Существует ли Бог? Есть ли этому доказательства? / Ответы на вопросы
Существует ли Бог? Этот вопрос задают многие люди. Последние опросы свидетельствуют, что сегодня около 90% населения нашей планеты верят в существование Бога или какой-то высшей силы.
Несмотря на это, существование Бога нельзя доказать или опровергнуть. Библия говорит, что мы должны принять этот факт верой:
Евреям 11:6
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
Если бы Бог хотел, то мог бы просто появиться и доказать всему миру Свое существование. Но если бы Он так поступил, то вера была бы нам не нужна.
Иоанна 20:29
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
Тем не менее, это вовсе не означает, что доказательств существования Бога нет. В Библии написано:
Псалтирь 18:2–5
Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
Звезды на небе, безграничная вселенная, чудеса природы, красота заката – все эти вещи указывают на Бога-Создателя. Если этого недостаточно, то ощущение Божественного присутствия заложено и в нашем сердце. Текст Екклесиаста 3:11 сообщает нам:
Екклеcиаст 3:11
Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.
«Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их». Понимание того, что существует что-то вне пределов нашей жизни и этого мира, вложено глубоко в нашем существе. Даже, если мы не верим в существование Бога, Он все равно проявляется в нас и через нас. Несмотря на все это, Библия предупреждает, что некоторые люди будут продолжать отрицать существование Бога:
Псалтирь 13:1
Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
Поскольку 98% людей на протяжении всей истории, во всех культурах, цивилизациях и на всех континентах верили в существование некоего «бога», то должно быть что-то (или кто-то), заставляющее их верить!
Кроме библейских аргументов существования Бога существуют логические аргументы. Во первых, это онтологический аргумент. Самая популярная форма онтологического довода использует определение Бога для доказательства Его существования. «Бог – это тот, величайшего от которого невозможно представить». Далее доказывается, что существование величественнее от несуществования, а поэтому величайшее существо, которое можно представить, должно существовать. Если Бог не существует, тогда Он не может быть этим величайшим существом, а это противоречит исходному определению Бога.
Второй довод – телеологический – основан на понимании того, что, так как наша вселенная демонстрирует такой впечатляющий замысел, должен существовать Божественный создатель этого совершенства. Например, будь Земля на несколько сотен километров ближе или дальше от Солнца, она не смогла бы обеспечивать условия для жизни. Если бы соотношение элементов в нашей атмосфере даже на несколько процентов отличалось, все живое на Земле бы погибло. Шансы случайного формирования одинарной молекулы белка равны 1 к 10243 (то есть, 10 с 243 нулями), а одна живая клетка состоит из миллионов молекул.
Третий аргумент, доказывающий существование Бога – космологический – утверждает, что любому явлению должна быть причина. Наша вселенная и все в ней – это явление, поэтому должна быть причина, приведшая к возникновению всего этого. В конечном результате, должно быть что-то первоначальное, давшее рождение всему остальному. И этим первоначальным является Бог!
Четвертым доводом является моральный аргумент. Любая культура в истории подчинялась определенным законам общества. Каждый человек владеет чувством добра и зла. Убийство, ложь, воровство, безнравственность во все времена вызывали порицание. Откуда же еще могло возникнуть это понимание добра и зла, хорошего и плохого, как не от святого Бога?
Однако в Библии написано, что, несмотря на это, люди будут продолжать отвергать неопровержимые доказательства существования Бога, веря вместо этого лжи. Текст Послания к 1:25 Римлянам 1:25 гласит:
Римлянам 1:25
Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь.
Библия также провозглашает, что людям, отрицающим Божье существование, нет оправдания:
Римлянам 1:20
Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
(«…нет им оправдания» – в оригинале)
Очень часто люди объясняют свое неверие в Бога тем, что это «ненаучно», «несовременно» или «недоказуемо». Но истинная причина состоит в том, что, приняв существование Бога, им придется принять также свою ответственность перед Ним и нужду в Его прощении.
Римлянам 3:23
потому что все согрешили и лишены славы Божией,
Римлянам 6:23
Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Если Бог есть, тогда мы несем ответственность перед Ним за свои поступки. Если же Его нет, то мы вольны делать все что вздумается, не боясь Его суда и наказания. Очевидно, что именно из-за этого теория эволюции столь популярна – она дает людям альтернативную веру. Бог существует, и почти каждый из нас знает, что это так! Даже тот факт, что многие так агрессивно пытаются доказать обратное, уже сам по себе является подтверждением Его существования.
И еще один, последний аргумент на пользу существования Бога. Откуда я знаю о Его существовании? Я знаю это, потому что каждый день общаюсь с Ним. Он не разговаривает со мной обычными словами, но я чувствую Его присутствие, я знаю, что Он любит меня и помогает мне выбрать правильный путь. Многие события в моей жизни можно объяснить только благодаря Богу. Бог спас меня и настолько изменил мою жизнь, что я не могу не восхвалять Его за то, что Он существует!
Как бы ни было, ни один из этих аргументов не сможет переубедить того, кто твердо решил отрицать существование Бога. Принять всей душой Его существование можно только через веру.
Евреям 11:6
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
А вера в Бога – это не прыжок наугад в темноту, это безопасный шаг в хорошо освещенную комнату, где уже стоят 90% людей.
Как доказать, что Бог есть. Опыт раннехристианских авторов : Богослов.RU
«И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашёл и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу», Сего-то, Которого вы не зная, чтите, я проповедую вам». (Деян. 17, 23)
Разговор о божественном в эпоху Античности
Выдающийся русский ученый и исследователь античной мысли С. С. Аверинцев охарактеризовал античную философию как загадку о «неизвестном Боге»[1]. От ранних греческих философов, досократиков, до Аристотеля античная мысль настолько разнообразно говорила о сущности, форме, качествах и, как таковом, существовании божества, насколько это вообще было возможно для философской мысли. Этого материала христианству для его философско-богословских размышлений хватило на многие века вперед. Но столь высокий полет мысли относится скорее к классическому периоду античной философии, к Платону и особенно (если речь идет о влиянии на средневековое западное богословие – схоластику) к Аристотелю. Что же касается первых попыток мыслить о Боге, то тут мы видим местами довольно наивные рассуждения, но все же уже в достаточной мере абстрагированные от попыток описать Бога в человеческих категориях, что свойственно мифическому сознанию. Например, подобные начинания можно обнаружить у Ксенофана, слова которого приводит Диоген Лаэртский: «Сущность Бога шаровидна и нисколько не схожа с человеком; он весь – зрение и весь – слух, но дыхания в нем нет; он весь – ум, разумение и вечность»[2]. Весьма оригинальную мысль Ксенофана передает и комментирует Псевдо-Аристотель: «Затем он постулирует, что “Бог превосходит всех”, разумея под этим, что он “самый сильный” и “самый лучший”»[3]. Этот отрывок напоминает нам формулировку знаменитого онтологического доказательства бытия Бога Ансельма Кентерберийского: «Бог есть то, больше чего нельзя себе ничего помыслить». Сходство есть, но, очевидно, предпосылки этих мыслителей были в корне отличными. Ксенофан противопоставлял единого, наилучшего Бога множеству богов древнегреческого политеизма (многобожия). В целом главная мысль его учения выглядит следующим образом:
Никто из богов не может находиться под властью другого;
Боги не могли возникнуть или переходить из одного места в другое, а стало быть:
Существует лишь единый Бог, вечный и неизменный[4].
То есть не могут существовать несколько богов, которые не были бы порождены друг другом, необходим единый источник. Таким образом, тут мы видим первые шаги в европейской философской мысли к единобожию.
Нельзя, конечно, сказать, что античная рационалистическая критика мифа сравнима с христианской традицией доказательства бытия Бога. Тем не менее, уже в Античности существовала дискуссия (например, у Ксенофана, Демокрита, Эпикура) относительно реальности существования богов древнегреческого пантеона, а Платон разрабатывал подходы и аргументы в этой области. Правда, тогда вопрос доказательства бытия Бога стоял лишь в виде теоретической философской проблемы и не имел апологетического значения. Впрочем, это обусловлено самим характером древнегреческой философии: античные философы постоянно затрагивали вопросы морали и религии, их интерес также был связан с кризисом религиозного мировоззрения. Начиная с Платона, можно обнаружить такой феномен, как философское вопрошание о Боге.
В трактате «Государство» Платон заявляет о существовании мира ощущений, который человек познает рассудком (διάνοια – др.греч.). Существует и умопостигаемый, как бы интуитивный мир — мир идей, который невозможно познать, находясь в мире ощущений, но связь с которым у человека есть благодаря уму (νοῦς – др. греч.) и диалектике (философии). Диалектику использует ум, стремящийся познать сущее. Платон впервые в истории философии заговорил о невозможности и даже ненужности доказывать существование Бога спекулятивно, формально. Однако люди, сомневающиеся в существовании Бога, по мнению Платона, побуждают философа к поиску доказательств Его бытия. Главное доказательство бытия Бога, согласно Платону, это наличие у человека совести, в которой присутствует Его голос (Апология 31d).
А вот благодаря умозрительной рациональной теологии Аристотеля, ученика Платона, развитой в его XII книге Метафизики, европейская мысль обрела возможность рассуждать о Боге на абстрактном языке логики. У Аристотеля Бог представлен как чистое мышление, которое вечно мыслит «самое божественное и самое достойное и не подвержен изменениям…» (Метафизика, XII, 9, (1074 b, 25)), то есть само себя. Бог по Аристотелю – первая причина всего существующего, Он движет сам себя и является началом всех движущихся вещей.
Почему же античные рассуждения окажутся позднее так близки христианскому богословию? Как кажется, потому, что в христианстве уже произошла непосредственная встреча с Богом, а поиски античных философов, их методы, вопросы и ответы, находящиеся за рамками богопознания, идеально совпали с той культурой, где Бог уже явил Себя. Только тогда философское вопрошание достигает своей цели, и только тогда возможна постановка вопроса о бытии Бога. Платон еще не доказывает непосредственно бытие Бога, но уже касается пограничных тем (например, бессмертие души) и побуждает к тому, чтобы философствовать о Боге.
Важно отметить, что в античной традиции разговор о существовании Бога начинается с вопрошания человека. Человек – это исходный пункт. В христианском богословии дело обстоит иначе. Исходный пункт уже не человек, но Сам Бог и наличествующая вера в Него. Казалось бы, зачем спрашивать о бытии Бога, если обладаешь верой в Него? Это как раз и есть характерная черта феномена доказательства бытия Бога. Разговор о бытии Бога всегда начинается с веры в Бога. Но феномен веры в Бога необходимо рассмотреть именно в рамках христианского мировоззрения.
Свидетельство и вера
Бытие являлось первоначалом любой античной философии: «Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь Есть, а ничто не есть» (Парменид), доказывать существование того, чего «не быть никак невозможно» значило бы заниматься абсурдным делом для греческого философа. Так же обстояло дело и с доказательством бытия Бога для христиан: Бог есть предмет христианской веры, существование которого, безусловно. Для христианства гораздо больший вес имел феномен Откровения, свидетельства (апостолов, Отцов Церкви, мучеников), чем возможность формального логического доказательства существования Бога. Священное Писание, свидетельствуя о Боге, конечно, в каком-то смысле и само является доказательством Его бытия, но это вовсе не тот феномен, о котором мы говорим в данной статье. Ведь Откровение является сверхъестественным и требует в первую очередь веры, а не философских размышлений и проверки законами разума. Вера – это непременный атрибут богословия, который никуда не исчезнет и в более поздней традиции, она будет на первом месте и для схоластиков, и для логиков, и для реформаторов, а уж философия – это, как говорится, «служанка теологии». Однако непосредственно феномен доказательства бытия Бога в значительной мере относится к вопросам философии, хоть и опирается на веру.
Ранние христианские богословы о доказательстве бытия Бога
Вместе с тем, очевидна заинтересованность ранних христианских богословов эпохи патристики в разумном осмыслении бытия Бога. Объяснить подобный интерес теологов можно тем, что христианская религия развивалась в рамках цивилизации, сохранявшей еще в значительной мере остатки античной культуры. Многие мыслители получали классическое римское образование, происходили из знатных римских родов, например, Иероним Стридонский и Амвросий Медиоланский, которые стали для западного богословия важнейшими христианскими авторитетами, познакомившими средневековый христианский мир с величайшими философами и поэтами Рима, Греции и Африки (см. «О знаменитых мужах» Иеронима и «Об обязанностях служителей» Амвросия). Другие же, их предшественники – такие как Иларий из Пуатье (~315-366) и Марий Викторин (~300-363гг.), имели огромное значение для соединения греческой философии неоплатонизма и стоицизма с христианским богословием. Первый – галл благородного происхождения, довольно долго оставался язычником, но закончил жизнь епископом своего города, обратившись благодаря своим размышлением над словами Бога о Себе: «Я есмь Сущий» и чтению Евангелия от Иоанна. В своем богословии он обосновывал единство в Троице, а также единосущность Отца и Сына используя терминологию стоиков, в соответствии с которой в основе (hypostasis) всех вещей лежит одна и та же природа (physis). В божественной же основе троица индивидуальных божественных лиц есть не что иное, как троица одной и той же божественной природы (о нем и о других см. книгу Г. Г. Майорова — «Формирование средневековой философии» и Э. Жильсона – «Философия в средние века»).
Подобное можно проследить также и второго упомянутого нами выше автора, переводчика на латинский Эннеад Плотина, учителя риторики в Риме, активно полемизирующего с христианами – Мария Викторина, который обратился в христианство благодаря чтению Священного Писания с целью полемики с ним. У него «до-бытие» (то есть Бог Отец) из которого рождается Слово – это первичное единое, о котором говорил Плотин в Эннеадах, например так: «До всего, что подлинно есть был Единый, или Сам Единый до бытия единого…».
Однако подобные размышления о наличии единого, первичного Творца пока, конечно, нельзя отнести к христианскому феномену доказательства бытия Бога. Древнегреческая философия, даже в позднем ее варианте – неоплатонизме, доходила до осознания необходимости источника бытия, некого «единого», но это не Бог в христианском понимании. Раннее же христианство было заинтересовано в первую очередь апологетикой и толкованием Священного Писания.
В этой связи кратко стоит упомянуть о Боэции: он одним из первых попытался логически обосновать необходимость бытия Бога. Боэций (V век) определил Бога, как существо полностью совершенное, создавшее лучший из возможных миров[i]. И этот мир самим своим существованием, своей божественной гармонией указывает на наличие над собой Творца.
Первым же христианским богословом, основательно занявшимся темой доказуемости существования Бога, можно считать Августина Гиппонского (V век). Августин действительно близко подошёл к идее доказательства. Уже его формула – верую, чтобы понять» или «верую как понимаю («credo ut intelligam» – лат. ) намекает на то, что возможно некоторое соотношение между верой и разумом, то есть область интуитивного, мистического, сопряженного с Откровением все-таки может быть охвачена рационально. Попытку доказать существование Бога можно разглядеть также в его концепции «след Троицы» (vestigiam trinitatis – лат.). Согласно этой концепции, в человеческом существе отражены память, разум и любовь, данные ему Создателем: «И поскольку рассудок сам помнит, сам осознает, сам любит. Благодаря этому мы узнаем нечто – узнаем Троицу: пока еще не Бога, но отображение Бога[ii]». Некоторые исследователи (К. Барт, например) считают, что в этом образе Августин также показывает равные возможности разных видов познания: память означает сохранение и передачу церковного предания, догматов; разум – это инструмент естественного богословия, а любовь ассоциируется с мистичностью Откровения.
Еще один шаг на пути к классическим доказательствам бытия Бога сделал Августин в своей концепции иерархии блага. Итак, согласно Августину, высшим благом является Бог, на существование Которого указывает иерархия блага, имеющегося в мире. Конечно, ничто не может быть эдаким «благом-в-себе», должен быть какой-то источник блага, принадлежность к некому высшему и первичному благу. Должна быть, значит, какая-то безначальная сущность, совершеннее которой нельзя себе ничего представить… Августин считает, что такая сущность есть, и это Бог: «Абсолютное, наивысшее благо, выше которого нет ничего и помыслить себе нельзя[iii]». Именно эта идея заинтересует впоследствии Ансельма Кентерберийского (XII век), который напишет очень близкий к ней Monologion, а затем и знаменитый Proslogion с его онтологическим аргументом.
[1] Аверинцев С.С. Образ античности, Азбука-классика. 2004. С. 21
[2] Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Мысль. М. – 1971. С. 364
[3]Фрагменты ранних греческих философов. Наука. М. – 1989. С. 161
[4] Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Канон. М. – 1996. С. 54
[i] Boetius, De trinitate 10
[ii] A. Augustinus, De Trinitate libri XV
[iii] A. Augustinus, De moribus II 24
Ева Ильющенко
Портал Иисус
Доказательства существования Бога | Bible.org
Послание к Римлянам 1 говорит, что Бог поместил свидетельство о Себе во всем Своем творении, поэтому у нас нет оправдания. В этом эссе мы рассмотрим различные типы доказательств того, что Бог действительно существует.
«В самый раз» Вселенная
Во Вселенной и в нашем мире в частности так много всего, что мы принимаем как должное, потому что оно так хорошо работает. Но астроном-христианин доктор Хью Росс назвал двадцать шесть различных характеристик Вселенной, которые позволяют поддерживать в ней жизнь. И есть тридцать три характеристики нашей галактики, нашей Солнечной системы и планеты Земля, которые точно настроены, чтобы позволить существовать жизни. 1 Я делаю хорошо, что мясо, картошка, овощи и хлеб приносятся на обед в одно и то же время; мы говорим о пятидесяти девяти различных аспектах, находящихся в идеальном равновесии, так что вселенная держится вместе, и мы можем жить в ней!
Наша Земля, например, идеально подходит для жизни. Это «правильный» размер для атмосферы, которая нам нужна. Его размер и соответствующая гравитация содержат тонкий, но не слишком тонкий слой газа, который защищает нас и позволяет нам дышать. Когда астронавт Джон Гленн вернулся в космос, одна из вещей, которая поразила его, заключалась в том, насколько тонка и хрупка наша атмосфера (всего 50 миль над Землей). Если бы наша планета была меньше, она не смогла бы поддерживать атмосферу, как на Меркурии. Если бы он был больше, как Юпитер, атмосфера содержала бы свободный водород, который для нас ядовит. 2 Земля — единственная известная нам планета, на которой есть атмосфера, пригодная для жизни людей, животных и растений.
Земля также находится на «правильном» расстоянии от Солнца и других планет нашей Солнечной системы. Если бы мы были ближе к солнцу, мы бы сгорели. Будь мы дальше, мы бы замерзли. Поскольку орбита Земли почти круглая, эта слегка эллиптическая форма означает, что мы наслаждаемся довольно узким диапазоном температур, что важно для жизни. Скорость вращения Земли вокруг своей оси, совершающая один оборот за 24 часа, означает, что Солнце равномерно прогревает планету. Сравните наш мир с Луной, где наблюдаются невероятные перепады температуры, потому что на ней нет достаточного количества атмосферы или воды, чтобы удерживать или отражать солнечную энергию.
Говоря о луне, важно, чтобы была только одна луна, а не две, три или ни одной, и чтобы она была «как раз» по размеру и на расстоянии от нас. Гравитация Луны влияет на движение океанских течений, не давая воде застаиваться. 3
Вода сама по себе является важной частью «правильного» мира. Растения, животные и люди в основном состоят из воды, и она нужна нам для жизни. Одной из вещей, которая делает Землю уникальной, является обилие воды в жидком состоянии.
Вода имеет поверхностное натяжение. Это означает, что вода может двигаться вверх против силы тяжести, чтобы доставлять жидкие питательные вещества к верхушкам самых высоких растений.
Все в мире замерзает снизу вверх, а вода замерзает сверху вниз. Все остальное сжимается при замерзании, а вода расширяется. Это означает, что зимой пруды, реки и озера могут замерзать на поверхности, но позволяют рыбам и другим морским существам жить внизу.
Тот факт, что мы живем на «правильной» планете в «правильной» вселенной, свидетельствует о том, что все это было создано любящим Богом.
Мучительный зуд «должного»
Как мать я была убеждена в существовании нравственного Бога, когда мои дети, которых никто не учил, жаловались на то, что что-то «несправедливо». Справедливый? Кто научил их ярмарке? Почему никто и никогда не должен учить детей справедливости, но все родители слышат всеобщий вопль: «Это не фа-а-а-а-а-аэр!» Концепция справедливости связана с внутренним осознанием того, что вещи должны быть определенным образом. Это касается не только трехлетних детей, которые недовольны тем, что их старшие братья и сестры ложатся спать позже. То же самое мы видим и на наклейках на бампер «Спасите китов». Почему мы должны спасать китов? Потому что мы должны заботиться о мире. Почему мы должны заботиться о мире? Потому что мы просто должны, вот почему. Это правильно. Опять это чувство «должен».
Определенные ценности можно найти во всех человеческих культурах, вера в то, что мы действуем определенным образом, потому что это правильно. Например, убивать собственный народ неправильно. Врать и обманывать нехорошо. Так и воровство. Откуда взялось это универсальное чувство правильного и неправильного? Если мы только что произошли от обезьян и нет ничего, кроме пространства, времени и материи, то откуда взялось это нравственное чувство добра и зла?
Нравственное понимание правильного и неправильного не связано с нашими мышцами, костями или кровью. Некоторые ученые утверждают, что это исходит от наших генов — что вера в мораль выбирает нас для выживания и размножения. Но если на них надавить, те же самые ученые уверят вас, что абсолютно правильное и неправильное не существует в измеримой форме, и только иллюзия морали помогает нам выжить. Но если бы один исследователь украл чужие данные и опубликовал результаты под своим именем, все теории о морали как об иллюзии улетучились бы. Я не знаю ни одного ученого, который бы не воскликнул: «Это несправедливо!» Жизнь в реальном мире — это настоящее противоядие от изощренных аргументов против добра и зла.
Апологет Грег Кукл отмечает, что чувство вины является еще одним индикатором абсолютной справедливости и неправильности. «Это связано с нашим пониманием того, что правильно, а что неправильно. Мы чувствуем себя виноватыми, когда думаем, что нарушили моральное правило, «должен». И это чувство причиняет боль. причиняет боль нашим душам. Этическое нарушение — это не физическая вещь, как удар в нос, причиняющий физическую боль. Это душевная травма, вызывающая душевную боль. Вот почему я называю это этической болью. Вот что такое вина — этическая боль. » 4
Причина, по которой все люди начинают с осознания правильного и неправильного, причина, по которой мы все стремимся к справедливости и честности, заключается в том, что мы созданы по образу Бога, Который справедлив и прав. Причина, по которой мы чувствуем себя оскорбленными, когда кто-то поступает с нами неправильно, заключается в том, что моральный закон был нарушен, а у вас не может быть морального закона без нравственного законодателя. Каждый раз, когда мы чувствуем это старое чувство: «Это не фа-а-а-а-а-аэр!» поднимаясь внутри нас, это указатель, указывающий нам на существование Бога. Он оставил указатели, указывающие на Себя во всем творении. Вот почему мы без оправдания.
Свидетельство дизайна подразумевает дизайнера
Если вы когда-либо посещали или видели фотографии горы Рашмор (Южная Дакота, США), вы не можете не смотреть на гигантскую скульптуру лиц четырех президентов и удивляться мастерству скульптор. Вы знаете, без лишних слов, что естественные силы ветра и дождя не размывали скалу, придавая ей такие формы. Потребовались умелые руки художника.
Много лет назад Уильям Пейли привел убедительный аргумент в пользу того, что тонкости часов настолько точно спроектированы, что они не могут быть продуктом природы: часы требуют часовщика. Точно так же, чем больше мы узнаем о нашем мире и о самих себе, тем больше мы видим, что, подобно искусно сделанным часам, наш мир и мы сами были тщательно созданы с намеренным дизайном. А дизайн подразумевает дизайнера.
Поскольку мы живем в наших телах и воспринимаем многие из наших способностей как должное, вполне понятно, что мы можем упускать доказательства замысла внутри себя — так же, как рыба может не замечать, что значит быть мокрой. Доктор Филлип Бишоп из Университета Алабамы предлагает нам подумать о том, что произойдет, если мы поручим группе инженеров-механиков разработать робота, способного поднимать 500 фунтов. И допустим, мы также поручили им разработать робота, который мог бы играть Шопена. Наверное, они могли бы это сделать. Но что, если мы попросим их придумать робота, который мог бы делать и то, и другое, и ограничить вес робота до 250 фунтов, и потребовать, чтобы он мог выполнять множество подобных задач? Они бы посмеивались нам в лицо, сколько бы времени и денег мы им на это ни дали. Но вы знаете, все, что мы бы попросили их сделать, это придумать очень грубую копию бывшего футболиста Майка Рида. 5
Вероятно, величайшим свидетельством замысла в творении является ДНК, материал, из которого сделаны наши гены, а также генетический материал для каждого живого существа на планете. Одно из поразительных открытий в отношении ДНК состоит в том, что это очень сложный информационный код, настолько сложный, что ученые изо всех сил пытаются расшифровать даже мельчайшие части различных генов в каждом организме. ДНК передает интеллектуальную информацию; на самом деле, молекулярные биологи используют языковые термины — код, трансляцию, транскрипцию — для описания того, что он делает и как он действует. Инженеры по коммуникациям и специалисты по информации говорят нам, что у вас не может быть кода без создателя кода, поэтому ДНК, вероятно, является самым сильным индикатором в нашем мире того, что за ее существованием стоит разумный Создатель.
Доктор Ричард Докинз, профессор биологии, который пишет книги и статьи, восхваляющие эволюцию, сказал в своей книге «Слепой часовщик», : «Биология — это изучение сложных вещей, которые создают видимость того, что они созданы для определенной цели». 6 Даже те, кто отчаянно боится последствий дизайна, продолжают сталкиваться с этим.
Те, кто отрицает существование дизайнера, очень похожи на глупого рыбака. Если ему не удается поймать рыбу, он говорит: «Ага! Это доказывает, что рыбы нет!» Он не хочет рассматривать возможность того, что он может быть неумелым рыбаком. Поскольку наука не может измерить неосязаемое или сверхъестественное, многие люди говорят: «Ага! Творца нет». 7 Глупые рыбаки отрицают существование Бога и оставили Свои отпечатки пальцев во всем творении.
Надежность Библии
У каждой религии есть своя священная книга, но Библия отличается от всех остальных. Оно претендует на то, чтобы быть самим Словом Божьим, не сброшенным с неба, но вдохновленным Богом, наполненным Божьей силой, когда Он передавал Свои мысли и намерения через людей-писателей.
Библия писалась в течение 1500 лет примерно сорока разными авторами на трех разных континентах. Они обращались к широкому кругу тем, и все же отдельные книги Библии демонстрируют замечательную последовательность внутри себя. Библия очень разнообразна, но в то же время демонстрирует удивительное единство. В нем представлена внутренне непротиворечивая весть с одной великой темой: Божья любовь к человеку и то, на что Он пошел, чтобы продемонстрировать эту любовь.
Если вы возьмете любую городскую газету, вы не найдете в ней того согласия и гармонии, которые являются отличительной чертой библейских книг. Собрание документов, охватывающее так много времени и расстояния, не могло бы быть отмечено этим единством, если бы оно не управлялось одним Автором, который стоял за всем этим. Единство Библии является свидетельством существования Бога.
Еще один аспект Библии, вероятно, является величайшим свидетельством того, что Бог существует и что Он сказал нам в Своей святой книге: исполнившееся пророчество. Библия содержит сотни деталей истории, которые были написаны заранее, до того, как какая-либо из них воплотилась в жизнь. Только суверенный Бог, который знает будущее и может сделать так, чтобы оно произошло, может написать пророчество, которое точно и всегда — в конце концов — исполняется.
Например, Бог говорил через пророка Иезекииля против шумного морского порта и торгового центра Тира. В Иезекииля 26:3-6 Он сказал, что направит против нее народы: «Они разрушат стены Тира и разрушат башни его, и Я соскребу с него землю его, и сделаю его голым камнем». Иезекииль 26-28 В есть много деталей этого пророчества против Тира, что было бы похоже на объявление Билли Грэма, что Бог собирается стереть Нью-Йорк с карты.
Тир состоял из двух частей: материкового города и острова в полумиле от берега. Первое нападение было совершено вавилонским царем Навуходоносором, который тринадцать лет осаждал Тир. Наконец, его тараны пробили стены, и он разрушил городские башни. Но островная часть города еще не была разрушена, потому что это пророчество исполнялось поэтапно. 250 лет он процветал, пока Александр Македонский не нацелился на Тир. Даже без флота он смог завоевать этот островной город, что некоторые считают его величайшим военным подвигом. Он превратил разрушенные стены и башни Старого Тира в щебень, который использовал для строительства дороги с материка на остров. Когда у него кончился материал, он соскреб землю с земли, чтобы закончить наземный мост, оставив только голые скалы там, где раньше был старый город. Он исполнил пророчество: «Они разрушат стены твои и разрушат прекрасные дома твои; камни твои, и дерева, и землю бросят в средину вод» (9).0003 Эз. 26:12 ).
Сбывшееся пророчество — это лишь один из примеров того, как Бог показывает, что Он здесь и не молчит. Как еще объяснить существование заранее написанной истории?
Иисус: окончательное доказательство
Самое поразительное, что Бог когда-либо делал, чтобы показать нам Свое существование, это когда Он прошел через завесу между небом и землей и пришел жить среди нас как человек.
Иисус Христос был не просто великим учителем нравственности. Он говорил вещи, которые были бы возмутительны, если бы не были правдой, но Он подкреплял их еще более возмутительными знамениями, чтобы доказать, что это правда. Иисус утверждал, что не говорит от имени Бога как пророк, а является Богом в человеческой плоти. Он сказал: «Если вы видели Меня, вы видели Отца» (9).0003 Иоанна 14:9 ) и «Отец и Я одно» ( Иоанна 10:30 ). Когда его спросили, был ли Он Мессией, обещанным Спасителем, Он ответил утвердительно. 8 Он сказал своим современникам: «Прежде чем был Авраам, Я есмь» ( Иоанна 8:58 ). Тот факт, что Его неверующие слушатели решили тогда убить Его, показывает, что они понимали, что Он выдавал себя за Яхве, Всемогущего Бога.
Когда Иисус говорил Своим последователям, что Он Добрый Пастырь ( Иоанна 10:11-18 ), они сразу же вспоминали отрывок из книги Иезекииля, где Бог Яхве объявил Себя пастырем над Израилем ( Эз. 34:1-16 ). Иисус приравнивал Себя к Богу.
Но слова дешевы, поэтому Иисус подкрепил Свои слова чудесами и знамениями, подтверждающими Его заявления об истине. Он исцелял в людях всякие болезни: слепых, глухих, калек, прокаженных, эпилептиков и даже женщину с двенадцатилетней кровопотерей. Он взял власть над демонами, которые терроризировали и овладевали людьми. Он даже воскрешал мертвых.
Иисус также показал Свою власть над природой. Он успокоил ужасную бурю одним лишь словом. Он создал еду из воздуха, с остатками хлеба и рыбы! Он превратил воду в вино. Он ходил по воде.
Он показал нам, что такое Бог Отец; Иисус был Богом в коже. Он был любвеобильным и чувствительным, в то же время сильным и решительным. Детей и беспокойных людей тянуло к Нему, как магнитом, а надменных и самодовольных Он угрожал. Он пропитывал людей благодатью и милостью, никогда не ставя под угрозу Свою святость и праведность.
И прожив совершенную жизнь, Он показал Свою любовь к нам, умерев вместо нас на римском кресте, пообещав вернуться к жизни. Кто еще, кроме Самого Бога, мог дать такое обещание, а затем выполнить его? Буквальное, телесное воскресение Иисуса Христа является окончательным, величайшим доказательством того, что Бог есть, что Иисус есть Сам Бог, и что Бог вошел в наш мир и показал нам путь на небеса, чтобы мы могли быть с Ним вечно. Он сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, кроме как через Меня» (9).0003 Иоанна 14:6 ).
Бог существует, и Он сказал. Он создал «правильную» вселенную, отмеченную ключами к ее Создателю. Он поместил вечность в наши сердца, как говорит нам Екклесиаст, и все люди имеют сильную моральную жилку, потому что мы созданы по образу нравственного Бога. Свидетельство замысла в наших телах, нашем мире и вселенной — это указатель, указывающий на любящего, разумного Создателя, стоящего за всем этим. Единство Библии и сотни исполнившихся в ней пророчеств показывают разум Бога, стоящий за ее созданием. И мы рассмотрели, как Иисус пробил пространственно-временной континуум, чтобы показать нам, как выглядит Бог, и открыл дверь на небеса. Иисус — самое ясное свидетельство всего того, что Бог действительно существует.
—
Автор с благодарностью отмечает проницательность Мэрилин Адамсон, чья статья «Есть ли Бог?» на LeaderU.com легли в основу большей части этого эссе.
1 Хью Росс, Творец и Космос . (Колорадо-Спрингс, Колорадо: Навпресс, 1995), 111–145.
2 Р.Э.Д. Кларк, Creation (Лондон: Tyndale Press, 1946), 20.
3 Чудеса Божьего творения, Научный институт Муди (Чикаго, Иллинойс).
4 Грегори Кукл, «Вина и Бог», комментарий к здравому смыслу.
http://www.str.org/free/commentaries/theology/gultngod.htm .
5 Филип Бишоп, «Доказательства присутствия Бога в физиологии человека».
http://www.leaderu.com/science/bishop.html
6 6. Ричард Докинз, Слепой часовщик (Нью-Йорк: W.W. Norton & Co., 1986), 1.
90 002 7 Бишоп.8 8. Марка 14:61-62 ; Матфея 26 : 63-65; Луки 22:67-70
© 1999 Probe Ministries International
Первоначальная версия этой статьи находится на сайте www.probe.org/evidence-for-gods-existence/. Статьи и ответы на множество тем на Probe.org.
Доказательства существования Бога — Христос в Писании.com
Есть ли доказательства существования Бога? Если да, то как мы можем его найти? Эти вопросы, если их задавать и задавать искренне, могут привести человека к огромному объему знаний и истины. Но если попросить просто бросить вызов и поспорить, можно получить не более чем аргумент. Я утверждаю, что существуют убедительные доказательства существования Бога с логической, научной и исторической точек зрения. Если вы скептик или агностик, я надеюсь, что эта статья вас убедит.
Доказательства Стихи ДоказательстваНекоторые люди просят доказательств существования Бога, а когда доказательств нет, они утверждают, что это показывает, что Бога не существует. Но доказательство есть физическое доказательство того, что оно неоспоримо и неопровержимо. Нет (и не может быть) физического доказательства существования Бога, поскольку он превосходит физический мир. Таким образом, «доказательство» не является целью любого исследования существования Бога.
Чтобы подойти к предмету, нам нужно посмотреть на доказательства , а не требовать доказательств.
Наука — это беспристрастное исследование чего-то неизвестного. Но наука имеет дело только с материальным миром, и научный метод может что-то доказать только в том случае, если он поддается наблюдению, измерению и повторению. Следовательно, многие, если не большинство теологических верований не могут быть рассмотрены с помощью науки. Но наука имеет место в дискуссии о Боге, потому что в физической вселенной есть много свидетельств существования разумного Творца, от микро- до макромасштаба. Все примеры в этой статье такие свидетельствует о существовании Бога.
Бог, Несотворенный Творец
На протяжении всей истории люди верили в различные представления о Боге и изображали своих богов, используя человеческие образы и характеристики или образы из физического мира, такие как резные статуи.
Но когда христиане говорят Бог , мы имеем в виду нетварного Творца всех духовных и физических вещей, сил, царств и миров. Компоненты физического царства конечны и измеримы. Если Бог — Творец, то он находится вне физического мира и не может наблюдаться, измеряться или подвергаться физическому исследованию. Если бы Бог каким-либо образом был частью физического мира, то он не был бы Творцом. Следовательно, любая концепция Бога-Творца как часть того что было создано неисправно. Без этого понимания мы не можем разумно обсуждать Бога. Вот почему христиане говорят, что Бог трансцендентен (существующий за пределами физического мира). Это также означает, что он существует вне времени, поскольку время и пространство неразделимы.
Но если Бог создал физический мир, то можно было бы ожидать, что этот мир каким-то образом будет отражать его атрибуты. Мы могли бы узнать, на что он похож, наблюдая за тем, что он создал.
Аргументы Павла в пользу существования БогаОколо 57 г. по Р.Х. апостол Павел писал, что существует множество свидетельств существования Бога:
Ибо с момента сотворения мира невидимые качества Бога — Его вечная сила и Божественная природа — были ясно видны , будучи понятым из того, что было сделано, так что люди не имеют оправдания. (Римлянам 1:20)
Павел рассуждал, что, хотя сам Бог невидим для физического мира, Его качества видны в вещах, которые он сделал. Его логика заключалась в том, что Творец должен быть как минимум таким же могущественным, величественным и сложным, как созданная им вселенная (но даже больше), и эти атрибуты видны всем, кто живет в этом мире. Он мог видеть звезды, необъятность космоса и огромную силу, проявленную в космосе. Итак, он знал, что Творец должен быть бесконечным, вечным и безмерно могущественным или всемогущим . И он мог видеть природу с ее красотой и сложной биологической жизнью, включая разумных существ, живущих на земле. Итак, Бог должен быть чрезвычайно разумен.
Сегодня мы можем видеть гораздо больше, чем Пол: бесчисленные звезды и галактики, удаленные от нас на миллионы световых лет и уходящие в неизмеримые просторы космоса. И мы можем видеть микроскопические изображения биологической жизни, горных пород, минералов и даже атомов.
Начало Вселенной
Принцип причины и следствия гласит, что все, что имеет начало, имеет причину . В настоящее время имеется множество научных свидетельств того, что у Вселенной было начало — огромный взрывной выброс энергии (в народе называемый 9-м циклом).0202 Большой взрыв ). Для этого требуется Первопричина, которую мы называем Богом. Без Бога нам пришлось бы верить, что ничто не произвело все, что существует.
Но за этим событием должен стоять контроль. Почему начало Вселенной не было просто полностью неконтролируемым выбросом энергии? Как в результате взрыва сырой энергии в космосе появились единообразие, порядок, сложность, функция, красота и разум? Какой-то механизм должен был контролировать это катастрофическое событие, чтобы привести к нынешней форме материи и вселенной, как мы ее видим сейчас. Без него могла бы возникнуть полностью хаотичная Вселенная. Этим механизмом контроля был Бог.
Существование Бога, показанное в физической вселенной Физические константы
Физическая вселенная определяется нерушимыми законами, обычно называют законами природы. При выражении этих законов в виде уравнений появляются константы, значения которых неизменны. Существует много таких физических констант, включая силу гравитации, скорость света, массу атомных частиц и силы, удерживающие их вместе. Эти законы универсальны и неизменны, поскольку они имеют четко определенные и продемонстрированные математические связи с реальным миром. Они определяют вселенную, в которой мы живем, и управляют ею, и их существование убедительно свидетельствует о трансцендентном Законодателе. Без установленных физических свойств и законов вообще не было бы физической вселенной.
Сложность, единообразие и порядокСложность, единообразие и порядок наблюдаются в природе. Они существуют в каждой части Вселенной — от субатомного до галактического масштаба — и демонстрируют разумное происхождение.
Порядок в большом масштабе можно увидеть в движении планет вокруг Солнца и звезд внутри галактик в ответ на физическую постоянную гравитации. В малом масштабе мы видим порядок и единообразие в субатомных частицах, атомах и минеральных кристаллах.
Субатомная однородностьВо Вселенной существует множество типов частиц. Протоны, нейтроны, электроны и фотоны наиболее заметны для нас. Существуют триллионы и триллионы частиц, но каждый тип частиц невероятно однороден по размеру, энергии и поведению. Это единообразие демонстрирует дизайн, который требует Дизайнера.
Атомная однородностьАтомная однородность и порядок присутствуют во Вселенной повсюду. Нейтроны, протоны и электроны внутри каждого атома ведут себя в соответствии с физическими законами, порождая отдельные элементы. Существует множество типов элементов — водород, азот, железо, уран — каждый из которых однороден по размеру, массе и энергии и подчиняется физическим законам. Размер каждого типа атома и его ядра, а также энергетические уровни внутри них полностью одинаковы, что гарантирует их стабильное поведение в химических реакциях.
Кристаллический порядокМинеральные кристаллы являются прекрасным примером порядка. Кристаллическая структура каждого минерала основана на упорядоченном расположении определенных атомов в структуре решетки. Это расположение воспроизводится в трех измерениях миллиарды и миллиарды раз в каждом кристалле. Свет, проходящий через кристаллы, ведет себя одинаково для каждого типа минерала, обнаруживая общую внутреннюю структуру. Вариации или примеси в структуре решетки порождают игру цветов и невероятную красоту. Все это указывает на разумного Конструктора.
Расположение атомов в минерале турмалин ¹Кристаллы турмалина из Минас-Жерайс, Бразилия¹ Случайность, причина и следствиеВселенная также содержит хаос, беспорядок и случайность. На атомном уровне химические реакции хаотичны, равно как и передача тепловой энергии, давления газа и воды. Положение электронов в энергетических оболочках каждого атома также хаотично. Случайность также имеет место в геологических событиях, химических реакциях и биологических процессах. Но без случайности космос был бы непостижим — не было бы воздействия одной среды на другую или передачи энергии — без причины и следствия. Комбинации порядка и случайности делают вселенную такой, какая она есть, с разнообразием, причиной и следствием, взаимодействием и красотой.
Порядок среди беспорядка свидетельствует о существовании БогаСложность и порядок во вселенной являются убедительными доказательствами существования Бога. Если мы сможем указать на единообразие, сложность и порядок во Вселенной, то нам придется рассмотреть убедительные доказательства существования разума, стоящего за этим, независимо от того, сколько беспорядка его окружает.
Вспомните, когда археологи обнаруживают письмена на табличке, закопанной глубоко в землю. Отметины представляют собой сложные узоры, многие из которых равномерно повторяются, и все они расположены в линейном порядке. Буквы демонстрируют письменный язык, тем более что они появляются на поверхности обожженной глиняной таблички. Окружающий материал, в котором он был найден, мог быть совершенно случайной смесью песка, глины, гравия или мусора. Исследователь может не знать значения букв. Но эта одна табличка является убедительным доказательством того, что в прошлом здесь жили разумные существа.
Таким же образом, хотя бы один показательный пример единообразия, сложности или порядка во Вселенной требует объяснения того, как это случилось в мире, полном беспорядка. Но, как известно, все три присутствуют в каждом уголке космоса, а не только в единичных экземплярах. Без Бога нам пришлось бы верить, что чистый хаос порождает порядок и сложность, что нелогично.
Сложность и функция в биологической жизни
Биологическая жизнь чрезвычайно сложна. Сложность даже самых простых форм жизни указывает на разумного Творца. ДНК присутствует в каждой клетке каждого биологического организма и содержит невероятно сложные и объемные описания того, как организм будет развиваться и функционировать. Трудно представить, как эта сложная информация могла развиваться из необработанных безжизненных материалов без руководства трансцендентного Создателя. Хотя зарождение жизни на Земле является предметом горячих споров, все исследователи согласны с тем, что шансы на то, что любая химическая реакция приведет к воспроизведению жизни по чистой случайности, чрезвычайно малы.
Аргумент часовщика в пользу существования Бога
Часы очень сложны и поэтому должны иметь разумного конструктора. Однако сложность — это только один аспект часов, демонстрирующих интеллектуальный дизайн. Части также расположены в упорядоченном порядке, которые работают вместе, чтобы дать часам функцию определения времени. Тому, кто никогда раньше не видел часы, все равно придется признать, что у них был умный дизайнер и производитель, даже если они не работают. Тот факт, что он имеет функцию указывает время указывает на замысел дизайнера. Для этого требуется интеллектуальное происхождение независимо от того, как оно было создано .
Одна только сложность биологических организмов является убедительным доказательством существования Бога. Но мы наблюдаем не только сложность, но и порядок и функционирование биологической жизни. Функции внутри организмов по поддержанию, сохранению и воспроизведению жизни предоставляют еще более убедительные доказательства разумного происхождения. Порядок в царстве растений и животных также наблюдается при взаимозависимости видов в экосистемах и их способности приспосабливаться к установленным временам года.
Жирафы в африканской саваннеКрасота
Вселенная была бы очень монолитной и строгой, если бы существовал только порядок. И наоборот, полная случайность была бы хаотичной и непоследовательной. Но случайность в сочетании с порядком рождает красоту. Когда мы говорим, что что-то красиво, мы имеем в виду, что это красиво для нас, людей.
Называть что-то прекрасным означает распознавать более высокое качество или более глубокое значение, чем просто физические элементы. В некотором смысле, это элементарная форма поклонения. Хвалят не только физическое, но и нечто стоящее за этим, что делает физическую сцену прекрасной. Существование красоты указывает на Творца, который стоит за ней и позволяет нам увидеть и оценить ее.
Хвойный лес, окружающий горное озероЛичность и интеллект
Источник или создатель чего-либо должен быть больше, чем созданное. Если есть Творец, то его существование должно быть на более высоком уровне, чем любая составляющая в сотворенном мире. Отсюда следует, что Творец должен быть больше, чем величайшее сотворенное существо.
Личное существо (имеющее «личность») — это высший уровень существования, который мы можем видеть во вселенной. Личное существо обладает самосознанием, интеллектом, волей, эмоциями и способностью к общению. Если у такого существа есть тело, то тело — это всего лишь физический проводник, посредством которого существует личность. Сознание и личность не могут возникнуть непосредственно из неодушевленной материи. То, что такое существо может возникнуть спонтанно, противоречит логике и принципу причины и следствия. Другими словами, только личный Творец может создать другое личное существо. Без Бога нам пришлось бы верить, что бессознательная материя порождает сознательных разумных существ.
Поскольку у людей есть личность, то и у их Творца она тоже должна быть. Итак, Бог по определению должен быть личным Существом, а не просто безличной силой.
Образ Божий, видимый в людях
Основное убеждение христианской веры состоит в том, что люди были созданы по образу Божьему. Это означает, что люди обладают основными личностными характеристиками Творца: интеллектом, общением, волей, осознанием правильного и неправильного, эмоциями и творчеством. Так как мы наблюдаем эти качества у всех людей, то если есть Творец, то они должны быть и у него, но в гораздо большей степени.
Интеллект — это способность мыслить абстрактно, учиться или понимать, а также творить. Если мы наблюдаем разум в физическом мире, то его источник также должен обладать разумом. Фактически, он должен быть более разумным, чем самое разумное сотворенное существо. Следовательно, наш Творец должен быть намного разумнее нас. Огромная сложность, глубина и творческий потенциал человеческого разума предполагают Творца с невероятным интеллектом. Поскольку Бог бесконечен, мы заключаем, что ему должно быть бесконечно умный. Следовательно, Бог-Творец должен обладать всеми знаниями и контролировать их, открывая знания тем сотворенным существам, которые их ищут.
Альберт Эйнштейн Школьники
Люди также имеют встроенное осознание того, что правильно и что неправильно, или трансцендентные моральные законы. Некоторые подавили это знание и в результате потеряли нравственное чувство. Но у всех людей есть какое-то чувство нравственного поведения, включая потребность в любви, уважении и прощении в нашей личной жизни и в обществе. Даже атеисты не живут без морального кодекса, которым они руководствуются. Должен существовать трансцендентный Творец, дающий нам это осознание.
Как получается, что разумные существа вроде нас, живущие в такой обширной вселенной, могут даже думать о таких понятиях, как Бог и вечные ценности, если бы таких возможностей не было? Без Бога вселенная была бы чисто материалистической без каких-либо трансцендентных компонентов или ценностей.
Христос, величайшее откровение о существовании Бога
Историческое явление Христа является величайшим доступным нам доказательством существования Бога. Его рождение, жизнь, смерть и воскресение являются неопровержимыми доказательствами существования разумного Бога, который приложил особые усилия, чтобы сообщить нам не только о своем существовании, но и о своей любви к человечеству. Полное объяснение пришествия и цели Христа выходит за рамки этой статьи, но следующие статьи предлагают более полную картину: Сошествие Христа на Землю и Пришествие Христа Спасителя: Бог с нами.
Трепет и удивление
Бог дает людям особое представление о своем творении. Эти виды позволяют оценить его славу и мощь, но с безопасного расстояния. Красота, сила и великолепие физического мира вызывают у нас трепет и удивление. Когда мы испытываем трепет, мы признаем нечто гораздо большее, чем мы сами.
Чем ближе мы смотрим в физический мир, тем более он внушает нам благоговейный трепет. С помощью мощных телескопов мы можем заглянуть в космос дальше, чем когда-либо прежде. Многие из того, что древние люди считали звездами, теперь нам известны как целые галактики. В космосе есть ужасающие места, демонстрирующие устрашающую силу Бога: центр звезды, черная дыра (сверхплотная коллапсирующая звезда) или сверхновая (сильно взрывающаяся звезда). В глубине души мы чувствуем, что должен быть Творец, который заставляет все это происходить таким образом.
Взрыв сверхновой. Фото: NASA, EAS, космический телескоп ХабблКак люди реагируют на великолепие Бога
Но люди по-разному реагируют на великолепие Вселенной. Для некоторых ученых физический мир возник в результате процесса, который имел неизбежный результат. Они говорят, что из-за природы материи и Вселенной по-другому и быть не могло. Другие думают, что если они могут продемонстрировать непрерывный поток причин и следствий, то вера в Бога не нужна.
Но ни одна из этих точек зрения не объясняет, как возникла Вселенная. И глядя на конечный результат, нельзя отбрасывать впечатляющие доказательства разумного происхождения, независимо от пути, который привел к конечной точке, которую мы видим сейчас.
Уменьшение трепета и удивления
Большинство религиозных людей могут оценить Божье творение. И даже атеисты, как известно, поражены великолепием космоса. Для детей самые простые вещи, такие как гусеница или летящая в воздухе птица, могут вызвать благоговение и удивление — все это ново и впечатляюще.
Но взрослые с годами устают. Со временем может потребоваться все больше и больше, чтобы вдохновить или произвести на них впечатление. Это характерно для людей, занимающихся наукой. Я помню трепет и удивление, которые я испытал, когда впервые посмотрел на тонкие срезы горных пород через микроскоп с поляризованным светом. Игра цветов, создаваемая светом, проходящим через каждый отдельный кристалл, была поистине потрясающей и красивой. Но после года работы в геологической лаборатории мое восхищение этой красотой пошло на убыль.
Тонкий срез метеорита в плоскополяризованном свете. Фото предоставлено: Alan SailerТот факт, что некоторые люди испытывают благоговейный трепет перед тем, что они видят в космосе, не является доказательством существования Бога. Но, учитывая порочную человеческую природу, отсутствие благоговения у некоторых людей является , а не доказательством того, что он не существует. Это только показывает, что некоторые люди могут видеть то, что другие не могут.
Ответ на доказательства существования Бога
Атеист утверждает, что Бога нет. Большинство атеистов, прочитавших эту статью, вероятно, сочтут ее неубедительной.