Основные черты личности: список, характеристика, примеры
Личность человека многогранна, глубока и уникальна. На протяжении веков являясь предметом всестороннего исследования для различных научных областей, до сих пор остается до конца не изученной. Благодаря накопленным и систематизированным знаниям выделены основные черты личности. Знакомство с ними помогает человеку лучше понимать себя, что, в свою очередь, позволяет вносить коррективы в убеждения, систему самомотивации, менять привычные способы действий для улучшения качества своей жизни и повышения уровня счастливости.
Структура личности
Существует большое количество различных теорий черт личности человека. В отечественной психологии широко известны структуры личности таких авторов, как Платонов К. К., Леонтьев А. Н., Ковалев А. Г.
В таблице ниже структура личности по Ковалеву А. Г.
Психологические процессы личности | Психологические состояния личности | Психологические свойства личности |
Наиболее динамичные | Более устойчивые | Наиболее стабильные |
Познавательные Эмоциональные Волевые | Познавательные Эмоциональные Волевые | Направленность Способности Темперамент Характер |
В работах известного отечественного психолога Ковалева А. Г. личность определяется как интегративное образование психических процессов, состояний и сформировавшихся черт личности человека.
Психологические процессы
Психологические процессы определяют фундамент психической жизни человека, поскольку обеспечивают ему взаимодействие с окружающей средой и отвечают за формирование его жизненного опыта. Таких процессов масса как в сознании, так и в подсознании. Они наиболее динамичны и кратковременны. Среди них выделяются эмоциональные, волевые и познавательные психические процессы. К последней группе относятся восприятие, ощущение, представление, мышление, память, внимание, воображение.
Психологические состояния
Психологические состояния — это уже более устойчивые образования, которые формируются из психологических процессов. Они представляют собой относительно неизменные во времени внутренние целостные характеристики индивидуальной психики. Каждое такое состояние может быть охарактеризовано одним или несколькими параметрами, которые выделяют его из множества других. В зависимости от того, какую деятельность или какой поведенческий акт данное состояние обеспечивает, проявляется доминирование тех или иных познавательных, эмоциональных либо волевых психических процессов.
Психологические свойства
Психические свойства или черты личности человека представляют собой индивидуально-психологические особенности, которые лежат в основе постоянных способов его взаимодействия с миром. Они характеризуют человека как систему определенных субъективных отношений к самому себе, к окружающим людям, различным группам и миру в целом, которая проявляется в общении и взаимодействии с ними.
Пока формирование общих устойчивых черт личности только начинается, ребенка характеризуют в целом по его превалирующим психологическим состояниям. Например, о нем говорят, как о спокойном, уравновешенном, застенчивом, капризном, аффективном, возбудимом, депрессивном. При смене психических состояний изменяется и облик личности ребенка. В определенных условиях одно из таких состояний может закрепиться и в будущем проявиться в некоторых особенностях его характера.
Формирование черт личности осуществляется из психических процессов, которые протекают на фоне психических состояний. Они представляют собой наиболее стабильные и устойчивые, мало подверженные изменениям и при этом медленно накапливаемые психические образования. В качестве таковых Ковалев А. Г. выделил четыре основные категории. Список черт личности человека выглядит следующим образом:
- темперамент;
- направленность;
- характер;
- способности.
При этом он обращал внимание на определенную меру условности выделения данных структур, поскольку одни и те же свойства могут характеризовать и направленность, и характер, и оказывать влияние на проявление способностей. Однако, рассмотрение этих структур как относительно автономных очень важно. Ведь при наличии одинаковых свойств, например, темперамента люди могут сильно отличаться друг от друга по направленности, характеру и способностям.
Темперамент
Темперамент человека относится к биологически обусловленным свойствам личности и является тем фундаментом, на котором происходит ее формирование. Он отражает различия между людьми по таким критериям, как эмоциональная впечатлительность, интенсивность и устойчивость эмоций, темп и энергичность действий, и другим динамическим характеристикам. Свойства личности, им обусловленные, носят наиболее устойчивый и долговременный характер.
Согласно определению Теплова Б. М., о темпераменте можно говорить как о совокупности психических особенностей, характерных для данного конкретного человека, которые связаны с быстротой возникновения чувств и их интенсивностью.
Таким образом, для определения типа темперамента исследуют две основные динамические характеристики — активность и эмоциональность. Показатель активности поведения характеризует степень быстроты, стремительности, энергичности либо инертности и медлительности. Показатель эмоциональности характеризует эмоциональные процессы, отражая их знак, положительный либо отрицательный, и модальность — страх, гнев, радость и другие. Наиболее распространенной на сегодняшний день является классификация, предложенная еще Гиппократом в V веке до н. э., выделяющая четыре типа темперамента:
- сангвинический;
- флегматический;
- меланхолический;
- холерический.
У представителей сангвинического типа отмечаются быстро возникающие, но слабые чувства, флегматического — медленно возникающие и слабые чувства, меланхолического — медленно возникающие, но сильные чувства, холерического — быстро возникающие и сильные чувства. Также можно отметить, что для представителей сангвинического и холерического типов темперамента свойственны быстрые движения, общая подвижность и предрасположенность к яркому внешнему выражению чувств через мимику, движения и речь. Для представителей флегматичного и меланхолического, наоборот, характерны медленные движения и тенденция к слабому выражению чувств. На практике очень редко можно встретить людей с ярко выраженным чистым типом темперамента, чаще встречаются смешанные типы, когда сочетаются черты двух видов темперамента.
Темперамент никоим образом не влияет на наличие способностей и одаренности человека. Выдающиеся таланты в различных сферах деятельности могут встречаться с одинаковой частотой при любом типе темперамента. Например, у таких известных русских писателей, как Гончаров И. А. и Крылов И. А., проявлялись черты флегматического типа темперамента, у Гоголя И. В. и Жуковского В. А. — меланхолического, у Герцена А. И. — сангвинического, у Пушкина А. С. были ярко выражены черты холерического. А у двух великих русских полководцем типы темпераментов были противоположны: у Суворова А. В. — холерический, у Кутузова М. И. — флегматический.
Постановка вопроса о том, какой тип темперамента лучше, некорректна. Каждый из них обладает как своими положительными, так и своими отрицательными сторонами. Ценные свойства личности сангвиника — живость, подвижность, отзывчивость, флегматика — спокойствие, отсутствие суетливости и торопливости, меланхолика — глубина и устойчивость чувств, холерика — энергичность, страстность, активность.
Имеется тенденция развития нежелательных черт личности:
- у сангвиника, таких как легкомыслие и инфантильность, склонность распыляться, поверхностность чувств;
- у флегматика — инертность, вялость, безучастность;
- у меланхолика — чрезмерная замкнутость, излишняя застенчивость, склонность с головой погружаться в собственные переживания;
- у холерика — резкость, несдержанность, склонность к эмоциональным «взрывам».
Направленность личности
Направленность личности выступает в качестве ведущей характеристики человека. Ее понимают как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и имеющих относительную независимость от фактической ситуации. Другими словами, это основной мотивационный стержень человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, которые стали свойствами личности и нашли свое проявление в определенных формах, в основе каждой из которых лежат мотивы деятельности человека. К этим формам относятся:
- влечение;
- желание;
- интерес;
- склонность;
- идеал;
- мировоззрение;
- убеждение.
Характеристика форм направленности
В данном контексте под влечением понимается такое психическое состояние, которое выражает неразличимую, неосознаваемую либо недостаточно осознаваемую потребность. Как правило, влечение — явление временное, поскольку проявленная в нем потребность человека или угасает, или осознается и таким образом трансформируется в желание.
Желание — это уже осознанная человеком потребность и влечение к чему-либо конкретному. Желание благодаря достаточной осознанности обладает побуждающей силой. Оно способствует видению цели будущих действий и построению детального плана. Для данной формы проявления направленности характерно осознание, во-первых, своих потребностей и, во-вторых, потенциальных способов их удовлетворения.
Стремление обычно рассматривается как ощущаемое побуждение к деятельности. Оно появляется, когда желание сочетается с волевым компонентом.
Наиболее яркой и объемной характеристикой направленности личности выступают ее интересы, являясь важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. На субъективном уровне интерес обнаруживает себя в особом эмоциональном фоне, сопутствующем процессу познания или вниманию к определенным объектам. Удивительной особенностью интереса является то, что при его удовлетворении вместо угасания он, напротив, вызывает ряд новых, соответствующих более высоким уровням познавательной деятельности.
Склонность отражает направленность человека на определенный вид деятельности. По своей сути она является устойчивым интересом в динамике своего развития перерастающим в глубокую и устойчивую потребность человека в совершении той или иной деятельности. Это происходит тогда, когда к интересу подключается волевой компонент.
Идеал – это некий конкретный образ или представление предметной цели, на которые человек ориентируется, к которым стремится через реализацию своих склонностей.
Мировоззрение понимается как система субъективных взглядов человека на окружающий мир, на свое место в нем, на отношение к себе и к другим людям. Здесь находят свое отражение идеалы, ценностные ориентации, принципы и убеждения индивида.
Убеждение считают высшей формой направленности и рассматривают как систему мотивов личности человека, побуждающих его поступать согласно своим взглядам, принципам, мировоззрению. Понятия мотива и мотивации отличны друг от друга. Последнее является более широким и емким. Мотив — это устойчивое личностное свойство, изнутри побуждающее человека к определенным действиям. В формировании направленности личности основная роль принадлежит осознаваемым мотивам, поскольку они обеспечивают активизацию и направленность поведения. Их формирование берет свое начало из потребностей человека.
Характер
В психологии под характером принято понимать совокупность индивидуальных психических свойств, проявляющихся в типичных для данного индивида формах поведения и способах действия. Процесс формирования общих устойчивых черт личности осуществляется в ходе жизнедеятельности.
К чертам характера относятся не все ее особенности, а лишь наиболее существенные и устойчивые. К примеру, даже очень веселые и оптимистичные люди могут испытывать такие чувства, как печаль или грусть, но от этого они не становятся пессимистами или нытиками.
Классификаций основных психологических черт личности достаточно много. Чаще всего в отечественной психологической литературе встречаются два подхода. Согласно первому, все черты характера привязываются к психическим процессам и потому подразделяются на три группы. Список черт личности в этом случае получается таким:
- Волевые — самостоятельность, организованность, активность, настойчивость, решительность и другие.
- Эмоциональные — впечатлительность, порывистость, горячность, отзывчивость, безразличие, инертность и другие.
- Интеллектуальные — любознательность, глубокомыслие, находчивость, сообразительность и другие.
Согласно второму подходу, черты характера личности описываются исходя из направленности личности. В сформированном характере в качестве ведущего компонента выступает система убеждений, которая задает долгосрочную, стратегическую направленность действий и поведения человека, обеспечивает уверенность в важности и справедливости выполняемого им дела, обуславливает настойчивость в достижении поставленных перед собой целей.
Черты характера, определяющие отношение к деятельности, выражаются в устойчивых интересах человека. У бесхарактерного человека отсутствуют цели совсем или очень разбросаны. Поверхностность и неустойчивость их интересов зачастую сопряжены с большой долей подражательности, с недостатком самостоятельности и целостности личности человека. И, напротив, содержательность и глубина интересов человека свидетельствуют о его целенаправленности и настойчивости.
Специфика характера личности проявляется в ситуациях выбора способов действий или типов поведения. В данном контексте можно говорить о такой черте характера, как степень выраженности мотивации на достижение успеха. От нее будет зависеть выбор человека либо в пользу действий, ведущих к успеху, — инициативность, соревновательная активность, готовность рискнуть, либо в пользу стремления просто избежать неудачи — избегание рисков, уклонение от ответственности, неактивность, безынициативность.
Все черты характера личности условно можно отнести к двум видам — мотивационным и инструментальным. Первые, соответственно, побуждают и направляют деятельность, а вторые придают ей определенный стиль. Например, при выборе цели действия проявляется мотивационная черта личности. Однако после того, как цель определена, больше проявляются инструментальные черты характера, которые определяют выбор тех или иных способов достижения этой цели.
Характер формируется постепенно и может претерпевать трансформации на протяжении всей жизни человека. И этот процесс можно сделать осознанным. Как говорил известный английский писатель Уильям Мейкпис Теккерей, посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу.
Способности человека
Согласно подходу отечественного ученого Теплова Б. М., под способностями понимаются такие индивидуально-психологические особенности, которые, с одной стороны, отличают одного человека от другого, с другой — имеют отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многочисленных деятельностей, с третьей — не сводятся к уже имеющимся у человека знаниям, навыкам и умениям.
Способности человека определяют степень легкости и быстроты приобретения и усвоения им знаний, умений и навыков. В свою очередь, приобретенные знания, умения и навыки оказывают существенное содействие дальнейшему развитию способностей, а их отсутствие, напротив, служит тормозом для развития способностей. В психологии уровни развития способностей чаще всего классифицируются следующим образом:
- способность;
- одаренность;
- талант;
- гениальность.
Успешное выполнение любой деятельности находится в зависимости не от какой-то одной, а от сочетания сразу нескольких способностей. При этом сочетание, приводящее к одному и тому же результату, может обеспечиваться различными способами. В случае отсутствия необходимых задатков к успешному развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более глубокого развития и проработки других.По мнению Теплова Б. М., способности не могут существовать при отсутствии постоянного процесса развития. Способность, которая не практикуется, со временем утрачивается. Только благодаря усердию, постоянным упражнениям, систематическим занятиям такими сложными видами деятельности, как математика, музыка, художественное или техническое творчество, спорт возможно поддержание и развитие у себя соответствующих способностей.
Как великого художника не приняли в академию
Отождествление в повседневной практике способностей и навыков зачастую приводит к ошибочным суждениям и выводам, в особенности в педагогической практике. История о том, как знаменитого художника Сурикова В. И. на начальном этапе его развития не приняли в Академию художеств, удостоилась быть внесенной в психологическую литературу в качестве примера для лучшего понимания категории «способности».
Страсть Сурикова В. И. к рисованию была очевидна с раннего детства. Какое-то время он брал уроки в красноярском уездном училище. После смерти отца ввиду стесненных финансовых обстоятельств хорошее образование было не по карману для его семьи. Юноша попал на службу в качестве писца в губернаторское управление. Как-то его рисунки попались Замятину П. Н. — енисейскому губернатору, и тот углядел в них огромный художественный потенциал автора. Он нашел Сурикову В. И. мецената, готового оплатить обучение в Академии художеств. Но несмотря на это, первая попытка поступления в учебное заведение не завершилась успехом.
Педагоги совершили ошибку потому, что не смогли различить отсутствие умений и навыков и отсутствие способностей. Несмотря на то что выдающиеся способности юного художника проявились достаточно рано, умений и навыков рисования на тот момент у него еще было недостаточно.
В течение трех месяцев Суриков В. И. овладел нужными навыками и умениями и в результате был зачислен в Академию художеств. В процессе учебы он получил четыре серебряные медали за свои работы и был удостоен нескольких денежных премий.
Его пример показывает, что нужно верить в себя, в свою мечту и настойчиво добиваться своей цели.
10 черт личности, какие они есть, и список с примерами / личность
Обычно, когда мы собираемся описать человека, мы обычно используем для этого его личностные качества. Черты личности проявляются в наших тенденциях вести себя определенным образом в разных ситуациях. То есть из действий человека можно сделать вывод, какие черты личности побуждают его действовать таким образом.
Если вы хотите узнать больше о личностных чертах и углубиться в 10 самых важных черт, не стесняйтесь продолжать читать эту статью о психологии онлайн: 10 черт личности: что это такое и список с примерами.
Вы также можете быть заинтересованы: Каковы характеристики незрелой личности? индекс
- Какие качества личности
- Список личностных качеств
- Примеры личностных качеств
Какие качества личности
Как мы уже говорили ранее, личностные качества относятся к тому, как люди действуют. Но именно, ¿Какие качества личности? Черты личности таковы функции, которые позволяют нам создать полное описание человека, поэтому они позволяют нам отличать одного человека от другого. Эти особенности заставляют людей действовать более или менее в соответствии с ними, то есть человек с определенной чертой личности должен действовать в соответствии с этой чертой.
Очень важно помнить, что личностные черты не следуют дихотомической идее «все или ничего», но что у людей может быть определенная степень черты (высокая, средняя, низкая, очень, очень маленькая . ..). Другими словами, люди показывают черты личности в разных измерениях.
Список личностных качеств
Здесь мы представляем 10 черт личности считаются наиболее важными. Это около пяти пар совершенно противоположных черт. Список личностных черт следующий:
1. Открыть
Прежде всего, мы находим черту личности “открытый” в отличие от черты “зарезервированный”. Люди с высокой степенью черты, связанной с открытостью, склонны быть ласковыми, ласковыми, активными, общительными, открытыми для новых впечатлений и приключений.
2. Зарезервировано
Люди с высокой степенью индивидуальности “зарезервированный” Они характеризуются тем, что они предусмотрительны, серьезны, критичны, избегают рутины и не настолько открыты для новизны..
3. Интроверсия
У нас также есть противоположная пара личностных черт “интроверсия / экстраверсия”. С одной стороны, люди с высоким уровнем интроверсии наслаждаются временем, которое они проводят в одиночестве, предпочитают быть одни или взаимодействовать с небольшими группами людей. Следует отметить, что интроверсия обычно путается с застенчивостью, но не относится к одному и тому же понятию, застенчивость подразумевает трудность или страх социализации, которого нет в интроверсии.
4. Экстраверсия
Люди с высоким уровнем экстраверсионных черт характера наслаждаются социализацией. Среди характеристик экстравертов — разговорчивость, напористость и жизнерадостность в социальных отношениях..
5. Страхование
В-пятых, появляется личностная черта “страхование” и, напротив, черта “сомнительно”. Что касается людей с высокой степенью безопасности, они, как правило, уверены в себе, активны, не сомневаются в себе, говорят с уверенностью, среди других.
6. Сомнительный
Очень нерешительные люди, как правило, скрытны, индивидуалистичны, сомнительны, неуверенны, среди прочего демонстрируют страх быть неправым. Здесь вы можете найти упражнения для большей безопасности в себе.
7. Подчинение
На седьмом месте у нас есть черта личности “покорный” и, наоборот, черта “доминирующий”. Что касается черты подчинения, люди, которые проявляют высокую степень этой черты, склонны показываться другим в послушном, послушном, легко уступающем, небезопасном, конформистском, избегать конфликтах, среди других.
8. Доминантный
Вопреки покорной личности, люди с высоким уровнем доминирования, как правило, агрессивные, авторитарные, ведущие, навязчивые, упрямые люди и т. Д..
9. Расслабленный
Наконец, мы находим в отличие от черт личности “расслабленный” и “возбудимый”. Люди, которые очень расслаблены, характеризуются тем, что они спокойны, спокойны, спокойны, терпимы, осторожны, не очень активны и т. Д..
10. Возбудимый
Последняя особенность этого списка черт личности — возбудимость. Для очень возбудимых людей характерны беспокойство, нетерпение, активность, возбуждение и т. Д..
Если вы хотите узнать свою личность лучше Вы можете выполнить личностный тест из 16 факторов.
Примеры личностных качеств
Пример открытых и скрытых личностных качеств
Девушка с высоким уровнем открытости постоянно предлагает подруге заниматься новыми видами деятельности и рискованными видами спорта, такими как прыжки с парашютом, к которым подруга, с высоким уровнем черты “зарезервированный”, она категорически отказывается, она предпочитает выпить кофе или безалкогольный напиток и не оставлять свою рутину.
Пример интроверсии личности
В последнее время в университетском классе они организуют много обедов, ужинов и вечеринок, с тем оправданием, что они в начале курса, и они знают очень мало. Один из учеников не хотел идти ни на одно из этих общественных мероприятий, поэтому сидящий рядом с ним партнер спрашивает, почему он не пошел, на что мальчик отвечает, что он предпочитает быть дома, так как он больше в покое в одиночестве. Этот мальчик будет считать себя интровертом.
Пример сомнительной черты личности
Девушка должна сделать устную презентацию о работе пингвинов. У него все готово, но за несколько минут до того, как он начинает сомневаться в качестве своей работы, он начинает задумываться обо всех ошибках, которые ему удалось совершить, о плохой ноте, которую он получит, о плохом устном выступлении и других..
Пример доминирования и подчинения личностных качеств
Очень доминирующий мальчик говорит другу, что в субботу он хочет пойти посмотреть футбольный матч, он хочет пойти с ним. Он говорит это настолько требовательно и агрессивно, что друг с очень покорной чертой принимает, не задумываясь, подчиняясь своему другу, даже если он не любит футбол.
Эта статья носит исключительно информативный характер: в онлайн-психологии у нас нет факультета, чтобы поставить диагноз или рекомендовать лечение. Мы приглашаем вас пойти к психологу для лечения вашего случая в частности.
Если вы хотите прочитать больше статей, похожих на 10 черт личности: что это такое и список с примерами, Мы рекомендуем вам войти в нашу категорию личности.
личностная черта в предложении
Эти слова часто используются вместе. можно перейти к определению личности или определение признака. Или посмотрите другие комбинации с личностью.
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Он оценивает 24 черты личности по восьмибалльной шкале социальной дисфункции, созданной рассматриваемой личностью чертой , и определяет четыре основные категории расстройства личности и девять подкатегорий.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Цели этого исследования состояли в том, чтобы изучить связь между личностью чертой невротизма в подростковом возрасте и более поздними психотическими симптомами, принимая во внимание возможные смешанные факторы.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Кроме того, в настоящем исследовании мы сравнили кластеры по личностным чертам переменным, чтобы определить, показала ли кластеризация на основе психиатрических сопутствующих заболеваний специфические ассоциации с лежащими в основе личностными параметрами.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Модель также утверждает, что общий набор генов влияет на личность черту принуждения, на все расстройства, составляющие этот спектр, и на психофизиологические показатели.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Возможно, что эта модель болезненного поведения затем сохранится во взрослой жизни и станет личность черта .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Необходимо проводить различие между преходящими подростковыми реакциями и глубинными личностными чертами расстройствами или психоневротическими реакциями.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Пейшенс — личность черта + атрибут или способность.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В свою очередь, личность черта анализ уровня также показывает параллели в коррелятах этих двух расстройств.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Чтобы скорректировать завышенные данные о частоте психиатрических симптомов, будут рассчитаны отношения шансов с учетом личность черта невротизма.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В любом случае, это просто относится к личности черте , которая представляет склонность стороны воспринимать других людей как заслуживающих доверия.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Как правило, тревога на личность черта дифференцируется от преходящего состояния тревоги.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эта личность черта связана с высоким уровнем как соматических, так и эмоциональных расстройств.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Они были совсем другими и состояли из предыдущей психиатрической истории, эмоционального личность черта и жизненные события или трудности.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Это дает некоторую поддержку рассмотрению невротизма как личности черты .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Устойчивость относится к состоянию успешной адаптации, тогда как устойчивость предполагает наличие личность черта .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Поскольку склонность или предрасположенность к несчастным случаям появлялась постоянно с течением времени, как привычка, люди в то время понимали, что она функционирует как личность черта независимо от психофизиологических причин.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Понимание Большой пятерки черт личности на подходящих примерах
Открытость, покладистость, невротизм, экстраверсия и добросовестность — это 5 личностных черт, обычно наблюдаемых среди людей.
Знаете ли вы?
То, как человек реагирует на ситуации, во многом зависит от его личностных качеств.
Психологи расшифровали 5 основных типов личности, которые помогают легко классифицировать человеческую личность. Также известные как «Большая пятерка черт личности», они основаны на пятифакторной модели личности, описывающей качества человека, которые помогают определить его/ее поведение.
Довольно много групп независимых исследователей предложили модель большой пятерки в 1960-х годах, но только в 1990, когда исследователь Дж. М. Дигман усовершенствовал свою пятифакторную модель личности, которая получила широкое признание. Затем модель была включена в высший уровень организации Льюисом Голдбергом. Было замечено, что эта модель охватывает большинство известных черт личности и обеспечивает структуру, объединяющую все результаты исследований и теории психологии личности. Пятифакторная модель, основанная на личностных чертах, оказалась практичной, и ее применимость хорошо поддерживается наблюдателями и представителями разных культур.
Есть 5 основных черт характера, которые влияют на то, как мы себя ведем, какую карьеру выбираем и какой образ жизни ведем. Это врожденные характеристики, которые доминируют в человеческом существовании. Каждый человек проявляет характерную черту личности, преобладающую на протяжении всей его жизни. Несмотря на то, что довольно многие из них проявляют разные черты личности в разной степени, в каждом из нас доминирует одна черта личности, отражающая наш характер.
Нейротизм
Люди с высокой степенью невротизма наименее устойчивы эмоционально. Они склонны слишком остро реагировать на мелочи и легко расстраиваются. Им трудно справляться со стрессом, и они уязвимы для индукции негативного настроения. Низкая эмоциональная устойчивость, связанная с невротизмом, является фактором, способствующим их проблемам, связанным с настроением. Тривиальные вопросы, как правило, вызывают у них гнев и тревогу. Исследования показывают, что эта черта личности подвергает человека риску депрессии.
Такие люди склонны видеть во всем негативную сторону и легко впадают в негативное эмоциональное состояние. Человек, который угрюм, беспокоится о вещах и легко становится напряженным, раздражительным или нервным, является лучшим примером невротизма.
Экстраверсия
Эта черта личности оказывает значительное влияние на социальное поведение. Люди с чертой экстраверсии очень общительны. Они, как правило, обладают сильными социальными навыками и чрезвычайно дружелюбны. Они любят общаться с людьми и любят посещать общественные мероприятия, такие как вечеринки. Они ищут внимания, полны энтузиазма, разговорчивы и любят участвовать в глубоких дискуссиях. Они напористы и непринужденно разговаривают с другими. Им крайне неудобно проводить время в одиночестве, а значит, их всегда видят в компании других. Учителя, политики и продавцы, которым нравится общаться с людьми, — все это примеры этой черты характера.
Доброжелательность
Вежливость и сострадание — отличительные черты людей с этой чертой характера. Люди с этой чертой характера более чем рады помогать другим. Доброжелательность ассоциируется с хорошим поведением. Это добросердечные люди, чрезвычайно отзывчивые и заслуживающие доверия. Положительные стороны, такие как вежливость, обходительность и внимательность к другим, можно заметить при общении с людьми, обладающими этой чертой характера. Они обладают высоким уровнем эмпатии, а их стиль общения свидетельствует о заботе и уважении к коллегам. Одними из лучших примеров черт характера «покладистость» являются люди, которые готовы помочь, сочувствовать и бескорыстны.
Добросовестность
Самодисциплина и исполнительность – два важных аспекта добросовестной личности. Добросовестный человек выполняет свои повседневные задачи самым дисциплинированным образом. Он очень ответственный, хорошо организованный и очень тщательно планирует достижение целей. Он также предпринимает все необходимые шаги для достижения успеха в жизни. Люди, демонстрирующие эту черту личности, склонны заранее обдумывать последствия своих действий.
Они совершают действия в рамках своих этических убеждений, и эти действия никогда не нарушают границы моральной порядочности. Они осторожны в разговоре и размеренны в своих действиях. Они проявляют самоконтроль и никогда не действуют импульсивно. Люди с высокими баллами по шкале добросовестности упорно трудятся и стремятся к совершенству. Они работают эффективно и, как правило, трудоголики, которые хотят преуспеть в своей карьере. Пунктуальность, надежность, эффективное использование времени и строгое соблюдение правил на рабочем месте — все это черты, наблюдаемые у людей с добросовестной личностью.
Различные аспекты их жизни отражают характеристики добросовестности. Например, их дома чистые и организованные, без всякого беспорядка. Предметы первой необходимости, такие как одежда и книги, расставлены в комнате должным образом, а не хаотично.
Открытость
Люди, демонстрирующие открытость, непредубеждены и восприимчивы к новым идеям. Они предприимчивы и стремятся выйти из своей зоны комфорта и испытать что-то новое. Они предпочитают выходить из своей монотонной рутины. Они стремятся узнать что-то новое, что расширяет их знания. Им нравится находить решение творческой головоломки. Ученые и профессиональные художники, как правило, имеют высокий уровень открытости и высокий уровень креативности. Низкая открытость свидетельствует о консервативном поведении и нежелании принимать либеральные взгляды. Хотя люди с низким уровнем открытости не умеют демонстрировать свои творческие способности, они могут эффективно выполнять монотонную работу.
Для исследования личности всегда пригодится тест личности «Большая пятерка». Это, безусловно, может помочь оценить вашу личность. Он включает в себя ответы на ряд вопросов с несколькими вариантами ответов, которые в основном нацелены на определение вашего поведения. Хотя более высокие баллы означают, что у вас есть определенная черта личности, низкие баллы не обязательно означают, что у вас низкие все черты личности. Хотя исследователи согласны с тем, что этот психологический тест не очень эффективен для оценки фактического поведения, он помогает обобщить личность человека и узнать его социальный ландшафт. Этот личностный тест может помочь людям выбрать профессию, соответствующую их чертам характера. Он может действовать как система управления карьерой, чтобы определить вашу область интересов. Рекрутеры также могут использовать этот тест для оценки сотрудников.