1.8 Что такое мнемотехника?. Учебник мнемотехники
1.8 Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже — техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины — матери девяти муз.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана (см. рубрику «История мнемотехники»).
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА — искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен).
Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику.
МНЕМОТЕХНИКА — это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.
п.Овладение мнемотехникой — это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык запоминания — последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.
Качество запоминания, которое дает мнемотехника, можно сравнить с перемещением по папкам в компьютере. Но, к сожалению, в каждой «мнемонической папочке» может быть записано не так много информации — от одного до нескольких десятков телефонных номеров, например. Запомненные сведения могут быть воспроизведены как в прямом, так и в обратном порядке, а также выборочно, без перебора всей имеющейся в памяти информации.
Длительность сохранения информации в памяти полностью контролируется. Можно запомнить сведения всего лишь на один час, а можно сохранить на всю жизнь. Запомненные сведения можно сознательно стирать из своего мозга, путем запоминания на их места новых сведений.
Если раньше психологи пытались сравнивать память человека с памятью технических устройств, то в последнее время наблюдается совершенно противоположное. Создатели современных компьютеров и программного обеспечения черпают свои идеи из учебников нейрофизиологии. В результате компьютеры становятся все умнее и умнее. Ярким примером этого процесса может служить хорошо известная программа распознавания текстов FineReader, в которую заложены принципы работы зрительной анализаторной системы человека.
Можно сделать прогноз, что в самое ближайшее время будут созданы нейропрограммы, моделирующие ассоциативную память человека, на основе которых компьютеры будут иметь неограниченную емкость памяти и научаться думать. Потому что механизмы ассоциативной памяти одновременно являются и основными механизмами мыслительных процессов у человека.
Компьютерные технологии открыли для нас неограниченный доступ к информации. Можно купить CD-диск с несколькими тысячами фотографий. На одном диске умещается 15 тысяч литературных произведений. Книжные магазины буквально завалены книгами. Но! Возможности мозга остаются на прежнем уровне и слишком много людей не способны взять эту информацию. Не потому, что нет денег, а потому, что люди не умеют работать с информацией, не умеют быстро читать, не умеют запоминать. В последнее время наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом высоких технологий и прежней «впитываемостью» информации мозгом человека.
Мнемотехника значительно повысит вашу обучаемость любым дисциплинам и даст вам возможность не отставать от технического прогресса.
Итак, что же такое современная мнемотехника?
Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании — процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти — то, что вы запомнили, вам больше не придется учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга — мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.
Шерлок Холмс, известный интеллектуал, любил говорить: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела».
Что такое «хорошо», и что такое «плохо»: почему дети не слышат наших оценок?
Что такое «хорошо», и что такое «плохо»: почему дети не слышат наших оценок? Что происходит в коре головного мозга у ребенка, когда он воспринимает оценки взрослых? От чего зависит действенность этих оценок? Какие скрытые процессы лежат в основе этих явлений? Почему
Что такое хорошо, что такое плохо?
Что такое хорошо, что такое плохо? Еще одна «священная» родительская обязанность – «учить ребенка жизни».
1.10 Многоликая мнемотехника
1.10 Многоликая мнемотехника В настоящее время можно выделить несколько направлений мнемотехники. В книгах по тренировке памяти обычно смешиваются различные, часто несовместимые направления мнемотехники. В результате получается своеобразный салат из приемов
1.11 Кому нужна мнемотехника?
1.11 Кому нужна мнемотехника? Школьникам и студентамШкольники и студенты пишут шпаргалки перед экзаменами. Мнемотехника позволит запомнить эти шпаргалки. Тогда на экзаменах вы будете списывать из своей памяти. Это намного безопаснее. К тому же, если вы захотите,
5.
Что такое сон? 5. Что такое сон? Значение сновидений не исчерпывается их истолкованием. Со времени Фрейда мы много узнали освязях между сновидениями и сном. Во время сна, как и во время бодрствования, мозг рассылает электрические импульсы; их можно записать с помощью машины, называемойМнемотехника
Мнемотехника Гораздо проще запомнить слово, если оно повторяется в списке несколько раз, или если оно каким-то образом связано с другими словами, или если оно выбивается из общего списка (например, слово «рубин» будет выбиваться из списка овощей). Но наилучшим способом
Особенности системы «Виртуальная мнемотехника»
Особенности системы «Виртуальная мнемотехника» В литературе описаны десятки систем мнемотехники, все разнообразие которых сводится к двум основным видам — классическая мнемотехника, берущая начало с книги «Ad Herennium» (86-82 гг.
Что такое Женщина и что такое Человек
Что такое Женщина и что такое Человек Да простят меня мужчины, речь пойдет о женщинах. Великий исследователь женского вопроса М.М. Жванецкий Пожалуйста, провокационный практикум: двор, песочница, два дитятки подрались. Догадайтесь, кого защищают их Родители?Чтобы долго
Что такое эмоция и что такое чувство?
Что такое эмоция и что такое чувство? «Какая между ними разница?» — удивленно вопрошают те, кто хотел бы поспорить и доказать, что это одно и то же. Привычка отождествлять эти понятия происходит оттого, что у нас не принято думать или размышлять над своими мыслями. Мы, так
Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ДАО… ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ…
Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ДАО… ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ… Личная перспектива понимания Дао в религиях Востока. Синхроничность, как единственный эквивалент Дао в психологии. Повод из-за которого у нас людей Запада так много проблем с этим понятием — это принцип работы нашегоГлава 1 Что такое успех и что такое счастье?
Глава 1 Что такое успех и что такое счастье? В этой главе мы не собираемся давать единственный рецепт достижения успеха или счастья.Попытки осчастливить людей по единым предписаниям уже многие делали, и они всегда заканчивались несчастливо для всех участников такого
Глава 4 Мнемотехника: модернизация мозга
Глава 4 Мнемотехника: модернизация мозга Ментальная школа ГавенераСледующая история произошла несколько лет назад. Во время моего выступления в одном из венских театров я пригласил на сцену семейную пару.
Что такое IQ?
Что такое IQ? В популярной психологии очень широко используются различные тесты, и самым популярным остается тест на развитие IQ.Впервые методика тестирования была предложена Бине в 1903 году. Его метод состоял в выборе тех задач, которые уверенно решают дети определенного
9. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
9. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Профессор Генри КлаудУитни являли собой «идеальную христианскую семью». Семья была полной: оба родителя, состоящие в браке, трое детей. Мистер Уитни служил дьяконом и благодаря своему высокому профессионализму хорошо
Глава 3 Коллекция заблуждений на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Глава 3 Коллекция заблуждений на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?» Помимо поощрений и наказаний, в наших отношениях с детьми существует еще множество других моментов: детский сад и школа, друзья и домашние зверушки, ложь и стремление к идеалу, семейные
Психология памяти и мнемотехника |
В психологии существует, множество самых разнообразных экспериментов по изучению памяти. Все они дают очень противоречивую информацию о том, что такое память, как она устроена. Тем не менее, на сегодняшний день мы можем утверждать, что мозг запоминает все или, как минимум, почти все! Об этом свидетельствуют эксперименты с гипнозом, когда взрослый человек вспоминает детально все, что с ним происходило в пятилетнем возрасте. В экспериментах на узнавание выясняется, что человек может на неопределенно долгое время запоминать и 200 и более единиц информации. В других экспериментах выясняется парадоксальное явление: некогда воспринятая информация мозгом запоминается безошибочно, поскольку при повторном воспроизведении человек умудряется повторять ошибки или в последующих сериях эксперимента воспроизводить невоспроизведенные элементы ранее заученного ряда. Ведь для этого мозг точно должен запомнить всю информацию! Вывод из всех экспериментов таков: ограничение на восприятие и воспроизведение информации накладывает сознание человека1. Таким образом, понятие «память» в науке объединяет под собой множество исследований чего-то. Можно сколько угодно строить теории «чего-то», но весь смысл их сводится к терапевтическому эффекту. Человек объяснил что-то и ему хорошо. Тем не менее, наши возможности обращаться к прошлому опыту очевидны, и очевидно, что у одних это получается лучше, а у других хуже. Почему это так? В истории человечества его выдающиеся представители использовали разнообразные методики запоминания (Цицерон, Джордано Бруно, Наполеон, Алехин).По каким-то причинам эти вполне эффективные техники не получили должного распространения в системе образования. Опыт последних лет в области мнемотехники показывает, что можно развивать уникальную память. В этом современная мнемотехника опирается, главным образом. на достижения прошлых лет. Впрочем, существуют некоторые попытки обобщить и развить этот опыт в новое качество с привлечением (хоть и наивным) данных современной науки2. К основным методам мнемотехники относятся метод Цицерона и метод цепочка. В основе мнемотехники лежит работа с образами: это 1) создание опорных образов и 2) создание вспомогательных образов. Опорные образы — это существующая система связей в сознании человека (ориентиры на пути домой, расположение предметов в комнате, детали какого-то аппарата, понятийная система, терминологический аппарат). К этим образам вы можете произвольно обратиться и использовать для «записи» на них нужной информации. Вспомогательный образ — это яркий, конкретный образ, в котороый кодируетсяновая новая информация. Новая информация крепится к вспомогательному образу, а вспомогательный прикрепляется к опорному. В мнемотехнике используется термин «активное припоминание». Когда вы повторно читаете некоторый текст, мозг сразу его идентифицирует как знакомый (узнает). Его дальнейшая работа сводится к тому, чтобы узнавать текст быстрее: нет текста – нет работы! Чтобы запомнить какую-либо информацию ее нужно припоминать, не обращаясь к источнику. Только в этом случае мозг работает на установление новых связей (ассоциаций), которые в дальнейшем помогут воспользоваться данной информацией. Активное припоминание является основным способом закрепления заученной информации. Именно для этого создается сложная система связей: новая информация — вспомогательный образ — опорный образ. При повторном воспроизведении человек вспоминает опорный образ, затем вспомогательный и затем новую информацию. Очевидна некоторая усложненность схемы запоминания, которая, действительно, дает уверенное запоминание, но требует множество, казалось бы, ненужных действий. По-видимому, именно это поверхностное видение не позволяет мнемотехнике стать полноправной дисциплиной в образовании наряду с физкультурой и прочими предметами такого плана. Здесь претензии могут быть предъявлены не только к системе образования, но и к теории мнемотехники, которая явно требует доработки. Современный мир меняется: информации много, она доступна и изменчива. Поэтому запоминание само по себе — занятие бессмысленное. Принципиально умение правильно и быстро ориентироваться в изменяющейся информационной среде и уметь быстро и точно запоминать то, что нужно и так как нужно. Этому требованию теория мнемотехники на данный момент не удовлетворяет. Таким образом, мнемотехника в современном мире — это не только и не столько искусство запоминания. Прежде всего, это техника работы с информацией, обуславливающая эффективность ее использования. 1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. 2. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. |
Что такое мнемотехника в психологии?
Мнемотехника — это метод, который помогает вам легче запомнить что-то. С технической точки зрения любая техника, которую вы используете, чтобы помочь себе что-то вспомнить, может быть мнемонической. Мы часто видим в фильмах, как аспиранты, которые, конечно же, безбожно гениальны, запоминают длинные сложные аббревиатуры и неожиданно сдают экзамен.
Когда они придумывают эти аббревиатуры, например, HMOG HWIP FMTTY, мозг может использовать эти устройства, чтобы вспомнить, что эта фраза на самом деле означает «Святая Богородица, как я буду платить за свое обучение в этом году». ?»
Особенно, когда кричат с крыш, молясь, чтобы кто-нибудь услышал.
Что такое мнемотехника в психологии?
Вы когда-нибудь использовали морскую лачугу, чтобы запомнить каверзный факт, или глупую рифму, чтобы вспомнить номер телефона? Если да, то вы использовали мнемоническое устройство! Это как карта сокровищ для вашей памяти — инструмент, который поможет вам найти и запомнить информацию, которая в противном случае могла бы быть потеряна в море.
Мнемонические приемы бывают разных форм, например, классические акронимы (ROYGBIV для цветов радуги) или метод локусов (представление ментального «дворца памяти» для хранения информации). Но возможности безграничны, как семь морей — от глупых историй до возмутительных образов, мнемотехника найдется для каждого ученика.
Так что, если вы изо всех сил пытаетесь запомнить важные даты, длинные списки или даже словарный запас иностранного языка, пока не ходите по доске! Попробуйте создать мнемоническое устройство, которое поможет вам запомнить информацию и заставить ее застрять в вашем мозгу, как морские ракушки на корпусе корабля.
Различные типы мнемоники
Давайте поговорим о различных типах мнемоники, которые могут помочь вам вспомнить что-нибудь от имени этого нового коллеги по работе до ингредиентов вашего любимого рецепта!
Во-первых, есть аббревиатуры, которые представляют собой слова, образованные из первых букв каждого элемента в списке. Например, ДОМА — это аббревиатура, которая может помочь вам запомнить названия Великих озер: Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Верхнее.
Далее идут акростихи — предложения или фразы, в которых первая буква каждого слова соответствует определенному фрагменту информации. Классический пример — «Every Good Boy Does Fine», который может помочь вам запомнить ноты строк скрипичного ключа в музыке: E, G, B, D и F.
Разделение на фрагменты — это когда мы разбиваем большой объем информации на более мелкие, более управляемые «фрагменты». Например, если вы пытаетесь запомнить длинный номер, вы можете разбить его на более мелкие группы, например номер телефона (xxx-xxx-xxxx). Это облегчает запоминание, потому что теперь это всего лишь три меньших фрагмента информации вместо одного большого.
Ассоциация — это когда мы связываем новую информацию с чем-то, что мы уже знаем. Например, если вы пытались вспомнить имя «Бенджамин Франклин», вы могли бы связать его с тем, что он был одним из отцов-основателей Соединенных Штатов. Связывая новую информацию (его имя) с чем-то, что вы уже знаете (его историческое значение), становится легче запомнить.
Стихи и песни также являются отличными мнемоническими приемами. Они используют ритм и мелодию, чтобы помочь вам запомнить информацию. Например, «В тысяча четыреста девяносто втором году Колумб плыл по синему океану» поможет вам вспомнить год, когда Колумб открыл Америку.
И последнее, но не менее важное: дворцы памяти или метод локусов. Этот метод включает в себя создание мысленного образа знакомого места и связывание предметов, которые вы хотите запомнить, с конкретными местами в этом месте. Например, вы можете представить дом своего детства и связать предметы в списке покупок с разными комнатами или предметами в доме.
Ссылки: Мнемоническое устройство | Проект вариативности учащихся
Это наша домашняя страница. Вы можете получить доступ ко многим функциям Navigator здесь и узнать больше о том, как изменчивость учащихся пересекается с темами образования и обучения. Для начала выберите область контента — мы называем их моделями учащегося — чтобы посетить карту факторов.
Факторные карты показывают концепции, основанные на исследованиях, «факторы», которые, вероятно, влияют на обучение. Они разделены на четыре категории: фон учащегося, социальное и эмоциональное обучение, познание и область содержания. Карта интерактивная. Наведите курсор на фактор, чтобы увидеть связанные факторы. Выберите любой фактор, чтобы посетить его сводную страницу. Далее мы рассмотрим страницы сводки факторов.
Это страница сводки факторов. Он содержит краткое определение и обзор фактора, диаграмму связей факторов, дополнительные ресурсы и стратегии, поддерживающие этот фактор. На карточке стратегии разноцветные прямоугольники показывают все факторы, которые она поддерживает. Выберите стратегию, чтобы посетить ее сводную страницу.
Страницы сводки стратегии содержат обзор, информацию об использовании стратегии в различных учебных средах, интересующие ресурсы, факторы, которые поддерживает эта стратегия, и связанные стратегии, которые вы можете изучить. Чтобы просмотреть все стратегии в области содержимого, используйте вкладку стратегий в верхней части страницы. Далее мы рассмотрим все стратегии для этой модели учащегося.
На странице стратегии показаны ВСЕ стратегии для этой модели учащегося. Вы можете выбрать факторы, представляющие интерес для вас или ваших учащихся, и это сузит стратегии до тех, которые соответствуют всем выбранным факторам. Это упрощает поиск ключевых стратегий для лучшего проектирования с учетом вариативности учащихся. Снова выберите название стратегии, чтобы перейти на страницу сводки. Используйте знаки «плюс» на каждой карточке стратегии, чтобы добавить стратегию в рабочую область. Мы рассмотрим их далее.
Вкладка «Инструменты и рабочие области» на панели навигации или кнопка «Мои рабочие области» в меню учетной записи позволяют перейти на страницу, на которой показаны ваши рабочие области. На странице «Мои рабочие области» есть две вкладки: вкладка «Рабочие области» и вкладка «Отчеты». На вкладке «Рабочие области» перечислены рабочие области, которые вы можете персонализировать и обновлять. Вы можете создавать новые разделы, перемещать карточки между разделами, добавлять аннотации, делиться ими с соавторами и писать размышления. Вторая вкладка, «Отчеты», представляет собой своего рода рабочее пространство, созданное с помощью Инструмента разработки инструкций или Инструмента оценки продукта, и имеет меньше параметров персонализации.