Что такое ощущение определение – Ощущение — Википедия

Ощущение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ощуще́ние, чу́вственный о́пыт — психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей, поступающих в виде сигналов посредством сенсорной системы, при участии нервной системы в целом.

В психологии ощущение считается процессом отражения отдельных свойств объектов окружающего мира[2][неавторитетный источник?].

От понятия восприятия (как целостного впечатления, например, восприятие чашки кофе как целостного образа) отличается количественно (ощущение аромата кофе, цвета, температуры и т. д.). Восприятие состоит из одного или более ощущений, создающих наиболее полное представление об объекте. То есть восприятие будет, даже если человек не прикасается к чашке, с закрытыми глазами будет вдыхать аромат кофе (одно ощущение).

Поэтому неудивительно, когда в данном случае зрение рассматривается как орган восприятия, задача которого — посредством соответствующей деятельности мозга — распознавать по тому, что видимо, то, что невидимо (см. Грегори Р. Л., Издательство: Едиториал УРСС, ISBN 5-354-00342-3).

  • Модальность — качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т. д.
  • Интенсивность — классическая количественная характеристика ощущений.
  • Локализация — пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (болевые, интероцептивные ощущения) локализация затруднена, неопределенна.
  • Длительность — временная характеристика ощущения.

Первым, кто попытался классифицировать ощущения, был Аристотель. Он выделил 5 чувств: зрение, слух, осязание, обонян

ru.wikipedia.org

ОЩУЩЕНИЕ - это... Что такое ОЩУЩЕНИЕ?

  • ОЩУЩЕНИЕ —         отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. О. исходный пункт познания, неразложимый его элемент. Выделяя отражение качества… …   Философская энциклопедия

  • ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим …   Большая психологическая энциклопедия

  • Ощущение —  Ощущение  ♦ Sensation    Элементарное восприятие или элемент возможного восприятия. Ощущение имеет место, когда какое либо физиологическое изменение, чаще всего внешнего порядка, возбуждает один из наших органов чувств. Например, воздействие… …   Философский словарь Спонвиля

  • ощущение — См …   Словарь синонимов

  • ОЩУЩЕНИЕ — ОЩУЩЕНИЕ, ощущения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. ощутить ощущать. 2. Состояние сознания, восприятие, вызываемое раздражением органов чувств (псих., физиол.). «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира…» Ленин.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ОЩУЩЕНИЕ — ОЩУЩЕНИЕ, состояние сознания, вызываемое раздражением органов чувств, связанных центростремительными проводящими путями с высшими этажами центральной нервной системы корковыми центрами. Так. образом ощущение как свойство сложного, по преимуществу …   Большая медицинская энциклопедия

  • ОЩУЩЕНИЕ — отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ощущение — построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и… …   Психологический словарь

  • ОЩУЩЕНИЕ — простейший аналитико синтетический акт сенсорного познания. О. возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств этих вещей и явлений. Анатомо физиологической основой О …   Новейший философский словарь

  • ОЩУЩЕНИЕ — ОЩУЩЕНИЕ, я, ср. 1. Непосредственное чувственное восприятие свойств объективной реальности, возникающее в результате их воздействия на органы чувств и нервные центры. Осязательные, зрительные, слуховые, обонятельные ощущения. 2. Переживание,… …   Толковый словарь Ожегова

  • ОЩУЩЕНИЕ — англ. sensation/ feeling; нем. Empfindung. 1. Отражение в сознании отдельных сторон действительности, возникающее в результате непосредственного воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. 2. Псих, процесс …   Энциклопедия социологии

  • psychology_dictionary.academic.ru

    ОЩУЩЕНИЕ — Новая философская энциклопедия

    ОЩУЩЕНИЕ – элементарное содержание, лежащее в основе чувственного знания внешнего мира, «кирпичик» для построения восприятия [ВОСПРИЯТИЕ] и иных форм чувственности. В качестве примеров данного явления обычно приводят ощущения цвета, звука, твердого, кислого и т.д. Ощущения истолковывались как относящиеся не к предмету в целом, а лишь к его отдельным свойствам, «качествам». В истории философии и психологии ощущения были разделены на относящиеся к свойствам предметов внешнего человеку мира и относящиеся к конкретным состояниям самого тела человека (последние сигнализируют о движениях и относительном положении разных частей тела и о работе внутренних органов). Вместе с тем ощущения, относящиеся к внешнему миру, делятся по их модальности на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые.

    Ощущения были четко выделены в качестве исходной единицы анализа познавательных процессов в философии эмпиризма [ЭМПИРИЗМ] и сенсуализма [СЕНСУАЛИЗМ] 17–18 вв. (до этого, напр. в античной философии, не существовало резкого разделения ощущения и восприятия). Термин «ощущения» возник позднее их четкого выделения: первоначально философы-эмпирики именовали их то «чувственными идеями», то «простыми идеями», то «впечатлениями» и т.д. Основания, которые были использованы для выделения ощущений, могут быть классифицированы следующим образом.

    1) Восприятие как знание целостных предметов и ситуаций предполагает участие ума. Но любые операции ума, в т.ч. и относящиеся к созданию восприятия, предполагают материал, над которым ум оперирует. Таким исходным материалом являются ощущения (Кант, который противостоял эмпиризму вообще и сенсуализму в частности, тем не менее допускал наличие ощущений как исходного материала для деятельности априорных форм чувственности и рассудка, организующих опыт). Поэтому данность, непосредственность являются специфическими характеристиками ощущений. При этом имеется в виду осознаваемая данность. Эта данность может пониматься либо как результат прямого причинного воздействия объективных свойств предметов внешнего мира (Д.Локк, Э.Кондильяк, Б.Рассел), либо просто как факт сознания безотносительно к его причине (Д.Беркли, Д.Юм, Э.Мах).

    2) Именно потому, что восприятие предполагает определенную активность ума, оно может вводить в заблуждение, быть иллюзорным. Однако исходный материл для построения восприятия не может сам по себе вести к заблуждению. Я могу ошибочно воспринять прямой карандаш, опущенный в стакан с водой, как сломанный, однако сами элементарные ощущения, из которых складывается мое восприятие, не могут быть ошибочными. Я могу ошибиться, восприняв холодную воду горячей рукой как теплую, однако тепловые ощущения не могут меня обманывать относительно самих себя. «На самом деле не бывает иллюзий чувств, бывают только ошибки в истолковании данных как знаков вещей, иных, чем они сами» (

    Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957, с. 200). Поэтому абсолютная несомненность, неоспоримость является также отличительной характеристикой ощущений.

    3) Научное познание (в частности, классическая механика 17–18 вв.) рассматривает сложные образования как результат взаимодействия элементарных составляющих. Таким неразложимым далее элементом всех психических процессов вообще и познавательных процессов в частности в ряде направлений философии и психологии считались ощущения. Поэтому ощущения понимались как атомарные единицы опыта.

    Сформировавшаяся в кон. 19 в. экспериментальная психология (и прежде всего такой ее раздел, как психофизика) сделала ощущения предметом научного исследования. Изучалась зависимость ощущений от действия внешних раздражителей (стимулов). В этой связи были выявлены т.н. пороги чувствительности, характер зависимости ощущений от интенсивности раздражителя (закон Вебера – Фехнера) и целый ряд других фактов. Однако философский и научный анализ ощущений столкнулся с целым рядом принципиальных трудностей. Оказалось трудным точно очертить тот круг элементарных единиц опыта, которые следует считать ощущениями. Следует ли относить к ощущениям переживания боли, исходные чувства удовольствия и неудовольствия? Существуют ли ощущения пространства и времени? (Если допустить существование ощущения пространства и времени, то оказывается, что их очень трудно выделить, но для последовательного сенсуалиста приходится допускать их существование, как это вынужден признать Э.Мах.)

    Мы переживаем каждое ощущение, поскольку мы можем его выделить в составе нашего опыта, как нечто не только уникальное и неповторимое, но одновременно и как нечто обобщенное. Так, мы ощущаем данное цветовое пятно не только как абсолютно единичное, но и как индивидуальное выражение цветовой универсалии, напр. как данный конкретный оттенок красного цвета («красного вообще»). Если выделение общего является результатом деятельности ума, в частности результатом сопоставления разных индивидуальных случаев, то непонятно, каким образом ощущения, для которых характерна абсолютная непосредственность, могут иметь не только уникальный, но и обобщенный характер. Если одной из важнейших характеристик ощущений является их данность в индивидуальном сознании, то непонятно, как из этих субъективных и индивидуальных элементов может быть построено восприятие, относящееся к предметам внешнего мира, которые существуют независимо от моего сознания и могут быть восприняты не только мной, но и всяким другим человеком.

    Вообще вопрос об отношении ощущений к соответствующим качествам внешнего мира оказался трудным и приводящим к парадоксальным решениям. Ряд философов (в частности, Д.Локк) разделили ощущения на относящиеся к т.н. «первичным качествам», которые реально существуют в самих предметах (ощущения, относящиеся к пространственным свойствам предметов, к их форме, расположению и др.), и к «вторичным качествам», существующим лишь в сознании. Критерии разделения этих качеств были не совсем ясны (и были оспорены Д.Беркли).

    В 19 в. в связи с открытием того факта, что те или иные ощущения могут вызываться не только адекватными стимулами (напр., зрительное ощущение светом), но и стимулами неадекватными (напр., то же зрительное ощущение механическим или электрическим раздражителем), И.Мюллер сформулировал т.н. «закон специфической энергии органов чувств»: качество ощущений зависит не от свойств внешних предметов, а от особенностей ощущающей (рецепторной) системы человека. Г.Гельмгольц сформулировал тезис о том, что ощущения относятся к качествам внешнего мира, как иероглиф к обозначенному им предмету. Для сенсуалистов-феноменалистов (Д.Беркли, Д.Юм. Э.Мах и др.) проблемы отношения ощущений к объективному свойству предмета не существует, но и для них остается камнем преткновения возможность построения из субъективных, индивидуальных ощущений восприятия объективно существующего предмета. Сам способ соединения ощущений в восприятие тоже был предметом дискуссий. Большинство философов и психологов, разделявших позиции сенсуализма, считали таким способом (вслед за Д.Юмом) ассоциации разного рода. Однако характер этих ассоциаций во многом так и не был прояснен. Не было ясно и то, следует ли считать ощущения элементарным знанием. Для большинства философов, анализировавших ощущения, именно несомненность и безошибочность ощущений выводит их за пределы знания. С точки зрения этих философов, в ощущениях нет деления на субъект и объект. Поэтому, даже если предположить, что ощущения относятся к каким-то качествам объективных предметов, можно сделать этот вывод, только выходя за пределы самих ощущений.

    Вместе с тем в нач. 20 в. возникла концепция (ранние Э.Мур, Б.Рассел и др.), согласно которой ощущения – это акт осознания некоторого элементарного чувственного содержания (чувственного данного), существующего вне сознания субъекта и вместе с тем не принадлежащего миру объективных физических вещей; в этом случае ощущение рассматривается как элементарное знание.

    В философии и психологии 20 в. возникли направления, поставившие под сомнение сам факт существования ощущений как некоторых самостоятельных сущностей. Было обращено прежде всего внимание на то, что в большинстве случаев в обыденной жизни мы никогда не ощущаем наших ощущений, а имеем дело только с восприятием целостных предметов и ситуаций. Даже в тех редких случаях, когда мы (как нам кажется) имеем дело только с ощущениями (ощущение теплоты на некотором участке тела, ощущение давления и т.д.), мы в действительности имеем дело не с фактами нашего сознания, а с получением информации о некоторой объективной ситуации (пусть воспринимаемой очень неопределенно). Конечно, можно попытаться выделить отдельные ощущения в составе восприятия, напр. внимательно всмотреться в оттенки красного цвета помидора (решением задач такого рода нередко занимаются художники). Однако, во-первых, эта ситуация является достаточно редкой и не характерной для обычного опыта, во-вторых, она не объясняет формирования восприятия, ибо осуществляется уже на основе существующего восприятия, в-третьих, даже в этом случае не удается выделить ощущение как таковое, ибо красное в данном случае воспринимается как свойство некоторого предмета – помидора, т.е. как бы на фоне целостного восприятия. В этой связи было отмечено, что экспериментальное изучение ощущений, которым занималась психофизика на протяжении ста лет, было возможным только потому, что происходило в искусственных, лабораторных условиях, не учитывавших ряда важных особенностей нормального, естественного восприятия мира (поэтому результаты психофизики применимы лишь постольку, поскольку возникает ситуация, близкая к искусственной). Как отметил английский философ Дж.Райл, исходивший из идей позднего Л.Витгенштейна, в случае с ощущениями была совершена категориальная ошибка: на мнимые объекты, которыми являются ощущения, были перенесены особенности восприятия: в действительности можно видеть предметы, напр. цветы, а не ощущения красного, зеленого; можно слышать шум прибоя, грохот грома, звуки речи и т.д., а не ощущения громких, тихих и пр. звуков. Поэтому никаких неоспоримых и несомненных единиц опыта (а именно эти качества приписывались ощущениям) не существует. Восприятие не может быть абсолютно несомненным, что не мешает ему быть в большинстве случаев достаточно достоверным.

    В 20 в. возникли психологические направления, которые по-разному пересматривали те философские основания, из которых до этого исходили исследователи ощущения и восприятия. Результаты этого пересмотра приводили к разным теориям восприятия. Однако в итоге все эти теории по разным соображениям отказывались от понятия ощущения (как оно было истолковано в предшествующей философии и психологии). Гештальтпсихология формулировала тезис о структурном, целостном характере восприятия и о невозможности понимания этой целостности как суммы отдельных атомов, «кирпичиков» – ощущений. В экспериментах представителей этого направления было показано, что восприятие может не измениться и в том случае, если меняются некоторые из компонентов целостной системы (если истолковать эти компоненты как ощущения, то получается, что восприятие не определяется входящими в его состав ощущениями). С точки зрения гештальтпсихологов, непосредственно дано не ощущение, а целостное восприятие (последнее, т.о., не предполагает конструктивных операций ума над отдельными ощущениями). Согласно концепции, развитой Дж.Гибсоном, восприятие является активным процессом собирания организмом информации об окружающей среде. В этом процессе отдельные ощущения (так же, как и отдельные образы восприятия) не существуют. Представители когнитивной психологии считают возможным выделять отдельные единицы информации, из которой строится восприятие. Однако эти единицы в большинстве случаев не осознаются и, значит, вряд ли могут быть истолкованы в качестве ощущений, как они понимались раньше в философии и психологии.

    Т.о., в силу разных причин понятие ощущения не является употребительным в большинстве направлений современной философии и психологии, ибо поставлены под сомнение те философские посылки, в рамках которых это понятие имело смысл.

    Между тем в отечественной философии советского периода в течение длительного времени понятие ощущения играло важную роль. Это было связано с некритически принятыми положениями В.И.Ленина из его работы «Материализм и эмпириокритицизм»: ощущение является единственным источником всех наших знаний; ощущение – это «субъективный образ объективного мира»; материя как объективная реальность «дана человеку в ощущениях его», она «фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Критикуя субъективистский феноменализм Э.Маха, Ленин противопоставляет ему материалистическое (реалистическое) истолкование ощущений, однако делает это некорректно. Все те, кто признавал и исследовал ощущения, отмечали такие его качества, которые делают невозможным мнение о том, что в ощущениях дана материя. С этой точки зрения в ощущениях «даны» не материальные предметы (не говоря уже о материи в целом), а лишь отдельные свойства. К тому же, как считает большинство сторонников существования ощущений, в нем нет вообще знания, ибо нет разделения на субъект и объект. Поэтому оно не может быть и «образом» чего бы то ни было. Самое же главное состоит в том, что, критикуя Маха, Ленин в то же время оказался в зависимости от главной философской посылки объекта своей критики – его философского сенсуализма (т.е. мнения о том, что все содержание нашего знания может быть выведено из ощущений). Ряд отечественных психологов (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко и др.), исследуя проблему восприятия, фактически опровергли теорию ощущений как элементарных атомов опыта, в частности, в связи с развивавшейся ими критикой рецепторной теории чувственности.

    Литература:

    1. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. М., 1898;

    2. Беркли Д. Три разговора Гиласа с Филонусом. – Соч. М., 1978;

    3. Юм Д. Исследования о человеческом познании. – Соч. в 2 т., т. 2. М., 1965;

    4. Кондильяк Э. Трактат об ощущениях. – Соч. в 3 т., т. 2. М., 1982;

    5. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908;

    6. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18;

    7. Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957;

    8. Леонтьев А.Н. Ощущения и восприятие как образы предметного мира. – В кн.: Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М., 1982;

    9. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988;

    10. Carnap R. Der logische Aufbau der Welt. В., 1928;

    11. Boring E.G. Sensation and Perception in the History of Experimental Psychology. N. Y. – L., 1942.

    В.А.Лекторский

    Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

    gufo.me

    это, определение слова, понятие. Что такое Ощущение, значение, словарь, энциклопедия

    Мы будем называть "ощущением" опыт непосредственного осознания вещей. Так, когда мы видим цвет, у нас возникает ощущение от этого цвета, однако сам по себе цвет - не ощущение, а факт ощущения. И, наконец, отнюдь не очевидно, что особые каузальные законы, управляющие ментальными событиями, на самом деле не являются физиологическими. Закон привычки, один из наиболее характерных, может быть полностью объяснен в терминах особенностей нервной ткани, и эти особенности, в свою очередь, могут быть объяснены физическими законами. Таким образом, по-видимому, мы приходим к другому типу определения. Именно поэтому было необходимо усовершенствовать определение восприятия. Имея это определение, мы можем определить ощущение как вне-мнемическую основу восприятия. Я думаю, что ощущения (включая образы) составляют все "сырье" разума, и что все остальное может быть разложено на группы ощущений, связанных различным образом, и на свойства ощущений или групп ощущений. Ощущения являются тем, что объединяет ментальный и физический миры; они могут быть определены как пересечение разума и материи.

    Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

    Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам О. является...

    Философский словарь

    (Слово, этимологически родственное словам очутиться", "очнуться".) Вбирание, связывание, скрепление конкретного среза бытия или отдельной грани этого среза, оживление, пробуждение их к мимолетному существованию. Срез бытия чисто субъективен и относится не только к внешним...

    Философский словарь

    - простейший аналитико-синтетический акт сенсорного познания. О. возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств этих вещей и явлений. Анатомо-физиологической основой О. выступают анализаторы -...

    Философский словарь

    форма чувственного познания (живого созерцания), представляющая собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Подразделяются на зрительные, слуховые и др.

    Философский словарь

    - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.

    Новейший философский словарь

    ОЩУЩЕНИЕ - простейший аналитико-синтетический акт сенсорного познания О возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств этих вещей и явлений Анатомо-физиологической основой О выступают анализаторы -...

    Психологический словарь

    - построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно...

    Психологическая энциклопедия

    (англ. sensation) - ^психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних (см. Анализатор), а также 2)...

    Психологическая энциклопедия

    См. времени, восприятие.

    Психологическая энциклопедия

    Гипотетическое ощущение, раньше считалось, что для него имеются специальные рецепторы и система нервной проводимости, реагирующие на вибрирующий источник. Большинство психофизиологов сегодня чувствуют, что это не отдельное ощущение, а аспект других кожных ощущений, и, скорее...


    Поделиться:

    www.insai.ru

    Слово ОЩУЩЕНИЕ - Что такое ОЩУЩЕНИЕ?

    Слово состоит из 8 букв: первая о, вторая щ, третья у, четвёртая щ, пятая е, шестая н, седьмая и, последняя е,

    Слово ощущение английскими буквами(транслитом) - oshchushchenie

    Значения слова ощущение. Что такое ощущение?

    Ощущение

    ОЩУЩЕНИЕ отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.

    Философская энциклопедия

    ОЩУЩЕНИЕ — элементарное содержание, лежащее в основе чувственного знания внешнего мира, “кирпичик” для построения восприятия и иных форм чувственности.

    Философская энциклопедия

    Ощуще́ние, чувственный опыт — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств...

    ru.wikipedia.org

    Ощущение Согласно моему пониманию - одна из основных психологических функций (см.). Вундт [К истории понятия ощущения см. /78- Bd.I. S.350; 117; 118; 119/] также считает ощущение одним из элементарных психических феноменов.

    Юнг К. Словарь терминов

    Вибрации ощущение

    Вибрации ощущение (лат. vibrare - колебать; дрожать) - вид или модальность чувствительности к колебаниям тела или какой-либо его части. Диапазон вибрационной чувствительности человека располагается в континууме от 1 до 10 000 Гц.

    vocabulary.ru

    Вибрации ощущение - (лат. vibrare - колебать; дрожать) - вид чувствительности; в настоящее время предполагается, что он не является самостоятельным, а представляет аспект кожного ощущения, скорее всего, быстро перемещающегося давления на кожу.

    Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

    Болевые ощущения

    БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (англ. pain, pain sensations) - ощущения, которые сигнализируют об изменениях, происходящих в организме и могущих привести к повреждению органов и тканей (см. Ноцицептивная чувствительность).

    Большой психологический словарь. - 2004

    Болевые ощущения ощущения, которые сигнализируют об изменениях, происходящих в организме и могущих привести к повреждению органов и тканей. Б. о. характеризуются выраженной эмоциональной окраской и сопровождаются вегетативными сдвигами – учащением…

    Гриценко В.В. Словарь дрессировщика

    Болевые ощущения Категория. Форма ощущений. Специфика. Возникают как ответ организма на такие воздействия, которые могут вести к нарушению его целостности…

    Психологический словарь. - 2000

    Кинестезические ощущения

    Кинестезические ощущения Словообразование. Происходит от греч. kinema - движение aisthesis - чувство, ощущение. Категория. Форма ощущений. Специфика. Ощущения, дающие информацию о движении и положении собственного тела…

    Психологический словарь. - 2000

    КИНЕСТЕЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ (от от греч. kinesis - движение aisthesis - ощущение) - ощущения движения и положения собственного тела и его частей, а также прилагаемых мышечных усилий.

    Большой психологический словарь. - 2004

    Кинестезические ощущения (от греч. kineo - двигаюсь и aisthesis - ощущение) - ощущения, дающие информацию о движении - и положении собственного тела, возникающие при раздражении проприорецепторов, расположенных в мыш

    Психологический словарь. - 2000

    Порог ощущения

    Порог ощущения, минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение. Сила действия раздражителя должна быть равна порогу раздражения или превышать его. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающая вызывать ощущение…

    БСЭ. — 1969—1978

    Порог ощущения — минимальная величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение. Различают нижний абсолютный порог ощущения (минимальная величина раздражителя, впервые начинающая вызывать ощущение), разностный порог ощущения…

    Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. - 1992

    Порог ощущения - величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение. Различают абсолютный и дифференциальный пороги ощущения.

    glossary.ru

    Русский язык

    Ощуще́ние, -я.

    Орфографический словарь. — 2004

    Ощущ/е́ни/е [й/э].

    Морфемно-орфографический словарь. — 2002

    Стремление к ощущениям мотивы

    Стремление к ощущениям мотивы – обычно это гедонистические мотивы, в основании которых лежит тот факт, что разного рода острые ощущения при определённых обстоятельствах у ряда людей вызывают выраженное чувство удовольствия…

    vocabulary.ru

    Стремление к ощущениям мотивы - обычно это гедонистические мотивы, в основании которых лежит тот факт, что разного рода острые ощущения при определённых обстоятельствах у ряда людей вызывают выраженное чувство удовольствия…

    Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

    Фантомные ощущения

    Фантомные ощущения (франц. fant ome, от греч. phantasma призрак, воображение, представление) ложное ощущение, иллюзия присутствия утраченной части тела.

    Медицинская эциклопедия

    ФАНТОМНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ - ощущения присутствия утраченной конечности или ее части, которые могут сопровождаться болью. Безболевые Ф. о. возникают вскоре после утраты конечности (отрыв, ампутация).

    Краткая медицинская энциклопедия. - М., 1989

    ФАНТОМНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, восприятие человеком утраченной части тела (чаще - ампутированной конечности). Могут сопровождаться мучительной болью, в связи с чем возможно хирургическое лечение (иссечение рубцов и т.д.).

    Современная энциклопедия. - 2000

    Примеры употребления слова ощущение

    А это совершенно другое ощущение! Ощущение того, что ты можешь, что развиваешься.

    Ощущение это создается благодаря расставленным по сцене горящим в полутьме торшерам.

    У меня такое ощущение, что зенитовский шарф, который я с гордостью ношу, облили грязью.

    У меня с этими утечками ощущение, как от садового шланга, прохудившегося по всей длине.

    Парк будет круглосуточно освещен, чтобы создавать у посетителей ощущение безопасности.

    А хочу быть с ним потому, что меня не покидает ощущение будто мы родственные души.

    Кстати, в четверг перед выходом на матч создалось ощущение, что на улице уже темно.

    Но ощущение после просмотра все равно приятное, это же фильм о крепкой мужской дружбе.

    Он действительно белый, и ощущение действительно такое, что на нём светлей, чем днём.


    1. ощущать
    2. ощущающийся
    3. ощущающий
    4. ощущение
    5. ощущенный
    6. ощущу
    7. оягниться

    wordhelp.ru

    ощущение — Викисловарь

    См. также ощущенье.

    Содержание

    • 1 Русский
      • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
      • 1.2 Произношение
      • 1.3 Семантические свойства
        • 1.3.1 Значение
        • 1.3.2 Синонимы
        • 1.3.3 Антонимы
        • 1.3.4 Гиперонимы
        • 1.3.5 Гипонимы
      • 1.4 Родственные слова
      • 1.5 Этимология
      • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
      • 1.7 Перевод

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. ощуще́ние ощуще́ния
    Р. ощуще́ния ощуще́ний
    Д. ощуще́нию ощуще́ниям
    В. ощуще́ние ощуще́ния
    Тв. ощуще́нием ощуще́ниями
    Пр. ощуще́нии ощуще́ниях

    о·щу-ще́-ни·е

    Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

    Встречается также вариант словообразования: ощущенье.

    Корень: -ощущ-; суффикс: -ениj; окончание: [Тихонов, 1996].

    Произношение[править]

    ru.wiktionary.org

    Ощущение - это... Что такое Ощущение?

  • ОЩУЩЕНИЕ —         отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. О. исходный пункт познания, неразложимый его элемент. Выделяя отражение качества… …   Философская энциклопедия

  • ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим …   Большая психологическая энциклопедия

  • Ощущение —  Ощущение  ♦ Sensation    Элементарное восприятие или элемент возможного восприятия. Ощущение имеет место, когда какое либо физиологическое изменение, чаще всего внешнего порядка, возбуждает один из наших органов чувств. Например, воздействие… …   Философский словарь Спонвиля

  • ощущение — См …   Словарь синонимов

  • ОЩУЩЕНИЕ — ОЩУЩЕНИЕ, ощущения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. ощутить ощущать. 2. Состояние сознания, восприятие, вызываемое раздражением органов чувств (псих., физиол.). «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира…» Ленин.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ОЩУЩЕНИЕ — ОЩУЩЕНИЕ, состояние сознания, вызываемое раздражением органов чувств, связанных центростремительными проводящими путями с высшими этажами центральной нервной системы корковыми центрами. Так. образом ощущение как свойство сложного, по преимуществу …   Большая медицинская энциклопедия

  • ОЩУЩЕНИЕ — отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ощущение — построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и… …   Психологический словарь

  • ОЩУЩЕНИЕ — простейший аналитико синтетический акт сенсорного познания. О. возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств этих вещей и явлений. Анатомо физиологической основой О …   Новейший философский словарь

  • ОЩУЩЕНИЕ — ОЩУЩЕНИЕ, я, ср. 1. Непосредственное чувственное восприятие свойств объективной реальности, возникающее в результате их воздействия на органы чувств и нервные центры. Осязательные, зрительные, слуховые, обонятельные ощущения. 2. Переживание,… …   Толковый словарь Ожегова

  • ОЩУЩЕНИЕ — англ. sensation/ feeling; нем. Empfindung. 1. Отражение в сознании отдельных сторон действительности, возникающее в результате непосредственного воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. 2. Псих, процесс …   Энциклопедия социологии

  • developmental_psychology.academic.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о