Чацкий и фамусовское общество конфликт двух эпох: Сочинение на тему «Чацкий и Фамусовское общество» (конфликт двух эпох)

Конфликт двух эпох в комедии Горе от ума, Грибоедов

­Главная>Сочинения по произведению Горе от ума

31 предложение/ 472 слова

Читая комедию А. С. Грибоедова, мы становимся свидетелями столкновения двух эпох, которое происходило на самом деле в России начала 19-го века. Это конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим». Нельзя сказать, что данная тема утратила свою актуальность. Ведь конфликт поколений был и будет всегда. Однако Грибоедов показал его с точки зрения передового человека своего времени, близкого по духу к декабристам. Александр Чацкий – это новый герой, который стал «лишним» в обществе, таких как Фамусов. Литераторами пьеса изначально была воспринята критически.

Пушкин и вовсе называл ее «бурей в стакане». Несмотря на это, многие современники Грибоедова понимали и разделяли его взгляды. В русской литературе этот период был переходным – от классицизма к реализму. Поэтому данную комедию можно смело отнести к новому течению. Говоря о конфликте эпох, нужно отметить, что автор определяющую роль отводит именно Чацкому. По оценке Гончарова это был единственный «здравомыслящий человек» в пьесе. Чацкий не любил лгать, приспосабливаться или зависеть от чужого мнения. Он умел отстоять свою точку зрения, даже тогда, когда против него выступали все «25 человек» из общества Фамусова.

«Век минувший» представлен самим Фамусовым – человеком необразованным, несведущим, тем не менее, занимающим управленческий пост в «казенном месте». К таким же московским дворянам отнесены: Скалозуб – богатый, грубый и неотесанный полковник, сделавший свою карьеру отнюдь не воинскими заслугами; Репетилов – пустозвон и болтун, которому посчастливилось жениться на дочери богатого чиновника; Загорецкий – картежник, плут и вор. В обществе Фамусова автор изобразил еще несколько семей, которые не идут в ногу со временем и боятся передовых идей. Это графини Хрюмины – бабушка и внучка, чета Горичей, Тугоуховские и старуха Хлестова.

Все эти персонажи застряли на одном уровне развития, и двигаться дальше не хотят, а любого, кто несет в их общество прогресс, называют сумасшедшим. Таким «сумасшедшим» в комедии показан Чацкий. Он один не поддерживает напыщенности старомодных дворян, их привычки коверкать русский язык на французский манер, лживого лицемерия и притворства, а также заискивания и лести ради достижения удачной карьеры или выгодного брака. Вот отчего возникает конфликт между этими двумя лагерями, один из которых представлен всего лишь Чацким.

Его могла бы поддержать Софья, взгляды которой немного совпадают с его отношением к жизни. Более того, она умна и образована, в отличие от всех остальных, кто окружает Фамусова. Но Софью удерживает любовь к Молчалину – человеку в высшей степени непорядочному и недостойному. К сожалению, его корыстные планы до конца произведения так и остаются для нее тайной. Именно поэтому она отвергает доброе отношение такого порядочного, прямолинейного и мужественного человека как Чацкий.

На мой взгляд, в этом конфликте главный герой вышел победителем, а не побежденным, так как остался верен себе. Из всех героев комедии он единственный обладает живой и глубокой натурой, но в «фамусовском обществе» таких, как он называют «сумасбродами».

см. также:
Другие сочинения по произведению Горе от ума, Грибоедов

Характеристики главных героев произведения Горе от ума, Грибоедов

Краткое содержание Горе от ума, Грибоедов

Краткая биография Александра Грибоедова

Конфликт двух эпох в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Победив в войне 1812 года, Россия показала силу и мощь русского народа, самоотверженно защитившего Отечество. Но русский народ-победитель, разбив полчища Наполеона, оказался вновь под гнетом крепостничества. Передовое русское офицерство было возмущено этим угнетенным положением народа и поднялось на борьбу за облегчение его участи.В дворянском лагере образуется раскол, атмосферу которого воспроизвел в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов.

Две эпохи столкнулись в доме Фамусова: «век нынешний и век минувший». Грибоедов рассказывает нам, как старое русское дворянство живет по своим, давно устоявшимся законам. Заботы о карьере, хлопоты о выгодных браках, о том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить» в первую очередь занимают умы представителей этого дворянства. Самым ярким представителем старой барской Москвы является Павел Афанасьевич Фамусов, занимающий высокий пост. На то, что это «человек известный», указывает фамилия. Фамусов — управляющий в казенном доме, но к службе относится формально. Служит же он для того, чтобы «чины добыть», ордена и иные блага. Фамусов с благоговением вспоминает своего дядю Максима Петровича, который, по его мнению, является образцом для подражания. Вельможа при дворе Екатерины, Максим Петрович был человеком гордым и надменным, но, «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Фамусов восторгается тем, как покойный дядя сумел использовать себе во благо даже конфуз, случившийся с ним при дворе, на приеме у императрицы. Разыграв шута, он приобрел благосклонность Екатерины и стал самым уважаемым человеком при дворе. И Фамусов поучает молодежь: «Учились бы, на старших глядя». Сам же Фамусов, достигнув «степеней известных», службой практически не занимается, он только подписывает бумаги, не вникая в их смысл и даже не читая их.

Больше всего он боится скопления бумаг, поэтому и заявляет:

А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Проблема взаимопонимания «века нынешнего» и «века минувшего» была актуальна для времени создания Грибоедовым комедии «Горе от ума», актуальна она и в наши дни. Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (по оценке Гончарова) и «консервативным большинством». Комедия Грибоедова рассказывает о горе человека, и горе это исходит от его ума. Ибо умных людей реакционеры считали вольнодумцами. Именно на этом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающей его фамусовской среды, конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим». «Век минувший» в комедии представлен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза, и Софья. Одним словом, их множество.

Прежде всего, выделяется фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел, в общем, — радушный хозяин. Но это лишь внешняя сторона. Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это убежденный крепостник, яростный противник просвещения. «Собрать все книги бы да сжечь!» — восклицает он.

Чацкий же, представитель «века нынешнего», мечтает «в науку вперить ум, алчущий познаний». Его возмущают порядки, заведенные в фамусовском обществе. Если Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью, прямо говоря ей («Кто беден, тот тебе не пара»), то Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой мир целый… — прах и суета». Стремление Чацкого сводятся к служению Отечеству, «делу, а не лицам». Он презирает Молчалина, привыкшего угождать

«всем людям без изъятья»:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была!

Все в Молчалине: поведение, слова — подчеркивают малодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он даже талантлив. Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются и высмеиваются взгляды «века минувшего» на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически («подписано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит:


«Когда в делах — я от веселий прячусь,
когда дурачиться — дурачусь,
смешивать два этих ремесла
есть тьма искусников, я не из их числа».

Но Софья отдает предпочтение скромному, безродному Молчалину. Молчалин не родственник Фамусову, но оказался у него на службе потому, что обладает теми достоинствами, которые особенно почитаются в фамусовском обществе. К числу своих достоинств Молчалин относит «умеренность и аккуратность», умение промолчать, когда тебя бранят. Он мастер в искусстве поднять платок, вовремя погладить моську влиятельной старухи. За все это Молчалин уже имеет три награжденья и чин асессора. Он четко выполняет наказ отца: «Угождать всем людям без изъятия». Естественно, тем, кто выше по положению.

Гости, съехавшиеся в дом Фамусова на бал, представляют собой групповой портрет этого общества. Здесь, на балу, раскрываются все те принципы, по которым живет барская Москва.

Фамусовскому обществу противостоит Чацкий — человек «века нынешнего». В гостиной Фамусова Чацкий кажется человеком из другого мира. Образованный, умный, Чацкий не принимает законов жизни старой Москвы. На поучительный рассказ Фамусова о покойном дяде Максиме Петровиче Чацкий отвечает презрительной репликой, характеризующей век Екатерины как «век покорности и страха». У него свое представление о служении Отечеству, а прислуживаться он не может и не хочет. Прогресс общества Чацкий связывает с расцветом личности, с развитием наук и просвещения, что не только чуждо фамусовскому обществу, но и пугает его. Именно в просвещении барская Москва видит причину того, что много «безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Чацкий, от лица прогрессивной России, обличает основу российской государственности — крепостное право и выступает против самого страшного проявления крепостничества — торговли людьми. С возмущением он рассказывает о том, как один помещик распродал за долги крепостной балет, а другой обменял своих верных слуг на борзых собак. Гнев Чацкого вызывает также низкопоклонство дворян перед культурой европейских стран. Двери дворянских домов раскрыты перед иностранными гостями, с восторгом принимаемыми в России. Так, французик из Бордо, который собирался в страну варваров, встретил в России самый теплый прием и не обнаружил здесь «ни звука русского, ни русского лица». Чацкий считает, что преклонению перед иностранным способствует вся система воспитания в дворянских семьях, куда приглашают иностранцев-гувернеров «числом поболее, ценою подешевле», которые воспитывают подрастающее поколение в сознании, «что нам без немцев нет спасенья».

До такой степени в дворянских семьях все на иностранный лад, что даже речь московского барства представляет собой нелепое «смешенье языков французского с нижегородским». И Чацкий от имени молодого поколения выступает за возрождение национального лица России, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев».

Так как Чацкий не один отвергает все нормы морали фамусовской Москвы, то он вызывает гнев этого общества. И таких людей становится все больше и больше. К ним относится брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», хотя ему полагалось повышение по службе. Таков князь Федор — племянник княгини Тугоуховской — химик, ботаник, «чинов не хочет знать». С ужасом говорят гости Фамусова об открытии в Петербурге целого педагогического института, в котором студенты и профессора упражняются в вольнодумстве. Чацкого изгоняют из фамусовского общества, но, по замечанию Гончарова, «Чацкий сломлен количеством старой силы», нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *