Потребности и возможности. Пирамида А.Маслоу — Архив публикаций и новостных статей портала DISLIFE
Одной из основных теорий, пытающихся раскрыть сущность человеческих устремлений и поисков, является теория Маслоу. Её создатель, американский психолог Абрахам Маслоу, еще в пятидесятых годах прошлого столетия представил человеческие потребности в виде пирамиды. Согласно теории Маслоу, человек в своем развитии, движении от биологической особи до духовно развитой личности, проходит несколько ступеней. Рассмотрим основные проблемы в удовлетворении человеческих потребностей на примере человека, имеющего проблемы со слухом.
Человек, имеющий те или иные проблемы со здоровьем, испытывает дефицит возможностей для реализации многих своих потребностей. А эти возможности являются истинными стимулами движения человека вперед и вверх. И, если потребности, обеспечивающие выживание на физическом уровне ещё можно как-то удовлетворить, то более высокие, стимулирующие развитие и обеспечивающие сохранение множества душевных и духовных качеств, удовлетворяются сложнее.
Но что же вообще такое – потребности человека? Какими они бывают? В чем между ними разница?
Базовые, витальные (от слова vitae – жизнь), физиологические или низшие потребности – это те, что обеспечивают поддержание жизни в человеческом теле: дышать, есть, пить, выделять, удовлетворять половое влечение. Кратко можно охарактеризовать этот уровень так: «За счет чего я живу?». Как правило, слабослышащие и оглохшие люди имеют возможность удовлетворить эти потребности, за исключением случаев вариантов полного бессилия.
Потребности второго уровня — это потребности безопасности. Более высокий уровень потребностей уже вызывает проблемы у слабослышащих или глухих. Ведь на этом уровне подразумевается безопасность и физическая и психологическая. А они, увы, удовлетворены минимально. Более-менее успешно реализована защищенность от холода и жары, от непогоды. Чувство уверенности подкошено невозможностью услышать приближающуюся опасность и оценить ее размер. Человек со слуховыми проблемами испытывает страх и неуверенность.
Он не защищен не перед природой, не перед обществом. Краткая характеристика: «Что мне может помешать?»На третьем уровне Абрахам Маслоу разместил групповые потребности – то есть желание человека принадлежать к определенной группе. Тут имеется в виду и семейная группа, и профессиональная и группы по интересам. Вот на этом уровне особенно ярко видно, что человек, приобретший те или иные проблемы, может достаточно быстро утерять все связи с той или иной группой. И если семья поддерживает своего страдающего члена, то из профессиональной группы, а также дружеской, слабослышащие люди выходят довольно быстро. И, к сожалению, часто это происходит не по инициативе самого слабослышащего или оглохшего. «С кем я?» — емкое определение этого уровня.
Четвертый уровень потребностей – потребность в уважении, признании, благодарности. Это довольно высокий уровень потребностей и он требует даже от здорового человека определенных усилий для удовлетворения. Эта общественная потребность показывает не только, насколько человек востребован в обществе, но и насколько он сам стремится в этом обществе реализоваться.
Когнитивно-эстетический уровень – еще более высокий, пятый в иерархической пирамиде Маслоу. Под ними подразумевается наличие порядка, справедливости, красоты и гармонии. Сюда же относятся и познавательные потребности. То есть умения узнавать, анализировать, применять на практике. «Что вокруг меня и как это изменить?» — так примерно характеризуется этот уровень.
Самые высокие по уровню – потребности самореализации. Это не только возможность проявить себя в творчестве и умении достигать поставленных целей. Сюда же относятся и то, что называется духовным развитием – то есть нравственные понятия человека, его стремление к идеалу, осознание человеческой жизни как высшей ценности. «Кто я как личность?» — вот на какой вопрос отвечают те, кто достигает этой вершины.
Если проанализировать пирамиду Маслоу применительно к проблемам слабослышащих и глухих, то можно заметить любопытную особенность: чем выше уровень потребности, тем больше возможность ее удовлетворения зависит от самого человека. Более того: те, кто нашел в себе силу удовлетворить потребности от третьего уровня и выше, максимально приближены к реализации самой высокой человеческой позиции.
Знание того, что человек в своем развитии идет не горизонтали, а по вертикали, возможно, поможет слабослышащим понять: человек только тогда становится личностью, когда он, двигаясь вверх по лестнице от удовлетворения простейших потребностей до высших, преодолевает препятствия и выходит на уровень гармонии, духовного развития и осознания своей уникальности.
Абрахам Маслоу биография кратко
Абрахам Маслоу — биография, политическая теория, гуманизм, пирамида Маслоу.
Американский психолог, известный, благодаря гуманистической пирамиде Маслоу, давно перекочевавшей в политико-экономическую сферу определения человеческих потребностей, родился 1 апреля 1908 года в Нью-Йорке.
Абрахам Маслоу происходил и семьи ремесленника, где, кроме него, было еще 6 детей. Абрахам был старшим. Еврейские корни семьи сподвигли родителей – Самуила и Розу Маслоу (в девичестве Шиловскую) переехать из Киевской губернии Российской империи в 20 веке в США. Несмотря на то, что работа гончара была тяжелой, да и родители частенько выясняла отношения, денег не было, семья переезжала, мальчика попирали происхождением, Абрахам позже вспоминает, что ему хватало сил «удержаться на плаву» и «не сойти с ума».
Абрахам Маслоу о своем детстве:
- «Я удивляюсь, как не превратился в психически больного — маленький мальчик из еврейского окружения, познавший все «прелести» антисемитизма и тяжелой обстановки в доме. Я был несчастен, одинок и отчужден, поэтому воспитывал себя в библиотеке, среди единственных друзей — книг».
Самообучение Абрахама Маслоу, как мы можем видеть, не прошло даром — мальчик был одним из лучших учеников в классе, затем в Сити-колледже Нью-Йорка, хотя высшее обучение так и не закончил.
В 1928 году А. Маслоу перепоступил в университет в Мадисоне, где тесно работал вместе с Гарри Харлоу — научным руководителем юноши на тот момент, а также исследователем приматов. В 1930 году А. Маслоу получил степень бакалавра, через года магистра, а в 1934 году защитил докторскую по теме бихевиористкого поведения — направление, которое определило будущее психолога.
С 1934 году работа ассистентом Э. Торндайка в Колумбийском, а позднее — с Джоном Уотсоном. С 1937 года работал профессором в Бруклинском колледже. Оставался на должности 14 лет.
Среди известных друзей А. Маслоу были:
- Э.Фромм.
- К. Хорни.
- М. Мид.
- А. Адлер.
- Р. Бенедикт.
- М. Вертгймер.
Отчасти благодаря окружению, А. Маслоу начал изучать теорию самоактуализующихся личностей.
А. Маслоу об самоактуализации: «Исследование, которое вначале не планировалось, как таковое, быстро переросло в попытку понять мыслящего человека с точки зрения его необыкновенности. Я поклонялся высочайшему интеллекту человека, стремился понять, почему два одинаковых с точки зрения биологии, человека отличаются друг от друга».
- Самоактуализация Маслоу — это попытка человека наиболее полно выявить свои личностные возможности.
Идея о пирамиде потребности возникла как раз после теории самоактуализации — она позволила сформировать гуманистический взгляд на человеческую природу. Прежде, психоанализ изучал лишь отклонения, а А. Маслоу старался выявить здоровые образцы личности, чтобы собрать полные данные о природе человека.
Пирамида или иерархия потребностей – это шкала, позволяющая раскрыть свои способности. Каждая из ступеней, после актуализации, подталкивает человека к следующей. Без прочной основы не получится достигнуть ступени выше.
Пирамида Маслоу (от основы до вершины):
- Физиологические потребности
- Потребности в безопасности
- Потребности в семье/любви
- Потребности в уважении/ закреплении в обществе
- Потребности познавательные
- Потребности эстетические
- Потребность в самоактуализации
Черты самоактуализирующихся личностей: эффективное восприятие реальности и формирование комфортных с ней отношений; принятие себя и других; простота, открытость, любознательность; сосредоточенность на проблеме, а не на себе; потребность в уединении; независимость; мистический опыт; чувство соединения с другими, но не привязанность; глубокие взаимоотношения; способность ставить цели и распознавать, ранжировать хорошие и плохие; философский юмор; креативность; нон-конформизм или не принадлежность ни к какой определенной культуре.
Кого А. Маслоу относил к самоактуализированным личностям:
- Авраам Линкольн
- Альберт Эйнштейн
- Олдос Хаксли
- Спинозу
В двух словах: иерархия потребностей (Маслоу)
Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским профессором психологии, сыгравшим важную роль в закладывании теоретических основ движения «гуманистической психологии», возникшего в середине 20 века. . В отличие от психоанализа Фрейда и бихевиоризма Скиннера, гуманистическая психология была известна как «третья сила» в психологии и предшественница современного движения «позитивной психологии». Позитивная психология — это относительно недавняя отрасль психологии, которая делает акцент на понимании того, как люди могут функционировать наилучшим образом, а не только на том, как исправить их, когда у них проявляются признаки психического заболевания (например, невроз, депрессия, расстройство личности).
Маслоу понимал, что быть здоровым — это гораздо больше, чем просто показывать отсутствие какой-либо болезни. Он считал, что если бы лечение и терапевтические методы были больше сосредоточены на положительных аспектах человеческого опыта, а не на попытках смягчить или устранить то, что было плохим, это могло бы не только восстановить здоровье людей, но и привести к распространению роста, счастья, самореализации и полной психологической зрелости. Хотя многие из его идей сейчас считаются само собой разумеющимися, мышление Маслоу было радикальным отклонением от психологической теории того времени, и по этой причине он считается одним из великих пионеров в области психологии.
Маслоу больше всего известен и запомнился своей иерархией потребностей, опубликованной в его статье 1943 года «Теория мотивации человека», которая является одной из наиболее часто используемых моделей в бизнесе и образовании. Несмотря на то, что теория возникла в 1940-х годах, иерархия Мальсоу не потеряла своей актуальности. С каждым годом в бизнесе, кажется, все больше ценится взаимная выгода как для работодателей, так и для сотрудников от создания рабочей среды, которая стимулирует, питает и поддерживает потребности людей «более высокого уровня».
Маслоу определенно понимал, что для счастья нужно нечто большее, чем зарплата и гарантии занятости; что наше стремление к личностному росту и творческому вдохновению было основой того, чтобы быть человеком. По его мнению, как только самые основные потребности человека будут удовлетворены, он, естественно, будет стремиться «стать всем, чем он способен стать» — процесс, который Маслоу назвал «самоактуализацией». (Термин, который он часто ошибочно принимает за изобретение, но признал, что он был заимствован у немецкого психиатра Курта Гольдштейна.)
Теория Маслоу предполагает, что у нас есть пять основных потребностей, которые выстроены в «иерархию относительного преобладания». В общем, мы должны в основном удовлетворить потребность более низкого уровня, прежде чем мы сможем сосредоточить свое внимание на потребности более высокого уровня. Порядок приоритетности, который, по мнению Маслоу, возникает у большинства людей в общей популяции, был следующим:
- «Физиологические потребности» (пища, вода, секс, сон)
- «Потребности в безопасности» (безопасность, свобода от страха)
- «Потребности в любви» (отношения, социальные связи, близость)
- «Потребность в уважении» (достижения, восхищение, самоуважение)
- «Потребность в самореализации» (творческая реализация)
Обычно иерархию представляют в виде пирамиды, однако Маслоу никогда не излагал свою теорию таким образом.
«Возможно, у нас сложилось впечатление, что эти пять наборов потребностей каким-то образом находятся в ступенчатой взаимосвязи друг с другом по принципу «все или ничего». Мы говорили в таких терминах, как следующее: «Если одна потребность удовлетворена, то возникает другая». Это утверждение может создать ложное впечатление, что потребность должна быть удовлетворена на 100%, прежде чем появится следующая потребность. На самом деле большинство нормальных членов нашего общества частично удовлетворены во всех своих основных потребностях и частично не удовлетворены во всех своих основных потребностях одновременно».
Маслоу также предположил, что у некоторых людей относительное расположение потребностей может быть изменено на противоположное (или перестроено):
«До сих пор мы говорили, что эта иерархия является фиксированным порядком, но на самом деле она далеко не так жестка, как мы могли бы себе представить. подразумевается. Это правда, что у большинства людей, с которыми мы работали, эти основные потребности, по-видимому, располагались примерно в указанном порядке. Однако был ряд исключений».
Важно отметить, что Маслоу не собирался продвигать эту теорию как совершенный или полный анализ человеческой мотивации и с готовностью признал, что она может иметь недостатки. Но он также заявил: «Гораздо легче воспринимать и критиковать аспекты теории мотивации, чем исправлять их». Одной из основных причин выдвижения его теории была «надежда на стимулирование дискуссий и исследований», чего он, безусловно, достиг.
Для полной картины мы всегда рекомендуем читать произведение в его первоначальном виде, через нефильтрованную призму автора. «Теория мотивации человека» является общественным достоянием и доступна бесплатно.
Источники
- Теория мотивации человека, Абрахам Маслоу, 1943
- Мотивация и личность (1954), Авраам Маслоу
- К психологии бытия (1962), Авраам Маслоу
- Маслоу о менеджменте (1998), Абрахам Маслоу с Деборой С. Стивенс и Гэри Хейлом
- Право быть человеком: биография Абрахама Маслоу (1988), Эдвард Хоффман
- 50 классиков самопомощи (2003), Мотивация и личность, стр. 204, Том Батлер-Боудон
- Третья сила: психология Абрахама Маслоу (2004), Фрэнк Г. Гобл
- Авраам Х. Маслоу: книги, статьи, аудио/визуальные материалы и его личные документы (Maslow.com)
- Иерархия потребностей Абрахама Маслоу (Businessballs.com)
- Наша иерархия потребностей, Нил Бертон, доктор медицины, 2012 г. (Psychologytoday.com)
В этой статье предлагается расширенное описание сводки, приведенной в нашем посте 40 моделей HR, OD, L&D, которые необходимо знать.
Не забудьте поделиться этим постом!
Тео Винтер
Менеджер по работе с клиентами, писатель и исследователь. Тео — один из самых молодых специалистов в мире, получивших аккредитацию в наборе психометрических тестов TTI Success Insight. Более десяти лет он работал с сотнями специалистов и консультантов в области HR, L&D и OD, чтобы улучшить вовлеченность, производительность и эмоциональный интеллект руководителей и их команд. Он является автором книги «40 обязательных бизнес-моделей для руководителей».
Иерархия потребностей Маслоу — теории обучения
• Гуманистические теории, теории мотивации • 1
Иерархия потребностей Маслоу (часто представленная в виде пирамиды с пятью уровнями потребностей) — это мотивационная теория в психологии, которая утверждает, что, хотя люди стремятся удовлетворить основные потребности, они стремятся последовательно удовлетворить более высокие потребности в форме пирамиды.
Содержимое Авторы
Ключевые концепции
Ресурсы и ссылки
Авторы
- Абрахам Маслоу (1908 – 1970)
Ключевые понятия
Абрахам Х. Маслоу считал, что теории обусловливания неадекватно отражают сложность человеческого поведения. В статье 1943 года под названием «Теория мотивации человека» Маслоу представил идею о том, что человеческие действия направлены на достижение цели [1] . Любое заданное поведение может удовлетворять нескольким функциям одновременно; например, поход в бар может удовлетворить потребность в самоуважении и социальном взаимодействии.
Иерархия потребностей Маслоу
Иерархия потребностей Маслоу часто представлялась в виде иерархической пирамиды с пятью уровнями. Четыре уровня (потребности более низкого порядка) считаются физиологическими потребностями, а верхний уровень пирамиды считается потребностями роста. Потребности более низкого уровня должны быть удовлетворены, прежде чем потребности более высокого порядка смогут повлиять на поведение. Уровни следующие (см. пирамиду на рисунке 1 ниже).
- Самоактуализация – включает нравственность, творчество, решение проблем и т. д.
- Уважение — включает в себя уверенность, самоуважение, достижения, уважение и т. д.
- Принадлежность – включает любовь, дружбу, близость, семью и т. д.
- Безопасность – включает безопасность окружающей среды, занятости, ресурсов, здоровья, имущества и т. д.
- Физиологические – включает воздух, пищу, воду, секс, сон, другие факторы, влияющие на гомеостаз и т. д.
Рис. 1. Иерархия пирамиды потребностей Маслоу.
Потребности в депривации
Первые четыре уровня считаются потребностями дефицита или депривации («D-потребности») в том смысле, что их неудовлетворенность вызывает дефицит, мотивирующий людей удовлетворять эти потребности. Физиологические потребности, самый низкий уровень в иерархии, включают в себя такие потребности, как воздух, пища и вода. Они, как правило, удовлетворяются для большинства людей, но становятся преобладающими, когда их не удовлетворяют. Во время чрезвычайных ситуаций на первый план выходят такие потребности в безопасности, как здоровье и безопасность. Как только эти два уровня удовлетворены, становятся важными потребности в принадлежности, такие как любовь и интимные отношения или близкая дружба. Следующий уровень, потребность в уважении, включает в себя потребность в признании со стороны других, уверенности в себе, достижениях и самоуважении.
Потребности роста
Высший уровень — самоактуализация или самореализация. Поведение в этом случае обусловлено не недостатками, а стремлением к личностному росту и потребностью стать всем тем, чем человек способен стать [2][3] .
Критика
Будучи полезным руководством для общего понимания того, почему учащиеся ведут себя так, а не иначе, а также для определения того, как на обучение могут повлиять недостатки физиологии или безопасности, Иерархия потребностей Маслоу имеет свою долю критических замечаний. Некоторые критики отмечают неясность в том, что считается «недостатком»; то, что является недостатком для одного, не обязательно является недостатком для другого. Во-вторых, часто встречаются различные исключения. Например, некоторые люди часто рискуют собственной безопасностью, чтобы спасти других от опасности.
Дополнительные ресурсы и ссылки
Ресурсы
- Иерархия потребностей: теория мотивации человека: классическая публикация Маслоу — возможно, необходимая литература для студентов-психологов, преподавателей и профессионалов.
- К психологии бытия: расцвет человека — полезная книга, которая поможет вам понять достижение самореализации (иногда называемое «потоком» или «позитивной психологией». Одна из лучших работ Маслоу.
Каталожные номера
- Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор, 50(4), 370.
- Маслоу, А. Х., Фрагер, Р., и Кокс, Р. (1970). Мотивация и личность (Том 2, стр. 1887-1904). Дж. Фадиман и К. Макрейнольдс (ред.). Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Маслоу, А. Х. (2013). К психологии бытия. ООО «Старт Паблишинг».
Получите электронную книгу с резюме по теории обучения!
Хотите получить удобную электронную книгу в формате PDF с обзорами и руководствами на этом сайте без рекламы?
Загрузите официальную электронную книгу Learning Theories In Plain English (том 1 из 2) мгновенно
39,95 $ 9,95 $!
Получить электронную книгу
Скидка на премиум-членство!
Новогодняя акция: Скидка 30% на премиум-членство!
Станьте подписчиком Premium , чтобы получить полный доступ, функцию печати, удаление всей рекламы, бесплатную пожизненную загрузку и обновления для всех электронных книг и контента. Гораздо дешевле учебника!
Используйте код скидки: THIRTYOFF , чтобы получить скидку 30% на подписку Premium. Цены снова поднимаются после конца месяца!
Срок действия предложения истекает 30 декабря 2023 г.
Для получения других полезных ресурсов посетите Игры для вечеринок , Как вы играете , Групповые игры и Ледоколы для бесплатных руководств и идей для занятий.
Также ознакомьтесь с дизайном образовательных игр, руководствами EdTech и отличными групповыми играми.
Полезные загрузки
- Теории обучения на простом английском, том. 1 из 2
Краткое изложение теорий обучения на веб-сайте Learning-Theories.com в виде электронной книги, удобно организованной в один файл PDF, который вы можете распечатать и использовать для своих статей или заданий.
9,95 $ - Теории обучения на простом английском, том.