Что такое отрочество кратко: «Отрочество» за 4 минуты. Краткое содержание повести Толстого

«Отрочество» за 4 минуты. Краткое содержание повести Толстого

1854

Краткое содержание повести

Читается за 4 минуты, оригинал — 2,5 ч

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознаёт всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Ещё одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убеждён в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречён.

Реклама:

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернёром. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернёром-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведёт себя непредсказуемо — ударяет гувернёра, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» — кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии.

Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают за его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединённые размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил…»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сёстрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки — и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство…

Реклама:

До поступления в университет Николеньке остаётся несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесёт ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Пересказал В. М. Сотников. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Реклама:

Отрочество краткое содержание повести Толстого по главам — читайте онлайн

Николенька Иртеньев — мальчик подросткового возраста, который рассказывает историю своей жизни. Он — эмоциональный, впечатлительный, остро переживающий ситуации, происходящие с ним.
Володя — старший брат Николая, во многом превосходящий младшего, по мнению самого главного героя. Старший брат способный, хорошо учится. У него уже есть опыт обращения с девушками. Володя для Николеньки – пример для подражания.
Отец Николеньки — добрый, в меру строгий человек, имеющий троих детей – Любочку, Володю и Николая. После переезда в Москву, он не слишком интересуется своими детьми.
Любочка — сестра Николеньки, девочка, похожая на мать.
Бабушка Николая по матери

— строгая женщина, потерявшая любимую дочь. Именно к ней, в Москву, переехала вся семья.

Карл Иваныч — первый гувернер Володи и Николая, верно служивший семье много лет. Он сильно привязан к мальчикам. Карл Иванович будет уволен бабушкой вскоре после переезда в Москву;
Сен-Жером — француз, второй гувернер, назначенный обучать детей после того, как уволили Карла Ивановича;
Мими — гувернантка;
Катенька — дочь Мими;
Маша — горничная, в которую Николенька был тайно влюблен;
Василий — портной, которого любила Маша;
Сонечка — девочка, к которой Николенька испытывал интерес. Она для мальчика станет «изменницей», хотя никогда не подавала ему надежд;
Нехлюдов — молодой князь, знакомый Володи, сыгравший большую роль в расширении кругозора Николеньки, ставший его другом;

Дубков — знакомый Володи;

В трилогии Толстой наглядно показывает процесс становления человека на разных стадиях развития – в детстве, в периоды отрочества и юности. Главный герой Николенька – мальчик из дворянской семьи. При помощи мыслей, чувств Николеньки и событий, происходящих с ним, Толстой раскрывает переживания героя, его желания и поступки.

Читая «Отрочество» Толстого, мы видим отражение себя самих в этом возрасте. Конечно, все мы разные, но темы, которые волнуют Николеньку, понятны и нам. Нам виден весь внутренний мир подростка, этапы его взросления. Мы видим отношение главного героя к детям и к взрослым. Николенька испытывал самые разные чувства — не только добрые и хорошие, но и жестокие, непонятные, странные. Его поступки тоже бывают не всегда дружелюбны, например, когда он на именинах наступал несколько раз на платье гувернантки.

Он восхищается и соперничает со старшим братом Володей, который представляет собой образец для подражания. Мы видим, как он стремится отстоять себя в ситуации с Сен-Жеромом. Как мальчик потом ненавидит своего гувернера, но с годами ненависть сменяется доброжелательным отношением и даже любовью к своему учителю.

Глядя на главного героя, наблюдаешь, как с годами он умнеет, развивается, начинает понимать то, что раньше было от него скрыто. Его первая любовь к горничной Маше и интерес к Сонечке, его дружба с Нехлюдовым, взрослый взгляд на своего отца – человека со своими слабыми сторонами – все эти этапы проходит каждый человек, будучи подростком.

Хочется, чтобы эту книгу читали не только дети, но и взрослые. Здесь много говорится о чувствах мальчика, который сталкивается с непониманием и безразличием взрослых. Толстой описывает как Николенька тяжело переживает уход с их семьи Карла Ивановича. Он недавно потерял мать. Его отец отстранился от детей, а Карл Иванович – учитель и старейший друг, очень важен в этот непростой момент.

Но бабушка иного мнения. Для нее учитель – это «дядька», глупый и неотесанный. И она не понимает, что он для детей – родной и близкий человек.

Читая повесть, понимаешь, что многое бывает в жизни, пока не вырастишь и не поумнеешь. Повзрослев, человек начинает видеть жизнь более доброжелательно и реально. И тогда понимаешь, что все, что происходит с каждым из нас – этот путь похож на жизнь других детей. И не всегда наш путь усеян розами, есть в нем и шипы.

С годами отношение к событиям жизни меняются. Понимаешь, что это лишь этапы взросления, которые свойственны каждому. Если что-то не получилось, то не стоит унывать, потому что впереди вся жизнь, а детский и подростковый опыт со всеми радостями и горестями – это духовный путь, становление личности Опыт, который потом поможет в жизни.

Когда читаешь о различных чувствах мальчика-подростка, то узнаешь в нем себя, сопереживаешь ему, радуешься за него. И становится легче, потому что понимаешь, что в своих волнениях ты не одинок. Каждый из детей о чем-то радуется и о чем-то грустит, и у каждого есть самые разные чувства и разные поступки. Я думаю, что Толстой и хотел показать, что каждый ребенок – он не одинок в своих сложных чувствах и выборах. Поэтому он так подробно, так тщательно описал внутренний мир главного героя. Проходя этапы формирования личности, мы учимся жить и радоваться жизни.

Рейтинг пользователей

за неделю

  • за неделю
  • один месяц
  • три месяца

        Помогай другим

        Отвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделю

        См. подробности

        Развитие подростков | Youth.gov

        Подростковый возраст — это переход к взрослой жизни, который включает в себя быстрые изменения в мозге и теле, часто с разной скоростью, и является временем для здорового исследования личности и самостоятельности в обучении. Это также может быть стрессом или вызовом для подростков из-за этих быстрых изменений.

        Хотя каждый взрослый прошел период полового созревания и имеет личный опыт этого перехода, все же важно понимать различные типы физических и психологических изменений, происходящих в подростковом возрасте. В следующем обзоре рассматриваются основные типы разработки, связанные с ними изменения и общие проблемы, которые могут возникнуть.

        Эти TAG Talks посвящены различным темам, связанным с развитием подростков, и узнают больше о том, что наиболее полезно для молодежи, переживающей этот переходный период:

        • Сила мозга подростка : В этом видео используются исследования, чтобы пролить свет на развитие мозга подростков. и исследует то, что исследователи обнаружили о развитии, функционировании и способностях мозга подростков, и дает практические рекомендации для практикующих врачей и семей с подростками.
        • Меняющийся переход к взрослой жизни : Это видео о переходе к взрослой жизни сегодня, о том, как он изменился с течением времени, какие навыки и способности полезны для молодежи, а также о роли семьи, образования и занятости в этом процессе.
        • Здравоохранение, ориентированное на подростков – модель Mount Sinai : это видео о растущем понимании того, что подростки и молодые люди нуждаются в медицинском обслуживании, ориентированном конкретно на их потребности и отличном от услуг, предоставляемых взрослым или маленьким детям.
        • Употребление психоактивных веществ, наркомания и лечение подростков : В этом видео рассказывается о проблемах употребления психоактивных веществ и зависимости у подростков и молодых людей, а также о наиболее эффективных подходах к лечению зависимости, в том числе опиоидной зависимости.
        • Кризис связи для мальчиков-подростков : В этом видео рассказывается о кризисе связи, его влиянии на здоровье и благополучие мальчиков-подростков, а также последствиях для поддержки подростков.

        Физическое развитие

        В подростковом возрасте организм обычно испытывает всплеск роста, т. е. период очень быстрого роста в росте и весе. Половое созревание, которое также происходит в подростковом возрасте, является периодом созревания, когда созревают половые органы. 1 Быстрые изменения в организме могут быть захватывающими, пугающими и/или сбивающими с толку. Некоторые подростки могут рано взрослеть, в то время как другие переживают позднее взросление, и то, и другое может вызвать дополнительный стресс из-за того, что они выделяются среди других. Это может быть особенно неприятно, потому что подростковый возраст является пиком развития желания соответствовать сверстникам.

        Питание и физическая подготовка

        Быстрое физическое развитие в подростковом возрасте требует от девочек и мальчиков повышенного количества калорий. Задача в это время состоит в том, чтобы убедиться, что подростки потребляют достаточный баланс соответствующих продуктов. Две серьезные проблемы с питанием в подростковом возрасте — это ожирение и расстройства пищевого поведения, обе из которых могут иметь негативные физические и психологические последствия для молодежи.

        Руководство по физической активности для американцев рекомендует, чтобы дети и подростки в возрасте от 6 до 17 лет ежедневно занимались физическими упражнениями средней или высокой интенсивности не менее 60 минут. Недостаток физических упражнений способствует подростковому ожирению, поэтому изучение физической активности и пропаганда здорового образа жизни важны для поддержки здорового развития подростков. Кроме того, наличие фаст-фудов, которые обеспечивают большие порции высококалорийной пищи с низкой питательной ценностью, также способствует подростковому ожирению. 2 Многие районы также практически не имеют доступа к здоровой пище, также известной как пищевые пустыни. 3

        Наиболее известными расстройствами пищевого поведения являются нервная анорексия (опасное психологическое расстройство, при котором человек ест очень мало и часто чрезмерно тренируется) и нервная булимия (характеризуется перееданием много еды, а затем избавляться от этой пищи с помощью рвоты или слабительных). В то время как девочки-подростки более чем в два раза чаще страдают от расстройства пищевого поведения, чем мужчины, это становится более распространенной проблемой среди подростков мужского пола. 4

        Сон

        Достаточное количество сна в подростковом возрасте имеет решающее значение для оптимального физического и когнитивного развития. В целом подросткам необходимо в среднем девять часов сна каждую ночь, чтобы чувствовать себя отдохнувшими. Это также происходит, когда внутренние часы подростков сдвигаются, заставляя их ложиться спать позже и спать позже утром. Кроме того, растущие академические и социальные требования (например, постоянная доступность социальных сетей через смартфоны) могут привести к тому, что подростки будут ложиться спать позже и не смогут выполнить эти требования. В совокупности это может привести к недосыпанию, что может привести к снижению успеваемости, депрессивным симптомам и трудностям с регулированием настроения. 5 Наиболее опасными последствиями являются автомобильные аварии из-за вождения в сонном состоянии, что делает безопасность водителя важной темой для молодежи. 6

        Когнитивное развитие

        Известно, что подростковый возраст — это время, когда подростки отстаивают свою независимость от семьи и начинают принимать решения самостоятельно. Во многом это связано с изменениями в развитии мозга, которые приводят к значительному прогрессу в когнитивных способностях. В это время происходит быстрый рост большого количества нейронов и усиление взаимосвязей между нейронами, что позволяет мыслить более сложно и изощренно. 7

        Общеизвестно, что в подростковом возрасте вещи могут стать непостоянными из-за того, что разные части мозга производят эти изменения в разное время. Лобная доля, которая контролирует «исполнительные функции» (т. е. рассмотрение долгосрочных последствий, контроль над импульсами), является одной из последних частей мозга, которая полностью созревает, что у некоторых людей не происходит до 20 лет. Это может привести к ошибкам в суждениях, усилению рискованного поведения и перепадам настроения. 8 На рис. 1 показано нейровизуализирующее сканирование головного мозга в разном возрасте и показано, как синие/фиолетовые области (т. е. более зрелые области) постепенно охватывают большую часть мозга, но только в возрасте 20 лет.

        Рисунок 1: Нейровизуализация головного мозга в разном возрасте

        Источник изображения: Национальный институт психического здоровья; Пол Томпсон, доктор философии, Лаборатория нейровизуализации Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе

        Психосоциальное развитие

        Абстрактное мышление и подростковый бунт — типичные типы подросткового поведения. Хотя такое поведение может создать проблемы для молодежи, их семьи и других взрослых, которые с ними работают, оно является нормальной частью психосоциального развития. Эта область развития фокусируется на идентичности и постановке важного вопроса: «Кто я?» 9

        В это время подростки приобретают более сложные мыслительные способности и начинают понимать, чем они отличаются от других и от своей семьи. Проблемы, связанные с самооценкой, распространены, поскольку они начинают отличаться от других, а также испытывают физические изменения в своем теле. Самооценка может быть сложным опытом, поскольку некоторые подростки могут иметь высокую самооценку в своей семейной жизни, но низкую самооценку среди сверстников или в своей успеваемости. 10

        Это также время для подростков, чтобы установить свою автономию, пробуя разные роли, чтобы понять свою личность. Быстрое развитие мозга также поможет подросткам ориентироваться в будущем и научиться планировать свое будущее. 11

        Ресурсы

        Подростковый возраст: реализация возможностей для всей молодежи
        В этом отчете рассматриваются нейробиологические и социально-поведенческие науки о развитии подростков и описывается, как эти знания могут быть применены для улучшения благополучия подростков. , устойчивость и развитие, а также устранение структурных барьеров и неравенства возможностей, что позволит всем подросткам процветать. В отчете основное внимание уделяется использованию возможностей развития, чтобы использовать обещания подросткового возраста, а не близорукому сосредоточению внимания на сдерживании его рисков. Помимо обсуждения развития подростков и влияния неравенства и несправедливости, сопутствующие ресурсы включают набор средств коммуникации, заказные документы и серию видео на английском и испанском языках с рекомендациями по системам образования, правосудия, защиты детей и здравоохранения.

        Объяснение развития подростков
        На этой веб-странице Управления по делам народонаселения рассматриваются основные изменения в развитии, происходящие в подростковом возрасте, и даются предложения о том, как родители и заботливые взрослые могут поддержать молодых людей в этот критический период.

        Исследование рискованного поведения молодежи: сводка данных и отчет о тенденциях за 2007-2017 гг. включая сексуальное поведение, употребление психоактивных веществ с высоким риском, виктимизацию от насилия, психическое здоровье и самоубийство, а также молодежь из числа меньшинств.

        Запугивание и педиатры
        В этом информационном бюллетене от StopBullying.gov объясняется, почему педиатры и поставщики медицинских услуг являются важными союзниками, помогающими определить, подвергается ли ребенок издевательствам. Они могут предупредить родителей о признаках издевательств и о том, как они могут повлиять на здоровье ребенка, а также могут предоставить ресурсы для вмешательства, облегчения и исцеления.

        Комплексное здравоохранение
        В этом кратком обзоре исследования от StopBullying.gov описывается, как можно решать психосоциальные вопросы, включая травлю, во время визитов к подросткам, ежегодных школьных медосмотров, спортивных медосмотров и неотложной помощи.

        Руководство по физической активности для детей школьного возраста и подростков
        Это второе издание Руководства по физической активности для американцев , выпущенное Министерством здравоохранения и социальных служб США, содержит рекомендации по физической активности для детей школьного возраста и подростков. подростки.

        Национальная молодежная спортивная стратегия
        На этой веб-странице представлена ​​подробная информация о Национальной молодежной спортивной стратегии, которая является важным ресурсом для политиков и ключевых лиц, принимающих решения в молодежном спорте. Он направлен на объединение молодежной спортивной культуры США вокруг общего видения: однажды у всех молодых людей будет возможность, мотивация и доступ к занятиям спортом — независимо от их расы, этнической принадлежности, пола, способностей или почтового индекса.

        Расстройства пищевого поведения
        На этой тематической странице Национального института психического здоровья представлена ​​исчерпывающая информация о расстройствах пищевого поведения, включая факторы риска, виды лечения и другие ресурсы.

        1 Feldman, 2016a
        2 Feldman, 2016a
        3 CDC, 2017
        4 Национальный институт психического здоровья, 2017
        5 FELDMAN,

        5 . , 2019
        7 Feldman, 2016b
        8 Feldman, 2016b
        9 Feldman, 2016c
        10 Feldman, 2016C
        Feldman, 20163 900.10113 Feldman, 20163

        ». — iFightDepression [EN]

        Подростковый возраст — это этап взросления: это переходный период физического и психологического развития человека между детством и взрослой жизнью, культурная цель которого включает подготовку к принятию на себя взрослых ролей. Классически подростковый возраст наступает с 12 до 22-25 лет.

        Биологически подростковый возраст характеризуется началом полового созревания и прекращением физического роста с изменениями половых органов и характеристик, включая рост, вес и мышечную массу, а также периодом значительных изменений в росте и созревании мозга.

        В когнитивном отношении подростковый возраст характеризуется улучшением абстрактного мышления, знаний и логических рассуждений.

        В социальном плане подростковый возраст является периодом подготовки к адекватным в культурном отношении социальным взрослым ролям, таким как работа или романтический партнер. Это настолько драматическая «изменяющаяся» фаза, что утверждения, описывающие этот период, включают «кризис идентичности», «нормальное быть ненормальным», «нормативный психоз» и т. д.

        Почему я веду себя не так, как в детстве?

        Ваше тело и мозг кардинально меняются.

        Появляются новые модели поведения, которые могут расстраивать и раздражать ваших родителей и других членов семьи. В частности, ваше внимание будет переключаться, и вам будет труднее сосредоточиться, вам будет труднее получать мотивацию от задач, которые вам нужно выполнить, и вы будете вести себя более рискованно с возможными негативными последствиями.

        Все это нормальное адаптивное поведение, являющееся результатом продолжающихся изменений в мозгу.

        Что происходит с моим мозгом?

        Мозг — это аппаратное обеспечение (конституция) и программное обеспечение (функции).

        Мозг подростка отличается от мозга взрослого: он все еще развивается и будет продолжать развиваться до полного созревания к 22-24 годам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *