Гештальтпсихология | это… Что такое Гештальтпсихология?
Запрос «Гештальт» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.
Содержание
|
Основные теоретические положения
Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).
Кристиан фон Эренфельс (1859—1932), один из предшественников гештальтпсихологии, еще в начале прошлого века подчеркивал, что «целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей». Гештальт (нем.
Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт.
— Карл Дункер[1].
Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.
Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей.
Принципы гештальта
Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
- близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.
- схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.
- целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
- замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.
- смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
- общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).
Гештальт-качества
Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.
При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).
Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).
Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).
В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».
Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).
Константы восприятия
Константность размера
Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.
Константность формы
Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.
Константность яркости
Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.
Фигура и фон
Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.
Вклад
Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.
См. также
- Гештальттерапия
- Архетип (психология)
Примечания
- ↑ Карл Дункер. Психология мышления. — М., 1965. — С. 33.
Литература
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1994.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987.
- Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления. — М., 1965. С. 21—85.
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. — М., 1965. С. 86—234.
- Arnheim R. Visual thinking. Berkeley and Los Angeles: California UP, 1967.
- Koffka K. Principles of Gestalt psychology. N.Y., 1935.
- Kohler W. Gestalt psychology. N. Y., 1947 (revised ed.).
- Джеймс Р. Льюис. Энциклопедия сновидений. — C. 151.
Ссылки
- Кёлер Вольфганг. Некоторые задачи гештальтпсихологии
- Серж Гингер. Гештальтлексикон
- Наранхо К. Базовые техники гештальттерапии
- Акиоши Китаока Иллюзии Акиоши Китаока
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ | это… Что такое ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ?
(от нем. Gestalt – образ, структура, целостная форма) – одно из направлений идеалистич. психологии, возникшее в Германии в 1-й четверти 20 в. и выдвинувшее в качестве осн. объясняющего принципа психологии целостное объединение элементов психич. жизни, несводимое к сумме составляющих, – «гештальт». Филос. основой Г. послужили феноменология Гуссерля, махизм, а также т.н. «философия формы», получившая свое развитие в конце 20-х гг. в работах Г. Фридмана о «морфологическом идеализме». Теория Г. тесно связана также с идеалистич. трактовкой эстетики изобразит. иск-ва (А. Гильдебранд). Подобно другим развившимся в то время направлениям психологии (вюрцбургской школе мышления, лейпцигской школе целостной психологии, бихевиоризму), возникновение Г. явилось реакцией на ассоцианизм (см. Ассоциативная психология) и в какой-то мере на «физиологическую» психологию и способствовало усилению наметившейся тогда дезинтеграции бурж. психологии (начало т.н. кризиса психологии). Приобретавшая все большее распространение идея целостности реализовалась в Г. как целостность динамич. ситуации и ее формальной структуры. Понятие «гештальт» было введено Эренфельсом в 1890 при исследовании им зрит. восприятий. Распространив его впоследствии на др. виды восприятий, Эренфельс вкладывал в него след. содержание: если дается нек-рая последовательность, допустим, слуховых раздражений (тонов), то они воспринимаются не просто как множественность не связанных друг с другом звуков, а как мелодия, представляющая собой определ.
Берлинская школа Г. просуществовала до 30-х гг., когда значит, часть ее представителей эмигрировала из Германии. Эволюция Г. пошла по пути расширения понятия «гештальт», его универсализации и выхода не только за пределы восприятия [в область мышления и памяти – Коффка, Кёлер, Вертхеймер, Дункер (т.
Лит.: Келер В., Исследование интеллекта человекоподобных обезьян, пер. с нем., М., 1930; Коффка К., Основы психологического развития, пер. с нем., М.–Л., 1934; Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед, [под ред. Л. А. Орбели], т. 2, М.–Л., 1949; Выготский Л. С., Избр. психологические исследования. Мышление и речь, М., 1956; Wertheimer M., Experimentelle Studien über das Sehen von Bewegung, «Z. Psychol, und Physiol. Sinnesorgane», Lpz., Abtl. l, Bd 61, H. 3–4, 1910–11, S. 161–265; Köhler W., Die physischen Gestalten in Ruhe und im stationären Zustand, Braunschweig, 1920; Ehrenfels Ch., Über «Gestaltqualitäten», «Vierteljahrschr. wiss. Philos.», Lpz., 1890, Jg 14, H. 3, S. 249–92; Müller G., Komplextheorie und Gestalttheorie, Göttingen, 1923; Wertheimer M.
M. Роговин. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Гештальт-психология: определение, принципы и примеры
Гештальт-психология: эта статья дает практическое объяснение Гештальт-психологии Макса Вертхаймера, Курта Коффки и Вольфганга Кёлера.
После прочтения вы поймете основы этого мощного психологического инструмента.
Эта статья также содержит общее определение гештальт-психологии, ее принципы и практические примеры.
Хотите неограниченный доступ без рекламы?
Что такое гештальт-психология?
Слово гештальт происходит от немецкого и используется для описания того, как что-то собирается. Часто его переводят на английский язык как «форма», «форма» или единое целое.
Гештальт-психологию можно определить как школу мысли, которая возникла в начале двадцатых годов и считает, что объект или сцена в целом больше и важнее, чем ее компоненты.
Эта концепция побуждает нас рассматривать разум и поведение как единое целое и рассматривать их. Гештальт утверждает, что целое больше, чем сумма его частей. Такой подход вносит ясность в хаос, помогая унифицировать отдельные части информации и искать закономерности.
Движение также способствовало изучению ощущений и восприятия. Цель состояла в том, чтобы понять, как люди придают смысл миру, в котором они живут, и как они определяют порядок в беспорядке.
Согласно гештальт-психологии, люди интерпретируют то, что они видят в мире, в зависимости от того, что они ожидают увидеть, и пытаются найти закономерность в том, что они видят и переживают.
Кто является основателем гештальт-психологии?
Гештальт-психология была основана в Германии в начале двадцатого века психологом Максом Вертхаймером и соучредителями Куртом Коффкой и Вольфгангом Кёлером. Другими именами, связанными с этим движением, являются Курт Гольдштейн и Эрнст Мах.
Все они встретились в Психологическом институте Франкфуртского университета, где Вертхаймер работал профессором, а Коффка и Келер помогали ему в работе. Университет также является местом, где они сформировали школу мысли, гештальт-психологию.
Вертхаймер известен своей концепцией, называемой феноменом Фи. Во время своего путешествия он заметил, как на вокзале два отдельных светильника, которые включаются и выключаются, создают иллюзию движения. Затем Вертхаймер заинтересовался изучением восприятия, что положило начало его исследованиям в области гештальт-психологии.
Своим исследованием он ответил структурализму и подходу психолога Вильгельма Вундта, который был известен тем, что разбивал психологические события на отдельные части.
Макс Вертгеймер, с другой стороны, обнаружил, что части связаны между собой, и поверил в рассмотрение человеческого разума и поведения в целом.
Эксперименты
Эксперимент, аналогичный опыту Вертхаймера с двумя мигающими огнями на вокзале, положил начало исследованиям в области гештальт-психологии. В этом эксперименте Вертхаймер и его коллеги, Коффка и Келер сосредоточились на понятии «кажущегося восприятия».
Они обнаружили, что когда два огня мигают один за другим, это создает иллюзию непрерывного движения.
Вместо того, чтобы видеть два отдельных источника света, человек будет воспринимать один источник света как движущийся от точки первого источника света к месту, где стоит второй источник света.
Это был еще один результат, подкрепивший веру гештальтистов в то, что человеческий разум имеет свой способ организации и что он основан на восприятии вещей в целом, а не отдельных частей.
Каковы основные принципы гештальт-психологии?
После основания гештальт-психологии соучредитель Курт Коффка опубликовал Принципы гештальт-психологии , в которых он представил гештальт-теорию и ее принципы. Следующие принципы гештальт-психологии описывают, как работает человеческое восприятие и как мы придаем значение объектам и событиям. Эти принципы часто называют законами гештальта.
Закон близости
Закон близости гласит, что когда человеческий глаз видит элементы, расположенные близко друг к другу, мы воспринимаем их как набор или группу. Например, как мы читаем текст. Когда буквы складываются вместе, наше восприятие состоит в том, что они образуют слово.
Закон подобия
Еще один способ группировки элементов в полях зрения — поиск сходства. Элементы, которые выглядят одинаково, будут автоматически сгруппированы вместе. Например, во время спортивного мероприятия люди, одетые в футболки одного цвета, воспринимаются как члены одной команды. Это называется законом подобия.
Продолжение
Также частью гештальт-психологии является принцип продолжения, или закон непрерывности. В нем говорится, что человеческий глаз предпочитает видеть непрерывную линию или восприятие движения, а не отдельные элементы. Пример. Мы воспринимаем объекты, например вывеску на здании, на которой дерево частично закрывает букву X. Наш разум по-прежнему будет воспринимать ее как букву X, и мы без проблем прочитаем вывеску. Мы видим непрерывность линий.
Замыкание
Закон замыкания объясняет, почему люди предпочитают видеть законченные элементы. Видя неполные элементы, мы можем восполнить недостающую информацию, чтобы все еще воспринимать ее как завершенную. Этот принцип часто используется в рекламе. Рекламщики придумывают ориентировочные фразы для заполнения публикой. Считается, что такой подход вызывает интерес и большее вовлечение аудитории.
Фигура-фон
Принцип фигуры и фона объясняет, как люди в поле зрения различают фигуру и фон. Фигура — это объект или человек, занимающий центральное место в нашем поле зрения, в то время как фон присутствует меньше и воспринимается как фон.
Это объясняет, как человеческое восприятие объекта или ситуации может отличаться от чьего-либо восприятия, которое зависит от того, что воспринимается как фигура и фон.
Этот принцип использовал датский психолог Эдгар Рубин, экспериментировавший с оптическим обманом.
Общая судьба
Еще один принцип гештальт-психологии — принцип общей судьбы. Когда человеческий глаз видит элементы, движущиеся вместе в определенном направлении, они обычно воспринимаются как группа.
Пример общей судьбы — когда мы видим детей, направляющихся на детскую площадку, что может заставить нас воспринимать их как единое целое. Элементы можно просматривать отдельно, если это сделано намеренно.
Закон Прагнанца
Невозможно тратить время и энергию на все вокруг нас. Поэтому мы склонны организовывать элементы, которые видим, самым простым способом. Человеческий разум предпочитает простоту, поэтому мы стараемся упростить то, что воспринимаем.
Таким образом, когда мы видим машину, нам не нужна дополнительная информация, чтобы понять, на что мы смотрим. Это называется законом Прагнанца. Pragnänz — это немецкое слово, означающее краткость на английском языке.
Упомянутые выше принципы помогают нам понять, как работает человеческое восприятие. Гештальт-теоретики признают, что на то, как мы видим мир, также влияют другие факторы, такие как личность, ожидания и опыт.
Пример гештальт-психологии
Один из примеров, используемых для объяснения гештальт-психологии, следующий: Феномен Фи.
Фильм, например, представляет собой серию отдельных изображений, но при быстром показе изображений мы воспринимаем их как непрерывное движение, тогда как в действительности его нет. По мнению гештальт-психологов, это результат того, что наш разум восполняет недостающую информацию. В этом примере отсутствующей информацией являются промежутки между изображениями.
Это показывает, что «целое» играет более важную роль в человеческом сознании, чем сумма отдельных частей.
Применение гештальт-психологии
Базовая психология
Основные психологические процессы, такие как восприятие и внимание, находятся под сильным влиянием гештальт-психологии. Эти основные психологические процессы являются фундаментальными и применимы к практическим вопросам. Например, развитию в изучении восприятия способствуют программы, которые проводятся для предотвращения аварий путем улучшения дорожных знаков. Это можно сделать только с помощью знания, которое у нас есть о восприятии.
Коммуникация
Чтобы иметь возможность вызывать внимание аудитории, люди, работающие в сфере коммуникации и творчества, используют гештальт-психологию.
Людям, работающим художниками, публицистами или дизайнерами, важно понимать, как человеческий разум интерпретирует изображения. Это знание может помочь им создавать работу, которая будет доноситься до их аудитории так, как они задумали.
Решение проблем
Чтобы решить проблему, важно понимать проблему, с которой вы работаете.
В гештальт-психологии считается, что проблема состоит из компонентов, которые связаны и взаимодействуют друг с другом. Чтобы решить проблему, вам нужно реорганизовать эти компоненты, чтобы найти новое решение. Эта творческая реорганизация компонентов проблемы называется продуктивным мышлением.
Гештальт-психологи рекомендуют использовать продуктивное мышление, чтобы проникнуть внутрь себя в различных вопросах.
Образование
В образовании гештальт-психология применяется для восприятия и решения проблем. Применение гештальт-психологии к образованию подразумевает, что учителя должны поощрять учащихся к решению проблемы, обнаруживая различные элементы проблемы и то, как они связаны.
Гештальт-терапия
Терапия, основанная на гештальт-психологии, представляет собой гуманистический подход, в котором люди рассматриваются как сильные и независимые существа. Он рассматривает функционирование человеческого разума с целостной точки зрения, при этом у каждого человека есть свои мысли, переживания и реальность.
Развитие гештальт-терапии началось в 1940-х годах с автора Фрица Перлза.
Он утверждал, что у каждого человека есть своя собственная реальность, которая определяется нашим восприятием, и что мы сами несем ответственность за изменение нашего восприятия. Этот образ мышления также является центральным в гештальт-терапии, где личностный рост и построение личности являются центральными точками.
Гештальт-институт Кливленда
Гештальт-институт Кливленда привлекает людей со всего мира. В институте организуются семинары и обучающие программы, основанные на принципах и методологиях гештальта. Дизайн семинаров и учебных программ направлен на переход от индивидуального уровня к организационному уровню.
Гештальт-психология в повседневной жизни
Гештальт-психология также может применяться в нашей повседневной жизни. Как упоминалось в этой статье, гештальт-психологию можно использовать для решения проблем и поощрения творчества. Кроме того, знание принципов гештальта может помочь нам понять, как мы воспринимаем мир, объяснить оптические иллюзии и помочь понять наше поведение.
Получайте обновления от Toolshero о новых методах, моделях и теориях!
Теперь ваша очередь
Что вы думаете? Узнаете объяснение гештальт-психологии? Вы признаете принципы в том, как вы воспринимаете вещи? Распознаете ли вы этот тип психологии в том, как люди вокруг вас воспринимают мир? Есть ли способ, которым вы могли бы применить эти знания в своей работе или учебе? Бывают ли ситуации, в которых вы не воспринимаете объекты или события в целом? Есть ли у вас какие-либо советы или дополнительные комментарии?
Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.
Дополнительная информация
- Беренс, Р. Р. (1998). Искусство, дизайн и теория гештальта. Леонардо, 31(4), 299-303.
- Келер, В. (1967). Гештальт-психология. Психологический поиск. 31(1), XVIII-XXX.
- Келер, В. (2015). Задача гештальт-психологии. Издательство Принстонского университета.
- Вертхаймер, М. (1968). Справочник по гештальт-психологии. Psyccritiques, 13 (8).
Как цитировать эту статью:
Ван Вельден, Э. (2020). Гештальт-психология . Получено [указать дату] с сайта toolshero: https://www.toolshero.com/psychology/gestalt-psychology/
Добавьте ссылку на эту страницу на своем веб-сайте:
1 / 5. Всего голосов: 9
Пока голосов нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.
Сожалеем, что этот пост не был вам полезен!
Давайте улучшим этот пост!
Расскажите, как мы можем улучшить этот пост?
Метки: Теории мотивации
Гештальт-теория: повторение психологического принципа, который должен знать каждый дизайнер
В последнее время теория гештальта (также гештальтизм ) приобрела огромную популярность, особенно среди дизайнеров. На самом деле, это похоже на тенденцию. Тем не менее, принципы гештальта очень полезны, и дизайнеры должны знать о них.
Большинство авторов обсуждают принципы гештальта в абстрактной форме. Другие сосредотачиваются на полиграфическом дизайне. Статей о гештальтизме в цифровых продуктах немного. Хотя цифровые и печатные продукты поначалу разные, они придерживаются одних и тех же правил компоновки. Детали могут отличаться от печатных публикаций, но идеи остаются актуальными.
В этой статье я хочу подчеркнуть влияние гештальтизма на цифровой дизайн. Кроме того, я хочу объяснить, как и почему гештальтизм вообще работает. Я также написал статью, в которой подробно обсуждаются отдельные принципы и иллюстрируется их применение в цифровом дизайне.
Вы можете использовать принципы гештальта, не зная основы гештальт-психологии. Вероятно, вы уже используете некоторые принципы в своих проектах. Однако гораздо интереснее использовать принципы гештальта для объяснения своей работы. Клиенты и коллеги поймут ваши рассуждения и почему ваше решение работает. Для этого важно не только знать, что есть принцип, но и почему и как он работает.
Прочтите статью Лукаса Опперманна о гештальт-принципе близостиОбъяснение гештальт-принципа близости для дизайнеров
Гештальт-психология в двух словах
Гештальт-психологи утверждают, что нам необходимо систематизировать то, что мы видим, чтобы понять мир . Каждую секунду на сетчатку попадает почти бесконечное количество информации. Без использования шаблонов для упорядочения мы бы перегрузили наш мозг.
Что такое гештальт-психология?
Гештальт-психология — это школа мысли, изучающая человеческий разум и поведение в целом. Пытаясь осмыслить окружающий нас мир, гештальт-психология предполагает, что мы не просто сосредотачиваемся на каждом маленьком компоненте. Вместо этого наш разум склонен воспринимать объекты как часть большего целого и как элементы более сложных систем. (Источник: www.gestaltcleveland.org).
Психологи описывают этот процесс упорядочивания как объединение ощущений в связные сцены. Результатом этого процесса является восприятие . Восприятие – это субъективно переживаемый, сознательный результат процесса восприятия.
Что такое восприятие?
Восприятие — это представление о том, на что похоже что-либо, которое вы получаете от своих органов чувств. (Источник: Кембриджский словарь английского языка).
Идея в том, что мы понимаем наш мир, видя его целиком, а не отдельные части.
Истоки гештальт-психологии
Название «гештальт-психология» не имеет четкого определения. Он используется для многих психологических идей, связанных с восприятием. Основой для всех идей является статья Кристиана фон Эренфельса (члена школы Брентано), написанная в 189 г.0. В нем он ввел понятие «гештальт» в философию и психологию.
Берлинская лаборатория экспериментальной психологии определила то, что мы знаем как гештальт-психологию. Основанная в 1893 году, она входила в состав Берлинской школы экспериментальной психологии. Когда Вольфганг Келер возглавил это направление в 1922 году, оно стало школой гештальт-психологии. Вместе с Максом Вертхаймером и Куртом Коффкой он основал гештальт-психологию в том виде, в каком мы ее знаем.
Название происходит от немецкого слова «гештальт», что означает форму или форму. Гештальт-психология или гештальтизм описывает школу мысли в психологии и фокусируется на нашей способности находить организационные принципы в ощущениях.
В основе гештальт-психологии лежит идея, описанная фон Эренфельсом в его статье. Восприятие обладает качествами, отличными от простого сочетания сенсорных качеств. Чтобы понять это, сначала нужно узнать, что психологи подразумевают под «качеством» восприятия. Качество описывает ощущение в сенсорной области, такой как зрение или слух. Электромагнитная волна, попадающая на нашу сетчатку, может, например, иметь качество «красный» или «синий».
Курт Коффка перефразировал это так: «Целое есть нечто иное, чем сумма его частей». (Часто ошибочно цитируется как «больше чем».)
Представьте себе кошку. Что вы замечаете в первую очередь? Вы воспринимаете кошачьи ноги, кошачьи уши, кошачье тело и кошачью голову, или вы видите кошку? Макс Вертгеймер утверждал, что на самом деле мы сначала воспринимаем кошку целиком. Только раз мы увидели кошку, мы можем увидеть отдельные части, из которых она состоит.
Психологи сказали бы, что «гештальт» первичен в восприятии. Это означает, что целое определяет части, из которых оно состоит. Обратное означало бы, что целое — это «вторичное качество», возникающее из его частей. Это означало бы, что вы сначала видите детали.
Поскольку гештальт первичен для восприятия, вы видите кошку, а затем короткие ноги.
Одно из критических замечаний по поводу гештальт-психологии состоит в том, что она носит описательный характер. Это означает, что он описывает только психологические явления. Он не может делать прогнозы или определять причинно-следственные связи. Кроме того, поведение интерпретируется исходя из опыта человека. Это называется качественным исследованием, которое некоторые считают менее надежным.
Однако в последнее время некоторые количественные исследования поддержали идею гештальт-психологии. Количественные исследования фокусируются на больших наборах данных, а не на интенсивных личных опросах.
Узнайте больше о дизайне от Лукаса Опперманна в сети экспертов Built In11 Преимущества систем проектирования для дизайнеров, разработчиков, владельцев продуктов и команд
Что такое гештальт-принципы?
Закон prägnanz является фундаментальным принципом гештальт-психологии. В нем говорится, что мы организуем переживания (ощущения), чтобы они были регулярными, упорядоченными, симметричными и простыми.
Что такое закон Прегнанца?
Люди будут воспринимать и интерпретировать неоднозначные или сложные изображения как простейшую возможную форму, потому что интерпретация требует от нас наименьших когнитивных усилий. (Источник: lawsofux.com).
Со временем гештальт был усовершенствован, чтобы включить в него принципы группировки.