Чем действие отличается от поведения – Отличие ПОВЕДЕНИЯ от ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чем отличается поступок от действия

Активность человека может принимать разные формы. Для описания происходящего используются конкретные понятия, которые не следует путать. К примеру, важно понимать, чем отличается поступок от действия, что подразумевается под этими словами.

Определение

Под действием понимается составляющая единица деятельности, завершенный акт, которому присущи целевая направленность и произвольность. Действие не является одним и тем же с обычным поведенческим актом, диктуемым импульсом или привычкой и всецело зависящим от текущей ситуации.

Поступок определяется как конкретное действие, сознательное, требующее от человека нравственного самоопределения. Совершая поступки, человек реализует себя как личность перед самим собой, окружением, природой. Рассмотрим подробней отличие поступка от действия.

к содержанию ↑

Сравнение

Как видно из определений, действие является более широким понятием. То есть любой поступок можно назвать действием. Но поступком именуется лишь действие, продиктованное сознательным выбором, где обязательно присутствует волевой фактор.

Поступок подразумевает выбор человеком добра или зла. Тем, какие поступки совершаются, положительные или отрицательные, характеризуется нравственность личности. Решаясь на поступок, человек самостоятельно выбирает цели и способы поведения. При этом нередко наблюдается противоречие с общепринятыми правилами.

Действие является одной из составляющих поступка. Помимо него в поступке присутствуют компоненты, связанные с моральным сознанием. Сначала возникают побуждение и мотивировка. Формируется четкая цель. Человек выбирает средства, прямые или косвенные, практические или словесные и т. д. Морально решается на действие. Затем следует непосредственно действие. Становится очевидным результат, при этом точно сказать заранее, каким он будет, нельзя, могут существовать лишь предположения. Завершающими элементами являются самооценка поступка и его оценка окружающими – что было совершено, с какой целью, произошло случайно или намеренно и т. д. Адекватным мнение других людей о поступке становится только с учетом его мотивов.

Зачастую выполнение морального долга требует от человека незамедлительных действий. При этом совершающий поступок может не отдавать себе отчет, что заставляет его делать определенные вещи. Это вовсе не означает, что поведение является бессознательным. Скорее это свидетельствует о том, что подобное поведение стоит считать привычным, само собой разумеющимся и процессы морального сознания происходят на автоматическом уровне.

Это основные моменты, объясняющие, в чем разница между поступком и действием.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

ДействиеПоступок
Общее понятиеВид действия
Необходимость в нравственном выборе присутствует не всегдаПрисутствует нравственный выбор
Является одним из компонентов поступкаВключает в себя действие

thedifference.ru

Хотите узнать, что значит деятельность человека, в отличие от поведения животных?

Одна из самых древних тем, о которой рассуждали многие философы и мыслители, — деятельность человека. В отличие от поведения животных, она, прежде всего, созидательна. Целыми веками люди задавались вопросами бытия и смысла жизни, лучшие умы человечества дискутировали о предназначении человека и его роли в истории нашей Вселенной. Итак, давайте систематизируем наши знания о различиях между человеком и животным.

Деятельность человека, в отличие от поведения животных, можно рассматривать как сознательную активность человека, которая обладает неким смыслом или целью. В обществознании принято считать, что вся деятельность человека имеет два разных направления: созидающее и разрушительное. А система ценностей и морально-нравственные качества самого человека регулируют его деятельность, именно они дают некую мотивацию на совершение определенных действий, имеющих конечные цели.

В деятельности человека можно выделить 4 основных типа:

  • Практическая. Подразумевает под собой действия индивидуума, направленные на изменение или совершенствование чего-либо в соответствии с его целями и представлениями об окружающем мире.
  • Познавательная. Предполагает регулярные занятия, изучение и познание новых законов устройства действительности, а также развитие уже существующих навыков и умений.
  • Эстетическая. Связана с областью искусства, музыки и поэзии, словом, со всем тем, где человек проявляет свои эстетические потребности и выражает с помощью исскуства свои чувства и мысли.
  • И наконец, последний подтип — управленческая, которая характеризует организационные и руководительские качества человека.

3 отличия деятельности человека от поведения животного

Человек и животное, хоть и имеют много общего (например, инстинкты и устройство некоторых органов организма), различаются куда больше. Давайте выделим основные отличия первого от второго.

  1. В первую очередь стоит отметить, что человек обладает членораздельной речью и может передавать свои мысли с помощью слов.
  2. Деятельность человека, в отличие от поведения животных, находится под контролем разума, а не врожденных инстиктов. Именно разумность, способность исследовать мир и умение мыслить, созидать и создавать что-то определяет человека как высшую ступень эволюции.
  3. Человек способен целенаправленно заниматься той или иной работой, применяя при этом все свои теоретические и практические навыки. Проще говоря, человек умеет строить планы и связывать события в логическую цепочку.

Конечно, это не все отличия деятельности человека от поведения животных, на самом деле их все и не перечислить.

Какие еще отличия есть между нами и животными?

Люди могут сказать, что у некоторых животных тоже есть разум, ведь они способны обучаться, привязываться к людям (т.е. чувствовать что-то похожее на любовь), выполнять определенные действия. Да, действительно, многие животные вполне обучаемы, яркий пример тому — цирки, где даже слонов и медведей учат кататься на велосипеде. Однако главное отличие между ними и человеком — это то, что человек занимается своей деятельностью не только из-за инстинктивных потребностей, но благодаря своему разуму, а иногда — чувствам.

Мы разобрали только три отличия деятельности человека от поведения животного. Еще одной разницей можно назвать осмысленное продолжение рода. Если животные совокупляются, то делают они это исключительно из-за инстинктивной потребности в продолжении рода. Им неважно, с какой именно особью заводить потомство, главное — чтобы особь противоположного пола была здоровой.

Между тем, только человек способен испытывать глубокие чувства. Без любви человек не сможет быть счастливым, поэтому он всегда старается завести семью и детей только с любимым человеком.

А что же у нас общего с животными?

Не зря мы называем животных «нашими меньшими собратьями», ведь во многом они очень похожи на людей. Взять хотя бы наши физиологическое устройство и насущные потребности. В целом принципы строения нашего тела те же, что у животных, хотя деятельность человека, в отличие от поведения животных, явно сыграла свою роль в ходе эволюции (вот почему мы сейчас не так развиты физически как четвероногие).

Животные так же, как и мы, имеют потребность в еде, в здоровом сне, имеют инстинкты самосохранения, а также нуждаются в продолжении своего рода.

Сколько бы отличий у нас ни было, мы должны помнить о том, что и люди, и животные являются представителями живой материи на нашей планете. Наш долг — оберегать флору и фауну и заботиться о них.

autogear.ru

Действие и деятельность | Учеба-Легко.РФ

Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

ДЕЙСТВИЕ

— произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Главная структурная единица деятельности. Определяется как процесс, направленный на достижение цели. Действие выполняется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией, — с условиями; эти способы — неосознаваемые или мало осознаваемые — называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности. Итак, действие — совокупность операций, подчиненных цели. Инициация действий — лишь последний этап трехстадийной последовательности.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ни чего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Породив и продолжая совершенствовать предметы творения, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанным с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Деятельность человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствование и другие.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действием называют часть деятельности, имеющую вполне осознанную человечеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла,поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

uclg.ru

Отличие поведения больших масс людей в экстремальных условиях от поведения одного человека

Все человеческое поведение строится по принципу «наименьшего возможного». Если цели можно достичь разными путями, то человек выбирает тот путь, который, по его представлению и опыту, требует наименьшей затраты сил, и на избранном пути он расходует не больше усилий, чем необходимо. Именно по этой причине рабочие часто не используют средства защиты, пропускают операции, необходимые для обеспечения безопасности, но не влияющие на получение конечного продукта, выбирают более легкие, но и более опасные способы выполнения работы. Появлению стремления экономить силы за счет выбора опасного способа действия, способствуют недостатки в организации труда, техники и технологии.

Большое значение в формировании модели поведения имеет социальная и физическая безнаказанность работника, совершающего опасные действия. Физическая безнаказанность проявляется в том, что неправильное действие в определенных случаях не сопровождается травмой. Рабочий считает, что вероятность получения травмы настолько мала, что ею можно пренебречь. Социальная безнаказанность обусловливается тем, что зачастую коллеги и руководство снисходительно относятся к нарушению, считая, что полученная продукция компенсирует такие мелочи, как нарушение инструкции по технике безопасности. Такая безнаказанность формирует адаптацию к опасности и ложное представление работника о личной неуязвимости.

При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, определяющее

значение в формировании линии поведения отдельного человека имеют его индивидуальные качества, отражающие совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Они включают тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование, опыт, воспитание, здоровье и т.д. Весь этот широкий спектр свойств личности, социальных обстоятельств и производственных условий, формирует ряд психологических причин, по которым человек сознательно нарушает правила безопасной работы:

— экономия сил — потребность, которая побуждает к действиям, направленным на сохранение энергетических ресурсов. Поведение человека строится по принципу «наименьшего действия»;



— экономия времени — стремление увеличить производительность труда для выполнения плана или личной выгоды. Это может происходить за счет увеличения темпа работы или пропуска отдельных операций, не влияющих на конечный результат труда, но необходимых для обеспечения его безопасности;

— адаптация к опасности или недооценка опасности и ее последствий — возникает вследствие физической и социальной безнаказанности за совершение неправильных действий;

— самоутверждение в глазах коллег, желание нравиться окружающим, что проявляется в рискованных действиях, риск для таких людей дело не просто привычное — благородное;

— стремление следовать групповым нормам трудового коллектива. Это происходит там, где нарушение правил безопасности или технологического процесса поощряется коллективом. Девиз трудовой деятельности — «план любой ценой». Выполнение правил безопасности в таких случаях может поставить человека в положение «белой вороны»;

самоутверждение в собственных глазах может быть причиной сознательного игнорирования безопасных методов труда. Часто это объясняется врожденной неуверенностью в себе или упреками каких-либо лиц, не

связанных с конкретным производством;

— переоценка собственных возможностей часто приводит к тому, что зная об опасности и ее последствиях, человек рискует, думая, что его расторопность и опыт помогут или даже гарантируют возможность быстро принять меры для предотвращения аварии или несчастного случая, выскочить из опасной зоны и т.д.;

— склонность к риску как личностная характеристика. В психической структуре некоторых лиц имеется повышенная тенденция к рискованным действиям. Такие люди испытывают потребность «поставить все на карту»;

— надситуативный риск, т.е. спонтанный, немотивированный, риск ради риска. Некоторые люди могут, успешно осуществляя какие либо действия, как бы «вдруг» ставить перед собой цель, появление которой не продиктовано ситуацией и прямо не вытекает из нее.

Причины нарушения правил безопасности по сути своей направлены на одну цель: искать ближайшие допустимые и наиболее легкие пути удовлетворения вызвавших их потребностей. Следовательно, для предупреждения нарушения правил безопасности необходимо применять меры, исключающие возможность создания условий для выполнения опасных действий, и лишающие рабочего возможности делать выбор между опасным и безопасным способом деятельности.

Поведение больших масс людей, особенно в экстремальных условиях, имеет свои законы и отличается от поведения одного человека.

Известно, что в экстремальной ситуации своевременное и правильно выбранное решение зачастую предотвращает развитие аварии с катастрофическими последствиями. В условиях производства люди, выполняя общие задачи, действуют совместно, и решения в сложных ситуациях также принимаются совместно. В психологии это называется групповое принятие решений в условиях взаимного обмена информацией.

Процедура группового принятия решений предполагает обязательное

согласование мнений членов группы. В процессе обсуждения могут возникать некоторые деформации восприятия, снижающие качество принимаемых решений, могут наблюдаться и феномены сдвига к риску и групповой поляризации.

Сдвиг к риску — возрастание рискованности групповых или индивидуальных решений после проведения групповых дискуссий по сравнению с первоначальными решениями членов группы. Это происходит из-за того, что каждый член группы в процессе дискуссии пересматривает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стандарту группы. Суть таких изменений состоит в так называемом «заражении» — процессе передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизическом уровне. Заражение происходит помимо смыслового воздействия, т.е. фактически помимо воли членов группы, и этот процесс может идти произвольно. При наличии обратной связи заражение способно нарастать, приобретая вид цепной реакции. В ряде случаев такая реакция способствует эффективности принятия решения и служит дополнительным сплачивающим фактором, пока не превысит некоторой оптимальной интенсивности. Вышедшее из-под контроля заражение приводит к распаду сложившихся связей и вырождению организованно взаимодействующей группы в толпу. Толпа представляет собой бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознанной общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Отсутствие ясных целей и структуры порождают наиболее важное свойство толпы — ее легкий переход от одного вида поведения к другому (любопытство, паника, агрессивные действия и т.д.). Такие переходы происходят спонтанно и в условиях чрезвычайных ситуаций весьма опасна толпа, зараженная массовой паникой и трудно поддающаяся управлению.

Массовая паника — один из видов поведения толпы. Психологически она характеризуется состоянием массового страха перед реальной или

воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения. Этот страх блокирует способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия. Организованная группа людей тем легче превращается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров.

Законы групповой психологии необходимо учитывать при разработке мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *