РАССУДОК | это… Что такое РАССУДОК?
форма мышления, в к-рой его всеобщая диалектич. природа осуществляется и проявляется превращенно – как специфически субъективная способность логически обрабатывать материал познания, придавая ему определенность, организованность и строгость, а также как дискурсивное движение в нем. Р., в противоположность интуиции, представляется лишенным творч. функций, хотя на деле они лишь не находят в Р. явного выражения. Следует отличать Р. как филос. категорию от обыденного Р. (см. Здравый смысл).
В пределах Р. абстракции наделяются самостоят., самодовлеющим значением. Поэтому мышление, становясь рассудочным, выступает как якобы лишь абстрактное в противовес чувственности, к-рая представляется монополизирующей конкретность. Отсюда – характернейшие черты Р.: ориентация на абстрактное тождество, абстрактную всеобщность и т.п. Поскольку Р. выносит характеристики мышления как творч. процесса вне себя, он фиксирует лишь р е з у л ь т а т ы разрешения всякого диалектич.
Р. разрывает эмпирич. и собственно теоретич. способы применения мышления и превращает их в самостоят. «типы», из к-рых второй якобы не глубже проникает в предмет, а воспаряет над ним в абстракции. Для Р. характерны рядоположность, внешняя рефлексия. В особенности Р. свойственно гипертрофирование категории различия: с его т. зр. дистинкция есть высший символ научности. Языковое выражение, к-рое никогда не может быть единств. способом опредмечивания мыслит. деятельности, фетишизируется (знаковый фетишизм). Поэтому специфич. законам языковых операций процесса рассуждения придается значение законов будто бы самого познающего мышления. Отсюда иллюзия, будто логикой мышления должна быть не содержательная, а формальная логика. Р. гасит в знании, взятом как внешний результат, его собств.
характер генетич. процесса, подменяя строгость понимания строгостью изложения. Тем самым Р. придает понятию форму, «лишенную понятия» (см. К. Marx, Das Kapital, Bd 1, В., 1960, S. 106; Bd 3, В., 1960, S. 197, 225, 382, 387, 428, 435, 869). P. свойственна иллюзия, будто возможна алгоритмизация мышления, его машинизация. На деле к движению по алгоритму не сводимо также и рассудочное мышление, ибо и здесь оно остается содержательным и подчиняется содержательной логике, хотя и в превращенной форме. Именно Р. выступает как «огрубляющее» мышление, ставящее созданную субъективной рефлексией связь на место явно предметной связи.Марксизм объясняет Р. как превращенную форму на пути анализа его с т. зр. социальной природы познания. Р. как самостоят. форма, не снятая разумом, а противостоящая ему, есть не вечная, а исторически преходящая форма, порожденная разделением деятельности, ее отчуждением. Особенность Р. и его предмета всецело определяется этими особенностями деятельности. Р. есть способ мышления, позволяющий использовать в формально-присвоенной, но творчески не освоенной форме гораздо большую теоретич.
Р. не способен отстоять науку от субъективистско-идеологич. элемента, напротив, он мирно уживается с ним, даже придавая ему респектабельный, наукообразный вид. Так, вульгарная политич. экономия, оставаясь в плену «отчужденных по отношению к внутренней связи форм проявления», «лишь вносит известный рассудочный порядок» в воспроизводящие их представления (см. тамже, Bd 3, S. 829, 885). Вульгарная т. зр. принимает формальную организованность фрагментарного знания за рациональность познания, а его универс. целостность и творч. характер – за нечто «иррациональное». Уже Гегель понял, что эта мнимая рациональность «…принадлежит на деле области рассудка», а это мнимое «и р р а ц и о н а л ь н о е» есть «начало и след р а з у м н о с т и» (Соч.
, т. 1, М.–Л., 1929, с. 336). Подчеркнув правоту этой мысли Гегеля (см. К. Маркс, в кн.; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 340–41), Маркс показал, что превращенные формы, фрагментарные и «лишенные понятия», суть объективно существующие иррациональные формы (см. тамже, с. 389). «Рассудок нисколько не спотыкается о них» именно потому, что сам он – столь же превращенная, полная иррациональности форма познания (см. К. Marx, Das Kapital, Bd 3, S. 829). Поэтому анализ Р. – ключ к критике иррационализма, как такой реакции на Р., к-рая, находясь в негативной зависимости от него, еще не способна его преодолеть.Р. есть несуверенное мышление, заведомо подчиненное внешней целесообразности. Р. – носитель стандартности, слепой нормативности. С подлинно филос. проблематикой Р. не справляется и сдает ее враждебным разуму силам.
В сов. филос. лит-ре развивается и иная т. зр. на Р. (П. В. Копнин), согласно к-рой Р. есть низшая, нетворч. форма всякого теоретич. мышления, общая человеку с нек-рыми животными и информац. машинами. Историко-филос. очерк и лит. см. при ст. Разум.
Г. Батищев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Рассудок — православная энциклопедия «Азбука веры»
5 ступеней веры
- Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции прот. В. Леонов
- Состояние рассудка свт. Феофан Затворник
- Рассудок иерей Вадим Коржевский
Рассу́док —
1) способность рассуждать, осмыслять действительность; способность логически мыслить;
2) ум, здравый смысл, определяющий поведение человека.
Ум (nous) отнюдь не адекватен рассудку, ибо значение его может быть передано такими понятиями, как «сущностное ядро», «личность» или библейский «внутренний человек».
Познанием вещей видимых и осязаемых занимается рассудок, стоящий в услужении собственно души, забота которой вся направлена на устроение быта земного. Материал же для рассудка собирают низшие силы познавательной способности, которые так или иначе, связаны с телесными органами. Это такие силы как ощущение, воображение, память и другие. Рассудок неспособен к созерцаниям мира духовного (2Кор.12:4).
Духовное трезвение — одно из важнейших понятий христианской аскетики. С этим понятием близко соотносится другое — «бодрствование». Оба эти понятия связаны с обозначением верующих как сынов света и дня, в противовес сынам ночи и тьмы (1Сол.5:5).
Как в обыденной жизни днём не принято ни спать, ни упиваться (1Сол.5:7), так и в жизни духовной ходящим во Свете принято бодрствовать и не упиваться соблазнами грехов.
По аналогии с физической трезвостью, подразумевающей свободу душевных и телесных сил от помрачения дурманом вина, духовное трезвение подразумевает свободу духовно-нравственных качеств от влияний греха и воздействий со стороны демонических сил (состояние обльщения, прелести также сопоставляется с опьянением; см. подробнее: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?).
Как в рамках обыденной, обывательской жизни не затуманенный алкоголем, способный к правильному осмыслению действительности рассудок именуется трезвым, так и в рамках духовной жизни трезвым может быть назван рассудок, способный к здравому осмыслению и оценкам в духовно-нравственном отношении.
Стало быть, трезвый рассудок подразумевает трезвенный контроль разума как над внешними факторами, так над внутренними движениями душевных и плотских начал (контроль над помыслами, мыслями, чувствами, движением воли, побуждениями плоти).
Духовное трезвение требует наличия таких христианских добродетелей как вера, надежда, любовь (1Фес.5:8). Оно осуществимо лишь при содействии благодати Христовой (Ин.15:5).
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
ЦветаЦвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки: Прямой (Lucida)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum
Текст: Прямой (Arial)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки10 интересных фактов о человеческом разуме
Знаете ли вы, что ваш мозг не полностью развит, пока вам не исполнится 25 лет, или что ваш мозг способен питать лампочку? Ученые и медицинские работники тщательно изучили мозг, что привело к взрыву новой и обновленной информации о нем.
Вот еще десять интересных фактов о человеческом разуме, о которых вы, возможно, не знали:
1. Мозг весит около трех фунтов и может уменьшаться.
Приблизительно 60% сухой массы мозга составляет жир, хотя 73% всего мозга состоит из воды. Ваш мозг нуждается в увлажнении, как и ваши мышцы и другие органы, и 90 минут постоянного потоотделения могут привести к уменьшению размера мозга, равному году старения.
2. Требуется постоянная подача кислорода.
Когда вы думаете о важности кислорода, вы можете думать о своих легких и мышцах, но мозг также нуждается в постоянном снабжении кислородом. Недостаток кислорода всего за пять минут может вызвать гибель нескольких клеток головного мозга, что может привести к серьезному повреждению головного мозга.Связанный: 5 способов отдохнуть и освежить мозг
3. Информация перемещается в мозг и обратно со скоростью 250 миль в час.
Когда работают миллиарды нейронов, информация может перемещаться в мозг и из него с невероятной скоростью. Двигаясь со скоростью 250 миль в час, информация движется быстрее, чем любой автогонщик. Гонщики Формулы-1 достигли максимальной скорости в 240 миль в час.
4. Разум содержит миллиарды клеток мозга.
Хотя точное количество клеток мозга неизвестно, исследователи знают, что мозг содержит миллиарды клеток. Все эти клетки усердно работают, передавая сигналы в различные части тела и обрабатывая сенсорные данные.
5. В течение первого года жизни увеличивается вдвое.
Когда ребенок рождается, размер его мозга составляет примерно чуть меньше четверти размера мозга среднего взрослого человека. Однако в первый год он удваивается в размерах и продолжает расти быстрыми темпами.
К пяти годам мозг ребенка достигает примерно 90% размера, который будет у взрослого. Согласно исследованию, проведенному учеными из Вашингтонского университета в Сент-Луисе, у ребенка, который получает материнскую или отцовскую поддержку во время стресса, гиппокамп физически больше, который является частью мозга, ответственной за модуляцию стресса и память.
Итак, молодые родители, подарите своим малышам много любви и уверенности, особенно в стрессовые периоды, чтобы способствовать лучшему развитию мозга.
6. Мозг не может выполнять более одной задачи одновременно.
Производительность является важным фактором для многих людей, которые пытаются выполнять несколько задач одновременно. Однако человеческий мозг не может концентрироваться на двух вещах одновременно и не может изучать более одной вещи за раз.
Он может переключаться между задачами, но на самом деле это может снизить вашу продуктивность, поскольку это связано со снижением общей умственной работоспособности и концентрации внимания.
7. Большинство людей не используют 10% возможностей нашего мозга.
Вы слышали слухи о том, что люди используют только 10% возможностей своего мозга? Исследователи обнаружили, что это миф — вы используете большую часть возможностей своего мозга, даже когда спите.
8. Мозг не чувствует боли.
Хотя боль обрабатывается мозгом, сам орган не чувствует боли. Вы можете подумать, что замирание мозга — это боль, которую испытывает мозг, но эта боль исходит из нёба. К счастью, замораживание мозга не приводит к замораживанию клеток мозга, поскольку это привело бы к их разрыву.
9. Мозг интроверта и экстраверта имеет физические различия.
Результаты МРТ показали измеримые различия между мозгом интровертов и экстравертов. В мозгу экстраверта более активна система вознаграждения за дофамин. В мозгу интроверта больше серого вещества.
10. Воспоминания со временем могут меняться.
Несмотря на невероятные возможности мозга, формируемые в нем воспоминания могут быть на удивление ненадежными и меняться со временем. Контекст, эмоции, мотивация, сигналы и частота воспоминаний могут повлиять на точность ваших воспоминаний.
Связанный: 15 интересных фактов о человеческом теле
Здоровье и разум человека
Дополнительная рекомендуемая литература
Дополнительные книги, которые хорошо соотносятся с разделом «Здоровье и человеческий разум».
Посмотреть необязательное рекомендуемое чтениеВыбрать все
Комплект книг «Здоровье и человеческий разум» для чтения вслух
Две полноцветные интерактивные книги в дополнительном наборе книг «Здоровье и разум человека для чтения вслух» расширяют возможности обучения и представляют собой веселое и увлекательное дополнение к изучению «Здоровье и разум человека».
Как мы узнаем лица, которые видели раньше, или помним, что мы вчера носили? The Amazing Thing Called Memory Келли Уильямс отвечает на эти и другие вопросы, исследуя анатомию функций мозга, захватывающие факты и тематические исследования людей с проблемами памяти. (32 страницы, полноцветный формат, 8,5″x11″)
Перфекционизм, чрезмерное мышление, низкая самооценка и стремление угодить другим — все эти мысли Тилли испытывает в свой первый день в хоровом лагере. Она задается вопросом, стоит ли ей вообще идти в лагерь. Однако с помощью своей мамы Тилли решает поставить перед собой несколько целей, чтобы справиться со стрессом, который она испытывает. Поначалу это трудно, но Тилли узнает, насколько сильным может быть ее разум в 9 0017 Пенни за ваши мысли от Тайлера Мэттсона. (36 страниц, полноцветные, 11″x8,5″)
Все эти книги изданы The Good and the Beautiful Library и рассчитаны на детей разного возраста. Уроки будут подсказывать учащимся, когда читать эти дополнительные книги, но они не интегрированы с уроками.
Книга «Вопросы и ответы о зависимости» «Здоровье и человеческий разум», расширение для 7–8 классов
6,99 долл. США ПодробностиВ Интернете есть много возможностей для обучения, но пользователям следует проявлять осторожность. Эта книга рассказывает о краже личных данных, сексуальных хищниках и секс-вымогательстве в Интернете, киберзапугивании, порнографии и многом другом. Это информация, которую вы не хотите, чтобы ваши дети пропустили.
Написано командой The Good and the Beautiful
47 страниц, полноцветная, 8,5″x5,5″
Книга вопросов и ответов о зависимости рекомендуется сопровождать наш раздел «Здоровье и наука о человеческом разуме» и расширять возможности обучения для учащихся 7-8 классов.
Удивительная вещь, называемая памятью Келли Уильямс
6,99 долл. США ПодробностиКак мы узнаем лица, которые видели раньше, или помним, что мы вчера носили? The Amazing Thing Called Memory отвечает на эти и другие вопросы, исследуя анатомию функций мозга, захватывающие факты и тематические исследования людей с проблемами памяти.
32 страницы, полноцветные, 10″x7″
Эта книга является дополнительной книгой для чтения вслух для нашего отдела здоровья и науки о человеческом разуме и включена в дополнительный комплект книг для чтения вслух, который предлагается сопровождать этот раздел
Пенни за ваши мысли автора Тайлер Мэттсон
7,99 долл. США ПодробностиПерфекционизм, чрезмерное мышление, низкая самооценка и стремление угодить другим — все эти мысли Тилли испытывает во время своего первого дня в хоровом лагере. Она задается вопросом, стоит ли ей вообще идти в лагерь. Однако с помощью своей мамы Тилли решает поставить перед собой несколько целей, чтобы справиться со стрессом, который она испытывает. Поначалу это трудно, но Тилли понимает, насколько сильным может быть ее разум.
36 страниц, полноцветная, 11″x8,5″
Эта книга является дополнительной книгой для чтения вслух для нашего отдела здоровья и науки о человеческом разуме и включена в дополнительный комплект книг для чтения вслух, который рекомендуется эта единица.
Купить Загрузки
Здесь можно загрузить в цифровом виде Руководство для родителей и журналы для учащихся. *ПРИМЕЧАНИЕ: загрузки являются окончательной продажей и не могут быть возмещены, возвращены, зачислены или обменены.
Посмотреть Купить ЗагрузкиВыбрать все
Учебник (PDF)
19,99 долларов США ПодробностиПолноцветный учебник поможет родителям пройти каждый урок курса «Здоровье и разум человека». Практические занятия, словарные слова, доступ к увлекательным видео, словарные слова, мини-книги, красивые иллюстрации и изображения, а также интересная информация находятся на протяжении всего курса. Как только вы соберете какие-либо простые материалы для уроков, уроки можно начинать. Просто включите урок и начните читать и учиться вместе! Этот курс преподается в семейном стиле, и на семью требуется только один учебник.
- PDF для самостоятельной печати
- 88 страниц
- Полноцветный
- 14 уроков
Журнал учащихся 3-6 классов (PDF)
9,99 долл. США ПодробностиPDF для самостоятельной печати
Каждому учащемуся 3–6 классов необходим собственный экземпляр журнала Health and Human Mind Student Journal, который включает интерактивные задания, игры и рабочие листы, которые ребенок будет выполнять во время уроков. Уроки под руководством родителей в Учебнике подскажут учащимся, когда выполнять задания в Студенческом журнале.
- PDF для самостоятельной печати
- 33 страницы
- Полноцветный
Журнал учащихся 7-8 классов (PDF)
9,99 долл. США ПодробностиPDF для самостоятельной печати
Каждому учащемуся 7–8 классов необходим собственный экземпляр журнала Health and the Human Mind Student Journal, который включает интерактивные задания, игры и рабочие листы, которые ребенок будет выполнять во время уроков. Уроки под руководством родителей в Учебнике подскажут учащимся, когда выполнять задания в Студенческом журнале. Журнал для 7–8 классов также содержит расширение урока для каждого урока, предназначенное для учащихся. Это позволяет вашим старшим ученикам глубже погрузиться в концепции урока.
- PDF для самостоятельной печати
- 60 страниц
- Полноцветный
Принцип работы устройства
youtube.com/embed/rBTRuNHD04w» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Обязательные предметы курса
Учебник один на семью
Подробности:Полноцветный учебник помогает родителям пройти каждый урок 88-страничного курса «Здоровье и человеческий разум». Практические занятия, увлекательные видео, словарный запас, красивые иллюстрации и изображения, а также интересная информация встречаются на протяжении всего курса. Как только вы соберете какие-либо простые материалы для уроков, уроки можно начинать. Просто включите урок и начните читать и учиться вместе! Этот курс преподается в семейном стиле, и на семью требуется только один учебник.
Журнал для учащихся 3–6 классов, по одному на каждого учащегося
Подробности:Каждому учащемуся 3–6 классов необходим собственный экземпляр 33-страничного журнала Health and Human Mind Student Journal, который включает интерактивные задания, игры и рабочие листы, которые ребенок будет выполнять во время уроков. Уроки под руководством родителей в Учебнике подскажут учащимся, когда выполнять задания в Студенческом журнале.
Журнал для учащихся 7–8 классов, по одному на каждого учащегося
Подробности:Каждому учащемуся 7–8 классов необходим собственный экземпляр 60-страничного журнала Health and Human Mind Student Journal, который включает интерактивные задания, игры и рабочие листы, которые ребенок будет выполнять во время уроков. Уроки под руководством родителей в Учебнике подскажут учащимся, когда выполнять задания в Студенческом журнале. Журнал для 7–8 классов также включает расширение урока для каждого урока, направляемое учащимися. Это позволяет вашим старшим ученикам глубже погрузиться в концепции урока.
Опционально Предлагаемое чтение
Комплект книг «Здоровье и человеческий разум» для чтения вслух
Подробности:Две полноцветные интерактивные книги в дополнительном наборе книг «Здоровье и разум человека для чтения вслух» расширяют возможности обучения и представляют собой веселое и увлекательное дополнение к изучению «Здоровье и разум человека». Покупка выше.
Включает:
- Удивительная вещь, называемая памятью Келли Уильямс
- Пенни за ваши мысли от Тайлера Мэттсона
Книга «Вопросы и ответы о зависимости» «Здоровье и человеческий разум», расширение для 7–8 классов
Подробности:Мы рекомендуем эту книгу в качестве дополнительного чтения учащимся 7–8 классов.