни, ибо в мире бизнеса всему этому нет места.

Запомните, бизнесмен – это охотник, его стремление к прибыли можно сравнить со стремлением охотника поймать добычу, поэтому он должен обладать твердостью характера, иметь высокую самооценку и быть уверенным в себе, и иногда даже самоуверенным человеком. Понимаете, деньги – это ресурс, который нам нужно уметь отвоевывать у внешнего мира, и этим всегда и во все времена занимались настоящие мужчины – они отвоевывали у внешнего мира ресурсы для своей семьи, для своей стаи, для своего племени. В наше время этим занимаются и женщины. Сами по себе деньги ничего не стоят – это условная ценность, но они служат в нашем мире проводником к жизненно необходимым ресурсам. Поэтому получается, что сами деньги – это тоже ресурс, настолько ценный, насколько высока их покупательная способность и насколько сильно мы в них нуждаемся. Вообще ценность денег определяется тем, что люди готовы за эти деньги отдать, сделать. Поэтому имея большие деньги, можно иметь и большую власть. Одним словом, добиваться успеха в бизнесе имеет смысл. И добиться его сможет только тот человек, который станет настоящим охотником на деньги, который станет хищником, готовым, уж если не на все, то на многое ради денег. Психология бизнеса помогает человеку пробудить в себе охотничьи и хищнические инстинкты, необходимые для противостояния враждебному внешнему миру. Ведь никто просто так отдавать вам свои ресурсы не станет, мало того, найдется масса желающих у вас ваши ресурсы отобрать. И даже создав успешный бизнес, вы должны будете уметь защитить его, иначе у вас его отнимут. В бизнесе, как на войне, расслабляться нельзя, необходимо всегда быть готовым к сражению.

Вообще само по себе стремление к успеху, если этот успех подразумевает повышение качества жизни человека, а также повышение его социального статуса в обществе, это стремление к большей свободе и к большим возможностям. Поэтому психология бизнеса помогает нам также выяснить, насколько тот или иной человек любит свободу. Не сможет свободный в душе человек, довольствоваться какой-то там работой и скромной заработной платой, простеньким жильем и низким социальным статусом в обществе, при котором ценность его жизни невысока. Человек, который не стремится к большим деньгам, к повышению своего социального статуса и к расширению своих возможностей – просто не знает вкуса жизни, не знает вкуса свободы. Ведь чтобы что-то страстно хотеть, человек должен иметь об этом представление, он должен понимать, что именно он хочет, чтобы фанатично следовать своей мечте. И пусть большинство бизнесменов – это среднеранговые особи, вынужденные подчиняться высокоранговым особям в лице власти, все же их положение в обществе достаточно комфортное и безопасное, если они обладают необходимыми связями и умеют подстраиваться под различные изменения. Бизнесмену, вне всяких сомнений, проще удовлетворить свои базовые потребности, чем тому человеку, который работает на него и кто ниже его рангом. А значит, полноценный человек не может не хотеть заниматься бизнесом и/или политикой, ведь эти виды деятельности позволяют человеку наилучшим образом удовлетворить свои основные инстинктивные потребности. А мы все нуждаемся в их удовлетворении. Бизнес – это хорошее начало пути к вершине социальной пирамиды. А там, будьте уверены, живется намного лучше, чем внизу.

Психология бизнеса позволяет оценить возможности человека, решившего создать бизнес, перед тем как предложить ему определенные шаги, необходимые для его создания. Это необходимо для того, чтобы выяснить, какие задачи способен выполнить этот человек, а какие нет. Ведь перед тем, как начать что-то делать, необходимо выяснить, готов ли человек к тому, чтобы заниматься определенной деятельностью или нет. И если он к ней не готов, то следует выяснить, что требуется для того, чтобы подготовить его правильным образом к этой деятельности. Нельзя же бросать в бой неподготовленного солдата, иначе он будет просто пушечным мясом на поле боя и его быстро убьют. Вот и из человека, которого с детства готовили к рабскому наемному труду, невозможно в один момент сделать успешного бизнесмена. А большинство из нас готовили именно к наемному труду, нас готовили не к управлению другими людьми, а к подчинению другим людям, нам прививали рабский образ мышления. И вот эту рабскую заразу в голове и в душе человека, необходимо выжигать каленым железом, перед тем как пытаться сделать из него бизнесмена или еще что-то большее. Вот, психология бизнеса именно этим и занимается – она вылепливает из любого человека успешного бизнесмена. А то, что при должной работе над человеком из него можно вылепить, практически, кого угодно, сомневаться не приходится, поскольку адаптационные способности человека очень высоки, особенно если он молод.

Я считаю, что возможностью повысить свой социальный статус, научиться зарабатывать большие деньги и сделать свою жизнь более свободной, обязательно нужно воспользоваться любому здравомыслящему человеку. Не важно, сколько вам лет, сколько бы не было, вы все равно можете изменить свою жизнь к лучшему, если доверитесь специалистам и позволите им избавить вас от тех рабских установок, которые не позволяют людям добиться больших успехов в этом мире. Этому миру, в том виде, в котором он сейчас существует, не нужны успешные люди в большом количестве – ему нужны недалекие умом исполнители, рабы, с помощью которых успешные люди и добиваются успеха. Но вас это не должно волновать, вы не должны думать о потребностях этого мира, вам следует думать о себе и своих потребностях. Ведь если вы сами о себе не подумаете и не позаботитесь – никто о вас не подумает и не позаботится. Особенно важно вложить время и средства в своих детей, чтобы они, в отличие от многих из нас, жили более свободной жизнью, чтобы они не подчинялись чужим приказам, как дрессированные собаки, а поступали так, как сами считают нужным поступать. Имейте в виду, что людей можно переделывать, сколько бы лет им не было и как бы они не были уперты – их можно изменить, но только если у них у самих будет желание измениться. Из детей же можно лепить кого угодно – хоть неуверенного в себе исполнителя-неудачника, хоть самоуверенного и успешного по жизни человека, знающего, чего он хочет и умеющего это получать.

Любого неудачника можно превратить в перспективную личность, которая начнет свой путь к успеху с простенького бизнеса, а закончит той деятельностью, до которой успеет дорасти за свою жизнь. Смогли же сделать из нас покорных рабов, готовых служить чужим интересам вопреки своим природным инстинктам, значит и обратный процесс возможен, значит и из раба можно сделать человека. Понятное дело, что учить человека в раннем возрасте в тысячу раз проще, чем тогда, когда он уже вырос и сформировался как личность. Но никто и не говорит о том, что из последнего неудачника можно легко сделать великого вождя или очень богатого бизнесмена, хотя кто знает, все ведь от желания человека зависит, от того, насколько усердно он будет работать над собой. Однако неудачник может перестать быть неудачником, он может перестать быть человеком с низкой самооценкой, неуверенным в себе. Он может превратиться в перспективную личность, способную добиться определенного успеха в жизни, благодаря правильной работе над собой.

С помощью психологии бизнеса, люди могут качественно изменить самих себя, разобраться в своей жизни и за счет определенных посильных им действий, что называется, зацепиться за успех. Так что тем из вас, кто не желает мириться со своим положением в жизни, этой возможностью, я считаю, нужно воспользоваться. В конце концов, что вы теряете, кроме времени и средств, которые вам и так приходится на что-то тратить. Так пусть лучше уж этим чем-то будет ваша активная попытка стать тем, на кого вам не стыдно будет смотреть в зеркало.

psichel.ru

Психология бизнеса - это что такое?

Школа психологии и бизнеса учит предпринимателя справляться с падениями, взлетами, эмоциональными переживаниями и кризисными ситуациями. Зачем они нужны? Собственное предпринимательство – откровенно непростая область деятельности, и эмоциональные перегрузки свойственны почти всем, кто в этой сфере работает. Впрочем, человек, открывая свое дело, сразу осознает, что тем самым он подписывается на серьезный риск. Столкнувшись с сильными эмоциями в ходе развития собственного бизнеса, не стоит пугаться, оптимальный подход – психологический. Нужно разобраться, что провоцирует переживания, и повернуть их себе на пользу.

Кто я?

Такого вопроса обычно не возникает у человека, выбравшего классический вариант трудоустройства. Получая должность в уже существующей компании, точно знаешь свои обязанности и возможности, сферу, за которую несешь ответственность. Как учат книги по психологии бизнеса, в этой области деятельности все совсем не так. Не стоит рассчитывать на определенность. Самое важное, для себя определить, к чему человек стремится, кем видит себя в будущем. Организация собственного дела – это всегда поиск ответа на вопросы «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Предприниматель сам себе задает обязательства и определяет собственную значимость относительно происходящего в деятельности.

Конечно, осознание того, что все зависит только от тебя, может давить очень сильно. Справиться с этой нагрузкой не просто, но на помощь приходят многочисленные тренинги, в которых раскрываются секреты психологии предпринимательства и бизнеса. Не стоит пренебрегать ими, и не только бесплатными, но и платными. Это поможет узнать, как справляются со сходными ситуациями иные бизнесмены, включая уже пришедших к успеху.

Что будем делать?

Психология управления бизнесом строится на идее самостоятельного определения направленности деятельности предприятия. Поначалу перед активистом – буквально белый, чистый лист. Фирма начинается с предпринимателя – а поначалу и заканчивается им же. Это значит, что нет ни карт, ни помощников, ни путеводителя – по океану бизнеса придется путешествовать на свое усмотрение.

Самостоятельно прокладывать себе маршрут – это тоже искусство, и ему обычно обучают в школах практической психологии и бизнеса. С другой стороны, никто не в праве указывать такому предпринимателю, что делать. Поэтому можно избежать и аморальных решений, и невыгодных, самому полностью нести ответственность за определенный в качестве базового курс. Конечно, без сомнений не обойтись – они бывают у всех. Чтобы добиться успеха, нужно эффективно решить спорные вопросы, почувствовать уверенность в себе, своих силах, а также обучиться волевому разрешению любых сложных ситуаций. Необходимо помнить: ответственность за принятое в одиночестве полностью ложится на того, кто выбрал курс движения.

Противоречивость и стресс

Дли предпринимателя хорошо знакомо сочетание одновременно и паники, и радости. Сомнения всегда соседствуют с увлеченностью выбранным делом. Противоречия – это важная часть человеческой психологии. Чтобы научиться ее понимать и принимать, можно пройти специальное обучение психологии успеха бизнеса. Впрочем, иным хватает и самостоятельного анализа ситуации или прочтения специализированной литературы. Нужно осознавать: противоречия – это естественное состояние человека, который видит широкие возможности, не только позитивные, но и негативные. Для современного предпринимателя просто невозможно представить деловую активность без такой сложной особенности собственного ощущения.

Как рассказывают в многочисленных современных институтах психологии и управления бизнесом, ключевая особенность, без которой просто невозможно прийти к успеху – умение справляться со стрессовыми ситуациями. А ведь они подстерегают предпринимателя буквально на каждом шагу. Чтобы понять, как себя ведет конкретный человек, нужно представить ситуацию звонка телефона в выходной день. Какие мысли приходят в голову, какие эмоции сразу захлестывают? Если это преимущественно негативное ожидание неприятностей, важно оценить, проанализировать причину таких предположений. Нельзя отворачиваться от проблемы, даже если это мешает личной жизни. В начале пути, когда еще только строится собственный бизнес, нужно понимать: все время придется отдавать для работы, и к этому следует быть психологически готовым.

Когда деньги играют свою роль

Финансы – вот первое, на чем отражается неуспех предпринимательства. Психология бизнеса – это умение справиться с ситуацией убытков, задержек с уплатами, не подорвав при этом собственное эмоциональное и психическое здоровье. При этом человек прекрасно понимает, что его проблемы с деньгами оказывают влияние не только на личное финансовое состояние, но и всей его семьи, а также нанятых работников и их родственников.

Зачем мне это надо?

Может показаться, что все рассмотренные темы психологии бизнеса свидетельствуют, что занятие это нервное, бесполезное и бесперспективное. Статистика в свою очередь неутешительно рассказывает о высоком проценте неудач. И все же из года в год растет число предпринимателей – начинающих и уже добившихся успеха. Этот феномен не раз привлекал внимание психологов, и ему удалось найти объяснение.

Как рассказывают специалисты, основная двигающая сила, найденная подходами психологии бизнеса – это страсть. Человек буквально с головой поглощен эмоциональными переживаниями, забывает о страхах, сомнениях и идет вперед, осознавая свою правоту и силу. Это действительно сильное ощущение, которое буквально подчиняет себе личность и помогает найти собственное предназначение, путь в жизни.

Эмоциональная перегрузка – это лишь часть пути, который нужно пройти, дабы достигнуть своей мечты. Конечно, подобное может оказаться сверх сил конкретного человека. Поэтому успех приходит далеко не к каждому. Но умение справляться с перегрузками, разумный подход к поставленным задачам – залог успеха. Многие предприниматели говорят, что раз вкусив радость риска и победы, успешного решения сложной проблемы, уже просто невозможно вернуться в предсказуемый мир рутинной повседневности.

Практическая психология

В настоящий момент на территории нашей страны действует несколько институтов бизнеса и психологии. В рамках образовательного курса можно ознакомиться с фундаментальным подходом к подготовке профессионалов в сфере предпринимательства. Такие курсы предназначены в первую очередь для тех, кто хочет повысить эффективность (деловую, личностную), раскрыть возможности себя, применяя наиболее современные и результативные психологические подходы.

В рамках образовательной программы заинтересованные могут получить профессиональные компетенции, действительно актуальные для применения в предпринимательской среде. Если изучить программы институтов бизнеса и психологии, можно заметить, что преимущественно время отводится на отработку полученных знаний, а сами теоретические экскурсы редко занимают больше четверти программы. Зато слушатели прекрасно усваивают модели поведения, которые помогают правильно подать себя и с блеском выйти из самых разных ситуаций.

Управлять с умом

Психология бизнеса – это умение контролировать карьеру. Для успеха в этой области предприниматель должен знать, как взаимодействовать с другими персонами, какими алгоритмами руководствоваться при принятии решений. Обычно рассматривается не только деловая жизнь, но и частная, так как во многом личные знакомства позволяют молодому бизнесмену продвинуть свое предприятие. Умея вести переговоры с партнерами и понимая интересы, скрытые, в том числе стратегии, применяемые контрагентами, можно научиться так влиять на них, чтобы поворачивать любую ситуацию в пользу своего предприятия.

При этом важно уметь управлять эмоциями (своими и собеседника), защищаться от давления со стороны оппонента и правильно выстраивать линию поведения при возникновении конфликтной ситуации. Эффективным инструментом становится публичное высказывание. В рамках психологии управления карьерой также следует уделить внимание навыкам презентации и реализации продукта.

Психология бизнеса – это еще и умение управлять человеческими ресурсами. Сюда входят понятия коучинга, психодиагностики, мотивации, стимуляции рабочего персонала. Успешный бизнесмен должен знать, как инструменты, методики позволяют корректно оценить деятельность сотрудников, как можно организовать трудовой процесс и продиагностировать его на предмет неуспешных решений. Задача бизнесмена – сформировать эффективную управленческую команду и подобрать надежных исполнителей.

На что обратить внимание?

Некоторое время назад вышла книга автора Марины Мелия «Бизнес – это психология». В настоящее время многие отзываются об этом издании положительно. Автор раскрыла интересные особенности, смогла объяснить их понятным языком, благодаря чему мир предпринимательства стал ближе к обывателям. Особенно ценным это издание считается в среде начинающих бизнесменов, черпающих из материалов вдохновение. Можно найти в книге ответы на животрепещущие вопросы, связанные с психологическими аспектами ведения предпринимательства.

Как следует из интернет-магазинов, книгу Мелия «Бизнес – это психология» можно приобрести практически в любой современной точке онлайн-продаж как в электронном, так и в бумажном виде. Издание представлено в большинстве отечественных сетевых магазинов и стоит относительно недорого. Многие рекомендуют прочитать его тем, кто только начинает свой путь на поприще бизнеса, чтобы обучиться справляться с особенностями собственного личностного восприятия, а также освоить деловое взаимодействие с другими людьми.

Основные дисциплины, необходимые для понимания психологии бизнеса

Это (отзывы об учебных программах подтверждают такое утверждение) следующие направления, изучению которых должен посвятить свое время начинающий предприниматель:

  • психология личности;
  • общее направление;
  • психология характера;
  • психология социума;
  • закономерности организационного развития.

Перечисленные направления дадут представление о психических процессах человека, особенностях формулирования концепции личности, социального взаимодействия и поведенческих стратегий в группах. Предприниматель, тщательно изучив материал, будет представлять, что такое жизненный цикл предприятия, какие классические ошибки допускают управленческие структуры, и какие патологии могут встретиться в организации. Внимательно ознакомившись с материалом, усвоив его в теории и закрепив на практике, можно успешно избегать распространенных проблем, а это будет залогом не только хорошего финансового результата ведения дела, но и минимизации эмоциональной нагрузки в рабочем процессе.

Чему меня научат?

Если пойти в специализированное учебное заведение, занимающееся именно психологией бизнеса, в рамках образовательного процесса можно будет на практике освоить все знания. В хороших учреждениях рабочую программу строят с учетом жизненных реалий каждого из слушателей, подбирают задачи, соответствующие профессиям, личности человека. По итогам такого обучающего проекта серьезные институты дают возможность защиты диплома в выбранном направлении. Это позволяет проработать наиболее интересную для конкретного человека область под руководством опытных специалистов. Можно, в частности, рассмотреть психологические аспекты управления предприятием или особенности работы с персоналом, его развитие.

Наибольший эффект приносят практические занятия под руководством опытных психологов, бизнесменов, коучей. При выборе учебного заведения стоит обратить внимание, будет ли возможность консультироваться по личным, профессиональным вопросам. Возможность такого общения – существенный плюс в пользу конкретного варианта.

Бизнес: что это такое?

Слово всем нам знакомо, подсознательно мы понимаем суть явления, закодированного им, но вот сформулировать более-менее четкое определение – задачка не из простых. Связано это с разносторонностью такого типа деятельности. Это сказывается и на психологии активности. Аспектов очень много, включая отношения меж индивидуумами и личные особенности всех задействованных. Бизнес – это альтруистическая деятельность, виртуозно смешивающаяся со стратегиями манипуляции, формулировка целей, применимых для их достижения способов, методик, позволяющих принимать решения. Как из всего этого хаоса сформировать четкое, легко осознаваемое понимание сути этого понятия?

Современный бизнес – это деятельность, направленная на улучшение своего финансового состояния, но крайне сложная с точки зрения ценностей, психологических аспектов. Кстати говоря, отражается это в наличии многочисленных книг, рассматривающих то, как правильно относиться к деньгам (с точки зрения психологии).

Бизнес: что нужно для успеха?

Пока одни твердо уверены, что добиться хороших результатов можно, если умело манипулировать окружающими, другие считают, что такой подход не принесет реальной пользы в долговременной перспективе. Действительно, сколько-то успешных сделок заключить можно, но стойкий, надежный, рассчитанные на годы и десятилетия бизнес основать на таком фундаменте получится вряд ли. Поэтому для современного предпринимателя первая задача – формулирование своего уникального, индивидуального пути. Он будет наполнен многочисленными вехами, изменениями.

Более того, многие акцентируют внимание на то, что в определенный момент бизнесмен сталкивается с необходимостью отказаться от творчества, индивидуальности, свободы – всего того, ради чего и был выбран этот путь. Только освоив противоположность, регулярный подход, организационную науку и администрирование, можно рассчитывать на успех.

Впрочем, не стоит пугаться раньше времени. Как правило, на начальном этапе хватает предвидения, предчувствия развития ситуации. Если человек может ощущать, каковы запросы рынка, предугадывать максимально перспективные ниши, нужно пользоваться этой способностью без зазрения совести. Это уже после, когда масштабы существенно увеличатся, придется приступить к освоению матчасти.

fb.ru

Психология бизнеса в качестве направления психологической науки

Психология бизнеса в качестве направления психологической науки

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.

Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Определение 1

Психология бизнеса — отрасль психологической науки, возникшая на стыке нескольких дисциплин гуманитарного направления.

Психология бизнеса основана на базе психологии, социологии, экономики в связи с активным развитием социально-экономических аспектов общества. Эти аспекты должны быть психологически осмыслены. Предметом психологии бизнеса является психика человека, следовательно в основу изучения положены фундаментальные и прикладные подходы, сложившиеся в общей, социальной, возрастной, педагогической психологии.

Рождение и развитие психологии бизнеса — реакция на современные новые условия социально-экономического характера. Рыночная экономика стремительно развивается, вследствие этого развития появились предпринимательство, банковское дело, торговые сети и сети обслуживания. Бизнес становится основой экономических отношений, а представители бизнеса должны непрерывно самосовершенствоваться, чтобы управлять этим сложным делом. Бизнесменам требуется помощь психологов как в личностном, так и профессиональном развитии. Появление психологии бизнеса своевременно и весьма правильно отражает классическую логику выделения новых отраслей в психологии, где главным принципом классификации является развитие психики человека под влиянием деятельности и социума. В центре прикладного направления психологические проблемы людей, связанных с ведением бизнеса, повышение эффективности бизнес деятельности. Психология бизнеса продолжает оформляться как отрасль психологии со своей определенностью, спецификой.

Специфика психо

zaochnik.com

Психология бизнеса — это психология хозяйки бизнеса

Психология бизнеса изучает не только психологию продажи, маркетинга и менеджмента, но прежде всего, психологический профиль его руководителя. Если основатель бизнеса женщина, значит будем изучать психологию хозяйки этого бизнеса. Статья по запросу одной бизнес-леди, пожелавшей остаться инкогнито.

Бизнес — это прежде всего психология, согласны?

Бизнес — это психология, писала автор одноименной книги для бизнесменов Мелия Марина.

Однако лучше всего рассматривать психологию бизнеса не с точки зрения рабочих процессов и продвижения, а изучать психологию личности его основателя по модели, которую предложил известный транзактный аналитик Эрик Берн, еще в 50-х годах прошлого столетия.

Кто Вы внутри своего бизнеса: Победитель или Неудачник?

Первичный взгляд нужно бросить на сценарий жизни руководителя и создателя бизнеса и установить, удачник он или победитель по жизни?

 Загрузка ...

В конце статьи Вам будет предложено пройти тест, чтобы Вы смогли оценить, насколько верна Ваша самооценка.

Какие аспекты психологии личности в бизнесе оценивает сценарный аналитик?

Бизнес, как и театр — это маленькая жизнь. В бизнесе, как и в театре, как и в жизни на первый план выходит личность человека, хозяина, актера.

Сценарная терапия — это личностная трансформация

Сценарный аналитик, как режиссер в театре, пытается проникнуть в суть, сердцевину личности основателя бизнеса, чтобы понять какие нити связывают человека с его прошлым.

Аспекты психологии личности под взглядом сценарного аналитика:

  • Структурный анализ психологии личности: Родитель, Взрослый, Дитя

  • Сценарные партнеры и их личность (в аспекте бизнеса — партнеры по бизнесу, супруги)

  • Внутренние конфликты личности основателя бизнеса

  • Собственно скрипт (сценарий) как поведенческая модель (по ссылке расположен онлайн курс автора этого блога)

  • Энергограмма и жизненная позиция (что написано на футболке)

  • Профиль поглаживаний (без умения запрашивать и давать поддержку бизнес не развить)

  • Запретные (подавленные) эмоции и чувства

  • Запретные желания

  • Навыки ассертивности, внутренние ресурсы и способности

  • Умение выстраивать личностные и межличностные границы

  • Игры и роли создателя во взаимоотношениях вокруг бизнеса: клиенты, партнеры, друзья, контролирующие органы, конкуренты

Вот собственно достаточно полный профиль для анализа совместно с транзактным аналитиком или для самоанализа. Причем, большинство тем раскрыто в вышеупомянутом курсе, который совмещает в себе эти 2 способа анализа.

Психология парикмахерского бизнеса: как его строить в потоке?

Недавно ко мне обратилась одна из подписчиц моей группы Вконтакте (оставим ее имя в тайне)  — ее вопрос-запрос касается эмоционального состояния внутри бизнеса

Она со основательница и идейная вдохновительница парикмахерского салона, которым руководит уже несколько лет с партнершей, которую сама привлекла, и которой сама теперь недовольна.

Простыми словами о главном — о сути счастья: спокойствие и принятие

Ее запрос звучит так: Во мне живет Чертенок, который заставляет важное в бизнесе откладывать на потом. Она буквально вопит через строки сообщения:  «Я многого в жизни добиваюсь, но это все идёт через огромное ПРЕОДОЛЕНИЕ.

У меня уже нет сил и хочется все бросить, хотя я успешный специалист».

В дополнение: перфекционизм и стремление объять необъятное с попытками все контролировать и делать самой.

Вот как эта психологически уставшая женщина и хозяйка бизнеса описывает текущую ситуацию (плюс мои комментарии по ходу пьесы):

КЛИЕНТКА: В профессии (парикмахер) я с 17 лет (мне 42). Уходила на несколько лет в другие сферы (торговля, реклама), но «свои» клиенты были всегда. Ушла во второй декрет с поста руководителя рекламного отдела… без руководителя отдел очень быстро развалился и возвращаться было некуда. Задумалась, что делать дальше?…Решила, что МОЁ — парикмахер. Но, за несколько лет моего отсутствия в этой сфере, работа парикмахера несколько изменилась и усложнилась-появились разные техники стрижек (стрижки уже не различаются по названиям, а моделируются мастером для каждого клиента), появилась колористика (не буду вдаваться в подробности), и тд.

ПСИХОЛОГ: На уровне Взрослый достаточно стратегий и техник, ресурсов — хзначит дело не в их отсутствии, а в блокировке — посмотрим дальше — кто или что их блокирует?

КЛИЕНТКА: Я, как человек, «страдающий» перфекционизмом, не захотела (да и побоялась) пойти в салон эдаким полуфабрикатом, поэтому пошла заново получить базовое парикмахерское образование, параллельно постоянно посещая курсы повышения квалификации (в том числе, в Москве у знаменитых стилистов). За короткий срок я обзавелась очень многочисленной клиентской базой и постепенно подняла цены, почти на максимум, приемлемый для нашего города.

В итоге столкнулась с ситуацией, когда клиентов стало для меня одной «слишком» и я сгенерировала идею своего салона, мастеров для которого, выучу сама, так как мой перфекционизм (подозреваю, что на пАру с гордыней) не позволил бы мне подпустить к МОИМ клиентам абы кого! Так я параллельно занялась преподавательской деятельностью в одном местном учебном центре (одна из моих учениц сейчас работает у меня в салоне).

ПСИХОЛОГ: На стадии планирования, организации сценарное поведение еще не охватывает Клиентку, как Вы поймете сценарий жизни проявляется только в отношениях. Но без партнера — подспудный страх, «я не смогу, у меня ничего не выйдет»

КЛИЕНТКА: Постепенно, вынашивая идею будущего бизнеса, познакомилась с коллегой, с похожими амбициями и, как оказалось — похожими страхами.

А страхи (мои) таковы: на осознанном уровне я ЗНАЮ (много раз проверено опытным путём), что МОГУ самостоятельно организовать, отладить и нести ответственность за собственное дело и коллектив, а вот на глубинном (эмоциональном) сидит Чёрт и внушает мне страхи, сомнения, уменьшает и обессиливает меня в моем собственном представлении((((((

ПСИХОЛОГ: А вот и новый персонаж — Чертик. Внутреннее нечто, которое сидело и ждало удобного случая, чтобы проявиться в полную силу!

КЛИЕНТКА: Для иллюстрации, случай из моей жизни. Едем с мужем в автобусе (1995 год!), перед нами сидит парень-кореец с жесткими прямыми волосами до того классно подстриженными! Я мужу на него показываю говорю: когда я научусь ТАК стричь, буду считать себя супер профи! Когда парень выходил на своей остановке, он обернулся и поздоровался со мной…это был МОЙ клиент с МОЕЙ стрижкой. Думаете, я стала после этого случая считать себя супер-профи и меня покинули сомнения? Уверена, что Вы так не думаете, Вы же психолог!)))

Так вот, коллеге я предложила совместно ввязаться в бизнес, чтобы разделить с нею ответственность (ну, и финансовую нагрузку), но очень скоро я поняла, что не только не «разделила» её, а ещё и взвалила на себя ответственность за инфантильную барышню, разруливая нелепые ситуации, которые она создавала, пытаясь изображать из себя взрослую. Финансовая нагрузка тоже в начале лежала только на мне. Должна заметить, что аналогичная ситуация и в моей семейной жизни.

ПСИХОЛОГ: Итак, для партнерства (как семейного, так и бизнес) Клиентка выбирает человека с сильным Свободным Дитя (А как иначе с таким Критическим Родителем внутри?), вот только для построение семейной и бизнес систем его вовсе недостаточно, нужен тот самый Взрослый, как организующая система. При этом Свободное Дитя Клиентки уходит в сторону и замещается Адаптивным Дитя — зажатого и наполненного страхами.

КЛИЕНТКА: Вернусь к бизнесу. У нас с партнершей, помимо профессии, есть ещё общие интересы — в частности, психология. Мы с ней все проговариваем, обсуждаем. Она тоже осознаёт все свои «проблемы» и старается их «проработать» и сейчас мне с ней проще: нелепые ситуации она не создаёт, просто переложила ВСЁ на мои плечи и говорит, что «её не напрягает, что я главная»……

Мне видится так, что я стараюсь наладить БИЗНЕС, который будет функционировать при моем минимальном вмешательстве и контроле, но для этого сейчас необходимо уделить ему максимум внимания: обустройство, обучение мастеров, привлечение клиентов, обеспечение бесперебойной работы, разработка мотивационных схем мастеров и т.д. А Катя не может оторваться от своих клиентов, так как они обеспечивают ей сиюминутный заработок, в итоге работа на перспективу все время откладывается.

ПСИХОЛОГ:  Слово «стараюсь» указывает на сценарный Драйвер Старайся (все равно у тебя ничего не выйдет). Слово «откладываетСЯ» указывает на снятие ответственности с себя и попытке переложить ее на плечи своего партнера, причем как это характерно для сценарных отношений — этот процесс взаимный.

КЛИЕНТКА: Мой вопрос-запрос такой: как мне Чёрта этого из себя прогнать? Того, кто не верит в меня.

Я многого в жизни добиваюсь, но это все идёт через ПРЕОДОЛЕНИЕ. А от этого нервишки сильно шалят…..

По поводу эмоций, которые шли в ответ на Ваше предложение (мое предложение сформулировать запрос-вопрос)…….написала это письмо за полчаса…спустя три дня!!! Три дня откладывала. И так во всем. Знаю, что хочу это сделать, знаю как я это сделаю, взять БЫ да сделать….куда только БЫ это девать?…

ПСИХОЛОГ: Преодоление (себя, партнера, обстоятельств) указывает на внутреннее противостояние — на него и уходят все силы, на бизнес и на отношения с мужем (предположение) ничего не остается. Почти на 90% уверен, что противостояние, конфликт идет между Контролирующим Родителем в минусе (Будь Сильным! Будь Совершенным!) и Адаптивным Дитя в минусе (сперва терпит и причитает зажавшись в углу —  Я слабый,  У меня ничего не выйдет! Я боюсь что скажут люди! Я всего боюсь!, а затем когда терпение лопает — взрывается и бунтует — сценарный срыв — я все брошу, мне что одной это надо?). Свободное Дитя же в отсутствие заботливой части Родителя (она направлена вовне — Спасает других) подавлено. Взрослый заражен с двух сторон КР и АД.

Я внимательно читаю запрос и задаю ключевой вопрос — неожиданный для клиентки, не о бизнесе — меня интересует психологический портрет «Чертенка».

ПСИХОЛОГ: У черта не только рога, но и хвост есть и он тянется из прошлого кого копируете и кого напоминает Черт?

КЛИЕНТКА: Кого копирую-не знаю. На кого похож?…черт да черт…о! может, на меня маленькую. Сижу «я» в укромном уголочке и боюсь, как меня оттуда не вытащили и всем не показали. Даже БЫ пропустила)))

ПСИХОЛОГ: Так я и думал — да разве эта малышка может руководить бизнесом — она даже не знает как это слово пишется. Пора родить малышку.

КЛИЕНТКА: Проходила тренинг «от рождения до смерти», там надо было проходить «родовые пути»…так я боялась-вдруг застряну….о, как. Спасибо, Александр)

На этом наша переписка Вконтакте закончилась, и сейчас я сформулирую краткие рекомендации в формате «Что делать?».  

Как изменить психологию хозяйки бизнеса: рекомендации психолога

Скажу сразу и наперед, если Клиентка на чей запрос я отвечаю сегодня в статье по запросу, решит трансформировать себя и избавиться от сценария неудачника, то ей придется расстаться со своим сценарным партнером — буквально — разделив бизнес, или номинально (наверное лучший вариант) переведя ее на роль обычного мастера.

А Вы настроены в бизнесе на победу или проигрыш?

Пройдите тест, определяющий Ваш стиль и сценарий в жизни, отношениях, работе и бизнесе (вернитесь на блог, чтобы ответить на этот вопрос в комментариях)

[sociallocker id=»7695″]Кто Вы? Неудачник? Середняк или Победитель?[/sociallocker]

Рекомендации транзактного (сценарного аналитика):
  • Убрать голос Критического Родителя

  • Повернуть поддержку Заботливого Родителя вовнутрь

  • Научиться запрашивать и получать поглаживания из вне

  • Научиться доверять и отпускать контроль, верить в способности другого справиться (перестать Спасать)

  • Активировать Свободного Дитя

  • Проработать и изменить мысли-страхи на поддерживающие послания и одобрение

  • Научится стратегиям маленьких шагов с празднованием Победы после каждого успешно пройденного этапа

  • Записать и реализовать план развития бизнеса

  • Научиться управлять, настаивать и говорить НЕТ

  • Назначить адекватного управляющего и укатить с мужем (новым партнером) отдыхать на Бали

Поделитесь статьей в социальной сети со знакомыми бизнесменами и бизнес-леди:

Задайте в комментариях вопросы по содержанию статьи и поделитесь своими результатами прохождения теста.

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

psymanblog.ru

Психология бизнеса

Чем дольше я веду работу с мужчинами, тем больше вижу, что многие теоретически знают, что делать. Прошли курсы. Прочитали книги на тему саморазвития. Смотрят видео на ютубе. Мечтают, но не делают.

На практике нет понимания, какой шаг сделать первым. Они мечтают о бизнесе, но не знают, что конкретно делать. Им хватает знаний, но не хватает психологического понимания, как именно приложить эти знания и куда.

В чем же заключается настоящая психология бизнеса и зарабатывания денег?

Я называю эту тему психология манимейкинга. Что это такое? Это подоплека зарабатывания денег с психологической точки зрения. Почему клиенты покупают у вас, а не у конкурента? Так ли важно название? Почему клиенты приходят снова? Все эти вопросы имеют под собой простую основу – взаимодействие эмоционального (боли) и рационального (решения боли).

Клиент олицетворяет собой эмоциональную часть – ему плохо и он не знает что делать, вы (специалист, предприниматель) олицетворяете рациональную часть, у вас есть заготовленное решение, которое поможет клиенту чувствовать себя лучше.

В этом взаимодействии рождается бизнес - предприниматель берет на себя обязательства решить проблемы клиентов так, что для клиента это будет практически магия. Магия, которая приносит пользу.

Деньги платят только за то, что приносит пользу

Это очевидно. Очевидно, что никто в своем уме не заплатит вам деньги за то, что не нужно. Платят деньги за то, что хочется и важно субъективно этому человеку. Если у всех айфоны, то люди платят за пользу. Мифическая эта польза или реальная – неважно. Клиент платит, потому что верит, что это хорошее решение. Да, есть мошенники и гениальные маркетологи, которые могут создать потребность и предложить решение, но суть одна – люди реально считают это полезным. Никто не платит людям, которые не приносят пользу. Будь то маленькая или большая польза, люди готовы обменивать заработанные деньги на ваши товары, услуги или компетенции на работе. Чем больше вам платят — тем выше ваша польза миру. Это очевидно.

Вы можете что угодно думать о себе, своих способностях, о других людях, но если у вас мало денег, это значит только одно — вы либо не продемонстрировали миру достаточную пользу, либо эта польза недостаточно хороша.

Айфоны покупают, потому что они быстрые, красивые и потому что не надо сидеть и разбраться, какую модель покупать. Он просто есть и все. Это огромная польза для тех, кто хочет себе без заморочек купить достойный телефон.

Айподы произвели революцию в мире мп3-плееров, их было продано более 250 млн экземпляров, абсолютный рекорд среди всех музыкальных плееров. "1000 песен у вас в кармане" — идеально понятный слоган о той пользе, которую несет этот продукт. Я получил реальное наслаждение от 10-минутной презентацию о первом Айподе, который представил Джобс, когда вернулся поднимать Эппл. Вспомнил, как сам почти без раздумий купил Айпод Нано, потому что он покорил меня своим элегантным видом, объемом памяти и простотой использования.

Еще пример – это бионические протезы. Это протезы, управляемые электрическими импульсами тела и способные совершать манипуляции как реальные конечности. Их уже печатают на 3Д-принтерах.

Это полностью функциональная рука, в которой сгибаются пальцы, крутится кисть, есть обратная связь, т.е. чувствование некоторых ощущений. Впечатляет, конечно. Это ли не решение проблемы людей, которые раньше были с простыми деревянными или пластиковыми протезами? Это невероятное решение

По заверениям разработчиков, которые получили средства на краундфандинге, такой протез будет стоить меньше $1000. Раньше такие штуки были недоступны простым смертным, а сейчас вот так. Пройдет еще пару лет, и, я думаю, подобные руки можно будет покупать через интернет с доставкой на дом.

Это очень круто. Это реальная жизненная польза. И за это люди будут платить.

Боли и решения

У предпринимателя есть идеи, которые он предлагает клиенту и закрывает его боли и потребности. Это называется офферы и решения. Business solutions на английском.

Ведь что происходит, когда вы предлагаете решение – с точки зрения мужской роли вы видите будущего, которое не видит клиент. И вы не просто видите, вы знаете как его достичь, знаете, что для этого нужно, знаете, как проконтролировать процесс достижения.

Это типичное задание в любой бизнес-тусовке, знать боли и потребности своих клиентов. Вы должны понимать, что болит у клиента, что ему не нравится, от чего ему плохо, от чего он страдает. Это – аналог чувств в организме. Ваш организм болеет? Нужно понять, где болит, чтобы придумать решение.

Только зная хорошо свою целевую аудиторию (ЦА) и зная её боли, вы сможете понять, что им нужно. Видел одного парня, который занял большой кредит под покупку оборудования для стирки матрасов в промышленных масштабах, а потом жаловался, что стирку матрасов в поиске гугла никто не ищет. Конечно! Это вообще проблема?? Зачем он предлагает решения в том, что никому не нужно?

Прекрасный пример пользы — это тест-драйвы

Хотите новую машину, но не можете понять, какую? Просто попробуйте покататься

Я недавно на нем побывал, и это было круто. Я не собирался покупать другой автомобиль, но подумал, почему бы не поездить на люксовых машинах, которые мне нравились — это ягуар и рэнж ровер. Еще оказалось, что салон ягуаров и РР находится рядом с салоном БМВ, поэтому заодно покатался на Х5 и пятерке, которая только вышла в этом году.

Сервис в салонах отличный — менеджеры прекрасно общаются, умеют и рассказать и не мешать углубиться в свои мысли, маршрут для теста был рассчитан на 20 минут, чего вполне хватило.

Сами автомобили конечно хороши. Даже при неполной комплектации ощущение комфорта в салоне, управляемость и скорость впечатляют. Рэндж Ровер просто огромный, ощущение, как в танке едешь. Только плавном. Х5 управляется идеально, несмотря на размеры. Ягуар и новая пятерка меньше впечатлили. Хотя салон у обоих и особенно у пятерки как космический корабль.

Вы понимаете, о чем я? Тест-драйвы это закрытие моей боли "я не знаю, что я хочу, надо попробовать". Мне дают возможность попробовать то, что для меня пока недоступно. Они дают это ощущение причастности и возможности прикоснуться к тому, чего у тебя нет. Это хороший пример пользы, которую можно дать

Итак, вам нужно дать пользу, которая неизменно клиентом оценится как субъективно важная. которая закроет его боли.

Как корабль назовешь?

Многие думают, Что название для бизнеса очень важно, и месяцами придумают крутое название, снимают крутой офис, и только потом думают о продуке. Это полная ерунда.

совершенно неважно, при этом, как будет называться ваша компания. Недавно я узнал, что Mail.ru Group, компания, которая владеет Вконтакте, Киви (как вам название, а?), ICQ и другими интернет-проектами, купили за 18 млн долларов сервис по доставке еды с названием ZakaZaka. По сути, это конкурент Delivery Club.

Но меня заинтересовало не это. Кто назовет бренд ЗакаЗака? Точно не я. Это же смешно. Тем не менее, они стоят 18 млн долларов, а я нет.

Не так важно, как называется компания или какими словами написан оффер — если сервис и продукт качественные, это запомнят куда быстрее. Забудьтте о названии, думайте о пользе.

Важно сделать какой-то такой товар, услугу, продукт, который будет нести большую выгоду, классное решение проблемы. Иначе это останется просто абстрактной концепцией.

Не нужно быть гениальным экспертом, чтобы приносить пользу людям

В большинстве даже самых известных тренингов и мастер-классов нет никаких секретных секретов и невероятных ноу-хау технологий, только благодаря которым можно добиваться каких-то выдающихся результатов. Многие «секретные фишки» представляют собой зачастую очень простые и понятные вещи, которые может освоить каждый из нас.

Но ключевое отличие людей, которые достигли результата и учат этим тренингам, в том, что они делали подобные действия сотни и тысячи раз, совершили множество ошибок, и оставили только те варианты, которые работают. Неважно, простые они или нет, именно они и работают.

Ведущий, который на мастер-классе или тренинге выдает вам решение вашей проблемы, действительно знает и на практике видел, как меняется мир, как появляются результаты, потому что он сам или его ученики делали это, и делали неоднократно.

Есть фраза, которую я считаю очень точной: «Эксперт — это человек, кто совершил в заданной узкой области все возможные ошибки».

Возьмем известную многим Бизнес Молодость. Я проходил их тренинги, и знаю, что они сделали очень много для своих клиентов и в целом предпринимательской среды России. Но также мне знакома и критика их курсов, которая в основе заключается в том, что идеологи БМ не дают никаких серьезных знаний, а лишь делятся простыми рекомендациями, которые можно легко прочесть в интернете, приправленные убеждениями, что у учеников всё получится.

И, черт побери, это именно так! Они и правда не учат чему-то сложному! Зачем? Зачем нужно учить чему-то сложному людей, которые не занимались бизнесом? Или которые занимались, но хаотически? Кто будет учить полных нулей в бизнесе считать EBITDA, ROI, писать бизнес-планы, искать ангельские инвестиции и делать прочую ебитду? Разумеется, у них есть и сложные программы, на них уже идут совсем с другим масштабом бизнеса и там учат считать ROI и заняться систематизацией. Такие программы не освещают массово, но они есть.

Еще один важный вывод: вы не должны быть гением в решении проблем, вы просто должны точно знать, что сделать клиенту, даже если это очень просто

Что делать, если вы работаете по найму?

Когда мне говорят, "ну хорошо, понятно, как заработать больше денег предпринимателям и менеджерам продаж, они сами себе хозяева, а вот я работаю в найме, я на деньги не влияю, что мне делать", мой ответ всегда один — нужно решать проблемы начальника, и это неизбежно приведет к росту.

Казалось бы, что это выглядит подхалимажем, нужно решать надо проблемы клиентов, но это не так. Точнее, не совсем так. Безусловно, о клиентах надо заботиться и решать их проблемы, в этом вся суть бизнеса, но вот вам утверждение: решая проблемы начальника вы и решаете проблемы клиентов. Почему? Рассмотрим цепочку: задачи линейного начальника — это задачи его руководителя, директора департамента, а задачи директора департамента — это задачи генерального директора. Что является задачами генерального директора? Конечно, проблемы его клиентов.

Поэтому, все, о чем нужно беспокоиться в первую очередь, это об упрощении жизни вашего непосредственного руководителя, выяснении, какие именно задачи перед ним стоят, предложении и реализации решений. Это приедет не только к материальной выгоде, но и к психологической. Уважение руководителя к такому человеку будет расти прямопропорциально объему решенных задач, ведь его надежность высока.

Более того, если начальника будет повышать, то его решение поставить вас на свое место будет абсолютно логичным. Либо же, если начальник уволится, он может пригласить вас к себе на новое место.

Психология бизнес — это закрытие болии (эмоций) через решение (логику).

Подведем итог.

Для того, чтобы заняться бизнесом, нужно:

  1. Определиться с тем, какую именно пользувы хотите принести
  2. Для этого понять боли ваших клиентов
  3. Для этого описать портрет клиента: кто он, чем занимается, что он умеет, и самое главное что не умеет, за что он будет готов заплатить деньги?
  4. После этого вы сможете придумать решение

Чего делать НЕ надо:

  1. Долго думать над названием. Продукты "Яблоко Телефон" и "Мелкогмякие Окна" это доказывают ("Apple Iphone" и "Microsoft Windows")
  2. Учиться и готовиться 10 лет, чтобы стать гениальным экспертом

Я всегда говорю, что бизнес похож на отношения. Это как слушать женщину для того, чтобы порадовать её – также слушать клиента, чтобы решить его проблему. Вкладываясь в женщину, вы получаете радость. Вкладываясь в клиентов, вы получаете деньги. Чем больше вы будете слушать женщину, тем лучше будет навык слушать и свои чувства, свои переживания.

В бизнесе – чем больше вы будете внимательным к проблемам клиентов (или с какими проблемами сами столкнетесь как клиент), тем интересней и лучше решения вы придумаете.

В найме – чем больше вы будете внимательным к проблемам начальников, тем более ценным сотрудником вы будете.

paveldomrachev.ru

«Задача бизнес-психолога — повысить эффективность работы компании»

Хороший бизнес-психолог умеет не только проводить тренинги, но и работать со стратегическими целями бизнеса. Как повысить эффективность работы организации? Где найти резервы для личностного развития сотрудников? Как по-новому взглянуть на старую проблему? Всему этому учатся студенты магистерской программы «Психология в бизнесе». Кроме того, уже в процессе учебы они получают возможность решать реальные задачи, стоящие перед компаниями.

Чем занимается бизнес-психология

«Родиной» бизнес-психологии принято считать Великобританию. Там она возникла в ответ на экономический кризис, когда выяснилось, что обычные психологи, которых приглашали проводить тренинги для персонала, могут решать лишь локальные задачи, но не рассматривают их в общем контексте развития организации. Между тем бизнес-психологию отличает комплексность и системность подходов к выявлению и устранению проблем компании.

Бизнес-психология создавалась на пересечении социальной, экономической, организационной, инженерной психологии и психологии труда, а также экономики, менеджмента и юриспруденции. «Идеальный» бизнес-психолог должен уметь работать со стратегическими целями компании, воплощать предлагаемые им подходы на практике и объяснять свои задумки «простым» языком. Конечная цель деятельности бизнес-психолога — повышение эффективности работы организации.

Что нужно знать о программе «Психология в бизнесе»

Магистерская образовательная программа «Психология в бизнесе» была открыта в НИУ ВШЭ в 2006 году. За это время программа трижды проходила зарубежную экспертизу. В качестве первого эксперта выступал Найджел Марлоу — основатель одной из первых программ по бизнес-психологии в London Metropolitan University. Другим экспертом стал Стив Бентон — первый в Великобритании специалист, получивший звание профессора бизнес-психологии, руководитель исследовательского центра в University of Westminster. С программой также сотрудничает Димитриос Циврикос, руководитель программы по психологии бизнеса и потребительской психологии в University College London.

Также магистерская программа активно сотрудничает со Школой бизнеса, экономики и информатики Биркбек-колледжа Лондонского университета, в которой студенты ВШЭ могут проходить курсы повышения квалификации и получить второй магистерский диплом.

Наша задача — помочь сделать бизнес более эффективным. Возьмем актуальный сегодня вопрос сокращения персонала. Увольнять людей или нет? А если увольнять, то как? На нашей программе мы рассматриваем такого рода проблемы — не абстрактные, а совершенно реальные

С другой стороны, в развитии магистерской программы участвуют эксперты из российского бизнеса — представители крупных финансовых, консалтинговых, торговых и производственных компаний. Они регулярно проводят мастер-классы для слушателей программы.

Академическую поддержку программе оказывает Ассоциация бизнес-психологов России, президентом которой является известный социальный и организационный психолог, автор многочисленных образовательных и консультационных проектов в области управления человеческими ресурсамиТахир Базаров. Члены ассоциации являются не только признанными учеными, но и практикующими психологами. Они также ведут занятия со студентами программы.

В рамках программы ведутся исследовательские проекты. На их основе научно-учебная группа по бизнес-психологии подготовила около ста публикаций. Кроме того авторами программы был выпущен ряд учебников по бизнес-психологии.

Образование для практиков

В прошлые годы основной аудиторией программы были выпускники бакалавриата, хотя на программу приходили учиться и представители бизнеса, в том числе высшего управленческого звена (одним из слушателей был, например, директор строительной компании). С 2015 года программа становится платной и будет в большей степени ориентирована именно на практиков, прежде всего из менеджмента и руководства компаний.

«В кризис нужно искать скрытые возможности и резервы — и каждому сотруднику отдельно и внутри организации в целом, — говорит академический руководитель магистерской программы «Психология в бизнесе» Наталья Иванова. — Наша задача — помочь сделать бизнес более эффективным. Возьмем актуальный сегодня вопрос сокращения персонала. Увольнять людей или нет? А если увольнять, то как? Сегодня мы всех уволим, а завтра рынок пойдет в рост — и где мы тогда возьмем специалистов? На нашей программе мы рассматриваем такого рода проблемы — не абстрактные, а совершенно реальные».

Но и выпускникам бакалавриата без большого опыта работы в бизнесе программа по-прежнему будет интересна — она заложит базу для последующего трудоустройства и поможет бизнес-психологам обрести профессиональный «маркер идентичности»

Учиться, работая над собственными проектами

Формы занятий на программе будут включать лекции, мастер-классы, тренинги, кейсы и, что особенно важно, реализацию проектов. «Мы даем нашим слушателям возможность работать над их же проектами, использовать в процессе обучения собственный материал и опыт и при этом взаимодействовать с экспертами», — отмечает Наталья Иванова.

По сути, программа станет площадкой, на которую представители бизнеса смогут «приносить» свои реальные проблемы, рассматривать их под разными углами зрения с помощью других слушателей и экспертов и находить решение — лучшее, чем они могли бы найти, оставаясь с ней один на один. В свою очередь, те слушатели, которые не имеют большого практического опыта, на реальных примерах увидят, что и как может сделать бизнес-психолог.

У слушателей программы есть возможность писать магистерскую диссертацию по собственным бизнес-проектам и исследованиям. «Исследовательская составляющая помогает принимать более взвешенные решения, что особенно важно в нынешних условиях, когда цена ошибки на рынке очень высока», — считает профессор Иванова.

Структура программы

Тематически программа включает три основных блока.

Первый блок посвящен проблемам личности в бизнесе — раскрытия личностного потенциала, развития лидерских качеств, разрешения кризисов. Второй блок связан с проблемами организации — особенностями работы с персоналом, обучением персонала, организационными изменениями. Третий блок охватывает проблемы потребительской психологии — все, что связано с имиджем, брендингом и ребрендингом компании, изучением потребительских ожиданий и возможностей выхода на новые рынки.

В зависимости от своих интересов и предпочтений слушатели программы смогут выбрать одно из трех тематических направлений для более глубокого изучения.

Магистерская программа «Психология в бизнесе» — очная (занятия проходят вечером), но включает элементы дистанционного обучения и большой объем самостоятельной работы.

Кого ждут на программе

Профессиональный бэкграунд слушателей программы сильно различается, среди них — юристы, экономисты, инженеры, архитекторы, IT-специалисты. Чтобы поступить на программу, нужно пройти конкурс портфолио. Портфолио кандидата включает помимо формальных документов (об образовании и проч.) расширенное резюме и мотивационное письмо, объясняющее, зачем кандидат идет на программу и чего хочет достичь.

«В психологию многие идут за счастьем — чтобы научиться понимать себя и чувствовать себя гармонично, — говорит Наталья Иванова. — Бизнес ведь жесткая вещь. Поэтому у нас есть и гуманистическая задача — помочь людям бизнеса сохранить человеческое лицо».

www.hse.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о