Что такое минор и мажор в музыке: Лад в музыке: мажор и минор

Минор | это… Что такое Минор?

У этого термина существуют и другие значения, см. Минор (значения).

Минорный звукоряд

Мино́р (лат. minor — меньший, также малый) в музыке — один из двух ладов (наряду с мажором) гармонической тональности. Характерная особенность минорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на малую терцию. Тоника (основая ладовая функция) минора представлена минорным трезвучием.

Существует несколько подвидов минора, отличающихся друг от друга звукорядом, типичным набором аккордов и (в меньшей степени) другими ладовым категориями. Например, ладовый звукоряд натурального минора строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон:

Звукоряд натурального ля минора

Natural a-moll

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.


Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.

Звукоряд натурального ля минора
Помощь по воспроизведению


Кроме того, существуют гармонический минор и мелодический минор.

При обозначении тональности слово «минор» (или moll) прибавляется к названию тоники, например «ля минор» (A-moll), «соль-диез минор» (Gis-moll) и т. п. Необращённое минорное трезвучие включает малую терцию, образованную между основным тоном и третьей ступенью, и большую терцию, построенную от третьей ступени. Так, состав трезвучия До минор — до, ми-бемоль, соль (C-Es-G).

Квинтовый круг
Знаки альтерации:6 ♭

+Ces
5 ♭

+Ges
4 ♭

+Des
3 ♭

+As
2 ♭

+Es
1 ♭

B
0 ♭/♯

 
1 ♯

+Fis
2 ♯

+Cis
3 ♯

+Gis
4 ♯

+Dis
5 ♯

+Ais
6 ♯

+Eis
Мажорные тональности:Ges-durDes-durAs-durEs-durB-durF-durC-durG-durD-durA-durE-durH-durFis-dur
Минорные тональности:es-mollb-mollf-mollc-mollg-molld-molla-molle-mollh-mollfis-mollcis-mollgis-molldis-moll

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

[[sk:Molová

Урок по музыке в первом классе по теме:Мажор и минор»

Цель урока:

Пробуждать интерес к музыке, развивать эмоциональное восприятие.

Задачи:

1.     Познакомить учащихся с музыкальными терминами «мажор» и «минор».

2.     Закрепить тему «динамическое развитие».

3.     Прослушать и проанализировать музыкальные произведения.

4.     Развивать музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкаль­ную память, вокально-хоровые навыки при разучивании песни и прослушивании музыкальных произведений.

5.     Добиваться эмоциональной отзывчивости.

6.     Содействовать проявлению музыкального вкуса.

7.     Воспитывать стремление к творчеству, к новаторству.

8.     Воспитывать бережное отношение к природе, своему дому, городу, школе.

Оборудование:

         Компьютер, записи музыкальных произведений для слушания и исполнения, наглядные таблицы и иллюстрации,  портрет П. И. Чайковского, фортепиано, сигнальные карточки, народные музыкальные инструменты, магнитофон.

Ход урока:

I.                  Самоопределение к деятельности. Орг. момент

Музыкальное приветствие:

— Добрый день! Здравствуйте, ребята!

— Добрый день! Здравствуйте, учитель!

Музыкальное приветствие поётся два раза: сначала в мажоре, а затем в миноре.

— А какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе? Почему?

— В чем заключается разница между этими приветствиями?

НАСТРОЕНИЕ!!! ( на доску вывешивается солнышко)

Учитель:  У меня всегда вот такое настроение, как у солнышка, а у вас?

Дети сигнальными карточками показывают: желтый цвет – мажорное настроение, синий цвет – минорное настроение.

 

II. Вводная часть. Проверка знаний и умений учащихся для  подготовки к новой теме.

( Диссонансный аккорд)

– Это мелодия? Почему?

 

ПОЁМ ПЕСНЮ «Кот Федот» — один куплет.

( с холопками в припеве, четким ритмом)

  — А это мелодия? Почему?

 — Какое настроение  передает эта мелодия?

(плавные , качающиеся движения в такт музыке)

ПОЁМ ПЕСНЮ «Бедный ёжик» — один куплет.

 — Чем эта мелодия отличается от мелодии песни «Кот Федот».

— Какое настроение  передает эта мелодия?

 

III. Постановка учебной задачи. Первичное знакомство с новыми знаниями.

 

В каждом музыкальном произведении звуки по­добраны не случайно, а связаны между собой. Они живут дружно, то есть

в ладу друг с другом. Отсюда и происходит название музыкального понятия — лад.

Называются они – мажор и минор. (НА ДОСКЕ)

А кто из вас раньше слышал такие слова: МАЖОР И  МИНОР?

Мажор и минор живут в любом музыкальном произведении: в каждой пьесе, в каждой песне. Вы найдёте их даже в ваших карточках настроений. Посмотрите внимательно, в каких из них скрывается настроение мажорное, а в каких минорное?

Мое настроение всегда мажорное  (солнышко вешается возле мажора)

А куда надо повесить тучку?  (тучка вешается возле минора)

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ ( приклеить к слову мажор – солнышко, к слову минор – тучку, раскрасить соответствующим цветом)

 

 

 

 

 

 

IV. Музыкальная физминутка.

Автор текста (слов):

Пляцковский М. 

Композитор (музыка):

Савельев Б. 

Вот вы устали, готовя уроки,
И непонятны в учебнике строки.
Значит, пускай отдохнёт авторучка,
Значит, отодвиньте в сторонку тетрадь.

И не вставая, а сидя на стуле,
Если совсем вы ещё не уснули,
Вместо зарядки и для настроенья
Нужно танец этот, друзья, танцевать.

Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели — всё в полном порядке.

А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать,
Залаять и хрюкнуть:
Мяу, кря, ква, гав, хрю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.  Организация усвоение исходных данных.

Как называется профессия человека, который  рисует картины? (художник)  (картины осени – к минору, картины весны – к мажору)

 — Как называется человек, который сочиняет сказки, рассказы? (писатель)

На уроке чтения мы знакомились с вами с произведением Людмилы Зубковой «Ох! и Ах!»

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ

Жили рядом Ох и АХ
Друг от друга в двух шагах
АХ – шутник и хохотун
Ох – отчаянный ворчун

АХ работы не боится
АХУ охать не годится
Улыбнется, скажет «ах!» —
Дело спорится в руках

ОХ глаза косит на АХА,
На дела глядит со страхом,
И, наверно, потому
Не везет в делах ему…

Если АХ в пути споткнется,
Он не плачет, а смеется
ОХ же стонет то и дело –
Все бедняге надоело

АХ работает, как надо.


До чего ж вкусна награда!

— Ох-ох-ох! – вздыхает ОХ, —
Тут крапива, не горох…
Все не эдак, все не так!
Охать ОХ – большой мастак.

Смотрит солнышко лучисто,
В доме АХА чисто-чисто!
Тучку АХ хотел отжать,
А она давай рычать.

Хлынул дождь, ударил гром,
АХ бежит с пустым ведром…
АХ с улыбкой ахнул:
— Хорошо бабахнул…
АХ прищурился хитро:
— Туча лезь в мое ведро!

Ноет ОХ:
— Ох, ох!
Я от грохота оглох.

Все соседи вышли,
Встали возле вишни.
ОХУ в самом деле плохо –
Голова болит у ОХА

— Ой! – сказал с досадой ОЙ.
— Значит, ОХ теперь больной.
— Эй, ворчливых не жалей! –
Говорит соседу ЭЙ
— Эх! – кричит с насмешкой ЭХ,
— Вечно охать – это смех.
Ну, а дед АЙ-ЯЙ-ЯЙ тут сказал со вздохом:
— Ай-яй-яй! Ай-яй-яй! Быть ворчливым плохо!

К ОХУ в дом друзья пришли,

Пол, как надо подмели,
Чисто вымыли посуду.
И случилось с ОХОМ чудо.

Обошлось без докторов,
ОХ теперь вполне здоров.
Так его спасли друзья –
Без друзей прожить нельзя!

 — Кто из них к какому музыкальному ладу относится?

(картинка АХА! Вешается к мажору, а ОХА! – к минору)

 

V. Слушание музыки.  Первичная проверка понимания.

 — Как называется профессия людей, которые сочиняют музыку? (композиторы)

 — С каким композитором мы познакомились с вами на прошлом уроке? (П.И.Чайковский)

 — Музыку из какого балета мы с вами слушали? («Щелкунчик»)

 

Наши сказочные герои ОХ иАХ собрались в гости и хотели взять с собой некоторые музыкальные произведения, но никак не могут вспомнить их названия, не могут определить кому их брать АХ! Хочет взять мажорные, ОХ! – минорные давайте им поможем.

 

.«Угадай мелодию»

 

 «МАРШ» из балета «Щелкунчик» — сигнальные карточки (мажор)     

 

«ВАЛЬС СНЕЖИНОК» из балета «Щелкунчик» — сигнальные карточки (минор)

 

«ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ» из балета «Щелкунчик»сигнальные карточки (минор)

 

 — Ребята, а кто из вас запомнил, что обозначает слово «ремикс»?

Реми́кс (англ. Remix) — версия музыкального произведения, записанная позже оригинальной версии, как правило, в более современном варианте аранжировки. Иногда создается путём «перемешивания» нескольких частей исходной композиции.

 

РЕМИКС «ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ» — сигнальные карточки (мажор)

 

 

 

 

VI. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности.

 

Солисты поют песню «Ладошка».

 

Наблюдение над изменением музыкального лада в пределах одного  музыкального произведения.

 

Работа с сигнальными карточками ( кто-то показывает мажор, а кто-то показывает минор)

Учитель показывает две карточки.

 

ВЫВОД: песню (музыкальное произведение) не возможно назвать

только  мажорным или только минорным. В музыке идет сочетание этих двух ладов, при доминировании одного из них.

 

ИГРА «КТО ЛУЧШЕ»

 

1. Игра на музыкальных инструментах. Русская народная песня «Светит месяц»

Если музыка понравилась, настроение хорошее, то поднимите желтую карточку.

2. Песня «Мама – первое слово».

Если музыка понравилась, настроение хорошее, то поднимите желтую карточку

 

ВЫВОД: нельзя определить, какой музыкальный лад лучше, он всегда найдет соответствие нашему настроению.

 

VII. Обобщение изучаемого на уроке. Контроль за результатами учебной деятельности.

 

НА ДОСКЕ

 

Рассыпаны карточки с прилагательными. Нужно распределить их в соответствии с музыкальным ладом.

Радостный

Задумчивый

Веселый

Сердитый

Яркий

Грустный

Светлый

Печальный

Бодрый

Мрачный

Звонкий

Жалобный

Игривый

 

 

Найти такие же карточки за обложкой своей тетради и приклеить к мажору и минору.

 

 

 

VI. Итог урока

 

 

— О чём же мы узнали сегодня на уроке?

Мы с вами узнали, что мажор и минор могут передавать определённые настроения. А ведь музыка – это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии, т.е. ? (в ладу).

— А как вы думаете, наши встречи с мажором и минором на этом завершаются?

Конечно же, нет, потому что на каждом уроке мы слушаем музыкальные произведения, и каждое произведение имеет своё настроение, а значит и лад.

В конце урока я предлагаю вам спеть песню «Дружба”.

— В каком ладу и настроении мы завершаем урок? (мажор)

 

Каждый ребенок одевает на ладошки «ромашку», поем и танцуем песню «ДРУЖБА».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Майор Против.

Do). Конкретные ноты, расположенные близко друг к другу, создают мажорную гамму. 9Bb) 5-я и 6-я ноты близко друг к другу.

ре мажор

ре минор

Теперь мы подходим к сложному вопросу о том, что является второстепенным. Есть несколько способов сделать это. В начальной школе меня учили, что нужно брать мажорную гамму, скажем, ре-мажор, и понижать 3-ю, 6-ю и 7-ю ноты.

Хотя это дает возможность выяснить, в чем разница между мажорной и минорной гаммой, начинающейся с одной и той же ноты, это не помогает нам полностью понять взаимосвязь между мажором и минором. На этом мой урок в школе закончился, и я пошла домой, пытаясь вспомнить все цифры, какие числа были пропущены, а какие нет. Есть гораздо более простой способ сделать это.

Нам нужно подумать о так называемом « относительном миноре »

Давайте начнем с мажорной гаммы. Поскольку мы уже использовали ре-мажор, мы будем придерживаться его. В нашей ключевой подписи есть два диеза (F#, C#), мы играем гамму:


Ре мажор

D — E — F# — G — A — B — C# — D

Давайте не будем беспокоиться о том, как найти ре минор, давайте найдем относительный минор. Это означает, что мы не будем изменять ни одной ноты, все, что мы собираемся делать, это начинать гамму с 9-й ступени.0041 другое примечание. Точнее, мы начнем гамму с шестой ноты. Шестая нота — си. Теперь давайте сыграем ноты в ре-мажорной гамме, но переходим от си к си.

си минор

ВУАЛЯ! у нас минорная шкала. В си-минор есть те же два диеза, что и в ре-мажоре, они относительно и в некотором смысле имеют одинаковую гамму. Если бы мы хотели вернуться к Звукам Музыки, мы бы услышали Ла-Ти-До-Ре-Ми-Фа-Со-Ла. Я не думаю, что песня имеет тот же самый удар, но вы поняли.

Да, мажор может звучать радостно, а минор может звучать грустно, но главное различие между мажором и минором в том, что они представляют собой разные модели, и минор  – это  мажор, просто начинающийся с другой ноты.


Различия между мажорными и минорными гаммами

Без категорий 01 декабря 2022 г.

Когда мы слушаем музыкальное произведение, оно обычно сопровождается эмоциональными ощущениями.

Некоторые песни заставляют нас вставать и танцевать, а другие заставляют с тоской смотреть в залитое дождем окно.

Существует ряд факторов, определяющих восприятие музыки, таких как темп, динамика и аранжировка, но сегодня мы сосредоточимся на различиях между музыкальными тональностями. В частности, мы поговорим о двух наиболее часто используемых гаммах в западной музыке — мажоре и миноре.

Эти гаммы часто описываются как: большая — радостная, меньшая — грустная.

Возможно, это слишком упрощенные определения, но они могут быть полезным ориентиром для начинающих и познакомить с идеей привязки ощущений к звукам, что очень важно.

Построение мажорных и минорных гамм

Отличный способ научиться строить гаммы — запомнить их структуру с точки зрения тонов и полутонов (так называемые целые тона и полутона).

Полутон (S) — это когда мы переходим вверх или вниз к следующей доступной ноте, например:

[C to C#] или [C to B]

Тон (T) удваивает размер полутона например:

[C to D] или [C to Bb]

Теперь это понятно, мы можем легко выучить новые гаммы, используя простые формулы T и S . Более того, каждая формула будет работать с любой корневой нотой!

Если вы еще не уверены, не волнуйтесь — ниже у нас есть для вас несколько диаграмм.

Зачем учить гаммы?

Подумайте об этом, каждая мелодия и аккорд живут в тональности, и каждая тональность продиктована гаммой.

Эта клавиша имеет «тональный центр» (тоническую ноту), который действует как гравитационный центр для всех остальных нот. Это означает, что тоническая нота — единственная нота, вызывающая ощущение полного покоя, в то время как другие ноты в тональности вызывают разные ощущения в зависимости от степени их гаммы.

Ощущение стабильности меняется между нотами — одни звучат напряженно, другие более стабильны, одни звучат радостно, другие — грустно. Все это связано с уникальным отношением каждой степени к тонической ноте, и эти ощущения имеют решающее значение для того, как мы воспринимаем музыку.

Понимание того, как звучат ступени звукоряда в контексте тонального центра, открывает путь к развитию чрезвычайно сложного музыкального слуха.

Что такое мажорные гаммы?

Мажорная гамма (также известная как ионийская гамма) является общей отправной точкой для изучения гамм, она часто служит точкой отсчета, с которой можно сравнивать другие гаммы — вы можете услышать, как люди говорят что-то вроде 3rd» (♭3) означает, что 3-я ступень гаммы понижена на один полутон (по сравнению с 3-й ступенью мажорной гаммы).

Типы мажорных гамм в музыке

Большинство людей слышали, как кто-то поет: «Do Re Mi Fa Sol La Ti Do» (система обозначений, известная как сольфеджио). Если вы слышали ноты в своей голове, когда читали это, то поздравляю — мажорная гамма уже отпечаталась в вашей памяти!

Мажорный строй* [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7] Эти числа известны как «градусы лада» (8-я — это та же нота, что и 1-я, повышенная на одну октаву).

* Каждая шкала, которую мы обсуждаем сегодня, сопровождается диаграммой непосредственно под ней. Это гамма до мажор, стандартная нотация вверху и гитарная табулатура внизу.

Важно, чтобы мажорная гамма прочно закрепилась у вас в голове, не только как рисунок на вашем инструменте, но и чтобы вы могли ее слышать, а еще лучше – петь! Это должно быть одной из ваших первых целей как музыканта, научиться петь мажорную гамму абсолютно необходимо для развития вашей музыкальности!

Формула мажорной гаммы

Итак, давайте проверим формулу мажорной гаммы, используя систему «тон/полутон», которую мы изучили ранее.

[Т-Т-С-Т-Т-Т-С]

Эта структура всегда создает мажорную гамму, независимо от того, с какой ноты вы начинаете.

Паттерны для мажорной гаммы на гитаре и фортепиано

Вот несколько диаграмм, показывающих гамму до мажор — ноты (C-B), градусы (1-7) и расстояния между тонами и полутонами (T/S).

Что такое минорные гаммы?

Если бы мажорная гамма была днем, то минорная гамма была бы ночью. Вы можете заметить более мрачное ощущение в этой гамме, и это отражается в настроении/тоне песен, в которых используется минорная тональность — мы рассмотрим некоторые примеры этого позже.

Итак, как сделать минорную гамму?

Основная структура близка к тому, что мы видели в мажорной гамме, за исключением того, что мы уплощаем 3-ю, 6-ю и 7-ю ступени.

Типы минорных гамм в музыке

Сегодня мы сосредоточимся в первую очередь на:

Гамме натурального минора [1, 2, ♭3, 4, 5, ♭6, ♭7]

Часто просто упоминается как просто «минорный» или модально как «эолийский».

Наиболее часто используемый минорный лад.

* Это стандартная нотация гаммы до минор вверху и гитарная табулатура внизу.

Есть еще две минорные гаммы, о которых стоит кратко упомянуть:

Гамма гармонического минора [1, 2, ♭3, 4, 5, ♭6, 7]

Идентична натуральному минору шкала, кроме приподнятой 7-й степени. Это часто описывается как довольно экзотическое звучание.

* Это стандартная нотация гармонической минорной гаммы C вверху и гитарная табулатура внизу.

Мелодический минор [1, 2, ♭3, 4, 5, 6, 7]

В классической музыке эта гамма играется по-разному в зависимости от того, идет ли она вверх или вниз.

По возрастанию содержит мажорную 6-ю и мажорную 7-ю, по убыванию играется так же, как и в натуральном миноре.

* Это стандартная нотация мелодической гаммы до минор вверху и гитарная табулатура внизу.

Формула минорной гаммы

Теперь мы знаем ступени гаммы, но также полезно знать ступени минорной гаммы по системе «тон/полутон» — вот формула для натурального минора:

[T - S - T - T - S - T - T]

Сыграйте эту последовательность на своем инструменте, но постарайтесь сосредоточиться на уникальном ощущении, которое каждая нота имеет по отношению к общему настроению, создаваемому гаммой. спросите себя:

  • Как звучит минорная гамма по сравнению с мажорной?
  • Настроение изменилось?
  • Какие степени придают ключу его уникальный характер?

Паттерны для минорной гаммы на гитаре и фортепиано

Здесь у нас есть диаграммы для гаммы до минор для гитары и фортепиано.

Примеры музыки в мажорной и минорной тональности

Стоит потратить некоторое время на то, чтобы изучить ваши любимые песни, понять, какой лад используется, и попытаться усвоить большую разницу в настроении между мажором и минором.

Вот несколько известных песен в мажоре и миноре для начала:

  • Песня с днем ​​рождения — мажор
  • А вот и солнце — The Beatles — Major
  • Stairway To Heaven — Led Zeppelin — минор
  • Нет солнечного света — Билл Уизерс — второстепенный

Видите, как тональность, мажор или минор, часто влияет на эмоции, вызываемые песней?

Кажется, эти весы производят особое впечатление.

Как отличить мажорную гамму от минорной?

Довольно часто к определению музыкальной гаммы или тональности подходят с очень рациональной точки зрения — как к математической задаче. Это, вероятно, означало бы: сесть за инструмент, включить трек, методом проб и ошибок найти тоническую ноту, а затем сыграть ноты в мажорной или минорной гамме, чтобы попытаться услышать, что соответствует… довольно неуклюжий метод!

Итак, как лучше всего отличить мажорную тональность от минорной?

Мы уже установили, что клавиши связаны с ощущениями или эмоциями (их испытывают даже немузыканты), так почему бы не попытаться использовать этот фундаментальный аспект музыки и развить способность распознавать гаммы (и степени гамм) только на слух ?

Потратив время на восприятие каждой ступени звукоряда по отношению к тональному центру, вы сможете начать инстинктивно распознавать ноты, аккорды (и музыкальные клавиши) и уменьшить ненужные мыслительные процессы, которые мешают вашей способности играть свободно.

Хотите научиться распознавать гаммы и градусы на слух?

Этот навык не развивается за одну ночь, он требует практики и правильного руководства, но эта тяжелая работа окупится!

Существует множество методов тренировки слуха, и все же мы видим, как много музыкантов тратят годы, пытаясь получить результаты от интервальной тренировки слуха.

Проблема с этим подходом заключается в том, что эти упражнения не воссоздают музыкальную тональность (они являются атональными упражнениями и звучат совершенно немузыкально).

Если вы не тренируетесь в контексте тональности, вам будет очень трудно различать ноты и аккорды в реальной музыке — в этом вся цель тренировки слуха, верно?!

Мы много лет работали над этой темой и создали уникальную программу тренировки слуха. Мы видели, как многие ученики перешли от неспособности сопоставить высоту тона к интуитивному диктованию сложных последовательностей аккордов и мелодий — без необходимости в неуклюжей умственной гимнастике (например, мышлении с точки зрения отдельных интервалов для распознавания групп нот). Даже опытные музыканты и учителя музыки, имеющие опыт обучения слуху, нашли наш метод, который открыл им совершенно новый способ отношения к музыке.

Мы приглашаем вас убедиться в этом самостоятельно — на сайте и на нашем канале YouTube есть множество бесплатных ресурсов. Но если вы действительно серьезно относитесь к развитию своего музыкального слуха, рекомендуем посетить наши курсы.

  • Наш метод подтвержден научными исследованиями и проверен тысячами музыкантов с фантастическими результатами.
  • Хотите ли вы научиться лучше импровизировать, транскрибировать или сочинять музыку, наша инновационная программа тренировки слуха сделает вашу жизнь намного проще.
  • Наш метод — единственный, который направлен исключительно на развитие расширенного восприятия музыкального тона, чтобы вы могли интуитивно распознавать ноты, аккорды и любые другие музыкальные элементы на слух (без необходимости использования какого-либо музыкального инструмента).
  • Наши курсы разработаны с учетом вашего текущего уровня, поэтому, если вы новичок или профессиональный музыкант, мы уверены, что вы почувствуете себя достойно в программе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *