БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА.. 100 великих психологов
БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА.
Лидия Ильинична Божович родилась в 1908 г. в Курске. В конце 1920-х гг. она приехала поступать во 2-й Московский государственный университет, где на вступительных экзаменах встретилась со своей будущей коллегой Л.С. Славиной.
Во 2-м МГУ она познакомилась с Л.С. Выготским, который и предопределил направление ее научной деятельности. Будучи студенткой, она вместе со ставшими впоследствии выдающимися психологами А.В. Запорожцем, Р.Е. Левиной. Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной с непреходящим увлечением слушала лекции Выготского. Под руководством Л.С. Выготского она написала и защитила дипломную работу, посвященную подражанию.
После смерти Выготского в 1934 г. исследования в области педологии стали считаться предосудительными, и Божович как верную ученицу Выготского уволили из Института психологии, куда она смогла вернуться только в 1948 г.
Заслугой Божович является создание ею собственной оригинальной концепции личности, основанной на культурно-исторической концепции Выготского.
В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович под личностью понимает «человека, достигшего определенного уровня психического развития». Этот уровень распознается ею как состояние, когда «в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Для того чтобы с полным правом называться личностью, по мнению Божович, человек должен иметь «собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды».
Необходимой характеристикой личности, по мнению Божович, является «активность», заключающаяся в «сознательном воздействии на окружающую действительность, изменении ее в своих целях; способности управлять своим поведением, деятельностью и своим психическим развитием»
Божович являлась не только крупным теоретиком, но и замечательным практиком: в течение 30 лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков
Научные работы, выполненные сотрудниками лаборатории под руководством Божович, за 30 лет внесли огромный вклад в развитие как экспериментальной педологии, так и в развитие психологии в целом Так, эти работы были посвящены проблемам мотивации, проблемам обучения советских школьников; проблемам доминирования мотивов и направленности личности. Божович уделяла особенное внимание исследованию идеалов, высших чувств, произвольности, воли.
Несмотря на порицание со стороны большинства советских ученых всяческого новаторства, сотрудниками лаборатории изучалась проблематика самосознания, самооценки, аффекта неадекватности и эмпатии, конформизма и устойчивости личности, что соответствовало проблемам, занимающим умы прогрессивных европейских психологов того времени.
Тем не менее несмотря на всяческие репрессии, угрожавшие ей на протяжении всей жизни, Божович не пыталась встать на путь диссидентства. Она стремилась переделать советское общество в традициях европейского гуманизма. Так, совместно с Т.Е Коннико-вой Божович по-новому, с гуманистической точки зрения, пыталась взглянуть на проблемы пионерской организации, в частности на воспитание коллективизма. В их понимании коллективизм представлял собой альтруизм, доброту, сочувствие, сопереживание. Именно в это время сотрудниками лаборатории Божович было введено в лексикон отечественной психологии понятие «эмпатия». Сама же идея манипулирования ребенком во имя чего бы то ни было, пусть даже самых благородных идей, так часто и небезуспешно использовавшаяся пионерской организацией, коренным образом противоречила учению школы Божович
Позиция Божович в те тяжелые для советской психологии времена разделялась далеко не всеми. Сама идея экспериментального изучения личности расценивалась и воспринималась исключительно как подверженность буржуазным веяниям в науке, что, само собой разумеется, никоим образом не соответствовало идеологизированному учению советских психологов.
На протяжении всей жизни Лидия Ильинична Божович трудилась в насквозь идеологизированной обстановке, тем не менее ей удавалось изучать и включать в свои научные тексты запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов
Умерла Л.И. Божович в 1981 г Основным вкладом школы Божович в психологию является ее метод, так и не исчерпавший себя до сих пор, по использованию экспериментального пути, хорошо зарекомендовавшего себя на практике и разработке на его основе собственных теоретических идей: от практики к теории Причем практически каждое эмпирическое исследование, предпринятое кем-нибудь из школы Божович, приводило к созданию собственной теории личности.
Ирина Ильинична Семашко НЕФЕРТИТИ (конец XV—начало XIV века до н.э.)
Ирина Ильинична Семашко НЕФЕРТИТИ (конец XV—начало XIV века до н. э.) Древнеегипетская царица, жена фараона Аменхотепа IV, известного в истории под именем Эхнатона. В 1912 году в Амарне были найдены поэтичные, тонкие скульптурные портреты Нефертити, созданные мастером
Ирина Ильинична Семашко КЛЕОПАТРА (69 г. до н.э.—30 г. до н.э.)
Ирина Ильинична Семашко КЛЕОПАТРА (69 г. до н.э.—30 г. до н.э.) Последняя царица Египта из династии Птолемеев. Умная и образованная Клеопатра была любовницей Юлия Цезаря, после 41 года до н.э. — его женой. После поражения в войне с Римом и вступления в Египет римской армии
Ирина Ильинична Семашко ЭЛЕОНОРА АКВИТАНСКАЯ (1122–1204)
Ирина Ильинична Семашко ЭЛЕОНОРА АКВИТАНСКАЯ (1122–1204) Королева Франции, жена Людовика VII. Затем королева Англии.Прекрасно, когда женщина становится королевой, но уж, кажется, и пожелать лучшего нельзя, если это происходит с ней дважды. Но, как показывает история, никакие
Ирина Ильинична Семашко МАРИЯ ТАЛЬОНИ (1804–1884)
Ирина Ильинична Семашко МАРИЯ ТАЛЬОНИ (1804–1884) Балерина. С 1828 года ведущая солистка Парижской оперы. В 1837–1842 годы выступала в Петербурге. Гастролировала во многих городах Европы. В историю театра вошла как выдающаяся романтическая балерина, впервые использовавшая в
Ирина Ильинична Семашко ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА ОРЛОВА (1902–1975)
Ирина Ильинична Семашко ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА ОРЛОВА (1902–1975) Советская актриса, народная артистка СССР (1950). В 1926–1933 годы работала в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко. С 1955 года в театре им. Моссовета. Снималась в музыкальных комедиях режиссера Г. В. Александрова:
ТАРАТУТА ОЛЬГА ИЛЬИНИЧНА
ТАРАТУТА ОЛЬГА ИЛЬИНИЧНА Настоящее имя – Рувинская Элька Голда Эльева(род.
в 1875 г. – ум. в 1937 г. (?)) Одна из самых знаменитых женщин-анархисток, организатор ряда громких террористических актов. Родилась Элька в бедной мещанской еврейской семье в глухом местечкеЛ.И. Божович (1908–1981)[17]
Л.И. Божович (1908–1981)[17] В недавно изданном вузовском учебнике «История детской психологии» (пока единственном в этой области) Лидии Ильиничне Божович посвящены скупые десять строк. Казалось бы, этого достаточно для автора единственной монографии, опубликованной свыше 30
Истомина Евдокия Ильинична
Истомина Евдокия Ильинична Евдокия (Авдотья) Ильинична Истомина (1799–1848) — талантливая петербургская балерина. Она была капризной, избалованной красавицей, всегда окруженной роем многочисленных поклонников.О ней говорили: «В театре, на сцене, в танцах с грациозными и
Анна Ильинична
Анна Ильинична Перелистываю те страницы из старой книги, что сюда не вошли. Большую главу я посвятила своим друзьям. Слава богу, они все живы-здоровы, работают, но живут по-разному. Некоторые из них, что были так близки много лет назад, почти исчезли из моей жизни. «Нам не
Василий Шукшин и Лидия Федосеева Василий и Лидия, или Любовь под калиной красной
Василий Шукшин и Лидия Федосеева Василий и Лидия, или Любовь под калиной красной В первый раз Шукшин влюбился в 15 лет. Его избранницей стала его землячка из деревни Сростки Алтайского края 14?летняя Маша Шумская. Он тогда учился в автотранспортном техникуме в Бийске,
Сац Наталия Ильинична 1903–1993 основатель и руководитель шести детских театров
Сац Наталия Ильинична 1903–1993 основатель и руководитель шести детских театров Наталия Сац родилась 27 августа 1903 года в Иркутске в семье композитора Ильи Александровича Саца и оперной певицы Щастной Анны Михайловны.
Илья Сац, отец Наталии, родился в местечке Чернобыль вВалерия Ильинична Новодворская
Валерия Ильинична Новодворская Никому и в голову не приходило снимать г-жу Новодворскую – многие считают ее крайне непривлекательной особой, а вы решились пригласить ее к себе в фильм. Расскажите об этом.– Почему вы с ней начали работать? Вы друзья?Этот вопрос был задан
Все восемь месяцев осады я учила стихи Долгушева Зоя Ильинична, 1930 г. р
Все восемь месяцев осады я учила стихи Долгушева Зоя Ильинична, 1930 г. р 22 июня 1941 года, около четырех часов утра мы с родителями (папа – Морозов Илья Александрович, мама – Вера Игнатьевна и я – одиннадцатилетняя Зоя) проснулись от звуков стрельбы зенитных пушек. Была жара,
“Наташа” (Федосья Ильинична Драбкина)
“Наташа” (Федосья Ильинична Драбкина) Среди наших товарищей, активных работников Боевой технической группы, была молодая женщина-мать с трехлетней девочкой. Мало кто знал ее настоящее имя. У нее была партийная кличка “Наташа”, а девочку звали Лизкой.“Наташа”, очень
Реферативное сообщение о профессиональном и жизненном пути Божович Лидии Ильиничны
Слайд 1
Реферативное сообщение о профессиональном и жизненном пути Божович Лидии Ильиничны Выполнили: Воробьёва Мария, Москва 2011г.
Слайд 2
Лидия Ильинична Божович (11 января 1908 — 21 июля 1981) — советский психолог, ученица Льва Выготского .
Слайд 3
Биография Училась в Московском университете. В 1920-30е гг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). Работала завучем в психоневрологической школе-санатории, с 1931 г. — в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Выготский . В дальнейшем работала в отделе психологии Украинской психоневрологической академии (Харьков). В 30-е гг., формально работая в Полтаве, входила в Харьковскую школу. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. В годы Великой отечественной войны заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя в г. Кыштыме Челябинской области. Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности. Доктор психологических наук. Профессор. Лидия Ильинична Божович — выдающийся ученый, яркий, душевно щедрый, неординарный человек — при жизни не была избалована официальным признанием. Однако среди отечественных и зарубежных психологов она пользовалась необыкновенным авторитетом как крупный теоретик и талантливый экспериментатор, автор общепризнанных фундаментальных работ в области психологии личности и психологии воспитания растущих людей. Социальная ситуация ее развития как психолога складывалась исключительно благоприятно. Так, еще, будучи студенткой 2-го Московского университета (в настоящее время Государственный педагогический университет), Л. И. Божович выполнила свое первое экспериментальное исследование по психологии подражания под руководством Л.С. Выготского . Вместе с А.В. Запорожцем, Р.И. Левиной, Н.Г. Морозовой и Л.С. Славиной Лидия Ильинична работала в семинаре Л.С. Выготского , сохранив тесную связь с Великим учителем не только до самой его смерти, но и на протяжении всей своей жизни, отстаивая его позиции и принципы, развивая его идеи. Знаменательно, что последняя работа Л.И. Божович была посвящена памяти Л.С. Выготского . Такое «неслучайное» случайное совпадение, — как справедливо заметила редакция журнала «Вопросы психологии» (1988. №5, с. 108) — это закономерный итог жизни ученого».
Слайд 4
Леонтьев, Божович, Запорожец
Слайд 5
Научный вклад Занималась проблемами детской психологии: развития личности ребенка и формирования мотивации, аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний. Ею был сформулирован принцип исследования проблем психологии личности и детской психологии, который заключается в том, что понять закономерности психического развития можно лишь, учитывая особенности мотивационно-потребностной сферы ребенка.
Слайд 6
В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович под личностью понимает «человека, достигшего определенного уровня психического развития». Этот уровень распознается ею как состояние, когда «в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Для того чтобы с полным правом называться личностью, по мнению Божович, человек должен иметь «собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды».
Слайд 7
Божович являлась не только крупным теоретиком, но и замечательным практиком: в течение 30 лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков. Научные работы, выполненные сотрудниками лаборатории под руководством Божович, за 30 лет внесли огромный вклад в развитие как экспериментальной педологии, так и в развитие психологии в целом. Так, эти работы были посвящены проблемам мотивации; проблемам обучения советских школьников; проблемам доминирования мотивов и направленности личности. Божович уделяла особенное внимание исследованию идеалов, высших чувств, произвольности, воли.
Слайд 8
Основным вкладом школы Божович в психологию является ее метод, так и не исчерпавший себя до сих пор, по использованию экспериментального пути, хорошо зарекомендовавшего себя на практике и разработке на его основе собственных теоретических идей: от практики к теории. Причем практически каждое эмпирическое исследование, предпринятое кем-нибудь из школы Божович, приводило к созданию собственной теории личности.
Слайд 9
Публикации Божович Л. И. (1929-31/1935). Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование). Культурно-историческая психология, N 1-3, 2006: ч. 1, ч. 2, 3, ч. 4 Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна . — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. ( В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основные её работы по психологическим закономерностям и этапам развития личности, мотивации поведения детей и др .) Божович Л. И. (1981/1988). О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности Божович Л. И. Потребность в новых впечатлениях @ flogiston.ru
Мина Божович – ЛИРА
Мина Божович
Кандидат наук
Кандидат наук
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ | ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫВ первую очередь меня интересует изучение базовой структуры личности, а также взаимосвязи между основными и патологическими чертами. Меня также интересует взаимосвязь между личностью и готовностью принять правые идеологии и различные формы нарушения прав человека. |
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ | ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ2013 г. – по настоящее время: докторантура, кафедра психологии, философский факультет Белградского университета. Научный руководитель: проф. д-р Горан Кнежевич, соруководитель: д-р Лиляна Лазаревич 2012 Магистратура, кафедра психологии, философский факультет, Белградский университет. Руководитель: док. др Лазар Теньович 2010 Бакалавриат, кафедра психологии, философский факультет, Белградский университет |
АКАДЕМИЧЕСКИЕ КУРСЫ | АКАДЕМИЧЕСКИЕ КУРСЫБакалавриат. Кафедра психологии. Факультет медиа и коммуникаций. Университет Сингидунум Статистика 1 Статистика 2 Методика психологических исследований Психометрия |
БИОГРАФИЯ | БИОГРАФИЯResearchGate |
ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ |
ПОЛЕВАЯ СЛУЖБА | ПОЛЕВАЯ СЛУЖБАПриродно-математический факультет Университета у Белграда. Gostujući predavač na Doktorskim studijama. Факультет политических наук Университета у Белграда. Gostujući predavač na Master studijama. Завода за вредное качество образования и васпитания у Белграда. Консультант по методологии истраживания. Viminacium naučni kamp. Предавач. |
ЧЛЕНСТВО В ОРГАНИЗАЦИЯХ | ЧЛЕНСТВО В ОРГАНИЗАЦИЯХЛаборатория нейроэкономики, MIT Sloan, Cambridge, MA, USA: Spoljna saradnica 900 07 Перекресток. Центр науки и инноваций: Чланица Молодежная инициатива за права человека – Članica upravnog odbora TAUS – Балканская ассоциация анализа сделок – Чланица. Фестиваль толерантности. Програмски одбор. |
ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
Эйдус, Ф., и Божович, М. (2017). Грамматика, контекст и власть: секьюритизация Парада гордости в Белграде 2010 года. Исследования Юго-Восточной Европы и Черного моря, 17 (1) 17-34. дои: 10.1080/14683857.2016.1225370
Эйдус Ф. и Божович М. (2016). Ответственность и сопротивление: реформа полиции, европеизация и гей-парады в Сербии. Международный журнал для Права человека , 1–19. дои: 10.1080/13642987.2016.1161212
Пейич, М., Тенйович, Л., и Кнежевич, Г. (2014). Validacija upitnika ličnosti BFI-10 – kratke forme Inventara Velikih pet (Валидация опросника личности BFI-10 – короткая форма Большой пятерки). Применение психологии, 7 , 45-62. [pdf]
КНИГИ И ГЛАВЫ
КНИГИ И ГЛАВЫ
ОТЧЕТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ
ОТЧЕТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ
ТЕЗИСЫ
ТЕЗИСЫ
ПРОЕКТЫ
ПРОЕКТЫ
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ – ДИПЛОМЫ БАКАЛАВРИАТ
ТЕХНИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ – ДОЛЖНОСТИ
РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
|