Что такое пирамида маслоу кратко: Пирамида Маслоу: 5 уровней потребностей человека

Потребности и возможности. Пирамида А.Маслоу — Архив публикаций и новостных статей портала DISLIFE

Одной из основных теорий, пытающихся раскрыть сущность человеческих устремлений и поисков, является теория Маслоу. Её создатель, американский психолог Абрахам Маслоу, еще в пятидесятых годах прошлого столетия представил человеческие потребности в виде пирамиды. Согласно теории Маслоу, человек в своем развитии, движении от биологической особи до духовно развитой личности, проходит несколько ступеней. Рассмотрим основные проблемы в удовлетворении человеческих потребностей на примере человека, имеющего проблемы со слухом.

Человек, имеющий те или иные проблемы со здоровьем, испытывает дефицит возможностей для реализации многих своих потребностей. А эти возможности являются истинными стимулами движения человека вперед и вверх. И, если потребности, обеспечивающие выживание на физическом уровне ещё можно как-то удовлетворить, то более высокие, стимулирующие развитие и обеспечивающие сохранение множества душевных и духовных качеств, удовлетворяются сложнее.

Но что же вообще такое – потребности человека? Какими они бывают? В чем между ними разница?

Базовые, витальные (от слова vitae – жизнь), физиологические или низшие потребности – это те, что обеспечивают поддержание жизни в человеческом теле: дышать, есть, пить, выделять, удовлетворять половое влечение. Кратко можно охарактеризовать этот уровень так: «За счет чего я живу?». Как правило, слабослышащие и оглохшие люди имеют возможность удовлетворить эти потребности, за исключением случаев вариантов полного бессилия.

Потребности второго уровня — это потребности безопасности. Более высокий уровень потребностей уже вызывает проблемы у слабослышащих или глухих. Ведь на этом уровне подразумевается безопасность и физическая и психологическая. А они, увы, удовлетворены минимально. Более-менее успешно реализована защищенность от холода и жары, от непогоды. Чувство уверенности подкошено невозможностью услышать приближающуюся опасность и оценить ее размер. Человек со слуховыми проблемами испытывает страх и неуверенность.

Он не защищен не перед природой, не перед обществом. Краткая характеристика: «Что мне может помешать?»

На третьем уровне Абрахам Маслоу разместил групповые потребности – то есть желание человека принадлежать к определенной группе. Тут имеется в виду и семейная группа, и профессиональная и группы по интересам. Вот на этом уровне особенно ярко видно, что человек, приобретший те или иные проблемы, может достаточно быстро утерять все связи с той или иной группой. И если семья поддерживает своего страдающего члена, то из профессиональной группы, а также дружеской, слабослышащие люди выходят довольно быстро. И, к сожалению, часто это происходит не по инициативе самого слабослышащего или оглохшего. «С кем я?» — емкое определение этого уровня.

Четвертый уровень потребностей – потребность в уважении, признании, благодарности. Это довольно высокий уровень потребностей и он требует даже от здорового человека определенных усилий для удовлетворения. Эта общественная потребность показывает не только, насколько человек востребован в обществе, но и насколько он сам стремится в этом обществе реализоваться.

«Зачем я?» — такой вопрос задает себе человек, пришедший к удовлетворению этих потребностей.

Когнитивно-эстетический уровень – еще более высокий, пятый в иерархической пирамиде Маслоу. Под ними подразумевается наличие порядка, справедливости, красоты и гармонии. Сюда же относятся и познавательные потребности. То есть умения узнавать, анализировать, применять на практике. «Что вокруг меня и как это изменить?» — так примерно характеризуется этот уровень.

Самые высокие по уровню – потребности самореализации. Это не только возможность проявить себя в творчестве и умении достигать поставленных целей. Сюда же относятся и то, что называется духовным развитием – то есть нравственные понятия человека, его стремление к идеалу, осознание человеческой жизни как высшей ценности. «Кто я как личность?» — вот на какой вопрос отвечают те, кто достигает этой вершины.

Если проанализировать пирамиду Маслоу применительно к проблемам слабослышащих и глухих, то можно заметить любопытную особенность: чем выше уровень потребности, тем больше возможность ее удовлетворения зависит от самого человека. Более того: те, кто нашел в себе силу удовлетворить потребности от третьего уровня и выше, максимально приближены к реализации самой высокой человеческой позиции.

Знание того, что человек в своем развитии идет не горизонтали, а по вертикали, возможно, поможет слабослышащим понять: человек только тогда становится личностью, когда он, двигаясь вверх по лестнице от удовлетворения простейших потребностей до высших, преодолевает препятствия и выходит на уровень гармонии, духовного развития и осознания своей уникальности.

Абрахам Маслоу биография кратко

Абрахам Маслоу — биография, политическая теория, гуманизм, пирамида Маслоу.

Американский психолог, известный, благодаря гуманистической пирамиде Маслоу, давно перекочевавшей в политико-экономическую сферу определения человеческих потребностей, родился 1 апреля 1908 года в Нью-Йорке.

Абрахам Маслоу происходил и семьи ремесленника, где, кроме него, было еще 6 детей. Абрахам был старшим. Еврейские корни семьи сподвигли родителей – Самуила и Розу Маслоу (в девичестве Шиловскую) переехать из Киевской губернии Российской империи в 20 веке в США. Несмотря на то, что работа гончара была тяжелой, да и родители частенько выясняла отношения, денег не было, семья переезжала, мальчика попирали происхождением, Абрахам позже вспоминает, что ему хватало сил «удержаться на плаву» и «не сойти с ума».

Абрахам Маслоу о своем детстве:

  • «Я удивляюсь, как не превратился в психически больного — маленький мальчик из еврейского окружения, познавший все «прелести» антисемитизма и тяжелой обстановки в доме. Я был несчастен, одинок и отчужден, поэтому воспитывал себя в библиотеке, среди единственных друзей — книг».

Самообучение Абрахама Маслоу, как мы можем видеть, не прошло даром — мальчик был одним из лучших учеников в классе, затем в Сити-колледже Нью-Йорка, хотя высшее обучение так и не закончил.

В 1928 году А. Маслоу перепоступил в университет в Мадисоне, где тесно работал вместе с Гарри Харлоу — научным руководителем юноши на тот момент, а также исследователем приматов. В 1930 году А. Маслоу получил степень бакалавра, через года магистра, а в 1934 году защитил докторскую по теме бихевиористкого поведения — направление, которое определило будущее психолога.

С 1934 году работа ассистентом Э. Торндайка в Колумбийском, а позднее — с Джоном Уотсоном. С 1937 года работал профессором в Бруклинском колледже. Оставался на должности 14 лет.

Среди известных друзей А. Маслоу были:

  • Э.Фромм.
  • К. Хорни.
  • М. Мид.
  • А. Адлер.
  • Р. Бенедикт.
  • М. Вертгймер.

Отчасти благодаря окружению, А. Маслоу начал изучать теорию самоактуализующихся личностей.

А. Маслоу об самоактуализации: «Исследование, которое вначале не планировалось, как таковое, быстро переросло в попытку понять мыслящего человека с точки зрения его необыкновенности. Я поклонялся высочайшему интеллекту человека, стремился понять, почему два одинаковых с точки зрения биологии, человека отличаются друг от друга».

  • Самоактуализация Маслоу — это попытка человека наиболее полно выявить свои личностные возможности.

Идея о пирамиде потребности возникла как раз после теории самоактуализации — она позволила сформировать гуманистический взгляд на человеческую природу. Прежде, психоанализ изучал лишь отклонения, а А. Маслоу старался выявить здоровые образцы личности, чтобы собрать полные данные о природе человека.

Пирамида или иерархия потребностей – это шкала, позволяющая раскрыть свои способности. Каждая из ступеней, после актуализации, подталкивает человека к следующей. Без прочной основы не получится достигнуть ступени выше.

Пирамида Маслоу (от основы до вершины):

  1. Физиологические потребности
  2. Потребности в безопасности
  3. Потребности в семье/любви
  4. Потребности в уважении/ закреплении в обществе
  5. Потребности познавательные
  6. Потребности эстетические
  7. Потребность в самоактуализации

Черты самоактуализирующихся личностей: эффективное восприятие реальности и формирование комфортных с ней отношений; принятие себя и других; простота, открытость, любознательность; сосредоточенность на проблеме, а не на себе; потребность в уединении; независимость; мистический опыт; чувство соединения с другими, но не привязанность; глубокие взаимоотношения; способность ставить цели и распознавать, ранжировать хорошие и плохие; философский юмор; креативность; нон-конформизм или не принадлежность ни к какой определенной культуре.

Кого А. Маслоу относил к самоактуализированным личностям:

  • Авраам Линкольн
  • Альберт Эйнштейн
  • Олдос Хаксли
  • Спинозу

В двух словах: иерархия потребностей (Маслоу)

Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским профессором психологии, сыгравшим важную роль в закладывании теоретических основ движения «гуманистической психологии», возникшего в середине 20 века. . В отличие от психоанализа Фрейда и бихевиоризма Скиннера, гуманистическая психология была известна как «третья сила» в психологии и предшественница современного движения «позитивной психологии». Позитивная психология — это относительно недавняя отрасль психологии, которая делает акцент на понимании того, как люди могут функционировать наилучшим образом, а не только на том, как исправить их, когда у них проявляются признаки психического заболевания (например, невроз, депрессия, расстройство личности).

Маслоу понимал, что быть здоровым — это гораздо больше, чем просто показывать отсутствие какой-либо болезни. Он считал, что если бы лечение и терапевтические методы были больше сосредоточены на положительных аспектах человеческого опыта, а не на попытках смягчить или устранить то, что было плохим, это могло бы не только восстановить здоровье людей, но и привести к распространению роста, счастья, самореализации и полной психологической зрелости. Хотя многие из его идей сейчас считаются само собой разумеющимися, мышление Маслоу было радикальным отклонением от психологической теории того времени, и по этой причине он считается одним из великих пионеров в области психологии.

Маслоу больше всего известен и запомнился своей иерархией потребностей, опубликованной в его статье 1943 года «Теория мотивации человека», которая является одной из наиболее часто используемых моделей в бизнесе и образовании. Несмотря на то, что теория возникла в 1940-х годах, иерархия Мальсоу не потеряла своей актуальности. С каждым годом в бизнесе, кажется, все больше ценится взаимная выгода как для работодателей, так и для сотрудников от создания рабочей среды, которая стимулирует, питает и поддерживает потребности людей «более высокого уровня».

Маслоу определенно понимал, что для счастья нужно нечто большее, чем зарплата и гарантии занятости; что наше стремление к личностному росту и творческому вдохновению было основой того, чтобы быть человеком. По его мнению, как только самые основные потребности человека будут удовлетворены, он, естественно, будет стремиться «стать всем, чем он способен стать» — процесс, который Маслоу назвал «самоактуализацией». (Термин, который он часто ошибочно принимает за изобретение, но признал, что он был заимствован у немецкого психиатра Курта Гольдштейна.)

Теория Маслоу предполагает, что у нас есть пять основных потребностей, которые выстроены в «иерархию относительного преобладания». В общем, мы должны в основном удовлетворить потребность более низкого уровня, прежде чем мы сможем сосредоточить свое внимание на потребности более высокого уровня. Порядок приоритетности, который, по мнению Маслоу, возникает у большинства людей в общей популяции, был следующим:

  • «Физиологические потребности»  (пища, вода, секс, сон)
  • «Потребности в безопасности»  (безопасность, свобода от страха)
  • «Потребности в любви»  (отношения, социальные связи, близость)
  • «Потребность в уважении»  (достижения, восхищение, самоуважение)
  • «Потребность в самореализации»  (творческая реализация)

Обычно иерархию представляют в виде пирамиды, однако Маслоу никогда не излагал свою теорию таким образом.

На самом деле она гораздо более динамична, чем можно было бы предположить из фиксированной пирамидальной структуры. Маслоу сказал:

«Возможно, у нас сложилось впечатление, что эти пять наборов потребностей каким-то образом находятся в ступенчатой ​​взаимосвязи друг с другом по принципу «все или ничего». Мы говорили в таких терминах, как следующее: «Если одна потребность удовлетворена, то возникает другая». Это утверждение может создать ложное впечатление, что потребность должна быть удовлетворена на 100%, прежде чем появится следующая потребность. На самом деле большинство нормальных членов нашего общества частично удовлетворены во всех своих основных потребностях и частично не удовлетворены во всех своих основных потребностях одновременно».

Маслоу также предположил, что у некоторых людей относительное расположение потребностей может быть изменено на противоположное (или перестроено):

«До сих пор мы говорили, что эта иерархия является фиксированным порядком, но на самом деле она далеко не так жестка, как мы могли бы себе представить. подразумевается. Это правда, что у большинства людей, с которыми мы работали, эти основные потребности, по-видимому, располагались примерно в указанном порядке. Однако был ряд исключений».

Важно отметить, что Маслоу не собирался продвигать эту теорию как совершенный или полный анализ человеческой мотивации и с готовностью признал, что она может иметь недостатки. Но он также заявил: «Гораздо легче воспринимать и критиковать аспекты теории мотивации, чем исправлять их». Одной из основных причин выдвижения его теории была «надежда на стимулирование дискуссий и исследований», чего он, безусловно, достиг.

Для полной картины мы всегда рекомендуем читать произведение в его первоначальном виде, через нефильтрованную призму автора. «Теория мотивации человека» является общественным достоянием и доступна бесплатно.

Источники

  • Теория мотивации человека, Абрахам Маслоу, 1943
  • Мотивация и личность (1954), Авраам Маслоу
  • К психологии бытия (1962), Авраам Маслоу
  • Маслоу о менеджменте (1998), Абрахам Маслоу с Деборой С. Стивенс и Гэри Хейлом
  • Право быть человеком: биография Абрахама Маслоу (1988), Эдвард Хоффман
  • 50 классиков самопомощи (2003), Мотивация и личность, стр. 204, Том Батлер-Боудон
  • Третья сила: психология Абрахама Маслоу (2004), Фрэнк Г. Гобл
  • Авраам Х. Маслоу: книги, статьи, аудио/визуальные материалы и его личные документы (Maslow.com)
  • Иерархия потребностей Абрахама Маслоу (Businessballs.com)
  • Наша иерархия потребностей, Нил Бертон, доктор медицины, 2012 г. (Psychologytoday.com)

В этой статье предлагается расширенное описание сводки, приведенной в нашем посте 40 моделей HR, OD, L&D, которые необходимо знать.

Не забудьте поделиться этим постом!
Тео Винтер

Менеджер по работе с клиентами, писатель и исследователь. Тео — один из самых молодых специалистов в мире, получивших аккредитацию в наборе психометрических тестов TTI Success Insight. Более десяти лет он работал с сотнями специалистов и консультантов в области HR, L&D и OD, чтобы улучшить вовлеченность, производительность и эмоциональный интеллект руководителей и их команд. Он является автором книги «40 обязательных бизнес-моделей для руководителей».

Иерархия потребностей Маслоу — теории обучения

• Гуманистические теории, теории мотивации • 1

Иерархия потребностей Маслоу (часто представленная в виде пирамиды с пятью уровнями потребностей) — это мотивационная теория в психологии, которая утверждает, что, хотя люди стремятся удовлетворить основные потребности, они стремятся последовательно удовлетворить более высокие потребности в форме пирамиды.

Содержимое

Авторы
Ключевые концепции
Ресурсы и ссылки

Авторы

  • Абрахам Маслоу (1908 – 1970)

Ключевые понятия

Абрахам Х. Маслоу считал, что теории обусловливания неадекватно отражают сложность человеческого поведения. В статье 1943 года под названием «Теория мотивации человека» Маслоу представил идею о том, что человеческие действия направлены на достижение цели [1] . Любое заданное поведение может удовлетворять нескольким функциям одновременно; например, поход в бар может удовлетворить потребность в самоуважении и социальном взаимодействии.

Иерархия потребностей Маслоу

Иерархия потребностей Маслоу часто представлялась в виде иерархической пирамиды с пятью уровнями. Четыре уровня (потребности более низкого порядка) считаются физиологическими потребностями, а верхний уровень пирамиды считается потребностями роста. Потребности более низкого уровня должны быть удовлетворены, прежде чем потребности более высокого порядка смогут повлиять на поведение. Уровни следующие (см. пирамиду на рисунке 1 ниже).

  • Самоактуализация – включает нравственность, творчество, решение проблем и т. д.
  • Уважение — включает в себя уверенность, самоуважение, достижения, уважение и т. д.
  • Принадлежность – включает любовь, дружбу, близость, семью и т. д.
  • Безопасность – включает безопасность окружающей среды, занятости, ресурсов, здоровья, имущества и т. д.
  • Физиологические – включает воздух, пищу, воду, секс, сон, другие факторы, влияющие на гомеостаз и т. д.


Рис. 1.
Иерархия пирамиды потребностей Маслоу.

Потребности в депривации

Первые четыре уровня считаются потребностями дефицита или депривации («D-потребности») в том смысле, что их неудовлетворенность вызывает дефицит, мотивирующий людей удовлетворять эти потребности. Физиологические потребности, самый низкий уровень в иерархии, включают в себя такие потребности, как воздух, пища и вода. Они, как правило, удовлетворяются для большинства людей, но становятся преобладающими, когда их не удовлетворяют. Во время чрезвычайных ситуаций на первый план выходят такие потребности в безопасности, как здоровье и безопасность. Как только эти два уровня удовлетворены, становятся важными потребности в принадлежности, такие как любовь и интимные отношения или близкая дружба. Следующий уровень, потребность в уважении, включает в себя потребность в признании со стороны других, уверенности в себе, достижениях и самоуважении.

Потребности роста

Высший уровень — самоактуализация или самореализация. Поведение в этом случае обусловлено не недостатками, а стремлением к личностному росту и потребностью стать всем тем, чем человек способен стать [2][3] .

Критика

Будучи полезным руководством для общего понимания того, почему учащиеся ведут себя так, а не иначе, а также для определения того, как на обучение могут повлиять недостатки физиологии или безопасности, Иерархия потребностей Маслоу имеет свою долю критических замечаний. Некоторые критики отмечают неясность в том, что считается «недостатком»; то, что является недостатком для одного, не обязательно является недостатком для другого. Во-вторых, часто встречаются различные исключения. Например, некоторые люди часто рискуют собственной безопасностью, чтобы спасти других от опасности.

Дополнительные ресурсы и ссылки

Ресурсы

  • Иерархия потребностей: теория мотивации человека: классическая публикация Маслоу — возможно, необходимая литература для студентов-психологов, преподавателей и профессионалов.
  • К психологии бытия: расцвет человека — полезная книга, которая поможет вам понять достижение самореализации (иногда называемое «потоком» или «позитивной психологией». Одна из лучших работ Маслоу.

Каталожные номера

  1. Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор, 50(4), 370.
  2. Маслоу, А. Х., Фрагер, Р., и Кокс, Р. (1970). Мотивация и личность (Том 2, стр. 1887-1904). Дж. Фадиман и К. Макрейнольдс (ред.). Нью-Йорк: Харпер и Роу.
  3. Маслоу, А. Х. (2013). К психологии бытия. ООО «Старт Паблишинг».
[цитировать]
Получите электронную книгу с резюме по теории обучения!

Хотите получить удобную электронную книгу в формате PDF с обзорами и руководствами на этом сайте без рекламы?

Загрузите официальную электронную книгу Learning Theories In Plain English (том 1 из 2) мгновенно

39,95 $ 9,95 $!

Получить электронную книгу

Скидка на премиум-членство!

Новогодняя акция: Скидка 30% на премиум-членство!

Станьте подписчиком Premium , чтобы получить полный доступ, функцию печати, удаление всей рекламы, бесплатную пожизненную загрузку и обновления для всех электронных книг и контента. Гораздо дешевле учебника!

Используйте код скидки: THIRTYOFF , чтобы получить скидку 30% на подписку Premium. Цены снова поднимаются после конца месяца!
Срок действия предложения истекает 30 декабря 2023 г.

Разблокируйте доступ для членов!

Для получения других полезных ресурсов посетите Игры для вечеринок , Как вы играете , Групповые игры и Ледоколы для бесплатных руководств и идей для занятий.

Также ознакомьтесь с дизайном образовательных игр, руководствами EdTech и отличными групповыми играми.

Полезные загрузки
  • Теории обучения на простом английском, том. 1 из 2

    Краткое изложение теорий обучения на веб-сайте Learning-Theories.com в виде электронной книги, удобно организованной в один файл PDF, который вы можете распечатать и использовать для своих статей или заданий.

    9,95 $
  • Теории обучения на простом английском, том.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *