Человек как объект психологического исследования – : —

Содержание

Функциональная структура психики человека (в психологических категориях), представленная в радиально круговой системе координат

(по В. А. Ганзену)2

Форма представления функциональной структуры психики в радиально-круговой системе координат обладает большой целостностью, она нагляднее представляет соотношения между компонентами психики.

Приведенные схемы структуры психики касаются, прежде всего, ее сознательного уровня. Следует также помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл (например, З. Фрейд, К. Г. Юнг, Д. Н. Узнадзе и т.д.) В соответствии с этим по-разному выглядит структура бессознательного уровня в психике. Фрейдовское «Ид» – это совокупность биологических (прежде всего сексуальных) инстинктов, желаний, влечений. У Юнга – более сложная структура бессознательного. Индивидуальное бессознательное: тень — аналог фрейдовского «Ид», Анима и Анимус,

Самость, коллективное бессознательное.

С точки зрения Д. Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.

Психические процессы — это наиболее подвижная (динамичная) форма отражения действительности, их возникновение и течение, обусловлено конкретными задачами, ситуациями и требованиями. Психическое существует как процесс – живой, пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, формирующийся и развивающийся.

Психические состояния — это целостная характеристика психической деятельности и поведения за некоторый период времени, показывающий своеобразность протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Психические свойства — устойчивые психические особенности личности, постоянно проявляющиеся в поведении и деятельности своеобразной и типичной для каждого человека. Психические свойства наиболее стабильны.

Общая психология изучает психические феномены в различных аспектах — на уровне процессов, на уровне состояний, на уровне свойств.

4. Человек как объект психологического исследования. Уровни психологической организации человека.

Раз психология наука, то она имеет свой объект и предмет исследования. Объект психологического исследования сложное явление и оно до сих пор не имеет своего определения. Многие специалисты пытаются выйти на определение объекта.

Человек – один из наиболее сложных объектов реального мира. В науке проблема человека давно определяется как комплексная. Человек изучается и в качестве продукта биологической эволюции, в качестве главного элемента производительных сил в обществе и в качестве носителя общественных отношений. Связи и отношения человека с окружающим миром многообразны, а потому и многообразны его качества.

Структурная организация человека, как саморегулирующейся, саморазвивающейся и самоактуализирущейся системы носит многоуровневый характер. Поэтому одной из основных методологических концепций, используемых для изучения человека, является концепция системного подхода. Человека, в рамках этого подхода, изучают во всем многообразии проявлений и связей с внешним миром.

Б.Г. Ананьев выделял следующие уровни изучения человека. Одна из подсистем получила название индивид, другая субъект деятельности, далее личность и индивидуальность.

  1. ИНДИВИД – это природное в человеке, биологическая сущность человека, представителя вида Homo Sapiens.

Основными закономерностями развития являются гетерохронность, наличие сенситивных периодов, наличие критических периодов, акселерация и ретардация.

2) СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Субъект – это индивид как носитель предметно-практической деятельности и познания, обладающий сознанием, активный, самостоятельный, умелый. Стать субъектом деятельности – значит освоить деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

Субъект владеет психическими функциями, это есть перцепция. Перцепция означает ощущение, восприятие, мышление, чувства и эмоции, аффективная сфера, воля.

Индивид означает нераздельный, у индивида нет ничего лишнего, потому что организм так устроен, он неделим. Пример. Есть заболевание – расщепление личности, а вот расщепление индивида еще никто не наблюдал.

Субъект означает активность. «Суб» — это под, а «ект» — активность. Дословно означает то, что «под» и «перед» активностью. Если мы говорим субъект, то имеем источник активности, направленный на объект.

Итак, вся эта функциональная организация дает нам возможность отражать, выявлять закономерности, переживать и действовать.

3) ЛИЧНОСТЬ — человек как представитель общества, социальное существо, субъект социальных отношений, определяющий свою позицию среди других людей, субъект общественного поведения и коммуникации. Появляется на основе индивида и субъекта деятельности. Вступает во взаимодействие с различными элементами социального пространства. В структуру личности входят следующие компоненты: темперамент, характер, способности, направленность.

Рождаемся мы индивидом, а субъектом и личностью становимся в процессе жизнедеятельности. Личностью можно стать только в присутствии других людей. В личность входит темперамент, характер, способности и направленность. Самое главное в личности – это направленность. Потому что темперамент взят от индивида, как динамика протекания психических процессов. Характер и способности есть свойства субъекта деятельности. Собственно личность – это направленность.

Характер – это типичные формы поведения. «Посеешь привычку, пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Способности – это сочетание всех наших характеристик, которые позволяют нам жить и действовать.

Направленность – это влечения, желания, стремления, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрения.

Итак, личность – это социальное существо, которое взаимодействует с различными элементами социального пространства.

4) ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – уникальная, самобытная целостность, проявляющаяся в физиологических, психических, социальных особенностях, реализующая себя в творческой деятельности.

В последнее время некоторые авторы описывают новое понятие – УНИВЕРСУМ — высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.

Когда мы говорим индивидуальность, мы имеем в виду все выше сказанное, но под влиянием своей необычности уникальности.

Сюда относится:

Индивидуальные особенности: пол, возраст, конституция, нейродинамика

Индивидуальная история: то есть биография, каждый человек проходит свой жизненный путь, он попадает и развивается в макро — и микросреде, у него есть череда жизненных событий.

Все, что в нас сохраняется как нечто ценное – есть опыт.

Индивидуальность – это уникальная целостность физиологических, психологических и социальных особенностей, которые реализуют себя в творческой деятельности. Вот поэтому мы говорим о продуктивности.

Мышление

Перцепция

Аффект

studfiles.net

24 Человек как объект и психика как предмет изучения психологии » СтудИзба

Тема 3. Человек как объект и психика как предмет изучения психологии (предварительное системное представление)

Несмотря на сложность проблемы соотношения объекта и предмета исследования для любой науки, в психологии, как говорилось выше, принято главным объектом изучения считать человека, а главным предметом — его психику. С целью облегчить понимание психологической сущности человека, раскрываемой в последующих главах, и соблюдая основные принципы познания, дадим общее предварительное представление о человеке и его психике как сложных системах, подлежащих научному изучению.

Уровни психологической организации (макрохарактеристики) человека

Человек как субъект психической деятельности имеет многоуровневую организацию, что определяет и разные уровни и аспекты его психологического изучения. На каждом из этих уровней проявляется один из вариантов его сущности, что дает право говорить о нескольких ипостасях человека, только совокупность которых может дать более или менее целостное и полное представление о нем. (Между прочим, аналогичный подход в понимании сущности Бога демонстрирует христианский догмат о Божественной Троице, т. е. о Боге, едином в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой.)

Научное оформление многоуровневости психологической организации человека придал Б. Г. Ананьев, представив ее как систему взаимосвязанных понятий: человек — индивид — субъект (деятельности) — личность — индивидуальность [18, 22]. Взаимосвязь между этими понятиями в первую очередь предстает как иерархические отношения между ними. Иерархия (субординация) этих понятий, отраженная в последовательности их положения в общем ряду, имеет двойной смысл: условно можно говорить о временном и пространственном смыслах. Первый смысл заключается в том, что человек в своем онтогенетическом развитии последовательно проходит стадии от индивида до индивидуальности. Во втором смысле каждая последующая ипостась как более совершенный уровень организации включает в себя качества предыдущей, т. е. они находятся в отношениях соподчинения и включения. К настоящему времени вызрела идея дополнить этот ряд еще одной категорией — «универсум» [744]. Человек в своей психической деятельности раскрывается во всех перечисленных понятиях, которые в современной психологии нередко именуют «макрохарактеристиками» человека [166, 501].

В зависимости от уровня рассмотрения изучению подлежат различные совокупности психических явлений, характерные для соответствующей ипостаси человека. Совокупности эти отличаются друг от друга и составом входящих в них психических феноменов, и структурой, т. е. взаимосвязью этих феноменов.

Итак, самым общим понятием в этой иерархической лестнице является понятие «человек». Существует масса его определений. Но, как обычно в таких случаях, каждое определение отражает какую-то одну сторону (иногда несколько) явления, но не может охватить все стороны одновременно. (Кстати, напомним, что именно поэтому в современной науке действует и используется освещенный выше принцип дополнительности.) Например, очень точно характеризует отличие человека от животных такое определение: «Человек — единственное животное, которое знает свою бабушку». Не менее точен был В. Шекспир, подметив, что человеку в отличие от животного нужно не только необходимое, но и лишнее. Осознав все трудности формулировки исчерпывающих определений человека, примем за наиболее адекватную следующую дефиницию: человекэто биосоциальное существо, воплощающее, с одной стороны, высшую ступень развития жизни на Земле, а с другой, главный активный элемент общественно исторического развития.

С первой точки зрения современный человек предстает как биологическое существо, принадлежащее к типу позвоночных, классу млекопитающих, роду Нomo, виду Homo Sapiens (человек разумный). Он характеризуется особой телесной организацией, главными признаками которой являются прямохождение, наличие руки, высокоразвитого мозга и речевого аппарата. С общественной точки зрения он социальное существо, принадлежащее человеческому обществу в целом, определенным народностям, нациям, социальным группам. В этом ракурсе он характеризуется способностью к общению, к познанию внешнего мира и самого себя, к труду (как целенаправленному производству материальных или духовных ценностей).

Индивид (от лат. individuum — неделимое < in — не + dividen dus — подлежащий разделу) — макрохарактеристика человека, отражающая его природно-биологическую сущность как представителя вида Homo Sapiens. В этом понятии отражается индивидуально-биологическая сторона каждого человека как результат его филогенетического и онтогенетического развития. Филогенез — это историческое развитие организмов в русле эволюции жизни на Земле. Онтогенез — это индивидуальное развитие организма в русле его жизненного пути. Основные признаки индивида: 1) целостность анатомической и психофизиологической организации; 2) устойчивость во взаимодействии с внешним миром; 3) активность. Целостность означает системный характер связей между многообразными механизмами и функциями организма, реализующими жизненные (витальные) отношения со средой. Устойчивость определяет сохранность основных отношений индивида с действительностью и предполагает их пластичность, гибкость, вариативность. Активность обеспечивает способность индивида к самоизменению, сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее воздействия на организм.

Понятие «индивид» применимо не только к человеку, но и к животным, когда они рассматриваются как отдельные особи в составе своих популяций. В качестве синонима термина «индивид» используют термин «индивидуум».

Субъект (от лат. subjectum — подлежащее) — макрохарактеристика человека, отражающая его соотношение с объективной реальностью, указывающая на него как на 1) носителя внутреннего мира (в форме сознания) и 2) источник активного познания и преобразования действительности. Субъект, действующий в объективном мире, противостоит ему благодаря своей сознательной активности. Активность субъекта в психологии обычно увязывается с его деятельностью. Психологическая активность обусловлена спецификой внутренних состояний субъекта в момент действия (в отличие от реактивности — обусловленной предшествующими состояниями). Она характеризуется произвольностью (действие субъекта по собственному почину), целенаправленностью (наличием цели действия субъекта), надситуативностью (выход за пределы исходных целей), устойчивостью деятельности по отношению к цели. Реализация человеком функций познания и преобразования действительности в контексте деятельности обусловила применение термина «субъект» обычно в связке с этим понятием: «субъект деятельности».

Личность (от русск. личина) — это макрохарактеристика человека, отражающая его социальную сущность, указывающая на него как на субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. Принято говорить, что личностью не рождаются, а становятся в процессе общения, научившись сравнивать себя с другими и выделять собственное «Я». Огромное влияние на процесс формирования личности оказывают воспитание и образование. Основными обобщающими, интегральными свойствами личности (ее макрохарактеристиками) являются темперамент, характер, способности и направленность. Личность может изменяться: прогрессивно развиваться или деградировать. По сочетанию ее свойств и особенностей различают личности гармоничные или односторонние, прогрессивные или реакционные, нравственные или преступные, здоровые или больные, нормальные или патологичные. Личность — явление многогранное, она является объектом изучения всех гуманитарных наук. В психологии личность изучается в двух главных аспектах. Первый — общепсихологический, в рамках которого изучается структура и общие свойства личности; деятельность как форма существования и проявления личности. То есть это в определенном смысле — индивидуализированный подход. Второй подход — социально-психологический. Здесь личность изучается в контексте общения и взаимодействия людей и различных групп друг с другом.

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — макрохарактеристика человека, отражающая его неповторимость со стороны социально значимых отличий от других людей. В этом понятии воплощена уникальность человека и как индивида, и как субъекта, и как личности. Индивидуальность (в психологическом смысле) проявляется в чертах характера и особенностях темперамента, специфике интересов, качествах психических процессов, особенностях интеллекта, своеобразии потребностей и способностей. Предпосылками формирования индивидуальности выступают анатомо-физиологические задатки, процессы образования и сознательного самовоспитания.

Универсум (от лат. universalis — общий, всеобщий) — макрохарактеристика человека, отражающая достижение им высшей степени духовного развития с ясным осознанием своего бытия и места в мире.

Субординационный характер представленных ипостасей человека не означает, что каждый конкретный человек находится на каком-то одном уровне своей психологической организации. Взрослому нормальному человеку (являющемуся объектом исследования общей психологии) одновременно присущи все указанные уровни. Тем самым следует признать, что рассматриваемые ипостаси человека находятся не только в иерархических отношениях, но и в отношениях сосуществования и взаимодействия, т. е. в координационных отношениях. Этот аспект психологической организации человека наглядно, компактно и в то же время с достаточной полнотой описывается с помощью нижеприводимой схемы (рис. 3.1). Такое описание человека было предложено В. А. Ганзеном, опиравшимся на разработанный им и уже упоминавшийся нами пентабазис СПВЭИ [166, с. 156].

Рис. 3.1. Координационная схема психологической организации человека

(по В. А. Ганзену [166, с. 159])

Компоненты правой стороны схемы (личность и индивидуальность) отражают преимущественно социальную сущность человека, а компоненты левой стороны (индивид и субъект) — его биологическую основу. Верхняя часть схемы (субъект и индивидуальность) отражает дифференцирующие, разделяющие отношения человека в окружающей среде, нижняя (индивид и личность) — интегрирующие, объединяющие. Действительно, индивид — наименьшая единица в системе биологического вида, объединяющая и сохраняющая всю информацию о виде во времени (отношения «предки — потомки»). Как личность, человек вступает в контакт с расположенными в физическом и социальном пространстве другими людьми и различными социальными группами. То есть эти две ипостаси выражают объединяющую со средой (природной и социальной) во времени и пространстве сторону (тенденцию) человека как биосоциальной единицы. В то же время человек как субъект противостоит объективному миру, который он познает и преобразует, а как индивидуальность, противопоставляется другим людям. То есть эти две категории выражают отделяющую от природной и социальной среды сторону (тенденцию) человека как биосоциальной единицы.

Функциональная структура психики человека

Если придерживаться наиболее признанной на сегодня в науке эволюционистской концепции развития жизни на Земле, то следует признать, что психика является мощным адаптивным механизмом, а ее глобальной, стержневой функцией является способствование выживанию организмов и биологических видов за счет повышения эффективности их взаимодействия с окружающим миром. Эффективность этого взаимодействия увеличивается благодаря повышению интенсивности и адекватности поведения индивида, наделенного психикой, а также благодаря увеличению доли совместных действий особей в общей жизнедеятельности вида. Этим трем факторам повышения выживаемости соответствуют три основные функции психики : стимуляция активности, психическое отражение и обеспечение коммуникации с себе подобными. Последнюю функцию (особенно применительно к человеку ) целесообразно обозначить как общение, включающее в себя не только коммуникативную (передача информации) составляющую, но и перцептивную (восприятие и понимание человека человеком), и интерактивную (обмен действиями) [24]..

Каждая из трех означенных функций представляет собой единство двух компонентов. Первая — активности и реактивности, вторая — познания (отождествляемого некоторыми исследователями с психическим отражением в целом) и регуляции, третья — взаимодействий и взаимоотношений. Специальных пояснений этим двуединствам здесь не приводим, поскольку все необходимые обоснования каждого из них представлены ниже в главе, посвященной общению и деятельности, и частично в заключительном разделе, а также в научной литературе [24, 79, 80, 166, 506]. Если каждую функцию представить в виде одной из ортогональных осей в трехмерном евклидовом пространстве, то получим каркас трехмерной модели функциональной структуры психики (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Основные оси пространственной модели функциональной структуры психики

Представленная модель имеет фронтальную плоскость, образованную осями «активность» и «психическое отражение», горизонтальную плоскость, образованную осями «психическое отражение» и «общение», и сагиттальную плоскость, образованную осями «активность» и «общение».

В контексте нашего дальнейшего изложения первоочередной интерес представляет фронтальная плоскость модели, идея и первая редакция которой были предложены в 80-х гг. В. А. Ганзеном [166]. Ее последующая модернизация осуществлена в наших работах [498, 506, 520 и др.].

Строгость и стройность модели Ганзена предопределились опорой на четыре принципиальных положения. Первое состоит в учете дихотомической организации мира, а следовательно, и психики. Единство противоположностей, заключенное в реальных объектах и обеспечивающее как их равновесие, так и развитие, позволяет при анализе объектов реальности раздваивать их на пары (диады), а при синтезе — объединять их в единое целое. Область пересечения членов этих пар дает третий промежуточный элемент, который чаще всего можно рассматривать как границу между ними. Взаимодействие человека со средой есть целостное явление. Дихотомический подход позволяет выделить в этом взаимодействии такие первичные пары, как субъект — объект, отражение — регуляция, активное — реактивное поведение и т. д.

Второе положение, по сути являющееся частным проявлением первого, заключается в том, что психика рассматривается как система с двумя фундаментальными противоположными свойствами, присущими всем объектам реальности: неоднородностью и целостностью. Неоднородность (и соответственно тенденция к дифференциации частей психики как целого) выражается в существовании различных психических функций и проявляется в различных психических явлениях. Это дает возможность использовать при изучении и описании психики метод системного анализа. Целостность психики (и соответственно тенденция к объединению ее частей) заключается в неразрывном единстве всех ее функций и проявлений, что обеспечивает интеграцию всей внутренней психической жизни индивида и его непрерывную взаимосвязь с окружающим миром. Это свойство психики дает возможность при ее изучении и описании применять системный синтез.

Таким образом, реализация указанных двух положений позволяет представить функциональную структуру психики как трехуровневое иерархическое образование, где уровнем наивысшей степени общности является уровень интеграции, раздвоение интегративной функции на психическое отражение и регуляцию дает второй субординационный уровень, а раздвоение функций отражения и регуляции на активные и реактивные формы дает третий уровень — уровень парциальных функций. Эта субординация может быть описана в общенаучных категориях, что представлено графически на рис. 3.3 а.

Рис. 3.3. Функциональная структура психики человека:
а) в общенаучных категориях; б) в психологических категориях.
(по В. А. Ганзену [167, с. 31])

Третье принципиальное положение — это использование базисного метода для структурирования информации, полученной при изучении психики. Идея метода состоит в соотнесении совокупности элементов описания объекта (в нашем случае психики) с совокупностью элементов выбранного базиса. Это соотнесение осуществляется путем выявления соответствия (или близости) характеристик описываемого явления компонентам базиса. Данный метод придает описаниям упорядоченность, устойчивость и относительную полноту. Важным качеством этого метода является «открытость» полученных с его помощью описаний, т. е. возможность внесения дополнений и коррекций без коренных изменений в целом. Именно это обстоятельство позволило в дальнейшем модернизировать рассматриваемую модель.

Четвертое важнейшее положение постулирует возможность исчерпывающего описания любого объекта действительности через пространственно временные и информационно энергетические показатели. Следуя дихотомическому принципу и опираясь на философский анализ категории «материя», пространство и время рассматриваются как диалектическая пара форм существования материи, а энергия и информация — как диалектическая пара условий способа существования материи, т. е. движения. Это позволяет ввести основополагающий для систематики свойств различных объектов базис, названный В. А. Ганзеном «пентабазисом СПВЭИ». Пентабазис включает в себя пять базовых частей: субстрат (С), пространство (П), время (В), энергия (Э), информация (И). Пространство, время, энергия и информация определяют неоднородность и многообразие проявлений (свойств) объектов, в том числе психики, что отмечалось при изложении принципа целостности. Субстрат символизирует синтез всех этих свойств в одном объекте, интеграцию частей в единое целое.

Целенаправленное применение перечисленных принципов позволило В. А. Ганзену представить функциональную структуру психики человека в наглядной форме в виде графической схемы, где каждая триада психологических понятий реализует какую-либо парциальную функцию психики на третьем уровне их конкретизации (реактивное познание, реактивную регуляцию, активное познание, активную регуляцию) и функцию интеграции.

Перцепция в форме ощущений и восприятий осуществляет реактивное отражение, так как эти процессы непроизвольны, безусловны, непосредственны, причинно-следственны. Иначе говоря, на этом уровне психического отражения инициатива во взаимодействии между субъектом и объектом принадлежит объекту как раздражителю, как причине возникновения психического процесса. Непосредственность означает прямое взаимодействие субъекта с объектом. Безусловность означает, что результат взаимодействия (ощущение) возникает независимо от воли субъекта; он не в состоянии его изменить или устранить. Причинно-следственность указывает на направление процесса — от объекта к субъекту: изменения в объективном мире вызывают изменения в субъективном мире, т. е. появление, изменение или исчезновение ощущения, но не наоборот (вспомним принципы объективности и детерминизма). Ощущения и восприятия позволяют ориентироваться в среде и отвечать на вопросы «что?» и «где?». Следовательно, они соотносятся с базисным понятием пространства. Мышление в образной (представления) и знаковой (речь) формах выполняет активное отражение, так как позволяет путем активных преобразований информации (в первую очередь путем логических рассуждений) проникнуть в сущность явлений, скрытую от непосредственного чувственного познания через ощущения и восприятия. Этот психический процесс сопоставим с информационной частью пентабазиса. Аффект реализует функцию реактивного приспособительного регулирования в форме эмоций и чувств. В них обобщен опыт индивида и предшествующих поколений, что позволяет соотнести аффект с базисным понятием времени. Воля выполняет активное регулирование через волевые действия, побудителями которых выступают мотивы. Воля как движущая сила сопоставима с понятием энергии. Интеграция производится сознанием и так называемыми «сквозными» процессами (память и внимание). Память объединяет информацию в одном хранилище, а внимание «связывает» субъекта с объектом психической деятельности. Сознание олицетворяет собой высшего интегратора, в котором объединены все психические функции. Психика в целом функционирует в некоторой среде. На «входе» расположены первичные психические процессы — ощущения и эмоции. На «выходе» — действие и речь как явления, результирующие внутреннюю работу психики.

Эту схему мы пока принимаем за исходную для системного изложения дальнейшего материала. Наложением на нее ряда дополнений и изменений можно получить более подробную схему функциональной структуры психики человека.

studizba.com

ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Психология ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Количество просмотров публикации ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. — 729

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Рубрика (тематическая категория)Психология

Современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биоло­гического вида; во-вторых, он воспринимается как член общества; в-третьих, изу­чается как субъект предметной деятельности; в-четвертых, изучаются закономерно­сти развития конкретного человека ( см. рис 1).

Рисунок 1. Структура понятия ʼʼиндивидуальностьʼʼ (по Б. Г. Ананьеву)

История становления понятия ʼʼ Человекʼʼ. Началом целенаправленного исследования человека как биологического вида мож­но считать труды Карла Линнея, выделившего ᴇᴦο в качестве самостоятельного вида Homo sapiens в отряде приматов. Идея рассматривать человека как элемент живой природы была своеобразным поворотным пунктом в изучении человека.

Специальной наукой о человеке как особом биологическом виде является ан­тропология.

В структуру современной антропологии включают три основных раз­дела˸ морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий — от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности), учение об

антропогене­зе (об изменении природы ближайшего предка человека и самого человека в тече­ние четвертичного периода), состоящее из приматоведения, эволюционной анато­мии человека и палеоантропологии (изучающей ископаемые формы человека) и расоведение.

Помимо антропологии существуют и другие связанные с ней науки, изучаю­щие человека как биологический вид. Например, физический тип Человека как ᴇᴦο общую соматическую организацию изучают такие естественные науки, как анатомия и физиология человека, биофизика и биохимия, психофизиология, нейропсихология. Особое место в данном ряду занимает медицина, которая включа­ет многочисленные разделы.

Учение об антропогенезе — происхождении и развитии человека — также свя­зано с науками, изучающими биологическую эволюцию на Земле, поскольку при­роду человека невозможно понять вне общего и последовательно развивающегося процесса эволюции животного мира. К данной группе наук могут быть отнесены палеонтология, эмбриология, а также сравнительная физиология и сравнитель­ная биохимия.

Необходимо подчеркнуть, что в развитии учения об антропогенезе сыграли важную роль частные дисциплины. К их числу, прежде всего надо отнести физиологию высшей нервной деятельности. Благодаря И.П.Павлову, проявившего большой интерес к некоторым генетическим проблемам высшей нервной деятельности, наиболее сформировавшимся отделом сравнительной физиологии стала физиология высшей нервной деятельности антропоидов.

Огромную роль в понимании развития человека как биологического вида играет сравнительная психология, объединяющая в себе зоопсихологию и общую психологию человека. Начало экспериментальных исследований приматов в зоопсихологии положили научные работы таких ученых, как В. Келер и Н. Н. Ладыгина-Котс. Благодаря успехам зоопсихологии стали понятны многие механизм поведения человека и закономерности ᴇᴦο психического развития.

referatwork.ru

2. Поведение человека как объект психологических исследований. Общая психология

2. Поведение человека как объект психологических исследований

Поведение человека также всегда являлось объектом психологических исследований. Этим термином принято называть взаимодействие человека с окружающим миром, обусловленное его внешней и внутренней активностью, его индивидуальными особенностями и воспринятыми из социального окружения способами и схемами подобного взаимодействия. Среди теорий изучения поведения следует выделить бихевиоризм. Особенность этого психологического течения заключается в том, что его представители противопоставляли поведение сознанию. Они считали, что именно поведение является предметом психологии. Бихевиоризм – это ведущее направление американской психологии первой половины XX в. Основоположником бихевиоризма является Эдуард Торндайк. Он считал, что поведение человека является функцией, абсолютно отделенной от сознания. В те времена понятие сознания отождествлялось с понятием психики. Исключив сознание из числа объектов исследования психологии, Торндайк тем самым создал так называемую психологию без психики. За основную схему поведения была принята схема «стимул – реакция», т. е. поведение человека расценивалось как механический ответ своими действиями на какой-либо важный стимул.

Всякая поведенческая реакция лишалась осознанности. Но то, что годится для зоопсихологии, отнюдь не всегда применимо к психологии человека. Бихевиоризм был весьма слаб в объяснении высших психических проявлений, таких, как чувства, мышление, творческие способности.

На смену данному течению пришел необихевиоризм, который связан в первую очередь с именем Эдуарда

Толмана. Тот перенял от бихевиористов идею о поведении как предмете психологии, но внес некоторые поправки. Между стимулом и реакцией он допустил существование еще одного звена – так называемых промежуточных переменных. Несмотря на то что сторонники данной теории существуют и по сей день, большинством психологов она признана несостоятельной. Как бы интересно и оригинально ни было завершенное учение о человеке, его никогда нельзя принимать за абсолютно верное. В человеке всегда остается какая-то загадка. Поэтому современная психология не замыкается на какой-либо одной системе. Их множество, и в каждой есть своя доля истины. Отечественную психологию в этом смысле можно сравнить с русским православием. Обе эти системы воззрений стараются догматизировать как можно меньше постулатов. Существует основная парадигма, но частные мнения всегда принимаются во внимание, система остается открытой к новой информации.

Итак, мнение отечественной психологии о поведении человека заключается в том, что оно неразделимо с сознанием и основными психическими процессами. Это означает, что поведенческие реакции зависят от многих факторов: врожденных свойств индивида, качеств, приобретенных под воздействием социальной среды, качеств, выработанных в процессе образования и самообразования человека, уровня развития высших психических функций на данный момент.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Электронная библиотека ВГУЭС. Электронная библиотека

Багана Жером
Analyse grammaticale du mot dans la phrase (Грамматический анализ слов в предложении) : Учебное пособиеУчебное издание2020
Сидоренко Т.В.
Essential English for Law (английский язык для юристов) : Учебное пособиеУчебное издание2020
Казаков Е.Ф.
Homo nudes : МонографияНаучное издание2020
Багана Жером
Langue francaise: Techniques d`expression ecrite et orale : Учебное пособиеУчебное издание2020
Кравченко Л.В.
Photoshop шаг за шагом. Практикум : Учебное пособиеУчебное издание2020
Костромина Е.В.
Авиатранспортный маркетинг : УчебникУчебное издание2020
Беляков В.В.
Автоматические системы транспортных средств : УчебникУчебное издание2020
Беляков В.В.
Автоматические системы транспортных средств : УчебникУчебное издание2020
Братан С.М.
Автоматическое управление процессами механической обработки : УчебникУчебное издание2020
Стуканов В.А.
Автомобильные эксплуатационные материалы : Учебное пособиеУчебное издание2020
Тарасова Т.В.
Аддитивное производство : Учебное пособиеУчебное издание2020
Зиновьева О.П.
Административное судопроизводство : УчебникУчебное издание2020
Махина С.Н.
Административное судопроизводство : Учебное пособиеУчебное издание2020
Миронов А.Н.
Административно-процессуальное право : Учебное пособиеУчебное издание2020
Кисленко В.Н.
Адсорбция бактерий почвой и её эпидемиологическое значение : МонографияНаучное издание2020

abc.vvsu.ru

Личность как предмет психологического исследования

В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Как объект исследования личность уникальна по своей сложности и многогранности. Она представляет собой тесно взаимосвязанные содержания бытия конкретного человека — от телесного до духовного.

Личность рассматривается как всё множество психических систем, определяющих единство и непрерывность в поведении и переживаниях человека, в том виде, в каком это множество проявляется, и в том виде в каком оно воспринимается другими людьми.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития.

В настоящее время имеется множество определений понятия «личность». Они, как правило, основаны на различных методологических основаниях, которых придерживаются те или иные авторы. Но дать однозначное всеобъемлющее определение понятия личности не представляется возможным. Олпорт, проводя литературный обзор, выделил около пятидесяти определений понятия «личность». Каждое из этих определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и заслуживают того, чтобы их учитывать при рассмотрении понятия «личность».

Для систематизации этих определений Холл К., Линдсей выделяют ряд категорий или системообразующих критериев, по которым определения понятия «личность» могут быть распределены:

Биосоциальные определения — соотносят личность с «социальной стимульной ценностью» индивида. С данных позиций личность содержится только в «реагирующем другом». Индивид не обладает никакой личностью за исключением той, которая содержится в реакции окружающих.

Биофизические определения — соотносят личность с характеристиками или качествами субъекта. Личность связывается со специфическими качествами индивида, поддающимися объективному описанию и измерению.

Определения-омнибус — представляют личность через перечисление. Личность обозначается через перечисление важнейших качеств индивида.

Интегрирующие определения — личность выступает как организация в отношении различных отдельных реакций индивида. Эта организация является следствием активности личности. Личность — это то, что упорядочивает и согласует разные виды индивидуального поведения.

Определения, отождествляющие личность с уникальными, индивидуальными аспектами поведения.

В тоже время нужно отметить, что никакое сущностное определение личности ни на каком уровне общности не применимо. Определения личности, дающиеся различными авторами, зависят от их индивидуальных теоретических предпочтений. В большинстве случаев личность определяется на основе частных эмпирических представлений, выступающих как часть используемой наблюдателем теории личности. Существует примерно столько определений личности, сколько исследователей работает над этой проблематикой.

Однако, в каждом определении можно выделить общие тенденции, которые затрагивает или включает понятие «личность» (Ферхнем А., Хейвен П.):

  • каждый человек уникален, однако существуют различные базовые характеристики или специфические категории, которые можно использовать при описании всех людей;
  • характеристиками личности являются поведенческие черты, в том смысле, что они коррелируют с мотивами, и влияют на социальное поведение;
  • характеристики личности относительно устойчивы во времени и стабильно и согласованно проявляются в различных социальных ситуациях;
  • чтобы понять личность человека её можно и нужно анализировать, выделив специфические и фундаментальные части, элементы и структурные составляющие, а так же рассматривая как организованную целостную систему.

Несмотря на сложность и многогранность понятия личности в трудах отечественных психологов делается попытка дать общее научное определение понятия «личность». Р.С.Немов определяет личность следующим образом:

«Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми. Определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих».

psyera.ru

Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.

Воронова Е.Ю., Вяткин Б.А.

Пермский государственный педагогический университет,

Пермь

Психология индивидуальности как важнейшее направление современного «человекознания» (Б.Г. Ананьев,1968) стремительно развивается за последние десятилетия. Сегодня оно приобретает особую актуальность в связи с тем, что становится основной для решения наиболее острых социально-прикладных задач. Таких, как индивидуализация обучения школьников и студентов, становление профессионала и его совершенствование; оптимальное взаимодействие человека с техникой, с другими людьми; адаптация индивидуальности к коллективу, к условиям труда; индивидуальный подход к пациентам в клинике, профилактика психосоматических расстройств и коррекция отклоняющегося поведения и т. п..

Для разработки данной предметной области в свое время сложились как социальные, так и предметно-логические и личностные предпосылки.

Первые десятилетия XXвека отмечены бурным развитием разных областей науки и острой потребностью нового общества в знании о человеке, стремление к разностороннему и целостному его изучению. Поэтому, закономерно возникновение и развитие новых концепций, направлений, отраслей (реактология, рефлексология, психотехника, психогенетика, педология). После «павловской» сессии, по мнению А.В. Петровского (1989), вся психология личности свелась к изучению индивидуальных психофизиологических свойств нервной системы человека – дифференциальной психофизиологии.

В 50-60-е годы проблема личности начинает выделяться как исследовательская проблема, появляется большое количество теоретических и экспериментальных работ о проблеме личности. Отмечается рост интереса к роли наследственных факторов в познавательной сфере человека. Другим мощным фактором развития науки стал новый методологический системный подход и его проблематика.

В 70-е годы на страницах психологических журналов разворачивается обсуждение проблем соотношения биологического и социального в психике человека. Вторая половина XXв. характеризуется интеграцией наук, развитием междисциплинарных связей, разработкой новых идей и методов, которые можно было бы назвать синтезирующими. Человек становится в центр практического и научного интереса общества. Закономерным ответом на этот запрос общества являются концепции личности и индивидуальности отечественных психологов.

В предметно-логическом плане, начиная с XXв. дифференциальная психология оформляется в самостоятельную область психологической науки. Ю.Н. Олейник (1990) выделяет три этапа ее развития. Первый этап (с началаXXв. до конца 30-х годов) характеризуется разработкой концепции отечественной дифференциальной психологии, которая обозначалась в это время как индивидуальная психология; формированием основной проблематики в области индивидуально-психологических различий. Второй этап (с конца 30-х до середины 80-х годов) отличается экстенсивным характером развития знаний в этой области, переориентацией с проблемы целостной индивидуальности на проблему индивидуально-психологических различий в рамках дифференциально-психофизиологических исследований и проблему личности; формированием научных школ в изучении дифференциально-психологических различий. Третий этап (с середины 80-х до настоящего времени) характеризуется переходом к интенсивному типу развития дифференциальной психологии; выдвижением ее проблематики в центр исследований человека; усилением тенденций к переоценке достигнутых результатов; выработкой теорий индивидуальности.

Ученый в своей концепции фактически и становится выразителем всего того, что существовало в рассеянном, неявном виде в период его жизни. Он улавливает, воплощает черты своей эпохи, выражает ее характерные черты.

Научная школа появляется лишь тогда, когда индивидуальная программа становится основой деятельности коллектива. Школы не может быть без учителя, без учеников, без предметного содержания совместной деятельности. Каждая школа в науке непременно отличается некоторыми уникальными, одной лишь ей присущими свойствами. За многообразием школ, по мнению М.Г. Ярошевского (1977), следует искать некоторые механизмы, благодаря которым происходят консолидация знаний, сохраняющих ценность безотносительно к программным установкам этих школ. Как бы школы ни расходились между собой, эффектом их столкновений являются общезначимые результаты. Ими являются развивающиеся структуры категориального аппарата научного мышления. Различные компоненты категориальной структуры конкретной дисциплины развиваются неравномерно и получают различную теоретическую проекцию в противостоящих друг другу школах. Категориальный подход, таким образом, позволяет определить функцию в развитии науки, вклад каждой школы в разработку предметного поля.

Предметной областью исследований Б.М. Теплова была дифференциальная психофизиология и проблема способностей и одаренности. В 1940 г. Б.М. Теплов защитил докторскую диссертацию по теме «Психология музыкальных способностей». Впоследствии Б.М. Теплов писал, что «фактически исследования музыкальных способностей и ума полководца – это исследования выдающихся индивидуальных человеческих качеств, но разными методами». Начиная с 1950-х годов, научная работа Б.М. Теплова и сотрудников его лаборатории в Институте психологии была целиком посвящена проблеме изучения типологических особенностей высшей нервной деятельности человека в связи с проблемой индивидуально-психологических различий.

Предметом исследования Б.Г. Ананьева стало бытие человека как индивида, индивидуальности, субъекта и личности. Визитной карточкой школы Б.Г. Ананьева стал комплексный подход к исследованию человека. Многолетнее исследование, проведенное под руководством Б.Г. Ананьева в 1965-1972 годах, было выполнено в два цикла. Первый цикл исследований проводился в секторе психологии НИИ общего образования взрослых АПН СССР и в лаборатории дифференциальной психологии ЛГУ и был направлен на изучение возрастной изменчивости психофизиологических функций и интеллекта взрослых от 18 до 40 лет в целях создания в дальнейшем возрастной периодизации развития. Второй цикл – сотрудниками лаборатории дифференциальной психологии. Он был посвящен изучению структуры личности и особенностей ее развития на студенческом контингенте. В итоге предполагалось представить целостную картину развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности в условиях обучения.

В начале творческого пути В.С. Мерлина, предмет его исследований трактовался по педологически широко. С 1940 по 1955 годы предмет исследований В.С. Мерлина сузился до дифференциально-психологической проблематики, а в период с 1956 по 1971 гг. основным предметом исследования становится личность. Последний период творчества В.С. Мерлина (1972 по 1982 гг.) отличается переходом на позиции системного подхода к личности и индивидуальности человека. Предметом исследования В.С. Мерлина и его школы становится – целостный человек во всем многообразии его свойств и их взаимосвязей, процессов и механизмов развития и взаимодействия с миром. Многолетний труд В.С. Мерлина и его учеников, обобщен в монографии — «Очерк интегрального исследования индивидуальности»(1986).

Таким образом, школой Б.М. Теплова разрабатывались природные основы индивидуально-психологических свойств, школа Б.Г. Ананьева обеспечила комплексность (разносторонность) рассматриваемого предмета в процессе онтогенеза, а школа В.С. Мерлина акцентировала внимание на структурных особенностях индивидуальности и опосредующих звеньях в процессе ее развития.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *