Большие группы людей: Большие социальные группы

4.2. Большие социальные группы Виды больших социальных групп

Большие социальные группы — это общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми ее представителями, но объединенные и сплоченные зачастую не меньше, а иногда даже сильнее, и потому оказывающих существенное влияние на общественную жизнь.

Особенностями больших социальных групп являются следующие:

  • Они имеют сугубо специфические интересы;

  • Они вырабатывают для себя и для всех своих членов набор социальных норм и требований к их представлениям, регулирующие внутренние и внешние взаимодействия;

  • Они имеют свою сложную и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру.

Большие социальные группы многочисленны и разнообразны по своему происхождению и формам активности. Их делят на два принципиально разных подтипа:

  1. Организованные большие социальные группы.

В них включают этносы, социальные классы, профессиональные группы, половозрастные группы (например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.п.), политические и общественные организации, религиозные конфессии. Эти группы отличает закономерность возникновения, развитие с точки зрения истории групп и длительность существования.

  1. Неорганизованные, стихийные большие группы.

В социально-психологической литературе выделяют как стихийно возникшие группы — толпу, массу, публику. Неорганизованные группы так же имеют собственные особенности. Эти общности возникают достаточно случайно, в них существует общее эмоциональное пространство, но существуют они крайне кратковременно. Поскольку такие группы возникают стихийно, у них нет четкой цели, но они могут быть весьма активны.

Следует отметить, что история научного этапа социальной психологии ведет свой отсчет именно с момента анализа таких групп. В качестве примера, можно привести, десятитомный труд Вильгельма Вундта «Психология народов» или «Психологию масс» Густава Лебона.

Существенный вклад в исследование психологии больших социаль­ных групп внесен концепцией «социальных представлений», разра­ботанной во французской психологической школе (С.Московичи).

Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности (Г.М.Андреева).

При помощи социальных пред­ставлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Через анализ социальных пред­ставлений различных больших групп познается их психологический облик.

Принципиальное различие между большими организованными и неорганизованными группами обнаруживаются в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы.

Организованные группы управляются социальными механизмами: традициями, обычаями, нравами, во многом задающими образ жизни больших групп, особыми свойственными им ценностями. Для организованных групп можно вычленить их образ жизни, особенности самосознания и характера. В рамках опреде­ленного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характе­ристике названных больших групп играет зачастую наличие специфи­ческого языка.

Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии воз­никают на основе исторического опыта больших организованных групп. Поэтому социально-психологический анализ больших организованных групп можно рас­сматривать как «ключ» к познанию содержания психики каждого индивида, включенного в данную группу.

Организованные большие группы имеют особую структуру внутригрупповых отношений, формы общения.

Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это — различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека.

В отечественной социальной психологии, предпринят ряд попыток, определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследо­ватели (Г.Г.Дилигенский, Ю.В.Бромлей и др.) выде­ляют две обозначенные составные части в ее содержании:

1) психи­ческий склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.)

2) эмоциональная сфера как более подвижное, динамическое образование, в которую входят потребности, интересы, настроения.

В каждой большой организованной группе формируется групповое сознание (национальное, классовое, партийное), система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания («классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности. Например, типичный представитель класса, партии, нации и т.п. эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушаемых образцов поведения.

Наша принадлежность к той или иной большой социальной группе диктует нашу социальную роль и связанные с ней ожидания других представителей сообщества.

Принадлежность к группе порождает феномен «группового фаворитизма», выраженный в групповом патриотизме и повышении критичности к другим группам, делении на «наших» и «ваших».

Потеря принадлежности к «своей» большой группе без быстрого вхождения в «другую» оборачивается тяжелым испытанием для человека. Он теряет ощущение стабильности и защищенности и социальные ориентиры, начинает чувствовать себя «потерянным», а часто и потерявшим смысл жизни.

Такой процесс социальной деградации называется маргинализацией (от лат.

– крайний, находящийся на краю). Вместе с потерей привычной социальной роли маргиналы теряют систему (привычных) моральных и этических ценностей, стереотипы группового поведения – действительно оказываются выброшенными за борт привычной жизни.

Фактором консолидации большой организованной группы является групповой интерес – та база, на основании которой политики, например, позиционируют себя и свои усилия в обществе и на основании которой обретают свой электорат – часть населения, сознательно и последовательно отдающую им свои голоса на выборах как представителю своих корпоративных интересов.

Важным фактором формирования и исследования групповых интересов и в целом больших групп является общественное мнениесплав идей, убеждений, социальных представлений большой организованной группы. Поскольку общественное мнение может влиять на оценку ситуаций, то оно является основным центром приложения усилий политиков, правительства и СМИ.

Идеология, агитация, пропаганда, связи с общественностью – колоссальные механизмы, изобретенные цивилизацией специально для формирования и управления общественным мнением.

Малые и большие социальные группы – примеры, виды и их признаки кратко по обществознанию

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 71.

Обновлено 17 Октября, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 71.

Обновлено 17 Октября, 2021

Общество имеет сложную структуру, которая состоит из множества социальных групп. В обществознании под ними понимаются общности людей, обладающие схожими социальными признаками и выполняющие разного рода функции. Кратко познакомимся с наиболее распространёнными в современной науке классификациями групп и их типичными примерами.

Большие и малые группы

По численности все социальные группы делятся на большие и малые. Узнаем, какие общности к ним относятся, рассмотрим примеры малых и больших социальных групп.

Рис. 1. В гостях у бабушки.

Находясь в группе, человек вырабатывает различные механизмы реагирования на мнение большинства.

Основными из этих механизмов являются:

  • внушаемость — безропотное принятие линии поведения группы, целей и задач, мнения большинства;
  • конформизм — внешнее согласие человека с групповыми ценностями и идеалами при внутреннем протесте;
  • коллективизм — осознанное принятие и отстаивание мнения группы.

Узнаем, какими могут быть большие и малые группы.

Первичные и вторичные

Большие и малые группы могут отличаться по характеру взаимодействия.

  • Первичная социальная группа представляет из себя общность людей, в которой происходит социализация человека, то есть усвоение им знаний и навыков общения, норм поведения, правил взаимодействия. Такие объединения состоят из ограниченного количества людей, по численности их можно соотнести с видом малых социальных групп. Ярким примером является семья, в которой ребёнок приобретает первый опыт коммуникации.
  • Вторичная группа ориентирована прежде всего на достижение общих для всех участников целей, выполнение определённых функций. Например, сотрудники организации заинтересованы в увеличении прибыли, улучшении качества продукции. Часто такие организации по численности соотносятся с большими социальными группами.
Рис. 2. Собрание рабочих завода.

Формальные и неформальные

По способу образования большие и малые группы делятся на формальные и неформальные.

  • В основе выделения формальной группы лежит официальная документация, в которой чётко расписаны отношения соподчинения, состав, правила поведения. Так, например, устав воинской части определяет полномочия командного состава, права и обязанности военнослужащих разных категорий. Формальные группы чаще бывают большими.
  • Неформальная группа строится на личных взаимоотношениях: родственных связях, симпатиях, интересах. В ней нет начальников и подчинённых, правила поведения носят негласный характер. Так, в компании друзей имеется лидер, который обладает способностью увлечь за собой других членов общности. Отношения выстраиваются на основе привязанностей и эмоций. Чаще всего по количеству членов такие группы бывают малыми.

В случае если член группы нарушает её правила, не оправдывает ожидания других её участников, к нему могут быть применены санкции — меры поощрения (вручение медали, похвала друга) или наказания (дисциплинарный арест в воинской части, пренебрежение со стороны друзей).

Рис. 3. Вручение награды.

Что мы узнали?

Структуру общества составляют социальные группы. По численности они делятся на малые и большие. По характеру взаимодействия малые группы могут быть первичными, большие — вторичными. И малые, и большие группы по способу организации бывают формальными и неформальными.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 71.


А какая ваша оценка?

Большая группа людей Кроссворд

Найт Подсказки / Автор Рекс Паркерсон

Реклама

Большая группа людей Ответы NYT на кроссворд перечислены ниже, и каждый раз, когда мы находим новое решение для этой подсказки, мы добавляем его в список ответов внизу. В случаях, когда отображаются два или более ответов, последний из них является самым последним.

У этой подсказки кроссворда может быть другой ответ каждый раз, когда она появляется в новом кроссворде New York Times, поэтому обязательно прочитайте все ответы, пока не дойдете до того, который решает текущую подсказку.

БОЛЬШАЯ ГРУППА ЛЮДЕЙ Ответ на кроссворд

  • ОРДА

 

Реклама

Сегодняшняя головоломка указана на нашей домашней странице вместе со всеми возможными решениями кроссворда. Откройте ссылку, чтобы перейти прямо туда NYT Crossword Answers 10.06.23. Или вы можете просто выполнить поиск, набрав ключ:

Если у вас возникнут трудности с головоломками или с нашим веб-сайтом, напишите нам сообщение.

Реклама

Искать:

объявления

Случайные подсказки

  • Групповое решение кроссворда в поезде – происходит в Лондоне Реклама Задержка поезда стала причиной того, что парень из Лондона, Великобритания, начал разгадывать кроссворды и бросать вызов другим пассажирам во время ожидания. Как …

    Групповое решение кроссворда в поезде – происходит в Лондоне Подробнее »

  • Новое увлечение кроссвордами: поколение Z превзошло бэби-бумеров в разгадывании головоломок Реклама Кто сказал, что молодое поколение просто приковано к своим экранам? Недавний опрос, проведенный Unscrambled Words, показывает, что поколение Z берет …

    Новое увлечение кроссвордами: поколение Z превзошло бэби-бумеров в увлекательной головоломке Подробнее »

  • Исследования показывают пользу головоломок для здоровья мозга Реклама Ежедневный кроссворд уже давно рекламируется как отличный способ сохранить наш мозг здоровым. Исследования показывают, что те, кто занимается этим…

    Исследования показывают пользу головоломок для здоровья мозга Подробнее »

  • Загадочные кроссворды и обучение – связь Реклама Загадочные кроссворды сейчас в моде. Они повсюду – в офисе, на отдыхе, в зале ожидания, в аэропорту и даже в …

    Загадочный кроссворд и обучение – связь Подробнее »

  • Подсказки к головоломкам, спрятанные в криминальных романах Реклама Чтобы раскрыть тайну правды, скрывающуюся за криминальным романом, требуются острые исследовательские навыки. Вместе загадки и головоломки, встроенные в каждую историю, образуют …

    Подсказки к головоломкам, скрытые в криминальных романах Подробнее »

  • Кроссворд Nytimes в дополненной реальности в Instagram Реклама Кроссворд NY Times идет в ногу с последними техническими тенденциями, и теперь вам больше не нужно приобретать бумажную версию …

    Кроссворд Nytimes в дополненной реальности в Instagram Подробнее »

  • Но что такое кроссворд? Терминология и типы Кроссворды Кроссворд — это головоломка с перекрывающимися словами ответов. Отсюда и название Cross Words, они пересекают друг друга по горизонтали и вертикали. …

    Но что такое кроссворд? Терминология и типы Подробнее »

Фотографии большой группы людей

Фотографии большой группы людей | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
  • ФотоФотографии 10k
  • Пачка фотографийКоллекции 10k
  • Группа людейПользователи 0

человек

человек

толпа

город

улица

серый

сайт

фанат

блог

аудитория

город

дорога

логотип Unsplash Unsplash+

в сотрудничестве с Getty Images

Unsplash+

разблокировать

0003 Алекс Бракен

краудконцерт

–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– – ––– – –.

Рёдзи Ивата

Люди изображения и фотографиигородской район

Рёдзи Ивата

japanHd город обоистокио

Николас Грин

группаМузыка изображения и картинкиэнтузиазм 9000 3 Jilbert Ebrahimi

Hd серые обоиИталия картинки и изображениямилан

Логотип Unsplash Unsplash+

В сотрудничестве с помощью Getty Images

Unsplash+

Разблокировать

шлемстадионкомандный спорт

сасан раштипур

большая группатолпа людейбольшая группа

Крейг Уайтхед

cambridgega theringunited Kingdom

Jacek Dylag

streetaustriahumans

Joel Muniz

Women images & imagesfriendssmiling

Joseph Chan

собраниетекущее событиесу.с. Генеральное консульство в Гонконге и Макао

Unsplash logo Unsplash+

В сотрудничестве с Getty Images

Unsplash+

Разблокировать

ПодростокСпорт фотофотография

Ханна Басинг

церковное поклонениеЛюди изображения и картинки 900 03 Кристофер Кэмпбелл

Девушки

Тоа Хефтиба

londoncaferestaurant

Энни Спратт

officemeetingworking

логотип Unsplash Unsplash+

В сотрудничестве с Getty Images

Unsplash+

разблокировка

перевозка яхт на открытом воздухе

Charles Etoroma

9 0002 Счастливые изображения и картинкиулыбкарадость

подросток мальчикподростокпроворство

японияHd город обоистокио

шлемстадионкомандный спорт

cambridgegatheringВеликобритания

Женщины фото и фотографиидрузьяулыбается

подростокСпорт фотофотография

Фотографии и изображения девушекportraitface

londoncaferestaurant

яхтенный транспорт на открытом воздухе

–––– –––– –––– ––––– –––– –– – –– –––– – – –– – –– –– –––– – –.

толпаконцерт

Люди фото и картинкигородской район

группаМузыка фото и картинкиэнтузиазм

Hd серые картинкиИталия картинки и изображениямилан

большая группатолпа людейбольшая группа

улицаавстриячеловек s

собраниетекущее событиеsu.s. Генеральное консульство в Гонконге и Макао

церковное поклонениеЛюди изображения и картинки

силуэтЗакат изображения и картинкисообщество

officemeetingworking

Happy images & imagessmilejoy

teen boyteenagersagility

Hd серые обоиИталия картинки & imagesmilan

cambridgegatheringunited Kingdom

Женщины

officemeetingworking

краудконцерт

япония hd город обои стоко

шлемстадионкомандный спорт

собраниетекущее событиесу.с. Генеральное консульство в Гонконге и Макао

SilhouetteSunset images & imagescommunity

Яхтенный транспортна открытом воздухе

–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *