Что такое деятельность в психологии определение: Деятельность это

Лекция. Введение в психологию — Психологическая теория деятельности

Лекция. Введение в психологию — Психологическая теория деятельности
Лекции и практикум по психологии — Общая психология
Индекс материала
Лекция. Введение в психологию
Место психологии в системе других наук. Отрасли психологии
Методы психологии
История развития психологии
Природа и сущность психики и сознания человека
Психологическая теория деятельности
Все страницы

Страница 6 из 6

 

1.6 Психологическая теория деятельности

Теоретические сведения
Понятие деятельности в психологии.
Деятельность — это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности [Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Мещерякова, В. Зинченко, 2008].

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования [Немов Р.С., 2004].
Деятельность — это внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая осознаваемой целью [из лекции Л.А. Головей, 1995].
Из трёх представленных определений очевидно, что деятельность осуществляется осознающим субъектом в процессе его взаимодействия со средой и предполагает предметность и целенаправленность. Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Например, предметом познавательной деятельности является разнообразная информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт, предметом творческой деятельности — создаваемый принципиально новый материальный или культурный продукт.

В психологии понятие деятельности дифференцируется от понятия активности. Активностью обладает не только человек, но также растения и животные, но их активность ограничена. У животных она сводится к элементарным формам исследования среды обитания и научению, в отличие от разнообразной активности человека, которая в качестве одной из форм включает деятельность. Таки образом, деятельность выступает как специфический вид активности человека.
Р.С. Немов [Немов Р.С., 2004] обобщает главные отличия деятельности человека от активности животного.
1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового, по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.
2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.
3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях их жизни.
4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.
5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомофизиологического созревания организма.
То есть посредством деятельности человек осознанно меняет среду обитания (природную, культурную) и самого себя.
Также необходимо дифференцировать понятия «деятельность» и «поведение». Поведение, в отличие от деятельности, не обязательно предполагает создание некого продукта, может быть спонтанным, не вполне осознаваемым, не иметь конкретной цели, то есть быть хаотичным. Поведение детерминировано условиями ситуации и личностью человека, его характером и анализируется, как правило, именно в этом контексте.
Таким образом, деятельность человека — это весьма сложное и многообразное явление. В её осуществлении задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.

Структура деятельности.

Деятельность имеет сложное иерархическое строение, в котором традиционно выделяют 4 уровня: уровень особенных деятельностей (видов деятельности), уровень действий, уровень операций и уровень психофизиологических функций.
Уровень деятельности включает такие структурные элементы, как мотив (он предполагает эмоциональное переживание потребности, личностный смысл деятельности) и цель (осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлена деятельность).

Деятельность осуществляет субъект, личность, обладающая индивидуальной, системно организованной мотивационной сферой, в которой представлены ведущие мотивы, определяющие общую мотивационную направленность личности и его предпочтение тех или иных видов деятельности. (В разделе, посвящённом мотивационно-волевой сфере личности этот вопрос освещён более подробно). Выбор деятельности, постановка цели имеет индивидуальный личностный смысл в контексте общей жизнедеятельности человека.
Действие — это относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, то есть это основная структурная единица деятельности. Как пишет С.Л. Рубинштейн, «задача, в которой цель соотнесена с условиями, определяющими её осуществление, определяет психологическое строение действия» [Рубинштейн С.Л., 2000]. Внутренняя, психическая, деятельность имеет то же строение, что и внешняя, поэтому выделяют как внешние, так и внутренние действия (действия восприятия, мнемические, мыслительные действия, действия воображения).
Внешние и внутренние действия взаимосвязаны посредством интерио- ризации и экстериоризации (понятия введены Л.С. Выготским). Интериори- зация (от внешнего — к внутреннему) — процесс формирования стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами (например, формирование внутренней речи из внешней речи). Экстериоризация (от внутреннего — к внешнему) — вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане, воплощение их в материальном продукте, осуществление замысла.
Таким образом, на втором уровне деятельность предстаёт как совокупность взаимосвязанных действий.
Способ выполнения действия называется операцией. Ю.Б. Гиппенрей- тер приводит такие примеры различных операций, позволяющих достичь одной цели: «Говорят, женский способ вдевания нитки в иголку состоит в том, что нитка вдвигается в ушко иголки, а мужчины, будто бы, — ушко надвигают на нитку. Это…разные операции, в данном случае двигательные.
Ещё пример: вы хотите найти определённое место в книге, но обнаруживаете, что закладка, которую вы раньше положили, выпала. Вы вынуждены прибегнуть к другому способу отыскивания нужного абзаца: либо попытаться вспомнить номер страницы, либо, перелистывая книгу, пробегать глазами каждую страницу и т.п…» [Гиппенрейтер Ю.Б., 2008, С. 107.].
Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия и зависят от условий его совершения. Если действие отвечает задаче (промежуточной цели), решение которой приближает к конечной цели деятельности (тому, что человек хочет иметь в итоге), то операция отвечает условиям, в которых эта задача задана и решается. Операции мало осознаются или вообще не осознаются, в реальной жизни практически выпадают из сферы сознательного контроля и протекают автоматически.
На четвёртом уровне структуры деятельности находятся психофизиологические функции, которые обеспечивают выполнение операций. Для осуществления операций необходим организм, имеющий опорно-двигательный аппарат и управляемый высокоорганизованной нервной системой, которые позволяют строить сложные движения и координировать их в действия.
Проблема механизмов организации движений глубоко изучена выдающимся отечественным физиологом Н.А. Бернштейном, который доказал, что в основе построения движений лежит принцип сенсорных коррекций и действие рефлекторного кольца. На рис. 1 показана общая схема его действия. Подробно о работе рефлекторного кольца можно прочитать, например, в работе Ю.Б. Гиппенрейтер, включённой в список рекомендованной для освоения литературы.

Движения могут строиться на пяти уровнях, каждый из которых задействует разные морфологические слои центральной нервной системы: спинной и продолговатый мозг, подкорковые центры, кора головного мозга.
Уровень А — уровень тонуса мышц — самый низкий и самый древний. К нему относится непроизвольная дрожь, стук зубами. В — уровень синергии — заведует «внутренним пространством тела», обеспечивая движения без участия более высоких уровней, например, непроизвольная мимика, потягивания. С — уровень пространственного поля. На нём строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов — их форме, положению, длине, весу, например, ходьба, лазание, прыжки, броски, движение рук по клавиатуре пианино или компьютера. D — уровень предметных действий — это корковый уровень, к нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами, например, управление автомобилем, манипуляции с сотовым телефоном, управление кофемашиной, т.д. Е — уровень интеллектуальных двигательных актов — речевых движений, движений письма. Они определяются не предметным, а отвлечённым, вербальным смыслом.

В организации сложных движений участвуют сразу несколько уровней — тот, на котором строится движение, и все нижележащие.
Таким образом, структура деятельности объединяет целый ряд элементов от уровня видов деятельности с их мотивами и целями до уровня физиологического построения движений. В обобщённом виде это представлено на рис. 2, взятом из учебника по общей психологии А.Г. Маклакова.

Виды деятельности.

Человечество за время своего существования создало многообразие видов деятельности. С.Л. Рубинштейн базовыми видами деятельности считал труд, учение и игру. Наиболее изучены и описаны в психологии познавательная деятельность, учение, труд, игра, общение
Познание — деятельность, направленная на получение и обновление знаний, разработку понятий, схем, концепций, обеспечивающих понимание окружающего мира и ориентацию в нём. Общей целью познания является постижение истины через выявление в предметах или явлениях окружающей реальности некоторых существенных признаков, на основании которых строится модель данных предметов или явлений.
Учение — особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий. Учебная деятельность предполагает усвоение теоретических знаний, формирование умений и навыков, оно может реализовываться как самостоятельно субъектом, так и в учебно-воспитательных учреждениях. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования.
Структура учебной деятельности формируется у детей младшего школьного возраста (у дошкольников имеются только ее предпосылки, одной из которых выступает познавательный интерес), для которых учение является ведущим видом деятельности и определяет возникновение и развитие у них психологических новообразований данного возраста.
Труд — деятельность человека по преобразованию природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат — различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.
В каждом виде труда имеется своя, более или менее сложная, техника, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда более или менее значительную роль играют знания и навыки.
Игра — вид деятельности, цель которой сама деятельность, а не её результат. В игре главное — участие, то есть важен сам процесс. Игра является если не разновидностью обучения, то ее ответвлением, потому что она, как и обучение, является подготовкой к труду. Все игры в той или иной степени учат какому-то виду умственной или физической деятельности, приносят какие-то навыки, знания, умения, развивают логику, эрудицию, реакцию, физическое состояние тела и так далее.
Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, среди взрослых. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки.
Общение — это деятельность, направленная на обмен информацией между общающимися людьми и их взаимодействие. Оно преследует целью установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, достижение целей совместной деятельности.
На разных возрастных этапах психического развития та или иная деятельность выступает как ведущая, то есть овладение этой деятельностью и её осуществление обеспечивает основные психичесикие новообразования возраста.
Р.С. Немов [Немов Р.С., 2004] выделяет ряд аспектов (линий) прогрессивного преобразования (развития) деятельности:
1. Филогенетическое и культурно-историческое развитие системы деятельности человека.
2. Онтогенетическое освоение и развитие видов деятельности в процессе индивидуального развития человека.
3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.
4. Дифференциация деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.
В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Она обогащается новым предметным содержанием, её объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовой культуры. У деятельности появляются новые средства реализации, они ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации. В процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других ее компонентов, они превращаются в умения и навыки, в результате из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое деятельность?
2. Что является предметом деятельности?
3. Как соотносятся понятия «активность» и «деятельность»?
4. В чём различия активности животного и деятельности человека?
5. Какова структура деятельности?
6. Какие уровни построения движений выделил Н.А. Бернштейн?
7. Какие виды деятельности определены и изучены в психологии?
8. По каким линиям идёт развитие деятельности?

Источник: Психология: учебное пособие / Отв. ред. Е.В. Казакова, М.В. Корехова, Э.В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. — Архангельск: Издательство «РАО», 2018. — 219 с.


<< Предыдущая — Следующая


Личность и деятельность » Психология

— Основы психологии и познания (Автор: Психолог)

Личность и деятельность
Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества. Во всякой деятельности можно выделить такие компоненты (этапы): постановку цели, планирование работы, выполнение работы, проверку результатов, подведение итогов, оценку работы.

Виды деятельноститрудовая (имеет результатом создание общественно полезного продукта), творческая (дает новый оригинальный продукт высокой общественной ценности), учебная (направлена на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для образования и последующей трудовой деятельности) и игровая (средство познания окружающего мира посредством сюжетных и ролевых и онлайн игры).

Умением называют освоенный человеком способ выполнения деятельности. Умения приобретаются на практике путем упражнений. Навыком называют такое действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате многократных упражнений.

Различают навыки двигательные (моторные) и интеллектуальные (в области умственной работы — например, навыки правописания). Физиологической основой навыка является динамический стереотип, сформировавшийся в мозгу человека.
Привычкой называют потребность человека совершать определенные действия.

Привычка — это навык, ставший потребностью. Навык есть возможность успешного осуществления действий, привычка — побуждение производить эти действия. Различают привычки бытовые (например, гигиенические) и нравственные (например, вежливость).

В деятельности выражается личность человека, и одновременно деятельность формирует его личность.
Формирование деятельности у человека происходит в следующем порядке: импульсивное поведение (на первом году жизни — исследовательское), с годами — практическое, затем — коммуникативное и наконец — речевое.

Личностьсистемное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Направленность личности совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

Деятельностьдинамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых возникают и воплощаются в объекте психический образ и реализуются опосредствованные им отношения субъекта в предметной действительности.

прочитали статью 32 561 раз(а) и оставили 0 комментариев.

Другие статьи о психологии

  • Личность, индивид и его психологические характеристики, структура
  • Направленность и установка личности
  • Талант
  • Военнослужащий — личность, индивидуальность, субъект
  • Социализация личности
  • Комментарии о Личность и деятельность

    Парапсихология | Психология сегодня

    Паранормальные явления

    Отзыв от Psychology Today Staff

    Парапсихология — это область исследования, изучающая паранормальные или «психические» явления, включая предполагаемые умственные способности, такие как телепатия и телекинез. Парапсихологи стремятся проверить существование и исследовать природу переживаний и способностей в паранормальной сфере.

    Содержание
    • Что такое парапсихология?
    • Парапсихология: правда и вымысел

    Что такое парапсихология?

    Парапсихология занимается изучением различных предполагаемых психических явлений учеными и учеными, включая поиск доказательств их существования. Среди этих явлений:

    • Предвидение : восприятие информации о будущем, например, в видении или сне
    • Ясновидение : восприятие информации об удаленных местах
    • Телепатия : общение разума с разумом (без использования обычных органов чувств)
    • Экстрасенсорное восприятие (ESP) : восприятие, которое выходит за пределы пяти чувств, включая вышеперечисленные термины
    • Психокинез или телекинез : манипулирование объектами силой мысли
    • Внетелесные переживания (ВТО) (например, восприятие собственного тела сверху)
    • Призраки и призраки

    Что такое пси?

    Пси — это общий термин, используемый в парапсихологии для явлений, изучаемых в этой области, включая когнитивные, такие как общение между разумами, а также физические, такие как движение объекта мысленно.

    Когда зародилась парапсихология?

    Хотя парапсихологические идеи имеют глубокие исторические корни, Джозеф Бэнкс Райн считается основателем парапсихологии как научного направления. В 1930-х годах он и его коллеги из Университета Дьюка провели исследования экстрасенсорного восприятия, используя для поиска доказательств такие средства, как угадывание карт и бросание костей.

    Что такое паранормальные явления?

    К паранормальным явлениям относятся явления, которые невозможно объяснить в соответствии с текущим научным пониманием мира. Такие события, кажется, бросают вызов, например, установленным фактам о работе восприятия и физического движения.

    Парапсихология: факты и вымысел

    Критики парапсихологии ссылаются на отсутствие убедительных доказательств истинной паранормальной активности и трудности с повторением очевидных результатов. Они также утверждают, что парапсихологи не смогли исключить все естественные объяснения явлений, которые они изучают.

    В то время как исторические доказательства и представления о психических явлениях часто оказывались ложными, современные парапсихологи стремились использовать научный метод для проверки своих гипотез с помощью эмпирических данных. Тем не менее, даже некоторые из самых громких исследований очевидных психических явлений были поставлены под сомнение из-за методологических проблем.

    Нашли ли психологи доказательства экстрасенсорного восприятия?

    В 2011 году крупный журнал по психологии опубликовал статью, в которой сообщалось о доказательствах предвидения, включая, казалось бы, невозможные явления, например, участники исследования с большей вероятностью «вспоминают» слова, которые они изучали только постфактум. Однако другие ученые изо всех сил пытались воспроизвести эти результаты, и некоторые критики предполагают, что оригинальные исследования иллюстрируют, как недостаточно тщательные методы могут привести к вводящим в заблуждение результатам.

    Должен ли я прислушиваться к совпадениям?

    Совпадения могут быть поразительными и наводящими на размышления — термин «синхронность» используется для описания кажущихся значимыми событий без очевидной причинно-следственной связи — есть причины скептически относиться к совпадениям, отражающим что-то сверхъестественное. К ним относятся тенденции людей искать закономерности и рассказывать связные истории о потенциально случайных событиях.

    Стоит ли верить экстрасенсам?

    Экстрасенсы не являются парапсихологами, но способности, которыми они должны обладать, такие как чтение мыслей и общение с мертвыми, связаны с аналогичными явлениями. Множество психологических факторов может привести к ошибочной вере в силу экстрасенса, включая предвзятость подтверждения, склонность выборочно обращать внимание на информацию, которая подтверждает ранее существовавшее убеждение.

    Как объяснить внетелесный опыт?

    Существуют ли естественные объяснения появления призраков?

    Ряд факторов может помочь объяснить очевидные встречи с призраками или другими невидимыми существами. К ним относятся физиологические изменения в мозге, вызванные стрессом, и эволюционировавшая склонность человеческого разума «обнаруживать» преднамеренную активность в неоднозначных ситуациях.

    Основные материалы для чтения

    Последние сообщения

    Смысл и позитивная психология | Студенческое благополучие

    Понимают ли ваши ученики ценность своего времени, проведенного в классе? Знают ли они, каковы их интересы и над чем они работают? Наличие чувства смысла является важным элементом структуры PERMA, поскольку оно дает учащимся цель для направления своих усилий.

    Что подразумевается под «значением»?

    В позитивной психологии «смысл» — это связь с вещами, которые вас мотивируют. В классе учащиеся могут выполнять значимую работу, когда понимают ценность своего времени, проведенного в школе, и то, как их текущие уроки связаны с уже изученным материалом.

    «Значение» в классе — это не просто связь с содержанием учебной программы. Когда учащиеся участвуют в уроках, они создают инструменты для критического мышления, развивают любовь к учебе и взращивают чувство своих сильных сторон и интересов. Посредством уроков и взаимодействия со всем школьным сообществом учащиеся формируют более широкое чувство цели и связи с чем-то большим, чем они сами.

    Почему в классе важна осмысленность?

    Когда учащиеся понимают, почему то, что они делают, важно, они улучшают свою способность понимать материал и применять навыки критического мышления. Но исследования показывают, что значимость также имеет важные преимущества для благополучия:

    • Понимание того, как их работа связана с чем-то большим, чем они сами, помогает учащимся повысить свою вовлеченность и интерес к работе.
    • Тем, кто пережил травму или болезненные события в своей жизни, будет легче вернуться на правильный путь, если то, что они делают, имеет для них смысл.
    • Более глубокого уровня вовлеченности можно достичь, если учащиеся понимают, почему они что-то делают.

    Как привнести смысл в класс?

    Связывание занятий в классе с интересами и ценностями учащихся является жизненно важным шагом, помогающим им найти смысл в своем образовании.

    1. Определите, что важно

    Уделите время в классе, чтобы подумать о сильных сторонах и интересах учащихся, а также провести с ними интеллектуальную деятельность, в ходе которой они смогут определить, что для них важно. Вот несколько способов сделать это:

    • Попросите учащихся назвать важные для них вопросы.
    • Узнайте карьерные цели студентов и области, которые их интересуют.
    • Поощряйте учащихся использовать свои собственные примеры и предлагать темы для изучения.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *