Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 187» город Ярославль
Значение оригами
для развития умственных и творческих способностей детей
Консультацию подготовила:
воспитатель подготовительной группы
Соломонина Татьяна Владимировна
Дорогие взрослые! Вспомните свое детство. Кто из вас на переменах не складывал прыгающую лягушку? Кто не надувал тюльпанчик, с восхищением наблюдая за волшебным превращением сложенного листика в полу раскрывшийся бутон? И наконец, кто не запускал в полет собственноручно сделанный самолетик, а дальнее плавание – пароход?
Наверное почти все! Однако мало кто из вас знал тогда, что эти фигурки называются оригами! Слово это пришло к нам из Японии. Там в течение веков монахи ставили на алтари сложенные из бумаги фигурки. Так они совершали символические подношения Божеству, ведь по-японски слова
Умение складывать из бумаги считалось у придворных императорского двора одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Во второй половине девятнадцатого века оригами перешло границы Японии, а после Второй мирровой войны началось его бурное развитие в других странах мира. Произошло это благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы в 1880 году, который изобрел универсальную систему знаков «оригамную азбуку», международный знак с помощью которой можно записывать схему складывания любой фигурки. Это своеобразный «язык» оригами, который очень легко выучить. Искусство оригами находит применение в образовательных целях, элементы складывания оригами применяются в космических технологиях.
Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.
Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и эмоционально привлекателен для ребенка, ведь эту игрушку он сделает сам. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке.
При организации работы с бумагой важно соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последних. При конструировании игрушек полезно использовать игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми.
Оригами это не только интересно для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь. Ученые, которые
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Общие правила при обучении технике оригами:
1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.
2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
3. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
4. Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Для занятий с детьми дома можно использовать следующую литературу:
- Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка»
- Афонькин С. Ю., Афонькина Е.Ю. «Игрушки из бумаги»
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Оригами. Зоопарк в кармане»
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Оригами. Собаки и коты»
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Цветущий сад оригами»
- Коротеев И.А. «Оригами для малышей»
- Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами»
- Соколова С.В. «Сказки из бумаги»
- Приложение к журналу «Оригами». «Русские народные сказки»
- Рузина М.С., Афонькин С.Ю. «Страна пальчиковых игр»
Для развития у детей мелкой моторики, для снятия мышечной усталости можно использовать пальчиковые игры:
русские народные:
- «Утречко»;
- «Братцы»;
- «Гости»;
- «На блины»;
- «У бабы Фроси»;
-
«На постой» и др.
Волшебная страна игрушек ждет всех, у кого пытливый ум и умелые руки!
Чем полезно оригами для детей? — УМИУС на vc.ru
УМИУС
А вы знаете, что в простом листе бумаге таится настоящий клад для развития Вашего ребенка? Волшебный творческий процесс создания разнообразных фигурок из обычной бумаги именуется оригами. Рождением этого удивительного искусства и целой философии мы изначально обязаны китайцам, которые еще в 105 году нашей эры изобрели главный его «инструмент» – бумагу, и первыми попробовали составлять объемные фигурки. И только 4 века спустя, странствующие буддийские монахи поделились своими открытиями с японцами, которые в итоге и стали создателями уникальной техники рукоделия из бумаги.
Кстати, в японском языке само слово оригами сложилось из сочетания двух иероглифов «oru» (складывать) и «kami» (бумага). И классическая модель оригами, действительно, создается исключительно из бумаги, без использования ножниц и клея.Сегодня миллионы жителей планеты самых разных возрастов и профессий увлеченно занимаются этим видом творчества, которое является уникальным синтезом искусства, математики и дизайна. Еще в 19 веке известный немецкий педагог и создатель первого в мире детского сада Фридрих Фребель обратил внимание на то, что сам процесс сгибания листов и формирования складок отлично развивает мелкую моторику ребенка и пространственное мышление. С тех пор технологии оригами все активнее стали использоваться в учебно-образовательном процессе.
Действительно, бумага – самый доступный, безопасный и универсальный для ребенка материал, который применяется в рисовании, аппликации, конструировании. Помните, бумажные кораблики и самолетики из советского детства? По сути их можно назвать «дальними родственниками» японских оригами. Создавая фигурки из бумаги, дети активно познают себя и окружающий мир. Причем, пробовать заниматься оригами можно буквально что с 3-х лет, что способствует всестороннему развитию малышей. Это — некая отправная точка для формирования физических и умственных способностей и чисто человеческих качеств.
К примеру, у дошкольников оригами развивает не просто ловкость рук, но и сообразительность, не только улучшает глазомер, но и формирует абстрактное, образное мышление и пространственное воображение. Интересно, что даже самых неугомонных озорников именно такой вид деятельности отлично дисциплинирует, приучает к трудолюбию и стабилизирует эмоциональное состояние. Как правило, приходя в школу, такие дети быстрее адаптируются к новым условиям, лучше других осваивают технику правильного письма и не просто успешно изучают, а понимают основы алгебры и геометрии.
Кстати, научно доказано, что занятия оригами способны повысить уровень интеллекта, поскольку активизируют деятельность мозга и уравновешивают работу обоих полушарий. И это касается не только детей, но и взрослых, которым весьма полезно освоить премудрости оригами. Ведь это — не просто вид декоративно-прикладного творчества, а особый язык символов и целая философия, наполненная силами созидания и гармонии.
Мир оригами – это бесконечный мир открытий, прикоснуться к которому на самом деле очень просто. Нужны лишь бумага, немного терпения и советы опытных мастеров в этой области. Все, что нужно знать об оригами, вы найдете на нашей платформе дополнительного дистанционного образования УМИУС. 20 увлекательных видеоуроков «Оригами для детей» — это своеобразный самоучитель по оригами для начинающих. А если вы хотите сами овладеть этим искусством, то курс «Технология изготовления оригами» позволит вам попрактиковаться и освоить новую деятельность. Творите вместе с детьми, и у вас, как говорят мастера оригами, обязательно «все сложится хорошо…»
10 просмотров
Как я использовал оригами, чтобы постепенно улучшать детское мышление!
Перейти к основному содержанию
Хаджара Кабир (миссис)Хаджара Кабир (миссис)
ESG-аналитик | Энергетическая экономика и политика | Стипендиат Chevening 2021 | Девушка из STEM Advocate 📚@UCL BSEER
Опубликовано 19 мая 2020 г.
+ Подписаться
Помимо инженерии, пропаганды STEM, поддержки гендерного разнообразия, цифровой интеграции, работы кондитером и других интересов, я инструктор по оригами и рукоделию.
Я помогаю детям развивать бесконечный поток творческих навыков и создавать среду, в которой поощряется свобода самовыражения путем складывания бумаги. Это произошло в результате моей любви и обожания к детям, я люблю проводить с ними время, вовлекать их в деятельность и беседы.
Я начала заниматься оригами в 2016 году, работая два часа в неделю в школе, обучая детей в возрасте от трех до десяти лет оригами и рукоделию. По выходным я брала частные уроки для той же возрастной группы.
Этот опыт дал мне возможность выразить свои творческие способности и реализовать свою страсть к работе с детьми и передаче знаний.
В любом случае, я хотел поделиться с вами тем, что такое оригами и почему я так интересуюсь им.
ОРИГАМИ — это японское слово, означающее искусство складывания бумаги. Оригами — это не только весело, но и ценный метод развития жизненно важных навыков. Оригами — это один из способов, который обеспечивает как умственный, так и физический стимул с помощью упражнений. Оригами помогает развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику и умственную концентрацию. Исследования показали, что оригами, особенно для начальной школы, является уникальным и ценным дополнением к учебной программе.
Оригами полезно и детям, и взрослым. Эмоциональное удовлетворение, которое оно дает, является побочным продуктом нашей работы, когда мы наблюдаем, как лист бумаги превращается в новое творение. Многие считают складывание бумаги формой отдыха. Я тоже! Вот некоторые из преимуществ:
Поведенческие навыки: оригами является примером «схематического обучения посредством повторяющихся действий». Он дает ребенку возможность сосредоточиться и повышает самооценку, а также воспитывает в детях терпение.
Совместное обучение: когда я начал выступать за гендерное разнообразие, инклюзивность и принадлежность, я понял, что оригами имеет тенденцию устранять статус, связанный с возрастными различиями в разновозрастной среде. Младшие дети часто могут учить старших детей, и это дает им чувство сопричастности. Это также обеспечивает деятельность, которая хорошо работает при объединении разных уровней обучения.
Связь с математикой: будучи защитником STEM, обсуждая с детьми их интересы в области STEM, я стараюсь свести все к их уровню. При объяснении математики превращение плоской бумаги в трехмерный журавль — это уникальное упражнение в пространственном мышлении. Это важно при обучении симметрии. Это фундаментальное алгебраическое правило, которое можно показать в рамках формального «урока математики». Оригами позволяет учащимся создавать и манипулировать основными геометрическими формами, такими как квадрат, прямоугольник, треугольник и т. д.
Мультикультурная осведомленность: важно, чтобы окружающая среда ребенка отражала разнообразие и равные возможности для всех. С помощью оригами учащиеся получают представление о других культурах, возможно, открывая дверь для дальнейшего исследования и повышения терпимости.
Создание сообщества: оригами объединяет школу в рамках тематической деятельности, складывание тысяч журавликов и совместное создание 3D-моделей для школы иллюстрируют силу сотрудничества и очень приятное достижение групповой цели. Такая конструктивная деятельность усиливает чувство компетентности и единства в школе.
Некоторые интересные образовательные ценности включают положительный опыт обучения, стимуляцию для детей, развитие зрительно-моторной координации, форму общения без языка и подходит для детей с ограниченными возможностями обучения.
Оригами обладает некоторыми терапевтическими свойствами, которые способствуют ощущению достижения и благополучия. Это может быть промежуточная терапия и упражнение по сплочению команды, будучи хорошим участником или наблюдателем.
Оригами повышает социальную ценность. Он дает хороший опыт, делится чувствами и знаниями, способствует сотрудничеству и благополучию, помогает сломать барьеры, подходит для всех возрастных групп и способностей, его можно развивать как хобби и возможность для развлечения !!!!
Польза оригами на ранних стадиях развития ребенка
Оригами — это форма искусства, основанная на создании красивых узоров и складывании бумаги в разные замечательные формы. Например, дети спрашивают учителя, как сложить из бумаги сердечко, цветок, бабочку или любой предмет, который они себе представляют, и учитель научит их этому. Современные системы образования в большинстве стран узаконили эту деятельность для детей на уровне детского сада и начальной школы. Вот преимущества, которые дает возможность детям заниматься оригами на ранних стадиях их развития.
Стимулирует развитие когнитивных навыков
Во-первых, оригами развивает когнитивные способности ребенка. Обучение складыванию бумаги в определенную форму требует когнитивных и моторных навыков. Это совершенствует стратегии адаптации детей, улучшает координацию их органов чувств и укрепляет их навыки восприятия. Эти навыки дополнительно помогают учащемуся понимать, сосредотачиваться и оценивать любую информацию.
Развивает свои математические навыки
Оригами имеет прямое отношение к математике. Например, создание трехмерного объекта из листа бумаги — это упражнение на решение проблем и пространственное мышление. Это учит детей симметрии, потому что они должны повторять один и тот же процесс со всех сторон листа. Это основное алгебраическое правило, которое эти дети могут применять вне класса.
Кроме того, с помощью складывания бумаги можно создавать различные геометрические фигуры, например, треугольники и прямоугольники. Упражнения оригами также обучают детей различным математическим понятиям, в том числе дробям. Они вовлекают и стимулируют молодые умы и готовят их к решению сложных математических задач в будущем.
Как правило, искусство способствует развитию:
- Пространственных способностей
- Аналитических способностей
- Мыслительных способностей
Способствует творчеству
Складывание бумаги в разные формы позволяет детям раскрыть свои творческие способности. Это потому, что они должны объединить свое мышление и воображение, чтобы определить, как они создадут эстетическое произведение из листа бумаги. Маленькие дети могут реализовать это творчество позже в своей жизни через игры или творческое письмо.
Помогает ребенку развить способность решать проблемы
Еще одним преимуществом оригами для детей является то, что оно помогает им усваивать и решать проблемы. Например, они должны рассматривать бумагу под разными углами и определять правильную технику для создания привлекательного произведения искусства. Такой взгляд на решение проблем влияет на поведение и личность ребенка с раннего возраста.
Улучшение зрительно-моторной координации
Развитие моторики необходимо для развития детей, особенно в раннем возрасте. По этой причине дети должны заниматься различными видами деятельности, стимулирующими это развитие. С помощью оригами эти молодые люди учатся визуализировать разные вещи и превращать части людей в форму, которую они видят. Это искусство создает согласованность между работой рук и глаз и укрепляет координацию между этими органами чувств.
Повышает концентрацию
Удержать внимание дошкольника на чем-то достаточно сложно. Здесь на помощь приходит оригами. Это искусство ставит перед детьми цель, к которой они должны стремиться и которой нужно достичь.
Складывание кусочков бумаги в бутон, домашнее животное или любой предмет, который они визуализируют, требует сосредоточенности и концентрации. Кроме того, дети дольше будут заняты одним заданием. Это помогает построить и укрепить их зрительный и интеллектуальный фокус.
Улучшает память
Предоставление детям возможности заниматься оригами в раннем детстве улучшает их навыки памяти и способности к запоминанию. Благодаря этому упражнению дети учатся следовать инструкциям и работать по памяти. Терапевтическая природа оригами помогает этим молодым погрузиться в процесс. Со временем они могут создавать сложные конструкции без помощи учителей или родителей.
Развитие социальных навыков
Оригами требует открытого общения детей и взрослых для создания чего-то красивого и оригинального. Это упражнение стимулирует взаимодействие и укрепляет разговорные навыки детей.