Классификации социальных групп | Psylist.net
Социальная психология ↓
Psylist / top adaptive
В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:
1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;
Таблица 1. Основные различия между группами
Признак | Числен- ность | Контакт | Членство | Структура | Связи в процессе труда | Примеры |
Малая группа | Десятки человек | Личностный: знакомство друг с другом на личностном уровне | Реальное поведенчес- кое | Развитая внутренняя неформаль- ная | Непосред- ственные трудовые | Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры |
Средняя группа | Сотни человек | Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов | Функциональ- ное | Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры) | Трудовые, опосредован- ные официальной структурой организации | Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы |
Большая группа | Тысячи и миллионы человек | Отсутствие контакта | Условное социально-структурное | Отсутствие внутренней структуры | Трудовые, опосредован- ные социальной структурой общества | Этническая общность, социально-демографи ческая группа, профес- сиональная общность, политическая партия |
2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.
3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.
В табл. 1 представлены основные различия между малыми, с ними и большими группами.
Вторая классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например: этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде.
Третья классификация опирается на такой критерий, как структурная целостность группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы.
Таким образом, организация промышленного предприятия, фирмы, корпорации и т.д. – это средняя, вторичная, чаще всего долговременная группа. В социальной психологии установлено, что закономерности формирования и развития группы во многом определяются ее численностью, временем взаимодействия людей и структурно-функциональным единством. Рассмотрим социально-психологические особенности организации как средней группы.
Похожие материалы в разделе Социальная психология:
- Психофизиологический эффект
- Проблема качества социально-психологической информации
- Институты социализации
- Японская школа
- Социально-психологические факторы обеспечения успешного внедрения нововведений
- Подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала. Психологические особенности личности руководителя
- Сущность социально-психологического климата
- Подход к взаимодействию в концепции «символического интеракционизма»
- Особенности психологии социальных классов
- Изменение социальных установок
/**/
Социальные группы. Правила поведения в группе
Социальные группы — разберемся, что это такое. Общество можно рассматривать как самую большую социальную группу. Большинство больших социальных групп значительно меньше, чем общество. Общество также можно рассматривать как людей, которые взаимодействуют друг с другом, разделяя общие черты, относящиеся к культуре и территориальным границам.
Большие социальные группы демонстрируют некоторую степень социальной сплоченности и представляет собой нечто большее, чем просто собрание или совокупность людей.
Что такое социальная группа?
Большая социальная группа — это, прежде всего, высокочувствительный мыслительный аппарат, типичным проявлением которого является сам язык.
Кроме того, большая группа создает свой собственный язык с помощью метафоры, которая позволяет вкладу каждого из индивидуумов становиться групповым материалом.
В больших группах после переживания чувства беспомощности, разочарования и агрессивности и до достижения койнонии (соучастие, товарищество) происходит поиск единомышленника, того другого, с кем можно поделиться мнением или идентифицировать себя.
Задача большой группы — способствовать диалогу, который позволяет изучить культурные представления каждого участника. В этих группах цель состоит в том, чтобы научиться выражать мысли, поскольку они ограничены более рациональной сферой, чем небольшие группы, в которых чувства и эмоции являются главными действующими лицами.
В большой группе действует принцип смысла, отличный от принципов реальности и удовольствия (по Фрейду). Этот принцип, введенный Де Маре, определяется следующим образом: «он не будет направлять наше мышление или удовлетворение внутренних потребностей, ни к окончательному и объективному знанию внешней реальности. Оно будет развиваться по мере того, как мы научимся понимать себя как нечто большее, чем простые организмы, и сможем видеть себя членами сообщества. Принцип смысла проистекает непосредственно из диалога.»
Большая группа позволяет нам анализировать концепции, которые мы используем в повседневной жизни. Как правило, мы обращаемся с концепциями, считающимися универсальными, как если бы они имели универсальное значение (например, красота, разум, справедливость, истина и т.д.). А концепция каждого человека уникальна.
Виды больших групп
Признаки больших групп
Формы проявления психологии больших групп обширны, а психологические характеристики особенностей больших социальных групп включают в себя:
- История. У каждой группы есть прошлое, даже когда они встречаются впервые.
- Форма участия. Это относится к направлению существующих отношений внутри группы и степени участия членов в делах группы.
- Связь. Каждая группа имеет свои внутригрупповые и межгрупповые коммуникативные процессы, важно определить ее цели и уровни коммуникативной зрелости.
- Сплоченность. Это уровень единства, существующий в группе и обусловленный разными личными и профессиональными причинами.
- Атмосфера. Это набор эмоциональных и сентиментальных элементов, которые напрямую влияют на настроение группы и, следовательно, на ее производительность.
- Стандарты. Это набор правил, регулирующих отношения, существующие в группе.
- Социометрический паттерн. Это набор моделей дружбы и соперничества, которые существуют в группе и напрямую влияют на сплоченность.
- Структура и организация. Они представляют собой набор соглашений, установленных в нормах и ролях, и тех соглашений, которые возникли в результате взаимоотношений и сосуществования.
- Процедуры. Это средства, используемые для достижения целей, каждая группа имеет свой стиль и распорядок для выполнения процессов.
- Цели. Это цели, которые придают смысл группе. Есть краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, а также личные и общие.
- Роли. У каждого члена группы есть роль и определенная функция.
Чтобы совокупность людей считалась большой социальной группой, она должна обладать рядом основных признаков:
Правила поведения в группе
Социальные нормы или же нравы — это неписаные правила поведения, которые считаются приемлемыми или диктует большая группа или общество. Нормы служат для обеспечения порядка и предсказуемости поведения людей. В целом люди хотят одобрения, они хотят принадлежать, а те, кто не следует нормам, будут испытывать неодобрение или даже могут быть изгнаны из группы. Так мы поддерживаем функционирование общества не только с прямыми правилами, но и с ожиданиями. Когда люди знают, чего от них ждут, они склонны подчиняться. В то время как некоторые люди стремятся отличаться от других, большинство просто хотят быть частью группы.
Нормы могут меняться в зависимости от окружающей среды, ситуации и культуры, в которых они находятся, и поведение людей также изменится соответствующим образом. Социальные нормы также могут меняться или видоизменяться с течением времени.
Лидер и рядовые члены в группе
В социальной психологии считается, что часто большие социальные группы требуют какого-то руководства. В небольших первичных группах (семьях) руководство обычно бывает неформальным. В конце концов, большинство семей не голосуют зато, кто будет управлять группой, как и большинство групп друзей. Это не значит, что де-факто лидеры не появляются, но формальное лидерство встречается редко.
Во второстепенных группах лидерство обычно более открыто. Часто существуют четко очерченные роли и обязанности, которым необходимо следовать. Некоторые второстепенные группы, такие как армия, имеют четко структурированные и четко понимаемые цепочки командования, и от них зависят многие жизни. В конце концов, насколько хорошо могли солдаты действовать в бою, если бы они не знали, кого слушать или им отдавали приказы разные люди?
Другие второстепенные группы, такие как работа или учеба, также имеют официальных лидеров, но стили и функции лидерства могут значительно различаться.
Функция лидерства относится к основной цели или цели лидера. Лидеры подразделяются:
- Инструментальный лидер. Имявляется тот, кто является целенаправленным и в значительной степени связано с выполнения поставленных задач. Например: генерал армии или генеральный директор.
- Выразительный лидер. Они больше заботятся о повышении эмоциональной силы и здоровья, а также о том, чтобы люди чувствовали поддержку.
Существует давний стереотип, что мужчины — более эффективные лидеры, а женщины — более выразительные лидеры. Хотя гендерные роли изменились, даже сегодня многие женщины и мужчины, придерживающиеся противоположных гендерных взглядов, могут считаться девиантами и могут столкнуться с сопротивлением. Например: бывший госсекретарь США и кандидат в президенты Хиллари Клинтон представляет собой пример того, как общество реагирует на известную женщину, которая является инструментальным лидером.
В дополнение к этим функциям лидерства существует три различных стиля лидерства:
- Демократические лидерыпоощряют участие группы во всех процессах принятия решений. Эти лидеры усердно работают над достижением консенсуса, прежде чем выбрать курс действий и двигаться вперед. Этот тип лидера особенно распространен, например, в клубе, члены которого голосуют за то, какие действия или проекты им следует реализовать. Этих лидеров могут нравиться, но часто возникает проблема, заключающаяся в том, что работа будет продвигаться медленно, поскольку достижение консенсуса требует времени. Еще один риск состоит в том, что члены группы могут выбрать чью-то сторону и закрепиться в противоборствующих фракциях, вместо того чтобы прийти к решению.
- Невмешательский лидер (По-французски «оставь это в покое») — это невмешательство, позволяющее членам группы самоуправляться и принимать свои собственные решения. Примером такого лидера может быть учитель рисования, который открывает художественный шкаф, оставляет материалы на полках и говорит ученикам, чтобы они помогали себе и занимались искусством. Хотя этот стиль может хорошо работать с высокомотивированными и зрелыми участниками, у которых есть четкие цели и руководящие принципы, он рискует распадом группы и отсутствием прогресса.
- Авторитарные лидеры издают приказы и ставят задачи. Эти лидеры — явные инструментальные лидеры с сильным акцентом на достижении целей. Часто предприниматели попадают в эту форму, например, основатель Facebook Марк Цукерберг. Неудивительно, что такой тип лидеров рискует оттолкнуть рабочих. Однако бывают случаи, когда такой стиль лидерства может потребоваться.
В разных обстоятельствах каждый из этих стилей лидерства может быть эффективным и успешным.
Воздействие социальных групп на общество
Трудно точно определить, когда маленькая группа становится большой. Одним из шагов может быть ситуация, когда слишком много людей присоединяются к одновременному обсуждению. Другой может быть, когда группа присоединяется к другим группам как часть объединяющего их движения. Эти более крупные социальные группы могут находиться в одном географическом пространстве или они могут быть рассредоточены по всему миру. Чем больше социальная группа, тем больше внимания она может привлечь и тем большее давление могут оказать члены на достижение любой цели, которую они хотят достичь. Но в то же время, чем больше становится социальная группа, тем больше возрастает риск разделения и отсутствия сплоченности.
Примеры
Примеры больших социальных групп можно найти по всему миру:
- Мексика
В Мексике есть важное коренное население, представляющее собой большую социальную группу, которая разделяет общие аспекты, такие, как: культура, история и язык. Или пример коренных жителей высокогорья Чьяпаса, которые организовались ради религиозных целей и создали Организацию Евангелических народов высокогорья Чьяпаса.
- Аргентина
Как хорошо известно, в Аргентине большое присутствие итальянской культуры из-за итальянской иммиграции, которая имела место в этой стране. Поэтому неудивительно, что в этой стране существует большая итальянская община, которая организовала такие группы, как Федерация итальянских ассоциаций. Среди мероприятий, проводимых этой группой, можно упомянуть прославление традиций и обычаев Италии в культурных и общественных мероприятиях.
- Испания
Футбол — это спорт, который пользуется огромной популярностью в Испании. Таким образом, спортивные клубы были созданы как свободные и частные ассоциации, чтобы разделить страсть и интерес к этому виду спорта. Так обстоит дело, в частности, с клубами Мадрида, Севильи и Барселоны.
Благодаря этим группам возникает социальная сплоченность, которая является серией взаимоотношений, общих убеждений и ценностей, а также конкретных мыслей, которые побуждают их членов, отождествлять себя с остальными.
Сколько составляет «большая» группа? Интерпретация неоднозначных количественных утверждений
Могут ли новости помочь вам изучить статистику? В этой серии исследований мы просим людей читать, смотреть или слушать разные версии новостного сообщения, которые содержат числа, визуализации или и то, и другое. Затем мы задаем им ряд вопросов о достоверности этого новостного сообщения и некоторых выводах, которые они делают из этой презентации. Это две зависимые переменные, общие для всех наших исследований. Кроме того, мы просим людей оценить актуальность темы рассказа в четырех постоянно расширяющихся социальных масштабах: я, мои близкие родственники и друзья, люди, живущие рядом со мной, и общество в целом. Для получения подробной информации о цифрах в новостях и гипотетической модели, лежащей в основе этого исследования, нажмите здесь.
Количественная оценка без чисел
Не вся количественная информация представлена с использованием точных чисел или даже с использованием чисел вообще. Например, если 58% респондентов в опросе согласны с утверждением, это может быть указано как «более половины», или «небольшое большинство», , тогда как 80% могут быть описаны как «большинство». Вот еще несколько примеров:
- Количества могут быть описаны как «маленькие» или «очень большие» ;
- Проценты и отношения как «немногие», «многие», «большинство», или «почти все» ;
- Вероятности как «маловероятно», «невероятно», и «с высокой вероятностью», ; и
- Частоты как «часто», «редко», или «иногда».
(Если вы заинтересованы в более глубоком погружении, семантики описали широкий спектр квантификаторов естественного языка в десятках языков. Ознакомьтесь с главами в Keenan & Paperno, 2012 и 2017.)
В то время как некоторые зрители могут чувствовать себя более комфортно с этими объяснениями простым языком по сравнению с числами, не все читатели будут интерпретировать один и тот же термин одинаково. Например, исследования показывают, что неспециалисты постоянно интерпретируют стандартизированный язык, разработанный Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК), не так, как предполагали его создатели (примеры здесь, здесь и здесь). Тем не менее, этот язык был разработан именно для того, чтобы избежать этой проблемы. Аналогичное явление мы наблюдаем и в коммуникации общественного здравоохранения.
Дело о «больших группах»
На протяжении всей пандемии COVID-19 CDC рекомендовал проявлять осторожность в отношении «больших групп» людей и по возможности избегать их. На ранних этапах во многих районах устанавливаются максимальные размеры для собраний в помещении и на открытом воздухе либо в виде конкретных цифр, либо в процентах от вместимости здания до пандемии. Однако официального определения «большой группы» для профилактических мер COVID по-прежнему нет, и CDC несколько раз обновлял свои определения. Действительно, дать универсальный ответ, скорее всего, будет невозможно, так как вероятность передачи COVID в любом пространстве зависит от вентиляции, маскировки, дистанцирования и от того, насколько осторожны в целом присутствующие люди (влияя на вероятность того, что кто-то из присутствующих будет заражен).
Но отсутствие численных ограничений может вызвать недоразумения. Допустим, вы и я оба избегаем больших групп, но вы считаете, что больше шести человек — это большая группа, а я думаю, что больше 50. Мы оба сказали бы, что принимаем эту меру предосторожности, хотя делаем совершенно разные вещи. . Итак, мы задали следующие вопросы:
- Как люди интерпретируют фразу «большие группы» ?
- Считают ли они, что окружающие разделяют эту интерпретацию?
Что мы сделали
В рамках нашего исследования предвзятости социальной желательности мы показали участникам новость от 29 марта 2022 года, включающую данные опроса о том, в какой степени американцы сообщили о принятии множественных мер безопасности COVID. Текст новости включает информацию о проценте респондентов, которые говорят, что избегают «несущественных поездок» и «больших групп» в разные моменты времени. После того, как участники прочитали историю, мы спросили их, как бы они определили «большая группа» и как, по их мнению, средний американец (согласно опросу AP-NORC) определил бы этот термин.
Индивидуальные определения «большой группы» сильно различались
Средний респондент сказал, что группа из 20 и более человек является «большой», а половина наших респондентов дали ответы от 10 до 50 (включительно). Но 55 человек (18%) предложили число меньше 10, а 46 человек (15%) заявили, что большая группа должна состоять не менее чем из 100 человек. На самом деле, пятнадцать из этих людей указали пределы в 1000 и выше (таблица 1).
Почти все наши респонденты указали круглые числа: более трех четвертей ответов дали приблизительные числа с одной значащей цифрой.
Таблица 1. Ответы на вопрос Сколько человек вы считаете большой группой?
Размер «Большая группа» | нет | Медиана |
---|---|---|
< 10 | 55 (18%) | 6 |
от 10 до 99 | 209 (67%) | 20 |
от 100 до 999 | 31 (10%) | 100 |
от 1000 до 9999 | 11 (4%) | 1000 |
10 000 + | 4 (1%) | 100000 |
Примечание. Мы не требовали, чтобы ответы были числовыми, на тот случай, если люди захотят дать разные числа для групп в помещении и на открытом воздухе или дадут неточный ответ. Однако большинство респондентов дали числовой ответ.
Большинство людей думали, что они более осторожны, чем в среднем
Между тем средний респондент сказал, что средний американец определяет группу из 30 или более человек как «большую».
Большинство респондентов (62%, или 196 человек) дали более высокую оценку тому, что думает «средний американец», чем их собственное определение «большой» группы. Еще 63 человека (20%) заявили, что средний американец разделяет их интерпретацию (таблица 2).
Таблица 2. Ответы на вопрос Как вы думаете, сколько людей средний американец считает большой группой? по сравнению с Сколько людей вы считаете большой группой?
Размер «Большая группа» | Средний американец думает, что «большая группа» — это. .. | п | ||
---|---|---|---|---|
…меньше, чем я | …то же, что и я | …больше, чем я | ||
< 10 | 4 | 5 | 46 | 55 |
от 10 до 99 | 35 | 46 | 129 | 209 |
от 100 до 999 | 11 | 7 | 13 | 31 |
10 000 + | 7 | 3 | 5 | 4 |
Как видно из этой таблицы, только люди с самыми высокими оценками (более 1000) считали себя менее осторожными, чем средний американец.
Рекомендации
Журналисты не могут устранить неясности в вопросах опроса или институциональных коммуникациях, но они могут помочь своей аудитории двумя способами:
- Разъясните двусмысленность.
Например, в контексте «большие группы» указывают на отсутствие общепринятого определения больших групп. Признайте, что люди могут интерпретировать это слово по-разному, особенно потому, что это зависит от ряда контекстуальных факторов. - Когда доступны числовые значения, использует как слова, так и числа.
В контексте МГЭИК исследователи постоянно обнаруживали, что использование обоих способов общения помогает людям достичь наиболее последовательного понимания.
Финансирование
Эти материалы были подготовлены для исследовательского проекта Meaningful Math, финансируемого за счет премии Национального научного фонда #DRL-1906802. Авторы несут исключительную ответственность за содержание этой страницы.
Фото Джона Тайсона на Unsplash
Методы в больших группах – что, когда, почему – живые, онлайновые и смешанные мероприятия
World Café
В методе World Café участники собираются вместе для подробного обсуждения. Метод гарантирует, что участники быстро узнают друг друга и смогут обмениваться мнениями без каких-либо ограничений.
В небольших группах, которые регулярно перемещаются, они развивают множество идей, учатся друг у друга, объединяют свои знания и опыт, делают выводы и составляют планы действий. В World Café предполагается, что участники уже обладают определенными специфическими знаниями, и процесс творческого нетворкинга приводит к каким-то необычным и конкретным результатам. Благодаря целенаправленной ротации групп участники неоднократно могут брать с собой новые творческие мысли и идеи, которые они затем могут использовать при обсуждении других тем. В конце мероприятия наиболее важные и значимые результаты представляются на пленарном заседании.
Этот процесс позволяет разрабатывать новые подходы к поиску решений, повышается приверженность и способность брать на себя ответственность, а сотрудничество в команде получает новую жизнь.
Future Conference
На Future Conference обсуждаются культурные темы, ценности и темы, связанные с процессами, чтобы разработать конкретную и общую картину будущего. Исходя из этого, могут быть разработаны конкретные меры и инициативы по его реализации. Мощный инструмент, который позволяет преследовать общую цель, с которой не может справиться один человек, в больших группах с различными интересами посредством структурированной процедуры.
Акцент делается на общих чертах, чтобы можно было создать общую основу. Конференция будущего обычно начинается с оглядки на прошлое, чтобы создать статус-кво и чувство общности.
Для организации будущей конференции необходим хорошо обоснованный и проверенный процесс диалога, видения и планирования.
Открытое пространство
Метод открытого пространства применяется для определенной центральной темы. В большой группе за короткий промежуток времени решается и прорабатывается ряд сложных вопросов, а также собираются идеи, чтобы получить ряд результатов, ориентированных на конкретные действия.
В Открытом Космосе нет фиксированной повестки дня и установленной программы, и участники вольны организовывать ее по своему усмотрению. Вначале каждый участвует в разработке рабочего плана и расписания. Каждый участник имеет возможность поднять свои собственные темы, вопросы, опасения и пожелания и представить их на пленарном заседании. Затем определяются отдельные темы и формируются различные рабочие группы по подтемам на основе отдельных областей интересов. Смена групп настоятельно необходима, потому что намерение состоит в том, чтобы каждый участник оставался в группе только до тех пор, пока он может что-то внести.
Метод Open Space позволяет участникам обмениваться опытом и учиться друг у друга. Участники часто приходят к неожиданным и нестандартным решениям, подходам, методам решения проблем и конкретным инициативам.
Зона навигации
Зона навигации может использоваться в качестве разминки и идеально подходит для начала мероприятия. Идея состоит в том, чтобы активизировать участников и заставить их занять позицию по различным вопросам.
Принцип прост для понимания. Участники выбирают позицию в любом месте комнаты, а модератор ведет сессию. Он/она задает различные вопросы, на которые различные точки компаса в зоне навигации представляют собой ответы в физическом выражении. Участники должны перейти на позицию, которая соответствует их мнению. В ходе диалога модератор вносит в группу мнения и позиции. Запреты разрушаются, и обсуждаемая тема приобретает значимость.
Зона навигации — это идеальный способ представить тему мероприятия и сблизить участников.
Мозговое письмо
Мозговое письмо очень похоже на мозговой штурм. Разница в том, что мысли, идеи и предложения разрабатываются и документируются в письменной форме. Как интуитивный метод, брейнрайтинг способствует генерации большого количества идей за очень короткий промежуток времени. Цель этого метода состоит в том, чтобы участники выдвинули как можно больше высококачественных идей, максимально соответствующих конкретной проблеме, вопросу или теме — идей, которые могут быть реализованы на более позднем этапе после процесса отбора. .
Основным преимуществом этого метода является то, что участники могут сначала записывать и развивать все свои идеи и мысли в свободное время на своем собственном листе бумаги.