Что такое социометрия в психологии: Социометрия – что это такое в психологии, цель метода

Тема 8. Социометрия

8.1. Общая характеристика метода социометрии, его возможности

и границы применения

8.2. Основные характеристики социометрической методологии и техники

8.3. Организация и проведение социометрического опроса

8.4. Обработка и анализ данных социометрического опроса

8.1. Общая характеристика метода социометрии, его возможности и границы применения

Социометрия – это одно из теоретических и прикладных направлений в современной зарубежной социальной психологии и микросоциологии.

Некоторые авторы считают, что социометрию можно рассматривать как социологически реформированную ветвь психоанализа. Она возникла в первой четверти ХХ века, когда ученые попытались применить математические методы к изучению социальных явлений. Социометрию связывают с именем американского ученого

Морено (родился в 1892 г. ) – психиатра и социального психолога, который был учеником З.Фрейда.

По Морено

Социометрические методы – это система технических средств и процедур для метрического и качественного анализа социально-эмоциональных связей данного индивида с членами той группы, в которой человек работает и живет.

Термин «социометрия» состоит из двух латинских слов «socius» – товарищ, компаньон соучастник и «metrum» – измерение. То есть социометрическое измерение – это метрическое, количественное изучение эмоционально-психологических связей между людьми.

Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатий и антипатий среди членов группы (например, учебного, научного, армейского, спортивного или производственного коллектива).

С помощью социометрии можно:

  • получить информацию о динамике внутренних взаимоотношений в группе,

  • выявить характер и степень развития психологических взаимоотношений,

  • диагностировать состояние не только внутригрупповых, но и межгрупповых процессов общения,

  • измерить степень сплоченности или разобщенности в группе;

  • выявить по признакам симпатии и антипатии «лидера» группы и «отвергнутого»;

  • обнаружить внутригрупповые подсистемы, то есть сплоченные образования, во главе которых могут быть свои формальные лидеры.

Данные социометрии широко используются в воспитательной работе в учебных заведениях, при изучении стилей руководства в группах на производстве, в армии, спортивных организациях.

    1. Измеряемые переменные являются в значительной степени «социальными переменными», потому что они описывают качество межличностных связей в группах.

      1. Для диагностики взаимоотношений в группах социометрические инструменты могут применяться в социологии, социальной психологии, антропологии, психиатрии, педагогике.

        1. С помощью данного метода можно изучать, с одной стороны, малую группу в целом как миниатюрную социальную систему, а с другой –

          индивида и его социальную среду в том смысле, как она понимается субъектом.

          1. С помощью данного метода можно выявить, как надо изменить состав группы, чтобы ликвидировать конфликтные ситуации, улучшить психологическую атмосферу общения, повысить эффективность работы и т.д.

          2. Количественная сторона социометрической техники выражена в форме социометрических индексов, которые отражают различные эмпирические понятия (социометрический статус отдельного члена, групповая сплоченность и т.д.)

          Социометрия рассматривает малую группу как социальную молекулу, простую единицу общества.

          Объект исследования в социометрии – малая группа контактного типа. Социальный атом состоит из индивида и окружающих его людей, с которыми он эмоционально связан.

          Основное внимание Морено уделил психологическим взаимоотношениям людей в небольших группах. Поэтому он включил в социометрию экспериментальные методы, некоторые элементы психоанализа и теории ролей.

          Система социометрии по Морено состоит из 5-ти положений:

          1. Распределение симпатий и антипатий между людьми связано с существованием «теле» – невидимых, нематериальных сгустков эмоциональной энергии.

          «Теле» – простейшие единицы чувства, которые направлены от индивида к индивиду. Одна из основных задач социометрии измерить эти «теле».

          1. Ни один человек не может выжить без эмоциональных связей с другими людьми, поэтому «социальным атомом» общества является не отдельный индивид, а сосуществование индивидов.

          Выделяются два уровня взаимосвязи между индивидами:

            1. спонтанный уровень – на этом уровне находятся лица, с которыми данный индивид хотел бы вступить в контакт;

            2. реальный уровень – на этом уровне находятся те, кто действительно является эмоциональным партнером.

          Каждая личность по Морено – ядро атома, вокруг которого собираются воедино многочисленные роли, связанные с сосуществованием других участников.

          Спонтанные группы и роли влияют на поведение индивидов

          и групп и могут быть источниками острых конфликтов.

          Социометрический метод выполняет диагностические и терапевтические функции.

          1. Закон социальной гравитации: сплоченность группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональна пространственной дистанции между ними.

          Эффективность групповой деятельности можно повысить, сблизив официальную и неофициальную структуру взаимных симпатий.

          1. Социологический закон: высшие формы коллективной организации должны развиваться из простейших.

          Морено считал, что любые преобразования дают наибольший эффект, когда их проводят

          на микросоциологическом уровне, то есть на уровне малых групп, а не уровне макроструктур, то есть общества в целом.

          1. Социодинамический закон: внутри любой группы человеческие привязанности распределяются неравномерно.

          Ограниченность области применения социометрического метода:

          • С его помощью изучают только малые группы, между членами которых имеются непосредственные контакты, достаточно сложившиеся и имеющие временной промежуток не менее полугода.

          • Выделяемые критерии не могут отразить полную картину внутригрупповых отношений.

          Малые группы – коллективы:

          Особенно важно использовать данный метод при комплектовании коллективов в экстремальных или приближенных к ним условиях, а также в условиях значительного влияния межличностных отношений на результаты совместной деятельности.

          Выявление положительных, конфликтных, напряженных или индифферентных участков в группе с помощью метода социометрии способствует активному управлению групповой деятельностью людей.

          Важные вопросы:

          • численность малых групп,

          • «нижние» (2–3) и «верхние» (20–40 чел.) границы,

          • основания для классификации этих групп.

          Основные признаки малых групп:

          Используемые в социометрии понятия:

          • формальные группы,

          • неформальные группы,

          • «группа членства» (группа, включающая в себя всех формально входящих в нее людей).

          • «референтная группа» (группа людей «значимого круга общения», нашедших и признавших друг друга).

          Существенным является также выяснение содержания и значение понятий «статус» и «социальная роль индивида».

          Уровни изучения межличностных отношений:

          совокупность методик в психологии, с помощью которых проводят социометрические исследования

          Социометрия — это совокупность методов, с помощью которых в психологии измеряют межличностные отношения на основе определённых данных и параметров. Разработчиком этой теории считается социальный психолог и психиатр из США Якоб Леви Морено.

          • Зачем нужна социометрия?
          • Понятия, применяемые в социометрии
          • Тезисы социометрии
          • Важные данные, выявляемые с помощью социометрических методов
          • Социометрическое исследование: как оно проводится
            • Схема действий при проведении социометрического исследования
            • Какие вопросы задают социометристы при проведении социометрического исследования?
            • Формы социометрической процедуры
            • Как обрабатываются данные

          Фундамент социометрии был заложен им во время Первой мировой войны, когда Морено ещё был подданным Австро-Венгрии и работал в лагере для беженцев. Он обратил внимание, что можно значительно улучшить микроклимат в лагере, устранить конфликты и гармонизировать социальные отношения, если перед расселением людей по баракам распределять их в зависимости от таких факторов, как политические взгляды, религиозные убеждения и национальность. Результаты своего исследования Морено изложил в письме, отправленном им на имя министра внутренних дел Австро-Венгрии, в котором, кстати, впервые прозвучал термин «социометрия».

          Чаще всего методы социометрии применяют для изучения особенностей взаимодействия индивидов в небольших группах, например, чтобы узнать, какие связи внутри группы складываются между людьми, какова причина возникновения иерархических уровней взаимоотношений. Реже социометрические исследования используются для выявления закономерностей функционирования крупных социальных образований, таких, как социальные слои, классы населения или даже коллективы очень крупных предприятий.

          На современном этапе социометрия — абсолютно прикладная наука, которая применяет теоретические разработки социологии и психологии и не имеет самостоятельного статуса. Сегодня деятельность социометристов заключается в том, чтобы исследовать и гармонизировать отношения между людьми в малых группах, используя разработанные ими количественные методы, а также инструментальные методики.

          Зачем нужна социометрия?

          Якоб Морено полагал, что абсолютно любую сторону жизни социума: политическую, спортивную, образовательную или экономическую, — можно объяснить отношениями между индивидами, возникающими на эмоциональном уровне, т. е. на основе антипатий и симпатий, возникающих между личностями в процессе общения или другого взаимодействия. Поэтому Морено предлагал провести в обществе так называемую социометрическую революцию, цель которой заключается в том, чтобы улучшить и привнести гармонию в общественные отношения.

          Эти отношения, по его мнению, во многих случаях конфликтны и неэффективны ввиду того, что люди, к какому бы социальному слою или классу они ни принадлежали, взаимодействуют на эмоциональном уровне. Отсюда он сделал вывод: чтобы улучшить производительность труда или разрешить застарелые политические междоусобицы, нужно выявить эмоциональные предпочтения индивидов, а затем осуществить перестановку людей в соответствии с выявленными закономерностями. В этом, с точки зрения Морено, и заключается смысл и цель «социометрической революции».

          Понятия, применяемые в социометрии

          1. «Теле» — это наиважнейшее понятие, которое применяют социометристы. Оно означает простейшую чувственную единицу, которая может передаваться от одной личности к другой. С помощью «теле» учёные определяют, в какое количество межличностных отношений вступили изучаемые индивиды и насколько их взаимодействия оказались успешными.
          2. На основе «теле» формируются социограммы, социометрические матрицы и индексы. Что это такое? В результате социометрического исследования, проведённого с помощью методов, о которых подробно будет рассказано ниже, учёные вычисляют коэффициенты, позволяющие судить о сплочённости, наличии или отсутствии коммуникации между членами группы, наличии скрытых конфликтов и других параметрах, характеризующих исследуемый объект. Эти коэффициенты заносятся в матрицу, с их помощью вычисляются социометрические индексы, отношения между индивидами графически отображаются на социограмме, и социометристы на их основе могут предоставить обоснованный вывод о существующих межличностных связях в изучаемой группе.

          Тезисы социометрии

          • Все люди влияют друг на друга и связаны между собой, поэтому человечество можно рассматривать как единую структурированную единицу;
          • Существующая реальность состоит из множества субъективных реальностей каждого индивида, поэтому её никоим образом нельзя исследовать и изучить объективно, потому что у каждого человека своя точка зрения на протекающие во внешнем мире процессы;
          • Исследователь-социометрист, желающий провести эксперименты с какой-либо социальной группой, должен на время опытов стать частью этой группы;
          • Методы социометрии в каждом отдельном случае работают с уникальной ситуацией, которая больше не повторится;
          • Социометрические исследования рассматривают межличностные отношения во всём их многообразии между всеми людьми, а не отвечают на вопросы о причинах и побуждающих мотивах индивидов.

          Важные данные, выявляемые с помощью социометрических методов

          1. Уровень разобщённости или сплочённости социальной группы.
          2. Динамика и структура отношений, сложившихся внутри группы.
          3. Психологический климат в социальной группе.
          4. Этап развития группы (она появилась недавно или уже организована и крепко сплочена).
          5. Выявление неформальных лидеров и группировок, которые они возглавляют.
          6. Выявление социального статуса членов группы или, иными словами, внутригрупповой авторитетности (лидер, свита, середняки, низший класс, изгои).

          Социометрическое исследование: как оно проводится

          Как правило, предпосылкой к использованию социометрических методик является серьёзная напряжённость внутри коллектива и в связи с этим, постоянно возникающие конфликты, значительно ухудшающие эффективность совместной деятельности. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить очаги напряжения, определить, какие люди неприязненно относятся друг к другу, и на основе полученных данных переместить враждующих сотрудников в разные отделы.

          Большой плюс социометрических методов заключается в следующем: они совсем не затратны по времени (в большинстве случаев на исследование достаточно пятнадцати минут) и не требуют индивидуальных бесед с каждым членом коллектива.

          Недостатком этих методик является то, что социометрия работает с причинами конфликтов, в основе которых находятся антипатии или симпатии людей, поэтому, если междоусобицы и трения вызваны какими-либо иными источниками, необходимо использовать другие способы их разрешения.

          Человеку, проводящему такое исследование, нужно позаботиться об обеспечении его надёжности. Для этого требуется правильно отобрать критерии для изучения в соответствии с методикой исследования и предварительно познакомиться с людьми, составляющими группу или коллектив, чтобы иметь представление об особенностях изучаемой общности индивидов.

          Схема действий при проведении социометрического исследования

          1. Ставятся задачи исследования, выбираются объекты для проведения измерений.
          2. Формулируются критерии опроса индивидов, составляющих социальную группу. На их основе выдвигаются первые предположения и гипотезы, которые будут проверяться в ходе исследования.
          3. Исходя из отобранных критериев разрабатываются вопросы, на которые должен будет ответить каждый участник коллектива или группы письменно или устно, как на интервью. На данном этапе социометристы чаще всего встречаются с многочисленными затруднениями, например, поскольку такого рода исследования не предусматривают абсолютную анонимность, люди зачастую отказываются выражать свои антипатии и симпатии открыто, предпочитают не раскрывать мотивы своего поведения, которые в некоторых случаях являются неблаговидными.
          4. Ответы испытуемых обрабатываются, и учёные составляют социограмму, отражающую особенности взаимодействий внутри исследуемой социальной группы.
          5. Если результаты логически противоречивы или непоследовательны, опрос может быть произведён несколько раз. При этом вопросы, задаваемые членам группы, обязательно должны различаться при проведении каждого следующего исследования.

          Какие вопросы задают социометристы при проведении социометрического исследования?

          Если изучаются деловые взаимоотношения, то набор вопросов может быть таким:

          • С кем бы вы отправились в служебную командировку на продолжительное время?
          • С какими сотрудниками из трудового коллектива вы бы ни за что не поехали в командировку?
          • Кто, по вашему мнению, лучше всех справился бы с обязанностями лидера?
          • Кому ни в коем случае не следует брать на себя лидерские функции?
          • Кого из членов группы вы могли бы попросить оказать вам посильную помощь? Укажите, к кому вы обратились бы в первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь?
          • Кто не заслуживает вашего доверия, и к кому вы не стали бы обращаться с просьбой о помощи, даже если бы очень в ней нуждались?

          Если требуется изучить личные отношения, то вопросы могут быть следующего рода:

          • Представьте, что члены вашего трудового коллектива живут вместе в общежитии. С кем из них вам было бы комфортно проживать в одной комнате?
          • Вашу группу расформировывают. С кем из её участников вам не хотелось бы работать в будущем?
          • В вашей жизни возникла неприятная и трудная ситуация. К кому из участников коллектива вы могли бы обратиться за советом?
          • У кого вы никогда не станете просить помощи?
          • С кем из людей, находящихся с вами в одной группе или коллективе, вы бы с радостью отмечали праздники или дни рождения?
          • Кого вы не желаете видеть на своём дне рождения?

          Формы социометрической процедуры

          На настоящий момент социометрия различает две формы и методики проведения исследований.

          Первая из них называется непараметрическая процедура. Её суть заключается в том, что испытуемый при ответе на предлагаемые вопросы не ограничен исследователями в числе выборов. На практике это означает следующее: если число членов коллектива или группы составляет, например, восемь человек, включая опрашиваемого, то при ответе на любой вопрос испытуемый вправе выбрать от 1 до 7 вариантов либо не выбрать ни один из них.

          К несомненному достоинству этой процедуры следует отнести то, что она эффективно выявляет социальные связи в группе во всём их многообразии и определяет эмоциональную экспансивность испытуемого. Однако, если число членов коллектива превышает шестнадцать человек, то для тщательного анализа отношений внутри группы может понадобиться помощь электронно-вычислительных средств.

          Существенным недостатком этого метода считается значительная вероятность получения так называемого случайного выбора, когда опрашиваемый из моральных или личных побуждений пишет или отвечает, что выбирает всех. Как правило, такое поведение продиктовано вежливостью или формальной лояльностью к исследователям или членам своей группы. Это затрудняет получение адекватных и объективных результатов.

          Для того чтобы преодолеть недостатки непараметрической процедуры, была разработана параметрическая процедура. Перед началом опроса каждому испытуемому говорится, что он может выбрать определённое число людей из участников группы, не больше и не меньше. В социометрии в подобном случае пишут, что на опрашиваемого наложили социометрическое ограничение или, согласно терминологии некоторых социометристов, лимит выборов.

          В чём преимущества такой процедуры? Прежде всего, она способствует более внимательному отношению испытуемых к исследованию и тщательному обдумыванию ответов. Учёные отмечают, что при применении параметрической процедуры надёжность собранных данных улучшается, а это, в свою очередь, облегчает и ускоряет обработку материалов статистическими методами. И, разумеется, преодолевается главный недостаток непараметрической формы — случайные и необдуманные ответы.

          Конечно, параметрическая процедура не является панацеей от всех проблем, встречающихся на пути социометристов, и обладает некоторыми недостатками. Так, исследователи при использовании этой процедуры не могут определить уровень эмоциональной экспансивности участников группы, а также выявить все виды взаимоотношений, сложившиеся в ней.

          Как обрабатываются данные

          Данные участниками группы ответы фиксируются на социометрических карточках, которые затем используются в качестве базы для статистической и математической обработки данных. Различают три вида обработки данных:

          1. Табличный (или социоматрица). Результаты заносятся в сводную таблицу, и затем на их основе исследователи делают выводы: достигли ли они цели исследования, какие закономерности выявили, были ли выбранные ими критерии применимыми и достоверными, нужно ли проводить дополнительное исследование.
          2. Графический (социограмма). С её помощью можно легко провести наглядный анализ взаимоотношений в группе, выявить её иерархическую структуру и определить, каков социальный статус и авторитетность у каждого члена коллектива.
          3. Индексологический. Социометрия выделяет персональные индексы, характеризующие психологические свойства личности в качестве члена группы, и групповые индексы, с помощью которых описываются виды взаимодействий между людьми в коллективе.

          Социометрический статус пэра | Подростковая психология

          Статус подростка среди сверстников будет влиять на его членство в группах сверстников и на его способность заводить друзей. Социометрический статус  – это измерение, отражающее степень симпатии или неприязни к кому-либо со стороны сверстников как к группе. В психологии развития эта система использовалась для изучения статуса детей в группах сверстников, его стабильности во времени, определяющих его характеристик и долгосрочных последствий популярности или неприятия сверстниками.

          Наиболее часто используемая социометрическая система, разработанная Coie & Dodge (1988), просит детей оценить, насколько они любят или не любят каждого из своих одноклассников, и использует эти ответы для классификации их на пять групп.

          Рисунок 11.3.1. Социометрические статусы сверстников.

          Популярные подростка нравятся многим сверстникам и не нравятся немногим. Эти люди обладают навыками социального взаимодействия и поддерживают позитивные отношения со сверстниками. Они склонны к сотрудничеству, дружелюбны, общительны и чувствительны к другим. Они способны быть напористыми, но не агрессивными, поэтому могут получить то, что хотят, не причиняя вреда другим. Среди этой группы могут быть различные уровни популярности:

          • Принятые подростки являются самой распространенной подгруппой среди популярных. Хотя они, как правило, нравятся, они не так притягательны, как очень популярные дети.
          • Очень популярные подростки из очень харизматичны и привлекают к себе сверстников.

          Отклонено подростка считаются отклоненными, если они получают много отрицательных номинаций и мало положительных. Эти люди часто имеют плохую успеваемость и больше проблем с поведением в школе. Они также подвержены более высокому риску преступного поведения и проблем с законом. У этих детей чаще диагностируют СДВГ, расстройство поведения и злоупотребление психоактивными веществами. Они склонны к изоляции, одиночеству и подвержены риску депрессии. Отверженную молодежь можно разделить на два типа:

          • Агрессивно-отверженные подростка проявляют враждебное и угрожающее поведение, проявляют физическую агрессию и разрушительные действия. Они могут запугивать других, отказываться от дружбы, игнорировать и исключать других. Хотя их не хватает, они склонны переоценивать свою социальную компетентность.
          • Замкнутые-отверженные подростки социально замкнутые, осторожные, робкие, тревожные в социальных ситуациях и неуверенные в себе. Они рискуют подвергнуться издевательствам.

          Люди, которые нравятся многим сверстникам, но также не нравятся многим, обозначаются как спорный . Эта группа может обладать характеристиками как популярной, так и отвергнутой группы. Эти люди, как правило, агрессивны, разрушительны и склонны к гневу. Однако они также могут быть кооперативными и социальными. Они часто социально активны и являются хорошими лидерами группы. Их сверстники часто считают их высокомерными и снобами.

          безнадзорных подростка считаются безнадзорными, если они получают мало положительных или отрицательных номинаций. Эти дети не особенно нравятся или не нравятся сверстникам и, как правило, остаются незамеченными. В результате они могут быть изолированы и особенно избегать конфронтации или агрессивных взаимодействий. Эта группа, как правило, преуспевает в учебе.

          Наконец, средних подростка обозначены как таковые, потому что они получают среднее количество как положительных, так и отрицательных номинаций. Они нравятся небольшой группе сверстников, но не очень многим не нравятся.

          Рисунок 11.3.2. Социометрические статусы и характеристики сверстников.

          Популярность

          Что делает подростка популярным? Несколько физических, когнитивных и поведенческих факторов влияют на популярность. Во-первых, подростки, которых считают физически привлекательными, как правило, пользуются большей популярностью среди сверстников. Когнитивные особенности также имеют значение. Люди, которые демонстрируют более высокий интеллект и преуспевают в учебе, как правило, больше нравятся. Кроме того, предпочтение отдается тем, кто может принять чужую точку зрения и продемонстрировать навыки решения социальных проблем. Подростки, которые могут управлять своими эмоциями и вести себя соответствующим образом, получают более высокий статус. Наконец, подросткам нравятся уверенные в себе, но не тщеславные сверстники.

          Вмешательства

          Что можно сделать, чтобы помочь подросткам, которых не любят? Безнадзорным подросткам обучение социальным навыкам и поощрение их к участию в мероприятиях может помочь им стать заметными для своих сверстников и завести друзей. Отвергнутым подросткам может понадобиться поддержка, чтобы помочь справиться с гневом, преодолеть тревогу и справиться с депрессией. Эта группа также может извлечь пользу из обучения социальным навыкам, чтобы научиться социальной компетентности и обрести уверенность.

          Что такое социометрия? (с изображением)

          `;

          Наука

          Факт проверен

          Психотерапевту Джейкобу Морено приписывают разработку социометрии . Социометрия описывается как наука, которая включает в себя изучение и измерение отношений, социальных структур и психического здоровья. Он включает в себя измерение групп, а также поведения и статуса отдельных лиц в таких группах.

          Социометрия предполагает использование другого подхода к пониманию групповых союзов. В отличие от других наук, она требует исследования социальных групп и организаций из ядра структур. Социометрия занимается выявлением и анализом скрытых убеждений, союзов и скрытых планов групповых структур. Он также включает анализ групповой подструктуры. Социометрия исходит из того, что каждый из этих элементов, от союзов до подгрупп, объединяется, чтобы придать форму группам и организациям.

          Среди основных вкладов Морено в социометрию была социограмма . Социограмма — это метод представления людей в виде точек на графиках и использования линий и дуг для представления отношений между людьми. Кроме того, Морено создал журнал под названием Sociometry .

          Социометрию часто делят на две категории: прикладную социометрию и исследовательскую социометрию. Категория исследований, часто называемая сетевыми исследованиями , связана с исследованием моделей взаимоотношений как в малых, так и в больших группах. Паттерны отношений могут быть исследованы с использованием отдельных лиц и небольших групп, а также таких больших групп, как целые кварталы. Социометрист-исследователь может заниматься выявлением таких вещей, как то, с кем человек считает желательным сидеть в группе, к кому можно обратиться за советом и кого воспринимают как хорошего лидера. Однако такие вещи — лишь верхушка айсберга, поскольку социометристы-исследователи углубляются в многочисленные аспекты паттернов отношений.

          Прикладная социометрия занимается использованием различных методов для оказания помощи как отдельным лицам, так и группам. Прикладные социометристы стремятся помочь своим субъектам расширять и развивать свои социальные сети. И исследования, и прикладная социометрия работают, чтобы поощрять и вдохновлять группы и отдельных лиц на более спонтанные, энергичные и творческие модели поведения.

          Социометристы практикуют в различных областях. Они присутствуют в профессиях, связанных с психологией и консультированием, а также в тех, которые связаны с исполнительным руководством. Социометристы также работают в областях, связанных с развитием сообществ и организаций.

          Жажда знаний вдохновила Николь на то, чтобы стать писателем AllTheScience, и она сосредотачивается в первую очередь по таким темам, как домашнее обучение, воспитание детей, здоровье, наука и бизнес. Когда не пишешь и не проводишь время Николь со своими четырьмя детьми любит читать, отдыхать в походах и ходить на пляж.

          Николь Мэдисон

          Жажда знаний вдохновила Николь на то, чтобы стать писателем AllTheScience, и она сосредотачивается в первую очередь по таким темам, как домашнее обучение, воспитание детей, здоровье, наука и бизнес.

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *