«Отрочество» за 4 минуты. Краткое содержание повести Толстого
1854
Краткое содержание повести
Читается за 4 минуты, оригинал — 2,5 ч
Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознаёт всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Ещё одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убеждён в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречён.
Реклама:
С новым гувернёром-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведёт себя непредсказуемо — ударяет гувернёра, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» — кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии.
Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают за его непонятную болезнь.После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединённые размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил…»
Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сёстрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки — и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство…
Реклама:
До поступления в университет Николеньке остаётся несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесёт ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.
Пересказал В. М. Сотников. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
Реклама:
Отрочество краткое содержание повести Толстого по главам — читайте онлайн
Николенька Иртеньев — мальчик подросткового возраста, который рассказывает историю своей жизни. Он — эмоциональный, впечатлительный, остро переживающий ситуации, происходящие с ним.
Володя — старший брат Николая, во многом превосходящий младшего, по мнению самого главного героя. Старший брат способный, хорошо учится. У него уже есть опыт обращения с девушками. Володя для Николеньки – пример для подражания.
Отец Николеньки — добрый, в меру строгий человек, имеющий троих детей – Любочку, Володю и Николая. После переезда в Москву, он не слишком интересуется своими детьми.
Любочка — сестра Николеньки, девочка, похожая на мать.
Бабушка Николая по матери
Карл Иваныч — первый гувернер Володи и Николая, верно служивший семье много лет. Он сильно привязан к мальчикам. Карл Иванович будет уволен бабушкой вскоре после переезда в Москву;
Сен-Жером — француз, второй гувернер, назначенный обучать детей после того, как уволили Карла Ивановича;
Мими — гувернантка;
Катенька — дочь Мими;
Маша — горничная, в которую Николенька был тайно влюблен;
Василий — портной, которого любила Маша;
Сонечка — девочка, к которой Николенька испытывал интерес. Она для мальчика станет «изменницей», хотя никогда не подавала ему надежд;
Нехлюдов — молодой князь, знакомый Володи, сыгравший большую роль в расширении кругозора Николеньки, ставший его другом;
В трилогии Толстой наглядно показывает процесс становления человека на разных стадиях развития – в детстве, в периоды отрочества и юности. Главный герой Николенька – мальчик из дворянской семьи. При помощи мыслей, чувств Николеньки и событий, происходящих с ним, Толстой раскрывает переживания героя, его желания и поступки.
Читая «Отрочество» Толстого, мы видим отражение себя самих в этом возрасте. Конечно, все мы разные, но темы, которые волнуют Николеньку, понятны и нам. Нам виден весь внутренний мир подростка, этапы его взросления. Мы видим отношение главного героя к детям и к взрослым. Николенька испытывал самые разные чувства — не только добрые и хорошие, но и жестокие, непонятные, странные. Его поступки тоже бывают не всегда дружелюбны, например, когда он на именинах наступал несколько раз на платье гувернантки.
Глядя на главного героя, наблюдаешь, как с годами он умнеет, развивается, начинает понимать то, что раньше было от него скрыто. Его первая любовь к горничной Маше и интерес к Сонечке, его дружба с Нехлюдовым, взрослый взгляд на своего отца – человека со своими слабыми сторонами – все эти этапы проходит каждый человек, будучи подростком.
Хочется, чтобы эту книгу читали не только дети, но и взрослые. Здесь много говорится о чувствах мальчика, который сталкивается с непониманием и безразличием взрослых. Толстой описывает как Николенька тяжело переживает уход с их семьи Карла Ивановича. Он недавно потерял мать. Его отец отстранился от детей, а Карл Иванович – учитель и старейший друг, очень важен в этот непростой момент.
Но бабушка иного мнения. Для нее учитель – это «дядька», глупый и неотесанный. И она не понимает, что он для детей – родной и близкий человек.Читая повесть, понимаешь, что многое бывает в жизни, пока не вырастишь и не поумнеешь. Повзрослев, человек начинает видеть жизнь более доброжелательно и реально. И тогда понимаешь, что все, что происходит с каждым из нас – этот путь похож на жизнь других детей. И не всегда наш путь усеян розами, есть в нем и шипы.
С годами отношение к событиям жизни меняются. Понимаешь, что это лишь этапы взросления, которые свойственны каждому. Если что-то не получилось, то не стоит унывать, потому что впереди вся жизнь, а детский и подростковый опыт со всеми радостями и горестями – это духовный путь, становление личности Опыт, который потом поможет в жизни.
Когда читаешь о различных чувствах мальчика-подростка, то узнаешь в нем себя, сопереживаешь ему, радуешься за него. И становится легче, потому что понимаешь, что в своих волнениях ты не одинок. Каждый из детей о чем-то радуется и о чем-то грустит, и у каждого есть самые разные чувства и разные поступки. Я думаю, что Толстой и хотел показать, что каждый ребенок – он не одинок в своих сложных чувствах и выборах. Поэтому он так подробно, так тщательно описал внутренний мир главного героя. Проходя этапы формирования личности, мы учимся жить и радоваться жизни.
Рейтинг пользователей
за неделю
- за неделю
- один месяц
- три месяца
Помогай другим
Отвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности
Развитие подростков | Youth.gov
Подростковый возраст — это переход к взрослой жизни, который включает в себя быстрые изменения в мозге и теле, часто с разной скоростью, и является временем для здорового исследования личности и самостоятельности в обучении. Это также может быть стрессом или вызовом для подростков из-за этих быстрых изменений.
Хотя каждый взрослый прошел период полового созревания и имеет личный опыт этого перехода, все же важно понимать различные типы физических и психологических изменений, происходящих в подростковом возрасте. В следующем обзоре рассматриваются основные типы разработки, связанные с ними изменения и общие проблемы, которые могут возникнуть.
Эти TAG Talks посвящены различным темам, связанным с развитием подростков, и узнают больше о том, что наиболее полезно для молодежи, переживающей этот переходный период:
- Сила мозга подростка : В этом видео используются исследования, чтобы пролить свет на развитие мозга подростков. и исследует то, что исследователи обнаружили о развитии, функционировании и способностях мозга подростков, и дает практические рекомендации для практикующих врачей и семей с подростками.
- Меняющийся переход к взрослой жизни : Это видео о переходе к взрослой жизни сегодня, о том, как он изменился с течением времени, какие навыки и способности полезны для молодежи, а также о роли семьи, образования и занятости в этом процессе.
- Здравоохранение, ориентированное на подростков – модель Mount Sinai : это видео о растущем понимании того, что подростки и молодые люди нуждаются в медицинском обслуживании, ориентированном конкретно на их потребности и отличном от услуг, предоставляемых взрослым или маленьким детям.
- Употребление психоактивных веществ, наркомания и лечение подростков : В этом видео рассказывается о проблемах употребления психоактивных веществ и зависимости у подростков и молодых людей, а также о наиболее эффективных подходах к лечению зависимости, в том числе опиоидной зависимости.
- Кризис связи для мальчиков-подростков : В этом видео рассказывается о кризисе связи, его влиянии на здоровье и благополучие мальчиков-подростков, а также последствиях для поддержки подростков.
Физическое развитие
В подростковом возрасте организм обычно испытывает всплеск роста, т. е. период очень быстрого роста в росте и весе. Половое созревание, которое также происходит в подростковом возрасте, является периодом созревания, когда созревают половые органы. 1 Быстрые изменения в организме могут быть захватывающими, пугающими и/или сбивающими с толку. Некоторые подростки могут рано взрослеть, в то время как другие переживают позднее взросление, и то, и другое может вызвать дополнительный стресс из-за того, что они выделяются среди других. Это может быть особенно неприятно, потому что подростковый возраст является пиком развития желания соответствовать сверстникам.
Питание и физическая подготовка
Быстрое физическое развитие в подростковом возрасте требует от девочек и мальчиков повышенного количества калорий. Задача в это время состоит в том, чтобы убедиться, что подростки потребляют достаточный баланс соответствующих продуктов. Две серьезные проблемы с питанием в подростковом возрасте — это ожирение и расстройства пищевого поведения, обе из которых могут иметь негативные физические и психологические последствия для молодежи.
Руководство по физической активности для американцев рекомендует, чтобы дети и подростки в возрасте от 6 до 17 лет ежедневно занимались физическими упражнениями средней или высокой интенсивности не менее 60 минут. Недостаток физических упражнений способствует подростковому ожирению, поэтому изучение физической активности и пропаганда здорового образа жизни важны для поддержки здорового развития подростков. Кроме того, наличие фаст-фудов, которые обеспечивают большие порции высококалорийной пищи с низкой питательной ценностью, также способствует подростковому ожирению. 2 Многие районы также практически не имеют доступа к здоровой пище, также известной как пищевые пустыни. 3
Наиболее известными расстройствами пищевого поведения являются нервная анорексия (опасное психологическое расстройство, при котором человек ест очень мало и часто чрезмерно тренируется) и нервная булимия (характеризуется перееданием много еды, а затем избавляться от этой пищи с помощью рвоты или слабительных). В то время как девочки-подростки более чем в два раза чаще страдают от расстройства пищевого поведения, чем мужчины, это становится более распространенной проблемой среди подростков мужского пола. 4
Сон
Достаточное количество сна в подростковом возрасте имеет решающее значение для оптимального физического и когнитивного развития. В целом подросткам необходимо в среднем девять часов сна каждую ночь, чтобы чувствовать себя отдохнувшими. Это также происходит, когда внутренние часы подростков сдвигаются, заставляя их ложиться спать позже и спать позже утром. Кроме того, растущие академические и социальные требования (например, постоянная доступность социальных сетей через смартфоны) могут привести к тому, что подростки будут ложиться спать позже и не смогут выполнить эти требования. В совокупности это может привести к недосыпанию, что может привести к снижению успеваемости, депрессивным симптомам и трудностям с регулированием настроения. 5 Наиболее опасными последствиями являются автомобильные аварии из-за вождения в сонном состоянии, что делает безопасность водителя важной темой для молодежи. 6
Когнитивное развитие
Известно, что подростковый возраст — это время, когда подростки отстаивают свою независимость от семьи и начинают принимать решения самостоятельно. Во многом это связано с изменениями в развитии мозга, которые приводят к значительному прогрессу в когнитивных способностях. В это время происходит быстрый рост большого количества нейронов и усиление взаимосвязей между нейронами, что позволяет мыслить более сложно и изощренно. 7
Общеизвестно, что в подростковом возрасте вещи могут стать непостоянными из-за того, что разные части мозга производят эти изменения в разное время. Лобная доля, которая контролирует «исполнительные функции» (т. е. рассмотрение долгосрочных последствий, контроль над импульсами), является одной из последних частей мозга, которая полностью созревает, что у некоторых людей не происходит до 20 лет. Это может привести к ошибкам в суждениях, усилению рискованного поведения и перепадам настроения. 8 На рис. 1 показано нейровизуализирующее сканирование головного мозга в разном возрасте и показано, как синие/фиолетовые области (т. е. более зрелые области) постепенно охватывают большую часть мозга, но только в возрасте 20 лет.
Рисунок 1: Нейровизуализация головного мозга в разном возрасте
Источник изображения: Национальный институт психического здоровья; Пол Томпсон, доктор философии, Лаборатория нейровизуализации Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе
Психосоциальное развитие
Абстрактное мышление и подростковый бунт — типичные типы подросткового поведения. Хотя такое поведение может создать проблемы для молодежи, их семьи и других взрослых, которые с ними работают, оно является нормальной частью психосоциального развития. Эта область развития фокусируется на идентичности и постановке важного вопроса: «Кто я?» 9
В это время подростки приобретают более сложные мыслительные способности и начинают понимать, чем они отличаются от других и от своей семьи. Проблемы, связанные с самооценкой, распространены, поскольку они начинают отличаться от других, а также испытывают физические изменения в своем теле. Самооценка может быть сложным опытом, поскольку некоторые подростки могут иметь высокую самооценку в своей семейной жизни, но низкую самооценку среди сверстников или в своей успеваемости. 10
Это также время для подростков, чтобы установить свою автономию, пробуя разные роли, чтобы понять свою личность. Быстрое развитие мозга также поможет подросткам ориентироваться в будущем и научиться планировать свое будущее. 11
Ресурсы
Подростковый возраст: реализация возможностей для всей молодежи
В этом отчете рассматриваются нейробиологические и социально-поведенческие науки о развитии подростков и описывается, как эти знания могут быть применены для улучшения благополучия подростков. , устойчивость и развитие, а также устранение структурных барьеров и неравенства возможностей, что позволит всем подросткам процветать. В отчете основное внимание уделяется использованию возможностей развития, чтобы использовать обещания подросткового возраста, а не близорукому сосредоточению внимания на сдерживании его рисков. Помимо обсуждения развития подростков и влияния неравенства и несправедливости, сопутствующие ресурсы включают набор средств коммуникации, заказные документы и серию видео на английском и испанском языках с рекомендациями по системам образования, правосудия, защиты детей и здравоохранения.
Объяснение развития подростков
На этой веб-странице Управления по делам народонаселения рассматриваются основные изменения в развитии, происходящие в подростковом возрасте, и даются предложения о том, как родители и заботливые взрослые могут поддержать молодых людей в этот критический период.
Исследование рискованного поведения молодежи: сводка данных и отчет о тенденциях за 2007-2017 гг. включая сексуальное поведение, употребление психоактивных веществ с высоким риском, виктимизацию от насилия, психическое здоровье и самоубийство, а также молодежь из числа меньшинств.
Запугивание и педиатры
В этом информационном бюллетене от StopBullying.gov объясняется, почему педиатры и поставщики медицинских услуг являются важными союзниками, помогающими определить, подвергается ли ребенок издевательствам. Они могут предупредить родителей о признаках издевательств и о том, как они могут повлиять на здоровье ребенка, а также могут предоставить ресурсы для вмешательства, облегчения и исцеления.
Комплексное здравоохранение
В этом кратком обзоре исследования от StopBullying.gov описывается, как можно решать психосоциальные вопросы, включая травлю, во время визитов к подросткам, ежегодных школьных медосмотров, спортивных медосмотров и неотложной помощи.
Руководство по физической активности для детей школьного возраста и подростков
Это второе издание Руководства по физической активности для американцев , выпущенное Министерством здравоохранения и социальных служб США, содержит рекомендации по физической активности для детей школьного возраста и подростков. подростки.
Национальная молодежная спортивная стратегия
На этой веб-странице представлена подробная информация о Национальной молодежной спортивной стратегии, которая является важным ресурсом для политиков и ключевых лиц, принимающих решения в молодежном спорте. Он направлен на объединение молодежной спортивной культуры США вокруг общего видения: однажды у всех молодых людей будет возможность, мотивация и доступ к занятиям спортом — независимо от их расы, этнической принадлежности, пола, способностей или почтового индекса.
Расстройства пищевого поведения
На этой тематической странице Национального института психического здоровья представлена исчерпывающая информация о расстройствах пищевого поведения, включая факторы риска, виды лечения и другие ресурсы.
1 Feldman, 2016a
2 Feldman, 2016a
3 CDC, 2017
4 Национальный институт психического здоровья, 2017
5 FELDMAN,
5 . , 2019
7 Feldman, 2016b
8 Feldman, 2016b
9 Feldman, 2016c
10 Feldman, 2016C
Feldman, 20163 900.10113 Feldman, 20163
». — iFightDepression [EN]
Подростковый возраст — это этап взросления: это переходный период физического и психологического развития человека между детством и взрослой жизнью, культурная цель которого включает подготовку к принятию на себя взрослых ролей. Классически подростковый возраст наступает с 12 до 22-25 лет.
Биологически подростковый возраст характеризуется началом полового созревания и прекращением физического роста с изменениями половых органов и характеристик, включая рост, вес и мышечную массу, а также периодом значительных изменений в росте и созревании мозга.
В когнитивном отношении подростковый возраст характеризуется улучшением абстрактного мышления, знаний и логических рассуждений.
В социальном плане подростковый возраст является периодом подготовки к адекватным в культурном отношении социальным взрослым ролям, таким как работа или романтический партнер. Это настолько драматическая «изменяющаяся» фаза, что утверждения, описывающие этот период, включают «кризис идентичности», «нормальное быть ненормальным», «нормативный психоз» и т. д.
Почему я веду себя не так, как в детстве?
Ваше тело и мозг кардинально меняются.
Появляются новые модели поведения, которые могут расстраивать и раздражать ваших родителей и других членов семьи. В частности, ваше внимание будет переключаться, и вам будет труднее сосредоточиться, вам будет труднее получать мотивацию от задач, которые вам нужно выполнить, и вы будете вести себя более рискованно с возможными негативными последствиями.
Все это нормальное адаптивное поведение, являющееся результатом продолжающихся изменений в мозгу.
Что происходит с моим мозгом?
Мозг — это аппаратное обеспечение (конституция) и программное обеспечение (функции).
Мозг подростка отличается от мозга взрослого: он все еще развивается и будет продолжать развиваться до полного созревания к 22-24 годам.