«Избирательность внимания» (Г. Мюнстерберг)
Если говорить об избирательности внимания простыми словами, то ею является возможность воспринимать информацию даже в случае наличия помех. При высокой избирательности внимания вы способны выделять значимые вещи и одновременно игнорировать второстепенные. В случаях, если избирательность внимания низкая, сделать это значительно труднее, что заставляет тратить больше времени на выполнение определённых задач.
Для определения избирательности внимания вы можете воспользоваться данной методикой, автором которой является американский психолог Гуго Мюнстерберг.
В представленном тексте вам необходимо как можно быстрее найти и выделить отдельные слова. Всего в тексте 25 слов. Это необходимо сделать как можно быстрее (засеките секундомер).
бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафакультетуекэкзаментрощ ягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршроч фшуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптсл хэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкн есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвтью лижьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурсзжшнапт йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваы эзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн хтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдт нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтдкнноп |
Время, полученное в результате прохождения методики, переводится в баллы согласно таблице:
Время (в секундах) |
Балл |
Уровень избирательности внимания |
250 и более |
0 |
I низкий |
240-249 |
1 |
I низкий |
230-239 |
2 |
I низкий |
220-229 |
3 |
I низкий |
210-119 |
4 |
I низкий |
200-209 |
|
I низкий |
190-199 |
6 |
I низкий |
180-189 |
7 |
II средний |
170-179 |
8 |
II средний |
160-169 |
9 |
II средний |
150-159 |
10 |
II средний |
140-149 |
11 |
II средний |
130-139 |
12 |
II средний |
120-129 |
13 |
II средний |
110-119 |
14 |
III высокий |
100-109 |
|
III высокий |
90-99 |
16 |
III высокий |
80-89 |
17 |
III высокий |
70-79 |
18 |
III высокий |
60-69 |
19 |
III высокий |
Менее 60 секунд |
20 |
IV очень высокий |
Результатами вы можете поделиться в комментариях. Всегда помните, что любые качества вы можете развивать, поэтому если ваши результаты оказались не слишком высокими — это не повод расстраиваться, но повод двигаться дальше!
Подписывайтесь на социальные сети проекта «Не молчи»::
Техника «Четыре ребёнка-Я» Уровень соотношения ценности и доступности Фанталовой
Не молчи | Псхологическая помощь 89037113822
Рейтинг: 5 / 5 «Избирательность внимания» (Г. Мюнстерберг)как свойство восприятия и качество личности
Избирательность – это приобретаемая или вырабатываемая способность личности к направленному восприятию. Данное качество подразумевает контроль собственного мышления, внимания, восприятия и сознания в целом, благодаря чему психика способна выделить определенный объект или событие из ряда происходящих внешних изменений.
Избирательность свойство восприятия, позволяющее выделять главное, а второстепенные моменты оставлять на периферии в размытом фоне. Это важное качество личности для поддержания психического равновесия и общей успешности деятельности, поскольку психика довольно быстро истощается, когда перерабатывает много материала одновременно, появляется необходимость концентрации на главном и отстранении от менее насущных деталей. Именно избирательность позволяет человеку совершать выбор относительно своего местоположения и группы лиц для общения, употребляемой пищи и направления жизненного пути – категории совершенно разные по своей сути и масштабу влияния на дальнейший ход событий, однако все они осуществляются с использованием выбора.
Что это такое
Качество личности избирательность появилось в ходе эволюции и первоначально касалось базовых витальных моментов – человек выбирал, что есть, чтобы не отравиться, где спать, чтобы не подвергаться опасности, куда переселяться, чтобы улучшить свое проживание. Данные физиологические все еще остались в качестве примера избирательного поведения, однако к этому еще добавился рациональный контроль разума над происходящим. Так избирательность в плане питания сводится теперь не только к инстинктивному выбору пищи без ядов, но также и к контролю количества калорий в ней или способа приготовления и его вредности.
Избирательность касается выбора места работы и жительства, а также модели построения отношений с окружающими.
Человек физически не может присутствовать везде и уделять всем внешним стимулам одинаковое внимание, именно поэтому появляется потребность выбора направления своего внимания и основного вектора энергии. Только таким образом можно получить какие-либо ощутимые плоды, а не метаться между наиболее яркими стимулами.
Спонтанное построение своей деятельности и совершение выборов на основании первых внутренних побуждений является признаком отсутствия избирательности. Подобное поведение может приводить к довольно плачевным последствиям, несмотря на то, что в процессе подобного следования событиям испытываются довольно яркие чувства, часто характеризуемые как ощущение наполненности жизни и максимальных эмоций. Однако, поддавшись импульсу человек способен потерпеть материальный крах, пропустить серьезные и доверительные отношения, растратить свою жизненную энергию впустую.
Именно данное качество помогает идти к своим целям кратчайшим путем, это основа планирования своего будущего, где заранее закладываются вещи, требующие отдельного внимания.
Избирательность расписывает наши дни в угоду поставленным приоритетам, автоматически оставляя без энергии области, высасывающие энергию или мешающие реализации. Но она помогает не только идти к чему-то в будущем, а также сохраняет имеющиеся жизненные выборы. Так человек бросивший пить не будет устраивать свой праздник в баре, девушка, решившая сохранить девственность, не поселится в притоне, а человек с арахнофобией не пойдет работать в музей энтомологии. Все это говорит о наших выборах для поддержания той картины мира, которая нам наиболее приятна и воодушевляющая, а вот при нарушении таких выборов возможен полнейший перекос жизненных ценностей и потеря своей внутренней уникальности.
Избирательность всегда немного сложнее по своему механизму, чем простое принятие решения, строящееся на желаниях или необходимости. Данное качество позволяет просчитывать возможные последствия выбора на несколько шагов вперед, благодаря чему желания и необходимость могут меняться местами. Так выбирается не самая приятная деятельность, способная привести к осуществлению более масштабного желания, чем получение удовольствия в настоящем. Точно также выбор может быть сделан в пользу текущего момента, когда оценка внутренних ресурсов покажет практически полное истощение и потребность в немедленном восполнении, пока не развилось депрессивное расстройство. То есть избирательность помогает выбирать хорошее в долгосрочной перспективе и целостности организма и психики.
Тесно связано это понятие со свободой и проявлением внутренней ответственности, поскольку представляет собой момент выбора. Любой поворот на жизненном пути подразумевает определенные последствия, идущие за этим, и тогда на первый план выходит готовность человека принять данные изменения, отвечать за свои поступки и выборы. Свобода носит характер внутреннего смысла, ведь даже понимание, как следует поступить, не всегда приводит к действиям. Внутренний паралич, ориентация на мнение окружающих забирает у человека его личные свободные проявления своих выборов, оставляя избирательность исключительно теоретическим качеством.
Благодаря качеству избирательности можно судить о вкусе человека относительно любых моментов – от еды до предметов искусства, предпочтений общения или времяпрепровождения. Это своеобразный маркер развития личности и ее потребностей, отражение возможностей и внутренней готовности эти возможности реализовать. Каждый раз, когда люди взаимодействуют, избирательность позволяет оценить, насколько человек близок и находится в том же кругу, не задавая лишних вопросов. В действенном пространстве выборов человек максимально демонстрирует, на что он ориентирован – на развитие или удержание стабильности, на роскошь и потакание своим желаниям или аскетичность в угоду познанию.
Избирательность в отношениях
Избирательность в людях является ключевым моментом в построении благополучных и счастливых отношений любого уровня. Относительно интимных отношений избирательность предполагает предпочтение одного конкретного человека остальным представителям его пола. Во многом такой вид избирательности обусловлен биологическими законами регулировки выбора партнера для дальнейшего воспроизведения потомства. Соответственно роль соматических реакций и подсознательных выборов в данном контексте значительно больше, чем при выборе работы или места жительства.
К категориям, влияющим на избирательность в отношениях, относят видовые и индивидуальные. Первые предполагают традиции, заложенные в каждом представителе определенного этноса или группы людей. Тут могут быть и определенные внешние параметры и поведенческие паттерны, считающиеся благоприятными. Большее разнообразие вариантов дает уже индивидуальный уровень выбора, включающие особенности характерологических проявлений партнера, его внешних данных, возрастных и социальных характеристик.
Ранее избирательность в отношениях по социальному статусу была более категоричной, чем в современном мире, однако существуют правила, обойти которые не представляется возможным.
Никто сейчас не будет запрещать брак между рабочими и интеллигенцией, но трещина довольно скоро появится сама, когда люди столкнуться с разницей своих жизненных философий и предпочтений, культурной базы и образования.
Сложность избирательности отношений заключается в частом противоречии между биологическими и социальными факторами, между тем, чего хочется телу и что понимает разум. Это могут быть варианты, когда между людьми вспыхивает яркая страсть, но им не о чем говорить, их страны воют и все знакомые, да и они сами, поразмыслив логически, осудят данную связь. Также нередки случаи, когда на уровне разума все сходится – и возраст, и карьерные успехи, люди из одного общества, имеют много общих тем, но совершенно противны друг другу в рамках физического восприятия.
Но есть и отношения, помимо интимных, где момент избирательности так же крайне важен. Тут имеется ввиду не только кого считать другом и сколько таких людей может быть, но также и регуляция степени близости, формата взаимодействия, уровня доверия. Отношения строятся во всех сферах человеческого существования, и оставаться друзьями со всеми бывает невозможно не только в силу личной неприязни, но и в ракурсе конкуренции или учите сложностей взаимодействия других людей.
Те, кто способен четко фильтровать свой круг общения могут выстроить благоприятный эмоциональный фон, заручиться поддержкой и надежностью. Люди, не умеющие держать дистанцию, впускающие в свой дом или психологическое пространство всех, кто стучит, в итоге оказываются в плохом душевном состоянии, а часто еще и обвиненными в проблемах. Чрезмерная наивность и малое количество знакомых существенно снижают избирательность в отношениях, по мере увеличения количества друзей автоматически возникает вопрос выбора.
Мир огромен и невозможно уделить одинаковое время всему и всем, кто в нем присутствует, да это и не требуется, ведь многие персонажи и события банально не заслуживают внимания и в лучшем случае просто никак не отражаются на жизни. Есть смысл делать выбор и идти к тем и туда, где находится удовольствие и развитие собственной личности, оставляя все остальное без чувства вины. Это может показаться предательством в некоторых моментах, особенно если мнением человека пытаются манипулировать, но в таком случае предательство происходит даже в магазине, когда вместо яблок, вы берете груши.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Избирательное внимание и возбуждение
Избирательное внимание и возбуждение штат Калифорния Университет, НортриджИрис Бенели
(весна 1997 г.)
Теории селективного внимания предполагают, что люди склонны ориентироваться или обрабатывать информацию только из одной части окружающей среды, исключая другие части. Существует огромное количество доказательств, подтверждающих это Избирательное внимание регулируется уровнем нашего возбуждения. Большинство постоянный вопрос в литературе заключался в том, были ли сдвиги во внимании, которые сопровождают изменения уровня возбуждения, автоматическим или преднамеренным. Один сегмент исследовательского сообщества занимался этим вопросом через вместимость модели . Эти теории предполагают, что у всех нас есть ограниченное количество умственных способность распределять различные задачи в любой момент времени. количество задач, упомянутых здесь, также можно назвать кусками. Куски единицы, которые уже были сохранены в долговременной памяти, элементы с которыми мы знакомы или структурно похожи на предметы, которые мы знакомы с. Трудно нормализовать количество элементов или фрагменты, которые любой человек может хранить в кратковременной памяти или извлекать из долговременной памяти. Существует много индивидуальных различий из-за к предшествующему опыту и восприятию обрабатываемого материала.
Первоначальные доказательства этого явления были получены в работе голландским психологом по имени де Гроот в 1940-х годах. Его опыты требовали шахматисты разных способностей воспроизводить шахматные доски в середине игры. Каждому участнику давали 5 секунд на просмотр доски, после чего все фигуры были сняты с доски. Затем участника попросили воссоздать игру. Начальный результаты показали, что более опытные игроки могут воспроизводить 90% фигур с первой попытки, а более слабые игроки воспроизвели только 40% произведений. Чтобы оценить, являются ли выводы были связаны со способностями каждого игрока или знакомством с доской, затем игроки были выставлены на доску с различными фигурами, размещенными случайно на нем. В этом эксперименте положение каждой части не имело личного значения для игрока, поскольку участников не останавливали за игрой в шахматы. Этот эксперимент не показал существенных различий между сильными игроков и более слабых игроков.
Модели, предложенные Broadbent (1957), Treisman (1960), Дойч и Дойч (1963) и Норман (1968) были более выдающихся теорий в этой области, чтобы развить теорию де Гроота модель памяти . Все эти модели пытались объяснить процесс, с помощью которого мы обращаем внимание на определенную информацию, но не на всю доступная нам информация. Можно определить свое окружение по звуковые, обонятельные, вкусовые, зрительные и тактильные раздражители, информация, упомянутая выше. Проблема всех этих теорий решать было место отбора раздражителей. Более в частности, модели должны были объяснить процесс, посредством которого мы в состоянии осмыслить наше окружение, учитывая, что мы постоянно завален информацией.
Первоначальная модель называлась теорией узких мест внимание , так как информация может быть получена только от одного источник в любой момент времени. Форма модели похожа на букву «Y», символизирующую два входящие источники информации с двумя плечами Y и одним конечный источник распознается через фильтр. Этот фильтр символизирует расположение выделения внимания. Бродбент (1957) разработал модель фильтра , чтобы объяснить предположение, что узкое место возникает до распознавания образов, и это внимание определяет, какая информация достигает стадии распознавания образов. Эта модель утверждает, что селективный фильтр позволяет информации поступать только с одного канала за раз, в рабочую память.
Исследования с использованием задачи на дихотическое прослушивание, помогают проиллюстрируйте модель фильтра Бродбента . В этих исследованиях Участника просят надеть наушники и просят слушать только одно ухо и сообщать эту информацию. информация, представляемая участнику, отличается два уха, и поэтому идеально подходит для модели фильтра. Участники, как правило, не осознают оставленного без присмотра уха. содержания или даже языка. Те, кто знает, что другое ухо информация отличается от информации посещаемого уха может только сообщить, был ли это человеческий голос, и был ли это мужской голос или женский голос.
Расширением задачи дихотического прослушивания Бродбента является Задание на слежку, которое требует от участников повторения посещаемых информацию уха вслух. Затенение сообщения обеспечивает доказательство что участник следует инструкциям и следит за правильное ухо. Во время задания по слежке субъекты полностью не зная о сообщении оставленного без присмотра уха. Кроме того, когда информация переключается с одного уха на другое в контексте поток, участник следует за этим переключателем. Трейсман (1960) обнаружил, что контекстуальные эффекты языка, которые влияние окружающего контекста на узнавание шаблоны, часто заставляли участников сообщать информацию из необслуживаемое ухо.
Пример: Вас зовут Билл, и в общественном месте ты слышишь знакомый голос, зовущий тебя по имени, и в то же время незнакомый голос зовет тебя по имени. Билл очень распространен имя, поэтому вы, скорее всего, обратились бы к знакомому голос.
Пример: Вас зовут Идо, и вы находитесь в общественном месте. вы слышите знакомый голос, зовущий вас по имени, и незнакомый голос выкрикивает ваше имя. Идо — очень редкое имя (в некоторых частей света), и поэтому вы, скорее всего, попытаетесь выступить с обоими спикерами. Предпочтение, какой голос вы бы внимание в первую очередь будет зависеть от личного выбора и предварительного опыт.
Вопрос о расположении фильтра выбора Бродбента возникает, поскольку участник может следить за переключением между уши в продолжении сообщения. Трейсман предложил модель, которая состоит из двух компонентов, каждый из которых зависит от другого, чтобы функционировать правильно, назвал модель ослабления . Один уже установленным компонентом этой модели является селективный фильтр, и новый предложенный элемент — словарь». Этот словарь символизирует информацию или слова, которые требуют очень низкого порог для признания. Порог также может быть воспринимается как громкость, необходимая для того, чтобы услышать определенные слова или информация. При описании этого явления коктейльная вечеринка эффект часто используется в качестве примера:
Вы находитесь на вечеринке и разговариваете с другом через толпу комнате вы слышите, как кто-то говорит ваше имя. Как так возможный?
В модели подавления Treisman селективный фильтр различает два сообщения на основе их физического характеристики, такие как местоположение, интенсивность и высота звука. словарь» в модели Трейсмана позволяет выбирать между сообщения на основе содержания. Определенная информация требует очень низкий порог активации осознания стимула, например наше имя в примере с коктейльной вечеринкой. Модель затухания следовательно, предполагает снижение воспринимаемого громкость оставленного без присмотра сообщения. Это сообщение обычно не быть достаточно громким, чтобы достичь своего порога, если только он не имеет очень низкого порог для начала (ваше имя), или есть общий мгновенное уменьшение для всех сообщений. Пример генерала. мгновенное уменьшение для всех сообщений можно проиллюстрировать с помощью следующий пример:
Вы находитесь в аэропорту и ищете друг, только что приехавший из Лондона. У твоего друга маленькая рамка и темные волосы. Вы будете искать ворота аэропорта для всех люди, которые имеют маленькое телосложение и темные волосы, и быстро устранить всех, кто этого не делает.
Модели Бродбента и Трейсмана предполагают, что выбор фильтр во внимании происходит до выбора, или шаблон этап узнавания. Более поздние модели Deutsch and Deutsch (1963 г.) и Норман (1968) попытался объединить растущую информацию о Память и процесс выбора внимания. Эти более свежие модели утверждали, что отбор происходит после распознавания образов этап. В этих моделях внимание эквивалентно выбору этап.
Дойч и Дойч предложили, чтобы оба канала информации узнаются, но быстро забываются, если только они не являются личными отношение к личности. В экспериментах по затенению участника просят повторить определенное сообщение, которое создаст личная значимость, необходимая во внимании. Норман разработал на модели Дойча и Дойча, предполагая, что отбор определяется не только релевантностью сенсорной информации, но и сила входа.
Сила входа может быть объяснена стимуляцией любого из сенсорные системы: зрительная, слуховая, обонятельная и осязательная. Эта стимуляция сопровождается усилением возбуждения. От с дарвиновской точки зрения, это усиление возбуждения необходимо для выживание. Возможно, усиление обонятельных раздражителей могло бы спасти живет во время пожара. Это увеличение стимулов затем увеличит активность в мозге, а не только в области, участвующей в обработке входящие обонятельные раздражители, так как весь мозг необходим для разобраться с ситуацией. Задействованы две основные системы в биологических механизмах возбуждения; первый из них ретикулярной активирующей системы (РАС), а второй — вегетативная нервная система . Ретикулярная активирующая система часто связано с общим возбуждением, которое снижает сенсорную пороги, мышечный тонус и различные другие реакции. Для Например, RAS может передать сообщение сердцу с запросом на больше крови будет прокачано в подготовке к этому бою или бегству сценарий. При этом вегетативная нервная система вырабатывает ряд телесных изменений, которые подготавливают человека к использованию большое количество энергии.
Когнитивная интерпретация любого заданного сценария влияет реакция упреждающего возбуждения. Учитывая, что мы интерпретируем окружающая среда как угрожающая или потенциально захватывающая, мы были бы вероятно увеличение возбуждения, как коркового (RAS), и вегетативным (частота сердечных сокращений). Эта перспектива позволяет слияние положительной и отрицательной ситуации для выявления одинаковая физиологическая реакция. Например, во время теннисного матча. как наше умственное, так и физическое возбуждение необходимы для удачная игра. Ситуация не должна быть опасной для жизни один для того, чтобы вызвать возбуждение, скорее многие действия связанные с возбуждением. Социальные психологи утверждают, что когнитивный диссонанс может вызвать возбуждение. Когнитивный диссонанс предложил Леон Фестингер (1957), был определен как следующее: «два элемента [убеждения и/или поведение] находятся в диссонансное отношение, если, рассматривая только эти два, обратная сторона один элемент будет следовать из другого» (Брюэр и Крано). когда неожиданное событие или информация неприятны, это требует облегчения, которое вызывает возбуждение. Возбуждение здесь интерпретируется как когнитивная и физиологическая реакция на раздражители.
Подразумевалось, что требуется определенный уровень возбуждения для всех видов деятельности. В 1955 Хебб предложил связь между возбуждение и производительность, которые можно представить как обычный звонок изгиб. Как показано выше, возбуждение необходимо для функционирования Хебб предположил, что в сценарии «сражайся или беги» возбуждение необходимо для поведенческого эффективность в нашей повседневной жизни. Хебб предположил, что низкий уровни возбуждения будут вызывать негативные поведенческие реакции, и подтверждение этому было найдено в исследовании Heron (1957). В этом учебы, Херон заплатил студентам колледжа мужского пола значительную сумму денег. лежать на кровати столько дней, сколько они смогут выдержать. Различный были приняты меры для получения ограниченной стимуляции среда. В среднем через день результаты начали появляться, с испытуемыми, указывающими, что у них проблемы с мышлением четко. Примерно через 48 часов большинство участников были не в состоянии выполнить основные математические вычисления (например: 12 x 5 = ?). Галлюцинации стали обычным явлением, и концентрация была низкой.
Пытаясь объединить избирательное внимание и возбуждение, можно
обнаружить, что это круговая модель. Оптимальный уровень возбуждения
позволяет получать информацию, выбирая порог раздражителей
необходимые для распознавания, а фильтр выбора
информация зависит от различных аспектов нашего когнитивного устройства и
наш опыт выбора стимулов, на которые мы обращаем внимание. Прежний
опыт, а также наше восприятие раздражителей влияет на наше
уровень возбуждения, а также процесс выбора. Тогда стимулы могут
вызвать или уменьшить возбуждение, отправив процесс в новое
цикл.
Ресурсы в Интернете
Здесь предлагается краткий обзор внимания и автоматизма. сайт. Он описывает задачу дихотического слушания, узкое место модель, модель затухания и модели позднего отбора, с иллюстрации.Этот сайт объясняет фильтр Бродбента модель, и это проблемы.
Этот сайт предлагает обширный список литературы о последствиях возбуждения для Память.
Модель возбуждение (как предложил Аптер в 1982) показан здесь. Эта модель объясняет возбуждение в сочетании с гедонистическим тоном. стремление испытать удовольствие.
Общий обзор
возбуждения дается здесь со списком литературы. А
устанавливается связь между теорией Халла и Берлайном, который пытался
объяснить связь между возбуждением и любопытством.
Ссылки
- М. Б. Брюэр и В. Д. Крано (1994). Социальные Психология . Сент-Пол: West Publishing Компания.
- Д. Бродбент (1958). Восприятие и общение . Лондон: Пергамон Пресс.
- Дж. Дойч и Д. Дойч (1963). Внимание: некоторые теоретические соображения. Психологический обзор , 70:80-90.
- Р. Э. Франкен (1994). Человеческая мотивация . Бельмонт: Издательство Брукс/Коул.
- Д. Канеман (1973). Внимание и Усилие . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
- Ребер А.С. (1995). Словарь по психологии . Лондон: Группа пингвинов.
- С. К. Рид (1996). Познание . Бельмонт: Брукс/Коул Издательская компания.
17 Примеры избирательного внимания (2023)
Избирательное внимание относится к способности намеренно сосредоточивать внимание на конкретных аспектах ситуации или информации. Это позволяет человеку игнорировать несущественные или отвлекающие элементы, поэтому обрабатывается только определенная информация.
В нашей среде существует невероятное количество «данных». Он включает визуальные и слуховые стимулы, внутренние мысли и воспоминания, а также тонкий обонятельный ввод и даже внутренние телесные ощущения.
Несмотря на все, что происходит вокруг нас, у каждого человека ограничены когнитивные способности. Это означает, что они могут думать только об ограниченном количестве информации за раз.
Без селективного внимания наше сознание было бы потоком несвязанных мыслей, неорганизованных и непонятных.
Избирательное внимание чрезвычайно полезно. Это позволяет нам решать проблемы, следовать логическим выводам и формулировать стратегии.
Примеры избирательного внимания
- Разговоры в кафе: Возможность поговорить с другим человеком в шумном ресторане.
- Чтение при включенном телевизоре: Чтение книги, пока ваш партнер сидит рядом с вами и смотрит телевизор.
- Проведение презентации: Проведение устной презентации о плюсах и минусах различных методологий исследования перед вашими однокурсниками и профессором.
- Телефонные разговоры в оживленных местах: Разговор по телефону с родственником в доме, полном энергичных детей.
- Прослушивание и вождение: Прослушивание аудиокниги по дороге на работу.
- Занятия спортом в толпе: Участие в хорошо посещаемом баскетбольном турнире в присутствии шумной толпы, восторженных чирлидеров и школьной группы.
- Хирургия: Выполнение неотложной медицинской процедуры в загруженном отделении неотложной помощи.
- Ментальная фильтрация: Также известная как предвзятость к негативу, она предполагает внимание к негативу и игнорирование позитива. Это может привести к негативным последствиям, таким как тревога и депрессия.
- Прослушивание лекции: Возможность следить за лекцией профессора в классе, даже если в комнате много отвлекающих факторов.
- Что делать с храпом: Написание научной работы в своей комнате в общежитии, пока ваш сосед храпит, а другие жильцы устраивают вечеринку в коридоре.
- Привлечение внимания во время вождения: Вождение по городу и избегание столкновений с другими транспортными средствами, пешеходами и велосипедистами.
- Настойчивость в убеждениях: Избирательное внимание может также относиться к когнитивному искажению, когда внимание уделяется только вещам, подтверждающим вашу точку зрения, что приводит вас в эхо-камеру.
Практические примеры избирательного внимания
1. Избирательное внимание и сигналы лица
Человеческое лицо представляет зрителю огромное количество информации. Можно различить знакомство, возраст, пол, этническую принадлежность, привлекательность, направление взгляда и эмоциональное состояние. На человеческом лице даже есть сигналы относительно уровней эстрогена и тестостерона.
Это невероятное количество информации, которую можно обработать с первого взгляда. Итак, возникает интересный вопрос, когда мы размышляем о быстрой обработке лицевых сигналов: обрабатываются ли они автоматически или в результате избирательного внимания ?
В обзоре соответствующих исследований нейровизуализации Vuilleumier (2002) предполагает, что обработка эмоционально сбалансированных лицевых сигналов не является функцией избирательного внимания, а происходит автоматически:
«Существует замечательное совпадение поведенческих и нейрофизиологических данных, свидетельствующих о том, что наш мозг оснащен механизмами, улучшающими обнаружение и реакцию на эмоциональную информацию о лице, производя непроизвольные воздействия на внимание и другие поведенческие реакции» (стр. 297).
2. The Spotlight Theory Of Selective Visual Attention
В современном сериале о Шерлоке Холмсе есть известная сцена Элементарно , на котором Шерлок смотрит несколько телевизоров одновременно. Поскольку его когнитивные способности настолько поразительны, он может обрабатывать информацию из всех источников одновременно.
Эта способность противоречит теории выборочного зрительного внимания (Posner et al., 1980), согласно которой мы можем фокусироваться только на одном аспекте изображения за раз.
Наше внимание сканирует изображение, подобно тому, как прожектор освещает определенную область. Но наша способность обрабатывать это изображение ограничена областью, находящейся в центре внимания.
Область вокруг прожектора называется бахромой. Хотя полоса видна, она не обрабатывается сознательно из-за ограниченного избирательного внимания.
McMains и Somers (2004) провели довольно сложное исследование, включающее фМРТ и визуальное представление стимулов, чтобы определить, так ли это на самом деле.
В обзоре исследования Тонга (2004):
«В целом, исследование предоставляет убедительные фМРТ и психофизические данные, демонстрирующие, что центр внимания зрительного внимания действительно может быть разделен» (стр. 525).
3. Эффект вечеринки с коктейлем
Один из примеров избирательного внимания, с которым мы все знакомы, обычно называют эффектом вечеринки с коктейлем. Это связано со способностью человека отфильтровывать разговор, происходящий вокруг него, и сосредотачиваться только на разговоре, в котором он участвует.
Термин был первоначально введен Черри (1953):
«Как мы распознаем, что говорит один человек, когда другие говорят в то же время («проблема вечеринки с коктейлем»)?» (стр. 975-976).
Черри провела несколько экспериментов, в которых участникам требовалось прослушивать два разных сообщения одновременно. Эта экспериментальная процедура позже была названа дихотической задачей прослушивания .
Исследования показали, что на способность разделять два одновременных сообщения могут влиять: пол говорящего, направление, откуда исходит сообщение, а также высота тона и скорость речи.
4. Избирательное внимание и социально-экономический статус
Социально-экономический статус может иметь существенное влияние на успеваемость детей, их физическое и психическое здоровье, а также на их карьерный рост (см. обзор Ursache & Noble, 2016) . Эти различия могут быть результатом множества факторов, в том числе качества школ и доступных внеклассных ресурсов.
Рэй и др. (2017) изучили 47 детей в возрасте 3–4 лет (33 из детей с низким уровнем СЭС и 14 с высоким уровнем СЭС).
Исследователи использовали парадигму дихотического прослушивания, в которой каждый ребенок сидел между двумя говорящими. Они слушали две одновременно представленные истории, каждую через разных динамиков, но им было приказано слушать только одну.
Затем детям задали несколько вопросов на понимание.
Результаты показали, что:
«В 1-й год, хотя группа HSES имела несколько более высокую точность ответов на вопросы на понимание, чем группа LSES, эта разница не была статистически значимой…» и «С 1-го по 2-й год группа LSES продемонстрировала значительное улучшение точности» по вопросам понимания».
Итак, различия в избирательном внимании между двумя группами были минимальными и стали менее выраженными в течение последующего года.
5. Психология магии
Все любят хорошие фокусы. Несмотря на то, что все мы знаем, что такой вещи, как «магия», не существует, большинство из нас все еще испытывает благоговейный трепет даже перед самыми простыми трюками, которые выполняет каждый фокусник.
Возьмем, к примеру, трюк с исчезающей монетой. Монета исчезает, когда она переходит из одной руки в другую. Мы все видели этот фокус сто раз и даже знаем, как он делается; монету не передают, а подсовывают.
Маг очень хорошо знает психологию ума, и они полагаются на это понимание, чтобы направить наше внимание туда, куда им нужно. Это называется контролем внимания и зависит от нашей невнимательной слепоты.
Одним из ключевых принципов магии является неправильное направление; фокусник обманом заставляет публику затенить одну руку глазами, в то время как другой рукой он выполняет действие, которое обычно было бы замечено.
Каждый хороший фокусник хорошо изучает психологию.
Заключение
Избирательное внимание — чрезвычайно важная характеристика мыслительных процессов. Способность управлять своим вниманием, чтобы намеренно сосредоточить внимание на конкретных особенностях ситуации, необходима для прогресса человечества.
Без этой способности научный анализ и элементарная беседа с друзьями были бы невозможны; все фокусники были бы неудачниками, а спортсмены неспособными выступать перед толпой.
Избирательное внимание позволяет нам читать в шумной обстановке, выступать с устными докладами перед коллегами и следить за болтовней наших профессоров, даже если наше воображение искушается всевозможными другими соображениями.
Ссылки
Барнхарт А. и Голдингер С.Д. (2014). Ослепленный магией: движение глаз выявляет неправильное направление внимания. Границы психологии, 5 . https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.01461
Черри, Э. К. (1953). Несколько экспериментов по распознаванию речи, одним и двумя ушами. Журнал Акустического общества Америки, 25 (5), 975–979.
Джеймс, В. (1890 г. ). Принципы психологии. Нью-Йорк: Холт.
МакМейнс, С.А., и Сомерс, округ Колумбия (2004). Множественные прожекторы отбора внимания
в зрительной коре человека. Нейрон, 42, 677–686.
Познер, М.И., Снайдер, Ч.Р., и Дэвидсон, Б.Дж. (1980). Журнал экспериментальной психологии, 109, 160–174.
Стивенс, К. и Бавелье, Д. (2012). Роль избирательного внимания в академических основах: перспектива когнитивной неврологии 90 192 . Когнитивная нейронаука развития, 2 (1), 30-48. https://doi.org/10.1016/j.dcn.2011.11.001
Тонг, Ф. (2004). Разделение прожектора зрительного внимания . Нейрон, 42 (4), 524-526. https://doi.org/10.1016/j.neuron.2004.05.005
Урсаче, А., и Ноубл, К.Г., (2016). Социально-экономический статус, белое вещество и исполнительная функция у детей. Мозг и поведение , 6 (10), e00531. https://doi.org/10.1002/brb3.531
Вийомье, Патрик. (2002). Выражение лица и избирательное внимание. Текущее мнение в психиатрии, 15 (3), 291-300. https://doi.org/10.1097/00001504-200205000-00011
Рэй, Х. А., Стивенс, К., Пакулак, Э., Исбелл, Э., Белл, Т., и Невилл, Х. (2017) . Развитие избирательного внимания у детей дошкольного возраста из более низкого социально-экономического статуса. Когнитивная неврология развития, 26 , 101-111. https://dpi.org/10.1016/j.dcn.2017.06.006
Дэйв Корнелл (доктор философии)
+ сообщения
Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.
Крис Дрю (доктор философии)
+ сообщения
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии).