Что отличает креативных людей
Креативность зачастую проявляет себя как парадоксально-загадочный феномен. У некоторых креативное мышление — постоянная характерная черта, у других же оно включается под влиянием ситуации и контекста. Вдохновение и идеи нередко появляются из ниоткуда и затем не дают о себе знать когда мы в них особенно нуждаемся. Креативное мышление требует комплексной когнитивной деятельности и при этом очень отличается от обычного мыслительного процесса.
Нейронауке креативность видится очень комплексным процессом. Она гораздо больше, чем теория об отличии правого и левого полушария (левое полушарие отвечает за рационально-аналитическое мышление, а правое за креативность и эмоции). Ученые считают, что креативность подразумевает ряд когнитивных процессов, нейронных связей и эмоций, но при этом у нас до сих пор нет целостной картины, как работает творческое мышление.
Ниже мы приводим наблюдения Скотта Барри Кауфмана, психолога из Нью-Йоркского Университета, который потратил много лет на изучение креативности. Итак вот они — 18 отличий креативных личностей.
1. Они мечтают.
Креативные люди знают — несмотря на то, что говорила учительница в третьем классе, что мечтать — это что угодно, но только не пустая трата времени. Витание в облаках способствует процессу «креативной инкубации» и многие из нас по опыту знают, что наши самые лучшие идею приходят к нам из ниоткуда, когда наши мысли непонятно где. Согласно исследованиям мы мечтаем, когда сознание находится в очень активном состоянии, и тогда возможны внезапные осознания. Ученые-нейрологи также установили, что мечтание связано с теми же мозговыми процессами, что и воображение и креативность.
2. Они наблюдают за всем и вся.
Мир для креативного человека — кладезь возможностей. Они постоянно черпают из него информацию, которая становится пищей для его креативной экспрессии. Писательница Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что записывает свои наблюдения за людьми и событиями, что позволяло ей лучше понимать противоречия своего собственного ума: «Какие бы мы наблюдения не записывали, связующим звеном всего, что мы видим, всегда, прозрачно, бесстыдно, безжалостное «Я».
3. Они работают в то время, когда им лучше всего работается.
Многие известные творческие люди говорили, что им лучше всего работается или ранним утром или поздним вечером. Владимир Набоков, например, начинал писать сразу после пробуждения в 6 или 7 часов утра. А Франк Лойд Райт вставал в три утра чтобы поработать несколько часов, а потом снова ложился спать. Не имеет значения, когда именно, но творческие личности выявляют свое самое продуктивное время и вокруг него структурируют свой день.
4. Они находят время чтобы побыть в одиночестве.
«Чтобы быть открытым для креативности, нужно иметь способность конструктивно использовать одиночество. Необходимо преодолеть страх одиночества», — писал американский теоретик экзистенциальной психологии Ролло Мей. Считается, что творческие люди в большинстве случаев одиночки, и хотя это не всегда соответствует действительности, именно пребывая в одиночестве они создавали свои лучшие работы.
5. Они извлекают пользу из жизненных неурядиц.
Многие ставшие популярными на весь мир истории и песни родились от того, что автор испытывал ужасную боль или был с разбитым сердцем. Положительный момент таких жизненных обстоятельство состоял в том, что они становились катализатором для создания шедевров. В психологии появилось даже целое направление, которое изучает посттравматические состояния, в которых трудности у людей вызывают вспышки креативности.
6. Они интересуются всем новым.
Креативным нравится испытывать новые ощущения и состояния ума. Такая открытость — важный показатель получения креативного результата.
7. Они регулярно терпят поражения.
Настойчивость — необходимое условие для креативного успеха. Занимаясь креативной работой, человек зачастую регулярно терпит фиаско. До тех пор, пока не найдет то, что надо. Креативные люди, по крайней мере успешные, — научились не воспринимать неудачи на свой счет.
8. Они любознательны.
Креативные люди неизменно любопытны. Во время интенсивой беседы или витания в облаках, креативный смотрит на мир и хочет знать, почему он именно такой какой есть.
9. Они наблюдают за людьми.
Наблюдательные по природе и интересующиеся жизнью других, креативные нередко любят наблюдать за другими людьми, черпая из этого процесса иногда свои лучшие идеи. Марсель Пруст всю свою жизнь наблюдал за людьми и записывал свои наблюдения, что нашло свое отражение в его книгах.
10. Они не боятся рисковать.
Часть креативного процесса связана с рисками и многие преуспевают, рискуя в самых разных сферах жизни. Как отметил сотрудник редакции Forbes в своей колонке, описывая гений Эйнштейна: «Креативность – это способность делать что-то из ничего. Для этого нужна способность сделать достоянием общественности то, что родилось в воображении. Такая работа не подходит робким. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, репутация запятнана, не самым лучшим образом вложенные деньги – вот побочные эффекты творческого процесса».
11. Они рассматривают свою жизнь как возможность для самовыражения.
Ницше считал, что и жизнь человека, и мир следует рассматривать как произведение искусства. Люди с креативной жилкой более склонны видеть мир именно так, а потому постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.
12. Они следуют за своими увлечениями.
Креативные, как правило, что-то делают исходя из внутреннего желания, а не потому что их греет мысль о будущем вознаграждении или признании. Креативных людей побуждают к действию интересные и в то же время сложные задачи, которые так или иначе согласовываются с их внутренней мотивацией.
13. Они не боятся выходить за рамки своего «потолка».
Мечтание помогает выйти нам за рамки своего ограниченного видения и попробовать другие виды мышления, что может стать неоценимой составляющей креативной работы. Согласно исследованиям при этом может возникнуть некая «психологическая дистанция», когда человек принимает точку зрения другого человека или размышляет над его проблемами, как будто бы они были нереальными. И это также интенсивирует креативное мышление.
14. Они испытываю состояние «потока».
Креативные люди могут обнаружить, что в то время, как они пишут, танцуют, рисуют картины или выражают себя каким-то другим образом, они оказываются в состоянии «потока», которое им помогает созидать на пике своих способностей. «Поток» — это состояние сознания, при котором человек достигает высшей степени концентрации и спокойствия. При этом он почти не подвержен влиянию внешних отвлекающих факторов, которые могли бы помешать его деятельности. Состояние «потока» приходит, когда человек занимается любимым делом.
15. Они окружают себя красотой.
Как правило у креативных хороший вкус и потому в результате они находятся в окружении красивых вещей. Согласно исследований музыканты обнаруживают у себя превосходный вкус к предметам имеющим художественную ценность.
16. Они умеют видеть целостную картину.
Креативных отличает умение видеть возможность там, где ее нет. Они визионеры. Многие творческие люди говорили, что креативность — это всего лишь умение видеть связи там, где другие не видят. Как выразился Стив Джобс: «Креативность — это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое.»
17. Они стараются избегать монотонности.
Разнообразие впечатлений больше чем что-либо другое имеет значение для креативности. Креативным нравится все переставлять местами, испытывать новое и избегать обыденности.
18. Они находят время для рефлексии.
Креативные знают цену ясному и сфокусированному сознанию — ведь от этого зависит их работа. Многие творческие люди для этого используют медитацию. Наука доказывает, что благодаря медитированию улучшаются умственные способности, улучшается память и концентрация, стабилизируется эмоциональное состояние, снижается стресс. Все это способствует креативному мышлению.
По материалам huffingtopost.com
Креативность – Что Это Такое? (Как Стать Креативным Человеком)
Сегодня часто можно услышать «креативная идея», «креативное решение». Что такое креативность, и что значит креативный человек? Креативность в наши дни очень популярна, но не все понимают значение данного слова. Можно ли стать креативным, и как это сделать? В каких сферах больше всего востребовано данное качество? Кто из жителей планеты признан самым креативным? Ответы можно найти в данной статье.
Краткое содержание:
Что такое креативность?
Креативность – это способность выходить за рамки традиционных идей, правил, шаблонов, отношений и т. п., и создавать новые значимые идеи, формы, методы, интерпретации и т. д; оригинальность, прогрессивность или воображение. Вот что такое креативность.
Понятие «креативность» иногда путают с творческими способностями. Это не одно и то же. Креативный человек может повстречаться у каждого на пути. Такие гении создают шокирующие произведения искусства, поначалу не признаваемые обществом, но потом становящиеся классикой. Их творения выбиваются из струи, стоят особняком, а порой противоречат всему, что было создано до этого.
Креативный человек – это тот, кто нестандартно мыслит и выделяется из толпы. Причем, делает это не специально, не на показ. Нельзя назвать креативным человека, который, стремясь к оригинальности, просто напялил несуразную одежду и вышел в ней на улицу. Да, на него обратят внимание и запомнят. Однако конструктива в таком поведении нет, и о креативности речь не идет.
Креативным можно назвать человека, который благодаря своему умению мыслить нестандартно, и видеть объект с разных сторон, всегда способен найти неожиданное решение проблемы, которое большинству других не придет в голову. Это люди-новаторы, революционеры, первооткрыватели. Они смело толкают «двери», незамеченные остальными, и дарят окружающим возможность увидеть, познать, понять нечто новое, ранее спрятанное от глаз толпы.
Все, чем человек пользуется сегодня и что имеет, когда-то было открыто креативными людьми. Кому-то из древних пришла в голову идея смешать муку с водой и запечь все это на раскаленном камне. Так человечество получило хлеб. Кто-то придумал пиццу, побросав остатки продуктов на лист теста, понял, что из кислых лимонов можно делать сладкий лимонад, изобрел кока-колу или ракету. Подобных примеров можно приводить великое множество.
Не обязательно креативный человек должен быть творцом эстетических ценностей. Нестандартный ум и умение видеть проблему под разными углами даже больше пригодится в сферах более практичных. Например, в бизнесе, психологии, рекламе. Даже обычная домохозяйка, отличающаяся креативностью, способна сделать много полезного. Например, придумать эффективный способ мытья посуды или изобрести новый рецепт шикарного торта.
Смелый, с развитым воображением, активный, открытый всему новому, нестандартно мыслящий, свободный от стереотипов – вот что означает креативный человек. Многие считают, что стать креативным – это просто, но так ли это?
Как стать креативным?
Можно ли развить в себе такие качества? Наличие задатков тоже играет определенную роль, но это вовсе не обязательно. Чем раньше начнется процесс развития, тем лучше. Ведь в детстве каждый расположен к новому и впитывает все как губка. Психологами рекомендованы разные развивающие упражнения для детей:
1. Нарисовать «идейное» дерево, где каждая веточка будет решением проблемы. Чем больше линий, тем лучше.
2. Поиграть в критика, мечтателя и реалиста. Дети с учетом своей роли должны озвучить соответствующие видения ситуации.
3. Игра «от обратного». Рассказать, что нужно делать, чтобы не решить заданную проблему, а потом перевернуть схему действий наоборот.
Креативное мышление человека основывается на знаниях и впечатлениях. Если их мало, то и мыслить он будет узко, однобоко, стереотипно. Поэтому ему нужно постоянно расширять свои границы. Общаться с разными людьми, путешествовать, посещать культурные мероприятия, осваивать новые языки и науки. В процессе познания мира в голову обязательно будут приходить свежие идеи.
Необходимо постараться развить в себе особенности личности креативных людей, а именно:
- чувство юмора;
- легкость на подъем;
- наблюдательность;
- умение критически оценивать любое чужое мнение и не бояться высказывать свое;
- независимость от предрассудков и шаблонов;
- проницательность;
- готовность к риску.
Креативный человек не боится экспериментировать и совмещать то, что на первый взгляд кажется несовместимым. Также он отличается от многих других тем, что не затягивает с реализацией своих идей. Как только решение пришло в голову, он тут же старается его применить. При этом часто попадает в самую точку.
Идет за интуицией и не позволяет разуму «поставить палки в колеса», как это бывает, когда человек долго думает, колеблется, взвешивает все «за» и «против». В итоге отступается от своей идеи, которая могла бы стать настоящим прорывом. Креативные люди «куют железо», пока оно горячо, считают, что лучше сделать и пожалеть. Этому можно и нужно учиться.
Еще один важный момент. Креативные люди уверены в своей необычности. Они даже мысли не допускают, что являются лишь частью серой массы. Именно эта уверенность в собственной нестандартности творит настоящие чудеса.
Профессии для креативных людей
Креативность в той или иной степени пригодится в любой сфере деятельности. Педагогу нужно уметь оригинально подать материал и найти подход к каждому ученику. Доктор должен выбрать из множества единственно правильные решения, ставя диагноз и назначая лечение (ведь каждый случай индивидуален). Следователь, поразмыслив креативно, быстрее вычислит преступника и т. д.
Есть профессии, в которых без креативности делать просто нечего. Здесь она необходима как воздух. Основной список таких сфер деятельности:
- реклама, маркетинг пиар-менеджмент;
- мода и дизайн;
- предпринимательство;
- журналистика;
- режиссура;
- архитектура;
- фотография;
- веб-дизайн.
Все профессии, связанные с данными сферами, предполагают создание продукта, который нужно реализовать. Чем креативнее будет творение, а также методы его подачи, тем больше шансов нас успех. Нестандартность важна в большинстве профессий. Особенно если они предполагают прямой контакт с людьми.
Самые креативные люди в мире
Степень креативности того или иного человека оценивать очень сложно. Все это очень субъективно и неоднозначно. Речь ведь не идет о чем-то конкретном, что можно просчитать. В мире постоянно составляются различные рейтинги креативных людей. Среди умерших фигурируют такие представители литературы, как Кафка, Сартр, Камю. Из художников – Ван Гог и Пикассо, из музыкантов – Майкл Джексон, Принц, Дэвид Боуи.
Среди ныне живущих, согласно последнему рейтингу, самыми креативными людьми планеты являются:
► Певица Бейонсе.
► Американский предприниматель, изобретатель, инженер – Илон Маск.
► Актеры Кейт МакКиннон и Алек Болдуин, пародировавшие Клинтон и Трампа в ходе предвыборной гонки.
► Дизайнер Том Форд.
► Директора суперуспешных компаний Тереза Херд, возглавляющая Intel, Густаво Лаури, курирующий We Believers и другие.
Всего в списке 50 позиций. Каждую из них занимает по-настоящему необычная личность, которая смогла добиться в своей деятельности огромных высот и поразила всех чем-то выходящим из ряда вон.
Это и является главным показателем креативности. Если она не причиняет вреда окружающим – то вполне может стать пожизненным штампом. Это сделает жизнь более интересной и успешной.
Каролина Кораблёва
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».
Мы в телеграм канале! Присоединяйся!
Почему некоторые люди более креативны, чем другие?
Share на Facebook
Share в Twitter
Share на Reddit
Share на LinkedIn
Credite по электронной почте
Print
- Credit. Изображения
Следующее эссе перепечатано с разрешения The Conversation, интернет-издания, посвященного последним исследованиям.
Креативность часто определяют как способность придумывать новые и полезные идеи. Как и интеллект, его можно считать чертой, которой в той или иной степени обладает каждый, а не только творческие «гении» вроде Пикассо и Стива Джобса.
Это не просто ваша способность нарисовать картинку или разработать продукт. Нам всем нужно мыслить творчески в нашей повседневной жизни, будь то выяснение того, как приготовить ужин из остатков или создание костюма на Хэллоуин из одежды в вашем шкафу. Творческие задачи варьируются от того, что исследователи называют творчеством «маленького С» — создание веб-сайта, изготовление подарка на день рождения или придумывание забавной шутки — до творчества «большого С»: написание речи, сочинение стихотворения или планирование научного эксперимента. .
Исследователи в области психологии и неврологии начали определять мыслительные процессы и области мозга, связанные с творчеством. Недавние данные свидетельствуют о том, что креативность включает сложное взаимодействие между спонтанным и контролируемым мышлением – способность как спонтанно проводить мозговой штурм, так и преднамеренно оценивать их, чтобы определить, действительно ли они сработают.
Несмотря на этот прогресс, ответ на один вопрос остается особенно неуловимым: что делает одних людей более творческими, чем других?
В ходе нового исследования мы с коллегами выяснили, можно ли частично объяснить способность человека к творческому мышлению связью между тремя сетями мозга.
Картирование мозга во время творческого мышления
В ходе исследования 163 участника прошли классический тест на «дивергентное мышление», называемый заданием альтернативного использования, в ходе которого людей просили подумать о новых и необычных способах использования объектов. Когда они завершили тест, они прошли фМРТ-сканирование, которое измеряет приток крови к частям мозга.
Задание оценивает способность людей отклоняться от обычных способов использования объекта. Например, в ходе исследования мы показывали участникам на экране различные объекты, такие как обертка от жвачки или носок, и просили придумать творческие способы их использования. Некоторые идеи были более творческими, чем другие. Что касается носка, один участник предложил использовать его для согревания ног — обычное использование носка, — а другой участник предложил использовать его в качестве системы фильтрации воды.
Важно отметить, что мы обнаружили, что люди, которые лучше справились с этим заданием, также, как правило, сообщали о том, что у них больше творческих увлечений и достижений, что согласуется с предыдущими исследованиями, показавшими, что задание измеряет общую способность к творческому мышлению.
После того, как участники выполнили эти задачи творческого мышления на фМРТ, мы измерили функциональную связь между всеми областями мозга — насколько активность в одной области коррелирует с активностью в другой области.
Мы также оценили их идеи по оригинальности: обычные варианты использования получили более низкие баллы (использование носка для согревания ног), а необычные варианты использования получили более высокие баллы (использование носка в качестве системы фильтрации воды).
Затем мы сопоставили показатель креативности каждого человека со всеми возможными связями в мозгу (примерно 35 000) и удалили связи, которые, согласно нашему анализу, не коррелировали с показателями креативности. Остальные связи составляли «высокотворческую» сеть, набор связей, очень важных для генерации оригинальных идей.
Определив сеть, мы хотели посмотреть, сможет ли кто-то с более прочными связями в этой творческой сети хорошо выполнить задания. Поэтому мы измерили силу связей человека в этой сети, а затем использовали прогнозное моделирование, чтобы проверить, можем ли мы оценить показатель креативности человека.
Модели выявили значительную корреляцию между прогнозируемыми и наблюдаемыми показателями креативности. Другими словами, мы могли бы оценить, насколько творческими будут идеи человека, исходя из силы его связей в этой сети.
Далее мы проверили, можем ли мы предсказать способность к творческому мышлению в трех новых выборках участников, чьи данные о мозге не использовались при построении сетевой модели. Во всех выборках мы обнаружили, что можем предсказать, хотя и скромно, творческие способности человека, основываясь на силе его связей в этой же сети.
В целом, люди с более крепкими связями придумывали лучшие идеи.
Что происходит в «высокотворческой» сети
Мы обнаружили, что области мозга в «высокотворческой» сети принадлежат трем конкретным мозговым системам: сети по умолчанию, значимости и исполнительной сети.
Сеть по умолчанию – это набор областей мозга, которые активируются, когда люди заняты спонтанным мышлением, например блужданием ума, мечтами и воображением. Эта сеть может играть ключевую роль в генерации идей или мозговом штурме — обдумывании нескольких возможных решений проблемы.
Сеть исполнительного контроля – это набор областей, которые активируются, когда людям нужно сосредоточиться или контролировать свои мыслительные процессы. Эта сеть может играть ключевую роль в оценке идей или в определении того, действительно ли идеи, полученные в результате мозгового штурма, будут работать, и в изменении их в соответствии с творческой целью.
Сеть значимости — это набор регионов, который действует как механизм переключения между сетями по умолчанию и исполнительными сетями. Эта сеть может играть ключевую роль в чередовании генерации идей и их оценки.
Интересной особенностью этих трех сетей является то, что они обычно не активируются одновременно. Например, при активации исполнительной сети сеть по умолчанию обычно деактивируется. Наши результаты показывают, что творческие люди лучше способны совместно активировать сети мозга, которые обычно работают по отдельности.
Наши результаты показывают, что творческий мозг «устроен» по-другому и что творческие люди лучше задействуют системы мозга, которые обычно не работают вместе. Интересно, что результаты согласуются с недавними исследованиями фМРТ профессиональных художников, в том числе джазовых музыкантов, импровизирующих мелодии, поэтов, пишущих новые стихи, и визуальных художников, рисующих идеи для обложки книги.
Необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, являются ли эти сети гибкими или относительно фиксированными. Например, приводит ли посещение уроков рисования к большей связности в этих мозговых сетях? Можно ли повысить общую способность к творческому мышлению, изменив сетевые подключения?
Пока эти вопросы остаются без ответа. Как исследователям, нам просто нужно задействовать наши собственные творческие сети, чтобы выяснить, как на них ответить.
Первоначально эта статья была опубликована на The Conversation. Прочтите исходную статью.
ОБ АВТОРЕ(АХ)
Роджер Бити – научный сотрудник Гарвардского университета с докторской степенью в области когнитивной неврологии.
Читать дальше
Что делает людей творческими? — Том Барретт
Когда вы начинаете изучать литературу, посвященную определению креативности или тому, что значит быть креативным, списки и ссылки продолжаются и продолжаются. В этом посте я хотел поделиться несколькими ключевыми характеристиками того, что мы могли бы назвать творческим подходом или предрасположенностью. В своем последнем посте я поделился идеей создания творческого совета в классе, чтобы узнать о ключевых образцах для подражания и о том, почему они так влиятельны в своих областях. Обладая лучшим пониманием характеристик творческих людей, мы можем сформировать более правильное представление о нашей собственной работе и более уверенно говорить о том, что представляет собой «творчество»9.0005
Автор Tom
Опубликовано
Когда вы начинаете изучать литературу, посвященную определению творчества или тому, что значит быть творческим, списки и ссылки продолжаются и продолжаются. В этом посте я хотел поделиться несколькими ключевыми характеристиками того, что мы могли бы назвать творческим подходом или предрасположенностью. В своем последнем посте я поделился идеей создания творческого совета в классе, чтобы узнать о ключевых образцах для подражания и о том, почему они так влиятельны в своих областях. Лучше понимая характеристики творческих людей, мы можем формировать более четкое представление о нашей собственной работе и более уверенно говорить о том, что составляет понятие «творчество».
Что делает людей творческими?
- Упорство – упорство, решительность, стойкость, называйте это как хотите, но некоторые люди не позволяют неровностям на дороге мешать путешествию.
- Смелость – это не просто неровности на дороге, иногда движение против вас. Творческие люди часто идут на риск и идут против общепринятой парадигмы.
- Изобретательность – способность исследовать новые связи и комбинации, постоянно расширяя возможности.
- Лидерство – одни люди мотыльки, другие – пламя.
- Воздействие – некоторые лица благодаря занимаемому положению или своему авторитету оказали большее влияние в своих областях, чем другие.
- Видение – способность не только спроецировать то, что впереди в области обучения, развития или искусства, но и приблизить этот горизонт намного быстрее, чем другие.
- Страсть – неугасимое топливо.
Я не говорю, что это исчерпывающий список, на самом деле я буду рад вашим дополнениям и поправкам. Сложность определения этих характеристик означает, что многие люди будут проявлять одни из этих предрасположенностей сильнее, чем другие. Некоторые были прирожденными лидерами, в то время как другие проявляли больше мужества, работая в одиночку. Каждый из нас проявляет эти тенденции в разной степени, составляя уникальные определения творческих людей и того, что такое творчество.
Творческий подход Томаса Эдисона
Мне очень понравилась эта работа Ваутера Буна, который описывает характеристики Томаса Эдисона, которые способствовали его творческому успеху:
Настойчивость / Убежденность / Ассоциации / Продуктивность / Пробы и ошибки / Комбинации / Воображение / Расслабление / Усердие / Сотрудничество / Знание и Навык / Ценность / Удача / Предприимчивость / Любопытство
И это из Центра передового опыта в обучении в Университете Айовы расширяет некоторые из этих идей, когда они предлагают следующие характеристики, на которые обращают внимание исследователи при измерении творческих способностей:
- Беглость (количество сгенерированных идей)
- Оригинальность и воображение (необычные, уникальные, новые идеи)
- Проработка (способность подробно объяснять идеи)
- Гибкость, любознательность, сопротивление закрытию (способность генерировать несколько решений)
- Сложность (подробности и последствия идей; распознавание закономерностей, сходств и различий)
- Принятие риска (готовность ошибаться и признать это)
Творческий поток
Одна из моих любимых концепций в изучении творчества и творческого процесса — это концепция «Поток» Михая Чиксентмихайи. В Творчество – Поток и психология открытий и изобретений
- Творческие личности обладают большим количеством энергии, но они также часто тихи и находятся в состоянии покоя.
- Творческие личности, как правило, умны, но в то же время наивны.
- Творческие личности сочетают в себе игривость и дисциплину или ответственность и безответственность.
- Творческие личности чередуют воображение и фантазию с одной стороны и укоренившееся чувство реальности с другой.
- Творческие люди, похоже, питают противоположные тенденции на континууме между экстраверсией и интроверсией.
- Творческие личности также удивительно скромны и горды одновременно.
- Творческие личности в определенной степени избегают жестких гендерно-ролевых стереотипов и склонны к андрогинности.
- Обычно творческие люди считаются мятежными и независимыми.
- Большинство творческих людей очень увлечены своей работой, но они также могут быть в ней предельно объективны.