— Находка для шпиона —
В 44-м номере “Солидарности” мы начали разговор о мимике и жестах собеседника, помогающих узнать об его истинных намерениях. Сегодня мы продолжим эту тему – снова понаблюдаем за собеседником и попробуем разобраться, что означают складки на лбу, о чем может сказать рукопожатие, и куда смотрит человек, когда врет.Слово “мимика” родом из Греции. С греческого языка оно переводится как “подражание” или “точное изменение облика”. Недаром на эстраде и в цирке мим – это артист, творческий язык которого – выражение лица и пластика движений. А растение мимоза известно тем, что опускает листья, если к ним прикоснуться – отражает изменение своего состояния переменой внешнего облика. Так и малейшие движения души человека отражаются на его лице.
ЧИТАЕМ “С ЛИЦА”
Начнем изучение лица нашего собеседника со лба. Вы рассказываете человеку о важных моментах вашего дела или приводите, на ваш взгляд, веские аргументы – он в недоумении поднимает брови, на лбу образуются складки – он не способен понять, что вы говорите.
Вертикальные складки над переносицей являются надежным показателем волевого усилия. Такие складки образуются в различных ситуациях: гнев, сосредоточенное мышление, поиск решения в конфликтной ситуации, чаще всего у несамостоятельных, боязливых натур, которых даже малейшие трудности заставляют собирать в кулак свою энергию. Но с оценками нужно быть осторожнее – вертикальные складки могут возникать и при постоянно слепящем свете, а также остаются как привычка у тех, кто вынужден часто заставлять себя не прищуривать глаза от внешнего физического раздражителя (например, люди, работающие в пустыне, спортсмены-водники).
Вы задаете собеседнику вопрос, совершенно сбивающий его с толку, на мгновение у него на лбу появляются одновременные вертикальные и горизонтальные складки, переходящие друг в друга. Лоб производит впечатление беспорядочно перепаханного поля. Это верный признак беспомощности, внутренних страданий, бесплодных размышлений.
Рот и губы собеседника тоже могут сказать нам о многом. Прикусывание губ или зажимание языка говорят о стремлении собеседника избежать каких-либо поспешных проявлений чувств. Или, например, вы что-то рассказываете собеседнику, а тот задумчиво глядит куда-то вдаль, и кончиком языка облизывает губы. Это говорит о его желании что-то ясно представить. Рот при этом может оставаться закрытым, но то, что язык ходит вдоль зубов, можно видеть по щекам.
Даже по уголкам рта можно определить не только состояние человека в конкретной ситуации, но и его отношение к жизни, его стиль поведения. Уже самое маленькое изменение положения уголков рта по отношению к его линии ведет к существенным изменениям выражения лица. Особенно значимы наблюдения за уголками рта, когда человек спокоен. Но и здесь нужно быть осторожным и не делать поспешных выводов — особенности освещения легко могут ввести в заблуждение.
Оттянутые назад и приподнятые уголки рта – в целом положительное отношение к жизни, обычно связанное с веселостью. Опущенные вниз уголки рта – в целом отрицательное восприятие жизни. Если рот расслаблен (“вытянутое лицо”) – общая невеселость как основное настроение, в том числе и без особых на то причин. Открытый рот (нижняя челюсть свисает вниз) – недостаток воли, общая пассивность. Напряженно сжатые губы выражают активное неприятие чего-либо, злость, пренебрежение, досаду, насмешку. С меньшим напряжением, но плотно закрытый рот – решительность, твердость, никакой склонности к переговорам.
Твердое сжимание рта необходимо отличать от стискивания зубов от страха или ярости. Сжатые губы и выдвинутый вперед подбородок можно видеть у людей, которые стоят перед опасностью, решаются на рискованный поступок.
Нос тоже может многое “сказать” о состоянии вашего визави. Если собеседник переживает и возбужден, он раздувает ноздри. Если он раздувает их слишком часто – значит, перед нами темпераментный человек. Наморщенный нос говорит о недовольстве и неприятных ощущениях. Когда это типичное для человека мимическое проявление – перед нами очень капризная натура, привыкшая, чтобы все делалось только так, как ей хочется.
ДАВАЙ ПОЖМЕМ ДРУГ ДРУГУ РУКИ
При некоторой наблюдательности можно многое узнать о собеседнике по его рукопожатию.
Рука подается твердо и в то же время как-то ласково-галантно, мы чувствуем, что она очень “подходит” к нашей. Так здороваться может только уверенный в себе человек, который знает, чего хочет, но может и приспосабливаться к другому.
Если руку подают твердо, но в рукопожатии есть что-то застывшее, и нам приходится как бы приспосабливать свою руку, чтобы не чувствовать в ней “кусок дерева” – с нами здоровается жесткий человек, требующий от других лишь приспособления.
Когда партнер подает руку твердо, но в том, как он берет и держит нашу, есть что-то собственническое и нам приходится слегка дернуть руку, чтобы освободиться от захвата, можно предположить, что этот человек всегда хочет многого и то, что “попало ему в руки”, не выпустит.
“Рукопожатие политика” — взять руку собеседника правой и накрыть ее сверху левой. Другая форма: пожимая руку партнера правой, похлопывать ее левой. Такое рукопожатие еще более или менее приемлемо между близкими друзьями, большинство же остальных людей чувствуют себя при этом крайне неудобно.
Рукопожатие может рассказать, как относится к нам собеседник. Если партнер протягивает нам руку и при этом его корпус подается вперед – это свидетельствует о заинтересованности в общении. Если же при поданной руке корпус остается прямым и даже несколько отклоняется назад, а голова слегка приподнята (“задран вверх подбородок”), — то можно предположить высокомерное отношение собеседника к нам.
Рука подается сбоку широким жестом. Если это характерно для данного человека, то его отличают стремление к навязыванию себя, простоватость характера. Если этот жест в целом не типичен для данного человека – это показатель определенной близости отношений, подчеркиваемой неформальности общения.
Рука подается вперед прямо, кисть служит продолжением линии всей руки – отношение к нам как к равному. Кисть отклоняется вниз от линии прямой руки – отношение к нам свысока. Кисть отклоняется вверх от линии прямой руки, как бы подается снизу (нередко при согнутой спине) – выражение подчиненности.
Рука подается твердо, уверенно, ладонью вверх – предложение поддержки, уверенность в своих силах. Рука подается также ладонью вверх, но робко, как бы просящее – желание принять положение подчиненного.
Для рукопожатия предлагаются только сомкнутые пальцы, без охвата нашей ладони – пренебрежение, презрение. А вот когда также предлагаются для рукопожатия только пальцы, но при этом рука не прямая, а несколько согнута в локте и опущена вниз – вялость, безволие, сильная усталость.
При этом, когда вы собираетесь пожать кому-нибудь руку, следует помнить некоторые правила этикета. Не стоит первыми протягивать руку людям, старшим по возрасту или служебному положению, это может быть воспринято как бесцеремонность. Мужчинам при встрече с дамой также надо подождать, пока она сама не предложит руку для пожатия. Людям неприятно, когда мы слишком долго задерживаем их руку в своей: это воспринимается как покушение на их независимость.
Самое главное при рукопожатии – открыто глядеть в глаза собеседника. Если мы отводим глаза, то это порождает антипатию к нам со стороны партнеров по общению.
ГЛАЗА — ДЕТЕКТОР ЛЖИ
Кстати, взгляд может не только показать отношение собеседника к нам, но и доказать правдивость или ложность его слов.
Итак, перед нами глаза собеседника. Если задать вопрос: “Какого цвета верхний фонарь светофора?” или “Какого цвета пальто носила ваша мать в прошлом году?” — то, он вероятнее всего, будет смотреть либо прямо вперед, либо вверх и вверх-вправо (для нас!).
Теперь попробуем задать собеседнику новые вопросы: “На кого бы вы стали похожи, если бы у вас выросла борода?” или “Знаете ли вы, как выглядите сейчас со стороны?” При этих вопросах взгляд собеседника, вероятно, устремится вверх и влево. Отвечая на них, он не может воспользоваться прошлым опытом (воспоминанием), он вынужден конструировать (придумывать) новые зрительные образы, и движения глаз при этом уже другие.
Важно помнить, что реакции глаз, которые здесь описаны, характерны для праворуких. Левши дают при этом зеркально отраженные движения: при воспоминании их глаза движутся влево (для нас), а при конструировании – вправо.
Редко, но встречаются люди, у которых движения глаз подчиняются другим закономерностям. Таких примерно 10%. Но тем не менее и эта другая система будет для данного человека строго постоянной, стабильной и может быть выявлена через уже знакомые нам вопросы.
Удивительно, что эти глазодвигательные стереотипы характерны для людей разных культур и народов. Существенные отличия есть лишь у басков, живущих в Пиренеях в Северной Испании.Значит, когда собеседник что-то рассказывает или отвечает на наши вопросы, движения его глаз при этом помогут отличить, припоминает ли он что-либо, на самом деле происходившее, или на ходу придумывает образы. Чем не психологический детектор лжи?
Алена КУЗНЕЦОВА
(В подготовке публикации были использованы материалы книги Сергея Дерябо и Витольда Ясвина “Гроссмейстер общения”.)
P.S. Продолжая наблюдать за собеседником в процессе переговоров, в следующий раз мы рассмотрим 20 типичных состояний партнера в процессе общения и наилучшие реакции на них, научимся “читать дыхание” собеседника и узнаем, на каком расстоянии лучше всего вести деловую беседу.
Как нарисовать глаза шаг за шагом
Добро пожаловать на учебный курс по рисованию глаз. Как водится, единственно правильного метода рисования чего бы то ни было не существует. Но имеется несколько советов и приемов, которые могут оказаться весьма полезными в плане наработки и совершенствования собственной техники и подходов. Здесь я сделал подборку таких советов и постараюсь изложить их в как можно более увлекательной форме.
1. Как нарисовать глаза: основные сведения о глазном яблоке
Глаза как в комиксе
Каждый, кто хоть раз пытался нарисовать лицо, наверняка начинал с того, что изображал две точки или черточки, которые должны были обозначать глаза. После нескольких попыток эти усилия могли вылиться в два кружочка с точками посередке. Такое абстрактное представление на самом деле довольно точно передает суть того, что являют собой глаза: это две сферы, в каждой из которых имеется зрачок, указывающий направление взгляда. Следующий шаг, который мы намеревались предпринять в качестве отважных иллюстраторов, – нам хотелось выражать эмоции глазами. Для этого мы добавляли к круглой форме глаза верхнее веко. Вскоре мы усвоили, что прикрытые веки придают, как правило, сердитое или злое выражение, в то время как приподнятые веки обычно придают выражение грусти или кротости.
Недаром этот простой тип представления глаз стал классикой мультфильмов, комиксов и анимации: такие мультяшные глаза способны отображать довольно широкий спектр эмоций. И если присмотреться поближе, то становится очевидным, что художники-аниматоры чрезвычайно продуманно подходят к форме глаз – даже тогда, когда выбирают совершенно простые на первый взгляд формы. Стóит помнить об этом, переходя к следующим шагам этого учебного курса.
Глазное яблоко представляет собой сферу
Для начала попробуем понять реальное строение глаза. Понимание этого строения не означает, что на каждом рисунке должны присутствовать все детали глаза. Вам нужно будет каждый раз решать для себя, какие детали хочется подчеркнуть, а какие составляющие лучше не отражать. Из таких предпочтений и разовьется Ваш собственный стиль.
Итак, перейдем к строению глаза.
Как известно, глаз представляет собой сферу размером с мячик для пинг-понга, находящуюся внутри головы. Приступим к рисованию этой сферы. Задавая сфере горизонтальную и вертикальную оси, мы показываем, что это не просто круг, а трехмерная сфера, которая в данном случае слегка развернута влево и вверх. Рисуя обе оси, позаботьтесь, чтобы они представляли собой эллипсы, которые заканчиваются ровно на половине высоты и половине ширины круга.
Зрачок и радужка
Если смотреть спереди, радужная оболочка занимает примерно половину размера всего глазного яблока. Размер зрачка у разных людей неодинаков; кроме того, он зависит от освещенности и испытываемых человеком эмоций. Следует учесть, что радужка не повторяет округлость глазного яблока. Она скорее немного выпуклая, как контактная линза. При рисовании глаза спереди об этой особенности не нужно беспокоиться. Но чем дальше повернут глаз, тем более заметным становится этот «бугорок» радужной оболочки. Технически зрачок представляет собой на самом деле не черное пятно, а маленькое отверстие, через которое свет попадает в глазное яблоко. Он расположен по центру не поверх линзы радужки, а позади нее. Вот почему, когда глаз смотрит в сторону, зрачок нужно немного сдвинуть к центру глаза.
На изображении показан глаз, повернутый в трех разных направлениях. Обратите внимание на то, как при этом ведут себя радужная оболочка и зрачок:
- радужка становится более узкой, более эллиптичной;
- внешнее искривление радужки становится более выраженным по мере ее смещения в сторону;
- зрачок больше не находится в центре радужной оболочки, он немного смещается по направлению к центру глаза.
Миндалевидная форма: продвинутый уровень
Далее мы рассмотрим форму того, что мы, художники, на самом деле подразумеваем, когда речь идет о «глазе». На самом деле мы имеем в виду отверстие, через которое выступает часть глазного яблока, иначе говоря – пространство между краями верхнего и нижнего век. В принципе, края наших век имеют форму двух сплющенных букв U, развернутых друг к другу. Посмотрим внимательнее на две этих буквы U.
Даже опытные рисовальщики находят время – пусть и совсем короткое – на то, чтобы мысленно спланировать, где будет проходить линия верхнего века, прежде чем рисовать ее профессиональным взмахом. А всё потому, что даже очень незначительное отклонение этой линии способно полностью преобразить выражение лица. Поделюсь с Вами небольшой хитростью: разделите верхнее веко на три участка. (Кстати: этот рисовальный трюк с разделением сложных линий на несколько участков применим не только к векам – подобным способом можно предварительно набросать любую линию.) Нижнее веко тоже можно разделить.
Но тут лучше использовать только два «мазка» вместо трех. Оказывается, по какой-то загадочной причине глаз выглядит более динамичным, если разделить верхнее веко на три части, а нижнее только на две. Некоторые художники делают наоборот – двумя «мазками» вверху и тремя внизу. Попробуйте эти варианты.
В средней части глаза – здесь она справа – можно увидеть так называемый слезный проток.
Слезные протоки у людей бывают разные, а то и вовсе отсутствуют.
Теперь, когда мы предварительно набросали форму глаза, можно попробовать чуть округлить углы линий, делящих веко, либо попытаться нарисовать две линии века двумя четкими изгибами.
Вариации
Описанная концепция пяти линий предлагает множество возможных вариаций. В зависимости от соотношения длин и угла наклона линий можно создавать самые разные типы глаз, выражающих широкий спектр настроений. Конечно, эти линии в первую очередь предназначены для предварительного построения, и Вам решать, в каком стиле продолжить работу над глазами. В любом случае реализация концепции пяти линий может стать действительно интересным стилистическим приемом.
Веки
Еще одно, о чем следует помнить: оба века тоже имеют определенную толщину. С одной стороны, это заставляет веки выдаваться вперед чуть далее, чем глазное яблоко, если смотреть сбоку. С другой стороны, по всей протяженности вокруг глаза будет виден узкий ободок, почти параллельный нашим пяти ранее проведенным линиям. Если в какой-то момент понадобится нарисовать плачущий глаз, то будет нелишне знать, что слезы накапливаются на узком гребне нижнего века. Ни одна из этих областей глаза не является постоянно видимой – аспект видимости зависит от того, смотрим ли мы на глаз сверху или снизу, а также от того, каким делом занят глаз.
Обзор
Пользуясь приведенным методом, можно создать построение глаз – включая веки – из любой воображаемой перспективы. Начните со сферы и представьте себе, что веки обхватывают ее. Используйте пять линий, чтобы разработать нужную базовую форму. В зависимости от перспективы следует подобрать длины и углы этих пяти линий. В некоторых ракурсах могут понадобиться всего две или три линии, поскольку остальные прячутся за самим глазным яблоком (например, в профиль). Из каких точек становится видимой узкая область вдоль век? Какие из линий хочется подчеркнуть, а какие можно проигнорировать? Мы рассмотрим эти вопросы более подробно, когда будем располагать глаза на лице.
2. Как нарисовать глаз, вписав его в форму головы
Треугольник
Теперь, когда нам многое известно о глазах как таковых, попробуем вписать их в разные формы головы. Если Вы уже освоили рисование формы головы под разными углами, это просто отлично! А если нет, то я настоятельно рекомендую предыдущий учебный курс под названием «Как нарисовать форму головы человека». Я буду использовать те же формы головы, о которых шла речь в том учебном курсе. Эти головы – очень удобная отправная точка, но, строго говоря, они не так уж обязательны для Вас.
Чтобы обозначить область глаз, я предпочитаю начинать с небольшой области над носом, имеющей почти треугольную форму. Как видите, этот треугольник укорачивается, когда голова обращена вниз, и удлиняется, когда она обращена вверх. Если речь идет о профиле, то обращенный боком треугольник становится просто линией.
Кстати, при вписывании треугольника в форму головы можно для упрощения ориентации использовать направляющие центральной линии формы головы.
Маска Бэтмена
Итак, далее мы хотим определить (весьма упрощенно) форму костей вокруг глаза, поскольку они очень важны. Они защищают наши глаза от ударов и футбольных мячей. 😉 Самый простой способ обозначить кости вокруг глаза – использовать маску Бэтмена. Наш треугольник служит здесь отправной точкой.
Как и в случае с построением век, маска Бэтмена включает в себя три линии вверху и две внизу. Каждый из внешних краев точно соответствует вырезанным областям формы головы. Обратите внимание на то, что происходит с углами и какие линии кажутся укороченными при переносе маски Бэтмена на наклоненную или запрокинутую голову. В профиль видна, конечно же, только часть маски.
Положение глазных яблок
Понятно, что было бы ошибочным считать, будто глазные яблоки просто приклеены к передней части лица. На самом деле они довольно глубоко посажены внутрь головы. Поэтому, помещая сферы, представляющие глазные яблоки, в маску Бэтмена, следует немного сместить их. Насколько сильно сместить – зависит от перспективы. Особенно хорошо это видно, когда голова запрокинута вверх. В профиль это тоже легко заметить. На виде спереди глубина посадки глазных яблок поначалу не видна.
Общего правила насчет того, как далеко должны отстоять друг от друга глазные яблоки, не существует. Если не уверены, просто представьте себе между двумя глазными яблоками еще одну, третью сферу (такую же или чуть бóльшую по размеру). Это подскажет вам правильное расстояние.
Зрачок и радужка
Нельзя недооценивать важность тех сведений о зрачке и радужной оболочке, с которыми мы ознакомились выше. Даже совсем небольшая выпуклость на радужной оболочке способна повысить реалистичность изображаемых глаз. Конечно же, на виде спереди ничего приукрашивать не нужно. Но как только глаз перестает смотреть прямо на зрителя, важно не забыть изогнуть радужную оболочку и углубить зрачок.
Веки 1
Теперь вплотную займемся веками. Сначала отметьте уровень внешних уголков обоих глаз при помощи направляющих линий формы головы. Теперь нарисуйте уже известный нам пятиугольник. Если Вы уже достаточно ловко справляетесь с построением сфер, то все остальное рисуется почти само собой. На этом этапе снова можно дополнительно внести легкие изменения в углы и длины в зависимости от того, в каком ракурсе представлена форма головы. Когда ракурсы предполагают повороты в крайние положения, пятиугольник может образовывать внутренние углы, как представлено на нашей иллюстрации с двумя головами, смотрящими вверх и вниз. В профиль радужная оболочка покрывает половину пятиугольника.
Веки 2
Вторая линия века – это хороший способ подчеркнуть перспективу, из которой изображается лицо. Особое внимание следует обратить на то, какие части узких поверхностей век обращены к зрителю. Они должны быть толще остальных. Например, когда голова обращена вверх, видимым остается только верхнее веко. А вот когда голова повернута в сторону, вокруг каждого из глаз становятся видимыми разные участки поверхностей век.
Складка века
Две складки века представляют собой границу между веком и лицом. В частности, верхняя складка придает глазам бóльшую глубину. Здесь можно использовать сферу в качестве направляющей. На этом этапе также стóит придерживаться принципа деления при построении век. Если не хотите, чтобы изображенное лицо выглядело старым или усталым, нарисуйте складку нижнего века немного мягче и короче, чем складка верхнего. Можно даже свести складку до легкого намека.
Брови
Брови имеют свойство очень четко передавать эмоции на лице. В нейтральном состоянии, т. е. состоянии покоя, бровь начинается на вершине известного нам треугольника, слегка подымается, а затем постепенно сужается книзу. Край брови снова повторяет вырезанные области, как в оригинальном построении формы головы.
Лучше всего сначала задать форму бровей с помощью контуров. Это упростит последующие шаги. Можно также указать направление роста волос при помощи коротких линий, вписанных в форму бровей. Начинать следует от середины, где линии ближе к вертикали, и сгладить их ближе к краям.
3. Как нарисовать глаза: окончательные контуры и текстуры
Контуры
Наконец пришло время пожинать плоды своих трудов. Начиная с этого момента в игру вступает собственный стиль художника. У каждого рисовальщика вырабатываются уникальные линии и свой почерк. Может быть, Вы отдадите предпочтение эскизному стилю, а может, захотите сразу начать работать с поверхностями или цветом. Конечно же, выбор за Вами. С этого момента перед Вами открывается масса возможностей по выработке собственного образа. Но поскольку в ходе этого учебного курса мы не рассматриваем различные стили рисования и раскрашивания, давайте произведем доработку глаз посредством четких линий, и только их.
Как видите, две линии верхнего века также можно объединить в одну толстую линию. Такой прием особенно подходит, когда нужно создать тень. Что касается нижнего века, то тут хорошим решением представляется более сдержанное использование контуров, так как при верхнем расположении источника света тени здесь обычно не возникают.
Радужка и зрачок
Что касается рисования радужной оболочки и зрачка, то у меня есть для Вас простое, но очень эффективное решение (при условии, что используется графический планшет): чтобы нарисовать радужку, уменьшите непрозрачность кисти примерно до 30%. Сделать это будет проще, если воспользоваться кистью, которая по размеру чуть меньше самой радужной оболочки. Далее можно заняться приданием радужной оболочке толики сияния; добиться этого можно уменьшением размера и жесткости кисти, чтобы осветлить центр радужки белым. Теперь можно залить зрачок черным цветом. Не забудьте слегка сместить зрачок относительно центра радужки; степень смещения зависит от угла поворота. Теперь можно еще раз прибегнуть к белому цвету, чтобы задать точку отражения света. Желательно, чтобы она была немного смещена относительно зрачка. Это не всегда должно быть круглое пятнышко. Здесь можно поэкспериментировать с разными формами. Чтобы поставить последний штрих в работе над радужной оболочкой, покажите тень от верхнего века, отбрасываемую им на радужную оболочку. И, если Вам нравятся такие моменты, поработайте более детально над структурой радужной оболочки, прорисовав (желательно на отдельном слое) изящно чередующиеся черные и белые линии от зрачка к краю радужной оболочки. И тут еще один небольшой совет: прилагайте усилия к прорисовке только в том случае, если изображаемые глаза на самом деле достаточно велики для того, чтобы можно было заметить такой уровень детализации.
Брови
Брови можно превратить из неких нарисованных форм в формы, которые выглядят как настоящие брови. Особых усилий это не потребует. И сделать это можно с помощью инструмента «Smudge (Размазывание)». Чтобы достичь результата, делайте мазки только в направлении роста волос, и тогда резкие очертания форм превратятся в легкую зигзагообразную линию. Будьте внимательны, чтобы не сделать зигзаги слишком ровными или слишком небрежными. По достижении удовлетворительного результата немного осветлите зигзаги и завершите работу над бровями, прорисовав отдельные волоски. Как известно, между порядком и хаосом пролегает весьма тонкая грань; эту же сентенцию можно применить и к волосам. Рисуйте отдельные волоски как можно более быстрыми штрихами. Лучше всего использовать слегка изогнутые сужающиеся линии и часто менять направление, но при этом учитывать общее направление роста волос на бровях.
Ресницы
И последнее, но не менее важное: здесь кроется некий вызов. Рисование ресниц обычно требует пары попыток и немного практики. Несколько небольших советов могут упростить эту задачу. Итак, ресницы растут на второй (т.е. внешней) линии века. Они имеют тенденцию становиться более длинными ближе к внешнему углу глаза. Нижние ресницы короче, чем верхние, и ближе к середине века становятся совсем тонкими, почти незаметными. Кроме того, ресницы всегда изогнуты. Направление этого изгиба зависит от перспективы кривизны глаза. Это означает, что изгиб убывает к центру глаза, а ресницы изгибаются в противоположных направлениях по обеим сторонам от центра глаза. Звучит как-то сложно, но на самом деле это довольно легко понять по изображению.
При рисовании ресниц может быть полезно применять двухэтапный процесс: на первом этапе рисуем не более десяти ресниц на каждое веко. Обращаем особое внимание на то, чтобы все ресницы изгибались под правильным углом. Следим также за их длиной и за тем, чтобы они истончались к кончикам, как это происходит и с волосками бровей. На втором этапе используем промежутки между ранее нарисованными ресницами, чтобы вставить туда «хаотичные ресницы» (показаны серым цветом). Слегка варьируем длину и направление изгибов, а иногда позволяем нескольким ресничкам склеиваться и образовывать маленькие пучки.
В зависимости от выбранного поворота головы изменится и направление ресниц. Для этого может потребоваться некоторое время на пространственное представление. Не торопитесь. Хорошенько подумайте над тем, куда должны быть направлены ресницы.
Завершено
Эта глава подводит нас к концу довольно сложного учебного курса. Вы не обязаны сразу же перенимать и применять все то, что мы здесь проделывали. Но могу с уверенностью сказать, что в этом учебном курсе Вы найдете практически все советы, которые нужны для рисования глаз. Не сомневаюсь, что пара-тройка советов все-таки пригодится!
Желаем приятного рисования – и до скорой встречи!
Внимание: спойлер! Глаза (но не все), над построением которых мы так усердно трудились, в ходе следующего учебного курса просто исчезнут, ибо их заслонит нос.
Рисуем реалистичные глаза. Начало работы с Wacom One.
Wacom One создает знакомое ощущение работы пером по бумаге благодаря 13,3-дюймовому экрану с естественным трением поверхности и минимальным отражающим эффектом. Перо в Вашей руке ощущается легким и естественным, а в выбранной Вами программе превращается в карандаш, кисть или мел. И это все, что нужно для рисования глаз в реалистичном стиле. В комплект поставки входит программное обеспечение для решения творческих задач, а также возможность подключения к компьютеру и некоторым устройствам на базе Android.
Интерактивный дисплей Wacom One 13
Рисуйте, занимайтесь дизайном и творите прямо на экране с высоким разрешением при помощи точного пера.
Купить Wacom One 13
Узнайте больше о рисовании
Узнайте больше
Посмотреть все семейства продуктов Wacom
Графические планшеты
Делайте наброски, рисуйте и редактируйте изображения с помощью высокочувствительного блокнота и точного пера и наблюдайте за своими работами на экране.
Купить сейчас
Интерактивные дисплеи
Рисуйте, занимайтесь дизайном и творите прямо на экране с высоким разрешением при помощи точного пера.
Купить сейчас
Графические компьютеры
Творите безо всяких ограничений благодаря повышенной производительности устройства, точному перу и потрясающему дисплею.
Купить сейчас
Планшеты Smartpad
Пишите пером по бумаге и конвертируйте свои рукописные заметки в цифровой формат.
Купить сейчас
Стилус
Ведите записи и быстро фиксируйте идеи на своем мобильном устройстве при помощи стилуса Wacom.
Купить сейчас
Информация о Wacom
Wacom ставит своей глобальной целью сближение людей и технологий с помощью естественного интерфейса. Эта концепция сделала компанию ведущим мировым производителем интерактивных графических планшетов и интерактивных дисплеев, а также цифровых стилусов и решений для сохранения и обработки цифровых подписей. Высокие технологии, которые легли в основу интуитивных устройств ввода Wacom, используются для создания превосходных работ цифрового искусства, фильмов, спецэффектов, разработок в области моды и дизайна по всему миру, а также позволяют индивидуальным и корпоративным пользователям выразить свою индивидуальность с помощью одной из лучших технологий интерфейсов. Компания Wacom, основанная в 1983 году, является международной компанией с головным офисом в Японии (Токийская фондовая биржа 6727) и имеет дочерние и аффилированные компании по всему миру, которые занимаются маркетингом и продажами более чем в 150 странах.
Узнать больше о Wacom
Back to top
A+ A—
24 Взгляд вверх и влево Значение Расширенное руководство 07/2023
How To
ByNgô Gia Tự
Чтение языка телодвижений: НЛП Глазные паттерны и ложь (эпизод 4)
Чтение языка телодвижений: НЛП зрительные паттерны и ложь (эпизод 4) (Эп. 4)
Представление о том, что лжецы смотрят вправо, опровергнуто
[1]Общепринятое мнение гласит, что когда люди говорят, направление движения их глаз показывает, лгут они или нет. Взгляд вверх и влево предположительно означает, что человек говорит правду, а взгляд вправо-вверх сигнализирует об обмане
Как оказалось, лжеца не учуешь по тому, как он смотрит. Исследователи из Соединенного Королевства исследовали предполагаемую связь между направлением взгляда и ложью после того, как узнали, что этому обучают на курсах поведенческого обучения, семинарах и в Интернете. без поддержки каких-либо научных данных
В одном эксперименте ученые отслеживали взгляды 32 участников исследования влево и вправо, когда они рассказывали смесь правды и лжи. Участники — все они были правшами, если движения глаз обратные у левшей — с одинаковой вероятностью смотрели вверх и вправо, вверх и влево, независимо от того, лгали они или говорили правду.
Чтение по глазам (язык телодвижений)
[2]Они существуют уже 540 миллионов лет, и у большинства из нас есть пара, но кроме зрения, что мы можем сказать, глядя в чьи-то глаза? Люди говорят, что глаза — это «окно в душу» — что они могут многое рассказать о человеке, просто взглянув в них
Зрачки — это часть нашего языка тела, которую мы практически не контролируем. как регулирование количества света, получаемого в процессе зрения (расширение: размер зрачка увеличивается; сужение: размер зрачка уменьшается), Экхард Хесс (1975) обнаружил, что зрачок расширяется, когда нас интересует человек, с которым мы разговариваем, или объект, на который мы смотрим.
Для установления контакта и общения с человеком эффективный зрительный контакт необходим для нашего повседневного взаимодействия с людьми, а также для тех, кто хочет быть эффективным коммуникатором на общественной арене:. Чрезмерный зрительный контакт может вызвать дискомфорт у получателя.
Как читать направление взгляда и поведение людей с помощью 34 подсказок
[3]Когда вы впервые встречаете людей, умеете ли вы читать их эмоции и мысли? Есть старая поговорка: «Глаза — зеркало души». Звучит знакомо? Мы говорим, что это не так! Мы можем многое узнать о людях, наблюдая за поведением их глаз; в частности, мы можем обнаружить их скрытые эмоции
— сигнал, который лучше всего указывает, действительно ли кто-то рад вас видеть. – кому подмигнуть, чтобы получить очки домового (и кому не подмигивать)
Если вы думаете, что у вас есть все необходимое, чтобы узнать скрытый смысл глаз, пришло время проверить свои навыки. Нам нравится проводить новые эксперименты над человеческим поведением здесь, в нашей лаборатории исследования человеческого поведения «Наука о людях», и мы хотим знать, насколько хорошо вы интерпретируете эмоции только по глазам.
Глаза Язык тела
[4]Как мы меняем то, что другие думают, чувствуют, верят и делают. Техники > Использование языка тела > Язык частей тела > Язык тела глаз
Глаза часто не без оснований называют «окнами души», поскольку они могут посылать множество различных невербальных сигналов.. Для чтения языка тела это весьма полезно, так как взгляд человека в глаза является нормальной частью общения (в то время как взгляд на другие части тела может рассматриваться как довольно грубый).
Следовательно, это сбивает с толку, поэтому их иногда носят «бандиты» и те, кто хочет казаться сильными. Программирование [5]
У глаз этого нет: Детекция лжи и нейролингвистическое программирование. Сторонники нейролингвистического программирования (НЛП) заявляют, что определенные движения глаз являются надежными индикаторами лжи
Несмотря на широко распространенное мнение об этом утверждении, никакие предыдущие исследования не проверяли его достоверность. В исследовании 1 движения глаз участников, которые лгали или говорили правду, были закодированы, но не соответствовали паттернам НЛП
Значимых различий между двумя группами выявлено не было. Исследование 3 включало кодирование движений глаз как лжецов, так и тех, кто говорит правду, принимая участие в громких пресс-конференциях. руки) получает доступ к творческой стороне своего мозга.. Как это использовать: Это сигнал, который используется, читая его в других людях. У большинства нормальных правшей взгляд налево сигнализирует о том, что человек конструирует ложь с помощью творческой части своего мозга.
Вербальный перевод: «Я смотрю налево, чтобы получить доступ к творческой стороне моего мозга, чтобы я мог сочинить ложь или создать историю. Я делаю это визуально, аудиально, кинестетически или с помощью чувств».
Представление о том, что лжецы смотрят вправо, опровергнуто
[7]Принято считать, что когда люди говорят, направление движения их глаз показывает, лгут они или нет. Взгляд вверх и влево предположительно означает, что человек говорит правду, а взгляд вправо-вверх сигнализирует об обмане
Как оказалось, лжеца не учуешь по тому, как он смотрит. Исследователи из Соединенного Королевства исследовали предполагаемую связь между направлением взгляда и ложью после того, как узнали, что этому обучают на курсах поведенческого обучения, семинарах и в Интернете. без поддержки каких-либо научных данных
В одном эксперименте ученые отслеживали взгляды 32 участников исследования влево и вправо, когда они рассказывали смесь правды и лжи. Участники — все они были правшами, если движения глаз обратные у левшей — с одинаковой вероятностью смотрели вверх и вправо, вверх и влево, независимо от того, лгали они или говорили правду.
Какие социальные сигналы можно определить по движениям глаз?
[8]Какие социальные сигналы можно обнаружить по движениям ваших глаз? Все говорят, что глаза – зеркало души… но насколько это правда? Могут ли люди узнать, о чем вы думаете, по движениям ваших глаз, точно так же, как язык тела может указывать на ваши мысли и чувства?
Взгляд влево предполагает, что вы помните факты или имеете визуальные мысли. Часто это хороший способ проверить, говорит ли вам кто-то правду
Это потому, что мы склонны смотреть направо, когда представляем себе вещи, и налево, когда вспоминаем. Однако также считается, что взгляд вправо и вниз предполагает неуверенность в себе, а взгляд вправо и вверх указывает на то, что человек говорит неправду.
Как читать направление взгляда и поведение людей с помощью 34 подсказок
[9]Когда вы впервые встречаетесь с людьми, умеете ли вы читать их эмоции и мысли? Есть старая поговорка: «Глаза — зеркало души». Звучит знакомо? Мы говорим, что это не так! Мы можем многое узнать о людях, наблюдая за поведением их глаз; особенно мы можем обнаружить их скрытые эмоции
— сигнал, который лучше всего указывает, действительно ли кто-то рад вас видеть. – кому подмигнуть, чтобы получить очки домового (и кому не подмигивать)
Если вы думаете, что у вас есть все необходимое, чтобы узнать скрытый смысл глаз, пришло время проверить свои навыки. Нам нравится проводить новые эксперименты над человеческим поведением здесь, в нашей лаборатории исследования человеческого поведения «Наука о людях», и мы хотим знать, насколько хорошо вы интерпретируете эмоции только по глазам.
Доступ глаз НЛП, как узнать, как кто-то думает.
[10]НЛП-доступ к глазам часто называют мечом джедая НЛП-практика или тренера. Замечательный инструмент, чтобы не обязательно знать, что кто-то думает, а тем более как!
Доступ к глазам – Как определить, лжет кто-то или нет?. И в этой статье о том, как работает глазной доступ (Да, бесплатное обучение для практиков НЛП).
Термин НЛП: указывает, как мы называем этот сигнал глазного доступа в НЛП. Нотация НЛП: как практикующие НЛП быстро записывают, какой глазной доступ использует клиент (это полезно по многим причинам, ответы на которые можно найти в качественном курсе НЛП-практика.)
Язык тела – движения глаз
[11]Глаза считаются зеркалом человеческого разума. В сочетании с другими жестами глаза могут дать много информации о мыслях человека.
Взгляд влево и прямо означает, что говорящий разговаривает сам с собой, прежде чем возобновить дебаты или беседу. Если смотреть сбоку, это означает, что вы либо слышите определенные звуки, либо вам интересно представить историю
Взгляд вправо и вниз во время разговора означает неуверенность в себе, тогда как взгляд вправо и прямо/вверх означает ложь. Взгляд вправо активизирует воображение, а взгляд влево — память.
Чтение по глазам (язык телодвижений)
[12]Они существуют уже 540 миллионов лет, и у большинства из нас есть пара, но кроме того, что мы можем видеть, что мы можем сказать, глядя в чьи-то глаза? Люди говорят, что глаза — это «окно в душу» — что они могут многое рассказать о человеке, просто взглянув в них
Зрачки — это часть нашего языка тела, которую мы практически не контролируем. А также регулировка количества света, получаемого в процессе зрения (расширение: размер зрачка увеличивается; сужение: размер зрачка уменьшается), Экхард Хесс (1975) обнаружили, что зрачок расширяется, когда нас интересует человек, с которым мы разговариваем, или объект, на который мы смотрим.
Для установления контакта и общения с человеком эффективный зрительный контакт необходим для нашего повседневного взаимодействия с людьми, а также для тех, кто хочет быть эффективным коммуникатором на общественной арене:. Чрезмерный зрительный контакт может вызвать дискомфорт у получателя.
У глаз этого нет: Детекция лжи и нейролингвистическое программирование
[13]У глаз этого нет: Детекция лжи и нейролингвистическое программирование. Сторонники нейролингвистического программирования (НЛП) заявляют, что определенные движения глаз являются надежными индикаторами лжи
Несмотря на широко распространенное мнение об этом утверждении, никакие предыдущие исследования не проверяли его достоверность. В исследовании 1 движения глаз участников, которые лгали или говорили правду, были закодированы, но не соответствовали паттернам НЛП
Значимых различий между двумя группами выявлено не было. Исследование 3 включало кодирование движений глаз как лжецов, так и тех, кто говорит правду, принимая участие в громких пресс-конференциях
Правда о лжи: вас предают руки, а не глаза
[14] руки, которые предают тебя, а не глаза. Проанализировав видео лжецов, команда обнаружила, что нет никакой связи с движениями их глазНо новое исследование показывает, что «лживые глаза», которые ни один лжец не может не раскрыть, на самом деле являются мифом. Вербальные колебания и чрезмерные жесты рук могут доказать, что это лучший показатель того, говорит ли человек неправду, согласно исследованию, проведенному профессором Ричардом Уайзманом.
С другой стороны, считается, что взгляд вверх налево указывает на честность.. Но эксперты ошибаются, по словам профессора Уайзмана и его группы исследователей, которые проверяли, действительно ли глаза могут выявлять ложь.
Что означает смотреть вверх и влево
[15]Общепринятое мнение гласит, что когда люди говорят, направление движения их глаз показывает, лгут они или нет. Взгляд вверх и влево предположительно означает, что человек говорит правду, тогда как взгляд в правый верхний угол сигнализирует об обмане. 11 июля 2012 г.
Взгляд налево с другой стороны считается признаком честности. Одним из явных признаков того, что кто-то может не говорить всей правды, является неправильная речь
Если кажется, что ваш собеседник всегда смотрит налево, он или она может быть занятым, пытаясь вспомнить что-то конкретное. Это также может быть признаком воспоминаний, у этого человека может быть ностальгический момент, и он представляет себе любимое воспоминание
Язык тела и глаз — знание того, что думают люди
[16]В НЛП термин «язык глаз-тело» — это сигналы доступа глаз. Вы когда-нибудь замечали, что люди двигают глазами во время разговора?
В некоторых культурах считается грубым поддерживать зрительный контакт во время разговора, а в других считается грубым не делать этого. Некоторые считают, что движущиеся глаза бегают, что человек лжет, если не может смотреть вам в глаза.
Движение глаз связано с разными органами чувств и разными полушариями мозга. Для большинства людей взгляд вверх и вправо означает, что человек строит картинку
Чтобы узнать, лжет ли она: положение глаз и связанная с этим мысль
[17]По взгляду и движению глаз человека можно понять, о чем он думает.. Представляем краткий план из 6 положений глаз и связанных с ними мыслей
У правшей правое полушарие мозга является не управляющим, что позволяет развивать воображение, творчество и интуицию. Левое полушарие является доминирующим, предназначенным для обработка, логика и рациональность.
Последовательность, в которой двигаются глаза, позволяет нам сделать вывод о его стратегии. На приведенной ниже диаграмме показаны шесть положений глаз и связанные с ними мысли.
Искусство обмана: могут ли движения глаз указывать на ложь?
[18]Дон Хенли однажды спел: «Невозможно скрыть свои лживые глаза». В течение многих лет эксперты по коммуникациям считали, что по поведению глаз человека можно определить, лжет ли он
. С тех пор обоснованность направления взгляда и лжи была поставлена под сомнение. Изучив поведение честности и лжи, исследователи пришли к выводу, что наше понимание лживых глаз может быть ложью само по себе.
НЛП — это система, разработанная в 1975 году Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. В центре внимания НЛП было понимание того, как личный опыт людей влияет на то, как они обрабатывают информацию.
Глаза Язык тела
[19]Как мы меняем то, что другие думают, чувствуют, верят и делают. Техники > Использование языка тела > Язык частей тела > Язык тела глаз
Глаза часто не без оснований называют «окнами души», поскольку они могут посылать множество различных невербальных сигналов.. Для чтения языка тела это весьма полезно, так как взгляд человека в глаза является нормальной частью общения (в то время как взгляд на другие части тела может рассматриваться как довольно грубый).
Следовательно, это сбивает с толку, поэтому их иногда носят «гангстеры» и те, кто хочет казаться могущественными. Когда человек смотрит вверх, он часто думает
Подсказки из глаз время, проведенное лицом к лицу с людьми, тратится на то, чтобы смотреть на их лица. Сигналы, которые они посылают глазами, играют жизненно важную роль в раскрытии их мыслей и взглядов
Они расположены в самом сильном фокусе на теле, и, поскольку зрачки бессознательно реагируют на стимулы, ими нельзя искусственно манипулировать или контролировать ..Ваши глаза – это ворота в душу, они отражают то, что происходит внутри вас
Когда люди встречаются в первый раз, они делают ряд быстрых суждений друг о друге, в основном основываясь на том, что они видят. . Общение через наши глаза, несомненно, является улицей с двусторонним движением в нашем сложном обществе, мы взаимозависимы от одного другое
НЛП-коучинг
[21]Нет сомнений в том, что одним из самых захватывающих и в то же время противоречивых аспектов того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер смоделировали в 1970-х годах, были очереди доступа к глазам. В своей работе над паттернами глаз они начали замечать корреляцию между тем, куда смотрят глаза людей, и типом сенсорного языка, который они используют9.0003
В следующий раз, когда вы разговариваете с кем-то, обратите особое внимание на то, что происходит с его глазами, когда он думает, особенно после того, как вы задали вопрос. Из работы Бэндлера и Гриндера (а также Роберта Дилтса) они обнаружили, что по мере того, как люди вспоминают определенные части информации, их глаза перемещаются в определенные квадранты своего мозга, чтобы получить доступ к визуальному, слуховому, кинестетическому или внутреннему диалогу
Гриндер и Бэндлер определил модель взаимосвязи между языком, основанным на сенсорных ощущениях, который люди используют в обычном разговоре, и, например, движениями их глаз (известными как сигналы доступа к глазам). Распространенный (но не универсальный) стиль обработки на Западе показан на прилагаемая диаграмма, где мелькание глаз в определенных направлениях часто кажется связанным с определенными видами внутренней (умственной) обработки
Экстраокулярные мышцы и движения
[22]Подавляющее большинство тестов для оценки вестибулярной системы проводится косвенно путем измерения движений глаз. Поскольку большая часть вестибулярного тестирования зависит от интерпретации движений глаз, крайне важно, чтобы вестибулярный клиницист понимал, как двигаются глаза, их ограничения движения, влияние движения глаз на зрение и возможные нарушения экстраокулярных мышц (EOM)
Есть шесть мышц (на каждый глаз), отвечающих за все движения глаз в их костных орбитах: При совместном рассмотрении, за исключением нижней косой, эти мышцы приобретают форму конуса
Это можно увидеть на рисунке 1 вместе с прикреплением нижней косой мышцы к носовой части костной орбиты. Верхняя прямая мышца и верхняя косая мышца прикрепляются к верхней части глаза
Правда о левом / правом мозге Взаимосвязь мозга
[23]Правда о взаимосвязи левого и правого полушарий. Иногда идеи, возникшие в науке, просачиваются в более широкую культуру и живут собственной жизнью
Такие идеи, как черные дыры и квантовые скачки, играют метафорическую роль, лишь слабо привязанную к их первоначальному научному смыслу. люди более правополушарные, а другие более левополушарные? Или что существует особый аналитический и вербальный стиль мышления, связанный с левым полушарием мозга, и более целостный, творческий стиль, связанный с правым? Это научные факты или культурные фикции?
С другой стороны, некоторые недавние заголовки бросают вызов дихотомии левого и правого полушарий мозга. В одной широко разрекламированной статье, кратко изложенной в The Guardian, не удалось найти доказательства того, что у людей, как правило, более сильные левосторонние или правосторонние мозговые сети.
Как читать чьи-то глаза и знать, о чем они думают окно в вашу душу, и это очень верно. Каждое движение глазных яблок и зрачков имеет значение
Но как узнать, какое движение что означает? Итак, вот список способов, как можно прочитать чье-то движение глаз. s, чтобы знать, что у них на уме. Движение верхнего левого глаза
Если вы попросите кого-нибудь покопаться в их памяти, они визуализируют эпизод или определенный нюанс. Когда они это делают, их глаза поворачиваются вправо, но вверх. Влево в центре
24 глядя вверх и влево, что означает Расширенное руководствоИсточники
- https://www.nbcnews.com/id/wbna48154473# :~:text=A%20взгляд%20вверх%20и%20к,лжец%20по%20где%20он%20смотрит.
- https://www.psychologistworld.com/body-language/eyes#:~:text=Взгляд%20на%20их%20левый%20указывает на создание%20а%20версия%20из%20событий.
- https://www.scienceofpeople.com/read-people-eyes/#:~:text=%E2%80%93%20Глядя%20Вниз%20к%20Их%20Влево,память%20вместо%20из%20вспоминая%20что-то .
- http://changeminds.org/techniques/body/parts_body_language/eyes_body_language.htm#:~:text=Глядя%20вниз%20и%20на%20%20правильно%20можно%20указать%20что%20они,в%20порядке%20к %20показать%20уважение.
- https://www.ncbi. nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3394779/#:~:text=Discussion,они%20%20говорят%20%20правду.
- http://bodylanguageproject.com/nonverbal-dictionary/body-language-of- Looking-to-the-left/
- https://www.livescience.com/34068-eye-movements-lying.html
- https://www.optimax.co.uk/blog/what-social-cues-detected-from-eye-movements/
- https://www.scienceofpeople.com/read-people-eyes/
- https: //www.globalnlptraining.com/blog/how-to-know-how-someone-is-thinking/
- https://www.tutorialspoint.com/body_language/body_language_eye_movements.htm
- https://www.psychologistworld.com/body-language/eyes
- https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3394779/
- https://www.independent.co. uk/news/science/the-truth-about-lying-it-s-the-hands-that-beray-you-not-the-eyes-b1943708.html
- https://www.microblife.in/what -смотрит вверх и влево означает/
- https://nlp-mentor.com/eye-body-language/
- https://www.iwolm. com/en/positions мысль, связанная с глазами/
- https://www.allaboutvision.com/resources/human-interest/can-eyes-give-away-lying/
- http://changeminds.org/techniques/body/parts_body_language/eyes_body_language.htm
- https://westsidetoastmasters.com/resources/book_of_body_language/chap8.html
- https://www.nlpworld.co.uk/ nlp-coaching-eye-patterns/
- https://www.vestib.com/EOM-muscles-movements.html
- https://www.npr.org/sections/13.7/2013/12/02/248089436 /the-truth-about-the-left-brain-right-brain-relationship
- https://timesofindia.indiatimes.com/life-style/relationships/love-sex/how-to-read-someones-eyes- и-знают-что-они-думают/articleshow/87019823.cms
Как исправить ошибку #Н/Д в функции ВПР
В этом разделе описаны наиболее распространенные причины ошибочного результата функции ВПР, а также приведены предложения по использованию ИНДЕКС и ПОИСКПОЗ.
Совет: Также см. краткий справочник: советы по устранению неполадок с функцией ВПР, в котором представлены распространенные причины проблем #NA в удобном PDF-файле. Вы можете поделиться PDF-файлом с другими или распечатать его для собственного ознакомления.
Проблема: значение поиска отсутствует в первом столбце аргумента
table_arrayОдним из ограничений функции ВПР является то, что она может искать значения только в крайнем левом столбце массива таблиц. Если искомое значение не находится в первом столбце массива, вы увидите ошибку #Н/Д.
В следующей таблице мы хотим получить количество проданных единиц Kale.
Возникает ошибка #N/A, поскольку значение поиска «капуста» появляется во втором столбце (Produce) table_array аргумента A2:C10. В этом случае Excel ищет его в столбце A, а не в столбце B.
Решение . Вы можете попытаться исправить это, настроив функцию ВПР так, чтобы она ссылалась на правильный столбец. Если это невозможно, попробуйте переместить столбцы. Это также может быть крайне невыполнимо, если у вас есть большие или сложные электронные таблицы, в которых значения ячеек являются результатами других вычислений, или, возможно, есть другие логические причины, по которым вы просто не можете перемещать столбцы. Решение состоит в использовании комбинации функций ИНДЕКС и ПОИСКПОЗ, которые могут искать значение в столбце независимо от его положения в таблице поиска. См. следующий раздел.
Рассмотрите возможность использования ИНДЕКС/ПОИСКПОЗ вместо
ИНДЕКС и ПОИСКПОЗ — хорошие варианты во многих случаях, когда функция ВПР не соответствует вашим потребностям. Основное преимущество ИНДЕКС/ПОИСКПОЗ состоит в том, что вы можете искать значение в столбце в любом месте таблицы поиска. ИНДЕКС возвращает значение из указанной таблицы/диапазона в соответствии с его позицией. ПОИСКПОЗ возвращает относительное положение значения в таблице/диапазоне. Используйте ИНДЕКС и ПОИСКПОЗ вместе в формуле для поиска значения в таблице/массиве, указав относительное положение значения в таблице/массиве.
Существует несколько преимуществ использования ИНДЕКС/ПОИСКПОЗ вместо ВПР:
При использовании ИНДЕКС и ПОИСКПОЗ возвращаемое значение не обязательно должно находиться в том же столбце, что и столбец поиска. Это отличается от функции ВПР, в которой возвращаемое значение должно находиться в указанном диапазоне. Какое это имеет значение? При использовании функции ВПР вам необходимо знать номер столбца, содержащего возвращаемое значение. Хотя это может показаться несложным, это может быть громоздко, если у вас есть большая таблица и вам нужно подсчитать количество столбцов. Кроме того, если вы добавляете/удаляете столбец в своей таблице, вам нужно пересчитывать и обновлять col_index_num аргумент. При использовании ИНДЕКС и ПОИСКПОЗ подсчет не требуется, поскольку столбец поиска отличается от столбца, который имеет возвращаемое значение.
С помощью ИНДЕКС и ПОИСКПОЗ можно указать либо строку, либо столбец в массиве, либо указать и то, и другое. Это означает, что вы можете искать значения как по вертикали, так и по горизонтали.
ИНДЕКС и ПОИСКПОЗ можно использовать для поиска значений в любом столбце. В отличие от ВПР, в которой вы можете найти значение только в первом столбце таблицы, ИНДЕКС и ПОИСКПОЗ будут работать, если искомое значение находится в первом столбце, последнем или где-то между ними.
ИНДЕКС и ПОИСКПОЗ обеспечивают гибкость создания динамических ссылок на столбец, содержащий возвращаемое значение. Это означает, что вы можете добавлять столбцы в таблицу, не нарушая ИНДЕКС и ПОИСКПОЗ. С другой стороны, функция ВПР прерывается, если вам нужно добавить столбец в таблицу, поскольку она создает статическую ссылку на таблицу.
ИНДЕКС и ПОИСКПОЗ предлагают больше гибкости со спичками. ИНДЕКС и ПОИСКПОЗ могут найти точное совпадение или значение, которое больше или меньше искомого значения. ВПР будет искать только ближайшее совпадение со значением (по умолчанию) или точное значение. ВПР также предполагает по умолчанию, что первый столбец в массиве таблиц отсортирован по алфавиту, и предположим, что ваша таблица не настроена таким образом, ВПР вернет первое ближайшее совпадение в таблице, которое может не совпадать с данными, которые вы ищете.
Синтаксис
Чтобы построить синтаксис для ИНДЕКС/ПОИСКПОЗ, вам нужно использовать аргумент массива/ссылки из функции ИНДЕКС и вложить в него синтаксис ПОИСКПОЗ. Это принимает форму:
=ИНДЕКС(массив или ссылка, ПОИСКПОЗ(искомое_значение,искомый_массив,[тип_совпадения])
Давайте используем ИНДЕКС/ПОИСКПОЗ вместо ВПР из приведенного выше примера. Синтаксис будет выглядеть так:
=ИНДЕКС(C2:C10,ПОИСКПОЗ(B13,B2:B10,0))
На простом английском это означает:
=INDEX(возвратить значение из C2:C10, которое будет MATCH(капуста, которая находится где-то в массиве B2:B10, в котором возвращаемое значение является первым значением, соответствующим капусте))
Формула ищет первое значение в C2:C10, которое соответствует Kale (в B7), и возвращает значение в C7 ( 100 ), которое является первым значением, соответствующим Kale.
Проблема: Точное совпадение не найдено
Если аргумент range_lookup имеет значение ЛОЖЬ, а функция ВПР не может найти точное совпадение в ваших данных, возвращается ошибка #Н/Д.
Решение . Если вы уверены, что соответствующие данные существуют в вашей электронной таблице, а функция ВПР не улавливает их, найдите время, чтобы убедиться, что в указанных ячейках нет скрытых пробелов или непечатаемых символов. Кроме того, убедитесь, что ячейки соответствуют правильному типу данных. Например, ячейки с числами должны иметь формат Число , а не Текст .
Также рассмотрите возможность использования функции CLEAN или TRIM для очистки данных в ячейках.
Проблема: искомое значение меньше наименьшего значения в массиве
Если для аргумента range_lookup задано значение TRUE, а искомое значение меньше наименьшего значения в массиве, вы увидите ошибку #Н/Д. TRUE ищет приблизительное совпадение в массиве и возвращает ближайшее значение, меньшее, чем искомое значение.
В следующем примере искомое значение равно 100 , но в диапазоне B2:C10 нет значений меньше 100; отсюда и ошибка.
Решение :
При необходимости исправьте значение поиска.
Если вы не можете изменить значение поиска и вам нужна большая гибкость при сопоставлении значений, рассмотрите возможность использования ИНДЕКС/ПОИСКПОЗ вместо ВПР — см. раздел выше в этой статье. С помощью ИНДЕКС/ПОИСКПОЗ вы можете искать значения больше, меньше или равно искомому значению. Дополнительные сведения об использовании ИНДЕКС/ПОИСКПОЗ вместо ВПР см. в предыдущем разделе этой темы.
Проблема: столбец подстановки не отсортирован в порядке возрастания
Если для аргумента range_lookup установлено значение TRUE, а один из столбцов подстановки не отсортирован в порядке возрастания (A-Z), вы увидите ошибку #N/A.
Решение :
Измените функцию ВПР для поиска точного совпадения. Для этого установите range_lookup аргумент для FALSE . Для FALSE сортировка не требуется.
Используйте функцию ИНДЕКС/ПОИСКПОЗ для поиска значения в несортированной таблице.
Проблема: значение представляет собой большое число с плавающей запятой
Если в ячейках есть значения времени или большие десятичные числа, Excel возвращает ошибку #Н/Д из-за точности с плавающей запятой. Числа с плавающей запятой — это числа, которые следуют после десятичной точки. (Excel хранит значения времени в виде чисел с плавающей запятой.) Excel не может хранить числа с очень большими числами с плавающей запятой, поэтому для правильной работы функции числа с плавающей запятой необходимо округлить до 5 знаков после запятой.
Решение : Сократите числа, округлив их до пяти знаков после запятой с помощью функции ОКРУГЛ.
Нужна дополнительная помощь?
Вы всегда можете обратиться к эксперту в техническом сообществе Excel или получить поддержку в сообществе ответов.
См. также
Исправьте ошибку #Н/Д
org/ListItem»>Арифметика с плавающей запятой может давать неточные результаты в Excel
Краткая справочная карта: освежение VLOOKUP
Функция ВПР
Обзор формул в Excel
ВПР: больше нет #NA