Откуда берётся тревога? — полезные статьи от Центра когнитивной психологии во Владивостоке
Блог14.06.2021
Из этой статьи вы узнаете: откуда берётся страх; почему нельзя избегать того, что тебя пугает; а также главный принцип, который поможет избавиться от фобий и тревожных состояний.
Возьмём простой пример: человек боится собак. И хочет избавиться от своей фобии.
⠀
Ранее мы уже говорили об автоматических мыслях. Разберём подробнее, как они возникают.
⠀
Реакции человека можно разделить на два типа: безусловные рефлексы и условные.
⠀
Безусловные – те, которые заложены природой.
Условные – те, которые выработались в течение жизни.
⠀
Сейчас – немного теории. Но она очень важна для понимания, постарайтесь вникнуть 🙂
⠀
Наверняка, все помнят про собаку Павлова (опять эти собаки, никуда от них не деться🙈).
⠀
Павлов поставил эксперимент:
Сначала собаке просто давали еду. У неё начиналось слюноотделение, вырабатывался желудочный сок. Это – безусловный рефлекс.
⠀
Потом, вместе с едой, начинал звонить звонок. То есть к безусловному раздражителю (еда) добавили условный (звонок).
⠀
Так продолжалось некоторое время. Собаку кормили под звонок, она радостно пускала слюни и виляла хвостом.
⠀
А потом еду убрали. И оставили только звонок.
Но при этом реакция собаки – слюноотделение и выработка желудочного сока – осталась. Хотя еды нет, и пользы от этого никакой.
⠀
То есть — выработался условный рефлекс.
⠀
Многие неврозы возникают по такому же принципу. (Еды) угрозы уже давно нет, а (слюни текут) страх остался.
⠀
Чтобы побороть страх, избавиться от тревоги – нужно избавиться от условного рефлекса.
⠀
Важная особенность условного рефлекса – в том, что он постепенно угасает. То есть, если просто звонить в звонок, через какое-то время собака перестанет реагировать.
⠀
Казалось бы – вот он, ключ к тому, чтобы избавиться от тревоги. Вроде как «время лечит». Покусала тебя собака, ты стал бояться, но если не попадать в такие же ситуации снова – страх должен пройти.
⠀
Звучит логично. Но здесь есть одно «но»…
Психотерапевты заметили, что с человеком так почему-то не получается.
⠀
То есть – в данном конкретном примере – боязнь собак не проходит, а иногда даже становится сильнее. Из года в год фобия в человеке только крепнет.
⠀
Почему так происходит?
⠀
Ответ дал Морер в 1947 году, когда описал теорию двухфакторного страха.
Он выяснил, что условный рефлекс поддерживается стратегией избегания.
⠀
Всякий раз, когда человек, вместо того, чтобы пойти через парк, вспоминает, что там напала собака и обходит это место стороной – он поддерживает страх. Напоминает системе тревоги, что «это — опасно».
⠀
И не обязательно избегать конкретно этого парка. А вообще избегать любых встреч с собаками.
⠀
Получается, человек сам для себя решил: «я боюсь собак». И тащит этот страх через всю свою жизнь.
⠀
Итак, страх формируется в два этапа:
⠀
1️⃣ Определённая ситуация приводит к формированию страха (укусила собака – боюсь всех собак).
⠀
2️⃣ Поведение избегания поддерживает выученную реакцию (избегаю всех собак, страх подкрепляется).
⠀
Как избавиться от страха?
⠀
Ответ очевиден – идти через парк.
⠀
Наша задача – убрать поддержку условного рефлекса. Перестать реагировать на собаку. Идти туда, где собаки могут быть, как будто мы их не боимся.
⠀
И очень быстро происходит вот эта волшебная штука – условный рефлекс угасает, и человек через какое-то время понимает, что страха уже нет.
⠀
В терапии есть два способа, которыми можно «провести человека через парк». Один – прямо скажем «хардкорный», второй – более комфортный для человека.
⠀
Об этом расскажем в следующей статье.
Социальная тревожность: симптомы, лечение
Подробнее
Тревожное расстройство: лечение, терапия
Подробнее
Тревога о здоровье
Подробнее
Биологическое значение безусловных и условных рефлексов
Билет № 10
1. Автотрофное питание. Фотосинтез, его значение.
Автотрофное питание, когда организм сам синтезирует органические вещества из неорганических, включает фотосинтез и хемосинтез (у некоторых бактерий).
Фотосинтез протекает у растений, цианобактерий. Фотосинтез — это образование органических веществ из углекислого газа и воды, на свету, с выделением кислорода. У высших растений фотосинтез происходит в хлоропластах — пластидах овальной формы, содержащих хлорофилл, который определяет окраску зеленых частей растения. У водорослей хлорофилл содержится в хроматофорах, имеющих различную форму. У бурых и красных водорослей, обитающих на значительной глубине, куда затруднен доступ солнечного света, имеются другие пигменты.
Фотосинтез обеспечивает органическим веществом не только растения, но и животных, которые ими питаются. То есть является источником пищи для всего живого на планете.
Выделяющийся при фотосинтезе кислород, поступает в атмосферу. В верхних слоях атмосферы из кислорода образуется озон. Озоновый экран защищает поверхность Земли от жесткого ультрафиолетового излучения, что сделало возможным выход живых организмов на сушу.
Кислород необходим для дыхания растений и животных. При окислении глюкозы с участием кислорода в митохондриях запасается почти в 20 раз больше энергии, чем в его отсутствие. Что делает использование пищи гораздо более эффективным, привело к высокому уровню обмена веществ у птиц и млекопитающих.
Все это позволяет говорить о планетарной роли фотосинтеза и необходимости охраны лесов, которые называют «легкими нашей планеты».
2. Характеристика царства животных. Роль животных в природе. Среди готовых микропрепаратов простейших найдите эвглену зеленую. Объясните, почему эвглену зеленую ботаники относят к растениям, а зоологи — к животным.
К царству животных относятся гетеротрофные организмы, являющиеся фаготрофами, т. е. поглощающие пищу более или менее крупными частями, «кусочками». В отличие от грибов, которые всасывают питательные вещества в виде растворов (осмотрофы).
Для животных характерна подвижность, хотя некоторые кишечнополостные во взрослом состоянии ведут оседлый образ жизни. Также у большинства животных имеется нервная система, обеспечивающая ответную реакцию на раздражения.
Животные могут быть растительноядными, плотоядными (хищники, падальщики) и всеядными.
Свиристели на ветке рябиныВ природе животные являются консументами, потребляют готовое органическое вещество и значительно ускоряют круговорот веществ в экосистемах и биосфере в целом. Животные способствуют процветанию многих видов растений, являясь опылителями, распространяя семена, разрыхляя почву, обогащая ее экскрементами. Морским животным, обладающим известковым скелетом, мы обязаны образованием запасов мела, известняка, способствующих постоянной концентрации углекислого газа в атмосфере.
Эвглена зеленая, одноклеточное живое существо, занимает промежуточное положение в систематике, обладая особенностями, присущими разным царствам. Она имеет хлоропласты и на свету питается с помощью фотосинтеза. При наличии в воде растворенных органических веществ, особенно в темноте, она их поглощает, переходя на гетеротрофное питание. Наличие жгутика обеспечивает подвижность, что также роднит ее с животными.
3. Объясните биологическое значение безусловных и условных рефлексов. Составьте схему рефлекторной дуги (безусловного рефлекса) и объясните, из каких частей она состоит. Приведите примеры безусловных рефлексов человека.
Учение о рефлексах связано с трудами отечественного физиолога Ивана Михайловича Сеченова.
Рефлексом называют ответную реакцию организма на раздражение, осуществляемую при участии нервной системы. Рефлексы бывают безусловные — врожденные и условные — приобретенные в течение жизни.
Безусловные рефлексы обеспечивают выживание организма и вида в постоянных условиях среды и на ранних этапах жизни. К ним относятся защитные (мигание при попадании соринки в глаз), ориентировочные (изучение окружающего мира), пищевые (сосание у детей, выработка слюны). Инстинкты тоже носят врожденный характер, их иногда рассматривают как сложную последовательность безусловных рефлексов. Важнейшим инстинктом является продолжение рода.
Для приспособления к новым условиям служат условные рефлексы. Они образуются при наличии определенных условий и обеспечивают наилучшую ответную реакцию. Примером условного рефлекса является прилет птиц к знакомой кормушке, распознавание съедобного и несъедобного (поначалу птенец клюет все подряд) , обучение собаки командам.
Рефлекторная дуга безусловного коленного рефлекса включает:
- рецептор — окончание чувствительного нейрона,
- нервные пути, по которым сигнал передается в центральную нервную систему — чувствительный нейрон, который передает сигнал в спинной мозг,
- исполнительный нейрон в передних корешках спинного мозга, передающий ответную команду,
- орган, производящий ответную реакцию, — мышца.
Большинство дуг других рефлексов включают дополнительно вставочные нейроны.
автор: Владимир Соколов
Условный ответ | в Главе 05: Обусловливание
Условная реакция
Теперь мы подходим к обозначениям элементов классического обусловливания. Эти термины студентам иногда трудно запомнить.
Лучший способ выучить эти термины — обратить внимание на то, что они означают . Например, представьте, что условное означает обусловленное обучением или зависящее от предыдущего опыта .
Павлов с маркировкой сигнал , возникающий перед биологически значимым событием условный раздражитель (УС). Его способность вызывать слюноотделение носит условный характер, то есть «зависит от условий». Другими словами, условный раздражитель , а не автоматически вызывает слюноотделение у необученной собаки.
Еще один способ запомнить, что означает CS, — подумать о слове CUES. Условный раздражитель — это то, что вызывает условную реакцию . Павлов подал звуковой сигнал (КС) перед тем, как дать собачьему мясному порошку.
Что означают сокращения CS и CR?
Как Павлов инициировал биологический рефлекс слюноотделения? Он всыпал мясной порошок в рот собаке.
Еще до обучения слюноотделение вызывается мясным порошком. Таким образом, этот ответ называется безусловным (не зависящим от особых условий обучения).
Мясной порошок называется безусловным раздражителем (США). Это стимул, который вызывает реакцию автоматически и безоговорочно.
Поскольку реакция слюноотделения на мясной порошок является врожденной и безусловной, она называется безусловной реакцией (UR). Каждый рефлекс, перечисленный на предыдущей странице (давление, коленный рефлекс и т. д.), состоит из безусловного стимула, который вызывает безусловную реакцию.
Почему используется слово «безусловный»?
Повторяю: классическое обусловливание происходит, когда сигнал (CS) ставится перед рефлексом. Во многих учебниках говорится, что CS «сопряжено» с UCS, но кондиционирование происходит быстрее, если CS идет немного 9.0009 до рефлекс.
Обусловливание происходит наиболее быстро, если сигнал поступает примерно за полсекунды до активации рефлекса, в случае таких движений, как отдергивание кончика пальца. При реакциях желез, таких как слюноотделение, кондиционирование происходит быстрее всего, если сигнал поступает примерно за две секунды до активации рефлекса.
В методике Павлова сигнал звучал до того, как мясной порошок впрыскивался собаке в рот. Затем собака предвосхитила мясной порошок, когда услышала тон. Поэтому слюнки до тонуса.
Заученный ответ на сигнал — это условный ответ (CR). Это зависит от предшествующего акта обучения, отсюда и название «условный». После обучения СР возникает в ответ на сигнальный или условный раздражитель (УС).
Безусловный ответ и условный ответ, очевидно, похожи друг на друга , но они не идентичны. У них разные причины (одна — реакция на биологически естественный раздражитель, другая — предвосхищающая реакция).
Они также встречаются с другой силой . Условная реакция обычно несколько слабее безусловного раздражителя.
Чем CR отличается от UCR?
У собаки выделяется меньше слюны на сигнал, чем на настоящую еду. Испытуемые Ватсона, вероятно, не так энергично отдергивали кончики пальцев, когда слышали звонок, по сравнению с тем, когда они действительно получали удар током.
Поэтому у них разные имена. Первоначальный рефлекторный ответ – это безусловный ответ. Выученная реакция является условной реакцией.
Из-за неправильного перевода ранних работ Павлова большинство психологов ссылаются на «условные реакции», а не на «условные реакции». Условное является правильным переводом русского слова условные (Фитцпатрик, 1990).
Какой неправильный перевод терминов Павлова произошел?
Слово условное также более значимо, чем условное . В классической схеме Павлова у собаки выделяется слюна из-за предыдущего опыта. Поэтому CR буквально обусловлен ассоциацией CS с рефлексом.
Слово обусловленное не имеет такого значения, если только не провести сравнение между условной реакцией и кондиционированием куска металла путем придания ему формы — метафора, которую Павлов не имел в виду.
Почему «условный», возможно, более значим, чем «условный»?
Сирил Фрэнкс, известный поведенческий терапевт, написал следующее в эссе под названием «Поведенческая терапия и ее павловские истоки»:
Павлов не доверял абсолютизму в любой его форме, и не случайно он употреблял в своих трудах термин «условный», а не «условный».
Его намерение состояло в том, чтобы передать по существу временный характер образовавшихся таким образом связей, связей, которым не хватало определенности и регулярности врожденных или «безусловных» рефлексов. Для Павлова … условный рефлекс был творческой, возникающей деятельностью организма, а не шаблонным или неизменным процессом. (Франкс, 1973)
Что Сирил Франкс сказал о взгляде Павлова на КО?
Франки, возможно, написали «Павлов не доверял абсолютизму в любой форме», чтобы опровергнуть широко распространенное мнение, что Павлов продался коммунистическому режиму после большевистской революции в 1917 году. Ленин, лидер русской революции, очень уважал Павлова, одного из величайших ученых своей страны.
Одобрение Ленина сделало павловскую психологию одобренной государством психологией Советского Союза. В течение многих лет российские психологи считали, что классическое обусловливание может объяснить большую часть человеческого поведения. Некоторые американские психологи так же относились к оперантному обусловливанию, о котором мы поговорим во второй половине главы.
Приобретение условной реакции
Приобретение — это процесс обучения в экспериментах на обусловливание. Приобретая, существо приобретает условный ответ.
Один лектор, Томас Ландауэр, в то время работавший в Bell Laboratories в Нью-Джерси, использовал простую технику, чтобы продемонстрировать приобретение условной реакции на большом вводном уроке по психологии. Читая лекции о Павлове, он периодически поднимал стартовый пистолет, кричал «СЕЙЧАС!» и выстрелил.
Обусловливание двигательной реакции типа прыжка происходит наиболее быстро, когда сигнал поступает примерно за полсекунды до активации рефлекса. Время Ландауэра было близко к оптимальному. Он крикнул «СЕЙЧАС!» примерно за полсекунды до создания громкого шума, который вызвал рефлекс испуга (заставил всех подпрыгнуть).
Как Ландауэр быстро установил классическую обусловленность в большой толпе?
Это было естественно что все подскочили в ответ на выстрел. Громкий шум является безусловным раздражителем (УС), который приводит к неусвоенной реакции вздрагивания (УР).
Еще пять раз в течение следующих 20 минут своей лекции о классическом обусловливании Ландауэр поднимал руку и кричал «СЕЙЧАС!» и выстрелил из пистолета. «СЕЙЧАС!» условный раздражитель (УС).
Тогда Ландауэр поднял руку и закричал: «СЕЙЧАС!» но ничего не сделал. Все прыгнули. Он подготовил всю толпу менее чем за полчаса.
Почему ученики прыгнули?
Почему это произошло? Суть классического кондиционирования заключается в том, чтобы поставить сигнал перед 9.0009 рефлекс , чтобы организм мог получить «скачок» или фору в рефлексе.
Помните, мы описывали классическую обусловленность как примитивную форму предсказания . Студенты Ландауэра давали упреждающую реакцию .
Услышав «СЕЙЧАС!» пять раз, за которыми сразу же последовал выстрел, их нервная система узнала прогностическую связь между звуком и шумом. Когда они снова услышали сигнал, они отреагировали (подпрыгнули).
Конечно, это было просто предсказание. Они не собирались прыгать. Они просто сделали это. Классическое обусловливание не требует сознательного намерения.
Кривая приобретения
Приобретение условного ответа часто происходит всего за несколько попыток или повторений пары CS-рефлекс. Пример Ландауэра показывает это.
Ландауэру стоило только крикнуть «СЕЙЧАС!» и выстрелить из пистолета пять раз, пока все не запрыгали на слово «СЕЙЧАС!» Опыты с животными показывают то же самое: условная реакция вырабатывается быстро.
Типичная кривая приобретения, включающая 15 попыток
На рисунке показана кривая обучения . По оси Y отложено количество слюны, выделяемой во время каждой тренировки.
Обратите внимание, что в 7-м испытании есть признаки обусловливания. (Каждая проба — это одно сопряжение сигнала с активацией рефлекса.)
Как быстро можно выучить условную реакцию?
В отличие от многих сглаженных диаграмм в учебниках, этот конкретный пример демонстрирует реальную изменчивость. Он идет вверх и вниз, а не только вверх.
Какая «реальная изменчивость» показана на кривой?
Кондиционирование не всегда протекает гладко от отсутствия реакции до большой реакции, и во время тренировки могут быть неудачи, когда организм не реагирует так сильно, как раньше.
Угашение и спонтанное восстановление
Классически условный ответ можно устранить или погасить путем устранения прогностической связи между сигналом и рефлексом. Это достигается путем подачи сигнала (CS) при предотвращении рефлекса.
Как предотвратить возникновение рефлекса? Один из методов заключается в активации поведения, несовместимого с рефлексом. Например, кошка будет бояться коробки, в которой ее ударит током. Позже кошке можно дать «терапию», покормив ее в коробке.
Кормление предотвращает реакцию тревоги. Так кошка теряет страх перед коробкой.
Это открытие привело к созданию терапии под названием десенсибилизация, предназначенной для устранения страхов и фобий. Десенсибилизация прошла очень успешно. Это положило начало поведенческой терапии как дисциплине.
Если CS происходит много раз, но рефлекс никогда не активируется, организм узнает, что сигнал больше не имеет того же значения, что и до . Сигнал уже не предсказывает активацию рефлекса, и условная реакция исчезает. Этот общий процесс называется вымиранием .
Ландауэр продемонстрировал вымирание в своей лекции. После установления условной реакции (студенты подпрыгивали, когда он сказал «СЕЙЧАС!») он гасил ее. Периодически он высовывал руку и кричал: «СЕЙЧАС!» без стрельбы из стартового пистолета .
Сначала люди продолжали прыгать. Однако, когда он повторил действие, крича «СЕЙЧАС!» каждые несколько минут без стрельбы из стартового пистолета реакция ослабевала.
В итоге никто не прыгнул. Повторно подавая сигнал без выстрела из пистолета, он устранил прогностическую связь между условным стимулом («СЕЙЧАС!») и CR или условной реакцией (прыжок). Вскоре условного ответа не последовало. Вымирание произошло.
Как погасить классическую условную реакцию?
По прошествии времени после угасания классически обусловленная реакция обычно немного восстанавливается и возвращается. Это восстановление происходит спонтанно (без какой-либо дополнительной подготовки), поэтому оно называется спонтанным восстановлением .
Что такое спонтанное выздоровление?
После того, как Ландауэр впервые погасил реакцию испуга, он читал лекцию на другую тему в течение 20 минут. Затем, без предупреждения, он поднял руку в воздух и закричал: «СЕЙЧАС!» (все еще не стреляя из пистолета).
Большая часть толпы снова подпрыгнула. Ландауэр продемонстрировал спонтанное выздоровление.
Спонтанное восстановление после первого периода угашения
Для того, чтобы полностью погасить классически обусловленную реакцию, нужно пройти процедуру угашения повторно. Спонтанное восстановление гасится каждый раз, когда оно происходит.
Кстати, эта диаграмма идеализирована: нереально сглажена. Подлинная запись поведения никогда не будет такой чистой и простой.
Как полностью погасить CR?
Для животного спонтанное выздоровление похоже на проверку гипотезы о том, что прогностическая взаимосвязь вернется. Ни один морской слизень не стал бы использовать такие точные слова, но на самом деле спонтанное восстановление позволяет животным не отказываться от предсказательных отношений слишком рано.
Это было бы адаптивной тенденцией, если бы (например) условная реакция, связанная с кормлением, не работала в течение одного дня. Вместо того, чтобы отказываться от ранее полученных знаний (связывая запах с источником пищи), животные снова реагируют на сигнал на следующий день.
Это спонтанное выздоровление. Может быть, предсказательные отношения вернутся, и если да, то спонтанное восстановление позволит животному воспользоваться преимуществом.
Павловское обусловливание: «Это не то, что вы думаете»
Роберт А. Рескорла из Университета Пенсильвании был, вероятно, самым влиятельным исследователем классического обусловливания в конце 20-го века. В 1988 году он написал статью American Psychologist под названием «Павловское обусловливание: это не то, что вы думаете».
Рескорла пожаловался, что психологи проигнорировали достижения в классических исследованиях обусловливания, произошедшие за предыдущие 20 лет. Рескорла процитировал устаревшее описание классического обусловливания во вводном учебнике по психологии.
[Цитата из учебника] «Основной операцией в обусловливании является соединение двух раздражителей. Один, первоначально нейтральный в том смысле, что он не вызывает никакой реакции, называется условным раздражителем ( С S) ; другой, который тот, который постоянно вызывает реакцию, называется безусловный раздражитель (УЗ) .
Реакция, вызываемая безусловным раздражителем, представляет собой безусловную реакцию (УР) . В результате сочетания условного раздражителя (УС) и безусловного раздражителя (БС) появляется реакция на ранее нейтральный условный раздражитель. Тогда это называется условной реакцией (CR) ». появиться в 1988, когда Рескорла написал свою статью, несмотря на «произошедшие кардинальные концептуальные изменения».
На самом деле, классическое обусловливание все еще типично описано во многих учебниках, даже спустя 30 лет. Что не так со старомодным описанием обусловленности? Рескорла привел эти проблемы:
1. В описании учебника подчеркивалась смежность [близость во времени] условного раздражителя и безусловного раздражителя, в то время как современные исследования подчеркивают информативный или предсказательный характер условного раздражителя.
2. Описание в учебнике создавало впечатление, что любые два раздражителя могут быть связаны как условный раздражитель и безусловный раздражитель. Современные исследования показали, что некоторые стимулы гораздо легче связать с определенной биологической реакцией, чем другие.
3. Согласно описанию в старом учебнике, кондиционирование было медленным и постепенным , требующим множества повторений или проб. Рескорла писал: «Хотя кондиционирование иногда может быть медленным, на самом деле большинство современных препаратов для кондиционирования обычно демонстрируют быстрое обучение», требующее от 1 до 8 попыток.
Какие, по мнению Рескорла, проблемы со многими описаниями классического обусловливания в учебниках?
Rescorla также хотел изменить образ классической обусловленности. Он сказал, что его профессора еще в 60-х создавали впечатление, что классическое обусловливание было «полным плевком и подергиванием», потому что известные эксперименты основывались на слюноотделении, моргании глаз и отдергивании пальцев.
Рескорла отметил, что классическая кондиция в современную эпоху имеет отношение к гораздо большему, чем плевки и подергивания. Классическое обусловливание «тесно вовлечено в контроль центральных психологических процессов, таких как эмоции и мотивация».
Следующий раздел главы содержит множество примеров, подтверждающих аргументы Рескорлы. Теперь известно, что классическое обусловливание связано с иммунной системой, сексуальным ожиданием, толерантностью к наркотикам и многим другим.
———————
Ссылки:
Fitzpatrick, S. (1990). Русские о психике: Обзор. Наука, 248 , 881-883.
Франкс, CM (1966). Клиническое применение кондиционирования и других поведенческих методов: концептуальные и профессиональные соображения. Условный рефлекс: Павловский журнал исследований и терапии, 1 , 36–50.
Рескорла, Р. А. (1988). Павловское обусловливание: это не то, что вы думаете. Американский психолог, 43, 151-160.
Предыдущая страница | Верх страницы | Содержание главы | Следующая страница
Напишите доктору Дьюи по адресу psywww@gmail. com.
Не видите, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте. Выполните поиск Google по конкретному сайту, используя поле ниже.
Copyright © 2007-2018 Russ Dewey
Поведенческие принципы: классическое обусловливание | Джерри Мертенс
A. ПРОБЛЕМЫ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Рекламные объявления, одобренные врачами, звездами спорта, знаменитостями, «экономными образцами для подражания», сексуальными объектами, мужчинами-мачо и т. д. — все используют классическое обусловливание.
B. ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
На рубеже веков физиолог Иван Патрович Павлов (1849-1936) заметил, что при определенных обстоятельствах у животного выделяется слюна до того, как пища достигает его рта. Павлов наблюдал это, проводя исследования пищеварения. Более ранние исследования пищеварения Павлова (1903) получил Нобелевскую премию. Он обнаружил, что даже простое присутствие человека, принесшего еду, вызывает слюноотделение. Это побудило Павлова предпринять экспериментальное исследование этого отношения парных раздражителей.
Эталонным экспериментом по классическому обусловливанию является исследование Павловым условного слюноотделения собак. Чтобы сделать возможной регистрацию величины слюноотделительной реакции, собаку предварительно оперировали таким образом, чтобы слюна вытекала через отверстие на внешней стороне щеки. Небольшая стеклянная воронка была плотно приклеена к отверстию для сбора слюны, которую можно было измерить с точностью до одной десятой капли с помощью подходящих устройств. Собаку обучали спокойно стоять в свободной шлейке на столе в комнате, изолированной от любых отвлекающих шумов или вибраций. Экспериментатор занимал соседнюю комнату, наблюдал за собакой через маленькое окошко и предъявлял раздражители с помощью механических приспособлений. Бьют в камертон и через 7 с после начала действия этого условного раздражителя в пределах досягаемости рта собаки подносят небольшое отмеренное количество сухого порошкообразного корма.
Классическое обусловливание представляет собой процедуру замены стимула. Иногда его называют обусловливанием респондента или павловским обусловливанием.
В-1. В условном опыте, описанном Павловым, условный раздражитель представлял собой ______.
Ответ. (ТОН)
Парадигма эксперимента Павлова
Мясной порошок——->Слюноотделение
UCS UCR
Тон———>Слюноотделение
CS CR
Q-2. Павлов заинтересовался кондиционированием, когда наблюдал за лабораторными собаками
A. выделяющими слюну при звуке зуммера
B. выделяющими слюну до того, как пища оказывается у них во рту
C. не переваривают пищу.
Ответ. (Б)
Q-3. Павлов получил Нобелевскую премию за работу по
A. пищеварительной системе
B. мозгу
C. кондиционированию
Ответ. (А)
Q-4. В классическом обусловливании должна быть безусловная реакция (БКР) на безусловный раздражитель (БСК), прежде чем животное сможет усвоить (n) ______ на условный раздражитель.
A. условная реакция (CR)
B. безусловная реакция (UCR)
C. условный раздражитель (CS)
D. Безусловный раздражитель (UCS)
Ответ. (А)
Q-5. Вызов реакции на новый стимул, который первоначально не вызывал его, называется обусловливанием.
Ответ. (КЛАССИЧЕСКИЙ или РЕСПОНДЕНТ)
Q-6. Классический условный ответ не может быть приобретен, если уже не существует регулярной связи между безусловным раздражителем и безусловным ответом.
A. Верно
B. Неверно
Ответ. (А)
Q-7. Существенной особенностью классического обусловливания является
A. безусловный раздражитель, вызывающий безусловную реакцию
B. условный раздражитель, который первоначально не вызывает безусловную реакцию
C. парное предъявление условной и безусловной реакции
Ответ. (А)
Q-8. В классических исследованиях обусловливания «безусловный раздражитель»
B. становится условным раздражителем
C. вызывает оперантную реакцию
Ответ. (А)
В-9. Какое из следующих утверждений характерно для безусловного раздражителя?
A. Вызывает условную реакцию
B. Это результат обучения
C. Вызывает реакцию без обучения
Ответ. (С)
Q-10. Что из нижеперечисленного можно отнести к безусловным реакциям?
A. слюноотделение на звуки из кухни
B. отдергивание ноги до шока
c. вывод ноги на зуммер
Ответ. (Б)
Q-11. Собака поднимает лапу в ответ на звон колокольчика.
Звонок в этом случае будет (11) ______, потому что ответ был результатом предыдущего (12) ______.
11. 12.
A. UCS A. Цепочка
B. UCR C. исчезновение
D. CR
Ответ. (С) (Б)
Q-13. Классическое обусловливание возникает, когда
A. угасает безусловная реакция
B. угасает условная реакция
C. условный раздражитель сочетается с безусловным раздражителем.
Ответ. (С)
Q-14. В классическом обусловливании
A. в противном случае неэффективный стимул становится стимулом, который может вызвать ответ
в сочетании с безусловным стимулом
B. каждый ответ вознаграждается
C. UCS предъявляется перед ответом CS
. (А)
Q-15. Ранее нейтральное событие, которое вызывает реакцию, называется ______.
Ответ. (УСЛОВНЫЙ СТИМУЛ)
Q-16. У собаки выделяется слюна при виде коробки из-под собачьего печенья. Коробка стала (n)
A. безусловный раздражитель
C. условный раздражитель
D. условная реакция
Ответ. (С)
Q-17. Собака учится выделять слюну на свет. Свет является ______ раздражителем.
Ответ. (КОНДИЦИОНЕР)
Q-18. Актер/актриса учится плакать по репликам в пьесе, репетируя с луковым соком каждый раз, когда она/он должны проливать слезы. Что такое условный раздражитель?
A. слезы
B. луковый сок
C. реплика сценария
Ответ. (С)
Q-19. Что касается предыдущего вопроса, какой будет безусловная реакция?
A. Проливать слезы на луковый сок
B. Проливать слезы на реплику в сценарии
C. Суфлер дает реплику в сценарии
Ответ. (А)
Q-20. Примером какого раздражителя является камертон в опыте Павлова?
Ответ. (КОНДИЦИОНЕР)
Q-21. Стимул, который вы используете в качестве замещающего стимула в классическом обусловливании, называется 9.0163 A. CS
B. UCS
C. SD
Ответ. (А)
Q-22. При классическом обусловливании вы можете
A. обусловливать новую реакцию
B. никогда не обусловливать новую реакцию, а только менять стимул
C. не обусловливать новые стимулы, а только изменять реакцию
Ответ. (Б)
Q-23. Обучение посредством классического обусловливания является синонимом
A. замены стимула
B. инструментального обусловливания
C. оперантного обусловливания
Ответ. (А)
В-24. При классическом обусловливании условная реакция является
A. результатом выработки условной реакции безусловным раздражителем
B. произведенным хирургическим путем
C. результатом сочетания условного раздражителя и безусловного раздражителя
Ответ. (С)
Q-25. Когда условный раздражитель сочетается с безусловным несколько раз, экспериментатор получает его, когда предъявляет _________.
А. КР
B. UCS
C. UCR
Ответ. (А)
Q-26. Прежде чем приступить к эксперименту с классическим обусловливанием, экспериментатор должен убедиться, что условный раздражитель
А. вызывает реакцию
Б. изначально не способен спонтанно вызвать реакцию, подлежащую обусловливанию.
Ответ. (B)
Q-27 В Респонденте или Классическом обучении вы должны сначала ______.
A. покормить собаку
B. установить обобщение реакции
C. установить, что условный раздражитель нейтрален
Ответ. (C)
Временное соотношение, которое необходимо контролировать для обеспечения эффективного обусловливания респондента, представляет собой интервал времени между стимулами CS (условный стимул) и UCS (безусловный стимул). Павлов утверждал, что 1/2 минуты или меньше не имеют существенного значения. Однако недавние данные показывают, что примерно 1/2 секунды является лучшим интервалом для кондиционирования.
Q-28. Условный рефлекс возникает, когда животное
A. выделяет слюну во время еды
B. выделяется слюна при виде еды
C. не выделяется слюна при приеме пищи
D. не выделяется слюна при виде еды
Ответ. (Б)
Q-29. Для того чтобы классическое обусловливание легко развивалось, какое из следующих временных соотношений должно поддерживаться?
A. CS менее чем за секунду до UCS
B. CS менее чем за секунду после UCS
C. CS за минуту или более до UCS
D. CS за минуту или более после UCS
Ответ. (A)
Наиболее быстрое классическое обусловливание происходит, когда UCS следует за CS примерно на (1/2) секунды.
В-30. Классическое обусловливание было установлено при наблюдении последовательности
A. CS-UCS
B. CS-UCR
C. CS-CR
D. CS-CS
Ответ. (С)
Q-31. В результате кондиционирования сокращается временной интервал между КС и ПР.
A. Верно
B. Неверно
Ответ. (А)
Q-32. Обычный порядок событий на ранней стадии классического обусловливания таков: 90–163 A. безусловный раздражитель — условный раздражитель — реакция 90–163 B. условный раздражитель — безусловный раздражитель — реакция
C. безусловный раздражитель-реакция-условный раздражитель
D. условный раздражитель-реакция-безусловный раздражитель
Ответ. (Б)
Q-33. Какое из следующих событий послужило бы для экспериментатора сигналом к тому, что обусловливание имело место?
A. UCS CS CR
B. CR CS UCS
C. CS UCS CR
D. CS CR
Ответ. (D)
Q-34. ______ можно определить как формирование ассоциации между условным раздражителем и реакцией посредством повторного предъявления условного раздражителя в контролируемых отношениях с безусловным раздражителем, который изначально вызывает эту реакцию.
A. Классическое обусловливание
B. Оперативное обусловливание
(A)
C. ПРИМЕНЕНИЯ:
, сильное отвращение для еды может привести. Использование лекарств, таких как эметин и апоморфин, является предполагаемым средством применения условно-рефлекторного лечения алкоголизма. Эметин и апоморфин — препараты, вызывающие тошноту. Если алкогольный напиток принять непосредственно перед появлением тошноты, также может образоваться условный рефлекс.
АПОМОРФИН, ЭМЕТИН ИЛИ СКОЛИН —————> ТОШНОТА UCR
АЛКОГОЛЬ (или сексуальный объект и т. д.) ———-> ТОШНОТА
CS CR
Этот метод оказался эффективным при лечении разнообразные проблемы; КС меняется на различные раздражители, связанные с проблемами.
2. Уменьшение страха:
Если можно вызвать сильную реакцию, несовместимую с тревогой, в присутствии вызывающего тревогу CS, несовместимые реакции будут привязаны к этим стимулам и тем самым ослабят или устранят реакцию тревоги. Пример этого метода был описан Джонсом при лечении Питера, мальчика, который боялся животных и пушистых предметов. Поднося кролика все ближе и ближе, пока ребенок ел, несовместимая реакция, страх, отпадала.
Игра детей и поедание конфет
————————> РЕАКЦИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЕ UCR
СТРАХ, Объект ————————> РЕАКЦИЯ РАССЛАБЛЕНИЯ
CS CR
(КС представлена в иерархическом порядке.)
3. Анестезия в одной руке:
Анестезия в истерической перчатке в одной руке лечилась путем применения шока к нормальной руке в качестве UCS для отдергивания пальца. Им предшествовал удар током по руке анестезии. Постепенно человек мог видеть ЦР, и постепенно возвращалась чувствительность. Затем процесс кондиционирования был обратным: CS очень слабого удара применялся к нормальной руке, а затем UCS сильного удара к парализованной руке. Возникли условные реакции отдергивания.
ШОК —————> ОТСУТСТВИЕ ПАЛЬЦА
UCS UCR
ШОК
ПАРАЛИЗОВАЯ РУКА ————–> ОТСУТСТВИЕ ПАЛЬЦА
CS CR
(см. Hilgard, and Marquis, 1956) a Horse:
Следующая история была взята из проповедей Жака ид Витри, кардинала-епископа Тускулумина 1240 года. Рыцарь хотел использовать лошадь своего брата в турнирах. Любимое выражение (высокий оперантный уровень) брата было «О, Господи, приди на помощь». Поэтому он бил лошадь шпорами и в то же время выкрикивал любимое выражение своего брата. Лошадь была так приспособлена, что, когда брат рыцаря произносил свои любимые слова во время езды на лошади, лошадь неистово взбрыкивала. В конце концов, владелец сказал, что больше не может управлять своей лошадью, поэтому отдал лошадь своему брату.
ШПОРЫ ———————> ПРЫГАЮЩАЯ И ПРЫГАЮЩАЯ
UCS UCR
«О, Господи, приди на помощь!» ——–> Прыгать и прыгать
CS CR
5. Поешьте подальше от кошек:
пьесе Лопе де ла Вега «Капеллан Богородицы» указывало на то, что Лопе изучил Принципы классического обусловливания. В пьесе, написанной в 1615 году, монах описывает, как Ильледефонсо наказал его и заставил есть на полу вместе с кошками. Кошкам всегда удавалось украсть его еду, поэтому монах придумал способ научить кошек держаться подальше от его еды, пока он ел. Ночью монах сложил всех кошек в мешок и повесил его над аркой. Монах начал с того, что сначала кашлял, а затем бил кошек, пока они не завизжали и не завыли. Он следовал этой процедуре до тех пор, пока кошки не начинали визжать и прыгать, когда он только кашлял. Всякий раз, когда он после этого ел еду на полу, все, что монаху приходилось делать, когда проходили кошки, это кашлять.
ПОБЕДИТЬ КОШЕК —————> ВОСКАТЬ И ПРЫГАТЬ
UCS UCR
КАШЕЛЬ —————-> ВОСК И ПРЫЖОК
CS CR
6. Попугай:
Надевание чехла клетка, как правило, является успокаивающей техникой.
КЛЕТКА ДЛЯ ПОГРУЗОЧНЫХ ПОПУГАНЦЕВ –> МАЧАНИЕ КРЫЛА И ВИЗГ
UCS UCR
ПОКРЫТИЕ НА КЛЕТКЕ —————- ХЛОПАНИЕ КРЫЛЬЯМИ И ВИЗГ
CS CR
7. Плод: 9 0163 По-видимому, можно обусловить плод. Через определенное количество месяцев плод будет перемещаться внутри матери при постукивании по животу матери. При сочетании какого-либо звука с постукиванием по животу было обнаружено, что плод приучен к движению при предъявлении звука. Таким образом, сочетание звука с постукиванием классически обусловливает плод.
(см. работы Спелца, Липсита, Кроуэлла).
ВИБРАЦИЯ ——————> ДВИЖЕНИЕ
UCS UCR
ТОН ————————> ДВИЖЕНИЕ
CS CR
8. Horses That Run to Whoa:
In «лошадь и глючные дни», религиозные лидеры часто и подолгу навещали своих прихожан. Это означало, что детей отнимали от их лягушек, домиков на деревьях, курения за сараем и других полезных занятий (по крайней мере, для детей). Вместо этого они были одеты в свои лучшие воскресные наряды и, подобно некоторым нынешним студентам колледжей, становились пленниками скучных лекций. В субботу дети использовали этот метод контрконтроля в конюшне.
SPUR ———————> RUN
UCS CR
9. Реклама с использованием классического условного обозначения:
Положительный отклик, например
Хорошая сцена, секс-символ и т. д. ——-> «Это мило» и т. д.
UCS UCR
10. Остановить концерт:
Вкус лимона ——————> Морщинистая губа
UCS UCR
CS CR
11. Тест на симуляцию глухоты:
Шок ——————> Отдергивание пальца
UCS UCR
Тон или свет ————> Отдергивание пальца
CS CR
12. Мигание глаз:
Порыв воздуха ———————> Мигание глаз
UCS UCR
Light ———— ————> Eye Blink
CS CR
13 Неэффективная актриса:
Луковый сок ———————> Плач
UCS UCR
Script Cue ————————> Плач
CS CR
14. Препарат:
Инъекция подкожная ———> «Blue Heaven»
UCS UCR
Массаж тыльной поверхности
предплечья ———————-> «Голубое небо»
CS CR
15. Storm:
Thunder Fear ———————> Fear Responses
UCS UCR
CS CR
16. Сужение зрачка:
Визуальный свет ———> Сужение зрачка
UCS UCR
Слуховой звонок ————> Сужение зрачков
CS CR
D. ПОСЛЕДСТВИЯ:
1. Последствия классического обусловливания более высокого порядка:
Хаджинс (1933) показал, что зрачковый рефлекс у человека может быть обусловлен звуком колокольчика и что условная реакция второго порядка затем может быть установлена между звонок и произнесенная словесная команда «сжать». Наконец, произнесенная команда была обусловлена частым повторением про себя «сожми». По завершении этой сложной серии экспериментов по выработке условного рефлекса испытуемые Хаджинса могли сужать свои зрачки, просто говоря себе «сузить».
Первый порядок: Свет ————-> Зрачковый рефлекс
UCS UCR
Второй порядок: Звонок ————-> Зрачковый рефлекс
CS CR
Второй порядок: Звонок ————-> Зрачковый рефлекс
UCS UCR
Слово «Сужение» —————> Зрачковый рефлекс
CS CR
2. Пример высшего порядка с фетишем Артикул:
Первый заказ: Апоморфин ——> Тошнота
UCS UCR
Звонок —————> Тошнота
CS CR
Второй заказ: Звонок ————> Тошнота
CS CR
Фетиш-статья —– > Тошнота
CS CR
Третий заказ: статья о фетишах ——> aying Word) ——-> Тошнота
CS CR
3. Watson Modifying Fear:
Громкий шум ———-> Реакция на страх
UCS UCR
Животные ————-> Реакция на страх
CS CR
(см. Дж. Б. Уотсон и Розали Рейнер)
4. Значение:
Синий объект ———-> Сенсорная реакция
UCS ———–> Сенсорная реакция
CS CR
UCR
Слово «Горячий» ————> Снятие
CS CR
6. Cry для Врач:
Болезненные прививки ——-> Плач
UCS UCR
Доктор —————-> Плач
CS CR
7. Значение «Горячий» Радиатор:
Сенсорный Горячий Радиатор ———> Отвод
UCS UCR
CS CR
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОГО КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ:
Условная реакция (CR):
– Приобретенная реакция
– вызванная предъявлением
– условного раздражителя
Условный раздражитель (УС):
– Стимул, который приобрел свои вызывающие свойства
– посредством предшествующих сочетаний с другим стимулом
Респондентное обусловливание более высокого порядка:
– Установление условного раздражителя
– путем сочетания нейтрального раздражителя
– с уже сложившимся условным раздражителем мы.