Божович л и биография: Лидия Ильинична Божович: биографический очерк // Культурно-историческая психология — 2008. Том 4. № 4

Содержание

БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА.. 100 великих психологов

БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА.

Лидия Ильинична Божович родилась в 1908 г. в Курске. В конце 1920-х гг. она приехала поступать во 2-й Московский государственный университет, где на вступительных экзаменах встретилась со своей будущей коллегой Л.С. Славиной.

Во 2-м МГУ она познакомилась с Л.С. Выготским, который и предопределил направление ее научной деятельности. Будучи студенткой, она вместе со ставшими впоследствии выдающимися психологами А.В. Запорожцем, Р.Е. Левиной. Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной с непреходящим увлечением слушала лекции Выготского. Под руководством Л.С. Выготского она написала и защитила дипломную работу, посвященную подражанию.

После смерти Выготского в 1934 г. исследования в области педологии стали считаться предосудительными, и Божович как верную ученицу Выготского уволили из Института психологии, куда она смогла вернуться только в 1948 г.

Заслугой Божович является создание ею собственной оригинальной концепции личности, основанной на культурно-исторической концепции Выготского.

Представления об активности, противопоставляемой реактивности, устойчивости и свободе личности составляли основу ее концепции личности.

В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович под личностью понимает «человека, достигшего определенного уровня психического развития». Этот уровень распознается ею как состояние, когда «в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Для того чтобы с полным правом называться личностью, по мнению Божович, человек должен иметь «собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды».

Необходимой характеристикой личности, по мнению Божович, является «активность», заключающаяся в «сознательном воздействии на окружающую действительность, изменении ее в своих целях; способности управлять своим поведением, деятельностью и своим психическим развитием»

Божович являлась не только крупным теоретиком, но и замечательным практиком: в течение 30 лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков

Научные работы, выполненные сотрудниками лаборатории под руководством Божович, за 30 лет внесли огромный вклад в развитие как экспериментальной педологии, так и в развитие психологии в целом Так, эти работы были посвящены проблемам мотивации, проблемам обучения советских школьников; проблемам доминирования мотивов и направленности личности. Божович уделяла особенное внимание исследованию идеалов, высших чувств, произвольности, воли.

Несмотря на порицание со стороны большинства советских ученых всяческого новаторства, сотрудниками лаборатории изучалась проблематика самосознания, самооценки, аффекта неадекватности и эмпатии, конформизма и устойчивости личности, что соответствовало проблемам, занимающим умы прогрессивных европейских психологов того времени.

Тем не менее несмотря на всяческие репрессии, угрожавшие ей на протяжении всей жизни, Божович не пыталась встать на путь диссидентства. Она стремилась переделать советское общество в традициях европейского гуманизма. Так, совместно с Т.Е Коннико-вой Божович по-новому, с гуманистической точки зрения, пыталась взглянуть на проблемы пионерской организации, в частности на воспитание коллективизма. В их понимании коллективизм представлял собой альтруизм, доброту, сочувствие, сопереживание. Именно в это время сотрудниками лаборатории Божович было введено в лексикон отечественной психологии понятие «эмпатия». Сама же идея манипулирования ребенком во имя чего бы то ни было, пусть даже самых благородных идей, так часто и небезуспешно использовавшаяся пионерской организацией, коренным образом противоречила учению школы Божович

Позиция Божович в те тяжелые для советской психологии времена разделялась далеко не всеми. Сама идея экспериментального изучения личности расценивалась и воспринималась исключительно как подверженность буржуазным веяниям в науке, что, само собой разумеется, никоим образом не соответствовало идеологизированному учению советских психологов.

На протяжении всей жизни Лидия Ильинична Божович трудилась в насквозь идеологизированной обстановке, тем не менее ей удавалось изучать и включать в свои научные тексты запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов

Умерла Л.И. Божович в 1981 г Основным вкладом школы Божович в психологию является ее метод, так и не исчерпавший себя до сих пор, по использованию экспериментального пути, хорошо зарекомендовавшего себя на практике и разработке на его основе собственных теоретических идей: от практики к теории Причем практически каждое эмпирическое исследование, предпринятое кем-нибудь из школы Божович, приводило к созданию собственной теории личности.

Ирина Ильинична Семашко НЕФЕРТИТИ (конец XV—начало XIV века до н.э.)

Ирина Ильинична Семашко НЕФЕРТИТИ (конец XV—начало XIV века до н. э.) Древнеегипетская царица, жена фараона Аменхотепа IV, известного в истории под именем Эхнатона. В 1912 году в Амарне были найдены поэтичные, тонкие скульптурные портреты Нефертити, созданные мастером

Ирина Ильинична Семашко КЛЕОПАТРА (69 г. до н.э.—30 г. до н.э.)

Ирина Ильинична Семашко КЛЕОПАТРА (69 г. до н.э.—30 г. до н.э.) Последняя царица Египта из династии Птолемеев. Умная и образованная Клеопатра была любовницей Юлия Цезаря, после 41 года до н.э. — его женой. После поражения в войне с Римом и вступления в Египет римской армии

Ирина Ильинична Семашко ЭЛЕОНОРА АКВИТАНСКАЯ (1122–1204)

Ирина Ильинична Семашко ЭЛЕОНОРА АКВИТАНСКАЯ (1122–1204) Королева Франции, жена Людовика VII. Затем королева Англии.Прекрасно, когда женщина становится королевой, но уж, кажется, и пожелать лучшего нельзя, если это происходит с ней дважды. Но, как показывает история, никакие

Ирина Ильинична Семашко МАРИЯ ТАЛЬОНИ (1804–1884)

Ирина Ильинична Семашко МАРИЯ ТАЛЬОНИ (1804–1884) Балерина. С 1828 года ведущая солистка Парижской оперы. В 1837–1842 годы выступала в Петербурге. Гастролировала во многих городах Европы. В историю театра вошла как выдающаяся романтическая балерина, впервые использовавшая в

Ирина Ильинична Семашко ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА ОРЛОВА (1902–1975)

Ирина Ильинична Семашко ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА ОРЛОВА (1902–1975) Советская актриса, народная артистка СССР (1950). В 1926–1933 годы работала в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко. С 1955 года в театре им. Моссовета. Снималась в музыкальных комедиях режиссера Г. В. Александрова:

ТАРАТУТА ОЛЬГА ИЛЬИНИЧНА

ТАРАТУТА ОЛЬГА ИЛЬИНИЧНА Настоящее имя – Рувинская Элька Голда Эльева(род.

в 1875 г. – ум. в 1937 г. (?)) Одна из самых знаменитых женщин-анархисток, организатор ряда громких террористических актов. Родилась Элька в бедной мещанской еврейской семье в глухом местечке

Л.И. Божович (1908–1981)[17]

Л.И. Божович (1908–1981)[17] В недавно изданном вузовском учебнике «История детской психологии» (пока единственном в этой области) Лидии Ильиничне Божович посвящены скупые десять строк. Казалось бы, этого достаточно для автора единственной монографии, опубликованной свыше 30

Истомина Евдокия Ильинична

Истомина Евдокия Ильинична Евдокия (Авдотья) Ильинична Истомина (1799–1848) — талантливая петербургская балерина. Она была капризной, избалованной красавицей, всегда окруженной роем многочисленных поклонников.О ней говорили: «В театре, на сцене, в танцах с грациозными и

Анна Ильинична

Анна Ильинична Перелистываю те страницы из старой книги, что сюда не вошли. Большую главу я посвятила своим друзьям. Слава богу, они все живы-здоровы, работают, но живут по-разному. Некоторые из них, что были так близки много лет назад, почти исчезли из моей жизни. «Нам не

Василий Шукшин и Лидия Федосеева Василий и Лидия, или Любовь под калиной красной

Василий Шукшин и Лидия Федосеева Василий и Лидия, или Любовь под калиной красной В первый раз Шукшин влюбился в 15 лет. Его избранницей стала его землячка из деревни Сростки Алтайского края 14?летняя Маша Шумская. Он тогда учился в автотранспортном техникуме в Бийске,

Сац Наталия Ильинична 1903–1993 основатель и руководитель шести детских театров

Сац Наталия Ильинична 1903–1993 основатель и руководитель шести детских театров Наталия Сац родилась 27 августа 1903 года в Иркутске в семье композитора Ильи Александровича Саца и оперной певицы Щастной Анны Михайловны.

Илья Сац, отец Наталии, родился в местечке Чернобыль в

Валерия Ильинична Новодворская

Валерия Ильинична Новодворская Никому и в голову не приходило снимать г-жу Новодворскую – многие считают ее крайне непривлекательной особой, а вы решились пригласить ее к себе в фильм. Расскажите об этом.– Почему вы с ней начали работать? Вы друзья?Этот вопрос был задан

Все восемь месяцев осады я учила стихи Долгушева Зоя Ильинична, 1930 г. р

Все восемь месяцев осады я учила стихи Долгушева Зоя Ильинична, 1930 г. р 22 июня 1941 года, около четырех часов утра мы с родителями (папа – Морозов Илья Александрович, мама – Вера Игнатьевна и я – одиннадцатилетняя Зоя) проснулись от звуков стрельбы зенитных пушек. Была жара,

“Наташа” (Федосья Ильинична Драбкина)

“Наташа” (Федосья Ильинична Драбкина) Среди наших товарищей, активных работников Боевой технической группы, была молодая женщина-мать с трехлетней девочкой. Мало кто знал ее настоящее имя. У нее была партийная кличка “Наташа”, а девочку звали Лизкой.“Наташа”, очень

Реферативное сообщение о профессиональном и жизненном пути Божович Лидии Ильиничны

Слайд 1

Реферативное сообщение о профессиональном и жизненном пути Божович Лидии Ильиничны Выполнили: Воробьёва Мария, Москва 2011г.

Слайд 2

Лидия Ильинична Божович (11 января 1908 — 21 июля 1981) — советский психолог, ученица Льва Выготского .

Слайд 3

Биография Училась в Московском университете. В 1920-30е гг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). Работала завучем в психоневрологической школе-санатории, с 1931 г. — в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Выготский . В дальнейшем работала в отделе психологии Украинской психоневрологической академии (Харьков). В 30-е гг., формально работая в Полтаве, входила в Харьковскую школу. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. В годы Великой отечественной войны заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя в г. Кыштыме Челябинской области. Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности. Доктор психологических наук. Профессор. Лидия Ильинична Божович — выдающийся ученый, яркий, душевно щедрый, неординарный человек — при жизни не была избалована официальным признанием. Однако среди отечественных и зарубежных психологов она пользовалась необыкновенным авторитетом как крупный теоретик и талантливый экспериментатор, автор общепризнанных фундаментальных работ в области психологии личности и психологии воспитания растущих людей. Социальная ситуация ее развития как психолога складывалась исключительно благоприятно. Так, еще, будучи студенткой 2-го Московского университета (в настоящее время Государственный педагогический университет), Л. И. Божович выполнила свое первое экспериментальное исследование по психологии подражания под руководством Л.С. Выготского . Вместе с А.В. Запорожцем, Р.И. Левиной, Н.Г. Морозовой и Л.С. Славиной Лидия Ильинична работала в семинаре Л.С. Выготского , сохранив тесную связь с Великим учителем не только до самой его смерти, но и на протяжении всей своей жизни, отстаивая его позиции и принципы, развивая его идеи. Знаменательно, что последняя работа Л.И. Божович была посвящена памяти Л.С. Выготского . Такое «неслучайное» случайное совпадение, — как справедливо заметила редакция журнала «Вопросы психологии» (1988. №5, с. 108) — это закономерный итог жизни ученого».

Слайд 4

Леонтьев, Божович, Запорожец

Слайд 5

Научный вклад Занималась проблемами детской психологии: развития личности ребенка и формирования мотивации, аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний. Ею был сформулирован принцип исследования проблем психологии личности и детской психологии, который заключается в том, что понять закономерности психического развития можно лишь, учитывая особенности мотивационно-потребностной сферы ребенка.

Слайд 6

В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович под личностью понимает «человека, достигшего определенного уровня психического развития». Этот уровень распознается ею как состояние, когда «в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Для того чтобы с полным правом называться личностью, по мнению Божович, человек должен иметь «собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды».

Слайд 7

Божович являлась не только крупным теоретиком, но и замечательным практиком: в течение 30 лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков. Научные работы, выполненные сотрудниками лаборатории под руководством Божович, за 30 лет внесли огромный вклад в развитие как экспериментальной педологии, так и в развитие психологии в целом. Так, эти работы были посвящены проблемам мотивации; проблемам обучения советских школьников; проблемам доминирования мотивов и направленности личности. Божович уделяла особенное внимание исследованию идеалов, высших чувств, произвольности, воли.

Слайд 8

Основным вкладом школы Божович в психологию является ее метод, так и не исчерпавший себя до сих пор, по использованию экспериментального пути, хорошо зарекомендовавшего себя на практике и разработке на его основе собственных теоретических идей: от практики к теории. Причем практически каждое эмпирическое исследование, предпринятое кем-нибудь из школы Божович, приводило к созданию собственной теории личности.

Слайд 9

Публикации Божович Л. И. (1929-31/1935). Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование). Культурно-историческая психология, N 1-3, 2006: ч. 1, ч. 2, 3, ч. 4 Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна . — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. ( В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основные её работы по психологическим закономерностям и этапам развития личности, мотивации поведения детей и др .) Божович Л. И. (1981/1988). О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности Божович Л. И. Потребность в новых впечатлениях @ flogiston.ru

Мина Божович – ЛИРА

Мина Божович

Кандидат наук

Кандидат наук

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

В первую очередь меня интересует изучение базовой структуры личности, а также взаимосвязи между основными и патологическими чертами. Меня также интересует взаимосвязь между личностью и готовностью принять правые идеологии и различные формы нарушения прав человека.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

2013 г. – по настоящее время: докторантура, кафедра психологии, философский факультет Белградского университета. Научный руководитель: проф. д-р Горан Кнежевич, соруководитель: д-р Лиляна Лазаревич

2012 Магистратура, кафедра психологии, философский факультет, Белградский университет. Руководитель: док. др Лазар Теньович

2010 Бакалавриат, кафедра психологии, философский факультет, Белградский университет

АКАДЕМИЧЕСКИЕ КУРСЫ
АКАДЕМИЧЕСКИЕ КУРСЫ

Бакалавриат. Кафедра психологии. Факультет медиа и коммуникаций. Университет Сингидунум

Статистика 1

Статистика 2

Методика психологических исследований

Психометрия

БИОГРАФИЯ
БИОГРАФИЯ

ResearchGate

ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПОЛЕВАЯ СЛУЖБА
ПОЛЕВАЯ СЛУЖБА

Природно-математический факультет Университета у Белграда. Gostujući predavač na Doktorskim studijama.

Факультет политических наук Университета у Белграда. Gostujući predavač na Master studijama.

Завода за вредное качество образования и васпитания у Белграда. Консультант по методологии истраживания.

Viminacium naučni kamp. Предавач.

ЧЛЕНСТВО В ОРГАНИЗАЦИЯХ
ЧЛЕНСТВО В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Лаборатория нейроэкономики, MIT Sloan, Cambridge, MA, USA: Spoljna saradnica 900 07

Перекресток. Центр науки и инноваций: Чланица

Молодежная инициатива за права человека – Članica upravnog odbora

TAUS – Балканская ассоциация анализа сделок – Чланица.

Фестиваль толерантности. Програмски одбор.

ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

  • Эйдус, Ф., и Божович, М. (2017). Грамматика, контекст и власть: секьюритизация Парада гордости в Белграде 2010 года. Исследования Юго-Восточной Европы и Черного моря, 17 (1) 17-34. дои: 10.1080/14683857.2016.1225370

  • Эйдус Ф. и Божович М. (2016). Ответственность и сопротивление: реформа полиции, европеизация и гей-парады в Сербии. Международный журнал для Права человека , 1–19. дои: 10.1080/13642987.2016.1161212

  • Пейич, М., Тенйович, Л., и Кнежевич, Г. (2014). Validacija upitnika ličnosti BFI-10 – kratke forme Inventara Velikih pet (Валидация опросника личности BFI-10 – короткая форма Большой пятерки). Применение психологии, 7 , 45-62. [pdf]

КНИГИ И ГЛАВЫ

КНИГИ И ГЛАВЫ

    ОТЧЕТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ

    ОТЧЕТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ

      ТЕЗИСЫ

      ТЕЗИСЫ

        90 002
        ПРОЕКТЫ

        ПРОЕКТЫ

          Мария Гаврилович Божович CV

          ИНЖЕНЕРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ КРАГУЕВАЦ
          УНИВЕРСИТЕТ КРАГУЕВАЦ
          УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ВИТАЭ
          Мария Гаврилович Божович

          ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 9 0217 Должность
          Имя и фамилия Мария Гаврилович Божович
          Год и место рождения Крагуевац, 1986
          Доцент
          Электронная почта marijana. gavrilovic@kg. ac.rs
          Образовательно-научная / образовательно-художественная сфера Электротехника и вычислительная техника
          Университет, факультет, организационное подразделение Крагуевацкий университет, инженерный факультет
          Профильная и более близкая специальность Электротехника и вычислительная техника

          ОБРАЗОВАНИЕ – ДИПЛОМЫ
          БАКАЛАВРИАТ
          Год 2009
          Место Белград
          Учебное заведение Школа электротехники
          Рубрика Оптическая когерентная томография
          Полевая Наноэлектроника и фотоника
          докторская диссертация
          Год 2017
          Место Белград
          Учебное заведение Школа электротехники 9001 7
          Заголовок Взаимодействие кавитационного пузырька и плазменного излучения при одиночном импульсном лазерном пробое подводной мишени
          Область Электротехника и вычислительная техника

          ТЕХНИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ – ДОЛЖНОСТИ 9 0024
          Год Учебное заведение Должность
          2011 Институт физики Белградского университета Стажер-исследователь
          2013 Институт физики Белградского университета Научный сотрудник
          2017 Институт физики Белградского университета Научный сотрудник
          2019 Инженерный факультет Крагуевацкого университета Доцент

          РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
          Статьи, опубликованные в международных научных журналах
          1. М. Цвейич, М.Р. Гаврилович, С. Йовичевич, Н. Коневич, Штарковское уширение спектральных линий Mg I и Mg II и эффект экранирования Дебая в лазерно-индуцированной плазме, Spectrochimica Acta — Часть B Атомная спектроскопия, Том 85, № 1, стр. 20-33, ISSN 0584-8547, 2013 г.
          2. М. Цвейич, Э. Стамбулчик, М.Р. Гаврилович, С. Йовичевич, Н. Коневич, Спектральная линия нейтрального лития 460,28 нм с запрещенным компонентом для низкотемпературной плазменной диагностики лазерно-индуцированной плазмы, Spectrochimica Acta — Part B Atomic Spectroscopy, Vol.100 , №1, стр. 86-97, ISSN 0584-8547, 2014
          3. М. Цирисан, М. Цвейич, М.Р. Гаврилович, С. Йовичевич, Н. Коневич, Дж. Германн, Измерения штарковского уширения линий Al II в лазерно-индуцированной плазме, Журнал количественной спектроскопии и переноса излучения, Том 133, № 1 , стр. 652-662, ISSN 0022-4073, 2014 г.
          4. М. Р. Гаврилович, М. Цвейич, В. Лазич, С. Йовичевич, Вторичное образование плазмы после одиночной импульсной лазерной абляции под водой и ее преимущества для спектроскопии лазерного пробоя (LIBS), Phys. Chem.Cem.Phys., Vol.18, No.1, pp. 14629-14637, ISSN 1463-9076, 2016 г.
          5. М. Р. Гаврилович, В. Лазич, С. Йовичевич, Влияние материала мишени на образование вторичной плазмы под водой и ее сигнал спектроскопии лазерного пробоя (LIBS), J. Anal. В. Спектр., Том 32, № 1, стр. 345-353, ISSN 0267-9477, 2017 г.
          6. Б. Д. Станков, М. Винич, М. Р. Гаврилович Божович и М. Ивкович, Новый источник плазмы для безопасных исследований спектральных линий бериллия в присутствии бериллиевой пыли, Rev. Sci. Instrum., Vol.89, No.-, pp. 053108, ISSN 0034-6748, Doi 10.1063/1.5025890, 2018
          7. Ирен Л. Эпштейн, Марияна Гаврилович, Соня Йовичевич, Никола Коневич, Юрий А. Лебедев и Алексей В. Татаринов, Исследование однородного столба аргоновой плазмы при давлении 0,5 торр, генерируемого с помощью резонатора Беенаккера, Европейская Физический журнал D, Том 68, № 1, стр. 334-343, ISSN 1434-6060, 2014 г.
          8. Оливера Цирай-Белац, Марияна Гаврилович, Даниела Аранджич, Милан Вуйович, Предраг Божович, Радиационное облучение во время рентгенологических исследований в крупной детской больнице в Сербии, Дозиметрия радиационной защиты, Том 165, № 1-4, стр. 220- 225, ISSN 0144-8420, 2015 г.
          9. М. Р. Гаврилович, Влияние кавитационного пузырька на излучение плазмы после лазерной абляции в жидкости, Eur. физ. JD, Vol.71, No.12, стр. 316, ISSN 1434-6060, 2017 г.
          Доклады, представленные на международных конференциях
          1. М. Р. Гаврилович, Исследование спектроскопии одиночного импульса лазерного пробоя, 28-я летняя школа и Международный симпозиум по физике ионизированных газов, 29 августа — 2 сентября 2016 г., Белград, Сербия, Белград, 2016 г., ISBN 978-86-84539-14- 6
          2. М. Цвейич, М. Гаврилович и С. Йовичевич, Процедура обработки спектральных изображений и коррекции самопоглощения, 26-я летняя школа и Международный симпозиум по физике ионизированных газов, Зренянин, 2012, ISBN 978-86-7031-244-9
          3. М. Гаврилович, М. Цвейич, С. Йовичевич и Н. Коневич, Характеристика лазерно-индуцированной плазмы с помощью оптической эмиссионной спектроскопии, 26-я летняя школа и Международный симпозиум по физике ионизированных газов, Зренянин, 2012 г. , ISBN 978-86-7031 -244-9
          4. М. Гаврилович, С. Йовичевич и Н. Коневич, Спектроскопическая характеристика микро APGD в гелии, 26-я летняя школа и Международный симпозиум по физике ионизированных газов, Зренянин, 2012 г.
          5. М. Р. Гаврилович, М. Цвейич, В. Лазич, С. Йовичевич, Одноимпульсная лазерно-индуцированная плазма в воде: ударная волна, пузырьковое и плазменное излучение, SPIG2014, Белград, 2014, ISBN 978-86-7762-600-6
          6. М. Р. Гаврилович, М. Цвейич, В. Лазич, С. Йовичевич, Динамика и оптические свойства лазерно-индуцированного пузыря, SPIG2014, Белград, 2014, ISBN 978-86-7762-600-6
          7. М. Р. Гаврилович, М. Прибула, М. Сухонова, П. Вейс, С. Йовичевич, Диагностика лазерно-индуцированной свинцовой плазмы, Материалы 23-й Еврофизической конференции по атомной и молекулярной физике ионизированных газов, Братислава, 2016, ISBN 979-10-96389-02-5
          8. М. Р.Гаврилович, С. Йовичевич, Динамика лазерно-индуцированного пузыря — влияние материала образца, Труды 23-й Еврофизической конференции по атомной и молекулярной физике ионизированных газов, Братислава, 2016, ISBN 979-10-96389-02-5
          9. М. Винич, М. Р. Гаврилович Божович, Б. Станков, М. Влаинич, М. Ивкович, Наночастицы на поверхности образца как усилители лазерного пробоя, 29Летняя школа и Международный симпозиум по физике ионизированных газов, Белград, 2018 г., ISBN 978-86-7306-146-7
          10. М. Р. Гаврилович Божович, С. Йовичевич, Подводная абляция с двумя разными длинами волн лазера, 29-я летняя школа и Международный симпозиум по физике ионизированных газов, Белград, 2018 г.
          11. Ясна Радулович, Никола Мияилович, Марияна Гаврилович Божович, Улучшение качества компьютерной томографии за счет снижения эффективной дозы, 13-я Международная конференция по качеству, Крагуевац, 2019 г., ISBN 2620-2832
          12. Б. Д.Станков, М.Р. Гаврилович Божович, М. Ивкович, Появление линии Be II 436,1 нм с запрещенным компонентом в плазме LIBS, 30-я летняя школа и Международный симпозиум по физике ионизированных газов, Шабац, 2020, ISBN 978-86-80019-94- 9
          13. Биляна Станков, Марияна Р. Гаврилович Божович, Елена Савович и Миливое Ивкович, Спектроскопическая характеристика лазерно-индуцированной плазмы на легированном вольфраме, 31-я летняя школа и международный симпозиум по Физика ионизированных газов, Белград, 2022 г.
          14. М. Цвейич, М. Гаврилович, С. Йовичевич, М. Ивкович, Н. Коневич, Ли I, линия 460,3 нм с запрещенным компонентом для диагностики электронной плотности методом LIBS, EMSLIBS 2011, Чешме, Измир — Турция, 2011 г.
          15. М. Цвейич, М. Чиришан, М. Р. Гаврилович, С. Йовичевич, Н. Коневич, Дж. Херманн, Параметры штарковского уширения линии Al II 704,9 нм, измеренные в лазерно-индуцированной плазме, EMSLIBS 2013 Euro Mediterranean Symposium по лазерно-индуцированной спектроскопии пробоя, Бари, Италия, 2013 г.
          16. М. Р. Гаврилович, М. Цвейич, С. Йовичевич, Н. Коневич, Шоковое уширение линий Pb II в лазерно-индуцированной плазме, EMSLIBS 2013 Евросредиземноморский симпозиум по спектроскопии лазерного пробоя, Бари, Италия, 2013 г.
          17. О. Цирай-Белац, М. Гаврилович, Д. Аранджич, М. Вуйович, П. Божович, Радиационное облучение во время рентгенологических исследований в крупной специализированной педиатрической больнице в Сербии, Международная конференция по радиационной защите в медицине, Варна, Болгария, 2014
          18. М. Р. Гаврилович, М. Цвейич, В. Лазич, С. Йовичевич, Диагностика подводного лазерного пробоя мишени из оксида алюминия, 8-й Евро-Средиземноморский симпозиум по лазерной спектроскопии пробоя, Линц, Австрия, 2015 г.
          19. М.Р.Гаврилович, М. Цвейич, С. Йовичевич, Одиночный импульсный лазерный пробой мишени в воде, Совместная школа повышения квалификации и семинар МЦТФ-МАГАТЭ по современным методам плазменной спектроскопии, Триест, Италия, 2015 г.

            Добавить комментарий

            Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *