Ассертивное поведение
Тип термина: Definition
Термин: Ассертивное поведение
Альтернативные термины: —
Короткое описание: Ассертивное поведение (от английского «assert» — утверждать, заявлять; доказывать, защищать, отстаивать свои права, быть напористым) – это уверенное неагрессивное поведение, основанное на соблюдении равновесия между отстаиванием своих интересов.
Длинное описание:
Ассертивное поведение (от английского «assert» — утверждать, заявлять; доказывать, защищать, отстаивать свои права, быть напористым) – это уверенное неагрессивное поведение, основанное на соблюдении равновесия между отстаиванием своих интересов и уважением к интересам других.
Ассертивное поведение предполагает уверенную и активную позицию. При ассертивном поведении человек четко осознает свои цели и права и открыто заявляет об этом, а также отстаивает их.
Ассертивное поведение тесно связано с эмоциональной компетентностью. Только осознавая свои эмоции и умея ими управлять, человек может сохранять эмоциональный штиль – непременное условие ассертивности.
Ассертивный человек:
-
Свободно выражает свои мысли и чувства. Посредством слов и действий он как бы говорит: «Это — я. Вот, что я думаю, чувствую, желаю».
-
Может общаться с людьми на всех уровнях: с незнакомыми людьми, друзьями, семьей. Это общение открытое, честное, прямое и адекватное.
-
Имеет активную жизненную позицию.
Умеет ставить цели и активно добивается желаемого. -
Уважает и ценит себя. Такой человек принимает ограничения в определенной ситуации, и его действия направлены на поддержание самоуважения.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути, ассертивность — это философия личной ответственности. Речь идет о том, что человек сам ответственен за свое поведение и не имеет права винить других людей за свою реакцию на их поведение.
Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. При этом демонстрация самоуважения является спокойной и не агрессивной.
Открытость при общении. В данном случае главными являются три следующих качества — честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счет эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению.
Умение слушать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека, т.к. для того, чтобы принимать во внимание интересы другого человека, нам нужно сначала их выяснить.
Умение вести переговоры и находить максимальный общий выигрыш. Стремление к нахождению максимального общего выигрыша — одна из важнейших характеристик ассертивного поведения. Нахождение максимального общего выигрыша помогает наилучшему достижению своих интересов и одновременно интересов партнера по общению.
все СтатьиЧто такое ассертивность? / Блог / Армине Воронова
Что такое ассертивность?
Что такое ассертивность?
Что такое ассертивность?
12 декабря 2021
На моих консультациях и тренингах часто обсуждается тема уверенности в себе. Поэтому давайте обсудим такое важное понятие в психологии поведения и общения, как ассертивность – уверенность, настойчивость, решительность (англ. assert – настаивать на своем) — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.
Ассертивность – это умение быть убедительным, уверенным в себе, это способность человека опираться на себя.
В обычной жизни модель поведения большинства людей тяготеет к одной из двух крайностей: пассивности либо агрессии.
В первом случае человеком, который добровольно принимает на себе роль жертвы, руководит неуверенность в себе, страх перед лицом перемен или, наоборот, опасения потерять то, к чему он привык, и от чего не готов отказываться. Это может быть пресловутая «зона комфорта», из которой трудно выбраться.
Во втором — явное или завуалированное желание манипулировать окружающими, подчиняя их своим интересам. Агрессор руководствуется принципом «ты мне должен, потому что я сильнее», жертва — «ты мне должен, потому что я слабый, а слабых нужно поддерживать».
В отличие от этих двух распространенных типов коммуникации ассертивное поведение (assertiveness) опирается на кардинально иной принцип: «я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнеры».
Принципы ассертивного (уверенного) поведения
- Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность — это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за их реакцию на наше поведение.
- Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас?
- Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества — честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса.
- Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы достаточно компетентны в данном вопросе.
- Умение внимательно слушать и понимать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Все мы считаем себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения?
- Переговоры и достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса — очень полезное качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные.
Правила ассертивного поведения. Как распознать манипуляции и противостоять им?
Мануэль Смит разработал модель ассертивного (самоутверждающего) поведения.
Ниже приведены так называемые ассертивные права, а также манипулятивные предубеждения, которые, по мнению авторов концепции ассертивности, блокируют эти права:
- Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия. Манипулятивное предубеждение: Я не должен бесцеремонно и независимо от других оценивать себя и своё поведение. В действительности оценивать и обсуждать мою личность во всех случаях должен не я, а кто-то более умудрённый и авторитетный.
- Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение. Манипулятивное предубеждение: Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми, желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все, что я делаю, извинялся перед ними за свои поступки.
- Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей. Манипулятивное предубеждение: У меня больше обязательств по отношению к некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим собственным достоинством и приспособиться.
- Я имею право изменить своё мнение. Манипулятивное предубеждение: В случае, если я уже высказал какую-то точку зрения, не надо ее никогда менять. Я бы должен был извиниться или признать, что ошибался. Это бы означало, что я не компетентен и не способен решать.
- Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки. Манипулятивное предубеждение: Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошибку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали.
- Я имею право сказать: «я не знаю». Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос.
- Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне. Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь.
- Я имею право принимать нелогичные решения. Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я соблюдал логику, разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. Разумно лишь то, что логично.
- Я имею право сказать: «я тебя не понимаю». Манипулятивное предубеждение: Я должен быть внимателен и чувствителен по отношению к потребностям окружающих, я должен «читать их мысли». В случае, если я это делать не буду, я безжалостный невежда и никто меня не будет любить.
- Я имею право сказать: «меня это не интересует». Манипулятивное предубеждение: Я должен стараться внимательно и эмоционально относиться ко всему, что случается в мире. Наверное, мне это не удастся, но я должен стараться этого достичь изо всех сил. В противном случае, я черствый, безразличный.
«Я» — идеальное «Я» — реальное: как найти гармонию
Проактивность – качество сильных людей
Вас критикуют, вы критикуете: как реагировать на критику
Песочная терапия для взрослых: символическое пространство песочницы
Страх неопределенности и психологические приемы его преодоления
Источник вдохновения: эриксоновский подход в поиске ресурсного состояния
Онлайн-консультирование
Подробнее
Настойчивость — канал для улучшения здоровья
Резюме
Прочитать полный информационный бюллетень- Быть настойчивым означает общаться с другими людьми прямо и честно, не задев чьи-либо чувства намеренно.
- Прямое общение может снизить конфликтность, повысить уверенность в себе и улучшить личные и рабочие отношения.
- Настойчивость — это навык, которому может научиться каждый.
Что такое уверенность в себе?
Некоторые люди путают напористость с агрессией и думают, что самоутверждение означает занять определенную позицию в споре, стоять на своем и отстаивать точку зрения без компромиссов.
На самом деле быть настойчивым означает прямо и честно сообщать другим о своих потребностях, желаниях, чувствах, убеждениях и мнениях, в то же время быть восприимчивым к их потребностям и не намеренно задевать чьи-либо чувства.
Использование прямого общения может уменьшить количество конфликтов и улучшить ваши личные и рабочие отношения, а также укрепить вашу уверенность в себе. Полезно представить напористость как золотую середину между агрессией и пассивностью.
Следуя нескольким простым советам, вы научитесь быть более напористым в отношениях.
Преимущества напористого поведения
Использование агрессивного поведения, такого как словесные или физические угрозы, может дать вам то, что вы хотите в краткосрочной перспективе, но ваши отношения пострадают. С другой стороны, пассивное поведение также может разрушить отношения, потому что ваши собственные потребности, желания и чувства игнорируются в пользу избегания споров.
Преимущества использования напористого поведения во всех отношениях с другими включают:
- ваши потребности, желания и чувства будут поняты с большей вероятностью
- обе стороны с большей вероятностью будут чувствовать себя уважаемыми и услышанными
- обмен мнениями укрепит отношения
- у вас будет меньше негативных конфликтов и споров
- вы почувствуете, что контролируете свою жизнь
- ваша уверенность и самооценка повысятся
- у вас больше шансов получить то, что вы действительно хотите.
Напористое поведение — это приобретаемый навык.
Как и любой другой навык, настойчивость требует времени для изучения. Предложения включают:
- Решите, что вы хотите быть напористым, а не агрессивным или пассивным. Приверженность изменениям — важный шаг в процессе обучения.
- Подумайте о недавнем конфликте, когда ваши потребности, желания или чувства не уважались. Представьте, как бы вы справились с этим более настойчиво.
- Тренируйтесь уверенно говорить в одиночку или с другом. Обратите внимание на язык тела и словесные сигналы, а также на слова, которые вы говорите.
- Уважайте желания, потребности и чувства других и принимайте то, что их точки зрения могут отличаться от ваших.
- Используйте подход к разрешению конфликтов, ищите решения, которые удовлетворят оба набора потребностей. Постарайтесь увидеть в другом человеке человека, с которым вы работаете, а не против него.
- Честно скажите другому человеку о своих чувствах, не выдвигая обвинений и не пытаясь вызвать у него чувство вины.
- Используйте напористый язык, такой как «Я чувствую…» и «Я думаю…», который берет на себя ответственность и точно объясняет, что вы чувствуете, а не агрессивный язык, такой как «Ты всегда…» и «Ты…», который обвиняет другой и обостряет конфликт.
- Не перебивайте собеседника, когда он говорит. Старайтесь внимательно слушать и понимать их точку зрения. Попросите другого человека проявить к вам такое же уважение и внимание.
- Предложите другому человеку совместно обсудить пути решения проблемы.
- Если обмен не пройдет, извлеките уроки из опыта и спланируйте, как вы будете действовать по-другому в следующий раз.
Напористый язык тела
При самоутверждении предложения включают:
- смотреть человеку в глаза
- держать тело прямо
- сознательно расслабить плечи
- стараться дышать нормально и не задерживать дыхание
- держать лицо расслабленным
- говорить с нормальной разговорной громкостью не кричать и не шептать).
Сохранять спокойствие и быть настойчивым
Несмотря на все ваши усилия быть прямым и спокойным, другой человек иногда будет вести себя так, как будто вы спорите, и ему захочется кричать, критиковать и подстрекать. Это может вызвать у вас желание ответить тем же. Рекомендации по сохранению спокойствия включают:
- Дышите и не спешите отвечать.
- Старайтесь не принимать сиюминутную критику близко к сердцу. (Помните, что их поведение может быть мотивировано другими причинами.)
- Верните разговор к исходной теме и попытайтесь понять точку зрения другого человека.
- Если разговор идет не очень хорошо, скажите собеседнику, что вы вернетесь к этой теме в другое время, и уходите.
После этого подумайте о том, что вы узнали из этого опыта. Попробуйте подумать о том, как вы могли бы обсудить подобный сценарий в будущем.
Обучение детей напористости
Напористый ребенок с большей вероятностью будет надлежащим образом отстаивать свои права и с меньшей вероятностью подвергнется травле. Родители могут научить своих детей действовать уверенно.
Возможные варианты:
- Сами ведите себя уверенно, чтобы ваш ребенок учился на собственном примере.
- Объясните разницу между напористостью, агрессией и пассивностью.
- Разыграйте с ними типичные сценарии, чтобы они могли попрактиковаться в напористости.
- Обратите внимание, когда они ведут себя уверенно, и делайте им комплименты.
Где получить помощь
- Ваш врач общей практики
- Ваш местный общественный центр – для краткосрочных курсов или семинаров
- Отношения Австралия (Виктория)Внешняя ссылка Тел. 1300 364 277
- 10 советов по отношениям, которые помогут стать более напористым , Отношения Австралия, Виктория.
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена к:
Что такое напористое поведение? | Лучшие врачи
Возврат
Доктор Матина Сотрилли — Психология
Что такое напористость?Уверенность определяется как способность выражать себя открыто, спокойно и прямо, при этом уважая других. Это качество считается важным в повседневной жизни, в отношениях на работе, в семье и с друзьями. Напористость — это золотая середина в общении между пассивным и агрессивным стилями.
Многие неправильно понимают значение напористости и принимают его за агрессию или чрезмерное доминирование . На самом деле напористость является положительной характеристикой, которая позволяет человеку четко выражать свои потребности, границы и мнения, минимизируя конфликтность и сохраняя уважение к другим.
Что такое напористость?
Черты уверенности в себе можно описать следующими утверждениями:
- Вы уверены в себе.
- Вы чувствуете себя вправе быть тем, кто вы есть.
- Ты выражаешься спокойно и ясно.
- Вы считаете себя ценным, как и ваше время.
Напористые люди не боятся отстаивать свою точку зрения, цели или поощрять других видеть свою точку зрения. Напористость часто связана с более высокой самооценкой и уверенностью. Это качество, которому можно научиться.
Почему настойчивость является ценным качеством?
Настойчивость может помочь вам контролировать гнев , стресс , а также улучшать навыки преодоления трудностей. Важно распознать и научиться напористому поведению и общению, так как без напористости люди могут позволить другим нарушать их границы. Поскольку концепция уверенного общения основана на взаимное уважение и дипломатия, она может помочь людям эффективно решать сложные проблемы или периоды перемен во всех типах отношений.
Как отсутствие уверенности в себе может повлиять на настроение человека?
Люди, которые не напористы, могут страдать от неуверенности в себе или низкой самооценки, и им может быть очень трудно говорить или ясно выражать свои мысли. Чувство, что другие люди не понимают вас или могут посмеяться над вами, может привести к плохое настроение и чувства напряженность , тревога и раздражительность .
Какие признаки указывают на отсутствие уверенности в себе?
Различные факторы могут свидетельствовать о том, что человек обладает низкой напористостью, в том числе:
- плохая плавность речи при разговоре
- заикание
- низкая самооценка
- чрезмерно беспокоиться о мнении других людей
- чувство неполноценности
- тревога
- разочарование
- чувствительность к критике
- незащищенность
Эти характеристики могут вызвать или усугубить низкую самооценку и самооценку.
Каковы причины отсутствия уверенности в себе?
Хотя некоторые люди считают, что отсутствие уверенности в себе связано с личностными чертами, с которыми мы рождаемся и которые не можем изменить, многие оспаривают это и вместо этого думают , что недостаток уверенности в себе проистекает из усвоенного поведения. Это указывает на то, что люди, страдающие недостатком уверенности в себе, могут «разучиться» с этими поведенческими паттернами и переучивать себя, чтобы общаться более эффективно 9.0147 и улучшают свою самооценку .
Возможные события, которые могут привести к принятию пассивных, не напористых черт, могут включать:
- часто наказываются в детстве
- не ценит положительные отзывы
- стрессовых жизненных событий
- страдает от беспокойства, низкой уверенности в себе и низкой самооценки
- усвоенное поведение
- нездоровые отношения, в которых ваш голос «замалчивается» или ваши потребности и мнения постоянно игнорируются
- чувствует себя «застывшим» от беспокойства и не может ответить
- не зная или пренебрегая своими правами
- шаблонов иррациональных мыслей
Могут ли люди, страдающие от недостатка уверенности в себе, улучшить это?
Вполне возможно улучшить вашу способность сообщать о своих потребностях и мнениях, работая над настойчивостью.