Что такое чувство в психологии: чувство | это… Что такое чувство?

чувство | это… Что такое чувство?

— одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, — эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворению; они представляют собой конкретно-субъективную форму существования потребностей. Формирование чувств — необходимое условие развития человека как личности. Само по себе знание мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы ими руководиться; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувства общественно обусловлены и историчны, как и сама личность. В онтогенезе чувства появляются позже, чем эмоции ситуативные; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов.

Предметами чувств становятся прежде всего явления и условия, от коих зависит развитие событий, значимых для личности и потому воспринимаемых эмоционально. Возникая как результат обобщения опыта эмоционального, сформированные чувства становятся ведущими образованиями сферы эмоциональной и начинают сами определять динамику и содержание эмоций ситуативных: так, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него; горе при разлуке, радость при встрече; гнев, если любимый человек не оправдал надежд, и пр. Такие эмоции ситуативные уточняют содержание чувств в сложившихся условиях и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувствами деятельности. Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (
см.
чувство: амбивалентность). В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, где одни чувства занимают ведущее положение, другие — остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувства определяет одну из важнейших характеристик направленности личности. Самая распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, где они проявляются:

1) особую группу составляют чувства высшие, в коих заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности;

а) среди них важное место занимают чувства практические, связанные с деятельностью — трудом, учением, спортом;

b) сюда относятся также чувства эстетические, предполагающие осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений действительности;

2) к области чувств нравственных относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к другим людям, к самому себе, и пр.;

3) деятельность познавательная порождает чувства познавательные, или интеллектуальные; их предмет — как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; их вершина — обобщенное чувства любви к истине;

4) чувства интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с чувства нравственными и обогащаются в связи с ними.

По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются так:

1) конкретные — например, чувства к ребенку, произведению искусства;

2) обобщенные — чувства к детям вообще, к музыке;

3) абстрактные — чувства справедливости, трагического.

Отсутствие исчерпывающей классификации чувства объясняется их большим разнообразием и исторической изменчивостью.


Чувства | Мир Психологии

ЧУВСТВА

Чувства (англ. sentiments) — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т.е. имеющие строго причинно-обусловленную природу, Ч. так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, Ч. выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, но предмет м. б. и весьма обобщенным, и умозрительным. Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом.

Например, Чувства любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали, сочувствия, ревности и т.д. В одном и том же Ч. нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицат.) эмоции. Этим объясняется такое свойство Ч., как двойственность (амбивалентность). Исторически Ч. формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе Ч. проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства.

Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, др. же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих Ч. человека выражаются его мировоззренческие установки, направленность, т.е. важнейшие характеристики его личности.

чувства исключительной силы стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью. Наиболее распространенная классификация Ч. выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами Ч.: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и др. Ч. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (напр.

, к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т.п.). Отсутствие исчерпывающей классификации Ч. объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью. (В.К. Вилюнас)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Чувства — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность предметов и побуждающих к решению частных задач,

чувства направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности. Эмоционально окрашивая явления, значимые для потребностей личности, и побуждая к активности по их удовлетворению, Ч. проявляются как конкретно-субъективная форма их существования. Формирование устойчивых эмоциональных отношений — важнейшее условие развитие человека как личности, главная цель и конечный продукт его воспитания. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководился; только став предметом устойчивых Ч., эти знания превращаются в реальные побуждения к деятельности.

чувства человека историчны и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. Обычно в онтогенезе Ч. появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания и усложнения отражаемых в нем связей под влиянием воспитательных воздействий со стороны семьи, школы, искусства, других источников.

Предметами Ч. становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально событий (например, радость от добрых дел некоторого человека станет основой появления к нему положительного Ч.). Поэтому воспитание Ч. предполагает открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, Обобщение и направление на них его эмоционального опыта. Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций; так из Ч. любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, разочарование, если он не оправдал надежд, и т.п. Такие ситуативные эмоции уточняют содержание Ч. в отношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой Ч. деятельности. Иногда Ч. и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (см. амбивалентность Ч.).

В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в к-рой одни Ч. занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих Ч. определяет важную характеристику человека — направленность личности. чувства, получившие исключительную силу и подчинившие себе другие побуждения человека, называют страстями.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Чувство — форма эмоциональных отношений и переживаний, носящих предметный характер и имеющих относительную устойчивость. Чувство связано с представлением об определенных людях, предметах и явлениях. Оно может не совпадать с сиюминутной эмоциональной реакцией на них, так как имеет более устойчивый, стабильный характер.

  • Чувство двухмерно пространственное — син.: Дермолексия. Поверяется путем выяснения способности больного определять характер элементарных геометрических фигур (круг, крест, треугольник и т.п.), цифр или букв, которые обследующий вычерчивает тупым предметом (спичка, карандаш и т.п.) на коже пациента.
  • Чувство дискриминации – способность больного воспринимать несколько (обычно два) одновременно наносимых раздражения тела. Проверять его можно с помощью циркуля Вебера, состоящего из двух заканчивающихся иглами браншей, которые можно раздвигать или сближать по градуированной линейке. В норме способность к дискриминации различна на разных участках тела и варьирует в пределах от 1 мм (на языке) до 6–7 см (на коже спины, плеча или бедра).
  • Чувство массы — син.: Барестезия. Способность больного дифференцировать массу различных предметов. При проверке его целесообразно пользоваться идентичными по размеру и форме предметами, имеющими разный вес. В норме заметным оказывается изменение веса на 1/40. Для определения чувства массы могут быть применены гирьки разного веса с равными площадями опоры и объемом или барестезиометр.
  • Чувство мышечно суставное — син.: Кинестезия. Чувство позы. Чувство положения. Ощущение положения и перемещения частей тела в пространстве, обусловленное импульсами, поступающими в центральную нервную систему от периферических проприорецепторов. Чувство неполноценности (в психиатрии). Переживание психическим больным своей физической, моральной или интеллектуальной неполноценности, имеющее характер навязчивого состояния, сверхценных идей, депрессии, бреда.
  • Чувство позы — см. Чувство мышечно суставное.
  • Чувство положения — см. Чувство мышечно суставное.
  • Чувство пространственное — разновидность чувствительности, заключающаяся в способности определять местоположение источника раздражения в пространстве.
  • Чувство трехмерно пространственное — син.: стереогноз. Для его определения в руку закрывшего глаза пациента с сохранным восприятием элементарных ощущений вкладывается тот или иной знакомый ему предмет (монета, канцелярская скрепка, ключ, английская булавка и т.п.), при этом ему предлагается ощупать предмет и назвать его. Расстройство стереогноза – астереогноз, или нарушение трехмерно пространственного чувства.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Чувство — особенно трудно выделить точные модели использования этого термина, так как даже к специальным примешиваются популярные коннотации.

  1. В общем смысле «чувство» относится к переживанию, ощущению или наличию осознанного процесса. Более конкретные значения:
  2. Сенсорное впечатление, в связи с которым упоминаются такие чувства, как тепло или боль.
  3. Эмоциональные состояния, такие как чувство благополучия, чувство депрессии, чувство желания и т.д.
  4. Одно из измерений эмоции, особенно когда упоминаются гипотетические элементарные эмоциональные континуумы, такие как Вундтовские три измерения чувства.
  5. Вера, как при смутном чувстве относительно чего-то, не подтверждающегося каким-либо реальным свидетельством.

Трудность, связанная с этим термином, состоит в том, что его использование почти всегда метафорично, и так или иначе все мы, кажется, совершенно убеждены, что знаем, что мы имеем в виду, когда употребляем его. Более подробно о терминологии в этой области психологии см. эмоция и следующие статьи, особенно теории эмоций.

предметная область термина

ЧУВСТВО: АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (амбивалентность чувств) 

  1. Несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых чувств по отношению к некоему объекту; противоречивое отношение субъекта к объекту — одновременная направленность на один и тот же объект противоположных чувств. Комплекс состояний эмоциональных, связанных с двойственностью отношений — с одновременным принятием и отвержением. Например, в ревности объединены чувства любви и ненависти. Одна из отличительных черт невротиков. Обычно обусловлена тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то за трудолюбие и осуждать за вспыльчивость). Ее особый случай-противоречие между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (например, обида, если эмоционально положительно оцениваемые личностью люди проявят к ней невнимательность). 
  2. В учении Э. Блейера — понятие для характеризации поведения шизофреников, в коем взаимно противоречивые отношения и реакции сменяются немотивированно быстро. 
  3. Согласно З. Фрейду, амбивалентность чувств до определенных пределов вполне нормальна, но высокая степень ее несомненно свидетельствует о невротизме.

ОСТАВШЕГОСЯ В ЖИВЫХ, ЧУВСТВО ВИНЫ — глубокое чувство вины, часто испытываемое теми, кто пережил некоторую катастрофу, отнявшую жизни многих других. Впервые это было отмечено и впоследствии изучалось у тех, кто пережил Холокост во время второй мировой войны, впоследствии это наблюдалось и при других обстоятельствах, включая войны, голод, землетрясения, пожары и т.д. Отчасти это чувство вины, испытываемое теми, кто выжил, происходит из ощущения, что они, так или иначе, не сделали все, чтобы спасти других, которые погибли; отчасти оно возникает из-за ощущения, что они менее достойны, чем те, кто умерли.

ЧУВСТВО ВИНЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — согласно З. Фрейду — неосознаваемое переживание некой виновности, играющее в большинстве неврозов решающую роль и создающее сильнейшее препятствие к выздоровлению.

ЧУВСТВО СТЫДА – аффективное проявление, сопровождающееся замешательством, смущением, беспокойством и являющееся защитой от непристойных желаний, аморальных побуждений, асоциальных форм поведения. Чувство стыда рассматривалось З. Фрейдом в связи обсуждением типических сновидений, в частности сновидений о наготе. В работе «Толкование сновидений» (1900) он отмечал, что сновидец может видеть себя разгуливающим среди других людей, будучи голым или плохо одетым, без всякого сопутствующего чувства стыда. Однако типичными являются такие сновидения, когда субъект ощущает стыд и смущение, но не может изменить неприятной ситуации. «Речь идет главным образом о неприятном ощущении стыда, о том, что субъект хочет скрыть свою наготу, но не может». Причем типичным является то, что люди, которых стыдится спящий, всегда чужие, и они или не замечают наго-875 ты, неопрятности, или делают безразличные физиономии, или носят торжественные маски. Такое противоречие между чувством стыда у спящего и безразличием окружающих людей часто проявляется в сновидении.

По мнению З. Фрейда, морализирующая тенденция подобных сновидений обнаруживает смутное сознание того, что в скрытом содержании сновидения речь идет о недозволенных желаниях, подвергшихся вытеснению. Анализ невротиков показывает, что в основе таких сновидений лежит воспоминание раннего детства. Ребенок не стыдится своей наготы, и даже у детей старшего возраста можно наблюдать, что раздевание не вызывает у них чувства стыда. По мнению З. Фрейда, дети часто обнаруживают эксгибиционистские наклонности. «Это детство, лишенное чувства стыда, кажется нам впоследствии своего рода раем, а ведь самый рай не что иное, как массовая фантазия о детстве человека. Поэтому-то в раю люди и ходят обнаженными и не стыдятся друг друга до того момента, когда в них пробуждается страх быть изгнанными из рая, – начинается половая жизнь и обычная работа».

В современной психоаналитической литературе нет единой точки зрения на понимание чувства стыда. Одни психоаналитики рассматривают чувство стыда через призму страха человека, возникающего у него в результате реального или возможного осуждения со стороны окружающих его людей за скрытые эксгибиционистские желания или непристойные бессознательные фантазии. Другие – соотносят его с механизмом защиты Я. Третьи – трактуют стыд как аффективную реакцию на внутренние запреты Сверх-Я или расхождения с его идеалами.

ЧУВСТВО ЮМОРА [от англ. humour — нрав, настроение] — способность личности выявлять, фиксировать и осмыслять комическое в окружающей действительности и эмоционально на него реагировать. Несмотря на то, что и в философии, и в эстетике проблематика комического и смешного имеет крайне пролонгированную историю изучения, несмотря на то, что в этих рамках существуют многообразные подходы к пониманию природы комического и смешного, многочисленные описания различных способов и приемов, порождающих смех и стимулирующих проявление чувства юмора, в современной психологической науке единой, целостной и при этом общепринятой теории юмора, позволяющей научно обоснованно определить и описать собственно психологическую природу и психологические основания юмора, до сих пор не существует. В то же время, если обратиться к специальной литературе по проблеме комического и смешного, то, как считают специалисты-психологи, можно достаточно четко выделить, как минимум, две основные социальные функции юмора: «1. Юмор как средство борьбы и сопротивления излишнему контролю. Данная функция юмора наиболее отчетливо прослеживается на примере исследований, посвященных изучению неофициального политического юмора и анекдотов, функционировавших в бывшем Советском Союзе и других социалистических странах Восточной Европы. .. Исследования “смеховой культуры” обществ прошлого также акцентируют внимание на революционном, взрывном характере смеха, на функции протеста, на смехе как носителе “антикультуры”, противопоставленной официальной строго регламентированной культуре средневекового общества… 2. Юмор выполняет функцию контроля над членами группы для поддержания групповой солидарности… Данная функция юмора заключается в установлении и поддержании границ группы: разграничении одной группы от другой и связывании членов одной группы друг с другом… Все шутки о «других» подкрепляют чувство собственной идентичности внутри группы. Юмор контролирует поведение тех, кто не похож на нас, порождая и поддерживая стереотипы, достигая одновременно интеграции группы и ее отделения от других» (Е.А. Копылкова).

Исследовательские разработки в области психологии юмора, несмотря на их многочисленность, в конечном счете, в теоретико-содержательном плане могут быть сведены к двум основным категориям: исследования, выполненные в рамках аффективного подхода, и исследования, выполненные в логике когнитивной схемы. В этом плане базовой концептуальной платформой работ «аффективного направления» служит психоаналитическая традиция, согласно которой диссонанс между существующим и давлеющим над личностью рядом желаний и потребностей и невозможностью удовлетворить их в связи с их неприемлемостью для социума разряжается, в том числе, и с помощью юмора и смеха, снижающих избыточное психическое напряжение, повышенную тревогу, «зашкаливающую» агрессивность.

Что касается когнитивного подхода к рассмотрению психологии юмора, то здесь он выступает, прежде всего, как «Восприятие несоответствия в игровом контексте, которое может сопровождаться улыбкой и смехом» (McGhee, Shultz и др.). Чувство юмора в качестве одного из непреложных условий предполагает, что по отношению к какому-либо социальному объекту юмора личность, демонстрируя видение его отрицательных свойств и даже преподнося их в гротескной форме, откровенно их утрируя, сохраняет если не дружелюбие, то, во всяком случае, не выражает разрушающую, ранящую другую личность агрессию. Помимо этого, носитель подлинного чувства юмора не может не иметь некоего нравственного стержня, не может не опираться на нравственные идеалы, так как в противном случае шутки и остроты перерождаются в циничные оскорбления, пошлые высказывания, унизительные издевки. Как правило, отсутствие чувства юмора напрямую корреспондирует с эмоциональной ущербностью личности, с невысоким уровнем ее интеллектуального развития, с недостаточной креативностью и избыточной ригидностью. Кроме того, если конкретная личность внешне вполне адекватно реагирует на шутку, объектом которой стал кто-то другой, и при этом категорически не способна, что называется, смеяться над самой собой, можно с достаточной долей уверенности утверждать, что данный человек имеет очевидные проблемы с самооценкой и, скорее всего, достаточно дезадаптивен. Особое внимание чувству юмора уделяется в современных теориях лидерства. Так, например, авторы концепции эмоционального интеллекта (см. «Лидерство»), убеждены, что «…умелое использование юмора всегда отличает эффективного лидера».

Данное утверждение базируется на результатах целого ряда прикладных исследований. В рамках одного из них «…проводился анализ собеседований при приеме на работу на руководящие должности. В ходе изучения фиксировалось, как часто во время беседы каждый кандидат заставлял своего интервьюера смеяться. Затем в течение двух лет ученые следили за карьерой этих людей, чтобы узнать, кто из них сумел выйти на новые рубежи. Выяснилось, что лидерам, добившимся впоследствии феноменальных успехов, удалось заставить интервьюера посмеяться над какой-либо шуткой в два раза чаще, чем посредственным руководителям. (Успех лидеров определялся по двум критериям: они должны были принадлежать к первой трети самых высокооплачиваемых сотрудников компании по размерам премиальных, увязанных с финансовыми показателями работы, и иметь отличные отзывы минимум 90% своих коллег и начальства.)

Исследователи также провели беседы с рядом руководителей высшего уровня из США и других стран, причем почти половина из них были или исполнительными, или генеральными директорами компаний. Разговор велся на предмет взлетов и падений в их карьере. В ходе интервью выдающиеся лидеры использовали в три раза больше шутливых комментариев — примерно по одному каждые четыре минуты — чем руководители среднего уровня. Таким образом, самые эффективные лидеры используют Юмор более свободно; они не боятся пускать его в ход даже в напряженной ситуации и подавать людям позитивный сигнал, который меняет эмоциональный тон взаимодействия. При этом лидер может говорить о таких сухих и серьезных вещах, как пункты контракта или показатели бизнес-плана, — главное, что доброе расположение духа, которое создается смехом, поддерживает благожелательные отношения лидера с окружающими» 1. В целом, с точки зрения Д. Гоулмана и его коллег, адекватное Чувство юмора лидера является не просто одним из факторов, повышающих эффективность его взаимодействия с группой, но необходимым условием, без которого полноценная коллективная деятельность и достижение действительно значимых результатов попросту невозможны. Как показали исследования роли юмора в контексте командной работы, «…уместная шутка и смех стимулируют творчество, открывают пути для общения, упрочивают чувство единения и доверия и, конечно же, делают работу более приятной. … Хорошее настроение оказывается особенно важным, когда речь идет о командной работе. Способность лидера вселить в сотрудников энтузиазм, создать настроение единения может определить профессиональный успех команды» 2. В свете сказанного вполне очевидно, что Чувство юмора как лидера, так и других членов группы непосредственно влияет на такую важнейшую характеристику системы межличностных отношений, как социально-психологический климат. Вряд ли требует специального доказательства тот факт, что удачная шутка и здоровый смех, в том числе и в эмоционально сложных ситуациях, задают позитивный тон взаимодействия и, в конечном счете, способствуют формированию благоприятного социально-психологического климата в группе.

Более того, в современной психологической науке сложилось представление о том, что смех представляет собой не просто внешнее проявление позитивных эмоций, но особую самостоятельную систему невербальной коммуникации, сформировавшуюся в процессе филогенеза как средство установления партнерских отношений в социальном взаимодействии. Именно этим объясняется особая «заразительность» смеха: «слыша смех, мы невольно начинаем улыбаться или смеяться, чем вызываем спонтанную цепную реакцию, которая завладевает всей группой. Веселье распространяется столь быстро потому, что в мозге у нас имеются участки, специально предназначенные для распознавания улыбок и смеха, они-то и вызывают ответную реакцию. Результатом такого взаимодействия является положительное эмоциональное “заражение”».

Аналогично, из всех эмоциональных сигналов самым заразительным является улыбка: она обладает почти неограниченной властью, заставляя людей улыбаться в ответ. Она обладает столь сильным действием из-за той благотворной роли, которую сыграла в эволюции. Улыбка и смех, как полагают ученые, возникли как невербальный способ укрепления союзов — сигнал того, что человек расслаблен и дружелюбен, а не насторожен и враждебен. … В неврологическом смысле смех быстрее всего создает контакт между людьми, так как способен мгновенно соединять лимбические системы.

Эта непосредственная, непроизвольная реакция, как говорит один из исследователей, затрагивает «самую прямую из всех возможных коммуникаций между людьми: когда наш интеллект пассивен, а мозг общается напрямую с другим мозгом и происходит то, что можно назвать “лимбическим сцеплением”. В таком случае неудивительно, что люди, которые наслаждаются обществом друг друга, легко и часто смеются, а те, кто друг другу не доверяет, испытывают неприязнь или расходятся во мнениях, вместе смеются мало, а то и вовсе никогда. Следовательно, в любой рабочей обстановке звук смеха характеризует эмоциональный градус группы, т. е. дает надежный знак того, что сердца людей увлечены так же, как и их разум. Кроме того, смех коллег редко звучит в ответ на специально отпускаемые шутки, тем более избитые: исследование 1200 эпизодов смеха в ходе социального взаимодействия показало, что смех почти всегда является дружественным откликом на такие обыденные реплики, как “какая приятная встреча”, а не реакцией на “уморительные шутки”» 1. Последнее замечание существенно важно с точки зрения целенаправленного использования юмора как средства воздействия на аудиторию.

Из него следует, что положительный эффект обусловливается прежде всего не оригинальностью и изяществом остроты и даже не искренностью и способностью к самоиронии ее автора, а точностью и уместностью шутки относительно конкретного социально-психологического контекста. Не случайно авторы концепции эмоционального интеллекта, говоря об использовании юмора организационными лидерами, отмечают: «Чтобы плодотворно использовать возможности юмора, вовсе не обязательно иметь в запасе богатый комический репертуар или обладать талантом юмориста.

То, что в обычных обстоятельствах может показаться довольно глупым замечанием, в напряженный момент может стать мощным эмоциональным толчком, если эти слова вызовут смех или хотя бы улыбку»2. Примером, подтверждающим справедливость данной точки зрения, может служить случай, имевший место в одной из московских школ. Молодая учительница — выпускница педагогического ВУЗа с весьма эффектной внешностью, начав свой первый урок в одном из старших классов, писала на доске тему и в этот момент услышала довольно громкий «комплимент» в свой адрес — «Вот это формы!» Вместо того, чтобы притвориться слабослышащей или начать выяснять, «кто это сказал», как, вероятно, поступили бы на ее месте многие «опытные» учительницы, девушка обернулась и небрежно бросила «У меня, между прочим, и глаза очень даже ничего!» Вне контекста происходящего данная фраза, адресованная подросткам, может показаться не просто пустой, но и пошловатой.

Однако в конкретной ситуации такая реакция молодого педагога оказалась исключительно точной и эффективной, позволившей создать позитивную эмоциональную атмосферу и реально положившей начало открытым и при этом безусловно уважительным отношениям с учащимися. Здесь не случайно использован этот пример из реальной педагогической практики. Всем, кто по роду своей деятельности сталкивается с подростковыми группами, будь то учитель, социальный педагог или школьный психолог, хорошо известно, что вступая во взаимодействие со взрослым человеком, подростки не только высоко ценят наличие у последнего чувства юмора, но и, на первых порах, нередко откровенно провоцируют его (что и имело место в приведенном примере), тем самым проверяя способность взрослого реагировать на вызов, не впадая в ступор или агрессивный аффект.

По сути дела, таким образом тестируется зрелость эго взрослого человека, и в зависимости от результатов данного теста ему предоставляется или не предоставляется кредит доверия. В данной логике Чувство юмора вполне правомерно рассматривать как своего рода эффективную и социально одобряемую форму психологической защиты и средства психологической защищенности. Практика показывает, что педагоги, лишенные чувства юмора или неспособные использовать его во взаимодействии с подростками, не только не могут установить полноценные партнерские отношения с ученической группой, но и неизбежно воспринимаются значительной ее частью в логике «насильник — жертва». В первом случае учитель становится угрозой, от которой следует максимально дистанцироваться психологически, а если возможно, то и физически. Во втором случае он превращается в объект пренебрежения, а нередко и откровенных издевательств.

Понятно, что и то, и другое фактически несовместимо со сколько-нибудь эффективной образовательной деятельностью. Еще раз подчеркнем, что хотя данные процессы наиболее отчетливо проявляются во взаимоотношениях «взрослый-подросток», в силу специфики подростковой среды, все сказанное совершенно справедливо в гораздо более широком социальном контексте. Практический социальный психолог в рамках своей профессиональной деятельности может и должен, с одной стороны, использовать Юмор как средство снятия различных ситуаций межличностной напряженности в условиях выполнения групповой задачи, а с другой — учитывать, что целый ряд его подопечных может не обладать чувством юмора и вполне способен воспринимать неудачную шутку как глубокое оскорбление, как доказательство того, что их в группе не ценят и не уважают.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Эмоции — Психология эмоций


Введение


Если вы попросите кого-нибудь описать, что такое эмоция, они могут сказать, что это чувство, настроение, реакция, страсть, волнение или ощущение. Другое определение эмоции — это спонтанное чувство, возникающее из-за человека, вещи или опыта. Эмоции уникальны для каждого человека, основаны на восприятии и субъективных переживаниях. Можно утверждать, что эмоции являются единственной причиной терапевтических вмешательств.

Люди обращаются к консультантам, потому что им не нравится, как они себя чувствуют. Другими словами, их эмоции слишком сильны и расстраивают, или кажется, что у человека вообще нет эмоций. У некоторых людей слишком много одной эмоции по сравнению с тем, как они хотят себя чувствовать, например. депрессивные люди в основном грустят и хотят снова почувствовать себя счастливыми. Следовательно, каждая психологическая теория, даже когнитивный бихевиоризм, имеет целью в конечном итоге изменить эмоциональное состояние человека в положительную сторону.

Существует бесконечное количество способов описания эмоций. Вот некоторые из наиболее распространенных:

Развлечения Отвращение Беспомощность Удовлетворение
Гнев Сомнение Надежда Серен
Раздражение восторг больно Позор
Беспокойство Смущение Проценты Шок
Скука Эмпатия Раздражение Стресс
Спокойствие Зависть Радость Сюрприз
Презрение Волнение Удовольствие Напряжение
Содержимое Страх Бессилие Доверяя
Мужество Дружелюбный Гордость Беспокойство
Восторг Разочарование Расслабленный  
Отчаяние Вина Снят  
Разочарование Счастье Грусть  

Первичные и вторичные эмоции
Первичные эмоции — это первые эмоции, которые человек испытывает в результате события. Эти эмоции часто затем маскируются вторичными эмоциями. Вторичные эмоции – это те, которые ощущаются больше всего. Они также могут затруднить обнаружение более глубокой проблемы. Роберт Плутчик считал, что существуют также третичные эмоции, которые дополняют первые и вторичные эмоции.

Вот таблица эмоций, составленная Плутчиком:


Первичная эмоция Вторичная эмоция Третичная эмоция
Любовь Любовь Обожание, привязанность, любовь, нежность, симпатия, влечение, забота, нежность, сострадание, сентиментальность
Похоть Возбуждение, желание, похоть, страсть, увлечение
Тоска Тоска
Радость Бодрость Веселье, блаженство, жизнерадостность, веселость, ликование, веселость, веселье, радость, наслаждение, наслаждение, радость, счастье, ликование, восторг, удовлетворение, экстаз, эйфория
Изюминка Энтузиазм, рвение, воодушевление, волнение, волнение, возбуждение
Довольство Довольство, удовольствие
Гордость Гордость, триумф
Оптимизм Стремление, надежда, оптимизм
Порабощение Порабощение, восторг
Рельеф Рельеф
Сюрприз Сюрприз Изумление, удивление, изумление
Гнев Раздражение Обострение, раздражение, возбуждение, досада, ворчливость, сварливость
Раздражение Раздражение, разочарование
Ярость Гнев, ярость, возмущение, ярость, ярость, враждебность, свирепость, озлобленность, ненависть, презрение, злоба, мстительность, неприязнь, обида
Отвращение Отвращение, отвращение, презрение, отвращение
Зависть Зависть, ревность
Мучение Мучение
Грусть Страдание Агония, страдание, боль, тоска
Грусть Депрессия, отчаяние, безысходность, уныние, уныние, грусть, несчастье, горе, печаль, горе, нищета, меланхолия
Разочарование Тревога, разочарование, неудовольствие
Позор Вина, стыд, сожаление, раскаяние
Пренебрежение Отчуждение, изоляция, пренебрежение, одиночество, неприятие, тоска по дому, поражение, уныние, незащищенность, смущение, унижение, оскорбление
Сочувствие Жалость, сочувствие
Страх Ужас Тревога, шок, страх, испуг, ужас, ужас, паника, истерия, унижение
Нервозность Беспокойство, нервозность, напряжение, беспокойство, опасение, беспокойство, дистресс, страх

Ключевые цифры и теории


Теории эмоций

Большинство теорий эмоций основаны на физиологии, мышлении и реальных эмоциях. Основные вопросы таковы:

  • В каком порядке они возникают?
  • Мы думаем определенным образом из-за эмоций, которые мы чувствуем, или мы чувствуем эмоции из-за того, как мы думаем?
  • С точки зрения физиологии, испытываем ли мы эмоции из-за восприятия реакций нашего тела (например, мое сердце бьется быстро, мое кровяное давление повысилось, я дышу быстрее, поэтому я напуган или встревожен) или мы имеем физическая реакция из-за эмоций, которые мы чувствуем?

У каждого из следующих психологов-теоретиков есть свои ответы на эти вопросы.

Ключевые люди и их теории (с примерами «медведя»)

Уолтер Б. Кэннон
Уолтер Б. Кэннон был американским физиологом, который придумал фразу «бей или беги» и слово «гомеостаз». «Борьба или бегство» относится к реакции животных и людей на угрожающую ситуацию. Гомеостаз – это тенденция системы оставаться в стабильном состоянии. Если в системе происходят изменения, система каким-то образом компенсирует это, чтобы восстановить этот гомеостаз.

Уолтер Кэннон и Филип Бард вместе разработали теорию эмоций Кэннона-Барда. Они считали, что эмоции на первом месте, а физические реакции — на втором. Например, человек видит медведя и боится. Затем у человека происходят физиологические изменения в виде учащенного сердцебиения и дыхания, потливости и выброса адреналина, которые подготавливают человека к борьбе или бегству.

Медведь (Событие) => Страх (Эмоция) => Реакция «Бей или беги» (физическая)

Теория Джеймса-Ланге
Теория эмоций Джеймса-Ланге, предложенная Уильямом Джеймсом и Карлом Ланге, является противоположностью теории Кэннона-Барда. Эта теория утверждает, что у человека сначала возникает физиологическая реакция на стимул, а затем он испытывает эмоцию, основанную на его или ее восприятии физиологической реакции. Поэтому на том же примере, что и в предыдущем абзаце, человек видит медведя и начинает дрожать, учащенно дышать и потеть.

Человек интерпретирует эти физические симптомы как результат эмоции «страха», поэтому он или она, следовательно, испытывает страх. Джеймс и Ланге заявили, что восприятие было важной частью этой головоломки. Не у всех одинаковые эмоции по отношению к данному раздражителю, даже если они испытывают одинаковые физические реакции, например. потливость может означать нервозность, беспокойство, страх или даже страсть в зависимости от восприятия человека.

Медведь (Событие) => Реакция «Сражайся или беги» (физическая) => Эмоция (Страх)

Рональд де Соуза
Рональд де Соуза — философ, который считает, что эмоции подчиняются нормам и представлениям общества и личности. Они ни истинны, ни ложны. Эмоции определяют опыт, а опыт определяет эмоции. (Философия всегда вызывает у меня головную боль). Таким образом, в отношении сценария с медведем Соуза говорил: «Я боюсь медведя, поэтому он должен быть опасен» или «Медведь опасен, поэтому я должен бояться».

Bear (Event) => Философствовать, почему земля круглая, а медведи опасны => Run

Джесси Принц Джесси Принц — еще один философ, предложивший поправку к теории Джеймса-Ланге, названную «теорией воплощенной оценки». Напомним, что теория Джемса-Ланге утверждала, что у человека есть физиологическая реакция на событие или вещь, а затем эмоция. Это основано на интерпретации человеком своей физиологии. Я потею, поэтому мне страшно. Принц, однако, предположил, что это не просто уравнение физиологии и восприятия, а оценка, которую индивидуум дает на основе контекста события. Принц использовал следующий пример: мужчина приглашает женщину на свидание.

На эмоциональную реакцию этой женщины будет влиять ее восприятие события. Если она подумает, что мужчина преследует ее, она испугается. Если она думает, что мужчина шутит или издевается над ней, она разозлится. Если женщина считает приглашение искренним и он ей нравится, она может быть в восторге. Поэтому Принц считает, что теории эмоций не должны упускать из виду влияние мыслей и восприятий.

Медведь (Событие) => это милый медведь, я думаю, что он безопасен => регулярное сердцебиение + счастье … ИЛИ…
Медведь (Событие) => этот медведь выглядит опасным => «бей или беги» + страх… ИЛИ …
Медведь (Событие) => Я никогда раньше не видел медведя => слегка учащенное сердцебиение + любопытство

Джозеф Э. Леду
Джозеф Леду — нейробиолог, который считает, что существует эмоциональный мозг, отделенный от сознательного чувства эмоций. Например, он утверждает, что автоматические физиологические реакции на опасность жестко запрограммированы в мозгу, и сознательные чувства не имеют отношения к этим физическим реакциям на угрозы. Однако сознательные эмоции приобретаются на основе опыта и не являются врожденными или запрограммированными. Леду объясняет, что его модель объясняет эмоциональные сбои, связанные с фобиями и посттравматическим стрессом.

Люди не рождаются с иррациональными симптомами страха. Эти эмоциональные проблемы узнаются через опыт.

Медведь (Событие) => врожденная реакция «бей или беги» (запрограммировано) => мой лидер разведчиков сказал мои медведи страшные существа => страх

Ричард Лазарус (теория Лазаря)
Ричард Лазарус разработал теорию эмоций Лазаря. Его модель в основном утверждает, что мысль должна возникнуть до того, как может возникнуть эмоция или физиологический ответ. Поэтому человек видит медведя (событие), человек думает: «Меня разорвут на мелкие кусочки» (мысль), и человек одновременно испытывает страх и готовится к «бей или беги».

Медведь (Событие) => «Я умру» => Страх (Эмоция) + «Бей или беги» (Физический)

Теория Зингера-Шахтера
Теория Зингера-Шахтера была разработана Стэнли Шахтером и Джеромом Сингером. Их теорию также называют «теорией двух факторов». Их теория утверждает, что у человека есть физиологическая реакция, он думает или рассуждает об этом, а затем испытывает эмоцию. Я вижу медведя (событие), мое сердце начинает биться быстрее, и я дышу быстрее (физическая реакция), я думаю: «Хммм… этот медведь выглядит расстроенным, что я толкнул его медвежонка. Наверное, мне не следовало этого делать. хочу подумать об отступлении, пока меня не скормили львенку на обед» (подумал), и мне становится жутко.

Медведь (Событие) => «Бейся или беги» (Физический) => Медведи — заботливые родители (Рассуждение) => Страх (Эмоции)

Ключевые люди и их теории (без «медвежьих» примеров)

Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд считал, что психическое заболевание возникает из-за подавленных эмоций в бессознательном уме. Фрейд считал, что освобождение и принятие этих отрицаемых или подавленных эмоций и воспоминаний жизненно важны для психического здоровья. Фрейд отмечал, что если эта эмоциональная энергия не высвобождается, это приводит к физиологическим симптомам и болезням. Эти физиологические проявления эмоций он назвал «психосоматическими». Тяжелые психосоматические случаи вытесненных воспоминаний о травмах привели к диагнозу «истерия».

Мелани Кляйн
Мелани Кляйн была британским психоаналитиком, работавшим с детьми. Она считала, что у детей и младенцев есть эмоции любви и ненависти, которые в дальнейшем перерастают в другие эмоции, основанные на привязанности к тем, кто за ними ухаживает. Как только младенец мог различать любовь и ненависть по отношению к опекуну, у него возникал страх потерять опекуна. Таким образом, спектр эмоций младенца развивается через привязанность.

Кляйн положил начало теории объектных отношений развития. Эта теория утверждает, что младенцы привязываются к самообъектам (людям или другим объектам) и что эти ранние привязанности продолжают воспроизводиться на протяжении всей жизни. Другими словами, если ранние привязанности были нездоровыми и разрушительными, человек будет продолжать создавать подобные привязанности на протяжении всего развития, пытаясь разрешить конфликт.

Роберт Плутчик
Роберт Плутчик был психологом, который изучал эмоции, самоубийства и агрессию. Он считал, что существует 8 основных категорий эмоций: гнев, страх, печаль, отвращение, удивление, ожидание, принятие и радость. Плутчик заявил, что все остальные эмоции произошли от этих 8 основных эмоций, и проиллюстрировал взаимосвязь одной эмоции с другой на круговой диаграмме. На этой диаграмме вы можете увидеть, как оттенки цветов меняются в зависимости от различных переживаемых эмоций.

Плутчик включил это в свое колесо, потому что он заявил, что эмоции ощущаются с разной интенсивностью, наиболее интенсивными из которых являются ярость, экстаз, бдительность, восхищение, ужас, изумление, горе и отвращение. Плутчик также заявил, что «бей или беги» играет важную роль в чувстве эмоций. И животные, и люди испытывают эмоции из-за потребностей выживания. Некоторыми примерами этого являются угрозы безопасности, нападения или даже встреча с партнером.

Плутчик считал, что целью эмоций является создание взаимодействия между человеком и стимулом (событием или человеком) таким образом, чтобы эмоция могла быть разрешена, чтобы вернуть человека в равновесие. Поэтому человек видит медведя. Они боятся. Страх служит для защиты человека и быстрого действия, такого как бегство от медведя. Цель страха — заставить человека действовать, чтобы он или она могли достичь безопасности и, таким образом, вернуться в спокойное состояние.

Пол Экман
Пол Экман — психолог, изучающий взаимосвязь между эмоциями, выражением лица и общим языком тела. Экман заявил, что эмоции универсальны и их испытывают люди всех культур. Хотя в разных культурах существуют некоторые различия в выражении эмоций, Экман считал, что существуют основные сходства, которые можно классифицировать. Экман разработал систему кодирования лицевых движений (FACS), чтобы классифицировать все типы выражений лица. Его исследования были жизненно важны для обнаружения лжи.

Клаус Шерер Клаус Шерер также является физиологом, специализирующимся на изучении эмоций. Его теория, Модель Компонентного Процесса (CPM), состоит из 5 подсистем эмоций. Этими подсистемами являются когнитивная оценка, физиологическое возбуждение, двигательная система (включая выражение лица), субъективное ощущение и мотивационная система. Функции этих систем согласно Шереру очерчены следующим образом:


  • Когнитивная оценка: обрабатывать и оценивать объекты и события, происходящие внутри и вне «Я». Этот процесс состоит из использования 5 чувств, оценки последствий действий и принятия решения о том, как они применимы к человеку.

  • Физиологическое возбуждение: регулирует и управляет функциями организма, такими как подготовка к «борьбе или бегству».

  • Моторный компонент: процесс передачи реакций, чувств и намерений поведения с помощью мимики и других невербальных жестов.

  • Мотивационный компонент: воля действовать по решению или не совершать действия.

  • Субъективное ощущение: эмоций, которые испытывает человек, основаны на восприятии и индивидуальны для каждого человека.

Шерер заявил, что эти подсистемы не работали независимо друг от друга, а были частью коллективно-сотруднического процесса. Субъективные ощущения влияли и находились под влиянием других подсистем, таких как физиологическое возбуждение и так далее. Шерер не считал процесс переживания эмоции прямым, как утверждали другие теоретики, но считал, что это сложный процесс, уникальный для переживаний, субъективных чувств, выражений и т. д.

Поль Брока
Поль Брока был французским физиологом, наиболее известным своей работой по афазии, т. е. неспособности произносить или понимать речь из-за черепно-мозговой травмы. Брока обнаружил это, исследуя черепа и мозг людей с психическими отклонениями. Брока обнаружил, что мозг людей с афазией имел повреждения в определенном месте лобной доли. Эту область также относят к зоне Брока.

Брока был первым врачом, который задокументировал доказательство локальности функций мозга, то есть разные участки мозга отвечали за различные функции, такие как зрение, память и движение. Брока также идентифицировал часть лимбической системы мозга. Позже ученые обнаружили, что лимбическая система является частью мозга, отвечающей за эмоции, а также за другие функции. Таким образом, исследования Брока оказали косвенное влияние на неврологические теории эмоций. Как только исследователи смогли идентифицировать часть мозга, отвечающую за эмоции, они смогли обнаружить связанные с ними химические и физические процессы.

Ричард Дэвидсон
Ричард Дэвидсон — психолог из Висконсинского университета в Мэдисоне. Дэвидсон считает, что эмоции подобны приобретенным навыкам. Человек может научиться быть тревожным точно так же, как он может научиться быть счастливым. Как и другие навыки, Дэвидсон утверждает, что это требует терпения и практики. Поскольку мозг учится на опыте и может адаптироваться и меняться на основе опыта, его можно научить испытывать определенные эмоции, такие как счастье.

Бад Крейг
Бад Крейг утверждает, что существует два класса эмоций: классические и гомеостатические. Согласно Крейгу, классические эмоции (вожделение, гнев и страх) являются результатом внешних раздражителей. Эти эмоции подготавливают человека к совокуплению, борьбе или бегству и являются основными эмоциями выживания. Остальные эмоции, гомеостатические эмоции, являются результатом внутренних процессов и возникают для изменения поведения. Эти эмоции сигнализируют о том, что что-то не так и что необходимо что-то изменить, чтобы вернуть равновесие. Например, если человек чувствует боль, он предупреждается о необходимости что-то изменить, чтобы остановить боль.

Арли Рассел Хохшильд
Арли Хохшильд — профессор социологии Калифорнийского университета в Беркли. Ее теория эмоций касается 3 новых терминов; эмоциональный труд, правила чувств и временные ограничения. Хохшильд соглашается с идеей, что эмоции познаются через опыт и основаны на социальных нормах и ожиданиях. Она определяет эмоциональный труд как попытку почувствовать правильные эмоции в нужное время и вызвать правильные эмоции у других.

Правила чувств — это социальные правила для чувствования эмоций. Например, неуместно истерически смеяться на похоронах. Привязка времени относится к противоречивому влиянию семейных ценностей и трудовой этики на время человека. Хотя многие работающие люди заявляют, что семья является самым важным аспектом их жизни, они также проводят большую часть своего времени на работе. Хохшильд утверждает, что для того, чтобы справиться с этим противоречивым притяжением, люди используют одну из трех конкретных защит:

  • игнорируют личные потребности
  • удовлетворить личные потребности и нанять кого-то для помощи другим
  • создать воображаемый клон самого себя и представить, каким он или она были бы, если бы было только больше времени.

EmoNet
EmoNet — это интернет-сайт для любых дискуссий, касающихся эмоциональных исследований в организациях. Интернет-адрес: www.emotionsnet.org

. Дополнительные видео


Если вы ничего не знаете об эмоциях (Часть 1)
  Разговор с Полом Экманом  
Если вы ничего не знаете об эмоциях (Часть 2)   Закон эмоций Йеркса Додсона  

Психология гнева

  1. Гнев: замена эмоции
  2. Определение гнева
  3. Преимущества и издержки гнева: социальные, эмоциональные и медицинские

Введение

Гнев — это естественная и в основном автоматическая реакция на боль в той или иной форме (физическую или эмоциональную). Гнев может возникнуть, когда люди плохо себя чувствуют, чувствуют себя отвергнутыми , чувствуют угрозу или испытывают потерю .

Тип боли не имеет значения; важно то, что боль неприятна . Потому что гнев никогда не возникает изолированно, а обязательно которому предшествуют болевые ощущения , его часто характеризуют как «подержанную» эмоцию.


  • Одной боли недостаточно, чтобы вызвать гнев. Гнев возникает, когда боль сочетается с вызывающей гнев мыслью .
  • Мысли, которые могут спровоцировать гнев, включают личных оценок , предположений , оценок или интерпретаций ситуаций , которые заставляют людей думать , что кто-то другой пытается (сознательно или нет) причинить им боль .

В этом смысле гнев является социальной эмоцией ; У вас всегда есть цель, против которой направлен ваш гнев (даже если эта цель — вы сами). Чувство боли в сочетании с мыслями, вызывающими гнев, побуждают вас действовать , сталкиваться с угрозами и защищаться, нанося удары по цели, которая, по вашему мнению, причиняет вам боль.


Гнев: замещающая эмоция
  • Гнев также может быть замещающей эмоцией . Под этим мы подразумеваем, что иногда люди злятся, чтобы не чувствовать боли . Люди меняют чувство боли на гнев, потому что злиться лучше, чем испытывать боль . Это превращение боли в гнев может происходить сознательно или бессознательно.

  • Злиться , а не просто страдать имеет ряд преимуществ , в первую очередь среди них отвлечение внимания . Люди, испытывающие боль, обычно думают о своей боли. Однако разгневанные люди думают о причинении вреда тем, кто причинил боль. Частично трансмутация боли в гнев включает в себя переключение внимания — с сосредоточения на себе на сосредоточение на других.

  • Гнев, таким образом, временно защищает людей от необходимости признавать и справляться со своими болезненными реальными чувствами ; вместо этого вы должны беспокоиться о том, чтобы отомстить людям, на которых вы злитесь. Злость на себя может помочь вам скрыть тот факт, что вы находите ситуацию пугающей или чувствуете себя уязвимой.

  • Помимо создания хорошей дымовой завесы для чувства уязвимости, гнев также создает чувство праведность , сила и моральное превосходство которого нет, когда кому-то просто больно. Когда вы злитесь, вы злитесь по причине. «Люди, которые причинили мне боль, не правы — их надо наказать», — , — частый рефрен. Очень редко кто-то сердится на кого-то, кто, по их мнению, не причинил им серьезного вреда.


Определение гнева

Определение того, является ли чей-то гнев проблемой, часто зависит от того, согласны ли другие люди с тем, что их гнев, и действия, которые они предпринимают во имя своего гнева, оправданы .

Подробнее о гневе и управлении гневом

Злые люди всегда считают, что их гнев оправдан. Однако другие люди не всегда соглашаются. Социальное осуждение гнева создает реальные последствия для разгневанного человека. Разгневанный человек может чувствовать себя оправданным в совершении гневных, агрессивных действий, но если судья или коллегия присяжных не видят этого, этот разгневанный человек все равно может попасть в тюрьму. Если начальник не согласен с тем, что гнев, высказанный по отношению к покупателю, оправдан, работа все равно может быть потеряна. Если супруг не согласен с тем, что гнев был оправдан, в браке могут возникнуть проблемы.


Независимо от того, оправдано это или нет, соблазнительное чувство праведности, связанное с гневом , дает мощное временное повышение самооценки .

  • Гораздо приятнее злиться, чем признавать болезненные чувства, связанные с уязвимостью.
  • Вы можете использовать гнев, чтобы преобразовать чувство уязвимости и беспомощности в чувство контроля и силы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *