Функциональные особенности речи.
Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.
Общаясь друг с другом, люди употребляют слова н пользуются грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь — это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нем.
Познание закономерностей окружающего мира, умственное развитие человека .совершается путем усвоения знаний, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития и закрепленных с помощью языка, с помощью письменной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучения усваивает знания, приобретенные всем человечеством и накопленные исторически.
Итак, одна из функций речи — служить средством общения между людьми.
Другая важнейшая функция речи вытекает из рассмотренного выше положения о том, что мышление осуществляется в речевой форме. Речь (в частности, внутренняя речь — внутренний беззвучный речевой процесс, с помощью которого мы мыслим про себя) является средством мышления.
Роль современных факторов на формирование речи.
Современная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык. В 20–30-е гг. разговорную речь захлестывали волны уличной стихии — беспризорников, воров, — а также митинговый язык революционных матросов и солдат (от них — обращение братишка). Остро встал вопрос о сохранении литературного языка, о путях его дальнейшего развития в связи с изменением контингента носителей – в этой формулировке выдающегося лингвиста Е.Д. Поливанова чувствуется не только революционный энтузиазм эпохи, но и горечь, и сознание трагизма момента, вызвавшего изменение контингента носителей. И сохранился, выстоял русский язык — в соответствии с парадоксом Е.Д. Поливанова: развитие литературного языка заключается, в частности, в том, что он все меньше изменяется. Жаргон, как видно, явление не новое в нашей языковой истории.
Сейчас же так называемый общий жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире. А также присутствующая в современном обществе актуальность культурных достижений западной цивилизации — вполне естественная плата за шаг, сделанный ей навстречу. То, что там связано с индустрией шоу, в основе которой лежат несколько эксплуатируемых обществом идей, связанных с деньгами, сексом, насилием, жаргоном, и то, что там воспринимается преимущественно как некая зрелищная форма, звучит у нас как своеобразное руководство к действию.
Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно в текстах песен («Мне все по барабану» – группа «Сплин», «Заколебал ты» – группа «Дискотека Авария»), в радиопередачах и музыкальном телевидении, на которые они и ориентируются.
Стремительное и постоянное ускорение и обновление — ведущие характеристики современной жизни, которой живет российский подросток. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности, сопровождающейся ломкой традиций и норм разных сфер жизни, стремительное и всеохватывающее распространение продуктов массовой культуры обусловливают угрожающие масштабы современного кризиса общения.
Развитие мировой культуры выработало основные коммуникативные качества хорошей речи. Конечно, эти качества изменяются, развиваются, поэтому понятия о хорошей речи не во всем совпадают в разные эпохи и у представителей различных классов и мировоззрений.
Каждый человек должен излагать свои мысли так, чтобы его нельзя было не понять, а именно – точно, ясно и просто. Если речь не ясна, то она не достигает цели.
Чтобы речь была точной, слова следует употреблять в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены.
Важнейшее условие хорошей речи – логичность. Мы должны заботиться о том, чтобы наша речь не нарушала логических законов.
Речь — это связанное целое, и каждое слово в ней, любая конструкция должны быть целенаправленны, стилистически уместны.
Не для всякого общественного положения, не для всякого места подходит один и тот же стиль, но в каждой части речи, также как и в жизни, надо всегда иметь ввиду, что уместно.
Чистота речи также важна. Если в речи присутствуют слова-паразиты, речевые штампы, канцеляризмы, то это свидетельствует о бедности словарного запаса, о беспомощности говорящего.
Требования правильности речи относится не только к лексике — оно распространяется и на грамматику, словообразование, произношение, а в письменной речи – на орфографию и пунктуацию. Соблюдение нормы – главное условие культуры речи. Всякое отклонение от литературной нормы препятствует непосредственному и точному восприятию содержания письменной и устной речи.
Всякая речь имеет определенное содержание. Содержательность речи зависит от многих условий, которые влекут за собой многообразие форм подачи материала.
Чтобы достичь речевого богатства нужно изучать язык – в его литературной и разговорной формах, его стиле, лексике, фразеологии, словообразовании и грамматике.
Существенное значение имеет выразительность речи, которая достигается четким ясным произношением, правильной интонацией, умело расставленными паузами. Должное внимание следует уделять темпу речи, силе голоса, убедительности тона а также особенностям ораторского искусства: позе, жестам, мимике.
Хорошая речь не может быть без соответствующих знаний, умений и навыков. Это все приходит как результат труда. Значит необходимо быть требовательным не только к речи других, но прежде всего к своей собственной.
Список используемой литературы
Особенности речи в межличностном общении . Русский язык и культура речи
Межличностное общение определяют как взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые находятся в пространственной близости, хорошо знакомы друг с другом и в большой мере друг другу доступны, т. е. имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.
Речь как средство организации общения небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, или разговорная речь, обладает рядом отличительных особенностей:
1) персональностью адресации, которая предполагает индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения; большее внимание к организации обратной связи с партнерами – адресат разговорной речи всегда присутствует, обладает той же степенью реальности, что и говорящий, активно влияет на характер речевого общения, позиция партнера непрерывно рефлексируется, переосмысливается, на нее реагируют, ее предвосхищают и оценивают;
2) спонтанностью и непринужденностью
: условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор, собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь к уже сказанному;3) ситуативностью речевого поведения: непосредственный контакт говорящих, тот факт, что предметы, о которых идет речь, чаще всего видны или известны собеседникам, позволяют им использовать мимику и жесты как способ восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи;
4) эмоциональностью: ситуативность, спонтанность и непринужденность речи в непосредственном общении усиливают ее эмоциональную окраску, выдвигают на первый план эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими как темы разговора, так и собеседника, что достигается с помощью слов, структурной организации предложений, интонаций; стремление быть понятыми побуждает собеседников к частому выражению личных оценок, эмоциональных предпочтений, мнений.
Перечисленные особенности задают важнейшие функции речи в межличностном общении – эмотивную и конативную. Эмотивная функция связана с субъективным миром адресанта (говорящего), с выражением его переживаний, его отношения к тому, что говорится, в ней находит отражение самооценка говорящего, его потребность быть услышанным, понятым. Конативная функция связана с установкой на адресата (слушающего), со стремлением на него воздействовать, формировать определенный характер взаимоотношений, в ней находят отражение потребности человека достигать поставленных целей, оказывать влияние на других людей; проявляется эта функция в структурной организации разговора, целевой направленности речи.
Разговорную речь отличают ряд особенностей и приемов: постоянная смена позиций говорящий – слушающий; личная заинтересованность и активность разговаривающих; использование неполных предложений, коротких фраз, большого числа местоимений, бытовой лексики и др. Межличностный разговор в процессе развертывания приобретает большую эмоциональную нагруженность, что заставляет собеседников уточнять собственное отношение к предмету разговора, проверять устойчивость собственной позиции и позиций, занимаемых другими, тем самым речь оказывается фактором личностного самоопределения участников разговорной коммуникации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Партнеры: Эверис, Испания ETH, Швейцария УЖ, Швейцария Фрайбург, Германия MA Systems, Великобритания Бристоль, Великобритания Ширайте, Италия Ультрасис, Великобритания Жауме, Испания Валенсия, Испания Ланьчжоу, Китай Грант ЕС (FP7):248544 | На человеческую речь большое влияние оказывает аффективное состояние говорящего, такое как грусть, счастья, страха, гнева, агрессии, недостатка энергии или сонливости. Таким образом, внимательный слушатель узнает многое об эмоциональном состоянии своего партнера без особых усилий, и без необходимости прямо говорить об этом во время разговора. В результате, психиатры регулярно контролируют речевое поведение и звуковые характеристики голоса своих пациентов в диагностических целях и в качестве чувствительных индикаторов клинических изменений. Речевое поведение и звуковые характеристики голосаХарактеристики речи можно приблизительно описать несколькими основными признаками: потоком речи, громкостью, интонация и интенсивность обертонов. Речевой поток характеризует скорость, с которой произносятся высказывания. производится, а также количество и продолжительность временных перерывов в речи. Громкость отражает количество энергии, связанное с артикуляцией высказываний и, если рассматривать изменяющаяся во времени величина, динамическая выразительность говорящего. Интонация – это способ произнесения высказывания в отношении повышения и понижения высоты тона и приводит к тональным сдвигам в любом направление средней высоты голоса говорящего. Обертоны – это более высокие тона, слабо сопровождают основной тон, тем самым отвечая за тональное разнообразие звуков. Анализ невербального содержания человеческой речиВо-первых, отдельные записи речи проверяются на отсутствие сигнала. Эти интервалы затем используются для определения порогов для фонового шума при рассмотрении некая «сторожевая» зона. На основании этих порогов временные ряды подразделяются на паузы и высказывания («сегментация») с пропуском пауз продолжительностью менее 250 мс. В На втором этапе «спектры» рассчитываются на основе 1-секундных эпох с помощью дискретного Преобразование Фурье (ТПФ: «чистые» высказывания с устраненными паузами для спектрального анализы). Наконец, мы аппроксимируем форму кривой распределения F0 («F0» обозначает среднюю высоту голоса говорящего) полиномом 2-й степени и использовать расстояние между симметричные -6dB баллы как мера «изменчивости F0» (интонации). Соотношение высота/ширина полинома 2-й степени служит мерой «F0-узости» (монотонность). Разрешение по частоте ДПФ составляет четверть тона на 7 октав (55-7040 Гц). |
|
Что такое распознавание речи?
Опыт клиентовК
- Бен Луткевич, Технический писатель
- Каролина Кивак
Распознавание речи или преобразование речи в текст — это способность машины или программы распознавать слова, произнесенные вслух, и преобразовывать их в читаемый текст. Элементарное программное обеспечение для распознавания речи имеет ограниченный словарный запас и может распознавать слова и фразы только при четком произнесении. Более сложное программное обеспечение может обрабатывать естественную речь, разные акценты и разные языки.
Распознавание речи использует широкий спектр исследований в области информатики, лингвистики и вычислительной техники. Многие современные устройства и текстовые программы имеют функции распознавания речи, позволяющие упростить использование устройства или использовать его без помощи рук.
Распознавание речи и распознавание голоса — это две разные технологии, и их не следует путать:
- Распознавание речи используется для идентификации слов в разговорной речи.
- Распознавание голоса — это биометрическая технология для идентификации голоса человека.
Системы распознавания речи используют компьютерные алгоритмы для обработки и интерпретации произнесенных слов и преобразования их в текст. Программное обеспечение преобразует звук, записываемый микрофоном, в письменный язык, понятный компьютерам и людям, выполнив следующие четыре шага:
- анализировать звук;
- разбить его на части;
- оцифровать его в машиночитаемый формат; и
- используют алгоритм, чтобы сопоставить его с наиболее подходящим текстовым представлением.
Программное обеспечение для распознавания речи должно адаптироваться к очень изменчивой и зависящей от контекста природе человеческой речи. Алгоритмы программного обеспечения, которые обрабатывают и организуют звук в текст, обучаются различным моделям речи, стилям речи, языкам, диалектам, акцентам и фразам. Программное обеспечение также отделяет разговорный звук от фонового шума, который часто сопровождает сигнал.
Для выполнения этих требований в системах распознавания речи используются модели двух типов:
- Акустические модели. Они представляют отношения между языковыми единицами речи и звуковыми сигналами.
- Языковые модели. Здесь звуки сопоставляются с последовательностями слов, чтобы различать слова, похожие по звучанию.
Системы распознавания речи имеют довольно много применений. Вот выборка из них.
Мобильные устройства. Смартфоны используют голосовые команды для маршрутизации вызовов, преобразования речи в текст, голосового набора и голосового поиска. Пользователи могут отвечать на текст, не глядя на свои устройства. На Apple iPhone распознавание речи приводит в действие клавиатуру и Siri, виртуального помощника. Функциональность доступна и на дополнительных языках. Распознавание речи также можно найти в приложениях для обработки текстов, таких как Microsoft Word, где пользователи могут диктовать слова, чтобы превратить их в текст.
Виртуальные помощники используют распознавание речи для общения с пользователями и выполнения различных задач, запускаемых голосовыми командами.Образование. Программное обеспечение для распознавания речи используется при обучении языку. Программное обеспечение слышит речь пользователя и предлагает помощь с произношением.
Обслуживание клиентов. Автоматизированные голосовые помощники слушают запросы клиентов и предоставляют полезные ресурсы.
Медицинские приложения. Врачи могут использовать программное обеспечение для распознавания речи, чтобы транскрибировать заметки в реальном времени в медицинскую документацию.
Помощь инвалидам. Программное обеспечение для распознавания речи может преобразовывать произносимые слова в текст, используя субтитры, чтобы человек с нарушением слуха мог понимать, что говорят другие. Распознавание речи также может позволить людям с ограниченным использованием рук работать с компьютерами, используя голосовые команды вместо набора текста.
Отчет суда. Программное обеспечение может использоваться для расшифровки судебных заседаний, исключая необходимость в расшифровщиках-людях.
Распознавание эмоций. Эта технология может анализировать определенные вокальные характеристики, чтобы определить, какие эмоции испытывает говорящий. В сочетании с анализом настроений это может показать, как кто-то относится к продукту или услуге.
Громкая связь. Водители используют голосовое управление для громкой связи, например, для управления телефонами, радиоприемниками и системами глобального позиционирования.
Сравнение приложений технологии распознавания речи с другими технологиями на основе ИИ. Каковы особенности систем распознавания речи?Хорошие программы распознавания речи позволяют пользователям настраивать их в соответствии со своими потребностями. Функции, которые позволяют это сделать, включают:
- Взвешивание языка. Эта функция указывает алгоритму уделять особое внимание определенным словам, например, часто произносимым или уникальным для разговора или предмета. Например, программное обеспечение можно научить прослушивать конкретные ссылки на продукты.
- Акустическая подготовка. Программное обеспечение отключает окружающий шум, который загрязняет разговорный звук. Программное обеспечение с акустической подготовкой может различать стиль речи, темп и громкость среди шума многих людей, говорящих в офисе.
- Маркировка динамика. Эта возможность позволяет программе маркировать отдельных участников и определять их конкретный вклад в беседу.
- Фильтрация ненормативной лексики. Здесь программа отфильтровывает нежелательные слова и язык.
Сила функций распознавания речи исходит от набора алгоритмов и технологий. Среди них:
- Скрытая марковская модель. HMM используются в автономных системах, где состояние частично наблюдаемо или когда вся информация, необходимая для принятия решения, не сразу доступна датчику (в случае распознавания речи, микрофону). Примером этого является акустическое моделирование, где программа должна сопоставлять лингвистические единицы со звуковыми сигналами, используя статистическую вероятность.
- Обработка естественного языка. НЛП упрощает и ускоряет процесс распознавания речи.
- N-грамм. Этот простой подход к языковым моделям создает распределение вероятностей для последовательности. Примером может служить алгоритм, который просматривает несколько последних произнесенных слов, аппроксимирует историю выборки речи и использует ее для определения вероятности произнесения следующего слова или фразы.
- Искусственный интеллект. Методы искусственного интеллекта и машинного обучения, такие как глубокое обучение и нейронные сети, широко используются в продвинутом программном обеспечении для распознавания речи. Эти системы используют грамматику, структуру, синтаксис и композицию звуковых и голосовых сигналов для обработки речи. Системы машинного обучения накапливают знания при каждом использовании, что делает их хорошо подходящими для таких нюансов, как акценты.
Использование программного обеспечения для распознавания речи имеет несколько преимуществ, в том числе следующие:
- Связь между машинами и людьми. Технология позволяет электронным устройствам общаться с людьми на естественном языке или в разговорной речи.
- Легкодоступный. Это программное обеспечение часто устанавливается на компьютеры и мобильные устройства, что делает его доступным.
- Простота использования. Хорошо разработанное программное обеспечение простое в использовании и часто работает в фоновом режиме.
- Непрерывное автоматическое улучшение. Системы распознавания речи с искусственным интеллектом со временем становятся более эффективными и простыми в использовании. По мере того, как системы выполняют задачи распознавания речи, они генерируют больше данных о человеческой речи и становятся лучше в том, что они делают.
Несмотря на удобство, технология распознавания речи по-прежнему имеет несколько проблем, которые необходимо решить. Ограничения включают:
- Нестабильная производительность. Системы могут быть неспособны точно фиксировать слова из-за различий в произношении, отсутствия поддержки некоторых языков и невозможности сортировки фонового шума. Окружающий шум может быть особенно сложным. Акустическая тренировка может помочь отфильтровать это, но эти программы не идеальны. Иногда невозможно выделить человеческий голос.
- Скорость. Для развертывания и освоения некоторых программ распознавания речи требуется время. Обработка речи может показаться относительно медленной .
- Проблемы с исходным файлом. Успех распознавания речи зависит от используемого записывающего оборудования, а не только от программного обеспечения.
Распознавание речи — это развивающаяся технология. Это один из многих способов, с помощью которых люди могут общаться с компьютерами практически без набора текста. Разнообразные коммуникационные бизнес-приложения используют удобство и скорость голосового общения, которые обеспечивает эта технология.
Программы распознавания речи значительно продвинулись вперед за 60 лет разработки. Они все еще совершенствуются, в частности, благодаря ИИ.
Узнайте больше о программном обеспечении для транскрипции бизнеса на базе ИИ из ответов на вопросы с Уилфридом Шаффнером, техническим директором Speech Processing Solutions.
Последнее обновление: сентябрь 2021 г.
Продолжить чтение О распознавании речи- Как технология распознавания речи может поддерживать удаленную работу?
- Автоматическое распознавание речи может быть лучше, чем вы думаете
- Варианты использования распознавания речи обеспечивают бесконтактную совместную работу
- Автоматическое распознавание речи дает поставщику CX преимущество
- Речевой API от платформы веб-разработчика Mozilla
компьютерная лингвистика (CL)
Автор: Александр Гиллис
речевая технология
Автор: TechTarget Contributor
понимание естественного языка (NLU)
Автор: TechTarget Contributor
Почему покупка Nuance компанией Microsoft за 19 миллиардов долларов имеет смысл
Автор: Клифф Саран
Управление контентом
- 4 главные тенденции управления контентом в 2023 году
Тенденции в области управления контентом — искусственный интеллект, облачное развертывание, управление знаниями и конфиденциальность данных — могут помочь организациям автоматизировать . ..
- Лучшее программное обеспечение для управления корпоративным контентом 2023 года
Когда дело доходит до ECM, нужно учитывать множество поставщиков. Изучите 10 платформ, чтобы понять их возможности и …
- 3 преимущества систем управления информацией о продуктах
Системы PIM
помогают розничным торговцам управлять информацией о продуктах по каналам. Основные преимущества системы PIM включают в себя улучшенную работу сотрудников …
Унифицированные коммуникации
- Понимание плюсов и минусов горячих столов для гибридного офиса
Hot desking — это один из способов управления рабочими пространствами в гибридном офисе. Узнайте о плюсах и минусах горячих столов, чтобы решить, подходит ли это …
- 5 тенденций видеоконференцсвязи, на которые стоит обратить внимание в 2023 году
Сейчас мы живем в мире видео, и компании сосредоточены на улучшении работы своих сотрудников. Посмотрите видео…
- Учебное пособие по совместной работе Cisco для экзамена 350-801 CLCOR
Узнайте об основах продуктов Cisco для совместной работы и о том, как развернуть инструменты для совместной работы, из этой выдержки из «CCNP и CCIE …
».
Управление данными
- Прогноз данных на 2023 год: пора извлекать больше пользы
Ожидайте, что в 2023 году больше организаций будут оптимизировать использование данных для принятия решений и операций, поскольку новый год будет …
- Какие ключевые роли должна включать в себя группа управления данными?
Эти 10 ролей с разными обязанностями обычно входят в состав групп управления данными, на которые организации полагаются в …
- 8 проблем интеграции данных и как их преодолеть
Эти восемь проблем усложняют усилия по интеграции данных для операционных и аналитических целей. Вот почему, а также советы о том, как…
Корпоративный ИИ
- Примеры ИИ, которые можно эффективно использовать в сельском хозяйстве
Технологии искусственного интеллекта можно использовать в сельском хозяйстве для улучшения понимания факторов, влияющих на урожай, повышения эффективности и …
- Важнейшие новости ИИ 2022 года
От дезинформации и дезинформации на войне в Украине до Джеймса Эрла Джонса, отдававшего свой голос клонированию голоса, это …
- Четыре тренда в области ИИ, на которые стоит обратить внимание в 2023 году
От нового закона об алгоритмах для борьбы с предвзятостью при приеме на работу в Нью-Йорке до роста генеративных инструментов и технологий ИИ сохранит …
ПОР
- Что стоит за тенденцией разработки low-code/no-code в ERP?
Хольгер Мюллер из Constellation Research говорит, что инструменты разработки с минимальным кодом или без кода от поставщиков ERP предлагают значительные преимущества для .